Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение социально-экономической сферы региона (на примере Алтайского края)'

Финансовое обеспечение социально-экономической сферы региона (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетное регулирование / виды бюджетов / социальная сфера / социальная политика / финансовое обеспечение / budget regulation / types of budgets / social sphere / social policy / financial support.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. И. Прусова, А. А. Елисова

В данной статье рассматривается роль бюджета, как форма образования и расходования фонда денежных средств, как государства в целом, так и на уровне регионов и органов местного самоуправления. Основной акцент статьи показать финансовое обеспечение социально-экономической сферы региона, на примере Алтайского края. Особое внимание уделено анализу доходов и расходов бюджета Алтайского края. Авторами более детально рассмотрена динамика расходов на социальную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORT FOR THE SOCIO-ECONOMIC SPHERE OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY)

This article discusses the role of the budget as a form of formation and expenditure of the Fund, both for the state as a whole, and at the level of regions and local governments. The article focuses on showing the financial support of the socio-economic sphere of the region on the example of the Altai territory. Special attention is paid to the analysis of revenues and expenditures of the budget of the Altai territory. The authors examine in more detail the dynamics of spending on social policy.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение социально-экономической сферы региона (на примере Алтайского края)»

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

В.И. Прусова, канд. экон. наук, доцент А.А. Елисова, студент

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10134

Аннотация. В данной статье рассматривается роль бюджета, как форма образования и расходования фонда денежных средств, как государства в целом, так и на уровне регионов и органов местного самоуправления. Основной акцент статьи показать финансовое обеспечение социально-экономической сферы региона, на примере Алтайского края. Особое внимание уделено анализу доходов и расходов бюджета Алтайского края. Авторами более детально рассмотрена динамика расходов на социальную политику.

Ключевые слова: бюджетное регулирование, виды бюджетов, социальная сфера, социальная политика, финансовое обеспечение.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет как инструмент проведения государственной политики является очень важным так, как даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Например, органам власти Алтайского края помогает решать такие вопросы как укрепление доходной части краевого и консолидированного бюджетов, повышение эффективности расходования средств, модернизацию процедур составления и исполнения бюджета, управление государственным и муниципальным долгом, управление государственной и муниципальной собственностью, контроль за расходованием бюджетных средств, которые рассматриваются в качестве приоритетных [4].

Важным для понимания сущности бюджета являются следующие факты:

1. Является необходимым условием существования и состоятельности суверенного государства и (или) публично-правового образования.

2. Как форма образования и использования фондов денежных средств существует в течение определенного периода времени.

3. В качестве закона существует и по истечении указанного периода.

Рассмотрим на примере Алтайского края финансовое обеспечение социально-экономической сферы региона [3].

По мнению авторов под социальной сферой в настоящей работе понимается совокупность следующих социальных систем: образования, здравоохранения (включая физическую культуру и спорт), культуры и социальной политики. Отдельные компоненты социальной сферы, такие как доходы и расходы населения, жилищно-коммунальное хозяйство и защита окружающей среды в совокупность социальных систем не входят [5].

В свою очередь, социальная политика включает в себя расходы, относящиеся в бюджетном учете к одноименному разделу бюджетной классификации: пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, социальная поддержка и социальное обслуживание населения, охрана семьи и детства и прикладные научные исследования в данной сфере.

Система финансового обеспечения социальной сферы региона включает в себя централизованные и децентрализованные источники. Под централизованными источниками понимаются фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и органов местного самоуправ-

ления, функционирующие по общеобязательным для всей территории страны и всех экономических субъектов правилам и формируемые в основном за счет налоговых поступлений и страховых взносов. Децентрализованные источники характеризуются формированием и расходованием, только на микроуровне и преимущественно на добровольной основе, без принудительного и одинакового для всех порядка [7].

В наиболее общем виде ответственность между централизованными источниками финансирования социальной сферы разделяется следующим образом.

Из федерального бюджета на территории регионов финансируются социальные

Полученные данные позволяют сделать вывод о росте доходов. Дело в том, что на федеральном уровне было принято беспрецедентное решение о выделении субъектам РФ дополнительной финансовой помощи. Для Алтайского края это 10,2 млрд. руб. на три года, из них 5 млрд. - на 2019 год. С учетом поправок, внесенных губернатором, доходы областного бюджета на будущий год составят 56,5 млрд. руб., из них налоговые и неналоговые -39,4 млрд., с ростом на 4,9% к оценке 2018 года. Безвозмездные поступления планируются в объеме 17,1 млрд. руб., рост к этому году - 24,5%. Расходы сформированы в размере 57,6 млрд. руб., что на 8,2% больше уровня 2018 года. В итоге дефицит составит 1,1 млрд. руб.

