Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 4 (103). С. 44-50. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. Vol. no.4 (103). P .44-50.
Научная статья УДК 340.1
DOI: 10.55001/2312-3184.2022.93.33.004
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РЕАЛИИ
Ханахмедова Людмила Викторовна1, Семенов Виктор Владимирович2
1 2Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
Рязань, Российская Федерация
1milars-19@mail.ru
2viktor-sem@ya.ru
Введение: статья посвящена рассмотрению относительно новых объектов прав - цифровых финансовых активов и цифровой валюты. Отмечается важность их изучения в связи с тем, что в ближайшее время они могут стать центральным элементом современной экономики. В статье исследованы вопросы правового оформления цифровых финансовых активов и оборота цифровой валюты в Российской Федерации, а также в других странах.
Материалы и методы: исследование основывается на проведении сравнительно-правового анализа норм международного и национального права, сочетании формально-юридического, социологического и иных частнонаучных методов познания.
Результаты исследования: сформулированы выводы о месте цифровой валюты и финансовых активов в правовом поле Российской Федерации, раскрыта специфика используемой терминологии, сделан вывод о том, что цифровая валюта является имуществом, обладающим особой правовой природой, выявлена потребность в более чёткой законодательной регламентации цифровой валюты и финансовых активов как объектов прав.
Выводы и заключения: существует неоднозначность в использовании терминологии в различных правовых актах; цифровая валюта не находится вне правового поля на территории Российской Федерации, а регулируется гражданским законодательством как имущество, обладающее особой правовой природой, подпадает под понятие иного имущества; только чёткая законодательная регламентация цифровой валюты и финансовых активов как объектов прав способна создать определённость в решении целого ряда вопросов, в том числе вопросов защиты.
Ключевые слова: цифровая валюта, финансовые активы, криптовалюта, объекты прав.
Для цитирования: Ханахмедова Л. В., Семенов В. В. Отдельные аспекты законодательной регламентации цифровых финансовых активов и цифровой валюты: международно-правовой опыт и отечественные реалии // Вестник ВосточноСибирского института МВД России : науч.-практич. журн. Иркутск: ВосточноСибирский институт МВД России. 2022. № 4 (103). С. 44-50. DOI: 10.55001/2312-3184.2022.93.33.004
© Ханахмедова Л. В., Семенов В. В., 2022
Original article
SELECTED ASPECTS OF LEGISLATIVE REGULATION OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS AND DIGITAL CURRENCY: INTERNATIONAL LEGAL EXPERIENCE AND DOMESTIC REALITIES
Ludmila V. Khanakhmedova1, Viktor V. Semenov2
1,2 Ryazan branch of the V.Y. Kikotya Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ryazan, Russian Federation 1milars-19@mail.ru 2viktor-sem@ya.ru
Introduction: the article deals with relatively new objects of rights - digital financial assets and digital currency. It notes the importance of studying them due to the fact that in the near future they may become a central element of the modern economy. The article examines the issues of legal regulation of digital financial assets and digital currency circulation in the Russian Federation, as well as in other countries.
Materials and methods: the study is based on a comparative legal analysis of the norms of international and national law, a combination of formal legal, sociological and other private scientific methods of cognition.
The results of the study: conclusions are drawn about the place of digital currency and financial assets in the legal field of the Russian Federation, the specifics of the terminology used are disclosed, it is concluded that digital currency is a property of a special legal nature, the need for more precise legislative regulation of digital currency and financial assets as objects of legal relations has been identified.
Findings and Conclusions: the use of terminology in different legal acts is ambiguous; digital currency is not outside the legal field on the territory of the Russian Federation, but is regulated by civil law as property of a special legal nature, falls under the concept of other property; only a clear legislative regulation of digital currency and financial assets as objects of legal relations can create certainty in resolving a number of issues, including protection issues.
Keywords: digital currency, financial assets, cryptocurrency, objects of legal relations.
For citation: Khanakhmedova L.V., Semenov V.V. Otdel'nye aspekty za-konodatel'noj reglamentacii cifrovyh finansovyh aktivov i cifrovoj valjuty: mezhdunarodno-pravovoj opyt i otechestvennye realii [Certain aspekts of legislative regulation of digital financial asseta and cryptocurrencies: international legal experience and domestic realites]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022, no. 4 (103), pp. 44-50 (in Russ.).
