Научная статья на тему 'Взаимодействие государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений'

Взаимодействие государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / CONCESSION AGREEMENT / STATE / PRIVATE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шор Д. М., Шор И. М.

Предмет. Одной из стратегических задач государства является содействие социально-экономическому развитию общества. Большую роль в данном процессе играет повышение результативности бюджетных расходов. Одним из способов достижения этого является совершенствование взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений. В статье раскрыто понятие результативности расходов регионального бюджета и проведен анализ взаимодействия региональной власти и бизнеса при реализации концессионных соглашений в современных условиях. Цели. Раскрыть особенности и провести анализ актуальных проблем взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений. Методология. Использованы научные труды ученых-экономистов в области повышения результативности расходов регионального бюджета, работы специалистов, занимающихся вопросами взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений. Применены системный, субъектно-объектный, экономико-статистический анализ, а также диалектический метод познания, реализуемый посредством применения общенаучных методов и приемов. Результаты. Исследована современная практика взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений. Выводы. В аспекте содействия государства социально-экономическому развитию общества повышение результативности бюджетных расходов во многом связано с реализацией концессионных соглашений. В последнее время наблюдается рост интереса к заключению таких соглашений в регионах России. Основные проблемы взаимодействия региональной власти и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений связаны с отсутствием долгосрочных параметров регулирования, обязательств обеспечения исполнения инвестиционных обязательств концессионера и др. Положительные результаты такого взаимодействия во многом определяются формированием эффективной системы нормативно-правового регулирования, стабильностью политической конъюнктуры в регионе, системным подходом к развитию инфраструктурного сектора региона и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the State and private business under concession agreements

Importance The article unfolds the concept of efficacy of regional budgetary spending and analyzed the interaction of regional authorities and business when they implement concession agreements in the current conditions. Objectives The research explores the specifics and analyzes the current issues of the interaction of the State and private business when they perform concession agreements. Methods The research relies upon proceedings of economists concerning the improvement of efficacy of regional budgetary spending, studies of experts who deal with issues of the interaction of the State and private business as part of concession agreements. We applied systems analysis, subjective and objective analysis, economic and statistical analysis, and the dialectical method of research through general scientific methods and techniques. Results We examined the contemporary practice for the State and private business to interact when implementing concession agreements. Conclusions and Relevance Considering the State support to socio-economic development of the society, an increased efficacy of budgetary spending mainly depends on the implementation of concession agreements. The Russian regions have been demonstrating higher interest in such agreements. Regional authorities and private business come across certain difficulties in implementing concession agreements since there are no long-standing principles of regulation, obligations to ensure concession holders to fulfill their investment commitments. The interaction has positive effect and depends on an effective system for statutory and legislative regulation, stable political situation in the region, systems approach to developing the infrastructure sector of the region, etc.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений»

ISSN 2311-8768 (Online) Экономическая политика

ISSN 2073-4484 (Print)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ*

Дмитрий Михайлович ШОРа,% Инна Михайловна ШОРь

а кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]

b кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи: Аннотация

Принята 15.11.2016 Предмет. Одной из стратегических задач государства является содействие социально-

Принята в доработанном виде экономическому развитию общества. Большую роль в данном процессе играет повышение 28.11.2016 результативности бюджетных расходов. Одним из способов достижения этого является

Одобрена 13.12.2016 совершенствование взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации

концессионных соглашений. В статье раскрыто понятие результативности расходов УДК 334.02 регионального бюджета и проведен анализ взаимодействия региональной власти и бизнеса

JEL: L32 при реализации концессионных соглашений в современных условиях.

Цели. Раскрыть особенности и провести анализ актуальных проблем взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений. Методология. Использованы научные труды ученых-экономистов в области повышения результативности расходов регионального бюджета, работы специалистов, занимающихся вопросами взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений. Применены системный, субъектно-объектный, экономико-статистический анализ, а также диалектический метод познания, реализуемый посредством применения общенаучных методов и приемов.

Результаты. Исследована современная практика взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений.

