Ценообразование в ЖКХ
УДК 338.46
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ НА УСЛУГИ
УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Е. А. КАМЕНЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента E-mail: kameneva. e@rambler. ru
Е. Б. ТЮТЮКИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента E-mail: etutukina@mail ru Финансовый университет при Правительстве РФ
В статье представлена методика формирования тарифов и цен на услуги управляющей организации в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищные услуги, управляющая организация, содержание и ремонт, тариф, цена, единичные расценки, себестоимость, нормативная рентабельность, методика формирования тарифов.
Совершенствование финансовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) и его финансового обеспечения в значительной степени зависит от метода ценообразования на жилищно-коммунальные услуги.
В современной практике в ЖКХ общепринятым является затратное ценообразование, в соответствии с которым тариф определяется как сумма нормативных затрат на оказание различных жилищно-коммунальных услуг и прибыли, определяемой исходя из установленной нормативной рентабельности в расчете на 1м2 жилых (нежилых)
помещений. Соответственно, цена жилищно-коммунальной услуги для получателя (потребителя) рассчитывается исходя из площади используемого жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме (перемножением тарифа на количество квадратных метров помещения).
Данный подход к формированию тарифа позволяет включать в его состав не фактические затраты, а нормативные, причем не только по необходимым (обязательным) услугам (работам), но и дополнительным (необязательным). В результате, для потребителя жилищно-коммунальной услуги ее потребительная стоимость (полезность) не соответствует затратам. Фактически потребитель оплачивает расходы организации ЖКХ, а не цену услуги. Следствием этого является: во-первъх, снижение ценности жилищно-коммунальной услуги для потребителя как совокупности ее полезности и затратности, во-вторъщ переложение всех финансовых рисков и издержек организации ЖКХ на конечного потребителя, что находит свое отражение в завуалированном росте тарифов.
Считаем, что затратный метод ценообразования в ЖКХ объективно является наиболее эффективным, однако он требует соответствующего экономического обоснования при определении каждой составляющей тарифа.
Прежде всего, следует разделять жилищно-коммунальные услуги на две составляющие:
- услуги жилищных (управляющих, подрядных) организаций (далее - жилищные услуги), рынок которых является конкурентным;
- услуги коммунальных (ресурсоснабжающих) организаций (далее - коммунальные услуги), предоставляемые на монополистическом рынке, что обусловливает особенности формирования тарифов и цен на каждом из них.
При этом считаем, что:
- государственное регулирование на обоих рынках должно ограничиваться установлением стандартов качества жилищно-коммунальных услуг, осуществлением мониторинга их предоставления, а также созданием благоприятных условий для развития частного бизнеса в этой сфере;
- экономическое обоснование тарифов и цен должно производиться на основе нормативной базы, представляющей собой совокупность трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, которые позволяют оценить расход ресурсов (затраты) и составить калькуляцию (смету) в разрезе их видов (экономических элементов).
В исследовании далее будут рассмотрены методические подходы к формированию тарифов и цен (оплаты) на жилищные услуги управляющих организаций, которые позволят, на взгляд авторов, сделать их доступными для понимания и прозрачными как для управляющих организаций, так и для конечных потребителей -жильцов многоквартирного дома.
В настоящее время существует некоторый порядок установления тарифов и цен (оплаты) на жилищные услуги (рис. 1).
Размер тарифов и цены за содержание и ремонт определяются составом и периодичностью данных услуг (работ) и устанавливаются собственниками помещений на общем собрании с учетом предложений управляющей организации. В случаях если собственники не определили способа управления многоквартирным домом, не приняли решения о размере оплаты, либо принятое собственниками решение не было реализовано, то размер оплаты за содержание и ремонт устанавливают органы местного самоуправления.
Примерный перечень обязательных и дополнительных услуг (работ), связанных с содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, утвержден следующими документами:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»;
- постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 (приложения 1-3 к Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме).
ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ
(услуги управляющих организаций)
1. Содержание и ремонт:
- управление многоквартирным домом;
- содержание общего имущества в многоквартирном доме;
- текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
2. Капитальный ремонт
Управляющая организация готовит два перечня жилищных услуг (работ): обязательные услуги (работы) и дополнительные услуги (работы), а также расчет тарифов по каждой услуге (работе)
Тарифы должны быть экономически обоснованы и обеспечивать содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Тарифы устанавливаются на срок не менее 1 года
Перечень обязательных услуг (работ) и их объемы.
Перечень дополнительных услуг (работ).
Рис. 1. Порядок утверждения тарифов на услуги управляющей организации
Рис. 2. Порядок расчета размера оплаты услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в соответствии с которым управляющая организация обязана раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности; о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о стоимости услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Информация о стоимости услуг (работ) управляющей организации, в том числе должна содержать:
- описание содержания каждой услуги (работы), периодичность ее выполнения, результат оказания услуги (выполнения работы);
- стоимость каждой услуги (работы) в расчете на единицу измерения (на 1 м2 жилой или общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 м2 площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Предлагаемая авторами методика формирования тарифа и цены (оплаты) за услуги (работы) по содержанию и ремонту многоквартирного дома, включающая 5 этапов, позволяет реализовать требование законодательства о раскрытии информации управляющими субъектами в ЖКХ (рис. 2).
