Финансовое регулирование воспроизводственных процессов в рыбохозяйственном комплексе России: анализ современной практики
Financial Regulation of the Russian Federation's Fishery Complex Reproduction Processes: An Analysis of Ongoing Practices
о о о
<
CL —
о
Аносова Людмила Александровна
начальник отдела — заместитель академика-секретаря Отделения общественных наук РАН (Москва), доктор экономических наук, почетный профессор СПбУУиЭ 119991, Москва, Ленинский пр., д. 32А
Anosova Lyudmila Aleksandrovna
Social Sciences Division of Russian Academy of Science (Moscow) Leninskiy Ave 32A, Moscow, Russian Federation, 119991
В статье рассмотрены меры государственного финансового регулирования рыбохозяйственного комплекса, направленные на стимулирование процесса модернизации. Осуществляются систематизация и оценка мер финансового регулирования. На основе полученных результатов качественной и количественной оценки мер, а также результатов развития рыбного хозяйства обосновываются выводы о рассогласованности существующей модели функционирования отрасли и государственного финансового регулирования. По итогам проведенного анализа и результирующим выводам формулируются предложения, направленные на преодоление выявленных несоответствий.
Ключевые слова: финансовое регулирование, государственная программа, бюджетное финансирование, субсидия, налогообложение, рыбохозяйствен-ный комплекс
The article has analyzed the financial regulations (FRs) influencing the reproductive procedures of the Russian Federation (RF) fishery complex. Its primary objective, the critique notes is to stimulate the industrial sector's modernization process through systemization of the ongoing evaluatory measures (EMs). Results accruing from two sets of data — a qualitative and quantitative appraisal of EMs, and the direct consequence of fishery expansion — are leading the RF to conclude that the FR model does not adequately comply with the desired relationship between state protocols and the fishery sector. Consequently the blueprint has called for the formulation of ground-breaking fishery-complex proposals that mitigate (or overcome) the identified non-compliances.
Keywords: financial regulation, state program, budget financing, subsidies, taxation, fishing industry
Роль финансового регулирования на современном этапе развития
В настоящее время существует четкое понимание значимости активного участия государства в экономических и социальных процессах, которое все более смещается от административного регулирования к регулированию финансовому. В условиях необходимости осуществления крупных системных преобразований особое значение приобретает задача
Кабир Людмила Сергеевна
главный научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ (Москва), доктор экономических наук, профессор 127006, Москва, Настасьинский пер., д. 3, стр. 2
Kabir Lyudmila Sergeevna
Scientific-Research Institute of Finance by the Ministry of Finance of the Russian Federation (Moscow) Nastas'inskiy Lane 3/2, Moscow, Russian Federation, 127006
обеспечения высоких темпов развития приоритетных видов экономической деятельности, решение которой тесным образом связано с финансовым регулированием. Именно с его помощью становится возможным преодоление сложившихся диспропорций развития и обеспечение перехода на передовые технологии за счет концентрации финансовых ресурсов в заданном секторе экономики. Эта задача сегодня в России требует своего решения применительно к приоритетным секторам национальной экономики, а также к видам экономической деятельности, признающимся для страны жизнеобеспечивающими, к числу которых относится и рыбохозяйственный комплекс.
Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года [1] и государственной программой «Развитие рыбохозяйственного комплекса» [2] перед Правительством поставлена задача достижения к 2020 г. уровня экономического и социального развития рыбного хозяйства, соответствующего статусу России как ведущей державы ХХ! в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции. Решение поставленной задачи предусматривает переход от экспортно-сырьевого типа развития рыбохозяйственного комплекса (РХК) к инновационному типу развития. Переход РХК на инновационный тип развития возможен только на основе модернизации, требующей концентрации ресурсов и усилий как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. Следовательно, роль финансового регулирования на настоящем этапе развития резко возрастает. Одновременно возрастает и интерес к изучению тех методов финансового регулирования (из имеющегося арсенала), которые были в действительности задействованы, а также к оценке современного состояния и достигаемых результатов в развитии РХК, которые проявились в том числе и под влиянием целенаправленных действий со стороны государства.
Здесь следует уточнить, что анализ практики финансового регулирования РХК будет осуществляться применительно к виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство», тем более что
эти подвиды экономической деятельности системно объединены в один вид как в законодательном регулировании, так и в системе государственного статистического наблюдения.
Современной практике государственного финансового менеджмента доступна система мер государственного регулирования воспроизводственных процессов в отраслях экономики, которые могут быть сгруппированы по следующим блокам: бюджетное финансирование программных мероприятий отраслевого развития (включаются в расходную часть государственного бюджета в виде прямого бюджетного финансирования, субсидий, бюджетных кредитов, бюджетных гарантий и др.); налоговое регулирование (изменение состава налогов и налогоплательщиков, налоговых ставок, налоговой базы); амортизационная политика; политика на финансовом рынке (создание условий по льготному кредитованию и страхованию предприятий отрасли).
Систематизация мероприятий государственного финансового регулирования РХК в Российской Федерации в разрезе направлений
В настоящее время в России сформировалась и объективно существует система государственного финансового регулирования РХК, мероприятия которой могут быть условно распределены в рамках трех блоков: бюджетное финансирование, налоговое регулирование, амортизационная политика.
Следует выделить два «полюса» финансового регулирования: наиболее заметными являются меры, продвигаемые по каналам бюджетного финансирования, а именно бюджетные субсидии. В сфере же государственной поддержки процессов кредитования и страхования отраслевых рисков пока следует вести речь скорее о намерениях и планах, нежели о конкретных и масштабных действиях государства.
Бюджетное финансирование
Одной из стратегических задач бюджетных программ в РХК, реализуемых в последние 12 лет, признается необходимость создания условий для развития этого сектора экономики в масштабах страны, позволяющих ему восстановить и реализовать свой экономический потенциал. Накопленный к концу ХХ в. опыт привел к выводу, что в условиях отсутствия соразмерности в развитии экономических процессов на всем протяжении страны и асимметрии развития отдельных ее территорий прагматические меры локального характера не смогут выполнить стабилизирующую роль и вывести экономику России на траекторию устойчивого роста. С осознанием этой проблемы произошла смена парадигмы государственного управления, суть которой заключалась в ослаблении административного регулирующего воздействия центральной власти при одновременном усилении информационного и ориентирующего воздействия по всей вертикали государственного управления. Инструментом, при помощи которого предполагается стабилизировать социально-экономическое развитие и вывести экономику страны на траекторию устойчивого роста, было признано государственное программирование расходов бюджета.
