УДК 332.02
БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
Коротина Наталья Юрьевна,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, заведующий кафедрой экономики и финансов, кандидат экономических наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация Статья посвящена проблеме государственного стимулирования инновационного развития экономики страны. В работе анализируется отечественный и зарубежный опыт финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с позиции «государство - бизнес-сектор». В статье представлена модель формирования бюджетного механизма финансирования и стимулирования инновационного развития экономики.
Ключевые понятия: инновационное развитие, инновационная деятельность, финансирование инноваций, бюджетный механизм.
Центральная роль в определении векторов инновационного развития экономики принадлежит институтам государственной власти. Стратегия инновационного развития основана на системе финансово-экономических механизмов, способных обеспечить мультипликативный инновационный эффект на общенациональном уровне, что достигается только при эффективном использовании современных механизмов поступления денежных средств в высокотехнологичные секторы экономики, в том числе в малый и средний бизнес [3].
На состояние научного потенциала оказывают влияние формы, методы, размеры финансирования научной деятельности. Опыт развитых стран свидетельствует об успешности осуществления стимулирующей политики в отношении национальной науки, включая государственную поддержку научных исследований и технологических разработок путем поощрения частных компаний даже при сравнительно небольшой своей доле в финансировании науки [2].
Для создания оптимальной инновационной системы необходимо сочетать государственное и корпоративное финансирование реализации инновационного процесса: внедрение, производство, распространение и сбыт инновационного продукта, совершенствование технологий.
По мере развития рыночных отношений государственную инновационную политику следует сводить к созданию необходимых условий для формирования инновационного рынка, поддержке приоритетных направлений и новых технологий, что будет уменьшать прямое участие государства в финансировании инновационных проектов.
Реализация инновационной политики требует формирования и функционирования адекватного бюджетного механизма, который позволит не только финансировать на достаточном уровне, но и стимулировать инновационное развитие страны.
В широком смысле под бюджетным механизмом будет пониматься совокупность способов организации бюджетных отношений, применяемых государством, в целях обеспечения благоприятных условий для инновационного развития. В узком смысле бюджетный механизм - это совокупность форм, методов, инструментов, рычагов формирования и использования бюджетных фондов с целью обеспечения потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения в инновационном развитии.
Модель бюджетного механизма финансирования и стимулирования иннова-
ционного развития представлена на рис. 1 [1]. В рамках представленного механизма воздействие государства направляется на российские коммерческие структуры, организации, научные организации, учреждения высшего профессионального образования, некоммерческие организаций для создания у них стимулов к финансированию собственных научно-исследовательских работ, проектов, коммерциализации исследовательских разработок, организации массового производства.
Реализация бюджетного механизма должна быть ориентирована на обеспече-
ние общегосударственных приоритетов на основе совершенствования действующих и создания новых институциональных условий для перенаправления финансово-кредитных потоков в наукоемкие отрасли промышленности и инновационный бизнес.
Наукой и практикой реализации инновационной деятельности выделены основные источники финансирования:
- бюджетные средства - финансирование фундаментальных исследований, прикладных разработок по приоритетным направлениям и организации производства для выполнения государственных функций;
Бюджетный механизм финансирования и стимулирования инновационного развития экономики страны
I
I
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ СИСТЕМА
Государственная социально-экономическая политика Финансово-бюджетная политика Инвестиционная политика Правовое обеспечение Нормативное обеспечение Информационное обеспечение
Элементы бюджетного механизма
Финансовые методы: Прогнозирование Планирование Программирование Регулирование Анализ и оценка Учет и контроль Финансовые рычаги: Налоговые ставки и льготы Процентные ставки по кредитам Ставка арендной платы Норма амортизации Страховые тарифы Ресурсы: Финансовые Материальные Нематериальные Человеческие Институты: Инновационные инкубаторы Технополисы Технопарки Венчурные фонды Коммерческие банки Лизинговые фонды
бюджет юго финан^Гир-в^ания
Приоритетные направления научно-технического развития
Целевые научные фонды
1_
Научно-исследовательские организации
Объекты бюджетного финансирования
Федеральные инновационные программы
Государственные научно-технические проекты
Российский фонд фундаментальных исследований
Российский гуманитарный научный фонд
Российская академия наук,
вузы
Государственные научные центры, лаборатории
Международные проекты и программы
т
Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере
Содержание уникальных
объектов опытно-экспериментальной базы
струменты бюджетного финансирования
Контракты на выполнение государственного заказа
Гранты на выполнение инициативных проектов
Прямые ассигнования из федерального бюджета
Рис. 1. Модель бюджетного механизма финансирования и стимулирования инновационного развития экономики страны
Таблица 1
Затраты на научные исследования и разработки в России
2006 2007 2008 2009
Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования, млн руб., 288805,2 371080,3 431073,2 485831,3
в том числе:
бюджетные средства, % 59,9 61,4 63,1 65,0
средства бизнес-структур, % 19,9 20,9 20,9 19,5
средства внебюджетных фондов, % 1,6 1,7 1,5 1,6
средства научных организаций, учреждений высшего профессионального образования, некоммерческих организаций, % 9,3 8,8 8,6 7,5
средства иностранных источников, % 9,3 7,2 5,9 6,4
Составлено автором на основе данных [6].
