Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение местного самоуправления: институциональный подход'

Финансовое обеспечение местного самоуправления: институциональный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Ольга Юрьевна

В статье приведен институциональный подход к решению проблемы финансового обеспечения местного самоуправления в условиях децентрализации государственного управления. В рамках данного подхода описана модель взаимодействия соответствующих институтов с целью местного финансирования. Обоснована необходимость институционного расширения местной финансовой инфраструктуры (путем создания специализированных финансовых институций: региональной фондовой биржи, муниципального банка и муниципальной страховой компании) для потребностей развития местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение местного самоуправления: институциональный подход»

Государственное, региональное и муниципальное управление

Матвеева О.Ю.

Финансовое обеспечение местного самоуправления: институциональный подход

Построение конкурентоспособного государства в условиях рыночной трансформации экономики и необходимость модернизации бюджетной системы побуждает к созданию новых государственных функций и, следовательно, новых институтов их реализации. Эти процессы актуализируют необходимость решения таких теоретических проблем, как формирование институциональных основ финансового обеспечения территорий, механизмов создания принципиально иных отношений между субъектами финансирования и обоснования их социально-экономического содержания, а также современных подходов к решению традиционных проблем бюджетноналоговой системы.

В научной литературе наиболее распространенными методами изучения предложенной проблемы являются подходы, объясняющие природу финансового обеспечения территорий различных уровней с позиции местных финансов, региональной экономики и региональной политики, муниципального финансового менеджмента. Поэтому понятие «финансовое обеспечение местного самоуправления» часто отождествляется с термином «местные финансы».

Основательный анализ данной проблемы с позиции государственных и местных (муниципальных) финансов осуществлен в работах И.М. Александрова, А.М. Бабича, Ю.А. Беляева, С.И. Лунина, Л.Н. Павловой, В.А. Слепова. Проблемам формирования местных бюджетов на основе социальных стандартов уделено внимание в работах Р.Е. Мешалкиной, М.Н. Мирзалиева, О.И. Мокрецовой, Д.Н. Наклонова, Г.Б. Поляка, А.С. Пузанова, Н.М Римашевской, А.И. Роккеля, Е.Е. Смирнова, Е.Н. Шутяк. Проблемами совершенствования структуры и механизмов межбюджетных отношений занимаются А.Г. Андреев, С.С. Артемьева, В.В. Бандурин, А.Г. Бирюков, Е.В. Бушмин, О.В. Врублевская, С.И. Гусев, Е.А. Какшайская, А.М. Лавров, Н.К. Максимова, В.И. Щедров. Аспекты налогового регулирования рассмотрены, в частности, Е.Г. Анимицей, А.В. Андреевой, К.А. Астаповым, С.В. Батулиным, А.Г. Игудиным.

Тот факт, что вопрос финансового обеспечения местного самоуправления еще открыт, способствовал зарождению новых подходов к ее решению в условиях экономического кризиса и перехода на путь инновационного развития. Такие подходы подробно рассматриваются в работах C.B. Андреева, Р.В. Бабуна, Ф.М. Бородкина,

А.Г. Воронина, В.В. Казакова.

В западной же научной мысли преобладают подходы, направленные на укрепление позиций финансовой автономности института местного самоуправления, ее институциональных основ. По данным аспектам предложены глубокие, фундаментальные исследования экономического и прикладного характера. Наиболее весомый вклад внесли СЛ. Брю, Т. Веблен, Дж. Гелбрейт, Дж. Кейнс, Дж. Коммонс, Р. Коуз, К.Р. Макконнелл, К. Маркс, В.Д. Нордхаус, В. Ойкен, В. Полтерович, Дж. Сакс, П.А. Самуэльсон, Дж. Стиглиц, И. Фишер, А. Хансен, Л. Эрхард.

