Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение инвестиционных программ газификации объектов сферы теплоснабжения'

Финансовое обеспечение инвестиционных программ газификации объектов сферы теплоснабжения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко Ольга Артемьевна, Есипенко Марина Павловна

Рассмотрены и проанализированы наиболее распространенные источники финансового обеспечения инвестиционных программ газификации сферы теплоснабжения города Барнаула за 2014-2016 гг.; показана их структура и динамика. Определены ведущие тенденции и возможные перспективы привлечения новых форм взаимодействия в исследуемой сфере: это частные инвестиции и государственно-частное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мищенко Ольга Артемьевна, Есипенко Марина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение инвестиционных программ газификации объектов сферы теплоснабжения»

УДК 336.6

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ГАЗИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ СФЕРЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

О. А. Мищенко1, М. П. Есипенко2

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) E-mail: olgaart-a@mail.ru [1], mary.esipenko@yandex.ru[2]

Рассмотрены и проанализированы наиболее распространенные источники финансового обеспечения инвестиционных программ газификации сферы теплоснабжения города Барнаула за 2014-2016 гг.; показана их структура и динамика. Определены ведущие тенденции и возможные перспективы привлечения новых форм взаимодействия в исследуемой сфере: это частные инвестиции и государственно-частное партнерство.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, инвестиционные программы, бюджетные средства, внебюджетные источники, государственно-частное партнерство, концессия.

FINANCIAL PROVISION OF INVESTMENT PROGRAMS IN THE FIELD OF HEAT SUPPLY GASIFICATION

O. A. Mishchenko1, M. P. Esipenko2

Altai State University (Barnaul, Russia) E-mail: olgaart-a@mail.ru[1], mary.esipenko@yandex.ru[2]

The most widespread sources of financial provision of investing programs in the sphere of heat supply gasification in Barnaul during 2014-2016 are considered and analyzed; their structure and dynamics is shown. The leading tendencies and the possible prospects of attraction of new forms of interaction in the researched sphere — private investments and public-private partnership — are determined.

Key words: financial provision, investment programs, budgetary funds, non-budgetary sources, public-private partnership, concession.

На современном этапе остро стоит вопрос направления финансовых ресурсов именно в социальные инвестиции, т. е. в создание объектов государственного сектора и инфраструктуры, направленных на поддержание и повышение социально-приемлемого уровня жизни людей. Одной из таких сфер является теплоснабжение, так как оно входит в систему жизнеобеспечения людей, следовательно, непосредственно влияет на обеспечение комфортных и безопасных условий проживания.

Современное состояние этой сферы характеризуется высоким износом инфраструктуры в сочетании с ежегодным снижением объемов инвестирования. Средняя степень износа теплосетей по регионам Российской Федерации составляет более 60%. Это чрезвычайно капиталоемкая отрасль

с частой нехваткой средств региональных бюджетов на финансирование ремонтных работ котельного оборудования и теплотрасс [1, с. 7].

Наиболее распространенными методами формирования финансового обеспечения инвестиционных программ сферы теплоснабжения являются самофинансирование предприятия за счет собственных средств, долевое финансирование, в частности акционирование, инвестиции со стороны банков или кредитное финансирование, а также выпуск облигаций, лизинг, бюджетное и проектное финансирование, а также смешанное, в виде различных вариантов перечисленных способов.

Рассмотрим проблему финансового обеспечения инвестиционных программ теплоснабжения города Барнаула Алтайского края. Одним из приоритетных направлений газификации г. Барнаула

является ликвидация отслуживших свой срок угольных котельных, а вместо них строительство современных автоматизированных газовых.

В настоящий момент в Барнауле 69 котельных подают тепло в жилые дома, школы, больницы, детские сады и культурные учреждения; 40% этих котельных уже работают на газе, 56 % — на угле, по одной котельной в качестве топлива используют мазут, сжиженный газ и древесные отходы.

Уровень износа оборудования в муниципальных котельных коммунального комплекса города Барнаула составляет более 65%, а по отдельным котельным — свыше 90%, что существенно снижает качество предоставляемых населению и иным потребителям услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Экономическая составляющая также неудовлетворительна: показатель эффективности котельных, работающих на угле, чуть превышает 50%, для сравнения: КПД котельных на природном газе составляет от 85 до 90% [2].

