43 (85) - 2011
Математические методы анализа
в экономике
УДК 334.723
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ: МЕТОДОЛОГИЯ И МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ*
Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi.rssi.ru
О. Е. ХРУСТАЛЁВ,
кандидат экономических наук, научный сотрудник E-mail: stalev777@yandex.ru Центральный экономико-математический институт РАН
Статья посвящена рассмотрению ряда мер государственного регулирования финансово-промышленной сферы, направленных на интеграцию капиталов и повышение эффективности научно-технической и инновационной политики, обеспечивающих устойчивый рост отечественной экономики.
Ключевые слова: промышленность, производство, инновационная экономика, банк, система, научно-производственный потенциал, прогнозирование, системный подход, эффективность, развитие, интеграция, процесс, экономико-математическое моделирование.
Введение. Получивший широкое распространение в сегодняшней России термин «финансово-промышленная группа» (ФПГ) может употребляться в двух взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях.
В широком смысле им обозначаются любые формы относительно устойчивого сотрудничества и
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-02-00236-а).
взаимопроникновения промышленного и финансового капитала. В этом смысле финансово-промышленная группа - совокупность кредитно-финансовых организаций (банки, лизинговые и страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), промышленных и торговых компаний, связанных между собой долговременными кооперационными, кредитными и акционерными отношениями.
В более узком смысле под ФПГ понимается такая форма интеграции промышленных и финансовых структур, которая удовлетворяет критериям, зафиксированным в соответствующих законодательных актах Российской Федерации, и сопровождается официальным признанием и включением в Государственный реестр ФПГ.
Российское законодательство определяет финансово-промышленную группу как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интег-
рации для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
При анализе интеграционных процессов в экономике разграничение ФПГ на фактические и официальные имеет второстепенное значение, хотя условия получения и роль официального статуса ФПГ заслуживают дополнительного внимания. Однако, в целом, проблематика ФПГ не замыкается на официальных группах [3, 5, 7, 8, 16, 17].
Необходимость и значимость интеграции предприятий в финансово-промышленные группы во многом определяется тем, насколько взаимоувязаны в группе механизмы повышения и перераспределения эффекта объединения. Сомнение отдельных участников в том, что их интересы могут остаться без внимания, тормозит формирование ФПГ в российской экономике. Этими же обстоятельствами обусловлено и медленное становление транснациональных финансово-промышленных групп с участием России.
Моделирование процессов интеграции. Для определения наиболее рационального баланса интересов между участниками ФПГ целесообразно применить модельный анализ финансово-промышленных групп. Иллюстрацией здесь может быть исследование инновационных качеств ФПГ, определяющих их стратегические конкурентные преимущества, которые связаны как с обеспечением спроса на новую продукцию со стороны партнеров по группе, так и с финансированием инновационной деятельности кредитно-финансовыми учреждениями ФПГ.
Участие банка в капитале фирмы-потребителя новой продукции усиливает заинтересованность банка в кредитовании разработки и производства этой продукции. Эти связи по капиталу между участниками ФПГ снижают уровень процента, при котором для банка оправдано кредитование производства новой продукции. Вместе с тем не могут быть экономически целесообразными любые кредиты такого рода. Для определения условий, при которых финансирование нового производства рационально, для нахождения эффективных масштабов его кредитования, масштабов участия банка в капитале промышленных предприятий необходим количественный анализ. В этом и состоит задача моделирования инновационного эффекта интеграции
банковского и промышленного капиталов. Условно могут быть выделены три типа моделей: репрезентативные, регрессионные и концептуальные.
Первые стремятся к полноте охвата моделью многообразных факторов, внешних и управляемых параметров, к фиксации в модели возможно более широкого спектра связей. Однако чем больше связей включено в моделирование, тем больше оснований говорить о модели как о заложнице исходных представлений о характере изначально фиксируемых зависимостей.
Регрессионные модели выявляют статистически значимые связи.
Концептуальные модели помогают раскрытию природы экономических явлений на основании выделения ключевых предпосылок их существования и помогают установить характер зависимостей [9, 11].
Привычность для российских специалистов постановки задач управления в больших экономических системах, опыт моделирования таких систем благоприятствуют построению репрезентационных моделей ФПГ. В условиях неотлаженности межкорпоративных связей соответствующие расчеты способны дать существенный эффект с точки зрения оптимизации налоговой ответственности, экономии оборотных средств и т. п. В сложившихся условиях такого рода экономия нередко оказывается для группирующихся предприятий спасительной в буквальном смысле слова.
