УДК 336.6
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ГАЗИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ СФЕРЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
О. А. Мищенко1, М. П. Есипенко2
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) E-mail: [email protected] [1], [email protected][2]
Рассмотрены и проанализированы наиболее распространенные источники финансового обеспечения инвестиционных программ газификации сферы теплоснабжения города Барнаула за 2014-2016 гг.; показана их структура и динамика. Определены ведущие тенденции и возможные перспективы привлечения новых форм взаимодействия в исследуемой сфере: это частные инвестиции и государственно-частное партнерство.
Ключевые слова: финансовое обеспечение, инвестиционные программы, бюджетные средства, внебюджетные источники, государственно-частное партнерство, концессия.
FINANCIAL PROVISION OF INVESTMENT PROGRAMS IN THE FIELD OF HEAT SUPPLY GASIFICATION
O. A. Mishchenko1, M. P. Esipenko2
Altai State University (Barnaul, Russia) E-mail: [email protected][1], [email protected][2]
The most widespread sources of financial provision of investing programs in the sphere of heat supply gasification in Barnaul during 2014-2016 are considered and analyzed; their structure and dynamics is shown. The leading tendencies and the possible prospects of attraction of new forms of interaction in the researched sphere — private investments and public-private partnership — are determined.
Key words: financial provision, investment programs, budgetary funds, non-budgetary sources, public-private partnership, concession.
На современном этапе остро стоит вопрос направления финансовых ресурсов именно в социальные инвестиции, т. е. в создание объектов государственного сектора и инфраструктуры, направленных на поддержание и повышение социально-приемлемого уровня жизни людей. Одной из таких сфер является теплоснабжение, так как оно входит в систему жизнеобеспечения людей, следовательно, непосредственно влияет на обеспечение комфортных и безопасных условий проживания.
Современное состояние этой сферы характеризуется высоким износом инфраструктуры в сочетании с ежегодным снижением объемов инвестирования. Средняя степень износа теплосетей по регионам Российской Федерации составляет более 60%. Это чрезвычайно капиталоемкая отрасль
с частой нехваткой средств региональных бюджетов на финансирование ремонтных работ котельного оборудования и теплотрасс [1, с. 7].
Наиболее распространенными методами формирования финансового обеспечения инвестиционных программ сферы теплоснабжения являются самофинансирование предприятия за счет собственных средств, долевое финансирование, в частности акционирование, инвестиции со стороны банков или кредитное финансирование, а также выпуск облигаций, лизинг, бюджетное и проектное финансирование, а также смешанное, в виде различных вариантов перечисленных способов.
Рассмотрим проблему финансового обеспечения инвестиционных программ теплоснабжения города Барнаула Алтайского края. Одним из приоритетных направлений газификации г. Барнаула
является ликвидация отслуживших свой срок угольных котельных, а вместо них строительство современных автоматизированных газовых.
В настоящий момент в Барнауле 69 котельных подают тепло в жилые дома, школы, больницы, детские сады и культурные учреждения; 40% этих котельных уже работают на газе, 56 % — на угле, по одной котельной в качестве топлива используют мазут, сжиженный газ и древесные отходы.
Уровень износа оборудования в муниципальных котельных коммунального комплекса города Барнаула составляет более 65%, а по отдельным котельным — свыше 90%, что существенно снижает качество предоставляемых населению и иным потребителям услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Экономическая составляющая также неудовлетворительна: показатель эффективности котельных, работающих на угле, чуть превышает 50%, для сравнения: КПД котельных на природном газе составляет от 85 до 90% [2].
По предварительным данным все котельные возможно перевести на газ, но данные работы потребуют значительных затрат в связи с тем, что необходимо строительство газопроводов от точек подключения до котельной.
Особенностью финансового обеспечения программ газификации города Барнаула является активность использования всех возможных источников финансирования: средства бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, прежде всего газотранспортных компаний.
