Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение образования как основа в развитии человеческого капитала в Украине'

Финансовое обеспечение образования как основа в развитии человеческого капитала в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / INTELLECTUAL CAPITAL / HUMAN CAPITAL / INVESTMENTS / FINANCING / BUDGETARY EXPENDITURES ON EDUCATION / OFF-BUDGET FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Татьяна Владимировна

В статье определена роль финансового обеспечения развития человеческого капитала через инвестиции в образование. Исследована эффективность и объемы государственного финансирования образования в Украине. Предложены пути оптимизации структуры финансирования путем децентрализации источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial support of education as the basis of human capital development in Ukraine

The article determines the role of financial support of human capital development via investments in education. Efficiency and volumes of state financing of Ukrainian education were analyzed. The ways of financing structure optimization by means of source decentralization were suggested.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение образования как основа в развитии человеческого капитала в Украине»

ББК 65.26

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УКРАИНЕ

Т.В. Майорова

Киевский национальный экономический университет

имени Вадима Гетьмана 03680,Украина, г. Киев, проспект Победы, 54/1

Работа выполнена в рамках гранта Министерства образования и науки РФ (2012-1.5-14-000-3008-003)

В современном глобальном мире появились новые тенденции, которые начали существенно влиять на развитие национальных инвестиционных процессов. Среди таких тенденций наиболее важными являются концентрация инвестиционных потоков на основных направлениях мирового технологического развития и роста инновационного характера капитала, что обусловливает трансформацию структуры инвестиций путем роста доли вложений в интеллектуальные ценности.

В специальном докладе на 8-м Ялтинском форуме YES в Украине в 2011 г. президент государства Израиль Шимон Перес заявил: «Старый вид экономики базировался на аккумуляции и увеличении богатства. И экономисты в своих работах пытались анализировать, что может сделать человека богатым и, соответственно, счастливым. Но сейчас такой анализ уже неактуален. Знания, а не материальные ресурсы, не деньги, не вода, а именно знания определяют будущее мира», - подчеркнул он. - «Если хотите заглянуть в будущее, не ходите на биржу, ходите в лаборатории» [1]. Таким образом, с особой остротой и актуальностью встает вопрос о новой структуре инвестиционного процесса, который включает в себя не две составляющие - финансовую и производственную, а три - финансовую, производственную и социальную сферы, где в последний объектом инвестирования выступает человеческий капитал.

Приоритетное значение человеческого капитала, как главной производительной силы по отношению к вещественному капиталу, объясняется его постоянным умножением и неизносом в процессе использования, в отличие от лишенного

таких качеств вещественного (физического) капитала.

Категория человеческого капитала отражает новый подход к определению роли человека в процессе общественного воспроизводства, а также растущее значение интеллектуальной деятельности и невещественного накопления для всего воспроизводства общественной жизни, признание необходимости и высокой эффективности вложений в человека.

Впервые термин «человеческий

капитал» использовал Теодор Шульц, а его последователь - Гэри Беккер - развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал, при этом сформулировав экономический

подход к человеческому поведению.

По мнению Г. Беккера, экономии-ческий подход дает целостную схему для понимания человеческого поведения, к выработке которой издавна и безуспешно стремились многие поколения ученых. Согласно подсчетам Беккера, инвестиции в человеческий капитал в США приносят более высокую норму процента, чем инвестиции в ценные бумаги.

В своем анализе ученый исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п. к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная им модель [2] стала основной для всех последующих исследований в этой области. Кроме того, Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования.

Человеческий капитал является главной составляющей интеллектуального капитала (рис. 1). Важным в этом контексте является то, что интеллектуальная собственность (нематериальные активы) и маркетинговые активы создаются исключительно с помощью человека, его знаний, умений и компетенций. Таким образом, интеллектуальный капитал может функционировать и развиваться исключительно благодаря инвестициям в человеческий капитал.

Процесс инвестирования в человека и его способности имеет ряд особенностей. Так, несмотря на рисковый характер, такие инвестиции могут дать наибольший доход и социальный эффект, в силу того что в результате деятельности человека

создаются новые технологии, новый продукт, разрабатываются новые способы организации производства, труда, маркетинговой деятельности, возникают ноу-хау и т. п.