Исследования зарубежных ученых имеют большое значение для разработки общеметодологических подходов к анализу проблемы финансового обеспечения местного самоуправления, а также теоретических основ исследования роли различных институтов в становлении финансово самодостаточного и автономного института местного самоуправления. Результаты исследования, проведенного Е.Е. Гадзиян, показали, что в последние десятилетия институционалисты стали рассматривать те же вопросы, что и другие экономические школы, но под более широким углом зрения, учитывая роль различных политических, правовых, финансовых и социальных институтов в экономике1.

Развитие институционального анализа объясняется возрастанием роли институтов в процессах распределения и перераспределения финансовых ресурсов, которые аккумулируются и обращаются в муниципальных образованиях. Эти процессы занимают ключевое место в финансовой системе, концентрируясь в таких ее звеньях, как государственные финансы, местные (муниципальные) финансы и местный финансовый рынок. В условиях современной рыночной экономики местный финансовый рынок по своей значимости в процессах распределения и перераспределения финансовых ресурсов не уступает бюджетной системе, а в некоторых случаях значительно превосходит ее по гибкости, функциональности и количеству предлагаемых инструментов.

Институциональный подход позволяет расширить научное понимание проблемы финансового обеспечения местного самоуправления, выводя ее из плоскости бюджетно-налогового регулирования. В рамках институционального анализа данная

1 Гадзиян Е.Е. Институционально-экономический механизм реализации бюджетного федерализма в России: автореф. дис. к.э.н.: 08.00.01, 08.00.10. Ростов -на-Дону, 2003. URL:http://www.dissercatcom/content/mstitutsюnalm-ekommicheskii-mekhamzm-reaИzatsii-byudzhetnogofederalizma-v-rossii (01.11.2012).

проблема может быть рассмотрена с учетом всей сложности ее структуры.

Финансовое обеспечение местного самоуправления представляет собой многоуровневую систему отношений между государственными и местными институтами (в первую очередь, управленческими). Её действие направлено на удовлетворение потребностей граждан и финансирование местного развития. Нелинейность структуры этой системы объясняется наличием прямых и обратных связей между различными уровнями государственного

управления, на которых осуществляется регулирование отношений в сфере финансирования (Рис. 1).

Как показано на Рис. 1, институциональные преобразования финансового обеспечения местного самоуправления, находящиеся в зоне государственного стратегического видения, практически реализуются на региональном и местном уровнях. Результаты преобразований выливаются в изменения (в сторону уменьшения либо увеличения) объема доходов местных бюджетов.

В целом же рассматриваемый подход позволяет развить идею управляемой институционализации системы местных финансов. В данном контексте она представляется эволюционным путем трансформации финансового обеспечения в условиях децентрализации государственного управления. Институционализация здесь выступает как процесс управляемого образования организационно-правовых, управленческих и финансовых структур, объединенных иерархическими связями и правовыми отношениями. Управление этим процессом осуществляется на высшем управленческом уровне - органами государственной власти.

По нашему убеждению, главным требованием к построению самодостаточной системы децентрализованного государственного управления является финансовая автономия института местного самоуправления. Именно поэтому институциональные преобразования происходят в пределах структурных элементов местных финансов -бюджетах различных уровней2. В этой плоскости располагаются и задачи расширения финансовой базы местного самоуправления. Ограниченная доходная база местных бюджетов не дает возможность им в полной мере выполнять функции финансирования, формализуя существование института местного самоуправления как такового.

2 Матвеєва О.Ю. Напрямки інституційного розвитку системи фінансового забезпечення місцевого самоврядування // Держава та регіони. Сер. «Державне управління» : зб. наук. праць / гол. ред. В.А. Ілляшенко. Запоріжжя, 2012. № 2. С. 11-12.