- собственные средства бизнес-структур - финансирование собственных НИ-ОКР, закупка технологий, организация производства;
- собственные средства научных организаций, учреждений высшего профессионального образования, некоммерческих организаций - финансирование собственных НИОКР, научных проектов;
- заемные средства коммерческих банков и финансовых организаций - финансирование опытно-конструкторских разработок, высокотехнологичных проектов, организация массового производства;
- средства иностранных инвесторов и международных финансовых организаций - финансирование международных проектов в научно-технологической сфере;
- объединенные средства консорциумов предприятий - финансирование совместных инновационных проектов.
Данные о структуре затрат на научные исследования и разработки в России (Табл. 1) свидетельствуют о значительной доле бюджетных источников финансирования инновационных процессов и недостаточных объемах финансирования со стороны бизнес-структур и научно-исследовательских организаций.
Самые высокие объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ наблюдаются в пяти
странах: США, Японии, Китае, Германии, Франции (таб. 2). На долю этих стран по объемам финансирования НИОКР приходится более 70% мировых затрат. Фактически эти страны являются основными мировыми производителями инновационных товаров и услуг.
Согласно данным (табл. 2), объемы финансирования НИОКР в России составляют около 6% от аналогичных затрат США, около 15% затрат Японии, 23% от затрат Китая. Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя в России в 20-25 раз меньше, чем в развитых странах [2].
Изучение структуры финансовых затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (Табл. 3) в России позволяет сделать вывод о выжидательной позиции бизнес-сектора по отношению к инвестициям в науку и инновации: отечественные бизнес-структуры вкладывают в исследования и разработки значительно меньше средств, чем их конкуренты в развитых и многих развивающихся странах. Фактические затраты на исследования и разработки в крупных российских компаниях в 2009 г. составили 800 млн долл. Для сравнения: вложения в научные разработки и их внедрение компании General Motors в 2009 г. составили 8 млрд доллоров, что в 10 раз больше вложений всего российского крупного бизнеса.
Таблица 2
Объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в зарубежных странах
Страна 2007 2009
Объем финансирования НИОКР, млрд долл. США (в текущих ценах 2007 г. по ППС) [4] в % к ВВП Объем финансирования ниокр, млрд долл. США (в текущих ценах 2009 г. по ППС) [5] в % к ВВП
США 343 747,5 2,62 398194,0 2,77
Япония 138 782,1 3,39 149212,9 3,42
Китай 86 758,2 1,42 121426,5 1,54
Германия 66 688,6 2,53 76796,9 2,64
Франция 41 436,3 2,11 42892,8 2,02
Корея 35 885,8 3,23 45293,6 3,37
Великобритания 35 590,8 1,78 38707,5 1,77
Россия 20 281,3 1,07 26332,5 1,24
Швеция 11 815,4 3,73 12781,2 3,75
Израиль 7 985,1 4,65 9921,0 4,86
Таблица 3
Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по источникам финансирования
Страна Источники финансирования, %
бизнес-сектор государство прочие
США 64,9 29,3 5,8
Западная Европа 53,6 35,3 11.1
Япония 77,1 16,2 6,7
Южная Корея 75,4 23,1 1,5
Китай 69,1 24,7 6,2
Россия 28,8 61,0 10,2
В среднем 52,3 38,3 9,4
Высокая доля затрат бюджетных средств на финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований при незначительной общей сумме расходов приводит к распылению государственных средств и недостаточности ресурсов для инновационных разработок, в том числе по стратегическим направлениям технологического прорыва. Именно это требует разработки обновленного механизма формирования заинтересованности бизнес-структур в инновационных вложениях.
