Научная статья на тему 'Финансовое планирование как отражение стратегии предприятия'

Финансовое планирование как отражение стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1239
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЛАН / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЯ / ПРИНЦИПЫ / ЗАДАЧИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / FINANCIAL PLANNING / STRATEGIC PLANNING / THE PLAN / THE FINANCIAL RESOURCES OF THE ENTERPRISE / STRATEGY / PRINCIPLES / OBJECTIVES / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмыгов Александр Федорович

В работе рассмотрены понятие, задачи и принципы финансового планирования. Автором уточнено определение финансового планирования, актуализированы его задачи, усовершенствована классификация принципов, обозначен приоритет стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL PLANNING STRATEGY AS A REFLECTION OF COMPANIES

This paper discusses the concept, objectives and principles of financial planning. The author specifies the definition of financial planning, actualized his task, improved classification principles outlined the priorities of strategic planning.

Текст научной работы на тему «Финансовое планирование как отражение стратегии предприятия»

А.А. Курилова, О.А. Холомина РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ...

через общение с природой.

3. Установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом и детьми; укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе.

4. Формирование у дошкольников гуманного отношения к природе; понимание взаимосвязей в природе.

5. Привлечение детей к посильному для них уходу за растениями и животными.

6.Формирование динамических представлений о природе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коменский, А. Я. Избранные сочинения / А. Я. Коменский. - М.: Учпедиздат, 1955.

2. Симонова А.А., Протасова И.А. Интегрированный урок: теория и технология: Методические рекомендации для учителей и руководителей школ / Уральский педагогический институт. Екатеринбург, 1992.

3. http://festival.1september.ru/articles/415794/

4.http://poletaevs.ucoz.ru/index/metodicheskaja_rabota/0-4

CREATIVE PERSONALITY DEVELOPMENT OF PUPILS IN THE DEVELOPING TRAINING

© 2013

A.A. Kurilova, Doctor of Economics, Professor of "Finance and Credit"

Togliatti State University, Togliatti (Russia) O.A. Holomina, primary school teacher

Lyceum № 51, Togliatti (Russia)

Annotation: The purpose of disclosing the creative abilities of students use technology to creative development , based on a system of developmental education with the focus on development of creative personality traits . This technology is used in the educational process in the Nov. 51 high schools number Togliatti, for the application of which is to educate the public and active creative personality, able to increase public cultures , make a contribution to the building of a democratic society.

Keywords: creativity, personality , competence , integrated approach, as outlined , the project activity.

УДК 338.27 © 2013

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

А.Ф. Шмыгов, начальник пресс-центра, магистр Тольяттинского государственного университета ОАО «АВТОВАЗ», Тольятти (Россия)

Аннотация: В работе рассмотрены понятие, задачи и принципы финансового планирования. Автором уточнено определение финансового планирования, актуализированы его задачи, усовершенствована классификация принципов, обозначен приоритет стратегического планирования.

Ключевые слова: финансовое планирование, стратегическое планирование, план, финансовые ресурсы предприятия, стратегия, принципы, задачи, предприятие.

Устойчивое развитие предприятий и организаций, успешная конкуренция на рынке во многом зависит от качества финансового планирования их деятельности на ближайшую и долгосрочную перспективу. Качественное планирование деятельности компании позволяет достигать поставленных целей, предотвращать ошибки, рационально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, снизить количество неиспользованных возможностей.

Финансовое планирование, являющееся одной из главных функций финансового менеджмента, применяется всеми предприятиями и организациями. Однако, утверждать, что преимущества финансового планирования реализуются в полной мере — цели ставятся, задачи формулируются, а принципы соблюдаются — утверждать нельзя.

Во многом это связано с узким пониманием процедуры финансового планирования. Об этом свидетельствует обзор определений, которые даются в учебной и научной литературе такому понятию как «финансовое планирование».

Большинство авторов (А.Н. Задорожная [1]; Р.Г. Попова [2]) описывают финансовое планирование как некий процесс, предназначенный для решения тех или иных задач, которые необходимо решать организации в ходе свей деятельности. Вот характерная формулировка понятия, данная А.Н. Задорожной:

Финансовое планирование — это процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде [1].

Такое определение представляется узким и не отражающим всей сущности финансового планирования. Так, не в полной мере учтена такая направленность финансового планирования, как прогноз. Не случайно

очень часто эти два понятия — финансовое планирование и финансовый прогноз — употребляют как тождественные.