Первая апробация программно-целевого метода решения накопленных проблем развития в РХК была предпринята в рамках подпрограммы «Водные биологические ресурсы и аквакультура» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы
России (2002-2010 гг.)» [3], которая в 2005 г. [4] бы- < ла завершена. Часть мероприятий, предусмотренных ^ этой подпрограммой, осталась нереализованной. °
В 2008 г. был разработан очередной программный ^ инструмент: федеральная целевая программа «Повы- < шение эффективности использования и развитие ре- < сурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в т 2009-2012 годах» [5] (далее — ФЦП). Финансируемые н в рамках ФЦП мероприятия по видам расходов были ш классифицированы на капитальные вложения и рас- ^ ходы на НИОКР [6; 7]. Первый вид расходов являл- 2 ся преобладающим и занимал в структуре расходов х ФЦП долю около 96%. Расходы на НИОКР занимали х около 3,58% в плановых показателях; их фактическое 8 финансирование составило 4,86%. 2
Следующим (после завершения в 2012 г. ФЦП) со документом, разработанным в рамках программно- ^ целевого метода, стала государственная программа < «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (далее — ™ ГП), первый вариант которой был принят в 2013 г. ^ [8]. ГП планировалась к реализации в 2013-2020 гг. ш В рамках программы предусматривалась реализация < шести подпрограмм (далее — ПП) и федеральной н целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2014-2020 годах» (далее — целевая программа).
В связи с возникшими сложностями в обосновании эффективности и целесообразности затрат в рамках целевой программы, в результате которых как концепция, так и сама целевая программа на 2014-2020 гг. не получили поддержки, 15 апреля 2014 г. ГП, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 315-р, была признана утратившей силу и принята новая ее версия [2]. Новая версия ГП содержала изменения, которые были внесены в соответствии с рекомендациями Минфина России по предельным расходам на реализацию государственных программ, скорректированы показатели программы. Корректировку показателей планируется проводить в дальнейшем ежегодно на основе дополнительного финансового обеспечения по направлениям госпрограммы.
Еще одним принципиальным изменением стало «переформатирование» самой ГП, а именно трансформация предлагаемой ранее целевой программы в формат подпрограммы (ПП № 7 «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса»). Но, несмотря на официальное утверждение новой редакции целевой программы, вопрос с финансированием целевой программы, равно как и с ее обоснованием, даже при условии ее переформатирования в ПП № 7 остался открытым.
До настоящего времени отсутствует информация об утвержденных объемах бюджетного финансирования ПП № 7 «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» (ранее — целевая программа). В последнем утвержденном варианте ГП объем финансирования в программной ее части снижен на 6,4% (на 5,708 млрд руб.) до 83,199 млрд руб. (см. табл. 1).
Также следует обратить внимание и на кардинальную смену структуры программных расходов федерального бюджета в части финансирования РХК (см. табл. 2), если сравнивать структуру расходов ФЦП и ГП, а также объемов финансирования (см. табл. 3). Если программным документом ранее (ФЦП) предусматривалось финансирование только инвестиционных расходов (включая НИОКР), то в ныне действующем
Бюджетное финансирование программных мероприятий, предусмотренное государственной программой
«Развитие рыбохозяйственного комплекса», млн руб.
Варианты финансирования Версия 1 Доля в «Итого...», % Версия 2 Доля в «Итого...», %
ПП № 1 «Организация рыболовства» 342,67 0,38 343,44 0,41
ПП № 2 «Развитие аквакультуры» 27 384,03 30,80 25688,83 30,88
ПП № 3 «Наука и инновации» 29143,12 32,77 26606,55 31,98
ПП № 4 «Охрана и контроль» 10 037,65 11,29 8897,96 10,69
ПП № 5 «Модернизация и стимулирование» 239,88 0,28 152,16 0,18
ПП № 6 «Обеспечение создания условий для реализации 21760,71 24,48 21510,54 25,85
государственной программы»
Итого подпрограммы 88908,06 100,00 83199,48 100,00
ФЦП/ПП № 7 «Повышение эффективности... рыбохозяй- 50614,20 0
ственного комплекса»
Перераспределение из ГП «Развитие сельского хозяй- 1806,28 0
ства... »
Всего 141328,54 83199,48
<
CL —
о
Источник: [2; 8].
Таблица 2
Структура расходов государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (бюджетные
назначения 2013-2014 гг.)
Показатель 2013 г. 2014 г.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Всего расходов по госпрограмме, в том числе 10 573 070,0 100,00 10225228,5 100,00
• обеспечение деятельности (оказание услуг), обеспечение функций государственных органов 8420782,9 79,64 8086950,6 79,09
• выплаты по оплате труда 1905834,7 18,03 2025140,6 19,8
• инвестиционные расходы 145645,9 1,38 6270,0 0,06
• обеспечение функционирования зарубежного аппарата 62542,1 0,59 67421,9 0,66
• иные бюджетные ассигнования 38264,4 0,36 39445,4 0,39
Составлено по: данные приложения 6 к федеральным законам о бюджете.
Таблица 3
Инвестиционные расходы в бюджетных программах государства (2009-2014 гг.)
Показатель Год
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Программные* расходы, млн руб., всего 2595,0 2500,0 1302,8 1792,2 10273,0 10 225,2
Темп роста программных расходов (относительно 2009 г.), раз 1,00 0,96 0,50 0,69 4,07 3,94
Инвестиционные расходы программ, млн руб. 2595,0 2500,0 1302,8 1792,2 145,6 6,3
Доля инвестиционных расходов в программных расходах, % 100,00 100,00 100,00 100,00 1,38 0,06
Темп снижения инвестиционных расходов (к 2009 г.), раз 1,000 0,960 0,500 0,690 0,050 0,002
Примечание: * — ФЦП (2009-2012 гг.) и ГП (2013-2014 гг.). Источник: [2; 5].
программном документе (ГП) доля инвестиционных расходов несущественна, а финансирование НИОКР не предусмотрено.
Меры государственной поддержки сведены к минимуму и имеют форму субсидий (подробнее см. ниже). Таким образом, следует констатировать факт негативного тренда в государственном финансировании модернизационных расходов отрасли (см. табл. 3).
Как ранее в ФЦП, так и ныне в ГП, предусматривается поддержка организаций рыбохозяйственного комплекса в форме бюджетных субсидий. В составе мероприятий ФЦП были определены следующие два направления:
1. «Строительство и модернизация объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции». В рамках этого направления не предусматривалось бюджетное финансирование, но в качестве меры государственной поддержки предоставлялись субсидии из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции;
2. «Строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организаци-
ях». Здесь также планировалось только внебюджетное финансирование, а в качестве меры государственной поддержки предоставлялись субсидии из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов и на уплату лизинговых платежей по договору лизинга.
Несмотря на закрепление в Постановлении Правительства РФ № 606 [5], которым утверждалась ФЦП, субсидий, как меры государственной поддержки, действительную возможность ею воспользоваться рыбо-хозяйственные организации получили только с 2010 г. Возможно, это было обусловлено тем, что алгоритм субсидирования и поддерживающая организационная структура были разработаны гораздо позднее, к окончанию 2010 г. (за исключением лизинга рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования) [9-12]. В связи с этим в 2009 г. и практически до конца 2010 г. рыбохозяйственные организации не имели возможности воспользоваться заявленной поддержкой.
В 2010 г. всего лишь от 19 организаций в Росры-боловство поступили заявления на предоставление субсидий, при этом у 15 из них заявления были удовлетворены. События в этой сфере развивались таким образом, что позже (в 2011 г.) Федеральным агентством инициировалось обращение к СМИ с целью оказания содействия по информированию рыбохозяй-ственных организаций о наличии и возможностях субсидирования, поскольку освоение бюджетных средств, выделенных на субсидии, оказалось на крайне низком уровне [13]. Анализ широты охвата организаций ры-бохозяйственного комплекса и востребованности этой меры государственной поддержки [14] демонстрирует ограниченную эффективность этой меры.