Хотя история большинства отечественных финансово-промышленных групп коротка, а реальные сведения о них скудны, первые регрессионные модели российских ФПГ уже появились. При изобилии моделей, которые являются или могут быть интерпретированы как модели централизации корпоративных решений, модели коалиционных действий, модели межкорпоративного маневрирования ресурсами, ряд аспектов экономической интеграции требует продвижения в их модельном представлении. Принципиально важными направлениями модельного анализа финансово-промышленных групп являются:
- согласование в рамках ФПГ инвестиционных решений и распределения прибыли от реализации соответствующих инвестиционных проектов;
- согласование акционерных, кредитных и кооперационных связей вдоль технологических цепочек;
- инновационные достоинства ФПГ;
- ФПГ как механизм взаимного страхования участников группы;
- особенности соотношения в ФПГ интересов собственников, управляющих и работников, влияние этого соотношения на поведение группирующихся предприятий;
- ФПГ и повышение отдачи от имеющихся производственных ресурсов.
В практическом плане наибольшие результаты пока достигнуты в моделировании интеграционных эффектов, связанных с маневрированием ресурсами при реализации производственной и инвестиционной программ ФПГ. Поддается оценке, в частности, экономия оборотных средств при взаимодействии предприятий в рамках финансово-промышленной группы.
С точки зрения реализации стратегических преимуществ ФПГ особенно важно выявление зависимостей, характеризующих инвестиционные и инновационные процессы в этих структурах. Моделирование таких процессов должно помочь российским ФПГ в решении стратегических задач.
Модель финансово-промышленной группы. Взаимоотношения в рамках ФПГ между банком, предприятием-производителем новой продукции и предприятием-потребителем ее могут быть представлены моделями [4, 12].
Действия предприятия-потребителя новой продукции описываются задачей:
&(У) - РУ ^ шах, (1)
У > 0, (2)
где G(y) - ру - уровень прибыли при использовании новых производственных ресурсов У; р - цена этих ресурсов.
Отдача от нового оборудования происходит на протяжении ряда лет. Если рассматривать задачу (1) как описывающую годовой период времени, то р оправдано интерпретировать в качестве ставки лизинговых платежей.
Поведение предприятия-производителя новой продукции описывается задачей:
рЕ(2) - к2 ^ шах, (3)
г > 0, 2 (4)
где Е(2) - уровень производства этой продукции при объеме кредитовании г; к - доля погашения кредита за рассматриваемый интервал времени вместе с процентом за кредит.
Действия банка описывает задача:
d[G(y) - py] + hx ^ max, (5)
d, x
x + G(0)d / n + d(ц-г|) < Q, (6)
1 > d > 0, x > 0, (7)
где G(0) - уровень прибыли без обновления производства;
П, ц - параметры, определяющие цену пакета акций;
Q - исходные финансовые ресурсы банка, направляемые либо на кредитование в объеме x производства новой продукции, либо на приобретение доли d участия банка в акционерном капитале предприятия-потребителя этой продукции, а следовательно, и доли в его прибылях.
Цена акций задается в модели таким образом, что зависит от доли приобретаемого участия в акционерном капитале. Чем больше эта доля, тем дороже в среднем обойдется скупка акций. При покупке незначительного пакета акций (d = в) его цена приближается к G(0) в/п. Без осуществления инноваций финансовая отдача от таких инвестиций за рассматриваемый период составит п.
При скупке всех акций (d = 1) цена такого пакета акций достигнет G(0)/^ а отдача от этих инвестиций в условиях отсутствия инноваций составит ц, 0 < ц < п.
В модели (1) - (7) не представлены возможности влияния на внутригрупповые цены со стороны отдельных участников ФПГ. Выработка общей политики цен в рамках такой группы - один из аспектов ее деятельности. Модель не только описывает взаимоотношения в сфере поставок продукции, кредитования, размещения акций, но и отражает процесс определения цен, при котором ни один из участников не использует монопольных рычагов по отношению к партнерам по своей ФПГ.
Условия кредитования при вхождении банка в состав ФПГ. Обозначим через h_- уровень отдачи финансовых ресурсов при использовании их вне ФПГ. Если отдача от ресурсов банка, выделенных для внутригруппового использования, уступает h, это указывает на необходимость пересмотра величины Q. Для банка критерием того, что его участие в объеме Q в деятельности группы оправдано, является выполнение соотношения
d[G(y) - py] + hx/Q > h. Цель анализа модели (1) - (7) состоит в определении условий, при которых кредитование производства новой продукции будет осуществляться, даже если прямая отдача от таких инвестиций (т. е. h)
окажется меньше, чем от финансирования внешних проектов.