Куда больше именно этой стороне финансового планирования — прогнозированию — уделяет В.Я. Ушаков. С его точки зрения:

Финансовое планирование — формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия, конкретизирует перспективы развития предприятия в виде количественных и качественных показателей [3].

При этом под финансовыми целями, а равно и под целями финансового планирования понимаются три варианта развития событий:

— максимизация продаж,

— максимизация прибыли,

— максимизация собственности.

Таким образом, данный подход также не отражает всей полноты направлений стратегического развития организации. Ведь помимо роста или ограниченного роста владельцы бизнеса могут поставить такую цель как сокращение.

Подобное пренебрежение стратегическим планированием со стороны научно-педагогической общественности не выглядит случайным. А.А. Курилова отметила, что «...стратегическое планирование на отечественных предприятиях автомобильной промышленности практически отсутствует» [4, с. 224]. В этой связи и в целом финансовое планирование оказывается неполноценным, исключающим системность при формировании всей совокупности планов, отражающих все стороны деятельности организации.

Между тем, стратегическую сущность финансового планирования в своем определении подчеркнул И.А. Продченко:

Финансовое планирование — это умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресур-

сы, необходимые для достижения определенных целей [5].

С этой точки зрения, финансовое планирование охватывает все стороны деятельности предприятия, обеспечивает предварительный контроль за использованием материальных, нематериальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также способствует повышению финансовой устойчивости и конкурентоспособности.

Обобщая все вышесказанное, предлагается уточнить понятие «финансовое планирование» и использовать в дальнейшем следующую формулировку:

Финансовое планирование — это отражение стратегии, утвержденной собственниками бизнеса, научно обоснованное менеджерами компании в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе и выраженное в количественных и качественных показателях совокупности планов.

Преимуществом такого определения является то, что оно охватывает всю систему финансового планирования, указывает на его подчиненность стратегии и устанавливает иерархию планов в организации. Также в этом определении указывается на одну из главных ролей топ-менеджмента в финансовом планировании и подчеркивается значение функции по разработке финансовых планов в деятельности высших руководителей компаний.

Исходя из принятого понятия финансового планирования, предлагается уточнить общие цели, задачи, значение и принципы финансового планирования.

Определение, постановка целей представляется одной из наиболее важных задач руководства любой организации или компании. Правильно сформулированные цели финансового планирования позволят организации при формировании системы финансовых планов наилучшим образом обозначить путь достижения указанных целевых показателей.

При широком понимании финансового планирования, как отражения стратегического видения развития компании в долгосрочной перспективе, такими целями могут быть:

— обоснование выбранной собственниками стратегии развития предприятия,

— определение необходимых финансовых ресурсов для реализации выбранной стратегии.

Две глобальные цели объединяют двойственную направленность финансового планирования — с одной стороны, это материализация в виде планов стратегии собственников, которая не обязательно может быть направлена на расширение и укрупнение компании, а с другой стороны, это математически выверенные цифры показателей, которые необходимо достичь в ходе реализации намеченных планов.

Именно возможность с помощью математических вычислений прогнозировать состояние компании во временных интервалах делает возможным само финансовое планирование, то есть прогнозирование на отдаленную перспективу тех или иных показателей, характеризующих активы и пассивы предприятия, финансовые результаты его деятельности, размеры основных фондов, собственного капитала, показатели рентабельности, прибыльности и так далее.

Широкое понимание финансового планирования отражается и на задачах, которые встают при формировании системы финансовых планов, являющихся инструментом управления финансами предприятия.

Задачи финансового планирования целиком и полностью исходят из его целеполагания. Их можно сформулировать следующим образом:

— конкретизация перспектив бизнеса,

— обеспечение финансовыми ресурсами деятельности организации,

— выявление внутренних резервов для достижения поставленных целей,

— установление взаимовыгодных финансовых отно-

шений с партнерами и контрагентами,

— соблюдение интересов акционеров и инвесторов,

— контроль за финансовым состоянием организации

(рис. 1).