л

ж

50

О

а

.0

ж

ж

50

о

а

а

о

£

Децентрализация государственного управления с передачей соответствующих функций и полномочий нижним управленческим уровням;

разработка стратегии социально-экономического развития;

утверждение проекта закона о государственном бюджете, утверждение планов доходов местных бюджетов;

принятие и изменение законов о местном самоуправлении; регулирование межбюджетных отношений;

обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основании нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

преодоление диспропорций территориального размещения производственных мощностей, что влияет на распределение бюджетных доходов; наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями, передача финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий;

принятие региональных программ развития местного самоуправления; обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

стратегическое видение институциональных преобразований системы финансового обеспечения местного самоуправления;

реализация задач социально-экономического развития региона; планирование доходов бюджета области;

формирование, утверждение и исполнение бюджета области, контроль над исполнением бюджета области;

установление местных налогов и сборов; комплексное социально-экономическое развитие региона; создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, что является фактором устойчивого развития и определяет уровень финансового обеспечения территорий;

развитие производственной, финансовой и социальной инфраструктур, которые содействуют привлечению в регион дополнительных финансовых ресурсов;

институциональные, институционные преобразования системы финансового обеспечения местного самоуправления;

внутритерриториальное распределение созданной стоимости; распределение финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами; контроль формирования и использования децентрализованных фондов финансовых ресурсов;

формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов, контроль над исполнением местных бюджетов;

контроль процессов производства на коммунальных предприятиях; организация и проведение финансового контроля, решение других финансовых вопросов местного з начения;

институционализация, институциализация системы финансового обеспечения местного самоуправления.

3 Составлено по данным: Матвеєва О.Ю. Op. и! С. 10-16; О местном самоуправлении в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 июля 1991 года № 1550-1. иКЬ :

http://roskodeks.ru/zakon/1192726424.html (01.11.2012); Состав и функции местных финансов. иКЬ: www.dgma.donetsk.ua/metod/fik/inv/fin057.pdf; Уткин Э.А. Государственное и региональное управление: учеб. пособие. М., 2002. иКЬ: http://bibliotekar.ru/upravlenie-7/41.htm (01.11.2012).

Применение инструментария институционального подхода к решению

проблемы финансового обеспечения местного самоуправления позволяет обосновать институционное развитие местной финансовой инфраструктуры. Под институционным развитием в данном контексте следует понимать расширение системы (структуры) соответствующих институций на местном (муниципальном) уровне.

Разграничивая категории «институт» и «институция» в пределах

категориально-понятийного аппарата институционализма, предлагаем трактовать первый как установленную совокупность норм и обычаев поведенческой деятельности групп, второй же - как орган или организацию, образованную на основании устоявшихся стандартов и норм поведенческой деятельности ее членов. То есть институции являются организационными составляющими институтов, что сужает понимание и трактовку их сущности4.

Расширение институциональных границ и возможностей местного

самоуправления обусловлено экономическим спадом, с одной стороны,

а с другой - как показывает зарубежный опыт в этой области, целесообразностью институциональных и институционных изменений.

Обращаясь к иностранному опыту, следует отметить, что стремительное развитие института местного самоуправления под влиянием реализации политики децентрализации управления обусловливает создание дополнительных связей и появление новых институций, направленное на удовлетворение финансовых потребностей местного уровня. К примеру, в США действует разветвленная система местного финансирования, которая не ограничивает местные доходы налоговыми поступлениями. Эта система основывается на достижении максимальной реализации возможностей органов местного самоуправления на финансовом рынке. Органы местного самоуправления (органы власти штатов) активно используют широкий спектр его инструментов для привлечения инвестиций и увеличения поступлений в бюджеты. Такая деятельность сопровождается вовлечением в процессы аккумуляции местных финансовых ресурсов специализированных финансовых институций -специализированных банков, страховых компаний, фондовых бирж, национальных и международных фондов . Развитие связей между институтом местного самоуправления и вышеперечисленными институциями, а также создание новых институций для целей местного развития уже около десяти лет называются американскими учеными

4 Mameeeea O.W. Op. cit. C. 11-12.

5 Guidelines on Local Government Borrowing and Recent Developments in South East Europe. How to Find and Select. URL: http://www.nalas.eu/borrowing76.html.

