Научная статья на тему 'Финансовые аспекты государственного регулирования сельскохозяйственных предприятий'

Финансовые аспекты государственного регулирования сельскохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты государственного регулирования сельскохозяйственных предприятий»

рению источников кредитования наряду с сохранением традиционных централизованных кредитных ресурсов будут способствовать:

сосредоточение сбережений сельского населения в кооперативных банках для использования накапливаемых денежных средств в аграрной сфере;

более широкое применение бюджетных кредитов, выдаваемых прежде всего под контракты на продажу сельскохозяйственной продукции в региональные продовольственные фонды;

использование форм авансирования сельских товаропроизводителей через систему залоговых операций;

привлечение в кредитные системы АПК свободных остатков счетов других юридических лиц.

В реформировании нуждается налоговая система. В последнее время для сельских товаропроизводителей установлено множество федеральных и местных налогов и сборов, через которые изымается 80-90% получаемой прибыли. Такая система налогов ухудшает и без того трудное экономическое положение сельскохозяйственных предприятий, не способствует стабилизации производства в условиях кризиса и не создает финансовых и материально-технических предпосылок для эффективного расширенного воспроизводства в дальнейшем. Основным налогом для сельских товаропроизводителей должен стать рентный платеж, дифференцированный с учетом плодородия и местоположения земель.

Особое значение в сельском хозяйстве, где результаты производства непредсказуемы и существенно меняются по годам под влиянием природно-климатических условий, имеет страхование товаропроизводителей. Сельскохозяйственным предприятиям, отдельным фермерам непосильно регулярно

уплачивать большие суммы страховых платежей. Поэтому целесообразно, чтобы половину этих сумм уплачивало государство.

В целях широкого привлечения сельских товаропроизводителей к страхованию надо существенно расширить страховые услуги за счет новых видов страхования (доходов, кредитных и коммерческих рисков и т.д.), а также предоставления возможности самостоятельного выбора страховых объектов: сельскохозяйственных культур, животных, страховых рисков, уровня страхуемого урожая и т.д.

Очевидно, что совершенствование ценообразования, налогообложения, системы кредитования и страхования в решающей мере зависит от результативности проводимых реформ и регулирования государством макроэкономических процессов. При этом государственное регулирование и поддержку АПК по важнейшим направлениям следует проводить целенаправленно на федеральном и региональном уровнях и на единых методологических основах.

Формирование рыночных отношений в агропромышленном производстве вызывает необходимость развития кооперации, которая исторически и логически сопутствует становлению реальных товарно-денежных отношений. Как процесс объединения трудовых, материально-технических ресурсов и денежных средств и как форма сотрудничества на договорной и взаимовыгодной основе кооперация создает реальные предпосылки и условия для выхода сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса из кризиса, для стабилизации и подъема производства сельскохозяйственной продукции, улучшения снабжения населения качественными и дешевыми продуктами питания.

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Л.А. Рыманова, к.э.н., вед. науч. сотр. Сибирского НИИ экономики

сельского хозяйства

Финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий Сибирского федерального округа характеризуется высоким уровнем асимметрии, основу которой формирует дифференциация финансовых результатов от реализации продукции. Различия в выручке за единицу товарной продукции отмечаются в территориальном и продуктовом аспектах. 79 хозяйств (1-я группа) Новосибирской области реализовали 9% зерна с выручкой до 200 р./ц, 298 хозяйств (2-я группа) - 65% зерна с выручкой от 201 до 300 р./ц и 96 хозяйств (3-я группа) реализовали 26% объема товарного зерна с выручкой свыше 301 р./ц. При средней по области выручке за реализацию 1 ц зерна 271 р./ц, она составила, соответственно, по группам 179, 248, 360 р./ц. Вариацию выручки характеризует среднеквадратичное отклонение ст = 79, коэффициент вариации v = 30,7%. При средней рентабельности зерна по хозяйствам области - 44%, она составила по выделенным группам соответственно 8,4, 32,2 и 84,4%.

Значительная дифференциация выручки отмечается по молоку. Из 378 хозяйств, реализующих

молоко, выручку за реализацию молока до 450 р./ц имели 50 хозяйств, от 450 до 600 р./ц - 298 хозяйств, свыше 601 р./ц - 378 хозяйств. Только 32% товарного молока было реализовано с выручкой свыше 728 р./ц, при средней по области - 590 р./ц. Вариацию выручки характеризует среднеквадратичное отклонение ст = 91, коэффициент вариации V = 15%.

