Научная статья на тему 'Финансовое оздоровление промышленности: роль и возможности государства'

Финансовое оздоровление промышленности: роль и возможности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров А. И.

Особенностью программы финансового оздоровления видится лизинговый механизм кредитования инвестиций. В ходе реализации инвестиционного проекта предприятие ежемесячно доводит МЭРТ РФ (подразделениям на местах) сведения о динамике долговых показателей Д и К. Когда предприятие будет демонстрировать снижение среднего значения (1/2 суммы) своих долговых показателей Д и К, например, на 1 единицу за год, срок инвестиционного кредита может продлеваться ещё на 12 мес, до тех пор, пока каждый из долговых показателей не достигнет допустимых значений. После этого кредитные ресурсы и векселя возвращаются эмитентам либо инвестиционное кредитование предприятия продолжается уже коммерческим банком на иных договорных условиях. В ходе означенной программы финансового оздоровления промышленности ЦБ РФ сможет разрешить проблему безынфляционной монетизации экономики. Кроме того, для приобретения новейшего оборудования, машин и механизмов по лизинговым инвестиционным схемам можно безболезненно задействовать до 1/4 финансовых ресурсов Стабилизационного фонда и валютных резервов государства. Таким образом, преодоление массовой неплатежеспособности промышленных предприятий предполагает их обязательное участие в инвестиционных проектах обновления производственных фондов, что может быть реализовано в рамках программы финансового оздоровления промышленности при ведущей роли государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое оздоровление промышленности: роль и возможности государства»



ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: РОЛЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА

А. И. ГОНЧАРОВ,

кандидат экономических наук

Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО РФ) в 1999 г. приступила к проведению систематического анализа (мониторинга) финансового состояния и учету платежеспособности крупных, экономически или социально значимых предприятий в целях реализации государственной политики предупреждения банкротства предпринимателей, финансового оздоровления и реструктуризации неплатежеспособных организаций.

На основании получаемых данных территориальные органы (агентства) ФСФО РФ по каждой организации формировали агрегированные формы финансовой отчетности. Эти агрегированные формы, составленные в электронной форме и на бумажных носителях, направлялись в ФСФО РФ не позднее 1 мессодня истечения установленных сроков составления бухгалтерской отчетности.

В 1999 г. система финансового мониторинга охватывала 1 663 крупных и особо значимых предприятий (Вестник ФСДН России. — 2000. — № 3. — С. 7.). В 2000 г. финансовый мониторинг проводился на 1 714 предприятиях, в ходе него по 1 529 организациям (с общей численностью работающих 7,233 млн чел.), были подготовлены аналитические обзоры их финансового состояния для Правительства РФ (Вестник ФСФО России. - 2001. - № 3. - С. 5.).

В конце 2000 г. распоряжением ФСФО РФ от 20.12.2000 № 226-р был утвержден Порядок формирования Перечня экономически или социально значимых организаций. В него стали включать отвечающие следующим признакам по результатам (данным) предыдущего года организации:

• входящие в число 200 крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации);

• имеющие фактическую численность работников, превышающую 5 тыс. чел (для холдинговых компаний — с учетом численности работников дочерних обществ), но не менее 10 круп-

нейших (по численности работников) промышленных организаций, действующих на территории каждого субъекта РФ;

• у которых среднемесячная выручка за последний отчетный период превышает 100 млн руб.;

• признаваемые в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, осуществляющие свою деятельность на территории РФ;

• входившие в Перечень на момент возбуждения дела о банкротстве, до завершения производства по данному делу;

• являющиеся материнскими (дочерними) по отношению к организациям, включенным в Перечень текущего года по иным основаниям. Согласно Методическим указаниям по проведению анализа финансового состояния организаций (Вестник ФСФО России. - 2001. - № 2. - С. 9 - 13) основной целью анализа является получение объективной оценки платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности предприятий, входящих в вышеуказанный Перечень. Для проведения анализа финансового состояния предприятий использовали всего двадцать шесть показателей, в том числе:

• степень платежеспособности общая (А^4). Определяется как частное от деления суммы заемных средств (обязательств) организации на среднемесячную выручку;

• коэффициент оборотных средств в расчетах (К[6). Определяется как отношение стоимости оборотных средств за вычетом оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке.

