Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРИБЫЛЬ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / МИКРОЗАЙМЫ / ГРАНТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ENTREPRENEURSHIP / FINANCIAL RESOURCES / FINANCIAL RESULTS / PROFITS / FINANCIAL SUPPORT / MICROLOANS / GRANTS / STATE PROGRAMS / REGION / REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Челпанова Марина Михайловна

В статье раскрыта роль финансов в деятельности современных субъектов предпринимательства, рассмотрены различные источники финансирования бизнеса и необходимость их привлечения. На примере Республики Крым проведен анализ финансовых результатов деятельности предпринимательского сектора в разрезе экономических отраслей, дана оценка их влияния на формирование регионального бюджета. Раскрыты особенности использования заемного и привлеченного капитала предпринимателями региона, изложены результаты мониторинга национального проекта, а также государственных и региональных программ их финансовой поддержки. На основе проведенного исследования сформированы предложения по совершенствованию системы финансового обеспечения предпринимательского сектора Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Челпанова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ASPECTS OF BUSINESS ENTITIES OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article reveals the role of finance in the activities of modern business entities, considers various sources of business financing and the need to attract them. On the example of the Republic of Crimea, an analysis of the financial results of the business sector in the context of economic sectors was carried out, an assessment of their impact on the formation of the regional budget was given. The peculiarities of the use of borrowed and attracted capital by entrepreneurs of the region are disclosed, the results of monitoring the national project, as well as state and regional programs of their financial support are presented. On the basis of the study, proposals were made to improve the financial support system for the entrepreneurial sector of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.47

ФИНАНСОВЫЕ А СПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

В статье раскры га роль финансов вдея тельное ТИ современных субЪектоВ Предпринимательства, рассмотрены различные источники финансирования биз неса и необходимость их привлечения На примере Республики Крым проведен анализ финансовых результатов деятельности предпринимательского сектора в разрезе экономических отраслей, дана оценка их влияния на фор мирование регионального бюджета. Раскрыты особенности использования заемного и привлеченного капитала предпринимателями региона, изложены результаты мониторинга национального проекта, а также государственных и региональных программ их финансовой поддержки. На основе проведенного исследования сформированы предложения по совершенствованию системы финансового обеспечения предпринимательского сектора Республики Крым.

Ключевые слова: предпринимательство; финансовые ресурсы; финансовые результаты; прибыль; финансовая по/щержка; микрозаймы; гранты; Гэсудар-ственные программы; регион; Республика Крым.

УДК 338.24.01 ВАК РФ 08.00.10

& Челпанова ММ, 2020

О

cü о cu

cf

LO <

se ct

г?

со

=r Z

Одним из признаков рыночной экономики является не только сам институт предпринимательства, но финансовые аспекты его функционирования. Это обусловлено такими характерными чертами предпринимательской деятельности, как автономность и рискованность, основанными на полном финансовом самообеспечении. С одной стороны, это дает свободу действий при ведении бизнеса, сдругой - их же и ограничивает.

Больш и нет во п роблем современного п ред при нимательства в той или иной степени связано с вопросами финансирования. Об этом свидетельствуют как опросы практиков, так и исследования теоретиков. В частности, данное утверждение обосновано в последних публикациях Е, Н, Кравченко и Н. Е. Шевелевой [1], Л. А, Ахметова и Д. А. Журавлева [2|, Р. Червелло-Ройо, И. Мойя-Клементе, М.Р. Пе-релло-Марин и Г. Рибес-Гинер [3],а также целого ряда других авторов. Причинами сложившейся ситуации они называют потерю предприятиями собственных ресурсов в результате их убыточной деятельности, рост инфляции, несовершенство системы налогообложения, высокую стоимость заемных средств и т.д. Вместе с тем, немаловажное значение для эффективного формирования и использования финансовых ресурсов имеет и их внутрифирменная система управления, которой до сих пор уделяется недостаточное внимание.

Классическая классификация финансовых ресурсов, встречающаяся у большинства ученых [4,5, б], подразделяет их на две объемные группы - собственные и заемные, 8 числе других авторов [7, 8], мы придерживаемся необходимости выделения и третьей их категории - привлеченных средств или целевого финансирования. Данные финансовые ресурсы представляют собой внешний капитал, выделяемый бизнесу с целью его развития без необходимости возврата в будущем. К такого рода источникам относятся преимущественно вышестоящие {в том числе государственные и муниципальные) органы власти, дотирующие в широком смысле развитие предпринимательства, исходя из приоритетности его регионально-отраслевой структуры.

