Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение модернизации системы мониторинга состояния атмосферного воздуха в горнопромышленном регионе'

Финансовое обеспечение модернизации системы мониторинга состояния атмосферного воздуха в горнопромышленном регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ВЫБРОСОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / REGIONAL MONITORING SYSTEM / MODERNIZATION / AUTOMATED CONTROL OF EMISSIONS / FINANCING OF PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сабинина Анна Львовна, Сычева Ирина Викторовна, Измалкова Светлана Александровна, Сычева Наталья Андреевна

Предложен комплекс поэтапных мер, направленных на достижение поставленной цели по модернизации региональной системы мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха в Тульской области, позволяющей анализировать его качество посредством данных автоматизированного контроля выбросов микрочастиц вредных веществ, полученных на основе их перевода в цифровой формат коммуникаций и контента. Обоснован положительный эффект по привлечению дополнительных источников финансирования регионального бюджета для покрытия его дефицита на обеспечение потребностей автоматизированного онлайн-контроля выбросов посредством государственного займа, осуществляемого на основе эмиссии «Экологических облигаций» от имени Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сабинина Анна Львовна, Сычева Ирина Викторовна, Измалкова Светлана Александровна, Сычева Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORTING MODERNIZA TION OF THE A TMOSPHERIC AIR CONDITION MONITORING SYSTEM IN THE MINING REGION

A set ofphased measures is proposed aimed at achieving the goal of modernizing the regional monitoring system for atmospheric air pollution in the Tula region, which allows analyzing its quality based on data from automated control of emissions of microparticles of harmful substances obtained on the basis of digitalization communications and content. The positive effect of attracting additional sources of financing the regional budget to cover its deficit for meeting the needs of automated online emissions control through a government loan based on the issue of “Ecological bonds ” on behalf of the Tula region is substantiated.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение модернизации системы мониторинга состояния атмосферного воздуха в горнопромышленном регионе»

УДК 332.142.2.47

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ГОРНОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ

А.Л.Сабинина, И.В. Сычева, С.А. Измалкова, Н.А Сычева

Предложен комплекс поэтапных мер, направленных на достижение поставленной цели по модернизации региональной системы мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха в Тульской области, позволяющей анализировать его качество посредством данных автоматизированного контроля выбросов микрочастиц вредных веществ, полученных на основе их перевода в цифровой формат коммуникаций и контента. Обоснован положительный эффект по привлечению дополнительных источников финансирования регионального бюджета для покрытия его дефицита на обеспечение потребностей автоматизированного онлайн-контроля выбросов посредством государственного займа, осуществляемого на основе эмиссии «Экологических облигаций» от имени Тульской области.

Ключевые слова: региональная система мониторинга, модернизация, автоматизированный контроль выбросов, финансирование проектных мероприятий.

По данным ежегодного доклада Всемирной организации здравоохранения, представленном на Всемирном экономическом форуме в 2019 году, из десяти главных угроз здоровью населения, на первом месте - загрязнение атмосферного воздуха микрочастицами вредных веществ, которые ежегодно убивают до 7 миллионов человек [1].

Доминирующую роль в фоновом содержании загрязняющих веществ (тяжелых металлов, взвешенных частиц, сульфатов, диоксида серы, диоксида азота, метана и т.д.) в атмосферном воздухе играют выбросы промышленных предприятий, лесных пожаров, мусоросжигательных заводов и свалок, различных видов транспорта, а также неблагоприятные метеоусловия, которые способствуют накоплению вредных веществ.

В России на различных уровнях государственного управления всегда уделялось значительное внимание решению современных проблем, связанных с защитой окружающей среды, обеспечением экологической безопасности, оценкой риска здоровью населения, квотированием выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду [2-4].

Вместе с тем следует отметить, что органы законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях не всегда своевременно и эффективно реагируют на системные проблемы в достижении целей устойчивого развития, в том числе и на противоправные действия, связанные с загрязнением атмосферного воздуха [5, 6].