DOI: 10.55001/2312-3184.2022.93.33.004
Несколько десятилетий назад сложно было даже подумать о возможности существования цифровой валюты и цифровых финансовых активов. Однако сегодня они не только активно обсуждаются специалистами различных областей знаний, но и в отдельных странах получили соответствующее правовое оформление. Нет никаких сомнений в том, что они выступают в качестве объектов субъективных прав. С точки
зрения классификации объектов может возникнуть вопрос о том, к какому виду они относятся, являются ли они материальными или нематериальными благами. Если относятся к материальным, то подпадают ли они под понятие «имущество». В мировой юридической науке и практике не сложилось единого подхода к пониманию цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
В то же время стоит подчеркнуть важность их изучения, так как цифровые финансовые активы и цифровая валюта, становясь одним из элементов обязательственных правоотношений, могут в ближайшее время стать центральным элементом современной экономики. Возможно, без них будет немыслимо существование системы договорных отношений, а их использование уже сейчас является неотъемлемой частью цифровой экономики [1, с. 62]. Исчерпывающим образом спрогнозировать возможные направления их применения, в полной мере раскрыть потенциал день очень сложно.
Вместе с тем можно с уверенностью утверждать следующее:
- во-первых, в отношения с использованием финансовых активов и валютных ценностей будет вовлечено большое число лиц;
- во-вторых, эти отношения постоянно будут сопровождать риски нарушений, связанные с наличием уязвимостей в ИТ-системах, с «человеческим фактором» или с намеренными мошенническими действиями третьих лиц.
Работа по правовому оформлению цифровых финансовых активов и оборота цифровой валюты в Российской Федерации ведется крайне осторожно. Она была начата с Гражданского кодекса Российской Федерации1 (далее - ГК РФ) и продолжена принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о ЦФА)2. До этого времени Банк России размещал на своём официальном сайте информацию об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», которая предостерегала от использования «виртуальных валют» для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте3.
При рассмотрении цифровых финансовых активов и цифровой валюты как объектов субъективных прав важно обратить внимание на неоднозначность в использовании терминологии в различных правовых актах. Закон о ЦФА закрепляет понятие цифровых финансовых активов, обращая внимание на то, что они, как цифровые права, включают, среди прочего: денежные требования; возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам; права участия в капитале непубличного АО. Сам же ГК РФ, не использует понятие цифровых финансовых активов, а употребляет понятие цифровых прав. Что касается цифровой валюты, то в ГК РФ это понятие даже не используется, хотя мы понимаем, что цифровые финансовые активы (цифровые права) цифровой валютой не являются. Впервые понятие цифровой валюты было закреплено в Законе о ЦФА, в соответствии с которым она рассматривается как сово-
1 Принят Гос. Думой 21 октября 1994 года // Гарант : сайт. URL: https://base.garant.ru/ 10164072/
2 Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года. Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/
3 Пресс-релиз Банка России «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн». URL: https://cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm (дата обращения 13.10.2022).
купность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе, которые можно принять как инвестиции или средство платежа, и которые не являются денежной единицей. Важной особенностью выступает то, что в отношении цифровой валюты нет лица, обязанного перед каждым обладателем таких электронных данных.
Можно предположить, что цифровая валюта (в том числе криптовалюта), несмотря на отсутствие прямого указания на это в ГК РФ, подпадает под понятие иного имущества. Закрепляя не исчерпывающий перечень объектов гражданских прав, ГК РФ предусматривает возможность гражданско-правового регулирования не только вещей, но и иных видов имущества. Таким образом, цифровая валюта не находится вне правового поля на территории Российской Федерации, а регулируется гражданским законодательством как имущество, обладающее особой правовой природой.
В других государствах правовое регулирование данной сферы отличается от того, что закрепляет российское законодательство. Остановимся на исследовании правового регулирования, в первую очередь, криптовалют.
Например, в Беларуси действует Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. №8 «О развитии цифровой экономики». Он допускает ограниченный экономический оборот криптовалюты. Юридичеким лицам разрешается создавать, приобретать, хранить цифровые знаки (токены), их отчуждать, а физическим лицам дополнительно - совершать сделки по дарению криптовалюты и распоряжению путем составления завещательного распоряжения. Особая роль отводится Парку высоких технологий, так как указанные сделки нельзя совершать, минуя его. Криптовалюта, имеющая функцию денег, не признана деньгами на территории Беларуси, она не включена в экономическую деятельность. Отсутствуют специальные нормы по защите субъективных прав обладателей цифровых финансовых активов [2, с. 33-34].