По предварительным данным все котельные возможно перевести на газ, но данные работы потребуют значительных затрат в связи с тем, что необходимо строительство газопроводов от точек подключения до котельной.

Особенностью финансового обеспечения программ газификации города Барнаула является активность использования всех возможных источников финансирования: средства бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, прежде всего газотранспортных компаний.

Источники финансирования мероприятий по

Бюджетные ресурсы привлекаются из:

— федерального бюджета в рамках программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

— регионального бюджета в рамках государственной программы «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами» на 2014-2020 гг. (подпрограмма «Газификация Алтайского края на 2015-2020 гг.»);

— городского бюджета в рамках муниципальной программы «Газификация города Барнаула на 2015-2018 гг.».

Необходимо отметить, что бюджетные ресурсы выделяются по программно-целевому принципу. Бюджетные средства привлекаются в основном для строительства головных сооружений, связанных с развитием систем теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Анализ плановых значений источников финансирования мероприятий по газификации г. Барнаула показал, что общий объем финансирования на три года, с 2014 по 2016 г., был определен на уровне более 400 млн руб. (табл. 1). Причем средства из федерального бюджета не планировались, внебюджетные источники составляли большую долю плановых средств — 65%, затем средства городского бюджета — 24%, оставшуюся долю — 11 % планировалось покрывать за счет средств краевого бюджета.

Таблица 1

газификации г. Барнаула (план), тыс. руб. [2-4]

Период Источники мероприятия газификации

Всего Федеральный бюджет Краевой бюджет Городской бюджет Внебюджетные источники

2014 172 724,99 0,00 25 965,00 50 899,99 95 860,00

2015 111 511,90 0,00 2 810,00 31641,90 77 060,00

2016 127 956,50 0,00 13 606,50 17750,00 96 600,00

Всего 412 193,39 0,00 42 381,50 100 291,89 269520,00

Анализ фактических показателей (табл. 2) фи- привлечено средств 78,8% от запланированного нансирования показал, что всего за три года было объема.

Таблица 2

Источники финансирования мероприятий по газификации г. Барнаула (факт), тыс. руб. [2-4]

Период Источники мероприятия газификации

Всего Федеральный бюджет Краевой бюджет Городской бюджет Внебюджетные источники

2014 87 978,3 96,00 13 336,00 50 581,30 23 965,00

2015 110 793,36 0,00 2 091,50 31 641,86 77 060,00

2016 126 103,0 0,00 11 754,10 17 748,90 96 600,00

Всего 324 874,66 96,00 27 181,60 99 972,06 197 625,00

В 2014 г. вместо планируемых 172,7 млн руб. было профинансировано лишь 88 млн руб. что составляет чуть более половины — 51%. Основная проблема — недостаток внебюджетных источников: 25% от планового показателя. В 2015 и 2016 гг. запланированные средства были выделены практически в полном объеме — 99%. Следует отметить, что из года в год уменьшается бюджетное финансирование и увеличивается доля внебюджетных средств, с 27% в общем объеме в 2014 г. до 76 % в 2016 г.

Основными внебюджетными источниками этой сферы являются средства предприятий, направляемые на финансирование восстановления (реабилитации) и модернизации основных фондов, и прежде всего инвестиционные составляющие тарифа, которые включают амортизационные отчисления и прибыль. Однако плохое финансовое состояние и дороговизна кредитных источников не позволяет предприятиям направлять финансовые ресурсы в достаточном объеме.

По мнению Л. В. Уфимцевой, средств на возведение новой котельной (или ТЭЦ) или замену дорогостоящего оборудования, как показывает практика, у энергоснабжающей организации нет: частая смена собственника не позволяет накапливать средства на восстановление, происходит «проедание» амортизационных отчислений (на финансирование аварийных ремонтов, не запланированную в тарифе оплату труда, налогов, накопление дебиторской задолженности и др.), играют роль также прочие факторы, к которым относится, например, нецелевое использование денежных ресурсов [5, с. 191].