Человеческий капитал подвержен не только физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Кроме того, такие инвестиции дают возможность обогатить опыт, преумножить знания технического, экономического, административного и финансового характера, востребованность которых, в свою очередь, обеспечивает значительные преимущества на всех уровнях

- страны, региона, фирмы и предпринимателя.

Рис. 2. Структура интеллектуального капитала* *Составлено самостоятельно по источникам: [3, 4].

Таким образом, экономическая сущность инвестиций в человеческий капитал заключается в их способности осуществлять прорывы в сфере воспроизводства капитала с минимальными затратами и быстрой отдачей вложенных средств.

Однако, наряду с положительными чертами, инвестиции в создание интеллектуального капитала имеют ряд негативных аспектов. Прежде всего, это крайняя неопределенность будущих выгод от использо-

вания интеллектуального капитала - в будущем трудно определить его рыночную цену, низкая ликвидность, высокий риск из-за возможности мгновенного морального старения и ряд других.

В этом контексте важно, что специфика человеческого капитала и инвестиций в него проявляется прежде всего в том, что он не может формироваться без прямого непосредственного участия (затрат времени и силы) его будущего владельца. В

связи с этим индивидуальное инвестирование в человеческий капитал является абсолютно необходимым условием его наращивания на любом уровне.

Учитывая вышесказанное, необходимым условием эффективности инвестирования в человеческий капитал является рациональное понимание и благосклонное отношение к наращиванию человеческого капитала путем образования.

Образование является основой человеческого развития и прогресса общества, так как обеспечивает индивидуальное развитие личности будущего специалиста, формирует интеллектуальный, духовный и производственный потенциал государства.

Размер инвестиций в образование равен такому росту национального богатства, которое обусловлено индивидуальным вкладом человеческого ресурса квалифицированного индивида, который ранее получил услугу образовательной отрасли социальной сферы.

На развитие системы образования в Украине направляются значительные материальные и финансовые средства. В то же время приоритетом в формировании инвестиционных ресурсов является их финансовое обеспечение.

Мы считаем, что финансовые вложения в образование признаются одними из важнейших инвестиций в человеческий капитал. Необходимость увеличения объемов финансовых средств, вкладываемых в развитие образования, вызванная задачами повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, структурными сдвигами в сфере занятости, определяющих постоянную потребность в повышении квалификации и подготовке кадров, росте их профессиональной мобильности. Существование указанных факторов вызывает необходимость поиска новых подходов к решению вопросов финансирования образования как важной составляющей человеческого капитала.

Инвестиционные ресурсы образования формируются за счет средств государственного и местного бюджетов, средств юридических и физических лиц, в том числе благотворительных безвозмездных взносов, собственных средств, полученных

образовательными учреждениями от дополнительных услуг, а также инвестиционных кредитов отечественных и зарубежных инвесторов.

Финансирование государственных учебно-воспитательных заведений, учреждений и организаций системы образования осуществляется на нормативной основе за счет средств государственного и местных бюджетов, отраслей народного хозяйства, государственных предприятий и организаций, а также дополнительных источников финансирования.

Государственные учебно-воспитательные учреждения, учреждения системы образования, деятельность которых полностью или частично финансируются из бюджета, средств отрасли, освобождаются от налогообложения прибыли (дохода) без ограничения уровня рентабельности.

При этом дополнительными источниками финансирования являются:

- средства, полученные за научноисследовательские работы (услуги) и другие работы, выполненные учебновоспитательным учреждением по заказу предприятий, учреждений, организаций и граждан;

- плата за предоставление дополнительных образовательных услуг;

- доходы от реализации продукции учебно-производственных мастерских, предприятий, цехов и хозяйств, от предоставления в аренду помещений, сооружений, оборудования;

- дотации местных советов народных депутатов;

- кредиты и ссуды банков;

- валютные поступления;

- добровольные денежные взносы, материальные ценности, полученные от предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан.