Так, согласно данным, представленным в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году» Россия занимала 4-е место в мире по выбросам углекислого газа. Важно отметить, что наибольшие объемы выбросов углекислого газа в мире по-прежнему демонстрировал Китай (27,6 % от совокупного объема). На 2-м месте по выбросам остаются США (15,2 %), а далее следуют: Индия (7,0 %), Российская Федерация (4,6 %) и Япония (3,5 %) [7].

По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года утвержден Паспорт национального проекта «Экология». Его структурная модель включает в себя 11 федеральных проектов, в числе которых «Чистая страна», «Комплексная система обращение с твердыми коммунальными отходами», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Внедрение наилучших доступных технологий» и др. [8]. Запланированный общий бюджет национального проекта «Экология» составляет 4 трлн руб. до 31 декабря 2024 года, в том числе 700 млрд руб. - это средства федерального бюджета; 3300 млрд руб. необходимо активно привлекать из региональных бюджетов и внебюджетных источников.

Ключевой целью реализации федерального проекта «Чистый воздух» является снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, в первую очередь, безусловно, в крупных промышленных центрах, в число которых в обязательном порядке включены самые загрязненные города: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

В плане по реализации федерального проекта «Чистый воздух», указаны следующие целевые показатели на период с 1 октября 2018 г. по 31 декабря 2024 г. [9]:

- уменьшить на 22 % совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;

- свести к 0 количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;

- увеличить до 219 млн м3 объем потребления природного газа в качестве моторного топлива;

- увеличить до 90 % долю граждан, удовлетворенных качеством атмосферного воздуха.

Объем финансового обеспечения для реализации федерального проекта «Чистый воздух» на период с 2019 по 2024 гг. составляет 500 139,8 млн руб., в том числе: 102 259,8 млн руб. - средства федерального бюджета;16 090,0 млн руб. - средства консолидированныхбюджетов субъектов Российской Федерации;381 790,0 млн руб. - средства внебюджетных источников.

К основным запланированным результатам пореализации федерального проекта «Чистый воздух» по итогам 2024 года отнесены:

- потребление 26,2 млн куб. природного газа в качестве моторного топлива;

- модернизация наблюдательной сети за загрязнением воздуха;

- создание проектного офиса федерального проекта;

- модернизация системы социально-гигиенического мониторинга [9]. В табл. 1 авторами на основе анализа и систематизации данных

портала Правительства Тульской области [10] представлен перечень, ключевые цели и планируемые бюджеты региональных проектов, реализуемых по приоритетной региональной программе «Экология» на период с 2019 по 2024 г.

Таблица 1

Наименование, ключевые цели и бюджеты региональных проектов Тульской области по приоритетной программе «Экология»

Наименование регионального проекта Тульской области по программе «Экология» Ключевая цель регионального проекта Тульской области по программе «Экология» Бюджет регионального проекта, млн руб.

«Чистая вода» Повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, необорудованных современными системами централизованного водоснабжения 1291,6

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» Сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания особо охраняемой природной территории федерального значения: национальный парк «Тульские засеки» 3,5

«Сохранение уникальных водных объектов» Экологическое оздоровление водных объектов Тульской области 141, 9

«Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов 136,8

«Сохранение лесов» Обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 г 119,8

«Снижение негативного воздействия на окружающую среду» Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов 124,9

Стоит отметить, что бюджет приоритетной региональной программы Тульской области "Экология" на период реализации с 2019 по 2024 г. составляет 1 818,81 млн руб., в том числе 1 748,13 млн руб. - средства федерального бюджета (основной источник финансирования); 63,24 млн руб.

- средства бюджета Тульской области; 6,74 млн руб. - средства муниципальных бюджетов; 0,7 млн руб. - внебюджетные источники.

Вместе с тем результаты исследования данных, представленных в табл. 1, а также анализ целевых показателей и основных результатов от реализации региональных проектов Тульской области по программе «Экология» [11] свидетельствуют о том, что проект «Чистый воздух» в вышеназванной программе отсутствует.

