Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение научно-технологической сферы Российской Федерации в рамках мирового сообщества'

Финансовое обеспечение научно-технологической сферы Российской Федерации в рамках мирового сообщества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ЗАТРАТЫ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВО / НАУКА ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин А.И.

В современных условиях результаты научноисследовательской деятельности становятся основой развития экономики страны, усиления ее конкурентоспособности и повышения качества жизни населения. Поиск оптимального механизма финансирования научнотехнологического сектора остается актуальным вопросом как в Российской Федерации, так и за рубежом. Особое внимание в работе уделено комплексному анализу основных показателей финансирования исследований и разработок на основе данных ОЭСР, Всемирного банка, Росстата, а также отчетов научных организаций. Определены характерные особенности и тенденции развития российской модели финансового обеспечения научнотехнологического сектора. На основе изучения структуры финансирования научноисследовательского сектора в развитых странах предложены меры по модернизации форм поддержки отечественной науки, способствующих более эффективному привлечению и освоению инвестируемых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение научно-технологической сферы Российской Федерации в рамках мирового сообщества»

Финансовое обеспечение научно-технологической сферы Российской Федерации в рамках мирового сообщества

«

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Костин Андрей Иванович

аспирант, Департамент общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Kb-16@yandex.ru

В современных условиях результаты научно-исследовательской деятельности становятся основой развития экономики страны, усиления ее конкурентоспособности и повышения качества жизни населения. Поиск оптимального механизма финансирования научно-технологического сектора остается актуальным вопросом как в Российской Федерации, так и за рубежом. Особое внимание в работе уделено комплексному анализу основных показателей финансирования исследований и разработок на основе данных ОЭСР, Всемирного банка, Росстата, а также отчетов научных организаций. Определены характерные особенности и тенденции развития российской модели финансового обеспечения научно-технологического сектора. На основе изучения структуры финансирования научно-исследовательского сектора в развитых странах предложены меры по модернизации форм поддержки отечественной науки, способствующих более эффективному привлечению и освоению инвестируемых средств. Ключевые слова: внутренние затраты, бюджетные ассигнования, исследования и разработки, источники финансирования, предпринимательский сектор, государство, наука гражданского назначения, фундаментальные и прикладные научные исследования, валовый внутренний продукт, научно-технологическая сфера.

В настоящее время результаты научно-исследовательской деятельности являются основой инновационного развития страны, предпосылкой создания новых технологий, обеспечивающих повышение уровня жизни населения, подъем экономики, национальную безопасность государства. В связи с этим поиск оптимальной модели финансирования научных исследований остается актуальным вопросом как в Российской Федерации, так и за рубежом.1

Национальная научно-техническая система не может обойтись без финансовой поддержки государства. Международные экономические и научно-технические службы статистики на постоянной основе отслеживают объемы данной поддержки, оказываемой из бюджетов центральных (федеральных) правительств. Российская Федерация является ярким представителем категории государств, где источником финансового обеспечения научных исследований является преимущественно государственный бюджет. Согласно последним отчетным данным, Россия занимает 5 место в мире по объему бюджетных ассигнований, направляемых на научные исследования и разработки. (рис. 1).

По представленным данным, лидерами в объемах финансовой поддержки исследований и разработок, оказываемой из государственного бюджета, как в 2000 г., так и в 2017 г. остаются США, Китай, Германия и Япония. По состоянию на 2017 год показатель России в разы уступает вышеперечисленным странам: США - в 5,4 раза, Китаю - в 3,2 раза, Германии - в 1,3 раза и Японии - в 1,2 раза, но превышает показатели Великобритании, Франции и Бразилии.

Следует отметить, что основным показателем, характеризующим научную и научно-техническую деятельность и определяющим уровень ее финансового обеспечения, является объем внутренних затрат на исследования и разработки [4]. По последним отчетным данным в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки Россия занимает лишь 9 место. Несмотря на достаточно высокий объем государственного финансирования научно-исследовательского сектора относительно других стран.