Рисунок 1 — Задачи финансового планирования

Задачи, которые стоят перед ответственными за процедуру финансовых планов, говорят о крайне важном значении финансового планирования. Финансовый план нельзя написать, его можно только создать путем расчетов. При этом совокупность финансовых планов должна охватывать все стороны жизни предприятия на всех этапах его деятельности — закупки, производство, продажи, взаимоотношения с кредиторами, государством, акционерами, партнерами и контрагентами. Наиболее сложными задачами является увязка всех планов во времени — в краткосрочной перспективе целевые показатели могут не соответствовать показателям среднесрочной и долгосрочной перспективы, а также соблюдение интересов всех участников процесса, которые зачастую преследуют совершенно разные цели и решают, как правило, противоположные задачи.

На первом плане при формировании финансового плана должна стоять организация — от качества проведенных предварительно расчетов зависит стабильная работа предприятия в соответствии с намеченными планами, обеспечение финансовыми ресурсами его повседневных нужд, своевременность расчетов с контрагентами, финансовая устойчивость компании, привлекательность бизнеса для кредиторов и инвесторов.

Качественный и реалистичный финансовый план позволяет организации избегать ошибочных действий при ведении бизнеса, минимизировать издержки, свести к минимуму потери.

Возможность организации и проведения контроля за исполнением намеченных целевых показателей — еще один фактор, подчеркивающий важное значение финансового планирования. Наличие конкретных показателей позволяет анализировать итоги деятельности за отчетные периоды и составлять планы корректирующих действий, призванных обеспечить движение организации к намеченным целям.

Достижение целей и выполнение задач финансового планирования достигается за счет того, что формирование и функционирование системы финансового планирования основывается на совокупности принципов, обеспечивающих системный характер финансового планирования как инструмента управления финансами предприятия.

Практика применения финансового планирования выработала множество принципов, позволяющих максимально унифицировать процесс составления планов и сохранить единые подходы к разным направлениям деятельности предприятия. В этой связи предлагается

провести классификацию принципов финансового планирования, предварительно разбив их две группы — универсальные и специфические. В группу универсальных помещаются те принципы, которые свойственны для практически любой области знания и находят свое применение в сферах планирования и анализа. В группу специфических принципов предлагается отнести те принципы, применение которых ограничено областью финансового планирования (рисунок 2).

Рисунок 2 — Принципы финансового планирования

Безусловно, финансовое планирование должно отвечать принципу научности. В данном случае это говорит о том, что при финансовом планировании обязательно должны происходить учет и использование актуальных экономических знаний и концепций. Следствием следования новейшим научным разработкам является совершенствование методов и методик финансового планирования. Кроме того принцип научности позволяет отказываться от устаревших схем и моделей, не отвечающих целям и задачам финансового планирования.

Принцип целевой направленности обращает внимание на первоочередность стратегических целей при реализации системы финансового планирования.

Принцип системности подчеркивает, что система финансового планирования представляет собой совокупность планов и бюджетов, охватывающих все сферы деятельности предприятия.

Принцип координации говорит о необходимости взаимосвязи всей системы финансовых планов между собой и подчинения их единой стратегической цели компании.

Принцип непрерывности и гибкости свидетельствует о необходимости вести работу по планированию регулярно, анализировать исполнение намеченных и в случае необходимости составлять планы корректирующих действий. Этот принцип говорит о том, что план — это не догма, а живой документ, который позволяет повышать эффективность деятельности организации при достижении поставленных целей.

Группа специфических принципов финансового планирования позволяет при составлении финансовых планов следовать выработанным методикам, что помогает избежать ошибок при планировании.

Так, принцип соответствия состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать

преимущественно за счет краткосрочных источников. В то же время для проведения модернизации основных средств следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

Принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах сводится к тому, что в планируемом балансе предприятия сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, то есть нельзя планировать слабо ликвидный баланс.

Принцип избытка денежных средств предполагает иметь в процессе планирования определенный запас денег для обеспечения надежной платежной дисциплины в случае, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж.

Принцип рентабельности капитальных вложений заключается в том, что заемный капитал выгодно привлекать в том случае, если он превышает рентабельность собственного капитала. Только в таком случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового левериджа.

Принцип сбалансированности рисков предполагает, что особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.

Принцип приспособления к потребностям рынка говорит и важности для предприятия учитывать рыночную конъюнктуру и зависимость компании от предоставления кредитов.

Принцип предельной рентабельности говорит о том, что компании целесообразно выбирать те капитальные вложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность [1].

Исходя из сформулированного выше определения финансового планирования, определенных целей, поставленных задач и учитывая отобранные принципы, можно выделить следующие виды финансового планирования, зависящие от временных горизонтов планирования (таблица 1).