институциональной основой финансирования местного самоуправления.

Проекция такого опыта на плоскость украинской системы управления позволяет предположить, что институциональные преобразования заключаются в трансформации управленческих отношений с учетом потребностей местного развития. Они реализуются в создании специализированных финансовых учреждений, что и происходило в большинстве развитых стран6, где подобного рода изменения на уровне местного самоуправления происходили постепенно и были вызваны необходимостью соответствия института местного самоуправления лучшим мировым образцам. Осуществляемые под эгидой правительства, институциональные изменения были направлены на совершенствование и развитие института местного самоуправления. Таким образом, институциональные преобразования в его финансовом обеспечении, обусловленные его же склонностью к эволюции, усматриваются в трансформации управленческих и финансовых институтов согласно с потребностями местного развития. Трансформация институтов должна происходить децентрализованно, начиная с местного уровня, что соответствует принципу удовлетворения гражданских интересов. Именно поэтому институциональные изменения следует считать эволюционным путем развития местного самоуправления как гражданско-государственного института.

Однако законодательное оформление и финансовая поддержка институциональных изменений остается прерогативой государства. Финансовая неустойчивость института местного самоуправления не позволяет на сегодняшний день инициировать структурные институциональные преобразования. Ведь определение курса национального развития, финансовой политики государства, а, следовательно, и развитие института местного самоуправления, осуществляется правительством.

Институционные изменения представляются менее глобальными и масштабными. Поэтому инициатива по их осуществлению должна принадлежать органам местного самоуправления, что в целом не противоречит мировой практике децентрализации государственного управления.

Реализация подобных преобразований имеет целью совершенствование как управленческой, так и финансовой практики органов местного самоуправления, местных финансовых институций. Институциональные изменения осуществляются в виде создания организаций (институций) и формирования правовых, политических, организационных основ их деятельности (институтов).

6 Матвеева О.Ю. Ор. ей. С. 13.

Таким образом, финансовое обеспечение местного самоуправления с позиции институционализма следует представить управляемой системой финансовых отношений между уровнями управления, склонной к саморазвитию под влиянием условий рынка и потребностей гражданского общества. В современных условиях развитие этой системы выходит за пределы бюджетно-налоговой сферы, охватывая сегменты финансового рынка. В поиске инвестиций органы местного самоуправления разрабатывают модели привлечения дополнительных средств в местные бюджеты. Такие модели характеризуются присутствием специализированных посреднических институций, без которых деятельность органов местного самоуправления на финансовых рынках невозможна (в частности, из-за законодательных ограничений профессиональной деятельности госслужащих, отсутствия у них соответствующего опыта финансового хозяйствования).

Институциональный подход к решению этой задачи предлагает рассматривать вариант развития местных рынков и их институций, способных оказывать профессиональное содействие органам местного самоуправления в выборе и использовании соответствующих финансовых инструментов.

Наиболее удобным для органов местного самоуправления инструментом финансового рынка являются ценные бумаги, в первую очередь, облигации местного займа. Облигации представляют собой альтернативные финансовые ресурсы, даже в условиях нехватки реальных денежных средств в бюджетах. Использование такого инструмента альтернативного финансирования дополняет механизм регулирования бюджетно-налоговой системы. Следовательно, подход к моделированию финансового обеспечения местного самоуправления должен базироваться на развитии возможностей его эффективного применения.

Облигации как способ вложения денежных средств позволяют трансформировать сбережения населения, а также свободные ресурсы потенциальных институциональных инвесторов в реальные инвестиции, за счет которых органы местного самоуправления формируют фонды, бюджеты развития. Их средства направляются на финансирование долгосрочных и дорогостоящих проектов, что позволяет экономить средства основного фонда местных бюджетов.

