Научная статья на тему 'ФИНАНСОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ'

ФИНАНСОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ФИНАНСОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ МОДЕЛИ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / РЕСУРСЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Е.В., Оганесян Т.Л., Осипова Е.И.

Данная статья посвящена актуальным вопросам реализации муниципальных программ с помощью использования финансовых моделей. Выявлено, что большинство муниципальных программ направлены на обеспечение стабильного социально-экономического развития территорий, а также на улучшение местной инфраструктуры. Рассмотрены дефиниции «финансового моделирования» сформированные отечественными и зарубежными учёными. Установлены подходы к рассмотрению муниципальных программ и существующие механизмы их финансирования. Отмечено, что в отличие от обычных коммерческих проектов или программ, муниципальные программы не всегда нацелены получить экономическую выгоду, зачастую они направлены на закрепление положительного социального эффекта. С помощью выборочного исследования инвестиционной активности в России выявлены проблемы, препятствующие финансированию муниципальных программ. Перед принятием решения о реализации той или иной муниципальной программы с помощью финансовой модели требуется проведение системной экспертизы, которая подразделяется на такие аспекты как инвестиционное моделирование, правовое моделирование, финансово-экономический анализ и социальное моделирование. Представлен процесс разработки финансовой модели муниципальной программы. В заключении обозначены практические рекомендации комплексной работы с применением финансового моделирования муниципальных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MODELING OF MUNICIPAL PROGRAMS

This article is devoted to topical issues of the implementation of municipal programs through the use of financial models. It is revealed that most municipal programs are aimed at ensuring stable socio-economic development of territories, as well as improving local infrastructure. The definitions of "financial modeling" formed by domestic and foreign scientists are considered. The approaches to the consideration of municipal programs and the existing mechanisms of their financing are established. It is noted that unlike conventional commercial projects or programs, municipal programs are not always aimed at obtaining economic benefits, they are often aimed at consolidating a positive social effect. With the help of a sample study of investment activity in Russia, the problems hindering the financing of municipal programs have been identified. Before making a decision on the implementation of a municipal program using a financial model, a systematic examination is required, which is divided into such aspects as investment modeling, legal modeling, financial and economic analysis and social modeling. The process of developing a financial model of a municipal program is presented. In conclusion, practical recommendations of complex work with the use of financial modeling of municipal programs are outlined.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

EDN: VEGXDE

Е.В. Смирнова - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности, институт экономики, управления и бизнеса, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, evsmirnova28@mail.ru;

E.V. Smirnova - candidate of economics, associate professor, department of economic security, institute of economics, management and business, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

Т.Л. Оганесян - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности, институт экономики, управления и бизнеса, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, oganesyant@mail.ru;

T.L. Oganesyan - candidate of economics, associate professor of the department of economic security, institute of economics, management and business, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

Е.И. Осипова - обучающаяся кафедры экономической безопасности, институт экономики, управления и бизнеса, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, lena.lenao2016@ya.ru;

E.I. Osipova - student of the department of economic security, institute of economics, management and business, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia.

ФИНАНСОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ FINANCIAL MODELING OF MUNICIPAL PROGRAMS

Аннотация. Данная статья посвящена актуальным вопросам реализации муниципальных программ с помощью использования финансовых моделей. Выявлено, что большинство муниципальных программ направлены на обеспечение стабильного социально-экономического развития территорий, а также на улучшение местной инфраструктуры. Рассмотрены дефиниции «финансового моделирования» сформированные отечественными и зарубежными учёными. Установлены подходы к рассмотрению муниципальных программ и существующие механизмы их финансирования. Отмечено, что в отличие от обычных коммерческих проектов или программ, муниципальные программы не всегда нацелены получить экономическую выгоду, зачастую они направлены на закрепление положительного социального эффекта. С помощью выборочного исследования инвестиционной активности в России выявлены проблемы, препятствующие финансированию муниципальных программ. Перед принятием решения о реализации той или иной муниципальной программы с помощью финансовой модели требуется проведение системной экспертизы, которая подразделяется на такие аспекты как инвестиционное моделирование, правовое моделирование, финансово-экономический анализ и социальное моделирование. Представлен процесс разработки финансовой модели муниципальной программы. В заключении обозначены практические рекомендации комплексной работы с применением финансового моделирования муниципальных программ.