В Китае цифровая валюта также находится под пристальным вниманием. Наблюдается усиление надзора за виртуальными валютами по причине возникновения соответствующих политических и правовых рисков. 4 сентября 2017 года Народный банк Китая и другие семь министерств и комиссий опубликовали «Объявление о предотвращении финансовых рисков, связанных с выпуском токенов». В нем отмечается, что токены или цифровые валюты не обязательны к исполнению и лишены законной силы4. В 2021 году Национальная комиссия по развитию и реформам и другие ведомства Китая специально выпустили «Уведомление о регулировании деятельности по майнингу виртуальной валюты»5. В сентябре того же года Народный банк Китая, Центральное информационное управление Интернета, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура и другие десять департаментов выпустили совместное «Уведомление о дальнейшем предотвращении и устранении рисков спекуляции транзакциями с виртуальной валютой»6, характеризующее бизнес, связанный с крип-товалютами, как незаконную финансовую деятельность. 14 апреля 2022 года директор департамента платежей и расчетов Народного банка Китая Вэнь Синьсян заявил на
4 Объявление Народного банка Китая и других семи ведомств о предотвращении финансовых рисков выпуска токенов. - URL: http://www.gov.cn/xinwen/2017-09/04/content_5222657.htm (дата обращения 13.10.2022).
5 Уведомление о регулировании деятельности по майнингу виртуальной валюты Национальной комиссии по развитию и реформам и другие ведомства по исправлению ситуации с «майнин-гом» виртуальной валюты. - URL: https://www.ndrc.gov.cn/xxgk/zcfb/tz/ 202109/ t202109241297474ext.html (дата обращения 13.10.2022).
6 Китайская правительственная сеть. Центральный портал народного правительства. - URL: http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2021-10/08/content5641404.htm (дата обращения 13.10.2022).
пресс-конференции Государственного информационного управления, что необходимо усилить предотвращение рисков в новых типах областей, таких как виртуальные валюты, и блокировать преступные средства по всем направлениям. Стоит обратить внимание на цифровой юань. Это цифровая форма законного платежного средства, выпущенная Народным банком Китая, которая не относится к цифровой валюте, но является еще одной разновидностью денег. Цифровой юань признается объектом права, является законным платежным средством в цифровой форме, эквивалентен бумажным деньгам и монетам.
В Соединенных Штатах Америки криптовалюта признается легальным средством платежа. Однако, несмотря на то, что в США официально зарегистрировано и работает самое большое количество криптоинвесторов и блокчейн-компаний в мире, до сих пор не существует четкой и всеобъемлющей нормативной базы, регулирующей существующие механизмы оборота криптоактивов. Налоговое управление США для целей налогообложения классифицирует криптовалюту как собственность, представленную в цифровой форме. Кроме того, деятельность криптобирж в США и проводимые транзакции цифровых активов подпадают под действие правил и подзаконных актов, регулирующих банковскую деятельность (BSA), и требуют обязательной регистрации в реестре Агентства США по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN). Кроме того, на операции с криптовалютами в США распространяются требования законодательства по борьбе с отмыванием денег, а также ограничения, предусмотренные нормативными правовыми актами, регламентирующими противодействие финансированию терроризма. В свою очередь, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) рассматривает цифровые финансовые активы (токены) в качестве ценных бумаг, регулирование которых осуществляется в рамках соответствующего законодательства о рынке ценных бумаг7.
Великобритания рассматривает криптовалюту как собственность, а не как средство платежа. Биржи, занимающиеся деятельностью, связанной с криптоактива-ми подлежат регистрации в Управлении финансового надзора Великобритании. Торговля криптодеривативами в стране запрещена. Также, согласно британскому законодательству, лица, осуществляющие инвестирование в криптовалюту, должны платить налог на прибыль, полученную в результате роста стоимости данного актива.8
Криптовалюта признается легальным финансовым активом в большинстве стран, входящих в Европейский союз, хотя регулирование транзакций определяется каждым государством самостоятельно9. В соответствии с позицией Европейского центрального банка, криптовалюта - это разновидность цифровых денег, которые не контролируются и создаются их разработчиками онлайн, а также используются и принимаются в качестве средств платежа членами определенных виртуальных сообществ. Подходы к регулированию налогообложения криптовалюты также варьируются в зависимости от законодательства отдельных стран внутри ЕС, а налоговая ставка
7 Информационный бюллетень: Белый дом выпускает первую в истории всеобъемлющую структуру для ответственного развития цифровых активов. - URL: https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/statements-releases/2022/09/16/fact-sheet-white-house-releases-first-ever-comprehensive-framework-for-responsible-development-of-digital-assets/ (дата обращения 13.10.2022).
8 CRYPTO20050 - Криптоактивы для физических лиц: какие налоги применяются. - URL: https://www.gov.uk/hmrc-internal-manuals/cryptoassets-manual/crypto20050/ (дата обращения 13.10.2022).
9 Изменения в Постановление Европейского Парламента и Совета о пилотном режиме для рыночных инфраструктур, основанных на технологии распределенных реестров - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52020PC0594 (дата обращения 13.10.2022).