Таблица 1 — Виды финансовых планов

Горизонты планирования Название плана Период действия

Долгосрочный Стратегический Свыше 3 лет

Среднесрочный Текущий 1-3 года

Краткосрочный Оперативный До 1 года

вый план выходит стратегическое планирование, с горизонтом планирования свыше трех лет. Иные планы, с менее отдаленными горизонтами планирования, — текущий и оперативный — носят подчиненную роль и представляют собой отражение путей достижения стратегических целей в среднесрочной и краткосрочной перспективе.

Следует отметить, что именно стратегическое финансовое планирование является наименее востребованным российскими предприятиями и организациями. Тем не менее, в последнее время появились ряд примеров ответственного подхода к финансовому планирования со стороны субъектов российского рынка.

Так, в середине 2012 года ОАО «АВТОВАЗ» обнародовал обновленную Программу развития (бизнес-план) компании до 2020 года, разработанную топ-менеджментом предприятия еще в 2010 году и утвержденную акционерами [6]. Именно этот бизнес-план является основой для всех других планов, разрабатываемых в автомобилестроительном гиганте.

В конце 2012 года в ОАО «РЖД» вышло распоряжение «Об утверждении Единого корпоративного стандарта планирования и бюджетирования холдинга «Российские железные дороги» [7]. В документе сформулированы ключевые принципы, основные организационные и методические решения единой системы финансового планирования и бюджетного управления

холдинга.

Целью системы планирования и оценки деятельности в «РЖД» определили синхронизацию и декомпозицию (взаимоувязку) процессов планирования и оценки результатов деятельности холдинга на всех горизонтах управления — долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном.

К сожалению, большинство предприятий России не могут записать к себе в актив должное внимание к стратегическому планированию, как следствие, они не могут в полной мере воспользоваться перспективами финансового планирования, максимально использовать имеющиеся в их распоряжении финансовые и прочие ресурсы, укрепить свое финансовое положение и повысить свою конкурентоспособность.

Подобная политика особенно недальновидна в период стагнации промышленного производства, снижения потребительского спроса и проявления других кризисных явлений, тормозящих развитие российской экономики. Выход на новый уровень финансового планирования, предусматривающий строгое следование его принципам, четкое формулирование целей бизнеса и стоящих перед ним задач, может оказать положительное влияние на деятельность коммерческих структур и организаций, способствовать снижению негативного воздействия внешних и внутренних факторов, уменьшить риски ведения бизнеса и оптимизировать расходы на осуществление основной деятельности.

Понимание финансового планирования как отражения стратегии, утвержденной собственниками бизнеса,

научно обоснованное менеджерами компании в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе и выраженное в количественных и качественных показателях совокупности планов, может способствовать укреплению значения финансового планирования, как необходимого инструмента ведения бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Задорожная А.Н. Финансы организации (предприятия) // www.e-colledge.ru (сайт Московского института экономики, менеджмента и права).

2. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. СПб.: Питер, 2010. 208 с.

3. Ушаков В.Я. Долгосрочная финансовая политика // www.e-colledge.ru (сайт Московского института экономики, менеджмента и права).

4. Курилова А.А. Формирование системы финансового планирования на предприятиях автомобильной промышленности // Вестник науки ТГУ. 2011. № 2. С. 224-228.

5. Продченко И.А. Финансовый менеджмент // www.e-colledge.ru (сайт Московского института экономики, менеджмента и права).

6. Программа развития (бизнес-план) ОАО «АВТОВАЗ» до 2020 года // www.lada.ru (сайт ОАО «АВТОВАЗ»).

7. Распоряжение от 31 октября 2012 г. № 2182р «Об утверждении единого корпоративного стандарта финансового планирования и бюджетирования холдинга «Российские железные дороги».

© 2013

FINANCIAL PLANNING STRATEGY AS A REFLECTION OF COMPANIES

A.F. Symygov, head of the press center, Master Togliatti State University

AVTOVAZ, Togliatti (Russia)

Annotation-. This paper discusses the concept, objectives and principles of financial planning. The author specifies the definition of financial planning, actualized his task, improved classification principles outlined the priorities of strategic planning.

Keywords. financial planning, strategic planning, the plan, the financial resources of the enterprise, strategy, principles, objectives, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.