Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 163—167. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):163—167.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья УДК 343.7
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-163-167 NIION: 2007-0062-4/24-191
EDN: https://elibrary.ru/GNXXLZ MOSURED: 77/27-004-2024-04-391
Финансовые активы и цифровая валюта как предмет и средства экономических преступлений
Артемий Максимович Мусатов1, 2
1 ГБУ «Единый центр поддержки», Москва, Россия, [email protected]
2 Институт социальных наук, Москва, Россия
Аннотация. Статья раскрывает актуальную тему, посвященную экономическим преступлениям с финансовыми активами и цифровой валютой. В статье систематизированы существующие исследования юристов по рассматриваемой проблеме, а именно: отсутствие четкого правового статуса цифровых валют и финансовых активов, недостаточная адаптация законодательства к специфике таких активов, в связи с этим возникает необходимость пересмотра подходов к оценке предмета и средств экономических преступлений.
Ключевые слова: цифровая валюта, цифровые активы, предмет и средства экономических преступлений, уголовно-правовые аспекты, международное сотрудничество
Для цитирования: Мусатов А.М. Финансовые активы и цифровая валюта как предмет и средства экономических преступлений // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 163—167. https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-4-163-167. EDN: https://elibrary.ru/GNXXLZ.
CRIMINAL LEGAL SCIENCES
Original article
Financial assets and digital currency as an object and means of economic offences
Artemiy M. Musatov1' 2
1 State Budgetary Institution "United Support Centre", Moscow, Russia, [email protected]
2 Institute of Social Sciences, Moscow, Russia
Abstract. The article reveals the current topic of economic crimes with financial assets and digital currency. The article systematizes the existing research of lawyers on the problem under consideration, namely: the lack of a clear legal status of digital currencies and financial assets, insufficient adaptation of legislation to the specifics of such assets, in this regard, there is a need to revise approaches to the assessment of the subject and means of economic crimes.
Keywords: digital currency, digital assets, object and means of economic crimes, criminal law aspects, international cooperation
For citation: Musatov A.M. Financial assets and digital currency as an object and means of economic offences // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):163—167. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-163-167. EDN: https://elibrary.ru/GNXXLZ.
Г| 2024 г. финансовые активы занимают ключевую позицию в современной экономике, предлагая разнообразные инструменты, которые способствуют движению капитала и образуют основу для инвестиций и бизнеса. Однако вдобавок к легальной экономической деятельно-
© Мусатов А.М., 2024
сти финансовые активы становятся объектом различных экономических правонарушений. Эти преступления причиняют серьезный ущерб как национальным экономическим системам, так и глобальной экономике в целом. Таким образом, критически важно исследовать, каким образом финансовые активы используются в преступных схемах и как они становятся инструментом для совершения этих преступлений.
Одним из ключевых направлений цифровых валют и активов является их применение в международных расчетах, особенно в условиях экономических санкций. Платформы на основе блок-чейна способствуют децентрализации операций и обеспечивают защиту от внешнего вмешательства.
К финансовым активам относятся наличные деньги, акции, облигации, банковские депозиты, кредиты и другие виды активов. Финансовые активы можно классифицировать по ряду параметров: по типу инструментов (наличные, акции, облигации, производные инструменты), по ликвидности (высоколиквидные и низколиквидные активы), а также по уровню риска (безрисковые и рисковые активы). Финансовые преступления, связанные с присвоением активов, в настоящее время являются одной из наиболее распространенных форм экономической преступности и включают в себя кражу, мошенничество и нецелевое использование средств.
Цифровая валюта — это разновидность электронных денег, существующая исключительно в виртуальном формате и не имеющая физической формы, как, например, бумажные деньги или монеты. В отличие от классических валют цифровые деньги децентрализованы и работают на основе распределенных реестров, таких как блок-чейн. Криптовалюты — наиболее известная категория цифровых валют, где процесс транзакций и генерация новых единиц осуществляется с помощью криптографических технологий.
Цифровые валюты можно разделить на несколько ключевых категорий:
■ криптовалюты: например, биткойн (BTC), эфириум (ETH), лайткойн (LTC) и другие децентрализованные валюты на базе блок-чейна;
■ стейблкойны: такие как Tether (USDT), которые имеют ценовую привязку к фиат-ным валютам, например, доллару США;
■ цифровые валюты центральных банков (CBDC): например, цифровой юань, выпускаемый под контролем государственных центральных банков.