Ныне действующим вариантом ГП также предусматриваются субсидии:
1) ПП № 2 «Развитие аквакультуры»: (1) субсидирование процентных ставок по привлеченным краткосрочным и долгосрочным кредитам для целей ак-вакультуры; (2) субсидирование расходов на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга;
2) ПП № 5 «Модернизация и стимулирование»: (1) предоставление субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим добычу (вылов), первичную и последующую переработку рыбной продукции, для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов.
Сравнивая предоставляемые ранее субсидии и планируемые к предоставлению на настоящем этапе, можно отметить как направления, поддержка которых сохраняется, так и некоторые изменения. В последнем варианте ГП не упоминается в качестве поддерживаемого субсидирование процентов по кредитам, привлеченным на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции. Получает поддержку новое направление — кредитование на «цели аквакультуры» и лизинговые платежи по этому же направлению.
В бюджете 2013 г. на субсидирование рыбохозяй-ственных организаций были предусмотрены средства. Фактически направленные на эти субсидии ассигнования составили 139 196 300 руб. [15], что составило
95,6% от запланированных. В 2012 г. происходило g субсидирование части затрат на уплату процентов ^ организациями по инвестиционным кредитам, полу- ЛО ченным в российских кредитных организациях [16], ^ осуществляемое в рамках государственной програм- НА мы «Развитие сельского хозяйства и регулирования < рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и m продовольствия на 2008-2012 годы». Поддержка отно- н силась к расходам организаций, занимающихся про- ш мышленным рыбоводством (аквакультурой). Общий ^ размер финансирования в 2012 г. достиг величины s 141 545 000 руб. (111 748 000 руб. за счет средств х федерального бюджета и 29 797 000 руб. за счет х бюджетов субъектов Федерации), что составило око- 8 ло 18% от суммы, предусмотренной в федеральном РО бюджете на субсидии РХК в 2010 г. в рамках ФЦП, или со же 41% от суммы, предусмотренной в федеральном ^ бюджете на субсидии РХК в 2011 г. в рамках ФЦП. <
В табл. 4 представлена информация о субсидиро- ™ вании в разрезе регионов как имеющих существен- ^ ный вклад «Рыболовства, рыбоводства» в валовую ш добавленную стоимость региона (далее — ВДС), так < и регионов, где вклад этого вида экономической дея- н тельности пока незначителен. Обращается внимание на следующий факт: в большинстве регионов эта мера применения не нашла либо по причине невыполнения требований п. 4 Постановления Правительства РФ № 90 [17]1, либо по иным причинам.
В итоге в 2012 г. на долю трех регионов-лидеров по доле вклада «Рыболовства, рыбоводства» в ВДС региона (Мурманская область, Республика Карелия, Приморский край) пришлось 81% от величины субсидий, направленных в регионы, где вклад «Рыболовства, рыбоводства» в ВДС более 0,1% или 45% от общего объема субсидий. Объем субсидий у этой тройки регионов превышает объем субсидий, направленных в субъекты Российской Федерации, где вклад «Рыболовства, рыбоводства» в ВДС несущественен (17 регионов-получателей).
Несмотря на изменение в регулирующих документах (отмена Постановления Правительства РФ № 90 и утверждение нового), в 2013 бюджетном году также сохранялась возможность получения субсидии: организациями, осуществляющими товарное (промышленное) рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г.; организациями, осуществляющими разведение одомашненных видов и пород рыб, независимо от их организационно-правовой формы по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. включительно [18]. Информация о предоставлении субсидии в 2013 г.
1 Наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусматривающей возмещение части затрат по кредитам (займам); наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий; наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств; наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной программой, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий.
Субсидии* на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2012 г., тыс. руб.
Субъект Всего в том числе за счет средств
федерального бюджета бюджета субъекта РФ
Регионы, где вклад «Рыболовства, рыбоводства» выше 0,1%
ВСЕГО 79 312 62415 16 897
Северо-Западный федеральный округ 69 726 55950 13 776
Республика Карелия 11 375 9100 2275
Вологодская область 9 8 1
Ленинградская область 5904 4704 1200
Мурманская область 50 000 40 000 10 000
Псковская область 2438 2138 300
Южный федеральный округ 5001 4287 714
Краснодарский край 2028 1909 119
Астраханская область 2484 1987 497
Ростовская область 489 391 98
Северо-Кавказский федеральный округ 2072 1665 407
Республика Дагестан 1716 1380 336
Ставропольский край 356 285 71
Дальневосточный федеральный округ 2513 513 2000
Приморский край 2513 513 2000
Регионы, где вклад «Рыболовства, рыбоводства» менее 0,1%
ВСЕГО 62 233 49 333 12900
Центральный федеральный округ 38 928 34 085 4843
Белгородская область 20 839 19 797 1042
Владимирская область 281 250 31
Костромская область 1920 1536 384
Московская область 1333 1067 266
Смоленская область 100 80 20
Тульская область 299 199 100
Ярославская область 14156 11 156 3000
Сибирский федеральный округ 360 251 109
Республика Бурятия 331 251 80
Кемеровская область 29 0 29
Приволжский федеральный округ 19547 14 259 5288
Кировская область 200 160 40
Нижегородская область 20 16 4
Самарская область 50 0 50
Республика Татарстан 18 304 13 304 5000
Ульяновская область 958 767 191
Чувашская Республика 15 12 3
Северо-Кавказский федеральный округ 3758 989 2769
Северная Осетия (Алания) Республика 3758 989 2769
Примечание: * — на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования на срок до 5 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм) на срок до 8 лет в 2007-2011 гг., для осуществления промышленного рыболовства в 2012 г., для разведения одомашненных видов и пород рыб. Источник: [16].
в государственной информационной системе открытого доступа не представлена.
Выше отмечалось, что финансовое регулирование воспроизводственных процессов в РХК в рамках ФЦП 2008-2012 гг. было направлено преимущественно на инвестиционные и инновационные элементы затрат рыбохозяйственных организаций. В действующей в настоящее время ГП это направление отсутствует, но для организаций «Рыболовства, рыбоводства» существует возможность (так же как и для организаций всех остальных видов экономической деятельности)
применения инструментов, заложенных в налоговом блоке мер (для предприятий, не перешедших на ЕСХН), поэтому уточнение системы налоговых льгот, предоставляемых на стимулирование инновационной деятельности (НИОКР), является следующим шагом анализа.