Рассмотрим содержание каждого этапа.
1-й этап. Разработка перечня обязательных услуг (работ) и перечня дополнительных услуг (работ) в соответствии со степенью износа и комфортности конкретного многоквартирного дома (или группы домов). Все услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме условно делятся на 6 групп, что обусловлено различными базовыми условиями для расчета их единичных расценок (табл. 1).
Нормативное значение общехозяйственных расходов обусловлено материалоемкостью выполняемой услуги (работы).
2-й этап. Определение единичной расценки за выполнение каждой услуги (работы).
Определение единичной расценки (ЕР) заключается в расчете стоимости каждой услуги (работы) в расчете на единицу измерения:
ЕР = С + П + НДС, где С - себестоимость;
П - прибыль исходя из нормативной рентабельности;
НДС - сумма налога на добавленную стоимость.
Себестоимость определяется в разрезе следующих калькуляционных статей:
С = РОТ + СВ + ОР, где РОТ - расходы на оплату труда; СВ - страховые взносы;
ОР - общехозяйственные расходы, в том числе материальные затраты.
Для расчета расходов на оплату труда необходимы:
Таблица 1
Классификация услуг (работ) управляющей организации и базовые условия для расчета единичных расценок
Классификационная группа Базовые условия для расчета единичных расценок
Периодичность Затраты времени Ставка оплаты труда Нормативное значение общехозяйственных расходов
Санитарное содержание земельного участка, включенного в состав общего имущества в многоквартирном доме Один или несколько раз в неделю (или в месяц) минуты руб. /мин 1,3 от величины расходов на оплату труда
Санитарное содержание мест общего пользования
Содержание внутридомовых инженерных систем Один или несколько раз в год (или по мере необходимости) часы руб. /мин 1,5 от величины расходов на оплату труда
Подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации
Содержание зеленых насаждений и объектов благоустройства
Текущий ремонт Один раз в несколько лет (или по мере необходимости) 1,8 от величины расходов на оплату труда
- единица измерения услуги и работы (м, м2, шт.);
- количество рабочих дней в году;
- периодичность выполнения работы в неделю;
- повторяемость в течение года;
- норма времени обслуживания на единицу измерения (ч, мин);
- затраты времени на весь объем работ (ч, мин);
- ставка оплаты труда основных производственных рабочих (руб./ч);
- оплата труда основных производственных рабочих на единицу измерения (руб.).
Рассмотрим порядок определения единичной расценки на примере, представленном в табл. 2.
Следует отметить, что при определении ставки оплаты труда основных производственных рабочих, выполняющих услуги (работы), относящиеся к 3-6-й классификационным группам, базовая ставка оплаты труда должна корректироваться в соответствии с коэффициентами особенностей работ в ЖКХ,
Таблица 2
Определение единичной расценки на выполнение работы по подметанию территории (м2) в летний период
№ строки Базовое условие Результаты расчета Пояснения
1 Количество рабочих дней: - в году (221) - в месяц (20) Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда: МДК 2-02.01. Ч. 1 «Нормы времени и нормы обслуживания на работы по санитарному содержанию домовладений»: утв. приказом Госстроя России от 09.12.1999 № 139. При отсутствии данных в нормативных документах используется метод экспертной оценки
2 Периодичность выполнения работы в неделю (5 раз)
3 Повторяемость в течение года 221 5 = 157,9 7 Стр. 1 х Стр. 2 Количество дней в неделе
4 Норма времени обслуживания на единицу измерения (мин/м2) 0,13 Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда: МДК 2-02.01. Ч. 1 «Нормы времени и нормы обслуживания на работы по санитарному содержанию домовладений»: утв. приказом Госстроя России от 09.12.1999 № 139. При отсутствии нормы времени принимается норма времени по аналогичной услуге (работе)
5 Затраты времени на весь объем работ за год (мин/м2) 20,53 Стр. 3 х Стр. 4
Окончание табл. 2
№ строки Базовое условие Результаты расчета Пояснения
6 Ставка оплаты труда основных производственных рабочих (руб./ч) 26,25 руб. /ч или 0,4375 руб. /мин Письмо Центрального комитета общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения от 13.04.2010 №01/127-В «Об индексации базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда» в соответствии с которым базовые месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в организациях ЖКХ с 01.01.2011 рекомендованы на уровне 4 189,83 руб. Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2008-2010 гг. (с изм., внесенными соглашением, утв. 24.03.2011) в соответствии с которым с 01.01.2011 базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда устанавливается в размере не ниже 4 200 руб. 4 200 (20 дней в неделю) (8 ч в день)
7 Оплата труда основных производственных рабочих на единицу измерения в год (руб./м2) 8,98 Стр. 5 х Стр. 6
8 Страховые взносы в государственные внебюджетные фондыи (руб./м2) 3,05 Стр. 7 х 34 %
9 Общехозяйственные расходы (руб./м2) 11,68 Общехозяйственные расходы включают: затраты на оплату труда работников административно-управленческого персонала, административно-хозяйственные расходы, расходы на организацию работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расходы на обслуживание работников, прочие расходы. Сюда же включаются затраты на управление. Нормативное значение общехозяйственных расходов предложено в табл. 1. Стр. 7 х 1,3
10 Себестоимость услуги (работы) на единицу измерения (руб./м2) 23,70 Стр. 8 + Стр. 9 + Стр. 10
11 Величина прибыли на единицу измерения (руб./м2) 2,84 Определяется исходя из средней нормы прибыли (12 %) в соответствии с данными, представленными Федеральной службой государственной статистики. Стр. 10 х 12 %
12 Стоимость выполненной работы на единицу измерения (руб. /м2) 26,55 Стр. 10 + Стр. 11
13 Начисленный НДС (руб./м2) 4,78 Рассчитывается в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Стр. 12 х 18 %
14 Единичная расценка (руб./м2) 31,32 Стр. 12 + Стр. 13
рекомендованных к использованию тарифным соглашением в ЖКХ РФ (табл. 3).