Устойчивое представление о Республике Крым как о рекреационном и аграрном регионе мало коррелирует с реальными показателями его бюджетообразующих отраслей. Согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по

—f^L

V

S

ЧЕЛПАНОВА Марина Михайловна, кандидат экономических наук с тарший преподава тель, кафедра Административного права и административной деятельности ОВД Крымский филиал Красно дарского университета МВД России, Симферополь, Республика Крым

217

Республике Крым и г. Севастополю [9], 8 структуре валового регионального продукта Крыма лидирует оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (17,1 %), на втором месте - строительство (11,1 %}, на третьем - государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (9,7 %}.

Предприятия сферы торговли Республики Крым ежегодно демонстрируют и положительные финансовые результаты своей деятельности [10]. Как видно из данных, представленных в таблице 1, в 2015-2019 гг. их финансовое сальдо составило от 2,3 млрд руб. до 7,1 млрд руб., обеспечивая им первое место в ранжированном ряду организаций региона по данному сравнительному признаку.

Таблица 1 - Сальдированный финансовый результат деятельности организаций Республики Крым до налогообложения, млн руб,

ничной торговле (87,0 %), в 2016-2017 годах - в сферах по оказанию прочих услуг (87,5 %}, в

2018 году - в сфере недвижимости (76,7 %), в

2019 году - в сфере торговли и ремонта автотранспорта (100,0%) (табл. 2).

Таблица 2-Удельный вес прибыльных организаций Республики Крым (в разрезе отраслей), %

Вид деятельности 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 73,6 77,8 73,8 58,1 69,0

Промышленность 52,6 57,8 65,9 58,9 65,0

Строительство 51,7 59,3 57,9 39,1 31,3

Торговля оптовая 77,1 72,7 75,9 67,6 81,3

Торговля розничная 87,0 85,0 82,1 72,4 76,9

Торговля и ремонт автотранспорта 78,7 66,7 75,0 66,7 100,0

Гостинично-ресторанный бизнес 51,5 52,6 53,3 57,1 50,0

Транспорт и связь 60,0 63,9 57,7 57,0 61,4

Операции с недвижимым имуществом 60,2 67,0 63,8 76,7 69,4

Наука и образование 57,9 61,5 73,6 58,4 72,9

Здравоохранение и социальные услуги 59,4 76,7 61,0 61,0 61,0

Культура, спорт, развлечения 19,8 21,6 25,0 20,0 16,7

Прочие услуги 67,6 87,5 87,5 72,7 77,8

Всего 61,8 66,9 67,2 62,1 64,6

Вид деятельности 2015 год 2016 гад 2017 гад 2018 год 2019 гад

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 607,5 1126,3 417,0 462,4 1346,2

Промышленность 208,8 22949,8 52765,0 2653,5 2618,9

Строительство -411,5 1154,0 654,7 30,9 -440,0

Торговля оптовая 1069,1 946,4 4084,5 3641,8 2260,6

Торговля розничная 1191,7 857,5 3936,2 2930,2 4615,7

Торговля и ремонт автотранспорта 82,2 239,8 129,2 141,2 184,0

Гостинично-ресторанный бизнес -694,7 272,7 -1039,0 -1445,8 353,0

Транспорт и связь 1712,7 874,5 771,7 -650,2 125,2

Операции с недвижимым имуществом -606,3 1120,9 591,3 690,5 935,2

Наука и образование 13,8 16,5 99,0 147,2 30,5

Здравоохранение и социальные услуги -85,8 285,7 323,5 -978,4 -972,9

Культура, спорт, развлечения 11,6 14,0 52,0 -20,3 -18,4

Профессиональные, персональные и прочие услуги 38,7 265,4 5,7 23,4 10,6

Всего 3137,8 30123,5 62790,8 7626,4 11048,6

Данные таблицы 1 также свидетельствуют, что в 2016 и 2017 гг. совокупный финансовый результат деятельности организаций Республики Крым был образован преимущественно промышленными предприятиями, вклад которых, соответственно, составил 22,9 млрд руб. и 52,8 млрд руб. Превышение совокупного убытка над прибылью в разные годы демонстрировали организации сфер строительства, гости-нично-ресторанного бизнеса, транспорта и связи, недвижимости, здравоохранения и социальных услуг, культуры, спорта и развлечений.