По мнению авторов, наличие этой выявленной проблемы в значительной степени снижает эффективность реализации региональной программы «Экология». Более того, не дает ответ на вопрос о целесообразности и степени готовности региона повысить уровень автоматизации системы мониторинга за выбросами в атмосферу загрязняющих веществ на основе использования цифровых технологий.

Исходя из вышесказанного, правомерно утверждать, что исполнительными органами власти Тульской области не запланированы, а значит, и не профинансированы следующие мероприятия:

а) выполнение экспертной оценки значимости проблемы по снижению уровня выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и улучшению качества жизни населения в регионе;

б) реализация регионального проекта «Чистый воздух», который должен был стать ответом на существующие негативные оценочные результаты об уровне загрязнения атмосферного воздуха, соответствующего значительной степени риска здоровью населения от объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

в) выделение бюджетных источников финансирования на повышение уровня автоматизации мониторинга выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, который является ключевым фактором обеспечения эффективности деятельности Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Тульский ЦГМС).

Очевидно, что мотивацией вышеназванных действий органов исполнительной власти Тульской области является то, что г. Тула не входит в число крупных промышленных городов, включенных в обязательном порядке в федеральный проект «Чистый воздух». Однако согласно государственному докладу «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году» г. Тула включена в ранжированный перечень 18 городов России, характеризующихся наибольшими значениями показателя «выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников», и занимает в нем 7-е место [7].

Выделим основные факторы и тенденции, сдерживающие развитие региональной системы мониторинга на основе ее модернизации, позволяющей обеспечить значительное снижение уровня выбросов микрочастиц вредных веществ в атмосферу Тульской области.

Прежде всего, это производственно-технологическое отставание, обусловленное высоким уровнем морального и физического износа наблюдательного оборудования и используемых технологий, а также низким уровнем автоматизации процессов мониторинга состояния атмосферного воздуха. Данный показатель по Тульской области соответствует 50 %, т.е. значительно уступает нормативному значению, равному 85...90 %.

По мнению авторов, развитию региональной системы мониторинга состояния атмосферного воздуха в Тульской области также мешает проблема, согласно которой эффективное функционирование вышеназванной системы возможно только на принципах конструктивного сетевого взаимодействия ее ответственных исполнителей (представителей). Авторы полагают, что к ним следует отнести органы государственного (регионального) управления и местного самоуправления; территориальные органы Росприроднадзора, Росгидромета, Роспотребнадзора; Тульский ЦГМС, юридические и физические лица, которые заинтересованы в реализации и финансировании регионального проекта «Чистый воздух» и могут стать его участниками.

Указанные ведомства должны проводить дополнительные измерения качества воздуха, что будет способствовать:

- формированию наблюдательной сети за состоянием атмосферного воздуха на уровне региона и созданию системы сводного мониторинга;

- последующей интеграции региональной наблюдательной сети в национальную систему социально-гигиенического мониторинга в цифровом формате;

- стратегическому развитию региональной наблюдательной сети посредством создания проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» в рамках функционирования цифровой платформы национального проекта «Экология».

Однако необходимо отметить, что цифровое решение перспективной задачи по созданию региональной наблюдательной сети за состоянием атмосферного воздуха на принципах взаимовыгодного сотрудничества и партнерства ее ответственных исполнителей требует значительных временных и финансовых ресурсов.

В этой связи авторы полагают, что на наш взгляд, для достижения поставленной цели по модернизации региональной системы мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха в Тульской области, способной анализировать его качество на данных автоматизированного контроля выбросов, полученных на основе перевода в цифровой формат коммуникаций и контента, необходимо сформировать комплекс поэтапных мер. На каждом этапе следует указать конкретную управленческую задачу с обязательным назначением ответственных исполнителей.