В настоящее время объем затрат на финансовое обеспечение отечественной науки составляет приблизительно 86% от уровня РСФСР 1991 г. (в сопоставимых ценах). Тогда СССР рецензент входил в число мировых лидеров по объему внутренних затрат на НИОКР (приблизительно 5% от ВВП). В стране существовала мощная система фундаментальных и прикладных исследований, включавшая около трех тысяч научно-исследовательских институтов, в которых работали около 1,5 миллиона научных сотрудников, что составляло примерно одну четверть всех научных сотрудников в мировом сообществе.2

С переходом России на рыночную экономику ситуация кардинально изменилась. Так, к 1995 году внутренние затраты на исследования и разработки составляли 34,1% от уровня 1991 года, однако со временем ситуация в динамике лет стала изменяться, но показатели советского периода так и не были достигнуты (рис.3).

Согласно представленным данным, динамика объема внутренних затрат на исследования и разработки в абсолютной величине за период 2000-2017 гг. выглядит весьма позитивно: в действующих ценах рост затрат составил с 76,7 млрд. рублей в 2000 г. до 1019,2 млрд. рублей в 2017 году, а в постоянных ценах 2000 г. их величина выросла вдвое (с 76,7 млрд. рублей до 152,7 млрд. рублей). Кроме того, в отдельные периоды ежегодные темпы прироста внутренних затрат превышали темпы прироста ВВП страны.

Относительным показателем, используемым в международной статистике, является объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к внутреннему валовому продукту. Так, в период с 2001 по 2011 годы внутренние затраты на исследования и разработки в России составляли в среднем 1,15% от ВВП, минимальное значение их зафиксировано в 2008 г. (1,04%), что вполне объяснимо мировым экономическим кризисом, максимальное - в 2003 г. (1,29%) [4]. Следует отметить, что в период с

Информация представлена за 2017 год или за последний год, по которому имеются данные Рисунок 1. Расходы государственного бюджета страны на исследования и разработки, млрд. долл. США по ППС [14]

* Информация представлена за 2017 год или за последний год, по которому имеются данные Рисунок 2 - Внутренние затраты на исследования и разработки по странам, млрд. долл. США по ППС [14]

Рисунок 3. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки в России (1991 г. = 100%), % [5, с. 30]

Таблица 1

Структура внутренних затрат государств на исследования и разработки по источникам финансирования за 2017 год,% [17]

* Информация представлена за 2017 год или за последний год, по которому имеются данные

Государство Внутренние затраты на исследования и разработки Средства государства Средства предприни матсяьС к ого сектора Иностранные источники Другие национал],]! ые источники

Россия 100 66,2 30,2 2.6 1,0

Бразилия 100 50,2 47,5 2,3

Всм [] 1 кобрнта! 1 и я 100 50,2 47,5 2,3

Германия 100 28,5 65,2 5,9 0,3

Китай 100 20,0 76.1 0,7

США 100 25,1 62, .3 5,2 7,4

Франция 100 34,8 54,0 7.6 3,5

Япония 100 15,0 78,1 0,7 6,2

2012-2014 годы данный показатель находился на уровне 1,13%, а с 2015 г. только 1,10%. В результате дисперсия указанного показателя составляет всего 0,007%, что свидетельствует о несущественном колебании его ежегодных значений.

Вместе с тем в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №

599 была поставлена задача достигнуть к 2015 г. удельного веса затрат на исследования и разработки до 1,77% к объему ВВП. Стратегия научно-технологического развития Российская Федерации предусматривает поэтапное увеличение данных затрат с доведением их к 2035 году до уровня не менее 2% к объему ВВП страны.

Однако, необходимо отметить, что уже в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 не устанавливается конкретный цифровой показатель, а только запланировано опережающее увеличение внутренних затрат на исследования и разработки за счет всех источников финансирования по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны.

Действительно, проблема дифференциации отечественных источников финансирования научной сферы стоит очень остро. Рассматривая зарубежный опыт, стоит отметить, что в большинстве развитых стран складывается абсолютно противоположная ситуация: преобладающую роль в финансировании научных исследований выполняет предпринимательский сектор, а государство занимается поддержанием и созданием благоприятных условий для создания и внедрения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот (таблица 1).

Проводимая «странами-лидерами» политика в области научно-технической сферы направлена не только на рост бюджетных ассигнований на научные исследования, но и на подготовку научных кадров, структурные преобразования, совершенствование механизмов регулирования указанной области, а также поддержку исследовательской инфраструктуры, которая обеспечивает кооперацию ученых сообществ как между собой, так и с различными экономическими и социальными институтами. Общий уровень финансирования увеличивается параллельно с ростом многообразия его источников.