Сейчас цифровая валюта активно используется в различных экономических преступлениях, включая мошенничество через создание финансовых схем, киберпреступления, такие как взломы криптобирж, и отмывание денег с использованием анонимных криптовалют, что делает эти активы привлекательными для преступников [4].
Хищения могут происходить как среди отдельных лиц (например, кража данных банковских карт), так и в рамках организаций (мошенниче-
ство с биржевыми ценными бумагами). В процессе «отмывания денег» злоумышленники применяют разнообразные финансовые инструменты с целью скрыть происхождение средств, что включает в себя использование офшорных банковских счетов, фиктивных компаний и комплексных финансовых схем. Финансовые инструменты также часто служат для уклонения от налоговых обязательств.
Поскольку цифровые валюты часто используются для транснациональных преступлений, российские юристы предлагают усилить международное сотрудничество и принять стандарты ЕЛТЕ по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Так, Ассоциация юристов России и Министерство юстиции РФ в своих предложениях ссылаются на опыт ЕЛТЕ и призывают адаптировать эти стандарты для российского законодательства [2].
В России майнинг криптовалюты рассматривается в законодательстве как предпринимательская деятельность, что влечет за собой необходимость ведения тщательной отчетности. Это создает препятствия для незаконных действий в области добычи криптовалют, однако существуют возможности для злоупотреблений, особенно при трансакциях, пересекающих границы и находящихся вне контроля российских законов [7].
Цифровые валюты применяются для обхода международных ограничений и осуществления финансовых операций между государствами, у которых есть затруднения с доступом к традиционным банковским системам.
Цифровые валюты и финансовые инструменты представляют собой специфические проблемы для органов правопорядка. Современные меры ориентированы на создание равновесия между продвижением инновационных технологий и защитой от их неправомерного использования. Тем не менее, мировая природа крипто-валют предполагает не только действия на уровне стран, но и необходимое международное взаимодействие [8].
В сфере борьбы с экономическими преступлениями в области финансовых активов юридические эксперты подчеркивают важность комплексных подходов, включающих правовые и технологические меры. Важными аспектами являются усиление финансовых расследований, которые помогают выявить связи между источниками и получателями незаконных финансовых потоков, а также прослеживание движений средств. Это способствует улучшению системы борьбы с финансовыми преступлениями, таких как отмывание денег и финансирование терроризма [1].
Меры по предупреждению таких преступлений должны включать улучшение правовых норм, стабилизацию экономической ситуации и повышение уровня правовой грамотности среди предпринимателей. Для более подробной информации можно обратиться к публикациям о международных соглашениях по борьбе с финансовыми преступлениями.
Существует несколько стратегий для борьбы с финансовыми преступлениями, связанными с активами.
1. Прежде всего, необходимо усилить контроль за финансовыми операциями. Эффективная борьба с финансовыми правонарушениями требует повышения уровня мониторинга финансовых сделок. Это предполагает обязательную идентификацию клиентов, отслеживание подозрительных транзакций и сотрудничество финансовых учреждений с государственными органами для предотвращения мошеннических действий.
2. Для эффективного противодействия экономическим преступлениям необходимо активное международное сотрудничество, так как злодеи зачастую используют транснациональные схемы для маскировки своих действий. Необходимо разработать и внедрить международные соглашения, ориентированные на борьбу с трансграничной преступностью [5].
Установление общих стандартов, обмен информацией и реализация совместных операций представляют собой важнейшие аспекты сотрудничества. В рамках группы, занимающейся разработкой финансовых мер противодействия «отмыванию денег», были созданы стандарты для компаний, работающих в сфере криптовалют.
Регулирование рынка криптовалют и противодействие преступной деятельности в цифровом пространстве являются сложной и динамично меняющейся задачей, которая требует международного сотрудничества и применения современных технологий. Европейский союз, в частности, активно стремится к созданию прозрачной и безопасной финансовой системы, охватывающей криптовалюты.
Достижение данной цели осуществляется через жесткие требования к регистрации компаний, обязательную идентификацию всех пользователей криптовалютных бирж и платформ, а также внедрение углубленного мониторинга транзакций. Такой метод позволяет выявлять подозрительную активность, обнаруживать схемы «отмывания денег» и финансирования терроризма, а также предотвращать иные финансовые преступления, связанные с использованием цифровых активов.