Более эффективное использование этого инструмента финансового рынка (его фондового сегмента) становится возможным за счет моделирования соответствующей схемы финансирования. Как упоминалось, в условиях децентрализации государственного управления в модель финансового обеспечения местного самоуправления целесообразно включать местные финансовые институты (Рис. 2).

Рис. 2. Модель децентрализованного финансового обеспечения местного самоуправления7

Выделенный в модели финансовый институт представляют такие институции,

как региональная фондовая биржа, региональный банк и региональная страховая

7 Составлено на основании: Федеральный закон №145-ФЗ от 31 июля 1998 г. «Бюджетный Кодекс Российской Федерации». ШЪ: http://www.budgetrf.ru/Publications/Sysl

aws/Budgetcode/145FZ31071998/145FZ31071998000.htm#HL_4; Бюджетний кодекс України: Кодекс від 8 лип. 2010 р. № 2456-УІ, прийн. Верховною Радою України // Відомості Верховної Ради України. 2010. № 50-51. Ст. 572; Матвеева О.Ю. Ор. ей. С. 14; Федеральный закон от 6 июля 1991 г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». 1ШЬ: http://roskodeks.ru/zakon/

1192726424.html.

компания. Ключевая роль финансового института заключается в создании условий для эффективного взаимодействия остальных институтов в процессе осуществления органами самоуправления местных займов. Финансовое обеспечение предполагает формирование между институтами связей, направленных на укрепление внутренних основ системы местного финансирования.

Координационным центром модели является институт местного самоуправления. Он представлен органами различных управленческих уровней: сельскими, поселковыми, городскими, областными советами.

Связи института местного самоуправления с другими институтами, входящими в модель, показаны обратными стрелками. Наличие таких связей делает модель целостной совокупностью институтов и взаимоотношений между ними. Эти взаимоотношения подчинены единой стратегической цели — формированию финансово самодостаточного института местного самоуправления и, как следствие, наполнению местных бюджетов, формированию фондов развития. Построение взаимоотношений между институтами направлено на совершенствование каждого из них, улучшение практических аспектов профессиональной деятельности, соответствие стратегий развития региона и местного самоуправления, ориентацию на реализацию конкретных задач, создание в регионе автономных систем финансового обеспечения.

Развитие и упрочнение связей структурных элементов модели способствует укреплению института местного самоуправления и его финансовых основ: чем более сложными связями с местными институтами он характеризуется, тем более высокого уровня развития достигает.

Расширение круга источников финансирования ведет к увеличению его объемов, что способствует построению более совершенных систем управления территориями. В частности, создание кооперационных связей органов местного самоуправления со страховой компанией повышает доверие к ним населения и институциональных инвесторов. Кооперация с банком, который выступает кредитором и гарантом по обязательствам органов местного самоуправления, также укрепляет в сознании инвесторов уверенность в местных органах управления как эмитентов облигаций местного займа. Сотрудничество с биржей способствует развитию и расширению рынка местных займов.

Связь органов местного самоуправления с местными институтами бизнеса наглядно проявляется в инвестиционном аспекте. Последние формируют круг инвесторов, потенциальных поставщиков финансовых ресурсов в местные бюджеты. Скупая облигации местного займа, инвесторы получают стабильную прибыль.

С другой стороны, органы местного самоуправления в качестве эмитентов находят платежеспособных покупателей облигаций. Процессы взаимовыгодного партнерства органов местного самоуправления с инвесторами открывают новые возможности наполнения бюджетов развития.

В аспекте инвестирования также четко прослеживается связь самоуправления

с гражданским институтом, ведь физические лица потенциально являются самой

8

многочисленной категорией покупателей облигаций местного займа . Частные инвесторы, ощутившие недоверие к коммерческим банкам во время кризиса (из-за несвоевременного возврата вложенных на депозиты денежных средств, высокой вероятности банковского дефолта и т.д.), выбирают максимально стабильного и надежного гаранта по обязательствам. Очевидно, незанятое сегодня место такого гаранта вполне могут занять органы местного самоуправления, выступая эмитентами облигаций.