Анализ распределения хозяйств свидетельствует о неодинаковой направленности по группам изменения выручки за реализацию 1 ц продукции и объемов реализации.

При сравнении 2-й и 1-й групп, 3-й и 2-й групп коэффициент эластичности изменения объема реализации от изменения выручки за 1 ц зерна составил соответственно 4,6 и -2,2. Это означает, что увеличение цены реализации на 1% во 2-й по сравнению с 1-й группой сочетается с увеличением объема реализации товарного зерна на 4,4%, а увеличение цены реализации на 1% в 3-й, по сравнению со 2-й группой ведет со снижением объема реализации товарного зерна на 2,2%. Аналогичные тенденции отмечаются в группах хозяйств с различным

уровнем выручки за реализацию 1 ц молока, соответствующие коэффициенты эластичности составили 6,5 и -2,2%.

Данные тенденции проявляются в условиях необходимости формирования конкурентоспособного отечественного сельскохозяйственного производства и ненасыщенности рынка сельскохозяйственных продуктов вследствие заниженного потребительского спроса и соответствующей внутриотраслевой потребности сельскохозяйственной продукции собственного производства из-за резкого падения объемов производства отрасли.

Система мер и механизм трансформации выручки в один из основных источников финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях предполагают реализацию финансовых аспектов государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий. Остановимся на ряде направлений совершенствования этого процесса.

Первое. Нужна система мер по увеличению объемов производства и рентабельности продаж в хозяйствах с более высоким уровнем конкурентоспособности, где выручка за товарную продукцию может стать источником инвестиционного прорыва. Сложившиеся тенденции свидетельствуют о необходимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях механизма государственного регулирования объемов реализации основных видов товарных продуктов и поддержки цен предложения на сельскохозяйственную продукцию. Это предполагает наличие эффективного механизма закупочных и товарных интервенций, формирования региональных продовольственных фондов по гарантированным ценам, обеспечивающих уровень рентабельности с учетом выделения средств на осуществление инвестиционных процессов. Важным аспектом является преодоление, путем регулирования гарантированными ценами, различий в дифференциации сложившейся продуктовой рентабельности. В настоящее время даже в высокоинтенсивных сельскохозяйственных предприятиях отмечается значительная дифференциация продуктовой рентабельности по основным видам товарных продуктов - пшенице, молоку, мясу крупного рогатого скота и др.

Сдерживающим фактором экономии издержек производства, изъятия дифференциальной ренты 2, снижения рентабельности продаж в этой группе хозяйств являются несопоставимо высокие оценки применяемых промышленных средств труда с их реальным экономическим эффектом и удельном весом в технологическом процессе.

В условиях построения рыночной экономики на действительных принципах конкуренции формирование эластичного спроса сельскохозяйственных предприятий при увеличении цен на топливно-энергетические ресурсы предполагает значительное сокращение их закупок за счет совершенствования технологического фактора, уменьшения материалоемкости и энергоемкости производства. Обеспечение конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного производства предполагает государственные мероприятия по техническому перевооружению сельскохозяйственных предприятий путем разработки и реализации системы инновационно-инвестиционных программ. Механизм и пилотные проекты по осуществлению этих программ

должны разрабатываться в группе высокоинтенсивных сельскохозяйственных предприятий.

Важнейшим направлением государственного регулирования и поддержки аграрного сектора является выделение средств бюджетов разного уровня на формирование финансовых ресурсов и резервов на реализацию инвестиционно-инновационных программ. Экономическая реальность в настоящее время характеризуется практическим отсутствием резервного капитала в структуре капитала предприятий и других финансовых резервов. Необходимо внедрение механизма формирования финансовых резервов предприятий на инвестиционные цели с учетом государственной поддержки их формирования по организациям, участвующим в реализации инновационно-инвестиционных программ.

Система объектов и источников формирования финансовых инвестиционных резервов и ресурсов представлена на рис. 1.