Выводы. В аспекте содействия государства социально-экономическому развитию общества повышение результативности бюджетных расходов во многом связано с реализацией концессионных соглашений. В последнее время наблюдается рост интереса к заключению таких соглашений в регионах России. Основные проблемы взаимодействия региональной власти и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений связаны с отсутствием долгосрочных параметров регулирования, обязательств обеспечения исполнения инвестиционных обязательств концессионера и др. Положительные результаты такого Ключевые слова: взаимодействия во многом определяются формированием эффективной системы нормативно-

концессионное соглашение, правового регулирования, стабильностью политической конъюнктуры в регионе, системным государство, частный бизнес подходом к развитию инфраструктурного сектора региона и др.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Повышение результативности расходов бюджета играет существенную роль в содействии государства социально-экономическому развитию общества. Вместе с тем в настоящее время существуют разные подходы к решению этой проблемы, что в большей степени обусловлено различием в понимании результативности.

Документы международных организаций, высших органов государственного контроля

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 16-12-34017.

под результативностью (effectiveness) подразумевают соответствие фактических результатов запланированным [1].

При результативной деятельности, считают Е. Иванова, М. Мельник, В. Шлейников, обеспечивается максимально возможное достижение желательного результата1.

По мнению И. Барановой, результативность определяет соответствие расходов и

1 Иванова Е.И., Мельник М.В., Шлейников В.И. Аудит эффективности в рыночной экономике. М.: КноРус, 2009. 328 c.

достигаемых с их помощью результатов конкретным целям [2].

По мнению З. Румянцевой, результативность определяет внешнюю эффективность, которая измеряется степенью достижения целей организации2.

В то же время П. Друкер считает, что результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи» [3].

Три подхода к раскрытию понятия результативности представляет А. Удовикин (рис. 1) [4]. С учетом данных подходов он считает, что результативность - это уровень успешности и степень соответствия полученных результатов подразделений и бизнес-процессов деятельности предприятия поставленным целям [5].

Анализ представленных позиций и мнений других авторов (например, Э.Дж. Долана3, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [6], Г. Хатри [7], О. Тишутиной, А. Михайлова [8], Л. Подъяблонской, Е. Подъяблонской [9], А. Климова4, М. Гараджа [10], А.В. Гуковой [11]) позволил сделать вывод о том, что результативность расходов регионального бюджета рассматривается как система достижения целей и задач оказания услуг, осуществления функций органами власти субъекта РФ по показателям результатов произведенных расходов. Следовательно, в анализе результативности расходов регионального бюджета особое внимание уделяется постановке целей и задач оказания услуг, осуществления функций органами власти субъекта РФ, а также построению индикаторов результатов произведенных расходов регионального бюджета,

позволяющих определить, насколько достигнутое состояние приближено к целевому. Это позволяет сравнить различные варианты достижения целей и задач оказания услуг, осуществления функций органами власти субъекта РФ в условиях

2 Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: Инфра-М, 2007. 304 с.

3 Долан Э. Дж. Экономикс: англо-русский словарь-справочник / пер. с англ. М.: Лазурь, 1994. 544 с.

4 Повышение эффективности бюджетных расходов / под общ. ред. А.А. Климова. М.: Дело, 2009ю 520 с.

фиксированных расходов регионального бюджета, а также оценивать возможные варианты с точки зрения степени достижения поставленных целей и задач в условиях тех или иных ограничений по бюджетным расходам.

Потребность в повышении результативности расходов регионального бюджета и исчерпание возможностей для роста их общего объема обусловливают необходимость активизации взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений, позволяющих объединить ресурсы и разделить риски между государством и частным бизнесом таким образом, чтобы наиболее эффективно реализовать общественно значимые проекты в социально-экономической сфере региона.

В качестве основы концессионного соглашения, заключенного на уровне региона, выступает предоставление концедентом (субъектом РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченными концедентом организациями) концессионеру (российскому или

иностранному юридическому лицу, двум и более юридическим лицам, действующим по договору простого товарищества (совместной деятельности) без образования юридического лица, индивидуальному предпринимателю) прав пользования государственной

собственностью и осуществления видов деятельности, которые составляют

исключительную монополию государства.

Для субъектов РФ преимущества взаимодействия с частным бизнесом при реализации концессионных соглашений заключаются:

— в привлечении внебюджетных источников финансирования создания и (или) реконструкции и эксплуатации недвижимого имущества, недвижимого и движимого имущества, технологически связанного между собой, в отсутствии достаточного объема средств регионального бюджета;

— использовании накопленного опыта, технологий и ресурсов концессионера для

осуществления общественно значимых проектов в социально-экономической сфере региона;

— распределении рисков между концедентом и концессионером в целях наиболее эффективного осуществления социально-экономических проектов, имеющих общественно значимое значение для региона;

— улучшении инвестиционного климата и ситуации с безработицей в регионе.