Налоговое регулирование
Стимулирование инновационной деятельности посредством налоговых льгот преследует собой цель экономить налоговые платежи организаций при усло-
ш
со
О ^
ш
<
<
СО <
о
ш
сг
о о О сг
со ш
< со
о
сг
ш —
<
сг —
о
Таблица 6
Характеристики рыбохозяйственного комплекса
Показатель Год
2008 2009 2010 2011 2012
Доля в общей сумме поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ, % 0,10 0,14 0,13 0,10 0,09
Отношение общей суммы налогов и сборов в бюджетную систему РФ к валовому доходу, % 13,30 10,92 10,41 9,96 9,44
Доля в валовом доходе по экономике в целом, % 0,20 0,30 0,30 0,20 0,20
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % 7,40 20,70 19,60 18,20 16,20
Удельный вес вида экономической деятельности в отдельных показателях, характеризующих потенциал инвестирования и инвестиционную активность (среднее значение за 2008-2013 гг.)
Отрасль Удельный вес убыточных организаций Сумма убытка, млн руб. (в долях от общей величины суммы убытка) Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций по видам экономической деятельности (в долях от общей величины), % Доля в инвестициях в основной капитал, % Доля в фи-нан-совых вложениях, %
Всего, в том числе 30,11 100,00 100,00 100,00 100,00
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 29,13 4,90 1,34 4,20 0,28
Рыболовство, рыбоводство 32,74 0,35 0,11 0,10 0,00
Добыча полезных ископаемых 37,18 10,36 21,32 13,99 9,02
Обрабатывающие производства 30,39 25,88 28,46 14,39 32,65
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 46,70 9,94 2,86 7,83 4,33
Строительство 27,74 5,17 1,73 3,61 1,25
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 22,59 10,17 21,48 3,58 31,12
Гостиницы и рестораны 27,34 0,68 0,24 0,46 0,23
Транспорт и связь 36,31 8,60 10,77 25,13 7,40
Финансовая деятельность 34,96 6,34 2,24 1,31 8,23
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 30,50 15,28 8,51 16,80 5,13
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 23,63 0,07 0,17 1,65 0,20
Образование 25,13 0,07 0,04 1,90 0,00
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 27,18 0,34 0,09 2,36 0,00
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 31,90 1,86 0,63 2,70 0,13
Источник: http://www.gks.ru. Рассчитано по данным за период 2005-2012 гг.; http://www.nalog.ru (данные Формы № 1-НОМ) (на основании данных, представленных на сайтах, на дату обращения 30.09.2014 г.).
вии, что получаемые организациями дополнительные финансовые ресурсы будут направлены на модернизацию и проявятся в первую очередь в росте инвестиций в основной капитал организаций, направленных на обновление основных фондов на новой технологической основе или внедрение новых технологических, маркетинговых, управленческих процессов [19]. Теоретически льгота способствует росту инвестиционного потенциала, что проявляется в показателе сальдированного финансового результата.
Согласно данным Росстата (см. табл. 5), значения показателей, характеризующих инвестиционный потенциал (сальдированный финансовый результат), и инвестиции в основной капитал у «Рыболовства, рыбоводства» находятся на самом низком уровне (в сравнении с остальными видами экономической
деятельности) и пока не демонстрируют прогресса. При этом «Рыболовство, рыбоводство» (см. табл. 6) относится к видам экономической деятельности, налогообложение которых можно признать низким (доля в общей сумме поступлений налогов и сборов в бюджетную систему ниже доли в валовом доходе по экономике, а показатель налогового обременения ниже значения рентабельности).
Положения налогового законодательства, предоставляющие льготы по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и признаваемые как стимулирующие инновационную деятельность и поддерживающие НИОКР, заключаются в следующем: • по налогу на прибыль: ст. 262 НК РФ (учет расходов раньше, чем они фактически осуществлены: расходы налогоплательщика на НИОКР включаются в со-
Средний возраст имеющихся на конец года машин и оборудования и транспортных средств по отраслям экономики (по коммерческим организациям (без субъектов малого предпринимательства, по полной учетной стоимости, в смешанных ценах)), лет
< о
о о о
< со
о
<
сг —
о
Отрасль Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Машины и оборудование
По всем отраслям экономики 11,2 11,2 11,1 11,2 11,5 11,2
Рыболовство, рыбоводство 13,3 12,9 10,6 9,6 10,5 9,3
Транспортные средства
По всем отраслям экономики 12,2 12,4 11,9 11,8 11,4 11,3
Рыболовство, рыбоводство 17,4 17,9 17,3 15,2 16,9 18,7
Источник: [21].
став прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 и возможность амортизации нематериальных активов, созданных в результате произведенных расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в течение 2 лет); ст. 267.2 НК РФ (возможность начислять резервы предстоящих расходов на НИОКР); • по налогу на добавленную стоимость (для налогоплательщиков, не перешедших на ЕСХН). Исключение (освобождение) от налогообложения операций налогоплательщика при условии, что операции носят целевой характер (выполнение НИОКР) ст. 149 НК РФ, либо для конкретных видов операций (ввоз оборудования, не имеющего аналогов) ст. 150 НК РФ. Специфических налоговых льгот на НИОКР для «Рыболовства, рыбоводства» не предусмотрено.
Амортизационная политика
Так же как и организации остальных видов экономической деятельности, организации «Рыболовства, рыбоводства» имеют возможность воспользоваться амортизационной премией (п. 9 ст. 258 НК РФ) и ускоренной амортизацией (п. 1, 2 ст. 259.3 НК РФ). Подсчет расходов бюджета по этим двум направлениям государственного финансового регулирования для альтернативного исследователя затруднен, поскольку официальная информация, размещенная на сайте ФНС [20], не содержит данные в необходимой детализации (по видам экономической деятельности).
Можно апеллировать только к косвенным оценкам эффекта от данных льгот, принимая во внимание ограниченный период практического применения льгот, так как они были введены в 2007-2008 гг. Анализ данных государственной статистики (см. табл. 7) позволяет отметить, что как катализатор внутреннего источника инвестирования эта мера пока себя не продемонстрировала, хотя можно вести речь о некотором снижении возраста машин и оборудования, но на возрасте судов (транспортные средства) это положительно не сказалось. По степени изношенности транспортных средств «Рыболовство, рыбоводство» является антилидером (наибольший средний возраст). По степени изношенности машин и оборудования находится на пятом месте (по данным Росстата, без субъектов малого бизнеса).
Поскольку собственные средства организаций (амортизация + прибыль) как источник финансирования инвестиций в основной капитал приблизились к 50%-ному рубежу (в среднем по России они составили долю 45,3% в 2013 г.) и, принимая во внимание факт изношенности основных средств и невысокого инвестиционного потенциала (сальдированный финансовый результат, растет меньшими темпами, не-
жели сумма убытка), следует признать истощение этого источника финансирования модернизации отрасли. Для придания ему значимой роли требуются системные изменения как в самой отрасли, так и в ее регулировании.
Также следует обратить внимание на еще один налоговый режим, созданный для «Рыболовства, рыбоводства» в системе экономических мер государственной поддержки отрасли, а именно снижение с 2008 г. платежей за пользование объектами водных биологических ресурсов, что в совокупности с разрешением малым и средним организациям «Рыболовства, рыбоводства» переходить на ЕСХН привело, как было показано выше, к снижению налоговой нагрузки на РХК.