Второе. Необходима разработка системы мер по повышению уровня рентабельности производства и продаж в группе хозяйств со средним уровнем интенсивности и эффективности производства. По существу, эти хозяйства отражают формирование зональных издержек производства основных видов сельскохозяйственных продуктов. Себестоимость товарного зерна и молока в этой группе хозяйств имеет относительное снижение по сравнению с хозяйствами других групп. Элементы поддержки цен предложения сельскохозяйственных предприятий путем регулирования определенного сектора рынка гарантированными ценами обеспечат с учетом сложившихся закономерностей рост рентабельности и объема продаж.

Важным фактором повышения рентабельности продаж являются организация эффективного ценообразовательного процесса на сельскохозяйственных предприятиях, применение методик определения базовой цены предприятия с использованием соответствующих методов ее определения: полных издержек, стоимости производства, метода определения цены на базе сокращенных затрат, метода рентабельности инвестиций и др. Ценообразовательный процесс должен сочетаться с эффективным операционным анализом, отслеживающим зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек производства и объемов реализации и сбыта, формирующим систему мер по предотвращению генерирования предпринимательского и финансового рисков.

Третье. Разработка организационно-экономических мер по повышению рентабельности производства, продаж в хозяйствах с минимальной эффективностью производства продукции предполагает осуществление широкого круга реорганизационных мероприятий. Это могут быть процессы кооперирования, интеграции, укрупнения хозяйств. Государственная поддержка по этой группе хозяйств предполагает осуществление радикальных мер по их оздоровлению, списанию экономически неприемлемого уровня задолженности.

Дефицит поступления массы средств через выручку обусловил формирование чрезмерного уровня кредиторской задолженности. В 2004 г. в Новосибирской области 27% от общей численности хозяйств, занимающих 50% в объеме товарной продукции, имели уровень кредиторской задолженно-

сти, кратный объему выручки до трех месяцев. В этой группе уровень рентабельности производства и продаж превышает средний уровень по хозяйствам области соответственно на 12 и 9 пунктов, с учетом фактора инфляции уровень рентабельности производства и продаж составил соответственно 10 и 6%. Сумма кредиторской задолженности в расчете на 1 хозяйство - 5,6 млн р., кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность в 1,5 раза.

К наиболее проблемным относятся 132 хозяйства, 27% от общей численности хозяйств, занимающие-

только 9% в объеме товарной продукции. Они имеют уровень кредиторской задолженности, кратный объему выручки свыше чем за один год. В этой группе уровень рентабельности производства и продаж отрицательный - -11 и -13%, а с учетом фактора инфляции уровень рентабельности производства и продаж имеет отрицательные характеристики - -23%, -25% .

Сумма кредиторской задолженности в расчете на 1 хозяйство в этой группе составила 14 млн р., кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность в 7 раз (табл. 1).

Объекты, источники, инфраструктура формирования финансовых инновационно-инвестиционных резервов и ресурсов

продуктовые

технико-технологические

организационно-

экономические

Общая стоимостная оценка потребляемых финансовых ресурсов на осуществление разного уровня инновационноинвестиционных программ

Стабилизационный фонд промышленности

Бюджеты:

федеральный,

региональный^

муниципальный

Корпоративные финансовые инвестиционные резервы

Финансовая инфраструктура, банковский кредит, инвестиционные, венчурные фонды

Собственные средства, резервный капитал предприятий

Принципиальный подход к структурированию объектов и субъектов процесса формирования финансовых инвестиционных резервов и ресурсов

Рис. 1. Система объектов и источников формирования финансовых инвестиционных резервов и ресурсов

1. Группировка хозяйств Новосибирской области по уровню кредиторской задолженности, 2004 г.

Группы хозяйств по уровню кредиторской задолженности, кратной месячной выручке, мес. Чи хозя ГРУ ело йств в гппе Уд. вес группы в объеме товарной продукции. О/о Уровень рентабельности, °/о Сумма кредиторской задолженности на 1 хозяйство, млн р. Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности, раз

Всего Уд. вес, О/о производства* продаж

Факт С учетом инфляции Факт С учетом инфляции

До 3 месяцев 129 27 50 22 10 18 6 5,6 1,5

От 3 до 6 месяцев 105 22 20 13 1 12 0 10,1 4 раза

От 7 до 9 месяцев 70 14 16 6 18 -6 -18 16,5 4 раза

От 10 до 12 месяцев 50 10 5 -4 -16 -5 -17 10,1 6 раз

Свыше года 132 27 9 -И -23 -13 -25 14,5 7 раз

Всего 495 100 100 10 -2 9 -3 10,5 4 раза

Оздоровление сельскохозяйственных предприятий должно осуществляться не только путем реструктуризации задолженности в рамках действующего законодательства, но также с учетом предотвращения деградации сельских поселений, путем выделения средств на осуществление диверсифика-ционных мероприятий.