Таким образом, реализация концессионных соглашений в регионе позволяет решить ряд ключевых задач содействия социально-экономическому развитию общества.

В силу наличия представленных и других преимуществ наблюдается рост интереса к заключению концессионных соглашений, как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Согласно статистическим данным Центра развития ГЧП в 2014 г. значительно выросло количество реализуемых некапиталоемких концессионных соглашений на региональном уровне. На начало 2015 г. общее количество концессионных проектов, находящихся на стадии эксплуатации, составило 372, в том числе на региональном уровне - 60 [12].

Согласно мониторингу Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) «Концессии и инфраструктурные инвестиции»5 в сентябре 2016 г. в 12 субъектах Российской Федерации были утверждены перечни 227 объектов, в отношении которых будут заключены концессионные соглашения. По количеству потенциальных объектов концессий в субъектах РФ в сентябре 2016 г. первое и второе места занимают Тамбовская (84 объекта) и Волгоградская (54 объекта) области соответственно.

В рассматриваемом периоде было объявлено 153 концессионных конкурса, в том числе 107 конкурсов со сроком концессионного соглашения свыше пяти лет. Среди

5 Концессии и инфраструктурные инвестиции. Ежемесячный мониторинг событий. 2016. № 9.

объявленных конкурсов - 48 частных инициатив, максимальный объем инвестиций в рамках одного конкурса - 3,7 млрд руб., максимальный срок концессионного соглашения - 49 лет. Общий объем объявленных инвестиций конкурсов, не являющийся суммарным объемом инвестиций (в 79 из 153 объявленных конкурсов в конкурсной документации отсутствует информация об объемах инвестиций) - 5,7 млрд руб. В ряде случаев объем инвестиций определяется по результатам конкурсов.

Среди объявленных конкурсов один из них относится к региональному уровню. Это конкурс на строительство и эксплуатацию полигонов твердых бытовых (коммунальных) отходов (ТКО) на территории Тимашевского, Брюховецкого, Калининского, Приморско-Ахтарского районов Краснодарского края с объемом инвестиций 718 млн руб. и сроком концессионного соглашения - 25 лет.

Лидерами по количеству объявленных конкурсов по-прежнему являются Сибирский, Приволжский и Центральный федеральные округа, их доли в общей структуре этого распределения составили 39, 36 и 28% соответственно. На долю Южного федерального округ приходилось 13% - пятое место в распределении конкурсов по федеральным округам.

Лидером по числу объявленных конкурсов стал Красноярский край (13 конкурсов, объявленных в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и

водоотведения, среди которых пять относились к частным инициативам).

В сентябре 2016 г. в России было отменено 22 концессионных конкурса в 13 субъектах РФ. Все отмененные конкурсы относятся к сфере теплоснабжения, водоснабжения и

водоотведения, а также обращению с отходами.

В этом периоде было завершено 173 концессионных конкурса (подведены итоги, определены победители), преимущественно в сфере теплоснабжения, водоснабжения и

водоотведения. Два конкурса получили завершение в социальной сфере, еще два - в транспорте.

Не состоялись в связи с отсутствием допущенных участников 65 завершенных конкурсов. В этих случаях при отсутствии заявок или несоответствии поданных заявок требованиям конкурсной документации конкурс считается завершенным без возможности заключения концессионного соглашения.

По итогам семи завершенных конкурсов решением конкурсных комиссий были определены победители, с которыми будут заключены концессионные соглашения. Общий объем завершенных конкурсов -103,8 млрд руб., при этом в 83 из 173 завершенных конкурсов объем инвестиций не был определен.

Исследование инфраструктурной обеспеченности и инфраструктурных разрывов в субъектах Российской Федерации, проведенное Центром развития ГЧП, позволило выявить четыре основные отрасли, в рамках которых реализуются концессионные соглашения:

— коммунальная (объекты обращения с твердыми коммунальными отходами, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, объекты благоустройства);

— транспортная (автомобильные дороги и объекты дорожной инфраструктуры, аэропорты, морские и речные порты, инфраструктура железнодорожного транспорта, общественный транспорт);

— социальная (объекты здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры и культурного наследия, социального и социально-бытового обслуживания населения);

— энергетическая (объекты передачи и распределения электрической и тепловой энергии, системы уличного и дорожного освещения) [13].

