Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение реализации жилищно-коммунальных услуг: методические подходы'

Финансовое обеспечение реализации жилищно-коммунальных услуг: методические подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменева Е. А.

В статье рассматриваются методические основы формирования цен в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе реформирования. Освещаются в комплексе вопросы структуры и порядка ценообразования в сфере обслуживания жилья, тарифной политики в коммунальной сфере. Общепринятые затратные принципы формирования цен на услуги ЖКХ подвергаются критике, автором предложены методические подходы к определению стоимости жилищных и коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSING-MUNICIPAL SERVICES FINANCING: METHODICAL APPROACHES

The article deals with methodical bases housing-municipal sphere formation in present-day Russia. The article also highlights the structure, pricing, tariff policy of house-municipal services. Standard normative principles of pricing for in housing-municipal economy sphere are criticized in the article. The author suggests methodical approaches to house-municipal services pricing.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение реализации жилищно-коммунальных услуг: методические подходы»

разным оценкам, доля импорта на российском рынке колеблется от 18% до 30% с прогнозом дальнейшего увеличения в общей структуре потребления стекла в РФ.

Стекольный рынок России в связи со строительным бумом в стране находится в стадии роста, однако его объем до сих пор не достиг уровня 1985 г. По расчетам аналитиков «РосБизнесКонсалтинга», суммарная мощность отечественных производителей составляет по -рядка 190 млн кв. м стекла (из которых 80% придется на остекление жилья, 20% на автотранспорт и мебель), в то время как потребность страны в светопрозрачных конструкциях составляет 350 млн кв. м в год [4]. По мнению участников рынка, для стопроцентной боеготовности российской стекольной промышленности в нее требуется влить порядка 1,5 млрд дол. США. Для российского инвестора необходимые вложения в стекольный бизнес внушительны, и, пока он изыскивает возможности, его опережают более расторопные и более богатые зарубежные конкуренты.

Отсутствие у отечественных предприятий ресурсов и мощностей, необходимых для покрытия образовавшегося на рынке дефицита, создает объективные предпосылки для активной экспансии на отечественный рынок крупных зарубежных производителей. Уже сейчас на российском рынке отечественные стекольные заводы испытывают постоянно усиливающееся давление со стороны производителей из третьих стран. Особенно активно действуют китайские производители (в 2007 г выпуск стекла в Китае достиг 20 млн т, в настоящее время Китай производит более 42% мирового объема листового стекла, в стране действуют порядка 158 флоат-линии), что приводит к потере отдельных сегментов рынка.

Потеря доли рынка российскими производителями происходит и по причине уже указанной выше - изношенности оборудования и его морального старения. Российские заводы по производству флоат-стекла не могут все 100% своей продукции выпускать высокого качества, не говоря уже о фурко-линиях (доля закупок продукции, произведенной с помощью метода вертикального вытягивания, с 1995 г по 2007 г. снизилась с 80% до 10%). По этой причине основной импорт листового стекла в Россию составляет высококачественное

стекло, которого в России не хватает, что усиливает риск вытеснения отечественных производителей с рынка стекла или потери ими части сегмента.

По нашему мнению, существует еще один, пока скрытый, фактор риска отечественной стекольной промышленности. В среднесрочной перспективе значительное дестабилизирующее влияние на деятельность предприятий стекольной промышленности на внутреннем рынке может оказать и такой фактор риска, как уменьшение темпов строительства новых жилых и нежилых помещений в силу прогнозируемого снижения платежеспособного спроса из-за небывалого роста цен на рынке недвижимости (строительный комплекс занимает 80% в структуре потребления продукции стекольной промышленности). Уже по состоянию на 1 марта 2008 г Российский национальный индекс цен на жилье в 14 круп -нейших городах Российской Федерации с населением более 1 млн человек составил 93 099 руб. (или 3 879 дол. США), увеличившись с начала 2000 г в 8,51 раза.

Таким образом, проведенный анализ выявления факторов рисков позволяет говорить о том, что в настоящее время отечественные предприятия стекольной промышленности, хотя возможности внешней и внутренней среды позволяют увеличивать свою кратко- и среднесрочную рискозащищенность, все еще находятся под усиливающимся воздействием совокупности страновых, политических, коммерческих, налоговых и производственно-технических рисков. В заключение хотелось бы отметить, что для формирования специфических рискообразующих факторов, свойственных предприятиям стекольной промышленности, необхо-димо, помимо учета вышеуказанных составляющих риска, также проводить детальное рассмотрение факторов рискоустойчивости, связанных с финансовой рис-козащищенностью рассматриваемых хозяйствующих субъектов экономических отношений.