Прибыль предприятий, организаций, учреждений, граждан в части, направляемой на развитие образования, освобождается от налогообложения. В случае получения средств из других источников бюджетные и отраслевые ассигнования учебно-воспитательных учреждений, учреждений, организаций системы образования не уменьшаются. Бюджетные ассигнования

на образование и внебюджетные средства не подлежат изъятию.

В то же время главным источником финансирования образования в Украине являются средства государственного и местных бюджетов. Однако объем этих расходов является слишком низким и не-

достаточно действенным.

Так, по данным Счетной палаты Украины доля государственных ассигнований в образование в общей структуре расходов госбюджета незначительна, кроме того она уменьшилась с 9,87% в 2009 г. до 8,17% в 2011г. (табл. 1).

Таблица 1. Выполнение государственного бюджета Украины по расходам

2008 2009 2010 2011

Показатели млн % млн % млн % млн %

грн. грн. грн. грн.

Общегосударственные функции 21769 9,01 24868 10,26 34694 11,43 39997 11,99

Оборона 11733 4,86 9655 3,98 11347 3,74 13241 3,97

Общественный порядок, безопасность и судебная власть 24871 10,30 24164 9,97 28571 9,41 32415 9,72

Экономическая деятельность 38693 16,02 33234 13,71 36030 11,87 44772 13,43

Охрана окружающей среды 2230 0,92 1824 0,75 2293 0,76 3008 0,90

Жилищно-коммунальное хозяйство 444 0,18 248 0,10 844 0,28 324 0,10

Здравоохранение 7366 3,05 7531 3,11 8759 2,89 10224 3,07

Духовное и физическое развитие 2918 1,21 3216 1,33 5166 1,70 3830 1,15

Образование 21554 1 8,93 1 23925 1 9,87 Г28808 1 9,49 1 27233 1 8,17

Социальная защита и социальное обеспечение 50798 21,04 51512 21,25 69311 22,83 63540 19,05

Средства, передаваемые в бюджеты других уровней 59114 24,48 62180 25,66 77766 25,62 94875 28,45

Всего 241490 100 242357 100 303589 100 333459 100

*

*Составлено по материалам Счетной платы Украины [5].

Негативной тенденцией является также абсолютное сокращение таких расходов в 2011 г. на 1575 млн грн., или на 5,5%.

Аналогичная ситуация и в показателях вложения государственных средств в

образование на одного человека (табл. 2). Так, только в 2011 г. эти расходы сократились на 32,34 грн. Кроме того, сократилась доля расходов из госбюджета на образование в ВВП с 2,63% до 2,01.

Таблица 2. Динамика аналитических показателей использования государственных расходов

на образование*

Показатели 2008 2009 2010 2011

Численность населения на конец года, чел. 46191022 46011345 45822214 45665281

ВВП, в фактических ценах, млн грн. 948056 913345 1094607 1316600

Расходы из государственного бюджета на образование, млн грн. 21554 23925 28808 27233

Расходы из государственного бюджета на образование на одного человека в год, грн. 446,62 519,9 628,7 596,36

Доля расходов из государственного бюджета на образование в ВВП,% 2,27 2,61 2,63 2,01

* Составлено по источнику: [6].

Резкий недостаток финансирования влияет на снижение качества и уровня предоставляемых услуг, что в свою очередь может привести к снижению качества и количества человеческих ресурсов, а это не может не отразиться негативно на экономической ситуации государства. Поэтому при отсутствии надлежащего государственного финансирования следует искать новые пути формирования инвестиционных ресурсов. Если государство не в состоянии самостоятельно нести бремя финансового обеспечения образования, то необходимо подумать о создании благоприятных условий для активного привлечения инвестиций со стороны физических и юридических лиц, а также иностранных инвесторов.