Областной бюджет на 2019 год предлагается принять с дефицитом, но этот дефицит носит чисто технический характер, поскольку источниками его появления будут являться остатки федеральных средств, которые в текущем году поступа-

расходы общероссийской значимости, такие как фундаментальные научные исследования в соответствующих областях, высшее и послевузовское образование, охрана особо важного культурного наследия, деятельность федеральных силовых и надзорных органов, оказание некоторых видов медицинской помощи, материальная поддержка инвалидов, ветеранов войн, лиц с героическими заслугами и некоторых других категорий [1].

Для того чтобы проанализировать финансовое обеспечение социально-экономической сферы региона, рассмотрим параметры бюджета Алтайского края в таблице 1.

ют в областной бюджет. Но в силу того, что они приходят в декабре, субъект не сможет ими воспользоваться.

Последние пять лет в районе действует бюджетная система, состоящая из 21 бюджета сельских поселений и собственно районного бюджета. Консолидированный бюджет Алтайского края составляет около 1,5% консолидированного бюджета области. Средние темпы роста собственно районного бюджета в последнее десятилетие были весьма значительными и превосходили уровень инфляции. Следует обратить внимание на то, что анализ размера бюджета и темпов его роста, без анализа межбюджетных отношений и вопросов перераспределения полномочий между уровнями власти, не дают полной и объективной картины финансовой состоятельности и финансовой самостоятельности (самодостаточности) района [2, 7].

Проанализируем структуру доходов бюджета Алтайского края представленную в таблице 2.

Таблица 1. Горизонтальный анализ доходов^ бюджета Алтайского края [2]

Виды доходов 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г.

Налоговые, млн. руб. 36541,1 37297,6 39651,0 44469,8 46032,9

Неналоговые, млн. руб. 2318,2 2415,1 2493,7 2557,8 2420,4

Безвозмездные поступления, млн. руб. 11126,7 11971,4 12131,9 12371,2 13706,8

Таблица 2. Структура доходов консолидированного бюджета Алтайского края

№ строки Бюджеты Значение, млн. руб. Доля, %

1 Субъекта РФ 36 712,77 48,01%

2 Городских округов 12 528,98 16,38%

3 Муниципальных районов 11 690,64 15,29%

4 Поселений 2 998,58 3,92%

5 Территориального государственного внебюджетного фонда 12 535,52 16,39%

б Всего, консолидированный бюджет 76 466,49 100%

Исходя из данных, представленных в таблице 2, сделаем краткие выводы:

- наибольшая доля в консолидированном бюджете Алтайского края приходится на бюджет субъекта Российской Федерации - более 48%. Это типичная ситуация для регионов России,

- более 15% занимает бюджет городских округов, муниципальных районов и Территориального государственного вне-

бюджетного фонда, что также является обычной ситуацией,

- маленькую долю занимает бюджет поселений, всего 3,92% консолидированного бюджета Алтайского края, что обусловлено снижением сельского населения в Алтайском крае за последние 10 лет.

Далее перейдем к рассмотрению расходов бюджета Алтайского края за 2019 год (табл. 3).

Таблица 3. Анализ структуры расходов бюджета Алтайского края

Наименование 2Ql6. в млн. руб. 2Ql6, в % 2Ql7, в млн. руб. 2Ql7, в % 2Ql8, в млн. руб. 2Ql8, в % 2Ql9, в млн. руб. 2Ql9, в %

РАСХОДЫ, всего 50880,5 100% 56141 100% 59156,7 100% 62026,47 100%

Общегосударственные вопросы 1479 2,91% 2 650 4,72% 3322,1 5,62% 4755,87 7,67%

Национальная оборона 58,5 0,11% 38 0,07% 40 0,07% 27,59 0,04%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 563 1,11% 664 1,18% 718 1,21% 915,63 1,48%

Национальная экономика 10077 19,81% 11101,1 19,77% 11250,2 19,02% 11307,31 18,23%