Abstract. This article is devoted to topical issues of the implementation of municipal programs through the use of financial models. It is revealed that most municipal programs are aimed at ensuring stable socio-economic development of territories, as well as improving local infrastructure. The definitions of "financial modeling" formed by domestic and foreign scientists are considered. The approaches to the consideration of municipal programs and the existing mechanisms of their financing are established. It is noted that unlike conventional commercial projects or programs, municipal programs are not always aimed at obtaining economic benefits, they are often aimed at consolidating a positive social effect. With the help of a sample study of investment activity in Russia, the problems hindering the financing of municipal programs have been identified. Before making a decision on the implementation of a municipal program using a financial model, a systematic examination is required, which is divided into such aspects as investment modeling, legal modeling, financial and economic analysis and social modeling. The process of developing a financial model of a municipal program is presented. In conclusion, practical recommendations of complex work with the use of financial modeling of municipal programs are outlined.

Ключевые слова: Муниципальные программы, финансовое моделирование, финансовые модели, софинансирова-ние, федеральная адресная инвестиционная программа, ресурсы муниципального уровня, социально-экономическая обоснованность муниципальной программы.

Keywords: Municipal programs, financial modeling, financial models, co-financing, federal targeted investment program, municipal level resources, socio-economic validity of the municipal program.

Финансовое моделирование муниципальных программ является сложным, системным процессом, требующим детальной проработки каждого этапа построения модели. В связи с переходом в современное демократическое общество, в России становится всё более популярным реализация механизмов взаимодействия государственных, региональных и местных бюджетных секторов для финансирования муниципальных программ, в том числе с использованием средств институтов развития. Не смотря на то, что реализация муниципальных программ не является принципиально новым явлением, на практике мы вынуждены сталкиваться с реальным отсутствием методов внедрения программ, а также с недостаточным обеспечением финансового планирования, связанного с рисками и иными негативными аспектами.

Геополитическая напряженность возникает из-за существующих в России кризисных ситуаций, а доходы бюджета на всех уровнях сократились, что повлияет на развитие инфраструктуры в стране. Большинство муниципальных программ направлены на обеспечение стабильного социально-экономического развития территорий, а также на улучшение местной инфраструктуры. Данные объекты подчинены региональным и местным уровням власти, которые непосредственно сталкиваются с нехваткой бюджетных средств не только на модернизацию, но даже и на текущее поддержание инфраструктурных объектов, и если в одних регионах есть возможность финансировать инфраструктуру, то в других регионах бюджетных средств не всегда хватает.

Термин «финансовое моделирование» получил своё распространение в области оценки инвестиционных проектов, которые близки по своему содержанию и структуре с муниципальными программами. Финансовые модели предназначены для детального представления экономики программы с целью оценки эффективности и целесообразности её реализации [1]. Другими словами, финансовой моделью является любое экономическое обоснование управленческого решения. Для более широкого представления дефиниции финансового моделирования необходимо рассмотреть ее с точки зрения отечественных и зарубежных учёных (рисунок 1).

Автор определения интерпретация понятия «Финансовое моделирование»

11.Ю. Ведмедь это инструмент финансового управления, который используется для создания моделей процессов и объектов с целью ¡а изучения, анализа, тонирования и прогнозирования.

В. В. Бочаров это система применения математических и логических уравнений и параметров, с помощью которых выражают текучцую, инвестиционную и финансовую деятельность по .тоф' выполнения проекта.

Джефф Шмидт это процесс объединения исторической и прогнозируемой финансовой информации для принятия управленческих решений.

Майкл Дж. Бой7 это процесс создания сводки расходов и доходов программы в виде электронной таблицы, которую можно использовать для расчета влияния будущего события ил и решения.

Рошан Вайнганкар это процесс оценки финансовых результатов проекта с учетом всех соответствующих факторов, предположений о росте и риске и интерпретации их влияния.

Рисунок 1 - Интерпретации понятия «Финансовое моделирование»

Из рисунка 1 видно, что понятийный аппарат наиболее широко раскрыт у зарубежных учёных, поскольку использование финансовых моделей получило более широкое распространение в Америке и на Западе.