Причина создания льготного режима заключалась в осознании следующей проблемы развития отрасли. За период рыночных реформ (1990-2005 гг.) океанический промысловый флот полностью адаптировался к новым условиям хозяйствования, а именно стал полностью морозильным, независимым от береговых рыбоперерабатывающих предприятий, т. е. приспособился к вывозу уловов за рубеж. В результате резко сократились поставки охлажденного рыбного сырья и полуфабрикатов на береговые заводы и готовой продукции для населения [22]. Наблюдалась ситуация, когда высоки как объемы экспорта, так и объемы импорта, но при этом вывозится высококачественная рыбопродукция, а ввозится рыба сомнительного качества и происхождения [Там же, с. 13-14]. Также наблюдался более высокий рост цен на импортируемую продукцию, нежели на экспортируемую.
Свою позицию рыбопромышленники объясняли финансовыми потерями, возникающими при заходах и выгрузках в российских портах, в частности, следующими причинами: отсутствие в России крупных оптовиков, покупающих продукцию по ценам, складывающимся на зарубежных рынках; близостью зарубежных рынков, в сравнении с рынками европейской части России; невозможностью получения кредита по приемлемым ставкам на операционные расходы под залог будущего улова; невозможностью заходить в российские порты без уплаты НДС и 5%-ной пошлины от стоимости судна, если оно приобретено за рубежом.
С целью преодоления этих негативных тенденций и компенсации финансовых потерь при выгрузках в российских портах была существенно снижена плата за пользование объектами водных биологических ресурсов. Видимым результатом реформы стал рост числа плательщиков сборов и выданных лицензий (разрешений) (см. рис. 1). Но другую часть проблемы — сокращение гипертрофированного вывоза
Источник: [20].
Таблица 8
Соотношение экспорта и импорта рыбы и морепродуктов, тыс. т
Показатель Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Импорт рыбы и морепродуктов 972,5 870,1 1081,8 1112,4 955,1 992,7 920,9
Экспорт рыбы и морепродуктов 1311,1 1361,5 1327,1 1325,0 1377,3 1647,6 1463,3
Источник: [23].
рыбопродукции в зарубежные страны — решить не удалось (см. табл. 8).
Скорее всего, здесь действуют факторы, решение которых не находится под прямым воздействием российского государства. Одновременно произошло 4-кратное падение суммы сборов, подлежащих уплате в бюджет (см. рис. 2).
Сегодня сохраняются ставки сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, установленные в 2008 г. Дополнительно существуют следующие льготы:
• установление ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов; рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях;
• установление ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов в размере 15% ставки сбора для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов).
Эффективность развития РХК
Для РХК характерна высокая концентрация убыточных организаций, поскольку около трети организаций, зарегистрированных по виду экономической дея-
тельности «Рыболовство, рыбоводство», признаются убыточными (среднее значение за 5 лет равняется 32,74% и превышает среднероссийский уровень) (см. табл. 5).
Данные статистики указывают и на формирование негативных тенденций в сфере обеспечения внутренних источников инвестирования в развитие отрасли (инвестиционного потенциала, обеспечивающего модернизацию), поскольку среднее значение доли этого вида экономической деятельности в общей величине суммы убытка по экономике в целом (0,35%) в 3 раза превышает его долю в сальдированном финансовом результате (0,11%). В то же время и сам показатель, характеризующий концентрацию сальдированного финансового результата, указывает на незначительность инвестиционного потенциала у этого вида экономической деятельности.
«Рыболовство, рыбоводство», как вид экономической деятельности, характеризуется также низкой инвестиционной активностью в сфере инвестирования в основной капитал, так как доля этого вида экономической деятельности в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 0,1% и является одной из самых низких для экономики России. Процесс инвестирования в основной капитал организаций «Рыболовства, рыбоводства» демонстрирует неустойчивость. Так, период незначительного роста в 2008-2010 гг. сменился периодом высокого роста в 2011-2012 гг. и падением объемов инвестиций в основной капитал в 2013 г. (см. табл. 9).
Снижается вклад РХК в формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку наблюдается снижение налоговых поступлений в
о о о
<
сг —
о
ю
а 8 к
ч
еб
а о ю и ей
г >>
О
Общая сумма сбора, подлежащая уплате в бюджет
Сумма сбора по внутренним водным объектам
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Год
Рис. 2. Динамика суммы сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов (2006-2013 гг.), всего
Источник: [15].
Таблица 9
Инвестиции в основной капитал по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство»
Показатель Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Всего инвестиции, млрд руб. 4,3 4,6 4,7 7,8 11,9 9,1
Темп роста инвестиций (к предыдущему году), раз — 1,07 1,02 1,66 1,53 0,76
Рассчитано по: http://www.gks.ru, данные за период 2008-2013 гг.
бюджетную систему России от РХК начиная с 2011 г. (см. табл. 10). Эта же тенденция характерна и для налогов и сборов, поступающих в федеральный бюджет. Региональные налоги и сборы продемонстрировали снижение поступлений в 2009 г., которое продолжалось вплоть до 2012 г. По итогам 2012 и 2013 гг. наблюдался рост, но он был незначительный. Поступление местных налогов характеризуется крайней неравномерностью. «Провалы» 2009-2010 и 2012 гг. чередуются с годами относительного роста, который в 2011 г. был самым высоким.
Исключением на этом фоне выступают налоги, предусмотренные специальными режимами (в связи с полученной возможностью малым и средним предприятиям в сфере рыболовства и рыбоводства переходить на ЕСХН), — они демонстрировали тенденцию к росту, которая хоть и снизилась в 2012 г., но не изменила свое направление. В результате по итогам 2013 г. доля налогов со специальным налоговым режимом в платежах консолидированного бюджета Российской Федерации, поступающих от вида экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство», составила 12,63%, увеличившись в 3,5 раза в сравнении с 2008 г.
Сегодня РХК России переживает сложный период. Среднее за 2008-2013 гг. значение доли «Рыболовства, рыбоводства» в валовой добавленной стоимости, создаваемой экономикой, составило всего лишь 0,23%. Анализируя вклад отрасли в экономику страны (см. табл. 10), следует отметить, что в настоящее время «Рыболовство, рыбоводство» — вид экономи-
ческой деятельности, который не является приоритетным ни для Российской Федерации в целом, ни для большинства регионов России. «Рыболовство, рыбоводство» как вид экономической деятельности характеризуется крайне низким значением доли вклада в валовую добавленную стоимость, создаваемую в экономике страны.
Лишь у 20 субъектов Федерации эта доля различима (0,1% и выше). Можно выделить девять регионов из выявленной двадцатки, для которых «Рыболовство, рыбоводство» играет значимую роль в региональной экономике, а доля его вклада в ВДС региона превышает 1%. Это Камчатский край (13,9% по итогам 2012 г.), Мурманская область (7,4%), Приморский край (4,7%), Магаданская область (3,1%), Сахалинская область (2,1%), Чукотский автономный округ (1,4%), Республика Карелия и Калининградская область (по 1,3% у каждой), Хабаровский край (1,2%).
У всех рассматриваемых регионов доля инвестиций в основной капитал «Рыболовства, рыбоводства» в инвестициях в основной капитал субъекта существенно ниже доли «Рыболовства, рыбоводства» в ВДС региона. По всей видимости, данный вид экономической деятельности не входит в число приоритетных для инвестирования у регионального бизнеса.