При этом, исходя из имеющихся статистических данных, можно говорить о

заинтересованности частного бизнеса в участии создания и дальнейшем сопровождении объектов социальной инфраструктуры, характеризующихся большим износом инфраструктурного фонда в субъектах РФ и ощутимыми инфраструктурными разрывами в отдельных регионах.

Приведем пример региональной практики реализации концессионных соглашений в данной сфере.

В 2016 г. комитетом здравоохранения Волгоградской области с ООО «Санаторий «Эльтон-2» было заключено концессионное соглашение по санаторно-курортному лечению на территории Волгоградской области «Эльтон» с установлением ежегодной платы за пользование государственным имуществом в размере 4,4 млн руб. при условии последующей индексации.

Отдельно стоит отметить, что в рамках развития курортно-рекреационной зоны «Эльтон» в 2011 г. с ООО «Санаторий «Эльтон-2» было заключено инвестиционное соглашение, в рамках которого был построен оздоровительный комплекс общей стоимостью более 1 млрд руб., представляющий собой три современных корпуса на 220 мест для пациентов с автоматической системой подачи и уборки грязи, ваннами с подогревом и автоматической системой подачи и дозировки рапы. Также была организована зона отдыха и проведены работы по благоустройству территории.

По мнению специалистов комитета здравоохранения, в условиях нехватки бюджетных средств заключение данного соглашения по результатам открытого конкурса нацелено на привлечение в экономику региона инвестиционных ресурсов, за счет которых будет осуществлена реконструкция ГАУЗ «Санаторий «Эльтон». По истечении действия концессионного соглашения все построенные объекты останутся в государственной собственности.

В течение четырех лет ООО «Санаторий «Эльтон-2» обязуется построить на

территории оздоровительного комплекса спальный корпус не менее чем на 270 мест общей площадью не менее 6,79 тыс. м2, баню, плавательный бассейн и склад. Более того, в планах концессионера рост мощности комплекса до 490 койко-мест, что позволит создать новые рабочие места для жителей Палласовского района Волгоградской области.

В число наиболее приоритетных отраслей для реализации концессионных соглашений в Волгоградской области и других регионах входят объекты энергетической и коммунальной инфраструктуры. При этом порядка 40% от общего количества соглашений во всех отраслях, которые прошли стадию коммерческого закрытия, относится к коммунальной сфере.

В течение 2015 г. в нашей стране было заключено 271 концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что более чем в два раза больше количества аналогичных соглашений, заключенных в 2014 г.

По состоянию на 01.10.2016 в 35 субъектах Российской Федерации было реализовано 859 соглашений в коммунальной сфере, в том числе 11 соглашений на региональном уровне. При этом, как показывает статистика, в небольших городах с населением менее 250 тыс. чел. была заключена основная часть таких соглашений.

Вызывает интерес существенность объема инвестиций, предусмотренных такими соглашениями. Если в 2014 г. он составил 7,2 млрд руб., то в 2015 г. - 71 млрд руб. При этом порядка 58 млрд руб. из этой суммы приходилось на концессию в Волгограде.

За первые два квартала 2016 г. на объем концессионных инвестиций в коммунальной сфере приходилось 54,75 млрд руб. Средний объем инвестиций составил 155 млн руб.

Объектная характеристика инвестиций и структура вложений регионального бюджета по коммунальной сфере представлены на рис. 2 и 3.

Приведем примеры региональной практики реализации концессионных соглашений в коммунальной сфере.

Между администрацией Волгограда и МУП «Горводоканал» с одной стороны и ООО «Концессии Водоснабжения» с другой стороны 08.06.2015 было заключено концессионное соглашение, предполагающее передачу в концессию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения сроком на 30 лет. Общий объем инвестиций до 2044 г. составляет 58 млрд руб., в том числе в течение первых трех лет - 7,1 млрд руб.

Потребность в заключении данного соглашения была обусловлена рядом обстоятельств, представленных на рис. 4.