Как показывает зарубежный опыт, в финансировании образовательного процесса активное участие принимают частный сектор, общественные организации, органы местного самоуправления, ассоциации родителей и др. Самые известные зарубежные примеры распределения полномочий между участниками образовательного процесса следующие:

- в Ирландии государство финансирует образование, а выборные органы на местах осуществляют контроль и управление ресурсами;

- в Австрии и Испании местные общины, власти земель, муниципалитеты финансируют образование, а государство создает условия и защищает автономию школ;

- в Нидерландах разветвленной является сеть негосударственных учебных заведений, которые финансируются на равных условиях с государственными учреждениями через центральный и местные бюджеты. Государство способствует развитию частного сектора в образовании, обеспечению общественного контроля и оставляет за собой роль наблюдателя за выполнением другими участниками своих обязательств [7, с. 62].

Украине также следует присоединиться к общеевропейской тенденции децентрализации финансирования. Для этого необходимо кардинально обновить структуру финансирования образования,

прежде всего с учетом потребности и конъюнктуры рынка труда.

Практика показывает, что отдельные виды услуг государственных учебных заведений Украины можно эффективнее предоставлять именно на рыночных принципах. Это объясняется стабильным платежеспособным спросом юридических и физических лиц на соответствующие платные услуги. Однако сейчас предоставление государственными образовательными структурами платных услуг, по сути, не создает им дополнительные стимулы к улучшению деятельности и никоим образом не укрепляет их финансовую самостоятельность, поскольку эти заведения обязаны четко выполнять упомянутые нормы бюджетного законодательства, несоблюдение которых можно считать бюджетным правонарушением. Таким образом, государственное вмешательство в деятельность учреждений образования должно ограничиваться контролем над использованием бюджетных средств, выделенных на подготовку студентов по государственному заказу, и соблюдением государственных стандартов высшего образования.

Алгоритм финансирования заключается в возможности финансировать учебные заведения из разных источников и бюджетов, максимально приблизить образовательные ячейки к потребностями экономики конкретного региона. Это позволит управлять ресурсами непосредственно в точке оказания услуг, что повышает качество решений по производительности и результативности работы как отдельных учебных заведений, так и системы образования в целом.

Подобный механизм закладывает основу для применения формул распределения бюджетных средств не на базе нормативов, а по результатам деятельности, что стимулирует ответственность руководителей образовательных учреждений за достижение установленных стандартов качества обучения.

Кроме того, государство должно активнее поощрять частные инвестиции в образование. Это может осуществляться:

- путем страхования рисков, связан-

ных с невозвратом кредитов, предоставляемых гражданам частными компаниями, предприятиями для получения образования;

- за счет передачи в управление негосударственным консультативным фирмам, компаниям государственных учебных заведений, привлечения частного сектора как равноправного участника образовательного процесса;

- за счет создания региональных программ совместного финансирования образования государством, общественным сектором, муниципальными органами;

- путем внедрения корпоративной связи учебных заведений с работодателями на основе двусторонних соглашений;

- путем формирования системы многоуровневых налоговых платежей, обеспечивающих каждому органу управления образованием определенные фонды, необходимые для развития территориальных образовательных комплексов в соответствии с установленными государством стандартами.

Например, для компенсации будущих связанных с инфляционными процессами убытков, которые учебные заведения могут понести от предоставления платных образовательных услуг, необходимо предоставить им возможность часть ресурсов от авансового взноса хранить на депозитных счетах банков. Имея свободные остатки средств на специальных регистрационных счетах в Государственном казначействе Украины на конец года, учебные заведения могли бы создавать инновационные фонды, инвестируя собственный ресурсный капитал в различные стабильно доходные активы. В будущем это обеспечило бы финансовую самостоятельность учебных заведений и их инновационное развитие.

Целесообразно было бы применить некоторые элементы системы налоговых льгот на образовательные услуги, взяв за критерии определения размера таких льгот уровень дохода претендента или его семьи и успешность обучения. Гранты и скидки в оплате должны применять-

ся в качестве поощрения для талантливых студентов, а кредиты - как обеспечение возможности получить высшее образование. Увеличение дифференциации видов государственной финансовой помощи студентам в Украине повышает образовательный уровень населения в стране и могло бы стать значительным стимулом экономического роста нашего государства.