Этап 1. Разработка комплексных планов мероприятий, позволяющих обеспечить снижение уровня выбросов микрочастиц вредных веществ

и решение задачи по формированию региональной системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха в цифровом формате на базе Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Этап 2. Проведение аудита мероприятий, включенных в комплексные планы мероприятий по снижению уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Тульской области с учетом их инвентаризации (с определенной периодичностью).

Этап 3. Повышение качества анализа данных, полученных по результатам инструментальных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и обследований за его состоянием Тульским ЦГМС на основе создания информационной системы, использующей данные автоматизированного онлайн-контроля выбросов.

Этап 4. Формирование системы сводного мониторинга (сводных расчетов) по загрязнению атмосферного воздуха в Тульской области на основе данных, полученных по результатам взаимодействия от выше указанных ответственных исполнителей региональной наблюдательной сети.

Этап 5. Проведение анализа репрезентативности данных, полученных по результатам модернизации региональной наблюдательной системы за загрязнением и состоянием атмосферного воздуха в Тульской области.

Этап 6. Создание региональной цифровой платформы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха, построенной с использованием современного автоматизированного оборудования и интеллектуальных информационных систем нового поколения и способной [12]:

- анализировать качество атмосферного воздуха по данным автоматизированного контроля выбросов, полученных в режиме онлайн;

- к обмену большими массивами данных, полученными в процессе автоматизированного онлайн-контроля за выбросами в атмосферный воздух Тульской области, а также национальной системой мониторинга и системой социально-гигиенического мониторинга, с различными участниками региональной наблюдательной сети.

Выполненный анализ финансово-хозяйственной деятельности Тульского ЦГСМ показал, что для создания региональной цифровой платформы, использующей данные автоматизированного онлайн-контроля выбросов, необходимы значительные финансовые ресурсы. Вместе с тем очевидно, что собственных основных и оборотных средств у центра недостаточно, а возможности региональной бюджетной поддержки ограничены или вовсе отсутствуют (табл.1).

В табл. 2 представлены рекомендуемые к внедрению Тульским ЦГМС элементы технико-технологического обеспечения потребностей в модернизации региональной системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха в Тульской области посредством реализации проектных мероприятий №1, №2 и №3 за период с 2021 по 2023 г.

Таблица 2

Рекомендуемые элементы технико-технологического обеспечения потребностей автоматизированного онлайн-контроля за состоянием атмосферного воздуха в Тульской области

Элементы технико- Кол-во, Общая Ключевые

технологического обеспечения ед. стоимость, технические

автоматизированного онлайн-контроля выбросов тыс. руб. характеристики

Проектное мероприятие №1 (год реализации - 2021)

Автоматизированный метеорологический комплекс 10 15 100 1) локальная автоматизация контроля выбросов; 2) расширенный спектр улавливаемых веществ

Проектное мероприятие №2 (год реализации - 2022)

Автоматизированная система «Анкос-АГ», которая позволит 1) региональная автоматизация; 2) автоматический сбор информации со станций; 3) анализ данных; 4) краткосрочное и долго-

объединить все автоматизированные метеорологические комплексы в региональную систему мониторинга 1 6 000

срочное прогнозирование загрязнения воздуха.

Проектное мероприятие №3 (год реализации - 2023)

¡.Сооружения 2 1 100 1) локальная и региональ-

2.Приборы и оборудование 10 519,6 ная автоматизация;

2.1 .Метеостанция ДЭВИС 2 108 2) расширенный спектр

2.2 Барометр 2 10 улавливаемых веществ; 3) автоматический сбор информации со станций; 3) анализ больших масси-

2.3.Электроаспиратор АПВ-4 2 107,8

2.4.Электроаспиратор АВА-3 2 95,8

2.5.Палладий 3-М 2 198 вов данных.

ИТОГО 33 23 239,2

Согласно табл. 2 органам исполнительной власти Тульской области для достижения поставленной цели по модернизации региональной системы мониторинга необходимо привлечь дополнительные финансовые ресурсы в размере 23 239,2 тыс. руб.