Однако в Российской Федерации, находясь в поиске оптимальной модели финансирования научных исследований, наиболее насущной проблемой на протяжении многих лет остается низкий уровень заинтересованности предпринимательского сектора в инвестировании своих вложений. Согласно данным таблицы 1, за 2017 год объем ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в исследования и разработки составляет 66,2%, при этом внебюджетное финансирование находится на уровне 33,8%, из которых 30,2% приходится на частный сектор.

Необходимо отметить, что преобладающая роль в поддержке исследований и разработок со стороны государства наблюдается на протяжении всего анализируемого периода, начиная с 2000 года, а удельный вес внебюджетных источников,

О £

Я

3

9

2 е

9

<35

сэ

см

£

Б

а

2 о

включающий средства предпринимательского сектора, образовательных организаций высшего образования, частных некоммерческих организаций и иностранных источников, в общих затратах снизился с 45,8% в 2000 году до 33,8% в 2017 году. Государственные расходы за данный период увеличились с 54,8% до 66,2% соответственно (рис. 4)

Вместе с тем особое внимание заслуживает форма финансирования науки, включающая в том числе государственные контракты на НИОКР, субсидии бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания,субсидии бюджета на выполнение научно-исследовательских и/или опытно-конструкторских работ, гранты фондов поддержки и другие виды конкурсного финансирования. Наибольший объем финансового обеспечения реализуется через государственные контракты на НИОКР и государственные задания автономных и бюджетных учреждений, которые в 2017 году составили 13,3% и 10,2% от общего объема внутренних затрат на исследования и разработки или 136,0 млрд. рублей и 104,3 млрд. рублей соответственно. Стоит отметить, что такой механизм финансирования, как государственное задание берет начало из советского периода, когда исследования проводились именно на базе организаций в виде институтов и их подразделений - лабораторий. Сейчас ситуация незначительно меняется, поскольку появились альтернативные механизмы. Стоит также отметить грантовое финансирование, которое является одним из наиболее быстрых и эффективных способов поддержки научных исследований, в связи с чем оно получило широкое распространение в развитых странах. В России оно осуществляется преимущественно через созданные специально для этих целей такие фонды поддержки, как Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский научный фонд и другие. За 2017 год объем грантовой поддержки за счет федерального бюджета составил 22,6 млрд. рублей или 10,2% от внутренних затрат на исследования и разработки. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 г. увеличение общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей. Таким образом, использование различных способов

Рисунок 4. Внутренние затраты Российской Федерации на исследования и разработки в разрезе источников финансирования, [16]

Таблица 2

Гранты, субсидии, конкурсное финансирование исследований и разработок в 2017 году, реализуемые за счет федерального бюджета , [16]

Наименование Всею, млрд. рублей Уд. вес к итогу, %

Внутренние затраты на исследования и разработки - всего 1 019,2 100,0

Государственные контракты на НИОКР 136,0 13,3

Субсидии бюджета на финансовое обеспечение выполнения государствен него задания в сфере научной (научно -исследовательс кой) деятельности 104,3 10,2

\'Гиндин бюджета на млполненне научна -нсследавателЕ,скнх и/ или опытно-конструкторских работ 31,3 3,9

Гранты фондов поддержки научной, научно -технической и и н но вацнонно й деятельности 22,6 2,2

Другие виды конкурсного финансирования 71,4 7,0

Рисунок 4 - Динамика внутренних затрат на исследования и разработки и расходов федерального бюджета на науку гражданского назначения, [16]

поддержки науки, говорит о переходе России к механизмам финансирования, применяющихся в развитых странах. (таблица 2).

В продолжении анализа структуры внутренних затрат на исследования и разработки стоит отметить, что в статистических данных она подразделяется на фундаментальные, прикладные исследования и разработки. Вместе с тем Федеральная служба государственной статистики регулярно отслеживает объем затрат, направляемых на науку гражданского назначения, которая в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-Фз «О науке и государственной научно-технической политике» включает в себя фундаментальные, прикладные и поисковые исследования. Подобное различие обусловлено тем, что классифика-

ция расходов бюджетов обособляет только фундаментальные исследования и прикладные исследования с делением по отраслям, например, здравоохранение, образование, культура и другие. В этой связи отмечается, что действующая классификация не позволяет отследить объем средств, направляемый на поддержку поисковых исследований.