Если банк не имеет и не приобретает доли участия в капитале предприятия-потребителя, то чтобы ресурсы x* > 0 были направлены в новое производство, необходимо чтобы G'X (F(x*)) > h. В таком случае новая продукция может быть продана потребителю по цене p = G' (F(x*)), а кредиты взяты по цене h = pF' (x*) > h. Следовательно, без участия банка в акционерном капитале партнеров по ФПГ внутригрупповая цена кредита h не уступает рыночной цене h
Здесь и далее G'X (F (а)) обозначает производную композиции функций G (F (x)) по x в точке x = a; G' (F(а)) и G'(F (а)) - производную функции G (у) в точке y = F (а). Когда F (x) является вектор-функцией, G'(F (а)) - вектор частных производных.
Рассмотрим ситуацию, когда доля участия банка в капитале предприятия-потребителя уже была приобретена ранее.
Задача банка в таком случае принимает вид: hx ^ max,
0 < x <Q.
Для модифицированной таким образом модели ФПГ очевидно, что если G (F (Q)) - G' (F (Q)) F (Q) > 0 и d > 0, то неравенство h < h не исключает соблюдения соотношения d [G (у) - py] + hx/Q > h. Это требование к отдаче от внутригрупповых инвестиций будет выполнено при [G(F (Q)) -G' (F (Q)) F(Q)] / Q > h - h.
Здесь, однако, отдача определяется без учета понесенных ранее банком расходов на покупку акций. Для выяснения, сохранится ли эффект снижения финансового порога реализуемости нововведений для производителя новой продукции (т. е. уровня h) в более общем случае, когда вопрос о доле участия в капитале предприятия-потребителя этой продукции решается банком одновременно с проблемой кредитования ее производства, необходим дополнительный модельный анализ.
Полезно определить условия, при которых в рамках представленной модели внутригрупповых отношений достижим взаимоприемлемый баланс интересов участников финансово-промышленной группы, т. е. в ней существует экономическое равновесие.
Набор (p*, h*, y*, z*, d*, x*) выступает экономическим равновесием в модели ФПГ, еслиy*, z*, (d*, x*) являются решениями соответственно задачи предприятия-потребителя, задачи производителя
новой продукции и задачи банка при р = р*, h = к* и, сверх того, выполнены балансовые условия: у* < ^ р*у* = p*F (г*), z* < х*, h*z* = h*x*.
Методы и механизмы регулирования финансово-кредитной сферы наукоемких производств. Согласно современным научным представлениям, в ряде передовых стран в технологическом отношении и в мировом хозяйстве в целом в последние десятилетия сформировался и утвердился в качестве доминирующего инновационный тип экономического роста. В его основе - система получения знаний и воплощения их в инновации, а также механизмы расширенного воспроизводства и капитализации инноваций. Эффективность этих механизмов определяет инновационную способность экономики -способность создавать и осуществлять диффузию новшеств в хозяйственной среде [1, 2, 10].
Для России, обладающей передовой наукой, культурой и системой образования, инновационный путь роста благосостояния общества наиболее перспективен. При этом задача ускорения темпов экономического роста на инновационных основах должна решаться путем сочетания действий на двух основных направлениях хозяйственного развития:
- организация эффективного рынка, в том числе его инновационного сегмента, обеспечивающего широкую диффузию новшеств;
- осуществление централизованно управляемой структурной трансформации экономики на основе создания благоприятных условий для широкого распространения прогрессивных технологий и свертывания устаревших производств.
Существующий в настоящее время рынок индустриально и научно-технически развитых стран может быть представлен как устойчивый комплекс компаний, банков, государственных и общественных организаций. Для этого комплекса характерны сложные связи и взаимоотношения между его элементами как на почве финансовой и производственной кооперации, так и в виде конкурентной борьбы. Но сам общий контур прямых и обратных связей в процессе обновления продуктов и технологий достаточно очевиден (см. рисунок).
Поддержание высокой эффективности функционирования рынка в долгосрочном плане направлено на обеспечение прогрессивных технологических сдвигов в экономике. Достигается эта цель путем комбинирования рыночного и централизованного регулирования хозяйственной деятельности, пре-
Блок 1. «Научные исследования и разработки»
Научные продукты, инновации, совершенствование продуктов и технологий
Блок 2. «Промышленное освоение и производство»
Опытное и серийное производство, применение новых технологий, продуктов, материалов, процессов
Блок 3. «Экономический»
Затраты и цены, выход на рынок, продвижение новых продуктов, доход от продаж и его распределение
Блок 4. «Финансовый»
Финансовое обеспечение исследований и разработок, промышленного освоения и диффузии новшеств
Схема прямых и обратных связей в механизме обновления продуктов и технологий
жде всего в сфере создания и распространения новшеств.
Для достижения цели стратегическое планирование стабильного и эффективного функционирующего хозяйствующего субъекта должно быть направлено на решение целого комплекса взаимоувязанных задач управления, главными из которых являются: маркетинговые исследования рынка и адаптация его к текущим и перспективным запросам; инвестиционное обеспечение производства и воспроизводства за счет рациональной организации денежных потоков и заимствований; развитие научно-экспериментальной и производственной базы, направленное на их техническое перевооружение, на создание и использование научно-технических, технологических, конструкторских и инвестиционных заделов в обеспечение конкурентного превосходства собственной продукции; совершенствование ценообразования, улучшение структуры и состава кадрового потенциала и т. д.