В процентном отношении наибольший удельный вес прибыльных предприятий в Республике Крым был отмечен: в 2015 году- в роз-

Анализируя данные, представленные в таблице 2, можно отметить, что в течение последних пяти лет в Республике Крым преимущественно убыточными были предприятия сферы культуры, спорта и развлечений (от 80,2% в 2015 году до 83,3% в 2019 году). Обращает на себя внимание и значительное сокращение доли прибыльных организаций сферы строительства региона - с 51,7% в 2015 году до 31,3% в 2019 году. Деятельность около половины предприятий гостинично-ресто-ранного бизнеса, транспорта и связи, а также здравоохранения и сферы социальных услуг региона также приносит убытки их собственникам.

Отсутствие чистой прибыли как элемента собственного капитала не позволяет субъектам предпринимательской деятельности осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. В этих условиях значительное количество бизнесменов Крыма заинтересовано в использовании заемного капитала, предоставляемого как банковскими организациями, так и другими финансовыми структурами. Несмотря на целый ряд санкци-онных ограничений для эффективного развития регионального финансового рынка, органы государственной власти Российской

Федерации и Республики Крым предпринимают различные шаги по их устранению.

Из трех коммерческих банков, действующих на территории Крыма, два (АО Тенбанк"иРНКБ Банк (ПАО)) были определены Министерством экономического развития РФ как участники программы льготного кредитования для предпринимателей в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Согласно условиям данной программы, с 22 марта 2019 года субъекты предпринимательской деятельности, имеющие статус малых и средних коммерческих предприятий, могут получить кредит по ставке 8,5% годовых без дополнительных комиссий. Льготные кредиты могут быть выданы на пополнение оборотных средств в сумме не более 100 млн руб., а также на инвестиционные цели до 1 млрд руб. Поданным Фонда поддержки предпринимательства Крыма, только за март 2019 года АО Тенбанк" выдал поданной программе 7 кредитов на сумму 105 млн руб., а РНКБ Банк (ПАО) за первый квартал 2019 года - 17 кредитов на сумму 840 млн руб.

Важным участником финансового рынка Республики Крым является и ГУП РК "Крымский гарантийный фонд", выступающий в качестве кредитного поручителя субъектов предпринимательской деятельности перед банковскими организациями. В 2018 году фондом был о дано 164 поручительства на сумму 1,2 млрд руб., за первый квартал 2019 года - 27 поручительств на сумму 196 млн руб. В целом, благодаря деятельности Крымского гарантийного фонда, предпринимателями региона было получено 325 млн руб. заемных ресурсов, а также проведено 12 лизинговых операций на сумму 13 млн руб.

Бизнес-активность в Крыму финансово поддерживается и региональным Фондом микро-

финансирования предпринимательства, основные программы которого приведены в таблице 3.

Заемные средства Фондом микрофинансирования предоставляются на срок от 6 до 24 месяцев, а по программе "Кооператив" - от года до пяти лет. Всего за время реализации программ предпринимателями Республики Крым было получено 1314 микрозайма на сумму свыше 2,5 млрд руб.

Таблица 3 - Условия программ Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым

Наименование программы Характеристика Сумма, тыс. руб. Комиссия Годовая % ставка

Оборот Без предоставления залога. Обеспечение - поручительство. Цель: на пополнение оборотных средств от 150,0 до 500,0 2% 4,25

Франшиза С залогом. Цель: на осуществление франчайзинповой деятельности от 500,0 до 5000,0 0,5% 4,25

Рефинансирование С залогом. Цель: рефинансирование задолженности Заявителя от 150,001 до 500,0 Определяются в зависимости от категорий СМСП*

Инвестор С залогом. Цель: для приобретения основных средств от 150,0 до 5000,0 1,5% (не более 65000 руб.) 4,25

Приоритет СМСП* осуществляет реализацию приоритетных проектов" от 150,0 до 5000,0 (с залогом) 0,7% 4,25

от 150,0 до 200,0 (без залога) 4,75

Бизнес-леди СМСП* создан женщиной - ИП или являющейся единоличным органом ЮЛ и (или) женщинами-учредителями ЮЛ, с долей в уставном капитале не менее 50,0 %, либо не менее 50,0 % голосующих акций акционерного общества от 150,0 до 5000,0 (с залогом) 1,0% (не более 65000 руб.) 4,25