О. Г. Бежаев приходит к выводу, что одним из реальных выходов в данной ситуации является снижение издержек производства и реализации коммунальных услуг, и это является практически не используемым резервом для роста доходов предприятий этой сферы [6].

Усложняет проблему финансового обеспечения сферы теплоснабжения невозможность полного финансирования данных программ со стороны государства. Решить данную проблему может развитие инвестиционной и кредитной политики страны, а также привлечение средств бизнеса, частного капитала.

В России в настоящее время активно развивается сотрудничество государства и частного бизнеса в сферах, в которых государство традиционно являлось монополистом (энергетика, транспортная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.). Решить сложную задачу модернизации коммунальной инфраструктуры в нашей стране трудно как государству, муниципалитету, так и частнику в отдель-

ности. Одним из путей решения этой проблемы является софинансирование, и прежде всего государственно-частное партнерство. Инвестор должен быть уверен, что этот бизнес принесет ему прибыль, а риски не будут очень высоки.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) обладает некоторыми преимуществами — оно позволяет разделить риски между сторонами-партнерами, что делает договор более выгодным для потенциальных инвесторов. Сроки контракта ГЧП ограничены, при этом данные контракты долгосрочны. ГЧП использует также особые формы распределения ответственности между партнерами. В отличие от государственных заказов, при ГЧП частный партнер более свободен при решении вопросов управления проектом. Инфраструктурные проекты, финансируемые частными компаниями, позволяют получить бюджетную экономию, обеспечивая при этом, высокое качество услуг [8, с. 52].

В нашей стране на сегодняшний день наибольшее распространение получили различные формы ГЧП:

• государственные контракты;

• концессии;

• соглашения о разделе продукции;

• совместные предприятия (акционирование совместные предприятия без акционирования).

В сфере теплоснабжения активно развивается государственно-частное партнерство в форме концессии. Согласно федеральному закону о концессионных соглашениях, заключая концессионное соглашение, концессионер обязуется обеспечить создание или реконструкцию имущества, определенного этим соглашением, — объекта концессионного соглашения; права собственности также принадлежат конценденту. Концендент, в свою очередь, предоставляет права владения объектом концессионного соглашения концессионеру на установленный соглашением срок для осуществления указанной деятельности [8].

Среди преимуществ концессии в целом отмечают:

• наличие законодательной базы;

• наличие практического опыта реализации инвестиционных проектов на базе концессии;

• универсальность применения инструментов, привлечение инвестиций, включая возможность выпуска концессионных облигаций.

Местные власти получают следующую выгоду при заключении концессионных соглашений:

• Возможность распределения рисков с частным инвестором.

• Улучшение инвестиционного климата.

• Возможность при отсутствии достаточного объема средств бюджета осуществлять дорогостоящие проекты в коммунальной сфере.

• Возможность использования управленческого опыта, современных технологий и профессиональных компетенций частного инвестора для осуществления технологически сложных инфраструктурных проектов[9].

Положительное качество концессионного соглашения — возможность государства следить за состоянием проекта в режиме реального времени, одновременно обезопасив проект при помощи пакета экономических санкций и поощрений.

На основании анализа опыта других регионов, были сформированы следующие принципы реализации механизма концессии в коммунальной сфере на территории города Барнаула:

1. Максимально возможное исключение рисков дестабилизации действующей системы обеспечения Барнаула коммунальными услугами.

2. Соблюдение интересов действующих коммунальных предприятий при привлечении частных инвесторов.

3. Разработка инвестиционных проектов в рамках концессии строго в соответствии с действующей программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Барнаула.

4. Соблюдение баланса интересов всех участников концессионного соглашения.

Наиболее эффективный результат при реформировании управления коммунальной инфра-

структурой может быть достигнут путем создания единого управляющего центра, обеспечивающего взаимодействие муниципалитета, частных инвесторов и коммунальных предприятий на базе управляющей компании (УК).

Основными целями создания УК являются:

• максимальное привлечение и оптимальное управление инвестициями;

• создание эффективных организационных и финансовых механизмов, обеспечивающих успешную модернизацию и развитие коммунального хозяйства;

• координация и контроль деятельности всего коммунального комплекса.