Важно отметить, что финансовое обеспечение потребностей технико-технологической модернизации системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха в рамках реализации предлагаемого регионального проекта «Чистый воздух» требует рассмотрения и оценки различных способов привлечения дополнительных источников для финансирования дефицита бюджета Тульской области, к которым следует отнести:

- государственный (региональный) заем, осуществляемый на основе выпуска «Экологических облигаций» от имени Тульской области;

- банковские кредиты коммерческих банков Российской Федерации в валюте Российской Федерации;

- внебюджетные средства.

Считаем, что для выбора наиболее целесообразного варианта привлечения дополнительных источников финансирования дефицита бюджета Тульской области на обеспечение потребностей технико-технологической модернизации региональной системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха необходимо использовать в качестве критериев: процентную ставку по кредиту или купону; периодичность платежа; срок возврата; момент образования положительного сальдо между притоком и оттоком денежных средств. При этом следует исходить с позиций минимизации как срока возврата привлеченных средств, так и долговой нагрузки на региональный бюджет (табл. 3).

Таблица 3

Исходные данные различных вариантов дополнительного финансирования дефицита бюджета Тульской области на обеспечение потребностей модернизации системы мониторинга

Способы привлечения Критерии для выбора наиболее целесообразного варианта

дополнительных привлечения дополнительных источников финансирования

источников с точки зрения минимизации срока возврата и долговой

финансирования нагрузки на бюджет Тульской области

проектных Процент- Перио- Срок воз- Момент образования

мероприятии ная став- дичность врата положительного

по автоматизации ка по кре- платежа сальдо между прито-

онлаин-контроля диту или ком и оттоком де-

выбросов купону нежных средств

Банковский кредит (н-р, Сбербанка России) 12 % ежеквартально 3,5 года III квартал 2024 года

Выпуск «Экологических 6,5 % ежеквар- 3,5 года I квартал 2021 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

облигаций» от имени тально

Тульской области

Расчеты показывают, что с каждым годом реализации проектных мероприятий по модернизации региональной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в Тульской области, позволяющей использовать данные автоматизированного контроля выбросов, полученных в режиме онлайн, будет увеличиваться зона покрытия наблюдений и, как следствие, вырастут количество административных наказаний и сумма штрафных поступлений в региональный бюджет.

Так, в 2019 году количество административных наказаний за загрязнение атмосферного воздуха в Тульской области составило 174, а сумма штрафов в бюджет - 4306 тыс. руб. Согласно прогнозным данным:

- в 2021 году количество штрафов составит 225, а сумма поступлений в региональный бюджет увеличится на 29 %, начиная с третьего квартала (по сравнению с 2019 годом), и составит 6575 тыс. руб.;

- в 2022 году количество штрафов составит 311, а сумма поступлений в региональный бюджет увеличится на 38 % (по сравнению с 2021 годом) и составит 8768 тыс. руб.;

- в 2023 году количество штрафов составит 344, а сумма поступлений в региональный бюджет увеличится на 10,6 % (по сравнению с 2022 годом) и составит 9506 тыс. руб.

Модернизация постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на основе технико-технологической автоматизации процессов, а также списания с баланса действующих стационарных метеостанций и гидрологических постов приведет к сокращению количества единиц производственного персонала Тульского ЦГСМ со 123 человек в 2019 году до 64 человек к концу 2023 года. Это позволит, с одной стороны, снизить расходы по фонду заработной платы производственного персонала Тульского ЦГМС на 610 тыс. руб. к концу 2023 года, а, с другой - поднять заработную плату каждому конкретному сотруднику центра.