Тем не менее, меры регулирования со стороны ЕС представляют собой лишь одну сторону проблемы. Эффективное противодействие преступности в сфере криптовалют требует глобальной стратегии. Преступления, связанные с цифровыми активами, давно вышли за пределы национальных границ, став серьезным вызовом для международной безопасности. В связи с этим правоохранительные органы разных государств все чаще сотрудничают, проводя совместные операции, обмениваясь информацией и координируя свои действия для поимки и задержания подозреваемых.
Ярким примером успешного международного взаимодействия является операция, организованная правоохранительными структурами США, стран ЕС и ряда азиатских государств, в результате которой было арестовано более 100 человек, подозреваемых в отмывании денег через крип-товалютные платформы. Тем не менее, подобные успехи подчеркивают масштаб проблемы. Анонимность, быстрота и глобальный характер крип-товалютных транзакций создают значительные трудности для правоохранительных органов. Недостаток единых международных стандартов и процедур, различия в регулировании крипто-валют в разных странах, а также сложность отслеживания цифровых активов в децентрализованных сетях формируют благоприятные условия для преступной деятельности.
Для улучшения ситуации крайне важно развивать международное сотрудничество и внедрять унифицированные стандарты.
Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с транснациональной организованной преступностью (принята Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г.) и другие международные акты в области киберп-реступности имеют огромное значение для борьбы с киберпреступностью, однако в настоящее время требуется их совершенствование, так как акты устаревают быстрее, чем совершенствуются искусственный интеллект и возможности преступников, использующих его. Основным моментом может являться обмен информацией между правоохранительными органами различных стран (не в рамках Интерпола). Требуется отдельная структура. В настоящее время стоит задуматься о создании механизмов для оперативного замораживания и конфискации цифровых активов, связанных с экономическими преступлениями.
Технологии, связанные с искусственным интеллектом, могут стать эффективными инструментами в борьбе с экономическими преступле-
ниями во всем мире. В настоящее время технологии достигли очень больших высот, они могут анализировать большие объемы данных о транзакциях и выявлять многоуровневые и закрытые схемы, связанные с мошенничеством и другими экономическими преступлениями. Стоит учитывать, что мошенники также используют технологии, чтобы не оставлять следов своей деятельности в сети. Требуется постоянная разработка мер по противодействию схемам по использованию сети Интернет для организации преступной деятельности. В настоящее время в гонке за совершенствованием платформ по отслеживанию преступной деятельности важны не только технические факторы, но и постоянное совершенствование внутреннего законодательства, международное сотрудничество и постоянное обучение сотрудников, участвующих в отслеживании схем преступной деятельности. Только благодаря комплексному подходу, связанному с международным сотрудничеством, использованием передовых технологий, возможно эффективно бороться с интернет-преступностью [3].
При использовании искусственного интеллекта в борьбе с преступлениями следует учитывать недостатки. При совершенствовании технологий в правоохранительных органах совершенствуются и технологии у преступников, которые в настоящее время находятся впереди правоохранительных органов. В настоящее время придумано много альтернативных приложений и программ, создающих иллюзию присутствия или защищенности данных, чем и пользуются преступники [6].
По мнению автора, стоит обратить внимание и на проблему бесконтрольной разработки новых программных продуктов, которые в дальнейшем используются не по назначению. Например, технология <!еер£аке, или замена голоса, изначально была забавой, а сейчас с ее помощью ежегодно крадутся миллионы персональных данных.
Сотрудничество между всеми организациями в сфере экономических преступлений повысит раскрываемость и скорость реагирования.
Считаем, что в целях совершенствования нормативно-правовой базы, связанной с экономическими преступлениями в сфере криптова-лют в России, прежде всего нужно разработать комплексное правовое регулирование криптова-лют, включающее основательный закон, четко определяющий сбережение криптовалют, цифровых активов, раскрывающий права и обязанности участников рынка.
Разработка механизмов по отслеживанию, конфискации цифровых активов, четкие проце-
дуры ареста незаконно приобретенных активов — только это сможет улучшить розыскную деятельность в рядах сотрудников правоохранительных органов при правильном использовании. Необходимость повышения прозрачности транзакций требует поддержки обязательной идентификации. Биржи обязаны выполнять позиции KYC AML, которые помогают раскрывать подозрительные транзакции, и отказаться от отмывания денег. Строгие санкции против налоговых преступлений сократят отмывание денег.