1. Сакмай Л. Рискообразующие факторы // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2002. № 4.

2. http://www.kapital-rus.ru/region_news/detail. рИр?Ю=3790

3. Ь|Нр:/Лт№Л/. raexpert.ru/database/regions/saratov/

4. http://www.nrn.ru/article_print.shtml?id=2798

УДК 332.8

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Вопросы совершенствования финансовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) в современных условиях его реформирования и развития во многом зависят от эффективности ценообразования на жилищно-коммунальные услуги. Общепринятым подходом к ценообразованию в жилищно-коммунальной сфере является затратное ценообразование, которое опирается на доступные данные (бухгалтерскую отчетность и документы, регламентирующие величину наценок). Затратный подход к ценообразованию - метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты предприятия на производство и организацию сбыта [1. С. 56 - 60, 222 - 234].

Если сейчас отправной точкой при формировании цены на жилищнокоммунальные услуги являются фактические затраты на производство

Е.А. Каменева,

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры финансов, СГСЭУ

товаров (услуг), то альтернативный ценностный подход предусматривает прежде всего получение большей прибыли за счет достижения выгодного для предприятия соотношения «ценность/затраты» (рис. 1).

Рассматривая методы ценообразования в ЖКХ, следует учитывать принципиальную разницу формирования цен на услуги жилищных (управляющих, подрядных) организаций и на услуги коммунальных (ресурсоснабжающих) организаций, поскольку деятельность последних по объективным причинам не подвержена конкуренции (рис. 2). Затратные принципы установления тарифов не учитывают конкурентные взаимоотношения в отрасли, в то время как рыночные принципы, например в сфере обслуживания жилищного фонда, уже стимулируют применение нового механизма определения цен. Практика показывает, что стоимость таких работ и услуг, как правило, существенно ниже нормативно-расчетной. Поскольку работы и услуги, связанные с содержанием и ремонтом многоквартирного дома, становятся в современных условиях конкурентными, целесооб-

разно перейти от затратного подхода к ценообразованию в этой области к ценностному подходу. Что касается коммунальных услуг, на сегодняшний день в условиях монополизированности этой сферы и государственного регулирования тарифов использование ценностного подхода при расчете коммунальных платежей не представляется возможным.

Жилищные услуги. Рассмотрим структуру жилищных услуг, методы и порядок установления платы за жилое помещение в соответствии с российским законодательством. Плата за жилищные услуги включает в себя плату за наем жилого помещения (для нанимателей), плату за содержание и капитальный ремонт (капитальный ремонт оплачивают только собственники помещений) общего имущества многоквартирного дома (рис. 3).

Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах на обеспечение процесса предоставления жилищных услуг (содержание и ремонт, капитальный ремонт), как правило, производится на основе нормативной базы, представляющей собой совокупность трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, которые позволяют оценить расход ресурсов, а их калькуляция (смета) по эконо -мическим элементам - обосновать тарифы и информировать об этом потребителей. Определенная величина потребности в финансовых средствах на содержание и ремонт жилищного фонда является базовой (или стартовой).

Примерный перечень работ, связанных с содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 в приложениях 1-3 к Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме [2].

Плата за наем (плата за пользование жилым помещением) устанавливается органами местного самоуправления для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Установление платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Размер платы за содержание и ремонт определяется установленным составом и периодичностью данных работ и услуг и устанавливается собственниками помещений на общем собрании с учетом предложений управляющей

Определяется на общем собрании собственников помещений

КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ:

- холодное водоснабжение,

- горячее водоснабжение,

- водоотведение,

- электроснабжение,

- газоснабжение,

- отопление

I

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг по приборам учета, а при их отсутствии -исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ

I ------------------

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ от 30.12.2004 плата за коммунальные услуги для граждан устанавливается с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, определяемых в соответствии с указанным Федеральным законом

Рис. 2. Порядок формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги

I. ^аодаошё набТа

Продукт Т ехно- —* Затраты Цена Цен- Покупа-

логия ность тели

II. Оашпошё набш

Покупа- и* Цен- Цена Затраты Техно- Продукт

тели ность логия

Рис. 1. Различные подходы к ценообразованию

организации либо органами управления ТСЖ (ЖСК) исходя из принятой сметы доходов и расходов на год.