В рамках реализации концессионного соглашения используется новая инвестиционная модель финансирования проекта, предполагающая привлечение внешних инвестиций и не ограничиваемая инвестиционной составляющей тарифа. В течение первых трех лет финансирование инвестиционной программы происходит только за счет привлечения «длинных денег» путем выпуска концессионных облигаций общей номинальной стоимостью

7,5 млрд руб., что позволяет не увеличивать тариф по причине осуществленных инвестиций. Банк России 22.10.2015 зарегистрировал программу и проспект эмиссии облигаций. Стоит отметить, что это первая программа концессионных облигаций на рынке российских ГЧП-проектов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В целях дальнейшего развития рынка долгосрочного инвестирования в

инфраструктуру на основе концессии с использованием инструментов фондового рынка, необходимо:

— формирование, институализация и развитие рынка специализированных услуг, институтов сопровождения инфраструктурных проектов (юридические, финансовые, технические советники), стандартизация их деятельности под задачи долгосрочных инвесторов;

— построение системы профессиональной, ответственной и публично признаваемой экспертизы в рамках подготовки и реализации концессионных проектов с учетом интересов долгосрочных инвесторов;

— формирование культуры и традиций долгосрочного инвестирования, соответствующей публичной среды, анализ и продвижение лучших практик в данной сфере и «фондовой» парадигмы привлечения инвестиций, информационно-аналитическое сопровождение, разработка и реализация мероприятий и коммуникационных проектов

[14].

Стратегическая задача концессионного соглашения МУП «Горводоканал» заключается в реализации как концепции «Цифровой водоканала, представляющей собой систему измерений расхода воды и сточных вод, которые ежесуточно собираются датчиками, так и следующих мероприятий:

— создание объектов системы водоотведения в отдаленных городских поселках, автоматизированной системы учета и управления реализацией воды и стоков с разработкой гидравлической модели;

— строительство новых и реконструкция ветхих магистральных, разводящих и квартальных сетей водоснабжения и водоотведения, главного канализационного коллектора «Разгуляевский» в Дзержинском и Центральном районах Волгограда;

— реконструкция систем электроснабжения, станций водоподготовки, водопроводных насосных станций, канализационных насосных станций с применением энергоэффективных технологий;

— внедрение инновационных технологий на очистных сооружениях канализации;

— организация коммерческого учета электрической энергии.

Ожидаемые эффекты от реализации концессионного соглашения представлены на рис. 5.

Начиная с середины 2015 г. и до настоящего времени в рамках концессионного соглашения МУП «Горводоканал» было освоено 93,9 млн руб., в частности, на капитальные и текущие работы в 2015 г. было направлено 37,6 млн руб., а в 2016 г. - 56,3 млн руб.

Если осенью 2015 г. во время плановых ограничений водоснабжения на запланированные задачи было выделено порядка 7 млн руб., то во время весенних остановок 2016 г. уже проведено 208 мероприятий по замене и ремонту запорной арматуры на водоочистных сооружениях и городских сетях на общую сумму 15,8 млн руб. На сетях волгоградского водоснабжения и водоотведения были выполнены капитальные ремонты водоводов, задвижек, камер и колодцев, механического и энергетического оборудования. На водозаборных и канализационных насосных станциях водоканала были отремонтированы затворы, вентили, задвижки и элементы электрооборудования. Кроме того, на многих производственных объектах был произведен капитальный ремонт кабельных линий внешнего и внутреннего водоснабжения. Очистные сооружения также не остались без внимания. Помимо текущих ремонтов труб, оборудования была обновлена кровля, сделаны текущие ремонты помещений. Всего за это время было проведено более 10 тыс. мелких и крупных ремонтных работ, то есть более 50 плановых мероприятий ежедневно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом инвестиционную программу 2015 г. ООО «Концессии водоснабжения» выполнило в полном объеме, при этом запланированные работы на 2016 г. ведутся в соответствии с графиком.

По мнению ряда специалистов в сфере реализации концессионных соглашений, концессионный опыт Волгоградского региона уникален не только в пределах РФ, но и в Европе. Проект такого масштаба пока остается единственным в России. Реализуя его, органы власти Волгоградской области формируют новую нормативную базу и по другим объектам коммунальной сферы, в том числе, по тепловому хозяйству.

В части реализации концессионных соглашений в тепловом хозяйстве отметим, что между администрацией Волгограда и МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» с одной стороны и ООО «Концессии теплоснабжения» с другой стороны 22.09.2016 было заключено концессионное соглашение сроком на 30 лет и объемом инвестиций порядка 20 млрд руб., согласно которому осуществляется передача в управление концессионеру 700 объектов недвижимого имущества, в том числе 124 котельных, 321 ЦТП и насосных станций, а также 946,5 км теплосетей МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство».