Источники финансирования мероприятий по
Бюджетные ресурсы привлекаются из:
— федерального бюджета в рамках программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
— регионального бюджета в рамках государственной программы «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами» на 2014-2020 гг. (подпрограмма «Газификация Алтайского края на 2015-2020 гг.»);
— городского бюджета в рамках муниципальной программы «Газификация города Барнаула на 2015-2018 гг.».
Необходимо отметить, что бюджетные ресурсы выделяются по программно-целевому принципу. Бюджетные средства привлекаются в основном для строительства головных сооружений, связанных с развитием систем теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Анализ плановых значений источников финансирования мероприятий по газификации г. Барнаула показал, что общий объем финансирования на три года, с 2014 по 2016 г., был определен на уровне более 400 млн руб. (табл. 1). Причем средства из федерального бюджета не планировались, внебюджетные источники составляли большую долю плановых средств — 65%, затем средства городского бюджета — 24%, оставшуюся долю — 11 % планировалось покрывать за счет средств краевого бюджета.
Таблица 1
газификации г. Барнаула (план), тыс. руб. [2-4]
Период Источники мероприятия газификации
Всего Федеральный бюджет Краевой бюджет Городской бюджет Внебюджетные источники
2014 172 724,99 0,00 25 965,00 50 899,99 95 860,00
2015 111 511,90 0,00 2 810,00 31641,90 77 060,00
2016 127 956,50 0,00 13 606,50 17750,00 96 600,00
Всего 412 193,39 0,00 42 381,50 100 291,89 269520,00
Анализ фактических показателей (табл. 2) фи- привлечено средств 78,8% от запланированного нансирования показал, что всего за три года было объема.
Таблица 2
Источники финансирования мероприятий по газификации г. Барнаула (факт), тыс. руб. [2-4]
Период Источники мероприятия газификации
Всего Федеральный бюджет Краевой бюджет Городской бюджет Внебюджетные источники
2014 87 978,3 96,00 13 336,00 50 581,30 23 965,00
2015 110 793,36 0,00 2 091,50 31 641,86 77 060,00
2016 126 103,0 0,00 11 754,10 17 748,90 96 600,00
Всего 324 874,66 96,00 27 181,60 99 972,06 197 625,00
В 2014 г. вместо планируемых 172,7 млн руб. было профинансировано лишь 88 млн руб. что составляет чуть более половины — 51%. Основная проблема — недостаток внебюджетных источников: 25% от планового показателя. В 2015 и 2016 гг. запланированные средства были выделены практически в полном объеме — 99%. Следует отметить, что из года в год уменьшается бюджетное финансирование и увеличивается доля внебюджетных средств, с 27% в общем объеме в 2014 г. до 76 % в 2016 г.
Основными внебюджетными источниками этой сферы являются средства предприятий, направляемые на финансирование восстановления (реабилитации) и модернизации основных фондов, и прежде всего инвестиционные составляющие тарифа, которые включают амортизационные отчисления и прибыль. Однако плохое финансовое состояние и дороговизна кредитных источников не позволяет предприятиям направлять финансовые ресурсы в достаточном объеме.
По мнению Л. В. Уфимцевой, средств на возведение новой котельной (или ТЭЦ) или замену дорогостоящего оборудования, как показывает практика, у энергоснабжающей организации нет: частая смена собственника не позволяет накапливать средства на восстановление, происходит «проедание» амортизационных отчислений (на финансирование аварийных ремонтов, не запланированную в тарифе оплату труда, налогов, накопление дебиторской задолженности и др.), играют роль также прочие факторы, к которым относится, например, нецелевое использование денежных ресурсов [5, с. 191].
О. Г. Бежаев приходит к выводу, что одним из реальных выходов в данной ситуации является снижение издержек производства и реализации коммунальных услуг, и это является практически не используемым резервом для роста доходов предприятий этой сферы [6].
Усложняет проблему финансового обеспечения сферы теплоснабжения невозможность полного финансирования данных программ со стороны государства. Решить данную проблему может развитие инвестиционной и кредитной политики страны, а также привлечение средств бизнеса, частного капитала.