составляет от 0 до 50-ти %10. Кроме того, недавно вступили в силу Пятая и Шестая Директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег, которые ужесточают отдельные ограничения и требования, в том числе связанные с оборотом криптовалют.11
Таким образом, в Беларуси разрешено обращение криптовалюты как объекта права, ее можно дарить, завещать и совершать иные сделки, однако криптовалюта деньгами не признана. В Китае криптовалюта запрещена к обращению; бизнес, свя-
и __U T-v
занныи с криптовалютои, считается незаконным. В то же время законом закреплен цифровой юань, который признается объектом права, эквивалентен бумажным деньгам и является платежным средством в цифровой форме. В США криптовалюта закреплена в качестве легального средства платежа, однако нормативной базы с единым подходом к пониманию и определению криптовалюты не существует, в то же время налоговое управление, банки, агентства по борьбе с финансовыми преступлениями, комиссии по ценным бумагам и биржи признают криптовалюту, при этом по-разному ее оценивая. Великобритания рассматривает криптовалюту как собственность, а не как средство платежа, обладатели криптовалют должны платить налог на прибыль. Криптовалюта признается легальным финансовым активом в большинстве стран Евросоюза, однако регулирование ее обращения осуществляется каждым государством самостоятельно.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что единого подхода в мире к законодательному регулированию цифровых валют и цифровых финансовых активов нет. Большинство стран идут по пути постепенной легализации отдельных аспектов, связанных с оборотом криптовалютных активов. Но есть и такие государства, в которых криптовалюта и связанные с ней технологии были запрещены полностью. Например, Бангладеш, Боливия, Эквадор, Кыргызстан и Вьетнам.
Отечественный законодатель, на наш взгляд, пошел по более взвешенному пути, опираясь как на положительный опыт отдельных стран, так и на свое видение и подходы к регулированию цифровых финансовых активов и цифровых валют. В этих подходах существуют значительные пробелы, о которых мы говорили в начале статьи, в том числе связанные с согласованием законодательной позиции относительного криптовалютного регулирования. Однако планомерная работа ведется, что способствует развитию новых направлений российской цифровой экономики. Четкая законодательная регламентация цифровых финансовых активов и цифровой валюты позволит создать определённость в решении целого ряда вопросов, в том числе вопросов защиты.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеенко А. П., Светличный А. И. Регулирование криптовалюты и ICO в России и САР Макао // Юрист : журн. М.: Издат. группа «Юрист». 2020. № 5. С. 62-67. URL: http://lawinfo.ru/catalog/contents-2020/jurist/5// (дата обращения 20.02.2022).
2. Маньковский И. А., Вабищевич С. С. Защита субъективных прав владельцев цифровых кошельков в условиях ограниченного гражданского оборота цифровых финансовых активов // Защита частных прав: проблемы теории и практики. Материалы VIII ежегодной
10 От 0 до 50% - время уплаты криптоналогов в Европейском Союзе - URL: https://news.bitcoin.com/0-to-50-time-to-pay-crypto-taxes-in-the-european-union/ (дата обращения 13.10.2022).
11 6AMLD: 6-я Директива по борьбе с отмыванием денег и 6 Ключевых изменений - URL: https://www.electronicid.eu/en/blog/post/aml6-sixth-anti-money-laundering-directive/en (дата обращения 13.10.2022).
международной научно-практической конференции (20 декабря 2019 года) : сб. тр. конф. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2020. С. 30-39.
REFERENCES
1. Alekseenko A.P., Svetlichny A.I. Regulation of cryptocurrency and ICO in Russia and Macau SAR. Lawyer. 2020, no. 5, pp. 62-67.
2. Mankovsky I.A., Vabishchevich S.S. [Protecting the subjective rights of digital wallet owners in the context of limited civil circulation of digital financial assets] Zashhita chastnyh prav: problemy teorii i praktiki. Materialy VIII ezhegodnoj mezhduna-rodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii (20 dekabrja 2019 go-da) [Protection of private rights: problems of theory and practice. Materials of the VIII annual international scientific and practical conference]. Irkutsk, 2020, pp. 3039.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ханахмедова Людмила Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин. Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. 390043, Россия, Рязань, 1-я Красная, д. 18. Семенов Виктор Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин. Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. 390043, Россия, Рязань, 1-я Красная, д. 18.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Khanakhmedova Ludmila Viktorovna, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of State and Civil Law Disciplines, Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. 18 1st Krasnaya St., Ryazan, 390043, Russia. Semenov Viktor Vladimirovich, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Civil Law Disciplines, Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. 18 1st Krasnaya St., Ryazan, 390043, Russia.
Статья поступила в редакцию 13.10.2022; одобрена после рецензирования 20.10.2022; принята к публикации 05.12.2022.
The article was submitted 13.10.2022; approved after reviewing 20.10.2022; accepted for publication 05.12.2022.