Далее определим разницу между текущей и потенциально возможной (после реализации проектных мероприятий по автоматизации мониторинга) величиной налога на прибыль по причине увеличения прибыли от приносящей доход деятельности Тульского ЦГМС:

- в 2021 году планируется увеличение поступления в региональный бюджет налога на чистую прибыль в размере 1 049 тыс. руб., связанного со снижением текущих расходов (по сравнению с 2019 годом);

- в 2022 году планируется увеличение поступления в региональный бюджет налога на чистую прибыль в размере 1311 тыс. руб., связанного со снижением текущих расходов и уменьшением фонда заработной платы производственного персонала (по сравнению с 2021 годом);

- в 2023 году планируется увеличение поступления в региональный бюджет налога на чистую прибыль в размере 1442 тыс. руб., связанного со снижением текущих расходов, уменьшением фонда заработной платы производственного персонала и увеличением на 10 % доходов от оказания услуг по предоставлению качественных данных о состоянии атмосферного воздуха (по сравнению с 2022 годом).

В соответствии с выполненными расчетами следует, что оптимальным способом привлечения дополнительного источника финансирования дефицита бюджета Тульской области на реализацию проектных мероприятий по обеспечению потребностей модернизации региональной системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха, позволяющей использовать данные автоматизированного онлайн-контроля выбросов, является государственный (региональный) заем, осуществляемый посредством вы-

пуска «Экологических облигаций» от имени субъекта Российской Федерации.

Таким образом, исходя из целей инклюзивного и устойчивого роста социально-экономической системы Тульской области, а также результатов исследования, выполненного авторами, целесообразно сделать следующие выводы.

Во-первых, региональная система мониторинга за состоянием атмосферного воздуха требует повышенного внимания к решению проблемы ее модернизации на основе перевода в цифровой формат коммуникаций и контента в интересах кардинального снижения уровня выбросов загрязняющих веществ и увеличения доли граждан, удовлетворенных качеством атмосферного воздуха.

Во-вторых, на основе анализа целевых показателей и результатов реализации проектов Тульской области по приоритетной региональной программе «Экология» установлено, что органами исполнительной власти не предусмотрены с 2019 по 2024 гг. проектные мероприятия, а тем более бюджетное финансирование на обеспечение потребностей модернизации региональной системы мониторинга атмосферного воздуха, позволяющей использовать данные автоматизированного контроля выбросов, полученных в режиме онлайн.

В-третьих, финансовое обеспечение потребностей технико-технологической модернизации в рамках реализации регионального проекта «Чистый воздух» требует рассмотрения различных способов привлечения дополнительных источников финансирования для покрытия дефицита бюджета Тульской области. По результатам выполненных расчетов получен положительный эффект, который может быть достигнут за счет эмиссии «Экологических облигаций» от имени Тульской области для обеспечения потребностей автоматизированного онлайн-контроля выбросов микрочастиц вредных веществ в атмосферный воздух.

Список литературы

1. ВОЗ: топ-10 угроз здоровью населения планеты [Электронный ресурс]. URL: https://ru.euronews.com/2019/01/22/who-10-threats-to-global-health-in-2019-ru(дата обращения: 15.02.2020).]

2. Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2019, № 30, ст.4097.]

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 20, ст. 2817, № 30, ст. 4717.

4. О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха / Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ.

5 Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-consumption-production (дата обращения: 15.02.2020).

6. Данные по показателям достижения целей устойчивого развития Российской Федерации на сайте Росстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/ r12.htm (дата обращения: 15.02.2020).

7. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году». М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2019. 844 с.

8. Паспорт национального проекта «Экология». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12. 2018 № 16 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35569/ (дата обращения: 24.02.2020).

9. Чистый воздух - национальный проект [Электронный ресурс]. URL: https://нацпроектэкология.рф/proekt/chistyj-vozduh/(дата обращения: 24.02.2020).

10. Национальный проект «Экология»: новое качество жизни в Тульской области. Портал правительства Тульской области [Электронный ресурс]. URL:https://нацпроекты71.рф/proekti/ekologiya/(дата обращения: 12.03.2020).

11.Цели национального проекта «Экология». Портал правительства Тульской области [Электронный ресурс]. URL: https://нацпроекты71.рф/ proekti/ekologiya/tseli/(датаобращения: 12.03 2020).