В случаях, если собственники не определили способ управления мно-гоквартирным домом, не приняли решение о размере платы либо принятое собственниками решение не было реализовано, размер платы за содержание и ремонт устанавливают органы местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления также относится установление размера данного платежа для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

В настоящее время законодательно не оформлены порядок и методические основы определения расчетной стоимости обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, что на практике означает отсутствие единого системного подхода на муниципальном уровне. В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, использовать следующие подходы к определению стоимости жилищных услуг:

- ресурсный метод;

- метод аналогов;

- метод индексации.

1. При ресурсном методе определения стоимости обязательных и дополнительных работ и услуг осуществляется калькуляция в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для выполнения обязательных и дополнительных работ. Калькуляция ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в ресурсах (средств, предметов труда, трудовых ресурсов). Данный метод применяется при наличии разработанной системы экономических нормативов по содержанию и ремонту жилого помещения, в том числе норм и нормативов использования ресурсов (трудовых, материальных).

2. Метод аналогов применяется в случае невозможности определения части расходов ресурсным методом из-за отсутствия соответствующих норм и нормативов, большой трудоемкости определения соответствующих затрат ресурсным методом. Данный метод основан на применении нормативов расходов, определенных для выполнения обязательных и дополнительных работ и услуг в аналогичных условиях их выполнения. В рамках данного метода применяются экспертные оценки.

3. Принимая во внимание, что разрабатываемая методологическая база по определению стоимости обязательных и дополнительных работ и услуг предполагает неоднократное использование, возможно применение данных о расчетных стоимостях обязательных и дополнительных работ и услуг(единичных нормативах) за предыдущий период с учетом индекса изменения платы за содержание и ремонт жилых помещений. Метод индексации применяется при сопоставимости работ или услуг, планируемых к выполнению и учтенных в единичном нормативе по их составу и периодичности.

Структура и порядок оплаты жилищных услуг

Стоимость услуг по управлению многоквартирным домом также подлежит включению в себестоимость каждой работы и услуги (примечание к приложению №3 к Постановлению Правительства РФ №75 прямо указывает на необходимость включения в стоимость каждой работы и услуги стоимости услуг по управлению многоквартирным домом [4]). Проведенный анализ стоимости услуг по управлению многоквартирными домами управляющих организаций в различных субъектах РФ показал, что доля таких услуг в стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов составляет от 8 до 30%.

После определения себестоимости услуги и стоимости услуг по управлению необходимо включить в стоимость данной услуги планируемую прибыль управляющей организации. Уровень рентабельности, используемый при расчете, может быть установлен в размере от 5% до 25%. При расчетах необходимо учитывать принцип пообъектного учета затрат и характеристики жилья (по степени износа, категории дома, году постройки, материалу стен, степени комфортности).

Коммунальные услуги. На данном этапе реформирования ЖКХ тарифообразование в коммунальной сфере существует в отрыве от реальных условий финансирования предприятий, качества предоставляемых ус-луг и потребительских предпочтений. Такая ситуация приводит к тому что коммунальные предприятия, особенно монополисты, имеют возможность практически бесконтрольно расходовать ресурсы и устанавливать объемы услуг предоставляемых потребителям. Сложившаяся система формирования тарифов не создает стимулов для коммунальных предприятий к повышению эффективности их деятельности, так как уменьшение издержек приводит к снижению тарифа и абсолютной величины прибыли, в то время как рост издержек компенсируется увеличением тарифа. Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятий в росте, а не в снижении издержек. Подобная практика делает практически невозможным привлечение инвестиционных ресурсов в отрасль, так как использование нормативной себестоимости как базы для формирования тарифов приводит к тому что структура тарифа не соответствует структуре реальных финансовых потребностей предприятий.

I

о

та

о

о

51

3

Б

а

§

0

5?

§

3

1

д

£

О

Рис.3.

Существующая методология, основанная на нормативном принципе формирования затрат коммунальных предприятий, устарела и справедливо подвергается критике специалистов. Действительно, формирование тарифов на новый отчетный период осуществляется на основе сложившихся затрат, включающих непроизводительные расходы и рассчитанных на основе старой, дореформенной нормативной базы, не учитывающей применение современных материалов, машин, оборудования, техники и технологии.