В отличие от динамики внутренних затрат на исследования и разработки объем бюджетных ассигнований, направляемых на гражданскую науку, имеет нестабильную тенденцию, особенно с 2014 по 2017 годы, что вполне объяснимо сложной экономической ситуацией в стране (рис.4).

Расходы федерального бюджета на гражданскую науку в 2017 году составили 377,9 млрд. рублей или 0,41% к ВВП. В

Таблица 3

Показатели науки по затратам на исследования и разработки, [15, 17]

Информация представлена за 2017 год или за последний год, по которому имеются данные

Страна В') на ИиР, млрд. ДОЛЛ США Количество исследовател ей, тыс. чел Внутренние затраты на ИиР в расчете на одного исследователя,тыс.дол л. США ВВП на дущу населения , тыс. долл. США по ППС на 2017 г Внутренние затраты на ИиР в % к ВВП

Россия 39,9 428,9 93,0 25 533,0 1,11

Бразилия 41.1 183,9 229,1 15 483,5 1,28

Великобритан ия 47,2 291,4 162,1 43 268,8 1,69

Германия 118,5 400,8 295,6 50 638,9 2,93

Китай 451,2 1692,2 266,0 16 806,7 2,11

США 511.1 1380,0 359,9 59 531,6 2,74

Франция 62,2 277,6 220,6 42 850,4 2,25

Япония 168,6 665,6 253,4 43 279,0 3,14

постоянных ценах ежегодное снижение составляло в среднем 8,4% или 29,7% от уровня цен 2013 года. Однако до 2013 года относительно уровня цен 2000 года наблюдался рост в 4,7 раза. Кроме того, удельный вес бюджетных ассигнований, направляемых на науку гражданского назначения, имеет схожую тенденцию с расходами федерального бюджета: в 2013 году удельный вес относительно расходной части федерального бюджета составил 3,19%, а в 2017 году - 2,3%.

Механизм финансового обеспечения фундаментальных исследований, согласно мировой практике, практически полностью реализуется посредством государственной поддержки, поскольку только при сильной фундаментальной науке возможны технологические и инновационные прорывы. Более того, иные источники финансирования не готовы инвестировать свои средства по причине высокой доли риска отсутствия положительного финансового результата в будущем. В целях поддержки фундаментальной науки в 2015 году Президентом Российской Федерации было поручено обеспечить при формировании проектов федерального бюджета на 2016 год и последующие годы объем бюджетных ассигнований на проведение фундаментальных исследований в процентном отношении к ВВП на уровне 2015 года. Таким образом, расходы федерального бюджета на фундаментальную науку в 2015 году составили 121,1 млрд. рублей, ВВП - 83 232,6 млрд. рублей, а соотношение сложилось в размере 0,144% к ВВП.

В процентном отношении внутренних затрат на фундаментальные исследования к ВВП наиболее высокий показатель у Швейцарии - 0,9%, когда как у Франции - 0,54%, США - 0,48%, Японии - 0,44%, Великобритании - 0,26% и Китая - 0,1% [5].

На фоне роста объемов финансирования фундаментальных исследований,

приоритизации расходов федерального бюджета в сторону прикладной науки не наблюдается. При этом, что касается затрат на разработки, то за весь анализируемый период ежегодный темп роста затрат составлял от 101,4% до 135,0%. В среднем темп роста составил 116,2%, что почти соответствует динамике расходов на науку гражданского назначения -117,6%.

В соответствии с данными Всемирного банка из представленной выборки стран в 2017 году ВВП на душу населения в расчете по паритету покупательной способности США, Великобритания, Япония, Германия, Франция, Россия превысили среднемировой уровень, составивший 16 953,0 тыс. долл. США по ППС, а Китай и Бразилия оказались ниже этой отметки. (таблица 3)

Однако внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя в России в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах, и составляют всего 93,0 тыс.дол. США по ППС. Даже Бразилия, имеющая достаточно скромный показатель ВВП на душу населения по ППС, и Китай с такой большой численностью населения, которое имеет весьма низкий уровень дохода, превышает показатель России примерно в 2,5 раза.