Так, проценты на ссуду для получения образования должны на несколько порядков отличаться от банковских процентов по другим кредитам. Начинать выплачивать заем должник должен после 9-месячного льготного периода, который продолжается после окончания учебы. В ряде стран, в частности в США, возможные отсрочки или отмены долгов по займам предоставляются студентам, которые работают на специфических опасных или вредных предприятиях или выполняют определенные служебные обязанности.

Заслуживает внимание американская практика использования программы прямых займов на обучение, по которой предусмотрены:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- субсидированные займы - предоставляются под малые проценты, которые выплачивает федеральное правительство, пока студент учится, а также в течение льготного периода и периода отсрочки;

-несубсидированные займы - займы с низкой процентной ставкой, за которые правительство не выплачивает процентов в течение обучения должника;

- федеральные займы для родителей студентов, находящихся на их иждивении, которые учатся по программе неполного высшего образования;

- консолидирующие займы, позволяющие студентам, имеющих несколько займов, при соответствующих условиях объединить все займы и выбрать удобный способ их выплаты из многих возможных, а именно: стандартный, расширенный или прогрессивный [7, с.54].

Подытоживая, можем сделать следующие выводы. Социально-экономические преобразования, которые происходят в Украине, формируют необходимость реформирования финансового

обеспечения отрасли образования в направлении создания системы, которая отвечала бы современным мировым стандартам. Главная задача при этом -оптимизация структуры финансовых источников. Для исправления сложившейся ситуации политику в области образования нужно сформировать, учитывая отечественные традиции и социальноэкономическую целесообразность в следующих направлениях: переход от принципа содержания высших учебных заведений за счет государственного бюджета до их государственной поддержки в возможных объемах; развитие системы государственного заказа на подготовку кадров; совершенствование и углубление автономии образовательных учреждений

в области финансов; обеспечение соответствия объемов и структуры подготовки кадров потребностям хозяйственного комплекса государства; подготовка специалистов на уровне требований работодателей развитых стран; осуществление передачи ряда научно-исследовательских учреждений в состав ведущих университетов с целью улучшения материальнотехнической базы учебного и научного процессов.

Реализация предложений по оптимизации финансирования образования будет способствовать не только развитию учебных заведений в Украине, но и повысит конкурентоспособность отечественного человеческого капитала на международных рынках труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наука - единый резерв для глобального развития I Шимон Перес [Электронный ресурс]. URL: http://yes-ukraine.org/ua/news/ekonomika-mira-segodnya-polnostyu-globalizirovana-shimon-peres (дата обращения 2.11.2012).

2. Becker G. Human capital: A Theory of Special References to Education / G. Becker. - New York

Nataional Bureau of Economic Researches, Columbia Un-iversity Press. [2nd ed.]. 2008.

3. Гражданский кодекс Украины. Закон Украины от 16.01.2003, № 435-IV [Электронный ресурс]. URL

: http://zakon.nau.ua/doc/?code=435-15 (дата обращения 2.11.2012).

4. Конвенция учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (подписанная в Стокгольме 14 июля 1967 года и измененная 2 октября 1979 года) [Электронный ресурс]. URL :: http://zakon.nau.ua/doc/?code=995_169 (дата обращения 10.10.2012).

5. Выводы Счетной палаты Украины о выполнении Государственного бюджета Украины [Электронный ресурс]. URL: http://www.ac-rada.gov.ua/control/main/uk/publish/category/412 (дата обращения 12.10.2012).

6. Статистическая информация Государственного комитета статистики Украины [Электронный ресурс]. URL : http://www.ukrstat.gov.ua (дата обращения 2.11.2012).

7. World Bank Report «Forming effective public sector institutions». 2008.

УДК 796:338.28 ББК 75

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК И ЕГО ОЦЕНИВАНИЕ

И.Е. Устинов, Е.Г. Кириллова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Учитывая большое количество различных определений и трактовок понятия «здоровье», их дискуссионность, разнообразие характеристик и особенностей этого термина [1;2], в нашем исследовании мы будем исходить из связи

здоровья и дисциплины «Физическая культура». В этом случае главенствующая роль принадлежит гармоничному развитию физических и духовных сил, совершенствованию адаптационных реак-ций организма [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.