Потребность в заключении данного соглашения была обусловлена тем, что с октября 2015 г. по апрель 2016 г. МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» находилось в процедуре банкротства. Износ оборудования учреждения на тот момент превышал 70%, а совокупная кредиторская задолженность согласно бухгалтерской отчетности приближалась к 6 млрд руб. Эти и другие факторы могли привести к потере имущества и стратегически значимого учреждения в целом. В таких условиях было принято решение о необходимости осуществления взаимодействия государства и частного бизнеса, позволяющего повысить надежность и качество теплоснабжения в регионе.

Согласно концессионному соглашению до конца 2019 г. концессионеру необходимо создать и/или реконструировать 65 км сетей теплоснабжения в двухтрубном исчислении, ликвидировать 6 убыточных неэффективных котельных, реконструировать 70 котельных и сетевые насосы еще для 50 котельных, а также восстановить рециркуляционные трубопроводы или установить центральные тепловые пункты (индивидуальные тепловые пункты). Реализация этих и других мероприятий приведет к повышению обеспеченности горячей водой для нужд минимум 100 жилых домов.

Итак, на основе анализа конкурсов и результатов реализации концессионных соглашений в регионах сформулируем

основные проблемы, существующие в данной области:

— отсутствие необходимого объема инвестиций. Концессионных соглашений, в которых инвестиции не предусмотрены, в последнее время становится меньше, однако они продолжают появляться, что является существенной недоработкой конкурсной документации [15];

— отсутствие значений долгосрочных параметров регулирования или некорректное их определение (базовый уровень операционных расходов, величина расчетной прибыли концессионера, целевые показатели по аварийности, технологическим потерям, удельному расходу топлива);

— передача в рамках одного концессионного соглашения нескольких объектов. Действующим законодательством не допускается совмещение различных видов деятельности в рамках одного концессионного соглашения;

— отсутствие обязательств обеспечения исполнения инвестиционных обязательств концессионера;

— отсутствие регистрации концессионных объектов и наличие на них обременения;

— отсутствие компетенций и средств у органов региональной власти на подготовку качественного конкурса.

Соответственно, положительные результаты взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений в регионах во многом определяются:

— формированием эффективной системы нормативно-правового регулирования, раскрывающей, в частности, порядок инициации и заключения концессионных соглашений с четким описанием принципов их заключения, сроков, ответственных лиц и др.;

— стабильностью политической конъюнктуры в регионе и отсутствием видимых политических рисков, которые могут

Финансовая аналитика: проблемы и решения

неблагоприятно отразиться на процессе реализации концессионных соглашений;

— наличием политической воли региональных органов власти, призванных учитывать положительные результаты, риски и выгоды от заключения концессионных соглашений в регионе;

- системным подходом к развитию инфраструктурного сектора региона и привлечению для этих целей внебюджетных средств (наличие стратегии развития

Financial Analytics: Science and Experience

инфраструктуры региона, концепции развития концепции в регионе, программы привлечения внебюджетных инвестиционных средств, в том числе с применением концессионных механизмов и др.);

— снижением рисков, оценку и управление которыми берет на себя частный инвестор;

— наличием грамотных специалистов в региональных органах власти, участвующих в реализации концессионных соглашений.

46 (2016) 18-31

Рисунок 1

Подходы к определению результативности Figure 1

Approaches to efficiency measurement

Источник: Удовикин А.В. Сущность и содержание управления результативностью деятельности предприятия // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. № 1. С. 157-161.

Source: Udovikin A.V. [The substance and content of corporate performance management]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = The Bulletin of Voronezh State Technical University, 2011, no. 1, pp. 157-161. (In Russ.)

Рисунок 2

Объем инвестиций по концессионным объектам коммунальной сферы на 2016 г., млн руб. Figure 2

Volume of investment per concession facility of the utilities sector in 2016, million RUB

Объекты освещения городских и сельских поселений

Объекты ТКО

Объекты теплоснабжения

Объекты водоснабжения и водоотведение

■ 11 S.5

П 145,5

1404 7 660 ,8 3,5

I 220,5

1151,5

5 41 £

] 61 ,Э

|579,6

843,2

0 1 000 2 000 3 000 4 000 5 000 6 000 10 000 50 000 90 000 I Инвестиции из федерального бюджета I Инвестиции из региональных бюджетов Объем частных инвестиций

Источник: Исследование концессионных соглашений в коммунальной сфере в 2016 г., подготовленное компанией RE Legal (группа компаний RE Group) и ассоциацией «Центр развития ГЧП»