Подходы к рассмотрению муниципальных программ также довольно разнообразны. Муниципальные программы -это составляющие элементы соответствующих региональных и федеральных планов социального или социально-экономического развития. Они могут относиться к текущим или перспективным планам. Денежные средства, которые затрачиваются на исполнение программ целевого характера, формируют соответствующий бюджет. Муниципальные программы всегда представляют собой комплексные мероприятия, которые взаимоувязаны между собой по целям, задачам, срокам и исполнителям.

Муниципальные программы - это модернизированные системные проекты, целью которых является улучшение имеющихся и строительство (введение) новых объектов инфраструктуры. Являясь структурным элементом в системе целе-полагания государственного, регионального и муниципального управления, программы представляют собой переход от этапа к этапу посредством выполнения конкретных задач. В современной парадигме развития на уровне региональной власти уже определены направления и перечень инфраструктурных проектов, а также необходимый объём финансирования, которые закреплены в нормативно правовых актах территорий. Однако, даже с учётом установленного перечня, детальные проработки программ всё еще проводятся на недостаточном уровне [2].

Объективными проблемами, которые повсеместно встречаются на практике, являются осложнения связанные с выделением бюджетных средств на предоставление консультантов по подготовке муниципальных программ, которые в свою очередь разрабатываются штатными сотрудниками администраций, не имеющими достаточные компетенции в тех или иных вопросах.

Перед принятием решения о реализации той или иной муниципальной программы с помощью финансовой модели требуется проведение системной экспертизы, которая подразделяется на такие аспекты как инвестиционное моделирование, правовое моделирование, финансово-экономический анализ и социальное моделирование. В первую очередь данная экспертиза выявит степень эффективности реализации программы, целесообразность применения механизма использования модели, как с точки зрения бюджетной эффективности, так и социального эффекта.

В основе определения источников финансирования программы лежит непосредственная оценка системы управления, которая включает такие элементы как административное, техническое, финансовое и экономическое управление. С точки зрения проблематики моделирования, главным элементом является финансово-экономическое планирование программ [2].

В рамках сложившихся реалий, прослеживается частый отказ в финансировании, а также недостаточный уровень качества реализации муниципальных программ. Это связано с отсутствием глубоких разработок программ, качественных финансовых моделей, распределением рисков между органами власти. Стоит также отметить, что в отличие от обычных коммерческих проектов или программ, муниципальные программы не всегда нацелены получить экономическую выгоду, зачастую они направлены на закрепление положительного социального эффекта.

Существенное значение, прежде всего, также должно уделяться анализу денежных потоков программы. Нетривиальность такого процесса как реализация муниципальных программ объясняется тем, что финансирование не всегда подразумевает под собой долговые обязательства [3]. Разработаны дифференцированные методы финансовой поддержки, которые в ряде случаев не исключают проблемы в ходе реализации программ. Модели поддержки необходимо разрабатывать в каждом отдельном случае индивидуально, в зависимости от простоты, сроков и исполнителей.

На данный момент в России сформированы источники финансовых средств для муниципальных программ, проблемы использования которых, представлены на рисунке 2.

С помощью выборочного исследования инвестиционной активности в России выявлены проблемы (рисунок 2), препятствующие финансированию муниципальных программ:

1) затяжной характер принятия решений со стороны государственных органов власти в области софинансирования;

2) отсутствие в России сформированного по отраслям реестра муниципальных программ;

3) недостаток эффективных инструментов привлечения долгосрочного финансирования муниципальных программ;

4) ограничения суммы финансирования программ, что является ограничением для финансирования региональных проектов;

5) недостаточный уровень проведения финансового анализа.

Финансовый анализ подразумевает под собой неотъемлемую часть планирования документов программы. Практики выявляют здесь целый ряд проблем, например, такие как отсутствие точки соприкосновения интересов в части назначения муниципальных программ, что приводит к снижению ценности финансового моделирования и понижает эффективность реализации программ [4]. Поэтому необходимо исследование основных моментов проектирования, построения и анализа эффективных финансовых моделей муниципальных программ. Дальнейшим этапом становится стратегическое исследование расчётов с целью разработки точной финансовой модели, что является одной из главных задач в процессе реализации программ. Этапы разработки финансовой модели представлены ниже (рисунок 3).