Величину общехозяйственных расходов рекомендуется определять в зависимости от величины расходов на оплату труда основных производственных рабочих, занятых содержанием и текущим ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, в зависимости от материалоемкости выполняемой услуги (работы).
3-й этап. Расчет стоимости услуг (работ) за период Р определяется следующим образом:
Р = ЕР х О, где ЕР - единичная расценка;
О - планируемый (исходя из нормативного значения) или фактический объем выполненных услуг (работ).
Следует отметить, что именно на данном этапе существует возможность приписки объемов выпол-
Таблица 3
Коэффициенты особенностей работ в ЖКХ
Вид профессиональной работы Коэффициент
По коммунальному водоснабжению и водоотведению, по эксплуатации канализационных сетей 1,4
По коммунальному электроснабжению, по обслуживанию электросетей 1,4
По коммунальному теплоснабжению, по обслуживанию тепловых сетей 1,4
По газификации и эксплуатации газового хозяйства 1,4
По ремонту и эксплуатации лифтового хозяйства жилых домов 1,4
По ремонтным работам жилого фонда 1,3
По озеленению 1,25
няемых услуг (работ), следствием чего является необоснованное завышение тарифов.
Так, например, при апробации данной методики в одной из управляющих организаций ее инженерно-техническая служба попыталась завысить объемы фактически выполняемых работ, указав площадь газонов одного многоквартирного дома в 30 000 м2, что почти составляет площадь футбольного поля. В соответствии с утвержденными нормативами обслуживания площадь газонного покрытия одного многоквартирного дома варьируется от 200 до 500 м2.
4-й этап. Расчет тарифа.
Расчет тарифа С. по конкретной услуге (работе) в расчете на 1 м2 общей площади помещений (жилых и нежилых, предназначенных для коммерческого использования) в месяц определяется по формуле
Р
С =-
: 12,
^ ' Б общ
где ^ БПщ - сумма общих площадей помещений (жилых и нежилых) в многоквартирных домах, где планируются к выполнению услуги (работы) /-го вида;
12 - количество месяцев в году. Рассчитанные таким образом тарифы предоставляются управляющей организацией жильцам многоквартирных домов для формирования ими перечня и желаемой периодичности выполнения услуг (работ).
5-й этап. Расчет цены (оплаты) по строке «Содержание и ремонт» в квитанции об оплате для конкретного пользователя помещения в многоквартирном доме Цинд.
Данный расчет осуществляется следующим образом:
Ц = ТС х Б ,
'инд ^ / инд'
где ТС. - суммарный тариф за все оказываемые услуги (работы) в данном многоквартирном доме; ^инд - площадь конкретного жилого (нежилого) помещения собственника или нанимателя жилья в многоквартирном доме. Полагаем, что использование управляющими организациями предложенной методики формирования тарифов и цен (оплаты) на жилищные услуги позволит:
- повысить экономическую обоснованность тарифов и цен;
- обеспечить прозрачность тарифов и цен для конечного потребителя и контролирующих органов;
- оказаться от финансирования необоснованных затрат;
- приобретать населению доступные и качественные жилищные услуги.
Список литературы
1. Нормативы трудовых и материальных ресурсов для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. Ч. 1: Обязательные работы. М.: Центр муниципальной экономики и права. 2006.
2. Нормативы трудовых и материальных ресурсов для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. Ч. 2: Дополнительные работы. М.: Центр муниципальной экономики и права. 2007.
3. О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом: постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и Порядке изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения: постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 гг. (с изм., внесенными соглашением, утв. 24.03.2011). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об индексации базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда: письмо Центрального комитета общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения от 13.04.2010 № 01/127-В. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда: МДК 2-02.01 Ч. 1-Ш: приказ Госстроя России от 09.12.1999 № 139. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами: постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».