В России в настоящее время активно развивается сотрудничество государства и частного бизнеса в сферах, в которых государство традиционно являлось монополистом (энергетика, транспортная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.). Решить сложную задачу модернизации коммунальной инфраструктуры в нашей стране трудно как государству, муниципалитету, так и частнику в отдель-
ности. Одним из путей решения этой проблемы является софинансирование, и прежде всего государственно-частное партнерство. Инвестор должен быть уверен, что этот бизнес принесет ему прибыль, а риски не будут очень высоки.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) обладает некоторыми преимуществами — оно позволяет разделить риски между сторонами-партнерами, что делает договор более выгодным для потенциальных инвесторов. Сроки контракта ГЧП ограничены, при этом данные контракты долгосрочны. ГЧП использует также особые формы распределения ответственности между партнерами. В отличие от государственных заказов, при ГЧП частный партнер более свободен при решении вопросов управления проектом. Инфраструктурные проекты, финансируемые частными компаниями, позволяют получить бюджетную экономию, обеспечивая при этом, высокое качество услуг [8, с. 52].
В нашей стране на сегодняшний день наибольшее распространение получили различные формы ГЧП:
• государственные контракты;
• концессии;
• соглашения о разделе продукции;
• совместные предприятия (акционирование совместные предприятия без акционирования).
В сфере теплоснабжения активно развивается государственно-частное партнерство в форме концессии. Согласно федеральному закону о концессионных соглашениях, заключая концессионное соглашение, концессионер обязуется обеспечить создание или реконструкцию имущества, определенного этим соглашением, — объекта концессионного соглашения; права собственности также принадлежат конценденту. Концендент, в свою очередь, предоставляет права владения объектом концессионного соглашения концессионеру на установленный соглашением срок для осуществления указанной деятельности [8].
Среди преимуществ концессии в целом отмечают:
• наличие законодательной базы;
• наличие практического опыта реализации инвестиционных проектов на базе концессии;
• универсальность применения инструментов, привлечение инвестиций, включая возможность выпуска концессионных облигаций.
Местные власти получают следующую выгоду при заключении концессионных соглашений:
• Возможность распределения рисков с частным инвестором.
• Улучшение инвестиционного климата.
• Возможность при отсутствии достаточного объема средств бюджета осуществлять дорогостоящие проекты в коммунальной сфере.
• Возможность использования управленческого опыта, современных технологий и профессиональных компетенций частного инвестора для осуществления технологически сложных инфраструктурных проектов[9].
Положительное качество концессионного соглашения — возможность государства следить за состоянием проекта в режиме реального времени, одновременно обезопасив проект при помощи пакета экономических санкций и поощрений.
На основании анализа опыта других регионов, были сформированы следующие принципы реализации механизма концессии в коммунальной сфере на территории города Барнаула:
1. Максимально возможное исключение рисков дестабилизации действующей системы обеспечения Барнаула коммунальными услугами.
2. Соблюдение интересов действующих коммунальных предприятий при привлечении частных инвесторов.
3. Разработка инвестиционных проектов в рамках концессии строго в соответствии с действующей программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Барнаула.
4. Соблюдение баланса интересов всех участников концессионного соглашения.
Наиболее эффективный результат при реформировании управления коммунальной инфра-
структурой может быть достигнут путем создания единого управляющего центра, обеспечивающего взаимодействие муниципалитета, частных инвесторов и коммунальных предприятий на базе управляющей компании (УК).
Основными целями создания УК являются:
• максимальное привлечение и оптимальное управление инвестициями;
• создание эффективных организационных и финансовых механизмов, обеспечивающих успешную модернизацию и развитие коммунального хозяйства;
• координация и контроль деятельности всего коммунального комплекса.
Для создания УК, позволяющей успешно реализовать указанные цели, необходимо в первую очередь разработать систему имущественных и корпоративных отношений, а также принципы и порядок взаимодействия УК с производственными предприятиями и государственными и муниципальными органами в ходе инвестиционной и текущей финансово-хозяйственной деятельности.