Источники финансовых средств

Средства федеральных адресных инвестиционных программ

Государственные корпорации Банковские средства Акционерное участие

Инфраструктурные депозиты

Государственные и регггональные средство бюджета

Проблемы использования

Доступны только для опредетенных проектов, ocyufecmeieHiie дея тетьно-сти по организации строитетъства (реконструкции или модернизации)

финансирование со стороны госу дарственных карпораций может быть точечно использовано для опредетенных проектов

Крайне ограничено ввиду отсутствия долг осрочной ликвидности

Крайне ограничено ввиду: необходимости средств для софннансирования основной деятельности

Механизм депозита под гарантии госу дарства для вчожения в муниципальные программы в России не развит.

Гяжечая процедура учета взагшных интересов и их согласования

Рисунок 2 - Проблемы использования источников финансовых средств для муниципальных программ

Этап Процесс

Рисунок 3 - Процесс разработки финансовой модели муниципальной программы

Финансовая модель используется по-разному во время разработки и непосредственно в процессе реализации муниципальной программы:

1) целесообразность и социально-экономическая обоснованность муниципальной программы с точки зрения государственного или регионального органа: модель содержит прогноз затрат и сроков исполнения, а также возможность возникновения рисков;

2) поиск подходящих финансовых условий и источников, выбор механизма бюджетирования. В случае использования одного из источников финансирования муниципальных программ (например, Федеральная адресная инвестиционная программа) необходимо также подтверждение наличия всех требований для использования данных каналов финансирования (программа содержит перечень объектов социального, производственного и специального комплексов, в которые направляются инвестиции в рамках соответствующей ФЦП);

3) в случае, если для реализации программы потребуется погашение задолженностей перед заёмщиками, необходимо будет произвести расчёт платежей за долговые обязательства;

4) осуществление проверки добросовестности исполнителей (подрядчиков, поставщиков) установленных работ, товаров и услуг, необходимых для реализации муниципальной программы;

5) расчет платежей за услуги там, где они зависят от процентных ставок на финансовом закрытии.

Внедрение таких нововведений как финансовая модель всегда должна сопровождаться комплексной работой звеньев управления, для достижения требуемого эффекта. В первую очередь необходимо развивать систему коммуникаций и оперативного обмена информацией между исполнителями муниципальных программ, в том числе для учёта интересов всех сторон участвующих в осуществлении проектов и страхования программ, связанных с исполнением обязательств государственными или региональными органами власти [5].

В зарубежной практике встречаются методики, позволяющие объединить некоторое количество муниципальных заказов в единый «лот», для привлечения единого источника финансирования сразу для всех объектов. Данным опыт мог бы положительно отразиться на применении в отечественной практике, с учётом того, что в муниципальных образованиях довольно часто проблемы носят смежный характер.

Следует отметить, что осуществление контроля над реализацией программ носят формальный характер, в то время как современные технологии позволяют проводить анализ и оценку в открытом доступе, с целью сделать данную практику публичной. Привлечение внимания к стратегически важным расчётам (оценка системы управления) для получения глубокой и точно структурированной финансовой модели является одним из самых важных векторов в процессе реализации муниципальных программ. Предложенная схема построения финансовой модели и ее сопровождение комплексными работами звеньев управления, а также учёт интересов всех участников планирования должны обеспечить получение максимально благоприятного экономического и социального эффекта.

Источники:

1. Ведмедь И.Ю. Понятие и сущность финансового моделирования // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 10. С. 1-4.

2. Трубицын, С. Т. Бюджетное финансирование государственных/ муниципальных программ / С. Т. Трубицын // Студенческий. 2020.

№ 30-2(116). С. 28-31.

3. Ибрагимова, А. А. Особенности финансового моделирования / А. А. Ибрагимова // Ростовский научный вестник. 2021. № 4. С. 101-102.

4. Махкамова, Г. М. Моделирование развития социально-экономической системы государства в контексте финансовой инклюзии / Г.

М. Махкамова, В. А. Няргинен // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022. № 4 (138). С. 97-108.

5. Лисица, М. И. Финансовое моделирование: Учебник / М. И. Лисица. Санкт-Петербург : РАЙТ ПРИНТ ЮГ. 2020. 264 с.