12. SychevaN., Sycheval., SabininaA., IzmalkovaS. Transforming regional infrastructure in food trade and catering as the economy is digitalized // E3S Web of Conferences 161, 010(2020) 46 ICEPP-2020 [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1051/conf/20 2016101046 (дата обращения: 24.04. 2020).

Сабинина Анна Львовна, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, fimatsu. tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сычева Ирина Викторовна, д-р экон. наук, проф., fimatsu. tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Измалкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, проф., науч. сотрудник, izmasvetlana@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сычева Наталья Андреевна, канд. экон. наук, доц., sychova15@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

FINANCIAL SUPPORTING MODERNIZA TION OF THE A TMOSPHERIC AIR CONDITION MONITORING SYSTEM IN THE MINING REGION

A.L. Sabinina, I.V. Sycheva, S.A. Izmalkova, N.A.Sycheva

A set ofphased measures is proposed aimed at achieving the goal of modernizing the regional monitoring system for atmospheric air pollution in the Tula region, which allows analyzing its quality based on data from automated control of emissions of microparticles of harmful substances obtained on the basis of digitalization communications and content. The positive effect of attracting additional sources of financing the regional budget to cover its deficit for meeting the needs of automated online emissions control through a government loan based on the issue of "Ecological bonds " on behalf of the Tula region is substantiated.

Key words: regional monitoring system, modernization, automated control of emissions, financing of project activities.

Sabinina Anna Lvovna, doctor of economical sciences, professor, head of chair, fimatsu. tula. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sycheva Irina Viktorovna, doctor of economical sciences, professor, fim@tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, doctor of economical sciences, researcher, iz-masvetlana@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sycheva Natalia Andreevna, candidate of economical sciences, docent, sychova15@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

Reference

1. Who: the top 10 threats to the health of the world's population [Electronic resource] . URL: https://ru.euronews.com/2019/01/22/who- 10-threats-to-global-health-in-2019-ru (accessed: 15.02.2020).]

2. on the protection of atmospheric air. Federal law No. 96-FZ of 04.05.1999 / Collection of legislation of the Russian Federation, 1999, No. 18, article 2222; 2019, No. 30, article 4097.]

3. on the national goals and strategic development goals of the Russian Federation for the period up to 2024. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 no. 204 / Collection of legislation of the Russian Federation, 2018, no. 20, article 2817, no. 30, article 4717.

4. on conducting an experiment on quotas for emissions of polluting substances and making amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in terms of reducing atmospheric air pollution / Federal law No. 195-FZ of 26.07.2019.

5 sustainable development Goals [Electronic resource]. URL: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/ sustainable-consumption-production (accessed: 15.02.2020).

6. Data on indicators for achieving the sustainable development goals of the Russian Federation on the website of Rosstat [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/ r12.htm (date of application: 15.02.2020).

7. State report "on the state and protection of the environment of the Russian Federation in 2018". Moscow: Ministry of natural resources of Russia; NPP "Cadastre", 2019. 844 p.

8. Passport of the national project "Ecology". Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects dated 24.12.2018 No. 16 [Electronic resource]. URL: http://government.ru/info/35569/ (accessed: 24.02.2020).

9. Clean air-national project [Electronic resource]. URL: https:// нацпроектэко.погнfl.RF/ project/chistyj-vozduh/ (date accessed: 24.02.2020).

10. The national project "Ecology": a new quality of life in the Tula region. Portal of the government of the Tula region [Electronic resource]. URL: https:// нацпроектbI7Lр$/proekti^kologiya/ (accessed 12.03.2020).

11. Goals of the national project "Ecology". Portal of the government of the Tula region [Electronic resource]. URL: https://нацпроектн71.р^/ proekti/ekologiya/tseli/ (accessed 12.03 2020).

12. Sycheva N., Sycheva I., Sabinina A., Izmalkova S. Transforming regional infrastructure in food trade and catering as the economy is digitalized // E3S Web of Conferences 161, 010(2020) 46 ICEPP-2020 [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1051/conf/20 2016101046 (date accessed: 24.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.