В 2001 г. в Перечень крупных, экономически или социально значимых организаций вошло уже 1 659 предприятий. Кроме того, были подготовлены и направлены в Минимущества России обзор

42

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеоръя ъ тгРАХтсм

/Антикризисное регулирование

7 (40) - 2005

финансового состояния всех федеральных государственных унитарных предприятий, в Правительство РФ - доклады о финансовом состоянии и задолженностях организаций МПС России, РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» по обязательным платежам в федеральный бюджет и взносам в государственные социальные фонды. На 2002 г. в указанный Перечень было включено уже 2 008 предприятий (Вестник ФСФО России. - 2002. - № 3. - С. 5).

По итогам проведения финансового мониторинга в 2002 г. подготавливались бюллетени финансового состояния организаций, предложения по их финансовому оздоровлению направлялись в Правительство РФ. ФСФО РФ было проанализировано финансовое состояние 173 ФГУП, сформированы предложения по их финансовому оздоровлению и повышению эффективности управления государственным имуществом.

В марте 2004 г. Указом Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по принятию нормативных актов упраздняемой ФСФО РФ переданы Министерству экономического развития и торговли РФ, функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства -Федеральной налоговой службе.

Осуществляемый в настоящее время в системе Банка России мониторинг предприятий представляет собой новое направление функциональной деятельности ЦБ РФ в рамках п. 13 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», определяющего порядок анализа экономических процессов как на федеральном, так и региональном уровне. Мониторинг предприятий Банком России проводится в форме:

• ежемесячного анализа изменения экономической конъюнктуры, позволяющего оценивать текущие тенденции в формировании спроса и предложения в секторе производственных компаний, определяющие спрос на заемные ресурсы и оказывающие воздействие на проводимую процентную политику (конъюнктурная анкета предназначена для получения информации, необходимой для оценки изменения экономической конъюнктуры, экономического положения предприятий, факторов, их определяющих, а также ожиданий предприятий);

• ежеквартального анализа финансового положения предприятий, составляющего основу создаваемой системы мониторинга предприятий и позволяющего ЦБ РФ получать независимые оценки результатов хозяйственной деятельно-

сти предприятий с позиций формирования источников самофинансирования, потребности в заемных ресурсах, а также их платежеспособности (финансовая анкета предназначена для получения информации, характеризующей финансовое положение предприятий);

• ежеквартального анализа инвестиционной деятельности предприятий, формирующейся под воздействием финансовых результатов хозяйственной деятельности, а также спроса и предложения на рынке капиталов (инвестиционная анкета предназначена для получения информации, необходимой для оценки мотивов и форм инвестиционной деятельности предприятий, используемых ими источников финансирования инвестиций).

Методология финансового анализа, применяемого в рамках мониторинга предприятий ЦБ РФ, обеспечивает комплексную оценку следующих параметров, связанных с финансовыми результатами деятельности предприятий, направлениями и возможностями осуществления ими финансовых стратегий:

• динамики основных составляющих капитала предприятий;

• структуры капитала предприятия и происходящих в ней изменений;

• стратегии предприятия в управлении активами и пассивами, в том числе: политики компании в отношении самофинансирования; формирования оборотных активов; заимствования средств; состояния расчетов; движения фондов в процессе управления активами и пассивами, что, в частности, позволяет выявить наличие или недостаточность средств у предприятия для финансирования основных видов деятельности (производственной, инвестиционной, финансовой) и результирующее изменение остатков денежных средств;

• эффективности управления капиталом предприятия, которая определяется изменениями, произошедшими с показателями ликвидности и рентабельности предприятия. Регулярный мониторинг предприятий, проводимый на основе привлечения к этой работе главных управлений (национальных банков) ЦБ РФ, дает возможность осуществлять анализ и прогнозирование экономических процессов, получая оперативные и независимые оценки изменения экономической конъюнктуры на макро-, региональном и микроуровнях. Во II квартале 2002 г., например, уже свыше 12 тыс. предприятий практически всех регионов РФ на регулярной и добровольной основе участвовали в мониторинге.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгорш -и ЧР/Гкж-ик*

43

В ряде развитых стран мониторинг предприятий проводится в первую очередь в целях обеспечения переучета векселей компаний производственного сектора. Например, в Германии ежегодно Бундесбанком обрабатывается примерно 60 - 70 тыс. годовых отчетов (Деньги и кредит. — 1999. — № 9. - С. 25).