EDN: VWOQPX

А.А. Халяпин - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, wamp__1@rambler.ru,

A.A. Khalyapin - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Ю.А. Усачева - студент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, julia-301299@mail.ru,

Yu.A. Usacheva - student, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

А.И. Гук - студент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, 89189931083@mail.ru,

A.I. Guk - student, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПОРТФЕЛЕМ MODERN INVESTMENT PORTFOLIO MANAGEMENT STRATEGIES

Аннотация. Современный инвестиционный рынок предлагает широкий спектр возможностей для вложения активов. При этом развитие сектора портфельных инвестиций оказывает безусловное влияние на благосостояние населения и уровень развития страновой экономики. В свою очередь эффективность применения той или иной стратегии управления инвестиционным портфелем определяет показатели всего сектора коллективного инвестирования. В статье рассматривается многообразие видов стратегий управления инвестиционном портфелем на современном этапе рыночного развития. Актуальность темы обуславливается ростом популярности фондового рынка в качестве инструмента преумножения средств в условиях непрекращающегося санкционного давления на экономику Российской Федерации. Рассмотрены применимая нормативно-правовая база, основные характеристики современных стратегий управления инвестиционным портфелем и факторы, определяющие выбор последней. В качестве примера рассмотрены три субстратегии пассивного инвестирования. Сформулирован вывод о выборе подхода к использованию той или иной стратегии управления инвестиционным портфелем.

Abstract. The modern investment market offers a wide range of opportunities for investing assets. At the same time, the development of the portfolio investment sector has an unconditional impact on the well-being of the population and the level of development of the country's economy. In turn, the effectiveness of applying a particular investment portfolio management strategy determines the performance of the entire collective investment sector. The article examines the variety of types of investment portfolio management strategies at the present stage of market development. The relevance of the topic is caused by the growing popularity of the stock market as a tool for multiplying funds in the conditions of incessant sanctions pressure on the economy of the Russian Federation. The applicable regulatory framework, the main characteristics of modern investment portfolio management strategies and the factors determining the choice of the latter are considered. Three sub-strategies of passive investment are considered as an example. The conclusion about the choice of approach to the use of a particular management strategy is formulated.

Ключевые слова: фондовые рынок, ценные бумаги, финансовые активы, инвестирование, инвестиционный портфель.

Keywords: stock market, securities, financial assets, investing, investment portfolio.

Развитие современного общества на сегодняшний день характеризуется перманентными изменениями окружающей среды и свободой деловой конкуренции на рынке капиталов в вопросе привлечения инвестиций. При этом аспект стратегического инвестирования крайне важен для любого типа инвестора, будь то физическое лицо, организация или институциональный экономический агент. Именно управление инвестиционным портфелем представляется одним из наиболее действенных источников накопления финансового капитала. Выбор той или иной стратегии управления инвестиционным портфелем должен учитывать целеполагание на этапе формирования, тип портфеля, инструменты и механизмы его управления, структуру и состав, а также вопросы оценки, мониторинга и ревизии портфеля [2].

Актуальность исследуемой темы обуславливается положительной динамикой спроса на использование фондового рынка и ценных бумаг в качестве основного инструмента сбережения, накопления и капитализации финансовых средств для частных инвесторов и юридических лиц. Согласно обзору ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг, за II квартал 2022 г. количество клиентов на брокерском обслуживании демонстрирует устойчивый рост (рисунок 1).

Данные диаграммы свидетельствуют о восстановлении интереса к акциям и облигациям резидентов, что влечет за собой устойчивый рост клиентской базы брокеров. Однако темпы роста в 2022 году замедлились по причине снижения торговой активности. В то же время, в России достаточно остро стоит вопрос финансовой грамотности населения. Согласно статистике, представленной в открытом доступе Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации, численность населения с денежными доходами ниже границы бедности в целом по стране в 2021 году составила 16,1 млн чел., что составляет 11 % от общей численности населения. Данные статистики 2022 года, только подтверждают положительную динамику данного показателя. Так, за I квартал численность населения, чьи доходы оказались ниже границы бедности составила 20,9 млн чел. или 14,3 % от общей численности [6]. Инвестиционный портфель в данном случае становится действенным средством сохранения и преумножения средств. Однако для достижения положительных результатов инвестирования необходимо понимать сущность существующих стратегий управления инвестиционным портфелем и уметь их правильно применять. К тому же, увеличение рисков на рынке ценных бумаг на фоне затянувшегося мирового кризиса требует постоянного совершенствования качества управления инвестиционным портфелем [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.