По удельному весу внутренних затрат на исследования и разработки по отношению к ВВП страны Россия также уступает рассмотренным странам. Лидером является Япония, которая расходует на исследования и разработки 3,14% от ВВП. Стоит отметить, что экономика этой страны ориентирована на научно-технологическое развитие. Не имея практически никаких природных ресурсов, она занимает 24-е место в мире по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности.

Подводя итоги анализа данных, представленных ОЭСР, Всемирным банком,

Росстатом и отчетов научных организаций, следует отметить, что несмотря на активное участие государства в финансировании научно-технологического сектора, уровень поддержки отечественной науки на международной арене выглядит достаточно скромно. Организация более тесного сотрудничества частного сектора и государства, представленного научными организациями и высшими учебными заведениями, и более активное привлечение внебюджетного финансирования в исследования и разработки рекомендуется сделать одним из основных приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации на ближайшие годы. Вместе с тем отмечается, что классификация расходов бюджетов не позволяет отследить объем средств, направляемых на гражданскую науку в детализации, которая предусмотрена законодательством. В этой связи считаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в классификацию расходов бюджетов в целях отражения ассигнований по фундаментальным, прикладным и поисковым исследованиям.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2019 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на 2019-2024 годы»

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

4. Миндели Л.Э., Черных С.И. Проблемы финансирования отечественной науки с учетом зарубежного опыта // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 4. С. 89 - 103.

5. Миндели Л.Э. Финансовое обеспечение развития научно-технологической сферы / Л.Э. Миндели // М.: ИПРАН РАН. - 2018. - 216 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Завгородняя В. В. Сравнение бюджетного финансирования научно-исследовательских работ в России и зарубежных странах // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 412-417. (дата обращения: 01.12.2018).

7. Завгородняя В. В. Бюджетное финансирование научных исследований в России: проблемы и пути их решения // Инновационная наука. - 2016. - №2. -С. 412-417. (дата обращения: 01.12.2018).

О £

Я

3

9

2 е

9

8. Ишина И.В., Проблемные зоны финансирования научно-исследовательского сектора России, Журнал: Менеджмент и бизнес-администрирование, Издательство: Академия менеджмента и бизнес-администрирования (Москва), Номер: 1 Год: 2016 Страницы: 158-168 (дата обращения: 10.12.2018).

9. Катренко В.С., Актуальные вопросы грантового финансирования научных исследований в Российской Федерации / / Государственный аудит. Право. Экономика. - 2017. - № 3-4. -С. 18-21(дата обращения 18.02.2019).

10. Ложечко А.С. Совершенствование механизма финансирования научных исследований на основе анализа зарубежного опыта // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2017. - № 5.-Ч.1.-С.134-144 (дата обращения: 22.12.2018).

11. Мерзлякова Е.А. «Программно-целевое финансирование в системе государственного регулирования инновационной сферы» // Дельта науки, 2015 год-No 1.-С. 44-46 (дата обращения: 22.12.2018).

12. Проничкин С.В. «Поддержка науки в Японии : организационные формы и финансовые механизмы» // Вестник МГИМО Университета, 2016 год.- С. 115127 (дата обращения : 03.01.2019)

13. Костин А.И. «Электронные ресурсы в оценке результатов программно-целевого финансирования научных исследований» В книге: Перспективы финансовой деятельности современных компаний в цифре Коллективная монография молодых исследователей Финансового университета при Правительстве РФ. Москва, 2018. С. 103-109. (дата обращения: 11.12.2018).

14. Research and development (R&D) / ст / OECD Data. (дата обращения:

01.02.2019).

15. The world bank https:// data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.PCAP. PP.CD?year_high_desc=true (дата обращения: 11.02.2019).

&

Б

«а

2 о

16. Официальная статистика Росста-та (Наука и инновации) (дата обращения: 12.02.2019).

17. Статистический сборник ВШЭ «Наука. Технологии. Инновации», 2019 год. (дата обращения: 13.02.2019).