Для создания УК, позволяющей успешно реализовать указанные цели, необходимо в первую очередь разработать систему имущественных и корпоративных отношений, а также принципы и порядок взаимодействия УК с производственными предприятиями и государственными и муниципальными органами в ходе инвестиционной и текущей финансово-хозяйственной деятельности.

В заключение необходимо отметить, что основной проблемой финансирования программ теплоснабжения в городе Барнауле является большой объем средств, необходимых для достижения поставленных целей, и недостаток финансовых ресурсов. И без внебюджетных источников, и прежде всего частных инвестиций, эту проблему не решить.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Терешко К. С. Привлечение частных инвестиций в сфере теплоснабжения// Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1 : Экономика и управление. — 2015. — № 4 (15). — С. 7-11.

2. Муниципальная программа «Газификация города Барнаула на 2015-2018 годы», утв. Постановлением Администрации города Барнаула от 05.06.2014 № 1174 (в ред. Постановлений Администрации города Барнаула от 21.07.2015 № 1197, от 25.12.2015 № 2543, от 30.12.2016 № 2545).

3. Государственная программа Алтайского края на 2013-2015 годы, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 26.12.2012 № 734 (в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 09.12.2013 № 635, от 16.07.2014 № 330).

4. Государственная программа Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами на 2014-2020 годы», утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 05.11.2014 № 508 (в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 21.05.2015 № 197, от 24.12.2015 № 520, от 19.08.2016 № 283).

5. Уфимцева Л. В. Модернизация региональной теплоэнергетики: проблемы поиска источников финансирования // Экономика и экономические наук. — 2011. — № 2. — С. 189-195.

6. Бежаев О. Г. Проблемы финансового обеспечения реформы ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2002. — № 9. — С. 7-12.

7. Белюченко А. В. Финансовые аспекты государственно-частного партнерства в ЖКХ // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2011. — № 4. — С. 52-56.

8. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант». — URL: http://base.garant.ru/12141176. — Дата обращения: 12.03.2017.

9. Кабашкин В. А. Потеряев А. М Основные преимущества концессии в современной хозяйственной жизни России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 35.

REFERENCES

1. Tereshko, K. S. (20150). Privlechenie chastnyh investicij v sfere teplosnabzhenija. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S. Ju. Vitte. Serija 1: Jekonomika i upravlenie. 4 (15), 7-11 (in Russian)

2. Municipal'naja programma "Gazifikacija goroda Barnaula na 2015-2018". (2016). Postanovlenie administracii goroda Barnaula ot 05.06.2014 № 1174 (v red. Postanovlenij administracii goroda Barnaula. Barnaul. (in Russian).

3. Gosudarstvennaja programma Altajskogo kraja na 2013-2015 gody. (2012). Postanovlenie Administracii kraja ot 26.12.2012 № 734. Barnaul (in Russian).

4. Gosudarstvennaja programma Altajskogo kraja "Obespechenie naselenija Altajskogo kraja zhilishhno-kommunal'nymi uslugami na 2014-2020". (2014). Postanovlenie Administracii Altajskogo kraja ot 05.11.2014 № 508. Barnaul (in Russian).

5. Ufimceva, L. V. (2011). Modernizacija regional'noj teplojenergetiki: problemy poiska istochnikov finansirovanija. Jekonomika i jekonomicheskie nauki. 2, 18-195 (in Russian).

6. Bezhaev, O. G. (2002). Problemy finansovogo obespechenija reformy ZhKH. ZhKH: zhurnal rukovoditelja i glavnogo buhgaltera. 9, 7-12 (in Russian).

7. Beljuchenko, A. V. (2011). Finansovye aspekty gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v ZhKH. JeTAP: jekonomicheskaja teorija, analiz, praktika. 4, 52-56 (in Russian).

8. O koncessionnyh soglashenijah: federal'nyj zakon. (2016). Informacionno-pravovoj portal "Garant". Available from: http://base.garant.ru/12141176/[accessed on 12.03.2017] (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kabashkin, V. A. Poterjaev, A. M. (2010). Osnovnye preimushhestva koncessii v sovremennoj hozjajstvennoj zhizni Rossii. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost". 35 (92), 29-39 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.