Очевидно, что отсутствие до 1998 г. системы мониторинга предприятий на государственном уровне - основная из причин неразвитости системы учета векселей предприятий в коммерческих банках и их переучета в ЦБ РФ. Для коммерческого банка в любой стране операции по учету векселей имеют смысл в связи с возможностью переучесть их в Центральном банке и, таким образом, занять недостающие кредитные ресурсы. Это возможно лишь тогда, когда Центральным банком систематически определяется круг платежеспособных заемщиков, векселя которых будут переучитываться.

Неучастие ЦБ РФ на рынке товарных векселей как субъекта данного рынка и как надзирающего органа является одним из факторов перекоса вексельного оборота преимущественно к банковским и иным финансовым векселям. Платежеспособные предприятия не имеют практической возможности эффективнее маневрировать своими оборотными средствами путем взаимного коммерческого кредитования, потому что потенциальный держатель векселя в свою очередь не имеет возможности получить информацию о платежеспособности векселедателя и при необходимости учесть его вексель в банке.

На взгляд автора, финансовый мониторинг ФСФО РФ, осуществлявшийся в изложенном порядке, представлявший собой сбор квартальной отчетности предприятий, в таком виде не решал задач реализации государственной политики, направленной на предупреждение банкротства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, на финансовое оздоровление и реструктуризацию неплатежеспособных организаций.

Сбор информации производился только от 2 тыс. хозяйствующих субъектов, которые считаются крупными, экономически или социально значимыми предприятиями. Хотя современная экономика, и прежде всего промышленность, является конкурентоспособной, когда в ней преобладают средние и малые предприятия, которых сотни тысяч. Временной лаг между сбором ФСФО РФ квартальных балансов и выработкой каких-либо рекомендаций слишком велик, составляет при самой оперативной работе более трех месяцев. Причем сам подход к оценке платежеспособности предприятий по методике ФСФО РФ вызывает вопросы.

Например, по методике ФСФО РФ степень платежеспособности общая (А"4) характеризует общую ситуацию с платежеспособностью организации, объемами ее заемных средств и сроками возможного погашения задолженности организации ее кредиторам. Показатель платежеспособности вычисляется делением обязательств предприятия на среднемесячную выручку. По мнению автора, этот показатель для российского хозяйствующего субъекта малоэффективен, поскольку совершенно не отражает состояния его товарно-денежных потоков и не дает ориентира на восстановление платежеспособности. Еще менее полезен такой показатель для кредиторов предприятия, которые, узнав численное значение К4, либо должны немедленно готовить исковые заявления в арбитражный суд, так как увидят, что вероятность получить исполнение от должника очень мала, либо внимать его доказательствам о том, что это значение К4 — факт 3 — 4-месячной давности, а именно в данный период финансовое состояние — удовлетворительное. В целом показатель КА полностью абстрагирован как от текущих производственно-финансовых операций, так и от дальнейшей судьбы этого хозяйствующего субъекта. Как контрольный параметр показатель КА может применяться, однако этот контроль, отражая прошлые факты финансового состояния, не будет оперативным. Мы предлагаем изменить алгоритм расчета КА так, чтобы получить долговой показатель К.

Упоминавшийся ранее показатель К[6 из Методических указаний может быть более эффективным и полезным при его соответствующей корректировке. Коэффициент оборотных средств в расчетах определяет скорость обращения оборотных активов организации, не участвующих в непосредственном производстве. Показатель характеризует в первую очередь средние сроки, на которые выведены из процесса производства оборотные средства, находящиеся в расчетах. Мы предлагаем изменить алгоритм расчета К]6 так, чтобы получить долговой показатель Д (см.: Экономический анализ. - 2004. - № 4 (37)).

По-видимому, мониторинг российских предприятий Банком России является полезной аналитической системой, прямо способствующей практической реализации государственной финансовой политики восстановления платежеспособности производственных компаний. Следует дополнить финансовую анкету, используемую ЦБ РФ для мониторинга предприятий, расчетными алгоритмами долговых показателей Д и К.