Воздействие на процедуру формирования тарифов предприятий жилищно-коммунального комплекса оказывается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В соответствии с действующим российским законодательством за каждым из уровней регулирования закреплены свои полномочия, реализуемые в процессе тарифной политики. Предлагается отличать два принципиально разных направления тарифного регулирования в ЖКХ: регулирование тарифа «на ресурсы» и регулирование тарифа «на услуги».

Регулирование тарифа «на ресурсы» - регулирование тарифов для организаций ЖКХ, определяющее стоимость товаров (или услуг), производимых (продаваемых) этим предприятием. Например, для предприятия водоснабжения - это стоимость единицы объема воды на границе его балансовой ответственности (на входе в многоквартирный дом).

Начальный этап определения цены производства -оценка фактических затрат. Плановая себестоимость услуги формируется в результате корректировок фактических затрат и с использованием основных пропорций, соотношений и нормативов-индикаторов. А необходимость корректировки выявляется по данным экспертизы тарифов, которая позволяет оценить не только возможность и целесообразность снижения себестоимости или ее отдельных элементов, выявить непроизводительные затраты и резервы снижения себестоимости выполнения конкретных этапов технологических процессов, но и необходимость включения в себестоимость дополнительных работ, которые в настоящее время либо не выполняются, либо финансируются в недостаточном объеме. На большинстве предприятий ЖКХ (особенно ресурсоснабжающих) наиболее часто встречаются резервы снижения себестоимости, кото -рые связаны с тем, что при расчете фонда оплаты труда используется нормативная численность без учета особенностей организации производства и структуры предприятий. Как правило, эта рассчитанная по нормативам (от частного к общему) численность работающих завышена даже по сравнению с фактической и часто превышает рациональный уровень в 1,5 - 2 раза.

Переоценка основных средств на некоторых предприятиях привела к неоправданному завышению стоимости основных средств, имеющих, как правило, высокий уровень износа. В результате увеличиваются затраты по статье «Амортизация» (на 20 - 30%). В других случаях необоснованная их уценка ведет к занижению себестоимости и тарифа. При этом как завышенная, так и заниженная стоимость основных средств негативно отражается на результатах финансовой деятельности предприятия. Первая увеличивает размер уплачиваемых налогов, вторая ведет к уменьшению инвестиционного потенциала предприятия и, как следствие, к снижению его привлекательности для инвестора.

Имеют место нерациональное расходование топлива и электоэнергии на производство и транспортировку теплоэнергии и воды (перекачку сточной жидкости). Потери и неучтенные расходы материального носителя услуги на некоторых предприятиях достигают 30 - 35% и больше (при этом почти половина из них оплачивается населением через завышенный норматив потребления холодной и горячей воды, теплоэнергии). Не оптимизирована работа насосных агрегатов и сетей, систем диспетчеризации и автоматизации и др.

В то же время вывод о завышении отдельных элементов себестоимости не всегда означает необходи -мость снижения общей суммы затрат. Одновременно следует проанализировать перечень работ, учитываемых в тарифе, и дополнить те из них, которые в настоящее время не выполняются или финансируются в недостаточном объеме. Например, такой показатель, как ремонтный фонд, зачастую в недостаточном объеме учитывается в себестоимости услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения. Многие предприятия не планируют затраты на аварийно-восстановительные работы, в то время как количество аварий за последние 2 -3 года увеличилось в 1,5 - 2 раза. Ликвидация их последствий ведется за счет средств, предназначенных на текущий и капитальный ремонт, что стимулирует перераспределение (увеличение) ремонтных работ, проводимых в аварийном режиме, т.е. более дорогих, в результате чего существенно снижается надежность работы систем жизнеобеспечения.

Важный этап анализа и планирования себестоимости услуг и определения величины тарифов - формирование критериев качества, надежности и экологической безопасности обслуживания, которые должны отражаться в инвестиционной программе развития коммунального предприятия. При этом параметры качества должны быть подкреплены финансовыми ресурсами, в основе определения потребности в которых и лежит экономически обоснованный тариф. Таким образом, при расчете тарифа учитывается необходимость включения инвестиционной составляющей, обеспечивающей возмещение затрат на реконструкцию и новое строительство коммунальных объектов, проведение мер по ресурсосбережению и замене изношенных фондов. В своей сумме эти средства (амортизация, часть ремонтного фонда, часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и направляемая в фонд накопления и т.д.) представляют собой фонд развития предприятия, который характеризует его инвестиционный потенциал.