от 150,0 до 200,0 (без залога) 4,75

Земледелец СМСП*, осуществляющее деятельность в сфере сельского хозяйства. Цель: для ведения сельскохозяйственной деятельности от 150,0 до 5000,0 (с залогом) 0,5% 4,25

от 150,0 до 200,0 (без залога) 4,75

Молодой предприниматель СМСП* - ИП, возраст которых не превышает 30 лет, и ЮЛ, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50,0 % от 150,0 до 5000,0 (с залогом) 1,0% 4,25

от 150,0 до 200,0(без залога) 4,75

Ремес-ленник СМСП*, осуществляющие деятельность в сфере обрабатывающих производств от 150,0 до 5000,0 (с залогом) 1,0% (не более 65000 руб.) 4,25

от 150,0 до 200,0 (без залога) 4,75

Моногород СМСП* зарегистрирован и осуществляет свою деятельность на территории моногородов Армянск и Красноперекопск от 150,0 до 5000,0 (с залогом) 0,5% (не более 65000 руб.) 4,25

от 150,0 до 200,0 (без залога) 4,75

Моногород приоритетный СМСП* зарегистрирован и осуществляет свою деятельность на территории моногородов Армянск и Красноперекопск при от 150,0 до 5000,0 (с залогом) 0,5% 2,12

от 150,0 4,25

О

си о

CXJ

cf

Lû <

¡¡й et

г?

со

=г Z

V

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

219

СМСП* - субъекты малого и среднего предпринимательства;

** - Перечень приоритетный проектов представлен в Правилах предоставления микрофайлов микрокредиг-ной компании "Фонд микрофинансирования предпри иимательства Республики Крым1' H 1]

Продолжение табл. 3

Еще одним направлением поддержки субъектов предпринимательской деятельности в регионе является возможность получения техники и оборудования на условиях финансового лизинга. АО "Региональная лизинговая компания Республики Крым" предлагает предпринимателям 8 продуктов лизинга: оборудование, медицинское оборудование, автотранспорт, тяжелая и специальная техника, автобусы, малые рыболовецкие суда, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства для развития туристических перевозок и организации отдыха. Сумма финансирования составляет от 1 млн руб. до 120 млн руб., авансовый платеж - от 10,0%, а срок лизинга - до 5 лет. Процентная ставка дифференцирована: дляагротоваропроизводителей - 6,0%, для предпринимателей из других сфер деятельности - 8,0%.

Все перечисленные мероприятия реализуются в рамках вышеназванного национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", в частности, пяти региональных проектов Республики Крым:

- расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;

- акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;

- популяризация предпринимательства;

- улучшение условий ведения бизнеса;

- создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

Всего на выполнение мероприятий данных проектов в течение 2015-2024 гг. запланировано выделение 2102,13 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 2081,84 млн руб. и из республиканского бюджета - 23,29 млн руб. Данные Годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Республики Крым за 2019 год [12] свидетельствуют, что в рамках проекта "Акселерация" получили поддержку 4,31 тыс. чел., "Популяризация предпринимательства" -0,42 тыс. чел., "Система поддержки фермеров" -359 чел. Также за анализируемый период зарегистрировано 90 новых индивидуальных предпринимателей, а 705 бизнесменов прошли дополнительное профессиональное обучение.

В Государственных программах Республики Крым, в частности,в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Государственной программе "Экономическое развитие и инновационная экономика", заложены и финансовые механизмы грантовой поддержки субъектов предпринимательской деятельности региона, представляющей собой безвозмездный привлеченный капитал. Кроме того, Государственной программой "Управление государственным имуществом Республики Крым" предусмотрено ежегодное увеличение не менее чем на 10,0% количества объектов имущества, находящегося в го-сударственной собственности Республики Крым, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки.

Следует отметить, что основным условием получения грантов для начала или развития предпринимательской деятельности выступает строго целевое использование полученных бюджетных ассигнований. Кроме того, большинство программ такого рода предполагают

Ремесленник СМСП*, осуществляющие деятельность в сфере обрабатывающих производств от 150,0 до 5000,0 (с залогом) 1,0% (не более 65000 руб.) 4,25

от 150,0 до 200,0 (без залога) 4,75

Моногород СМСП* зарегистрирован и осуществляет свою деятельность на территории моногородов Армянск и Красноперекопск от 150,0 до 5000,0 (с залогом) 0,5% (не более 65000 руб.) 4,25