Вопрос осуществления местных займов связывает институт местного самоуправления с институтом коммунальной собственности, поскольку последний выступает источником залога в случае потери платежеспособности эмитента. Снижение рисковости операций с облигациями местного займа требует подкрепления обязательств ликвидными активами, которыми может стать коммунальное имущество.

Результаты взаимообусловленных действий институтов, направленных на развитие местного самоуправления, системы его финансового обеспечения, проявляются в расширении местных финансовых потоков (инвестиций, кредитов, налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты, доходов от размещения облигаций местного займа, доходов от размещения свободных остатков бюджетных средств на банковском депозите).

Механизм реализации предложенной модели за счет преобразования в инвестиции сбережений, находящихся на руках у местного населения, и остатков денежных средств на счетах юридических лиц показан на Рис. 3.

8 Кравченко Ю.Я. Рынок ценных бумаг: курс лекцій. Київ, 2002. С. 235; Рубенюк Т.М. Кредитні механізми зміцнення дохідної бази місцевих бюджетів України // Наук. вісн. Буковинської державної фінансової академії. 2010. № 1. С. 88.

устойчивое развитие

Орган местного самоуправления (ОМС) как соучредитель

ценные бумаги (облигации местного займа)

► Государство

гарантии свободные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сбережения •

V

8

I

П

Я

приобретение ценных бумаг ОМС приобретение ценных бумаг ОМС

остатки

....средств

кредитование ОМС, гарантии обязательств ОМС

Региональная фондовая биржа

гарантии обязательств ОМС, страхование

Региональный

банк

Финансовый рынок

Региональная

страховая

компания

Финансовое обеспечение ОМС Инвестиции в местное развитие Наполнение местных бюджетов развития Повышение доверия к ОМС Повышение роли ОМС в финансовом обеспечении территорий Обеспечение устойчивого развития местного самоуправления

5

н

с

т

и

т

у

с

и

о

н

а

л

ь

н

ы

е

и

н

в

е

с

т

о

р

ы

Рис. 3. Механизм реализации модели децентрализованного финансового обеспечения местного самоуправления

Механизм базируется на развитии финансово-кредитной и инвестиционной составляющей деятельности органов местного самоуправления и заключается в следующем. С целью поиска дополнительных финансовых ресурсов органы местного самоуправления выходят на финансовый рынок, используя в качестве основного финансового инструмента облигации местного займа. Сведение органов местного самоуправления с потенциальными инвесторами организует региональная фондовая биржа, выступая посредником в размещении облигаций местного займа среди граждан и юридических лиц. Региональная фондовая биржа — созданная на региональном уровне по определенным правилам посредническая организация, которая обеспечивает профессиональное сопровождение сделок с местными ценными бумагами и действует на принципах партнерства с органом местного самоуправления. Она выступает основным институциональным элементом местного финансового рынка. Роль этой институции в реализации модели проявляется в том, что она становится центром аккумуляции и концентрации капитала местных инвесторов — граждан и юридических

лиц. Важная задача органов местного самоуправления — организовать преобразование такого капитала в инвестиции. Основополагающим условием ее решения является установление долевого участия органа местного самоуправления (областного совета) во владении контрольным пакетом акций региональной фондовой биржи: доля должна составить не менее 50% акций + 1 акция. Облигации местного займа и здесь выступают основным инструментом: они имеют более высокий уровень надежности по сравнению с другими финансовыми инструментами, что делает их более привлекательными для инвесторов, чем размещение средств на депозитах в коммерческих банках. Обеспечение высокой надежности облигаций гарантируется региональной страховой компанией, на которую возлагаются задачи страхования как облигаций и их эмитентов (органов местного самоуправления), так и инвесторов, которые приобретают облигации. Страховая компания обеспечивает осуществление страховой выплаты в размере обязательства органа местного самоуправления в случае потери его платежеспособности. Кроме страховой компании, полномочия по обеспечению надежности облигаций и их эмитентов возлагаются на региональный банк, который подкрепляет обязательства органов местного самоуправления собственными активами. Подобных гарантий не дает вложение средств на депозит в коммерческих банках.