Регулирование тарифа «на услуги» - регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. Оно отличается от регулирования тарифов коммунальных предприятий-монополистов принципиальными моментами:

1) тариф для населения зачастую включает не только тариф на ресурс (товар) предприятия ЖКХ, но и стоимость работ и услуг других организаций, задействованных в предоставлении услуги (в случае с водоснабжением - стоимость обслуживания внутридомовых сетей, домового и квартирного прибора учета воды и т.д.);

2) тариф на жилищно-коммунальную услугу для населения может покрывать лишь часть затрат, связанных с предоставлением услуги. Другая часть затрат в этом случае должна покрываться из других источников;

3) при установлении тарифов для населения регулируется, как правило, не только стоимость услуги, но и (в случае отсутствия приборного учета) норматив потребления услуги [3]. Таким образом, ставка оплаты за жилищно-коммунальную услугу равна произведению значения регулируемого тарифа на регулируемый норматив потребления.

Каждый из этих показателей рассчитывается и анализируется в ходе мониторинга социально-экономических условий и последствий реализации тарифной политики на конкретный период. Оценку готовности населения оплачивать соответствующее качество ус -луг по установленному тарифу и при его повышении целесообразно сопровождать социологическими исследованиями.

Такой подход к формированию коммунальных тарифов , учитывающий не только цену производства услуги (цена «на ресурсы»), но и цену для потребителей (цена

«на услуги»), а также проведение независимой экспертизы тарифов, позволит устранить противоречия и обеспечить тесную взаимосвязь основных факторов текущей деятельности и развития ЖКХ.

1. Липсиц И.В. Ценообразование. Управление ценообразованием в организациях: учебник. М.: Экономистъ, 2004.

2. О правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения: Постановление Правительства РФ №491 от 13.08.2006.

3. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства РФ № 307 от

23.05.2006.

4. О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом: Постановление Правительства РФ №75 от 06.02.2006.

УДК 658:338.3

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК МИКРОМОДЕАИ СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА

Методологическим основанием оценки развития предприятия как микромодели способа производства является позиция Д. Норта, который интерпретирует трансакционные издержки как «издержки, обусловленные состоянием производственных отношений», а производственные издержки - как «издержки, обусловленные состоянием производительных сил» [4]. Отсюда постановка проблемы: нахождение внутрифирменных форм проявления развития производственных отношений и произво -дительных сил, что, в свою очередь, требует уточнения позиции по поводу признания или непризнания существования внутрифирменных трансакционных издержек. Х. Демсец в категоричной форме отстаивает позицию достаточности классического понятийного аппарата и утверждает необходимость оперирования двумя терминами - «управленческие издержки» и «трансакционные издержки», которые трактуются автором как «издержки управления при организации, осуществляемой внутри фирмы, и организации, достигаемой между рынками» [2. С. 242.]. Если исходить из подхода автора, что фирма сама есть рынок [1], то его позицию о недопустимости выделения внутренних трансакционных издержек нельзя признать достаточно обоснованной. Отсутствие внутренних трансакционных издержек возможно при условии признания того, что предприятие является строго детерминированной системой с абсолютной степенью определенности. Вполне очевидна спорность данного предположения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Один из вариантов определения рынка связан с его пониманием как множества независимых экономических институтов (фирм), обменивающихся результатами своей деятельности (экономическими ценностями) на основе товарно-денежных отношений. Именно трансакционные издержки способствуют подобному соединению фирм на рынке. Однако собственно обмен есть функция управления. Внутри фирмы трансакционные издержки также способствуют соединению внутренних факторов производства, а управленческие издержки обеспечивают данное соединение. В этом проявляется определенная тождественность рыночных и внутренних трансакционных и управленческих издержек.

Несмотря на общий генезис внешних и внутренних трансакционных издержек, между ними имеются существенные различия, для выявления которых требуется введение в анализ условия централизации или децентрализации управления и выделение в управлении отдельных его функций: планирования, организации, координации, мотивации и контроля.

В.Н. Лазарев,

кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента, УлГТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.