от 150,0 до 200,0 (без залога) 4,75

Моногород приоритетный СМСП* зарегистрирован и осуществляет свою деятельность на территории моногородов Армянск и Красноперекопск при реализации приоритетных проектов** от 150,0 до 5000,0 (с залогом) 0,5% 2,12

от 150,0 до 200,0 (без залога) 4,25

Иные СМСП СМСП*, которые нельзя отнести ни к одному из представленных льготных направлений от 150,0 до 5000,0 (с залогом) 1,5% (не более 65000 руб.) 6, 25

от 150,0 до 200,0 (без залога) 6,75

Кооператив СМСП*, функционирующие в сфере сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, обрабатывающих производств и строительства. Для ЮЛ необходимо обеспечение -поручительство. от 6000,0 до 10000,0 0,5% 5,00

совместное долевое участие государства и предпринимателей в осуществлении бизнес-проектов, а также имеют конкурсную основу и условия по обеспечению социально-экономического развития региона. Это вполне закономерно как с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств, так и приоритетности их выделения по территориально-отраслевому признаку. Минусом такого подхода можно считать принижение роли экономически развитых отраслей, формирующих доходную часть бюджета региона, но ограниченных в возможности получения государственной поддержки. Оптимизация отношений государственно-частного партнерства должна основываться на формировании равнозначных условий развития всех бюджетообразующих отраслей.

Также важным направлением совершенствования процесса финансового обеспечения предпринимательского сектора Республики Крым должно стать формирование конкурентного финансового рынка. Пока в регионе мало значимых банковских, кредитных, страховых и других финансовых организаций даже национального уровня, не говоря уже о международном. Системная и структурная реорганизация финансового рынка Крыма с привлечением крупных институциональных участников позволит внедрить мировые стандарты обслуживания, будет способствовать расширению предложения финансовых продуктов, повышению уровня конкуренции и эффективности всей финансовой системы в целом.

Таким образом, формирование достаточных финансовых ресурсов и соответствующих механизмов управления ими позволяет субъектам предпринимательства в полной мере сосредоточиться на качестве и эффективности своей деятельности. При этом, несмотря на рыночный характер современной экономики, предприниматели могут воспользоваться различными государственными и региональными мерами финансовой поддержки бизнеса, как было продемонстрировано в данной статье.

Примечания:

1. Кравченко E.H. К вопросу об эффективности финансирования малых предприятий / F.H. Кравченко, Н.Ё. Шевелева // Вестник Алтайской акаде Мии экономики и права. - 2019. - N® 4-2. - С. 210-216.

2. Ахметов Л.А. Некоторые вопросы реализации национального проекта по малому и среднему предпринимательству / Л.А. Ахметов, Д.А. Журавлев // Путеводитель предпринимателя. - 2019. №41, - С 22-34.

3. Cerveüo-Royo R. Sustainable development, economic and financial factors, thai influence the opportunity-driven entrepreneurship. An fsGCA approach / R. Cerveli?-Royo, R. I. Moya-Clemente, M.R. Pe relio-Mar in, G. Ribes-Giner // Journal of Business Resea rch. -- 2020. - Vol. 115. - P. 393-402.

4. Ьалабанов ИЛ. Финансовый менеджмент / И.Т. Балабанов, - СПб. : Питер, 2015. - 218 с.

5. Байгузина Л.З. Сущность и виды финансовых ресурсов предприятия/Л.З, Байгузина, М.А. Фах-тиееа //Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 56-6. - С. 67-69. ,

6. Гор ют« ИИ а A.A. финансовые ресурсы пред при-' ятий и источники их формирования / A.A. Го-ркпкина // Вектор экономики, - 2019. - №в{33). -С. 67-69.

7. Кадырова Д.А. Сравнительный анализ финансовых ресурсов коммерческих организаций в России и за рубежом / Д.А. Кадырова, Т.В. Гребе ник// Вектор евразийской науки. - 2020. — Т. 12.— №3. - С. 30-51,

8. Куцегреева Л.6. Источники финансирования деятельности организации / Л.В. Куцегреева, В,В. Наливки на // Сфера услуг: инновации и качество. - 2019, - № 43. - С. 51-69.

9. Валовой региональный продукт; официальная статистика Управления ФСГС по Республике Крым иг.Севастополю.- URLhttps://crimea.gks.ru/folder/ 27536.

10. Финансы: официальная статистика Управле ния ФСГС по Республике Крым и г. Севастополю. -URL: https://crimea.gks.ru/foider/27540.