Source: Research into concession agreements in the utilities sector in 2016 performed by RE Legal (a company of RE Group) and PPP Development Center

Рисунок 3

Структура расходов региональных бюджетов по объектам концессии в коммунальной сфере на 2016 г., % Figure 3

Items of regional budgetary spending per concession facilities in the utilities sector in 2016, percentage

45 40

35 30 25 20 15 10 5 0

45

15

3

1 I I

Объекты водоснабжения и водоотведение

Объекты теплоснабжения

Объекты ТКО

Объекты освещения городских и сельских поселений

Источник: Исследование концессионных соглашений в коммунальной сфере в 2016 г., подготовленное компанией RE Legal (группа компаний RE Group) и ассоциацией «Центр развития ГЧП»

Source: Research into concession agreements in the utilities sector in 2016 performed by RE Legal (a company of RE Group) and PPP Development Center

Рисунок 4

Проблемы, обусловившие потребность в заключении МУП «Горводоканал» концессионного соглашения Figure 4

Difficulties that made MUP Gorvodokanal enter into a concession agreement

Источник: Макаров С. Концессия волгоградского водоканала: особенности новой инвестиционной модели. URL: http://www. investinfra. ru/downloads/RosPromEco_SM. pdf

Source: Makarov S. Kontsessiya volgogradskogo vodokanala: osobennosti novoi investitsionnoi modeli [Concession of the Volgograd water utilities: specifics of a new investment model]. Available at: http://www.investinfra.ru/downloads/RosPromEco_SM.pdf. (In Russ.)

Рисунок 5

Ожидаемые эффекты от реализации МУП «Горводоканал» концессионного соглашения Figure 5

Expected effects of the concession agreement performed by MUP Gorvodokanal

Источник: Макаров С. Концессия волгоградского водоканала: особенности новой инвестиционной модели. URL: http://www. investinfra. ru/downloads/RosPromEco_SM. pdf

Source: Makarov S. Kontsessiya volgogradskogo vodokanala: osobennosti novoi investitsionnoi modeli [Concession of the Volgograd water utilities: specifics of a new investment model]. Available at: http://www.investinfra.ru/downloads/RosPromEco_SM.pdf. (In Russ.)

Список литературы

1. Федоренко И.В., Искрова В.Ю. Основные направления проведения аудита эффективности // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 4. С. 224-227.

2. Баранова И.В. Применение аналитических процедур в оценке эффективности использования бюджетных средств // Сибирская финансовая школа. 2008. № 5. С. 134-141.

3. Drucker P.F. The Practice of Management. New York: Harper & Row, 1954.

4. Удовикин А.В. Сущность и содержание управления результативностью деятельности предприятия // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. № 1. С. 157-161.

5. Удовикин А.В. Организационно-экономический механизм управления результативностью деятельности предприятия // Стандарты и качество. 2009. № 6. С. 73-78.

6. МесконМ.Х., АльбертМ.Б., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2007. 664 с.

7. Хатри Г.П. Мониторинг результативности в общественном секторе / пер. с англ. М.: Институт экономики города, 2005. 276 с.

8. Тишутина О.И., Михайлов А.В. Бюджетные расходы: вопросы эффективности, результативности и разработка системы показателей оценки // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С.194-198.

9. Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Проблемы повышения эффективности государственных расходов в России: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 111 с.

10. Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне. М.: Институт экономики города, 2002. 132 с.

11. Гукова A.B., Дорждеев A.B., Иншаков О.В., Шор Д.М. и др. Результативность и эффективность бюджетных расходов: монография. М.: Финансы, 2009. 720 с.

12. Частная инициатива в концессиях: международный опыт и перспективы становления в России. М.: Центр развития ГЧП, 2015. 36 с.

13. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России. М.: Центр развития ГЧП, 2014. 52 с.

14. Бик С. Рынок долгосрочных инвестиций в инфраструктуру: контуры и лидеры // Рынок ценных

бумаг. 2016. № 4. С. 13-18.

15. Короткова А. Стимулирование концессий в коммунальном хозяйстве // Коммунальный комплекс России. 2016. № 4.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Economic Policy

INTERACTION OF THE STATE AND PRIVATE BUSINESS UNDER CONCESSION AGREEMENTS Dmitrii M. SHORa,\ Inna M. SHORb

a Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation [email protected]

b Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation [email protected] • Corresponding author

Article history:

Received 15 November 2016 Received in revised form 28 November 2016 Accepted 13 December 2016

JEL classification: L32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: concession agreement, State, private business

Abstract

Importance The article unfolds the concept of efficacy of regional budgetary spending and analyzed the interaction of regional authorities and business when they implement concession agreements in the current conditions.