Дальневосточный федеральный округ является лидером по доли вклада «Рыболовства, рыбоводства» в ВДС (среднее за 5 лет значение доли составило 2,76%) и занимает второе место по количеству регионов округа, характеризующихся существенным вкладом этого вида экономической деятельности (шесть
Структура налоговых платежей по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство» в 2008-2013 гг.
(на основе данных формы № 1-НОМ)
Платежи Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Поступило в бюджетную систему, % от суммы платежей по всем видам деятельности 0,10 0,14 0,13 0,10 0,09 0,08
в том числе (доля от платежей «Рыболовство...»), %
Федеральные налоги и сборы, всего, из них 87,02 89,35 85,71 79,83 80,61 78,48
налог на прибыль организаций, всего в том числе в федеральный бюджет 19,65 5,85 15,39 2,74 19,28 3,15 15,27 2,24 16,71 3,29 12,57 2,12
НДС 10,32 15,36 9,00 3,10 -0,96 -3,90
акцизы по подакцизным товарам 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
налоги, сборы, платежи за пользование природными ресурсами из них НДПИ 21,55 0,07 19,69 0,07 17,95 0,06 18,18 0,05 18,30 0,03 19,37 0,04
остальные федеральные налоги и сборы 35,49 38,91 39,47 0,00 0,96 0,01
Региональные налоги и сборы 7,50 5,87 5,16 5,05 5,23 5,78
Местные налоги и сборы 1,84 1,23 1,57 3,89 2,73 3,10
Налоги со специальным налоговым режимом 3,63 3,55 7,55 11,23 11,42 12,63
< о
о о о
<
m О
<
CL —
О
Источник: http://www.gks.ru; http://www.nalog.ru (данные формы № 1-НОМ) (на основании данных, представленных на сайте, на дату обращения 30.10.2014 г.).
регионов). Северо-Западный федеральный округ лидирует по количеству регионов, характеризующихся существенным вкладом «Рыболовства, рыбоводства» в ВДС (восемь регионов), но находится на втором месте по доли вклада этого вида экономической деятельности в ВДС (среднее за 5 лет значение доли составило 0,68%).
Все это говорит о недостатках существующей модели функционирования РХК и государственного финансового регулирования, ставящего своей целю развитие отрасли на модернизационной основе.
Подводя итоги проделанной работы, отметим следующее:
1) система мер, применяемая сегодня с целью финансового регулирования воспроизводственных процессов в рыбохозяйственном комплексе страны, может быть охарактеризована как минималисти-чески упрощенная, что вряд ли является удачным вариантом для столь большой страны, обладающей сильными различиями по многим параметрам социально-экономического и ресурсного характера, и может быть объяснима только с позиции наличия серьезных проблем в системе государственного контроля и управления;
2) если давать оценку имеющимся в рамках финансового регулирования мерам по актуальному сегодня критерию непротиворечивости требованиям ВТО, накладываемым на Россию в рамках членства в этой организации, то следует отметить, что существующие в России и рассмотренные выше меры в полной степени подлежат включению в «зеленую корзину» исходя из системы цветных корзин, сформированной соглашениями ВТО, поскольку направлены на повышение конкурентоспособности рыбохозяйственных организаций и разрешаются без ограничений, более того здесь есть резерв (соответствие признаваемым в ВТО природоохранным требованиям, что также вызывает необходимость модернизации);
3) в качестве резерва в случае необходимости расширения мероприятий в рамках финансового регулирования отрасли следует выделить такое на-
правление, как политика на финансовом рынке (создание условий по льготному кредитованию и страхованию предприятий отрасли), которое ныне в России пока что находится в стадии становления, но активно развивается за рубежом. По требованиям ВТО меры поддержки, разрабатываемые в рамках этого направления, обоснованы и не подлежат сокращению, если направлены на поддержание сообществ, проживающих в определенных территориальных границах, и для этой территории среднедушевой доход составляет значение менее 85% от среднего значения для страны (как вариант, предприятия, на которые направлены меры финансового регулирования, должны быть градообразующими). Определенная часть территорий и рыбохозяйственных организаций России может соответствовать этому критерию;
4) в случае необходимости можно задействовать и меры, которые сейчас не используются в РХК вовсе. Здесь в качестве резерва следует выделить адресную помощь (прямая поддержка цен и доходов рыбохозяйственных организаций) на установленную и согласованную величину;
5) для того чтобы меры поддержки достигли своей цели и привели к результатам, зафиксированным в программе развития РХК, необходимо совершенствование системы государственного управления рыбной отраслью на основе зарубежного опыта.
Литература
1. О концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2003 г. № 1265-р (ред. от 21 июля 2008 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: fish.gov.ru>... Documents... развития рыбного... 1265-р. pdf.
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 314: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544222/#1000.
СТРАТЕГИРОВАНИЕ В РОССИИ И МИРЕ: СТАВКА НА ЧЕЛОВЕКА
Таблица 11
СО Характеристика субъектов Федерации, имеющих существенный вклад «Рыболовства, рыбоводства» в валовую добавленную стоимость
03 А
О X
О
<
"О >
СП
ь
о со
о
Субъект Доля «Рыболовства, рыбоводства» в валовой добавленной стоимости субъекта, % Доля валовой добавленной стоимости субъекта в валовой добавленной стоимости РФ, % Доля инвестиций в основной капитал «Рыболовства, рыбоводства» в инвестициях в основной капитал субъекта, %
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2008 г. 2009 г. 2010г. 2011г. 2012 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г.