11. Правила предоставления микрозаймов, утвержденные Правлением Микрокредитной компании "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым", Протокол № 32 от 20.02.2020 г. - URL: http://mikrofinrk.ru/ioans/.

12. Сводный Годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Республики Крым за 2019 год. - URL: https://minek.rk.gov.rU/ru/structure/1132.

О

cü о cu

cf

lq <

i: a

г? со

=r Z

■к'

i

221

AESTHETIC PRINCIPLES AND FEA TURES OF THE ISLAMIC RELIGION AND THEIR IMPACT ON THE ISLAMIC FAMILY

Agra m ova Lftiya Mavlavlevna, Postgraduate student, Bashkir State University, Ufa, Bashkortostan

The article examines the aesthetic principles of Islam and their influence on the family, including the Islamic one. A person in an Islamic family is focused not on a specific image, but on the emotional world. In a family, a person seeks an exquisite sensual being, mental and spiritual pleasure. The Islamic family is beauty-oriented, where calligraphic symbolism is associated with sensual emotions. The article substantiates the idea that islam and the islamic family reject Christian imagery. This also affected the Bashkir family, which is largely predetermined by such a mild form of islam as Sufism. But the author of this article was primarily interested in the moral substance of the people, the family as a natural and moral union of man and woman. In this respect, the antinomical nature of love, the teachings ofi Kant and IG, Fichte about love and family. The author comes to the conclusion that the ideology of the Islamic family and its aesthetic principles coincide with the national and artistic thinking of peoples. The family is focused on the beauty and morality of interpersonal relationships.

Keywords: aesthetic principles of Islam; islamic family; emotional world; beauty and morality; moral substance of the people; family as a natural and moral union of a man and a woman; antinomical nature of love; the teachings of Kant and Fichte about love and family; family and its orientation towards beauty and the morality of interpersonal relations.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-37.48

УДК 001 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ

ВАК РФ 09.00.14 ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ

НА ИСЛАМСКУЮ СЕМЬЮ

€> Агзамова Л.М., 2020 в статье исследованы эс те ти чес кие принципы ислама и их влияние на семью, в

том числе и исламскую. Человек в исламской семье ориентирован не на кон кретный образ, а на эмоциональный мир. В семье человек ищет изысканное чувственное бытие, душевное и духовное наслаждение. Исламская семья ориентирована на красоту, где каллиграфическая символика связана с чувственными эмоциями. В статье обоснована та мысль, что ислам и исламская семья отвергают христианскую образность. Это сказалось и на башкирской семье, которая во многом предопределена такой мягкой формой ислама как суфизм. Но автора настоящей статьи интересовала прежде всего нравственная субстанция народа, семья как естественный и нравственный союз мужчины и женщины. В данном отношении исследована антиномичная природа любви, учения И. Канта и И.Г. Фихте о любви и семье. Автор приходит к тому выводу, что идеология исламской семьи и ее эстетические принципы совпадают с национальным и художественным мышлением народов. Семья ориентирована на красоту и нравственность межчеловеческих отношенийI Ключевые слова: эстетические принципы ислама; исламская семья; эмоциональный мир; красота и нравственность; нравственная субстанция народа; семья как естественный и нравственный союз мужчины и женщины; антиномичная природа любви; учения Канта и Фихте о любви и семье; семья и ее ориентация на красоту и нравственность межчеловеческих отношений.

Целью настоящей работы является исследование эстетических принципов и особенностей исламской религии в более широком мировоззренческом контексте; этот контекст позволяет исследовать исламскую семью как ценность, которая ориентирована на эмоциональный мир. Задачами исследования выступает анализ художественной образности исламской семьи, рассмотрение семьи как нравственной субстанции народа, идеологии формирования исламской семьи и ее эстетических и нравственных принципов.

Человек в исламской семье, скорее, ориентирован не на конкретный образ, а на эмоциональный мир, на ритмику и узоры. Сама семья определяется здесь внутренней "структурой образа" [7, с. 16].

Не только музыка ритмов и узоров исламской семьи ценится здесь более всего; эта музыка, без которой вообще не может существовать семья, оборачивается необычайной страстностью, нередко переходящей в стихийную чувственность. Семья, действительно, не может существовать без выразительной передачи эмоционального строя любящей, тоскующей по более прекрасному миру лич-

АГЗАМОВА Лилия Мавлявиевна, аспирант, Башкирский государствен ныйуниверситет, Уфа, Республика Башкортостан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.