Дополнительные гарантии обеспечивает государство, предоставляя возможность погашения обязательств органа местного самоуправления в случае наступления ситуации, когда банк и страховая компания утрачивают возможность выплаты необходимой денежной суммы. Выплата в этом случае производится за счет резервного фонда государственного бюджета.

Предоставление тройной гарантии снижает риск вложения средств институциональных инвесторов и граждан в ценные бумаги органов местного самоуправления до минимального. Тем самым данные облигации становятся универсальным финансовым инструментом, способным конвертировать сбережения граждан и средства инвесторов в инвестиции в местное развитие.

Таким образом, механизм реализации модели децентрализованного финансового обеспечения местного самоуправления направлен на формирование дееспособных местных бюджетов развития (в частности, областного бюджета) за счет следующих источников:

- дивидендного дохода, начисляемого на акции региональной фондовой биржи;

- распределенной прибыли от деятельности банка и страховой компании;

- дивидендных выплат органам местного самоуправления как паевым

учредителям;

- местных и внешних займов.

Выводы. Институциональный подход к решению проблемы местного финансового обеспечения предлагает возможности расширения источников доходов бюджета. В условиях рынка одной из них является институционализация. Она позволяет создать децентрализованную, автономную и самодостаточную систему финансового обеспечения местного самоуправления. Становление такой системы происходит через внедрение в ее структуру специализированных финансовых институций. В свою очередь, формирование финансово устойчивых институтов — источников местного финансирования, а также создание соответствующих связей между ними способствует автономизации местного самоуправления и практической децентрализации государственного управления.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 6 июля 1991 г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». ЦКЪ: http://roskodeks.ru/zakon/

1192726424.html.

2. Федеральный закон №145-ФЗ от 31 июля 1998 г. «Бюджетный Кодекс Российской Федерации». иИЬ: http://www.budgetrf.ru/Publications/Sysl aws/Budgetcode/145FZ31071998/145FZ31071998000.htm#HL_4.

3. Бюджетний кодекс України : Кодекс від 8 лип. 2010 р. № 2456-УІ, прийн. Верховною Радою України // Відомості Верховної Ради України. 2010. № 50-51. Ст. 572.

4. Гадзиян Е.Е. Институционально-экономический механизм реализации

бюджетного федерализма в России: автореф. дис. к.э.н. : 08.00.01, 08.00.10. Ростов-на-Дону, 2003. Ц^: http://www.dissercat.com/content/institutsionalno-ekonomicheskii-

mekhanizm-realizatsii-byudzhetnogofederalizma-v-rossii.

5. Кравченко Ю.Я. Рынок ценных бумаг: курс лекцій. Київ, 2002.

6. Матвеева О.Ю. Напрямки інституційного розвитку системи фінансового забезпечення місцевого самоврядування // Держава та регіони: Сер. «Державне управління»: зб. наук. праць / гол. ред. В.А. Ілляшенко. Запоріжжя, 2012. № 2. С. 10-16.

7. Рубенюк Т.М. Кредитні механізми зміцнення дохідної бази місцевих бюджетів України // Наук. вісн. Буковинської державної фінансової академії. 2010. № 1. С. 86-90.

8. Состав и функции местных финансов. URL: www.dgma.donetsk.ua/metod/fik/inv/fin057.pdf .

9. Уткин Э.А. Государственное и региональное управление : учеб. пособие. М., 2002. URL: http://bibliotekar.ru/upravlenie-7/41.htm.

10. Guidelines on Local Government Borrowing and Recent Developments in South East Europe. How to find and select. URL: http://www.nalas.eu/borrowing/6.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.