Российская Федерация 0,2 0,3 0,3 0,2 0,2 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 0,05 0,05 0,1 0,07 од
Центральный федеральный округ 0 0 0 0 0 37,4 35,6 35,7 35,4 34,9 0 0 0,01 0 0
Северо-Западный федеральный округ 0,7 0,7 0,7 0,7 0,6 10,0 10,7 10,5 10,5 10,5 0,1 0,05 0,1 0,2 0,3
Республика Карелия 1,4 1,1 1,0 1,6 1,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,6 0,4 0,4 0,05 0,2
Архангельская обл., в том числе Ненецкий автономный округ 1,4 0,6 1,5 0,4 1,4 0,5 1,3 0,5 1,3 0,6 0,9 0,3 1,0 0,4 1,0 0,4 1,0 0,4 0,9 0,3 0,1 0,01 0,06 0,01 0,4 0,01 0,7 0,02 0,7 0,01
Вологодская обл. 0,3 0,1 0,1 0 0 0,9 0,7 0,7 0,7 0,7 — — — — 0
Калининградская обл. 1,1 1,6 2,1 1,9 1,3 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,3 0,1 0,2 0,2 0,1
Ленинградская обл. 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 1,1 1,3 1,3 1,3 1,3 0 0 0 0 0
Мурманская обл. 6,7 7,6 6,7 7,6 7,4 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,9 0,6 1,5 3,5 4,2
Псковская обл. 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 — — — — 0,01
Южный федеральный округ 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 5,9 6,2 6,2 6,1 6,3 0,1* 0,05* 0,03 0,04 0,04
Республика Калмыкия 0 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 1,0 0,8 0,04 — 0
Краснодарский край 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 2,4 2,7 2,7 2,7 2,9 0,02 0,01 0,01 0,01 0,01
Астраханская обл. 0,6 0,7 0,6 0,6 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2
Ростовская обл. 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 1,7 1,7 1,7 1,7 1,7 0,2 0,02 0,01 0,1 0,1
Северо-Кавказский федеральный округ 0 0,1 0,1 0,1 0,1 2,1 2,5 2,4 2,3 2,4 н/д* н/д* 0,04 0,01 0
Республика Дагестан 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,6 0,8 0,7 0,7 0,8 — — — 0,04 —
Ставропольский край 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,8 0,9 0,9 0,9 0,9 0,02 0,04 0 0 0,01
Приволжский федеральный округ 0 0 0 0 0 15,7 15,4 15,1 15,5 15,8 0 0 0 0 0,01
Уральский федеральный округ 0 0 0 0 0 14,2 13,6 13,6 13,9 14,2 0,03 0,04 0,01 0,03 0
Сибирский федеральный округ 0 0 0 0 0 10,2 10,6 11,0 10,6 10,3 0 0 0 0 0
Дальневосточный федеральный округ 2,9 3,4 2,8 2,3 2,4 4,5 5,4 5,6 5,6 5,4 0,3 0,3 0,3 0,4 0,6
Камчатский край 18,3 22,0 19,1 15,4 13,9 0,2 0,3 0,3 0,3 0,2 4,2 2,2 2,5 3,8 8,3
Приморский край 5,5 5,3 4,5 4,0 4,7 0,9 1,2 1,2 1,2 1,1 0,4 0,2 0,5 0,3 1,0
Хабаровский край 1,1 1,5 1,2 1,2 1,2 0,8 0,9 0,9 0,9 0,9 0,1 0,6 0,1 0,1 0,2
Магаданская обл. 4,5 5,4 4,4 3,6 3,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 1,0 0,3 1,0 0,7 0,2
Сахалинская обл. 2,5 2,8 2,1 1,9 2,1 1,0 1,2 1,3 1,3 1,3 0,2 0,3 0,3 0,8 0,4
Чукотский автономный округ 1,1 0,9 1,4 1,3 1,4 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 — 0,1 0,4 0,02 0,02
Примечание: *
— СКФО из ЮФО не был выделен.
3. О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)»: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860 (с изм. от 17 ноября 2005 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zonazakona.ru/law/ukaz/3795/.
4. О завершении реализации федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (20022010 годы)»: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 1952-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.referent.rU/1/86674.
5. О федеральной целевой программе «Повышение эффективности и использование ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2012 годах» (ред. от 20 декабря 2011 г.): Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 606: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/2166132/.
6. Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2012 годах: Программа // Федеральные целевые программы: Официальный сайт Министерства экономического развития РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ ViewFcp/View/2012/258.
7. Данные Федерального казначейства по состоянию на 01.03.2014 г. // Федеральные целевые программы: Официальный сайт Министерства экономического развития РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp. economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/#.
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»: Распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 315-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=143168.
9. Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2011 гг. на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1181: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/12081795/.
10. Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2011 гг. на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1182: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rg.ru/2011/01/11/ryb-subsidii-site-dok.html.
11. Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета организациям ры-бохозяйственного комплекса и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1218: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.za-konprost.ru/content/base/part/657671.
12. Об утверждении формы заявления о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования: Приказ Федерального агентства по рыболовству от 22 марта 2010 г. № 224: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/04/16/lizing-dok.html.
13. Рыбохозяйственным организациям и ИП предоставят субсидии из федерального бюджета / Комитет экономич. развития, промышл. политики и торговли: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bishelp.ru/business/ podderzhka-predprinimatelej/rybohozyaystvennym-organi-zaciyam-i-ip-predostavyat-subsidii-iz.
14. Сводные отчеты в целом по Российской Федерации и в g разрезе субъектов Российской Федерации: Данные по ^ формам стат. налоговой отчетности / Фед. налоговая о служба: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// 5 www.nalog.ru/rn43/related_activities/statistics_and_analy- =г tics/forms/. ^
15. Развитие рыбохозяйственного комплекса: Гос. програм- < ма Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Ре- m жим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ н doc/70544222/. °
16. Государственная поддержка агропромышленного ком- ^ плекса Российской Федерации на 2012 г.: [Электронный s ресурс]. Режим доступа: http://www.gp.specagro.ru/site/ 2 index/day/31/month/ 12/year/2012.
17. О распределении и предоставлении субсидий из феде- х рального бюджета бюджетам субъектов Российской ^ Федерации на возмещение части затрат на уплату про- о центов по кредитам, полученным в российских кредит- ^ ных организациях, и займам, полученным в сельскохо- ш зяйственных кредитных потребительских кооперативах: х Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. < № 90 (ред. от 28 июня 2012 г.) // Российская газета: ™ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg. q_ ru/2009/02/24/selxozkredity-site-dok.html. ¡Е
18. Об утверждении Правил предоставления и распределе- н ния субсидий из федерального бюджета бюджетам субъ- 2 ектов Российской Федерации на возмещение части за- ц трат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: Постановление Правительства РФ
от 28 декабря 2012 г. № 1460 (ред. от 2 апреля 2014 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg. ru/2013/01/16/subsidii-dok.html.
19. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Российская система налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности и поддержку инвестиций: структурные элементы // Экономика и управление. 2013. № 10. С. 3-25.
20. О структуре начислений по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов (форма № 5-ВБР): Отчет: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.klerk.ru/inspection/101711.
21. Средний возраст имеющихся на конец года машин, оборудования и транспортных средств / Росстат: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/technol/osn-fond.htm.
22. Васильев А. М. От разрушения рыбной отрасли — к ее возрождению // ЭКО. 2010. № 4. С. 2-21.
23. Регионы России. Социально-экономические показатели / Росстат: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/sta-tistics/publications/catalog/doc_1138623506156.
References
1. Order of the Government of the Russian Federation of September 02, 2003 № 1265-r (as amended on July 21, 2008) "On the concept of development of fish industry of the Russian Federation for the period up to 2020". Available at: http: fish.gov.ru>...Documents...развития рыбного... 1265^.pdf. (in Russ.).
2. RF Government Decree of April 15, 2014 № 314 "On approval of the State Program of the Russian Federation "Development of the fisheries industry". Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70544222/#1000. (in Russ.).
3. RF Government Decree of December 07, 2001 № 860 (as amended on November 17, 2005) "On the federal target program "Ecology and natural resources of Russia (20022010)". Available at: http://www.zonazakona.ru/law/ukaz/ 3795/. (in Russ.).
4. Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2005 № 1952-r "On completion of the implementation of the federal target program "Ecology and natural resources of Russia (2002-2010)". Available at: http://www.referent.ru/V86674. (in Russ.).
5. RF Government Decree of August 12, 2008 № 606 "On the Federal Target Program "Improving the efficiency and use of the resource potential of the fishery complex in 20092012" (as amended on December 20, 2011). Available at: http://base.garant.ru/2166132/. (in Russ.).