Таким образом, финансовые аспекты государственного регулирования сельскохозяйственных

предприятий включают необходимость мер государственной поддержки по регулированию цен предложения на сельскохозяйственную продукцию, предоставление средств бюджета на формирование финансовых ресурсов и резервов на осуществление инвестиций сельскохозяйственными предприятиями, эффективную реструктуризацию задолженности.

СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

В.В. Маслова, к.э.н., вед. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики

сельского хозяйства

Важнейшим направлением кредитно-денежной политики финансово-экономического блока правительства нашей страны является снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне, что само по себе представляется целесообразным. Однако без проведения масштабных структурноэкономических преобразований это приводит к тому, что при обеспечении значительного профицита федерального бюджета и направления сверхдоходов в стабилизационный фонд на деле происходит сдерживание бюджетного финансирования экономики. Ограничение предложения денег уменьшает инфляцию, но при этом приводит к повышению процентных ставок и сокращению инвестиций, что влечет за собой снижение роста валового внутреннего продукта. Сокращение бюджетного финансирования уменьшает не только прямые инвестиции, но также и возможное расширение кредитования Центральным Банком РФ коммерческих банков, которое могло бы значительно увеличить предложение заемных средств в стране.

Таким образом, проводимая кредитно-денежная политика на современном этапе сужает объемы поступления финансовых ресурсов в производственную сферу, а следовательно, блокирует источники роста экономики. К тому же основные инструменты финансово-кредитной политики государства (ставка рефинансирования и нормативы отчисления в фонд обязательных резервов коммерческих банков) используются неэффективно. Обязательные резервы банков предназначены для регулирования общей ликвидности кредитной системы, однако высокие нормативы отчислений влекут за собой ограничения возможностей банков и приводят к уменьшению денежной массы в обращении, в то время как понижение резервной нормы может привести к расширению кредитных возможностей банковской системы и эффекту мультипликации на рынке предложения денег.

Финансово-кредитные отношения регулируют процесс воспроизводства с помощью различных форм и методов финансирования и кредитования. Особенности агропромышленного сектора приводят к специфичным формам организации финансов с большой долей государственной поддержки.

В Российской Федерации меры государственной поддержки аграрного сектора можно подразделить по различным направлениям:

- поддержка доходов производителей (субсидии и компенсации);

- возмещение издержек (субсидирование части процентных ставок по полученным кредитам, субсидии на компенсацию части затрат по страхованию, субсидии на приобретение материально-технических ресурсов - лизинг, компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, субсидии на транспортные издержки);

- ценовое регулирование (закупки сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд, регулирование агропродовольственного рынка посредством проведения закупочных и товарных интервенций, защита экономических интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности);

- содействие воспроизводству основного средства производства в сельском хозяйстве - земли (программа «Плодородие»);

- поддержка развития сельских территорий.

Данные статистики свидетельствуют о том,

что после спада 2002 г. наметилась тенденция к улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, по сравнению с 2003 г. в 2,5 раза увеличилась прибыль от реализации, работ и услуг, которая в 2004 г. составила 29,1 млрд р., повысилась до 10,4% рентабельность по всей деятельности, включая субсидии, причем последних было выплачено 20,4 млрд р.

Из общей суммы субсидий за счет федерального бюджета в 2004 г. на государственную поддержку программ и мероприятий по развитию растениеводства было выделено 22%, а на программы и мероприятия по развитию животноводства - 33% средств. Из региональных бюджетов выплачивалось более 54% субсидий, направленных на поддержку программ и мероприятий по развитию растениеводства. Доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации по поддержке программ и мероприятий по развитию животноводства составила 84%, причем полностью за счет регионов осуществлялось субсидирование продукции животноводства.

Особенности агропродовольственной политики в регионах различны, это обусловливается многими причинами: недостатком средств в местных бюджетах, значительными вложениями частного капитала, отношением региональных властей к аграрным вопросам. К регионам с низким уровнем бюджетного субсидирования сельскохозяйственного производства относятся Алтайский край (29,8 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.