Ссылки:

1 Костин А.И. Электронные ресурсы в оценке результатов программно-целевого финансирования научных исследований. В книге: Перспективы финансовой деятельности современных компаний в цифре Коллективная монография молодых исследователей Финансового университета при Правительстве РФ. Москва, 2018. Том 2. С. 103-109.

2 Миндели Л.Э. Финансовое обеспечение развития научно-технологической сферы / Л.Э. Миндели // М.: ИПРАН РАН. - 2018. - 216 с.

Financial support of the scientific and technological sphere Russian Federation in the world community Kostin A.I.

In modern conditions, the results of research activities become the basis for the development of the country's economy, strengthening its competitiveness and improving the quality of life of the population. The search for optimal funding criteria for the science and technology sector remains a relevant issue both in the Russian Federation and abroad. Particular attention is paid to the integrated analysis of the main indicators for financing research and development based on data from the OECD, the World Bank, the Rosstat, as well as reports from scientific organizations. The characteristic features and development trends of the Russian model of financial support for the science and technology sector are identified. Based on the study of foreign experience, measures to modernize the forms of support for domestic science are proposed, contributing to more efficient attraction and utilization of invested funds. Keywords: domestic costs, budget allocations, research and development, sources of financing, business sector, state, civilian science, basic and applied scientific research, gross domestic product, scientific and technological sphere.

References

1. Federal Law of the Russian Federation of August

23, 1996 No. 127-ФЗ "On Science and the State Scientific and Technical Policy"

2. Presidential Decree of May 7, 2019 No. 204

"On the national goals and strategic objectives of the Russian Federation for 2019-2024"

3. Presidential Decree of May 7, 2012 № 599 «On

measures to implement the state policy in the field of education and science»

4. Mindeli L.E., Chernykh S.I. Financing problems

of domestic science with account of foreign experience // ETAP: economic theory, analysis, practice. 2017. No. 4. P. 89 - 103.

5. Mindeli L.E. Financial support for the development

of science and technology / L.E. Mindeli // M .: IPRAN RAS. - 2018. - 216 s.

6. Zavgorodnyaya V.V. Comparison of budget

financing of research works in Russia and foreign countries // Young Scientist. - 2017. - №2. - p. 412-417. (the date of circulation: 12/01/2018).

7. Zavgorodnyaya V.V. Budget Financing of

Scientific Research in Russia: Problems and Ways to Solve Them // Innovation Science. -2016. - №2. - p. 412-417. (the date of circulation: 12/01/2018).

8. Ishina I.V., Problem areas for financing the

research sector in Russia, Magazine: Management and Business Administration, Publisher: Academy of Management and Business Administration (Moscow), Number: 1 Year: 2016 Pages: 158-168 (date references: 10.12.2018).

9. Katrenko VS, Actual issues of grant funding for

scientific research in the Russian Federation / / State Audit. Right. Economy. - 2017. -number 3-4. -WITH. 18-21 (the date of circulation February 18, 2019).

10. Lozhechko A.S. Improving the mechanism of financing scientific research based on the analysis of foreign experience // Actual problems of the humanities and natural sciences, 2017. - № 5.-P.1.-P.134-144 (circulation date: 12.22.2018).

11. Merzlyakova E.A. "Program-targeted financing in the system of state regulation of the innovation sphere" // Delta of science, 2015.-№ 1.-S. 44-46 (appeal date: 12/22/2018).

12. Pronichkin S.V. "Support of science in Japan: organizational forms and financial mechanisms" // Bulletin of MGIMO University, 2016.- P. 115-127 (circulation date: 03/01/2019)

13. Kostin A.I. "Electronic resources in the evaluation

of the results of the program-targeted financing of scientific research" In the book: Prospects for the financial activities of modern companies in digital Collective monograph of young researchers at the Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow, 2018. pp. 103-109. (the date of circulation: 12/11/2018).

14. Research and development (R & D) // OECD Data. (the date of the appeal: 01.02.2019).

15. The world bank https://data.worldbank.org/ indicator/NY.GDP.PCAP. PP.CD?year_high_desc=true (appeal date: 11.02.2019).

16. Official statistics of Rosstat (Science and Innovations) (circulation date: February 12, 2019).

17. Statistical compilation of the HSE "Science. Technology. Innovation, 2019 (the date of circulation: February 13, 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.