о о о
<
CL —
о
6. The program "Improving the efficiency of the use and development of the resource potential of fishery industry in 2009-2012". Federal target programs. Official website of the RF Ministry of Economic Development. Available at: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/ 2012/258. (in Russ.).
7. Data from the Federal Treasury as of March 01, 2014. Federal target programs. Official website of the RF Ministry of Economic Development. Available at: http://fcp.economy.gov. ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/#. (in Russ.).
8. Order of the Government of the Russian Federation of July 03, 2013 № 315-r "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of the Fisheries Industry". Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=143168. (in Russ.).
9. RF Government Decree of December 29, 2010 № 1181 "On approval of rules for granting subsidies from the federal budget to fisheries organizations, individual entrepreneurs to recover part of the cost of interest on investment loans received in Russian credit institutions in 2008-2011 for the construction and modernization of fishing vessels". Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/12081795/. (in Russ.).
10. RF Government Decree of December 29, 2010 № 1181 "On approval of rules for granting subsidies from the federal budget to fisheries organizations, individual entrepreneurs to recover part of the cost of interest on investment loans received in Russian credit institutions in 2008-2011 for the construction and modernization of fish processing infrastructure, storage facilities of fishery products". Rossiyskaya gazeta, January 11, 2011. Available at: http://www.rg.ru/ 2011/01/11/ryb-subsidii-site-dok.html. (in Russ.).
11. RF Government Decree of December 31, 2009 № 1218 "On approval of rules for granting subsidies from the federal budget in 2010 to fisheries organizations and individual entrepreneurs to recover part of the cost of lease payments under lease agreements concluded with the Russian leasing companies for the purchase of fish processing, refrigeration and technological marine equipment". Available at: http:// www.zakonprost.ru/content/base/part/657671. (in Russ.).
12. Order of the Federal Agency for Fisheries of March 22, 2010, № 224 "On the approval of applications form for subsidies from the federal budget to the reimbursement of the cost of the lease payments under lease agreements concluded with the Russian leasing companies for the purchase of fish processing, refrigeration and technological of marine equipment". Rossiyskaya gazeta, April 16, 2010, no. 5160. Available at: http://www.rg.ru/2010/04/16/lizing-dok.html. (in Russ.).
13. Federal subsidies will be provided to fisheries industry organizations and individual entrepreneurs. Committee for
economic development, industrial policy and trade. Available at: http://bishelp.ru/business/podderzhka-predprinimatelej/ rybohozyaystvennym-organizaciyam-i-ip-predostavyat-sub-sidii-iz. (in Russ.).
14. Summary reports for the whole of the Russian Federation and in the context of the Russian Federation subjects. Data in the form of statistical tax reporting. Federal Tax Service. Available at: http://www.nalog.ru/rn43/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/. (in Russ.).
15. State Program of the Russian Federation "Fisheries sector development". Available at: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70544222/. (in Russ.).
16. State support of agro-industrial complex of the Russian Federation. 2012. Available at: http://www.gp.specagro.ru/ site/index/day/31/month/ 12/year/2012. (in Russ.).
17. RF Government Decree of February 04, 2009 № 90 (as amended on June 28, 2012) "On the distribution and provision of subsidies from the federal budget to the RF subjects' budgets for reimbursement of the cost of interest on loans received from Russian credit institutions and loans received in agricultural credit consumer cooperatives". Rossiyskaya gazeta, February 24, 2009. Available at: http://www.rg.ru/ 2009/02/24/selxozkredity-site-dok.html. (in Russ.).
18. RF Government Decree of December 28, 2012 № 1460 (as amended on April 04, 2014) "On the distribution and provision of subsidies from the federal budget to the RF subjects' budgets for reimbursement of the cost of interest on loans received from Russian credit institutions and loans received in agricultural credit consumer cooperatives". Rossiyskaya gazeta, January 16, 2013, no. 5982. Available at: http://www. rg.ru/2013/01/16/subsidii-dok.html. (in Russ.).
19. Anosova L. A., Kabir L. S. Rossiyskaya sistema nalogovykh l'got, napravlennykh na stimulirovanie innovatsionnoy deya-tel'nosti i podderzhku investitsiy: strukturnye elementy [The Russian Federation tax system: Promoting innovation and investment support]. Ekonomika i upravlenie, 2013, no. 10 (96), pp. 3-25.
20. Form № 5-ABR. "Report on the structure of collection charges for the use of aquatic biological resources". Available at: http://www.klerk.ru/inspection/101711/. (in Russ.).
21. The average age of the existing at the year-end machines, equipment and vehicles. Rosstat. Available at: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/technol/osn-fond.htm. (in Russ.).
22. Vasil'ev A. M. Ot razrusheniya rybnoy otrasli — k ee vozro-zhdeniyu [From destroying the fishing industry - to its revival]. EKO, 2010, no. 4, pp. 2-21.
23. Regions of Russia. Socio-economic indicators. Rosstat. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156. (in Russ.).
Научно-конгрессная деятельность СПбУУиЭ
В рамках реализации основной цели научно-конгрессной деятельности в Санкт-Петербургском университете управления и
экономики решаются следующие задачи:
• интеграция Университета в дискуссионное поле научной общественности регионов, России, зарубежных стран;
• закрепление и развитие ведущего научного направления Университета, связанного с исследованием проблем управления инновационным развитием регионов и корпоративных структур;
• повышение качества и актуальности, стимулирование и тематическая диверсификация научных исследований, проводимых в Университете;
• повышение научного уровня профессорско-преподавательского состава, активизация научной деятельности аспирантов и студентов, вовлечение молодежи в постановку и решение научных проблем управления и экономики;
• расширение и развитие партнерских отношений Университета с органами государственной власти и местного самоуправления, отечественными и зарубежными организациями и учреждениями науки, образования, управления, экономики, финансовыми структурами, профессиональными общественными организациями, фондами поддержки науки и образования и т. д.;
• развитие внутренних интеграционных научно-образовательных процессов Университета между факультетами, кафедрами и региональными институтами и филиалами; между учеными, преподавателями и аспирантами, студентами Университета.
Научно-конгрессная деятельность осуществляется в СПбУУиЭ в следующих основных формах:
• организация и проведение научных и научно-практических конференций и семинаров, «круглых столов» и дискуссий международного, общероссийского, межрегионального, регионального и межвузовского уровней, в том числе в рамках интеграционных связей с научными, производственными, образовательными и иными партнерами Университета;
• организация и проведение студенческих научных и научно-практических конференций и семинаров, «круглых столов» и дискуссий различного вида и уровня;
• участие официальных представителей Университета в работе научных конференций, форумов, «круглых столов», семинаров, организуемых на территории России и за ее пределами.
Ежегодно расширяется участие ученых Университета в научных конференциях, семинарах, форумах различного уровня.
Научно-конгрессная деятельность была включена в число приоритетных задач Университета, и в его структуре был создан специализированный отдел координации НИР и организации конгрессной деятельности, в задачи которого входит инициирование, планирование, организация, координация и методическая поддержка деятельности по проведению научных конференций международного, межрегионального и регионального уровней (научно-конгрессной деятельности) в Университете, включая региональные институты и филиалы.