Еще более важной была задача ФСФО РФ (ко-

44

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж80РШ -и

Антикризисное регулирование

7 (40) - 2005

торая, скорее всего, не была решена) создания финансового механизма преодоления массовой неплатежеспособности российских предприятий. Действующий в России законодательный институт банкротства должников способствует ускоренному движению активов от одних собственников к другим и этой угрозой должен заставлять хозяйствующие субъекты быть платежеспособными. Вместе с тем даже вполне передовой Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» оставляет возможности для недобросовестного бизнеса сохранения массовой неплатежеспособности предприятий российской промышленности.

Решение этой проблемы требует системного подхода, а именно — комплекса мер, направленных на то, чтобы заинтересовать промышленные предприятия не просто преодолеть неплатежеспособность и улучшать финансовое состояние, но встать на стратегическую линию: обновить свои фонды, оптимизировать структуру капитала, включиться в реализацию современных инвестиционных проектов и добиться конкурентоспособности как фундамента дальнейшего существования и развития. Иначе, зачем вообще прилагать усилия и тратить ресурсы для восстановления платежеспособности, если не стремиться к собственному финансовому и технологическому прогрессу на долгосрочную перспективу.

Такая мотивация у промышленных предприятий может возникнуть, когда хозяйствующие субъекты, с одной стороны, на приемлемых для себя условиях получат финансовые ресурсы, с другой стороны, смогут занять соответствующие спро-совые ниши. На взгляд автора, в масштабах всей российской экономики это может быть реализовано как государственная программа финансового оздоровления промышленности, направленная прежде всего на коренное обновление основных средств. Начать можно с федеральных государственных унитарных предприятий оборонно-промышленного комплекса. В этой связи целиком поддерживаем Г. Клейнера, Д. Петросяна, А. Беченова в том, что государственный сектор должен служить источником и местом апробации прогрессивных организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие секторы экономики (Клейнер Г., ПетросянД., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. - 2004. - № 4. - С. 41).

Представляется (в самых общих чертах), что для входа в программу финансового оздоровления производственная компания предъявляет МЭРТ

РФ (подразделениям на местах) сведения о соотношении и абсолютных значениях своих долговых показателей Д и А'за предыдущие 12 мес. Если за указанный период показатель Д превышает показатель К, предприятие эмитирует на сумму 50% дебиторской задолженности собственные векселя, которые ЦБ РФ (структуры ЦБ на местах) авали-рует по согласованию с МЭРТ РФ. После этого ЦБ РФ финансирует коммерческий банк по согласованию с ним беспроцентными кредитными ресурсами на 5 - 7-летний срок на сумму, равную вексельному обязательству предприятия. Коммерческий банк, с которым работает предприятие, получает указанные векселя в залог возврата кредита. Безусловно, предприятие, помимо того, что 1) имеет долговой показатель Д больше показателя К, 2) получит согласие банка на реализацию совместно отобранного и утвержденного инвестиционного проекта, 3) должно и до этого не менее 10 лет осуществлять товарное производство, 4) имеет не менее 100 работников среднесписочной численности, 5) не менее 3 лет участвует в мониторинге ЦБ РФ.

Особенностью программы финансового оздоровления видится лизинговый механизм кредитования инвестиций. В ходе реализации инвестиционного проекта предприятие ежемесячно доводит МЭРТ РФ (подразделениям на местах) сведения о динамике долговых показателей Д и К. Когда предприятие будет демонстрировать снижение среднего значения (1/2 суммы) своих долговых показателей Ди К, например на 1 единицу за год, срок инвестиционного кредита может продлеваться еще на 12 мес, до тех пор пока каждый из долговых показателей не достигнет допустимых значений. После этого кредитные ресурсы и векселя возвращаются эмитентам либо инвестиционное кредитование предприятия продолжается уже коммерческим банком на иных договорных условиях.

В ходе означенной программы финансового оздоровления промышленности ЦБ РФ сможет разрешить проблему безынфляционной монетизации экономики. Кроме того, для приобретения новейшего оборудования, машин и механизмов по лизинговым инвестиционным схемам можно безболезненно задействовать до '/ финансовых ресурсов стабилизационного фонда и валютных резервов государства.

Таким образом, преодоление массовой неплатежеспособности промышленных предприятий предполагает их обязательное участие в инвестиционных проектах обновления производственных фондов, что может быть реализовано в рамках программы финансового оздоровления промышленности при ведущей роли государства.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш ъ -НРЛ-кжъ-к*

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.