Все эти аспекты способствуют более глубокому пониманию природы цифровых активов, предоставляют актуальную и полезную информацию юристам, экономистам, регулирующим органам, поскольку предложенные в статье меры способствуют повышению качества борьбы с экономическими преступлениями в сфере криптовалюты.
Список источников
1. Всемирный обзор экономических преступлений за 2020 год // URL: https://roscongress. org/materials/vsemirnyy-obzor-ekonomicheskikh-prestupleniy-za-2020-god/
2. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег / / URL: https://www.fatf-gafi.org
3. Долгиева М.М. Противодействие криптоп-реступности уголовно-правовыми средствами // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 2 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ protivodeystvie-kriptoprestupnosti-ugolovno-pravovymi-sredstvami.
4. Коренная АА. Цифровая валюта как предмет и средство совершения преступлений / / Российско-азиатский правовой журнал. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-valyuta-kak-predmet-i-sredstvo-soversheniya-pre-stupleniy.
5. Кязимов М.С. Международные соглашения по борьбе с преступлениями в финансово-кредитной сфере // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 8. URL: https ://cyber-leninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-soglashe-niya-po-borbe-s-prestupleniyami-v-finansovo-kreditnoy-sfere.
6. Рустамов ПА. К вопросу о совершенствовании правового регулирования цифровых финансовых активов в России // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovershenst-vovanii-pravovogo-regulirovaniya-tsifrovyh-finan-sovyh-aktivov-v-rossii/viewer
7. Фарахиев Д.М. Деятельность подразделений экономической безопасности и противодей-
ствия коррупции по документированию преступлений, совершаемых с использованием цифровых финансовых и криптовалютных активов // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/deyatelnost-podrazdeleniy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-i-protivodeystviya-korruptsii-po-doku-mentirovaniyu-prestupleniy-sovershaemyh.
8. Чумаченко ЕЛ., Безрукавая К.П. Развитие цифровых финансовых активов: возможность или угроза // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-tsifrovyh-finansovyh-aktivov-vozmozhnost-ili-ugroza/viewer
References
1. World Economic Crime Survey 2020 // URL: https://roscongress.org/materials/vsemirnyy-ob-zor-ekonomicheskikh-prestupleniy-za-2020-god/.
2. Financial Action Task Force on Money Laundering // URL: https://www.fatf-gafi.org.
3. Dolgieva M.M. Anti-criminalization of criptoprestiveness by criminal-legal means // Actual problems of Russian law. 2023. No. 2 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proti-vodeystvie-kriptoprestupnosti-ugolovno-pravo-vymi-sredstvami.
4. Korenaya AA. Digital currency as an object and means of committing crimes // Russian-Asian Law Journal. 2021. № 3. URL: https://cyberlenin-
ka.ru/article/n/tsifrovaya-valyuta-kak-predmet-i-sredstvo-soversheniya-prestupleniy.
5. Kyazimov M.S. International agreements to combat crime in the financial and credit sphere / / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No. 8. URL: https: / / cyberleninka.ru / article/n/mezhdunarod-nye-soglasheniya-po-borbe-s-prestupleniyami-v-finansovo-kreditnoy-sfere
6. Rustamov PA To the issue of improving the legal regulation of digital financial assets in Russia // URL: https: / / cyberleninka.ru / article / n/k-voprosu-o-sovershenstvovanii-pravovogo-regulirovaniya-tsifrovyh-finansovyh-aktivov-v-rossii/viewer.
7. Farakhiev D.M. Activity of economic security and anti-corruption units to document crimes committed with the use of digital financial and cryptocurrency assets // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 3 (67). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-podrazde-leniy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-i-protivodeyst-viya-korruptsii-po-dokumentirovaniyu-prestup-leniy-sovershaemyh.
8. Chumachenko E.A., Bezrukavaya K.P. Development of digital financial assets: opportunity or threat // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-tsifrovyh-finansovyh-aktivov-vozmozhno-st-ili-ugroza/viewer
Информация об авторе А.М. Мусатов — аспирант Института социальных наук.
Information about author A.M. Musatov — Postgraduate Student of the Institute of Social Sciences.
Статья поступила в редакцию 1 8.1 0.2024; одобрена после рецензирования 18.11.2024; принята к публикации 18.12.2024.
The article was submitted 18.10.2024; approved after reviewing 18.11.2024; accepted for publication 18.12.2024.