Жилищно-коммунальное хозяйство 2387 4,69% 3 271 5,83% 2655,3 4,49% 2504,96 4,04%

Охрана окружающей среды 39 0,08% 62 0,11% 22 0,04% 25,85 0,04%

Образование 16711 32,84% 17200,4 30,64% 17955,1 30,35% 18382,30 29,64%

Культура, кинематография 1831 3,60% 2254,3 4,02% 3015,4 5,10% 3404,25 5,49%

Здравоохранение 4513 8,87% 4888,2 8,71% 5112,3 8,64% 5171,46 8,34%

Социальная политика 11624 22,85% 12271,9 21,86% 13246,5 22,39% 13584,59 21,90%

Спорт и физическая культура 967,5 1,90% 955,4 1,70% 999,1 1,69% 1060,18 1,71%

Средства массовой информации 117,5 0,23% 197,5 0,35% 204,1 0,35% 207,83 0,34%

Обслуживание государственного и муниципального долга 513 1% 587,3 1,04% 616,6 1,03% 678,65 1,08%

Выводы, исходя из структуры расходов бюджета Алтайского края, будут следующие:

- большая часть расходов бюджета -почти 30%, приходится на образование;

- на социальную политику расходуется 22% всех бюджетных средств Алтайского края;

- на национальную экономику расходуется около 18% бюджетов, что является нормальным для региональных бюджетов;

- остальные расходы составляют менее 10%, самые низкие их которых - это расходы на СМИ и национальную оборону, что, в принципе, логично, так как национальную оборону и СМИ финансирует федеральный бюджет [6].

Годы

Рис. 1. Динамика расходов бюджета Алтайского края на социальную политику

Из данных, представленных на риунке 1, виден рост расходов по данной статье затрат, что говорит об укреплении социальной направленности данного региона.

Более подробно рассмотрим динамику расходов на спорт и физическую культуру (рис. 2).

Годы

Рис. 2. Динамика расходов бюджета Алтайского края на спорт и физическую культуру

По данному разделу ситуация несколько иная, имеет место разнонаправленное движение - спад был в 2017 году, обусловленный перераспределением средств в другие области и края по расходованию на спортивные мероприятия. Но в настоящее время положение в расходовании средств в этом направлении кардинально изменилось. Приоритетным стала ставка на здоровый образ жизни.

При этом как расходы, так и доходы бюджета в целом увеличивались, что гово-

рит об увеличении расходований в 2017 году в другие отрасли и сферы [8].

В заключении следует отметить, что приведенный анализ финансового обеспечения Алтайского края подтверждает, что бюджетное регулирование является главным финансовым инструментом для решения задач, проблем, перспектив и функций местного самоуправления. По мнению авторов, хотелось бы видеть рост расходной ставки бюджета Алтайского края, на фоне роста всех основных расходных статей бюджета - ЖКХ.

Библиографический список

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019). Глава 3. Бюджетная система Российской Федерации.

2. Закон Алтайского края от 02 июля 2019 года №54-ЗС Об исполнении краевого бюджета Алтайского края за 2018 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fin22.ru/files/bud_book_2018.pdf

3. Закон от 21.11.2012 г. N 86-3С «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года».

4. Поляк Т.Б. Бюджетная система России (учебное пособие для ВУЗов). - М., 2015.

5. Инвестирование в промышленность и регионы страны как способ роста экономики России / Шпилькина Т.А., Жидкова М.А., Рыбьякова О.И. // В сборнике: Актуальные вопросы развития экономики. Материалы международной научно-практической конференции к 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Под редакцией В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. - 2018. - С. 50-55.

6. Роль финансовой поддержки и ее влияние на развитие малого и среднего предпринимательства в России / Жидкова М.А., Шпилькина Т.А. // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2016. - № 1 (7). - С. 6.

7. Уровень жизни населения России в период кризиса / Прусова В.И., Безновская В.В., Гусева Е.А., Попов А.Н. // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - № 6. - С. 5257.

8. Цифровая трансформация российской экономики: проблемы и перспективы / Прусова В.И., Безновская В.В., Аносова А.В. // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. -№ 4-3. - С. 124-129.

FINANCIAL SUPPORT FOR THE SOCIO-ECONOMIC SPHERE OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY)

V.I. Prusova, Candidate in Economic Sciences, Associate Professor A. A. Elisova, Student

Moscow automobile and road state technical University (MADI) (Russia, Moscow)

Abstract. This article discusses the role of the budget as a form offormation and expenditure of the Fund, both for the state as a whole, and at the level of regions and local governments. The article focuses on showing the financial support of the socio-economic sphere of the region on the example of the Altai territory. Special attention is paid to the analysis of revenues and expenditures of the budget of the Altai territory. The authors examine in more detail the dynamics of spending on social policy.

Keywords: budget regulation, types of budgets, social sphere, social policy, financial support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.