Для обеспечения эффективного решения важнейших научно-технических проблем субъектами федерации разрабатываются и реализуются региональные программы инновационного развития.
В Челябинской области действует целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» [10]. Общий объем и направления финансирования инновационной деятельности в Челябинской области представлены в табл. 4.
Таблица 4
Объем финансирования областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2013-2015 годы
№ Наименование мероприятия Объем финансирования, тыс. руб.
бюджет 2013 год 2014 год 2015 год
1. Развитие инновационной инфраструктуры областной; федеральный 1 000 4 000 1 000 4 000 1 000 4 000
2. Информационная поддержка инновационной деятельности областной 400 400 400
3. Финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности областной; федеральный 15 250 31 000 15 250 31 000 15 250 31 000
4. Развитие кадрового потенциала в инновационной сфере областной 850 850 850
5. Продвижение инноваций на международные, межрегиональные и областной рынки областной 2 500 2 500 2 500
Всего областной; федеральный 20 000 35 000 20 000 35 000 20 000 35 000
Практика показывает, что формирование среды для инновационной деятельности в регионах происходит с высокой долей участия федеральных финансовых ресурсов.
В Челябинской области доля федеральных средств составляет 64%. В Брянской области на долю средств федерального бюджета для реализации областной целевой программы «Развитие инновационной инфраструктуры Брянской области (2007-2010 годы)» [8] приходилось от 55,5% в 2007 г. до 65,1% в 2010-м. На реализацию долгосрочной целевой программа «Развитие инновационной деятельности Пензенской области на 2009-2013 годы» [9] затрачено в целом 1,5 млрд руб., из них 68,8% занимают бюджетные средства (35% - средства федерального бюджета, 33,8% - бюджета Пензенской области), 31,2% - внебюджетных источников.
Бюджетные средства остаются по-прежнему основным финансовым источником инновационной деятельности. Диаметрально противоположный характер источников финансирования НИОКР наблюдается в группах высокотехнологичных и низкотехнологичных стран. Так, в группе высокотехнологичных стран участие бизнеса в качестве источника финансирования НИОКР составляет 60%, а доля государственного финансирования - 30%. В группе низкотехнологичных стран, на-
оборот, доля бизнеса в финансировании НИОКР составляет примерно 30%, а государства - 60% [7].
Вышеприведенные данные позволяют определить два основных ориентира для России: увеличения объемов финансирования НИОКР и изменение структуры финансирования с направленностью на снижение доли бюджетного финансирования и увеличение доли финансирования инноваций бизнес-сектором.
1. Корниенко Е.Л., Коротина Н.Ю. Стимулирование инновационного развития в Российской Федерации: бюджетно-налоговый механизм. Челябинск: ОАО «Челябинский дом печати», 2012. 200 с.
2. Миндели Л. Э., Черных С. И., Проблемы финансирования российской науки // Общество и экономика. 2009. № 1. - Стр. 129-142.
3. Миндели Л.Э., Черных С.И. Финансово-экономические аспекты инновационного развития // Инновации. 2011. № 09 (155). - Стр. 56-62.
4. Наука, технологии и инновации России-2008. Краткий статистический сборник. / [гл. ред. Л.Э. Миндели]. - М.: ИПРАН РАН, 2008.
5. Наука, технологии и инновации России-2010. Краткий статистический сборник. / [гл. ред. Л.Э. Миндели]. - М.: ИПРАН РАН, 2010.
6. Научный потенциал и инновационная активность в России. Статистический сборник. Выпуск 5. М.: РИЭПП, 2010. 320с. - С. 47.