В заключение необходимо отметить, что основной проблемой финансирования программ теплоснабжения в городе Барнауле является большой объем средств, необходимых для достижения поставленных целей, и недостаток финансовых ресурсов. И без внебюджетных источников, и прежде всего частных инвестиций, эту проблему не решить.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Терешко К. С. Привлечение частных инвестиций в сфере теплоснабжения// Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1 : Экономика и управление. — 2015. — № 4 (15). — С. 7-11.
2. Муниципальная программа «Газификация города Барнаула на 2015-2018 годы», утв. Постановлением Администрации города Барнаула от 05.06.2014 № 1174 (в ред. Постановлений Администрации города Барнаула от 21.07.2015 № 1197, от 25.12.2015 № 2543, от 30.12.2016 № 2545).
3. Государственная программа Алтайского края на 2013-2015 годы, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 26.12.2012 № 734 (в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 09.12.2013 № 635, от 16.07.2014 № 330).
4. Государственная программа Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами на 2014-2020 годы», утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 05.11.2014 № 508 (в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 21.05.2015 № 197, от 24.12.2015 № 520, от 19.08.2016 № 283).
5. Уфимцева Л. В. Модернизация региональной теплоэнергетики: проблемы поиска источников финансирования // Экономика и экономические наук. — 2011. — № 2. — С. 189-195.
6. Бежаев О. Г. Проблемы финансового обеспечения реформы ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2002. — № 9. — С. 7-12.
7. Белюченко А. В. Финансовые аспекты государственно-частного партнерства в ЖКХ // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2011. — № 4. — С. 52-56.
8. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант». — URL: http://base.garant.ru/12141176. — Дата обращения: 12.03.2017.
9. Кабашкин В. А. Потеряев А. М Основные преимущества концессии в современной хозяйственной жизни России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 35.
REFERENCES
1. Tereshko, K. S. (20150). Privlechenie chastnyh investicij v sfere teplosnabzhenija. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S. Ju. Vitte. Serija 1: Jekonomika i upravlenie. 4 (15), 7-11 (in Russian)
2. Municipal'naja programma "Gazifikacija goroda Barnaula na 2015-2018". (2016). Postanovlenie administracii goroda Barnaula ot 05.06.2014 № 1174 (v red. Postanovlenij administracii goroda Barnaula. Barnaul. (in Russian).
3. Gosudarstvennaja programma Altajskogo kraja na 2013-2015 gody. (2012). Postanovlenie Administracii kraja ot 26.12.2012 № 734. Barnaul (in Russian).
4. Gosudarstvennaja programma Altajskogo kraja "Obespechenie naselenija Altajskogo kraja zhilishhno-kommunal'nymi uslugami na 2014-2020". (2014). Postanovlenie Administracii Altajskogo kraja ot 05.11.2014 № 508. Barnaul (in Russian).
5. Ufimceva, L. V. (2011). Modernizacija regional'noj teplojenergetiki: problemy poiska istochnikov finansirovanija. Jekonomika i jekonomicheskie nauki. 2, 18-195 (in Russian).
6. Bezhaev, O. G. (2002). Problemy finansovogo obespechenija reformy ZhKH. ZhKH: zhurnal rukovoditelja i glavnogo buhgaltera. 9, 7-12 (in Russian).
7. Beljuchenko, A. V. (2011). Finansovye aspekty gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v ZhKH. JeTAP: jekonomicheskaja teorija, analiz, praktika. 4, 52-56 (in Russian).
8. O koncessionnyh soglashenijah: federal'nyj zakon. (2016). Informacionno-pravovoj portal "Garant". Available from: http://base.garant.ru/12141176/[accessed on 12.03.2017] (in Russian).
9. Kabashkin, V. A. Poterjaev, A. M. (2010). Osnovnye preimushhestva koncessii v sovremennoj hozjajstvennoj zhizni Rossii. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost". 35 (92), 29-39 (in Russian).