Objectives The research explores the specifics and analyzes the current issues of the interaction of the State and private business when they perform concession agreements.

Methods The research relies upon proceedings of economists concerning the improvement of efficacy of regional budgetary spending, studies of experts who deal with issues of the interaction of the State and private business as part of concession agreements. We applied systems analysis, subjective and objective analysis, economic and statistical analysis, and the dialectical method of research through general scientific methods and techniques.

Results We examined the contemporary practice for the State and private business to interact when implementing concession agreements.

Conclusions and Relevance Considering the State support to socio-economic development of the society, an increased efficacy of budgetary spending mainly depends on the implementation of concession agreements. The Russian regions have been demonstrating higher interest in such agreements. Regional authorities and private business come across certain difficulties in implementing concession agreements since there are no long-standing principles of regulation, obligations to ensure concession holders to fulfill their investment commitments. The interaction has positive effect and depends on an effective system for statutory and legislative regulation, stable political situation in the region, systems approach to developing the infrastructure sector of the region, etc.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The research was supported by the Russian Foundation for Humanities and the Administration of

the Volgograd Oblast as part of Scientific project No. 16-12-34017.

References

1. Fedorenko I.V., Iskrova V.Yu. [Key areas of performance audit]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2012, no. 4, pp. 224-227. (In Russ.)

2. Baranova I.V. [Analytical procedures for evaluating the efficiency of budgetary funds]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2008, no. 5, pp. 134-141. (In Russ.)

3. Drucker P.F. The Practice of Management. New York, Harper & Row, 1954.

4. Udovikin A.V. [The substance and content of corporate performance management]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = The Bulletin of Voronezh State Technical University, 2011, no. 1, pp. 157-161. (In Russ.)

5. Udovikin A.V. [The organizational and economic mechanism for corporate performance management]. Standarty i kachestvo = Standards and Quality, 2009, no. 6, pp. 73-78. (In Russ.)

6. Mescon M.H., Albert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Management]. Moscow, Vil'yams Publ., 2007, 664 p.

7. Hatry H.P. Monitoring rezul'tativnosti v obshchestvennom sektore [Performance Measurement: Getting Results]. Moscow, Institute for Urban Economics Publ., 2005, 276 p.

8. Pod"yablonskaya L.M., Pod"yablonskaya E.P. Problemy povysheniya effektivnosti gosudarstvennykh raskhodov v Rossii: monografiya [Issues of increasing public spending in Russia: a monograph]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2009, 111 p.

9. Tishutina O.I., Mikhailov A.V. [Budgetary spending: issues of efficiency, efficacy and development of the evaluation indicators system]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2012, no. 4, pp. 194-198. (In Russ.)

10. Garadzha M.Yu. Monitoring rezul'tativnosti byudzhetnykh raskhodov: osnovnye etapy vnedreniya na mestnom urovne [Monitoring the efficacy of budgetary spending: principal steps of its implementation at the local level]. Moscow, Institute for Urban Economics Publ., 2002, 132 p.

11. Gukova A.B., Dorzhdeev A.B., Inshakov O.V., Shor D.M., etc. Rezul'tativnost' i effektivnost' byudzhetnykh raskhodov: monografiya [Efficacy and efficiency of budgetary spending: a monograph]. Moscow, Finansy Publ., 2009, 720 p.

12. Chastnaya initsiativa v kontsessiyakh: mezhdunarodnyi opyt i perspektivy stanovleniya v Rossii [Private initiative in concessions: global expertise and development prospects in Russia]. Moscow, PPP Development Center Publ., 2015, 36 p.

13. Praktika primeneniya kontsessionnykh soglashenii dlya razvitiya regional'noi infrastruktury v Rossii [The practice of concession agreements for the regional infrastructure development in Russia]. Moscow, PPP Development Center Publ., 2014, 52 p.

14.Bik S. [The market of long-term investment in infrastructure: contours and leaders]. Rynok tsennykh bumag = Securities Market, 2016, no. 4, pp. 13-18. (In Russ.)

15.Korotkova A. [Stimulating concessions in the utilities sector]. Kommunal'nyi kompleks Rossii = Utilities Sector of Russia, 2016, no. 4. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.