7. Плакиткина Л.С. Партнерство государства и бизнеса в финансировании НИОКР // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.
2010. № 3 (44) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://dpr.ru/journal/journal_42_15.htm
8. Развитие инновационной инфраструктуры Брянской области (2007-2010 годы): Постановление Администрации Брянской области об областной целевой программе от 03.09.2007 № 723 // http:// regionz.ru/index.php?ds=53149
9. Развитие инновационной деятельности Пензенской области на 2009-2013 годы: Постановление Правительства Пензенской области об областной целевой программе от 20.10.2008 № 677-П // http://docs.cntd.ru/docu-ment/949109794
10. Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 2013-2015 годы: Постановление Правительства Челябинской области об областной целевой программе от 24.10.2012 г. № 537-П // http://www.econom-chelreg.ru/ nae?article=2047
1. Kornienko E.L., Korotina N.Ju. Stimulirovanie innovacionnogo razvitija v Rossijskoj Federacii: bjudzhetno-nalogovyj mehanizm. Cheljabinsk: OAO «Cheljabinskij dom pechati», 2012. 200 s. (Russian).
2. Mindeli L. Je., Chernyh S. I., Problemy finansirovanija rossijskoj nauki // Obshhestvo i jekonomika. 2009. №1. - S.129-142 (Russian).
3. Mindeli L.Je., Chernyh S.I. Finansovo-jekonomicheskie aspekty innovacionnogo razvitija // Innovacii. 2011. № 09 (155). - Str. 56-62 (Russian). Nauka, tehnologii i innovacii Rossii-2008. Kratkij statisticheskij sbornik. / [gl. red. L.Je. Mindeli]. - M.: IPRAN RAN, 2008 (Russian).
5. Nauka, tehnologii i innovacii Rossii-2010. Kratkij statisticheskij sbornik. / [gl. red. L.Je. Mindeli]. - M.: IPRAN RAN, 2010.
6. Nauchnyj potencial i innovacionnaja aktivnost' v Rossii. Statisticheskij sbornik. Vypusk 5. M.: RIJePP, 2010. 320 s. - S. 47 (Russian).
7. Plakitkina L.S. Partnerstvo gosudarstva i biznesa v finansirovanii NIOKR // Nedvizhimost' i investicii. Pravovoe regulirovanie. 2010. № 3 (44) [Jelektronnyj resurs] — Rezhim dostupa: http://dpr.ru/journal/ journal_42_15.htm (Russian).
8. Razvitie innovacionnoj infrastruktury Brjanskoj oblasti (2007-2010 gody): Postanovlenie Administracii Brjanskoj oblasti ob oblastnoj celevoj programme ot 03.09.2007 № 723 // http://regionz.ru/index. php?ds=53149 (Russian).
9. Razvitie innovacionnoj dejatel'nosti Penzenskoj oblasti na 2009-2013 gody: Postanovlenie Pravitel'stva Penzenskoj oblasti ob oblastnoj celevoj programme ot 20.10.2008 № 677-P // http://docs.cntd.ru/ document/949109794 (Russian).
10. Razvitie innovacionnoj dejatel'nosti v Cheljabinskoj oblasti na 2013-2015 gody: Postanovlenie Pravitel'stva Cheljabinskoj oblasti ob oblastnoj celevoj programme ot 24.10.2012 g. № 537-P// http://www. econom-chelreg.ru/nae?article=2047 (Russian).
UDC 332.02
BUDGETARY
MECHANISM
FOR FINANCING AND
ENCOURAGING
INNOVATIVE
ECONOMIC
DEVELOPMENT
OF THE COUNTRY
Korotina Natalya Yurievna,
The Russian Academy
of National Economy and
Public Administration under
the President of the
Russian Federation, Chelyabinsk branch,
Head of the chair of Economics and
Finance, candidate of economic sciences,
associate professor,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation
The article deals with the problem of government incentives for innovative economic development of the country. This paper analyzes the domestic and foreign experience in financing research and development activities in terms of «state - the business sector». The article presents a model of the budgetary of financing and encouraging innovative economic development.
Key concepts:
innovative development, innovative activity, financing of innovations, budgetary mechanism, forming, stimulating.