Доминантные направления финансовой политики. Меры по формированию целостной инфраструктуры инновационной системы и поддержке деятельности составляющих ее элементов должны дополняться так называемыми инструментами концентрированного воздействия, формирующими финансовую и налоговую поддержку прямого, косвенного и инициирующего воздействия [6, 13].
Прямое государственное поощрение. Прямое государственное субсидирование является существенной составной частью набора инструментов,
используемого для поддержки инновационного развития, активизации инвестиций в новации частных компаний и формирования необходимого инфраструктурного обеспечения. Прямые меры оказываются особенно эффективными, когда они прозрачны, доступны для компаний и ориентированы на запросы частного сектора. Они менее результативны в случае их недостаточной целевой и содержательной структуризации и адаптации к меняющимся условиям. Наилучшие результаты достигаются при использовании компактного комплекса мероприятий, отличающихся высокой гибкостью.
Прямое бюджетное поощрение может включать следующие мероприятия:
- поддержка организаций общественного сектора в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), ориентированных на потребности промышленности; стимулирование повышения квалификационного уровня и мобильности занятого в инновационной сфере управленческого, научного, инженерно-технического и рабочего персонала; целевая поддержка научных исследований частного сектора. Здесь усилия должны концентрироваться на поддержке мелких и средних предприятий и осуществляемых совместно различными фирмами кооперационных проектов научных исследований, находящихся на предконкурсной стадии разработки, предполагающей создание технологических или продуктовых прототипов. В результате произойдет замещение безвозмездных субсидий на заемные средства, предоставляемые под определенные условия;
перераспределение научно-исследовательских ресурсов для повышения инновационной активности путем сближения задач науки и промышленности. Оно должно ориентироваться на содействие в предоставлении компаниям производственных площадей на территории НИИ и университетов (и в обратном направлении),
в формировании бизнес-инкубаторов, научных и технологических парков, лизинговых и консалтинговых центров и др.;
- реализация инициатив по формированию инфраструктурных взаимосвязей, которые стимулировали бы образование организационных структур по обмену научно-технической и экономической (маркетинговой) информацией, а также прогнозные исследования, на основе результатов которых можно было бы составить суждение о закономерностях текущего и перспективного развития инновационных систем;
- посредническая деятельность, ориентирующаяся на поддержку создания информационных баз данных об инновационной активности, агентств по передаче технологий, оказания консультационных услуг, предоставления доступа к патентной информации, проведения демонстраций разрабатываемых новаций и ряда других вспомогательных мероприятий. Она должна осуществляться преимущественно в интересах мелких и средних предприятий, испытывающих острую потребность в подобных услугах из-за нехватки собственных ресурсов;
- системные меры, объединяющие комплекс скоординированных инструментов, применение которых должно иметь своей целью устранение сложных структурных недостатков инновационных систем. Они должны быть направлены на совершенствование деятельности субъектов инновационного кластера - сети фирм, научных учреждений, поддерживающих организации и потребителей, взаимосвязанных в одну цепочку для извлечения взаимной выгоды. Большое значение в совокупности таких мер должно придаваться государственным закупкам технологий, рациональное осуществление которых требует формирования развитой государственной сферы НИОКР и специализированных правительственных агентств.
Косвенное финансовое поощрение. Наблюдаемая в последние годы в развитых рыночных странах тенденция к усилению либеральных принципов в регулировании экономического развития содействует заметному расширению использования косвенных методов финансового поощрения в виде налоговых скидок. Специфика и особенности развития институционального устройства российской экономики и, в частности, различия в существую-
щих системах налогообложения, а также корпоративного законодательства, требуют разработки различных схем предоставления налоговых льгот и их преимущественное использование в группе инновационных отраслей. Одним из их вариантов являются амортизационные схемы, специальные налоговые скидки на капиталовложения в сферу НИОКР, а также схемы, снижающие корпоративную задолженность по налоговым платежам.
Меры инициирующего воздействия. Стимулирование венчурного (рискового) финансирования и гарантирование заемного и акционерного финансирования выступают в качестве главных инструментов так называемого инициирующего воздействия на инновационное развитие.
Финансовое обеспечение инновационной деятельности компаний [14], особенно мелких и средних, происходит в настоящее время преимущественно за счет внешних источников, главным образом, в форме инвестиций в акционерный капитал или заемных средств, привлекаемых с рынков рискового капитала. Это само по себе уже позитивное явление, поскольку позволяет этим компаниям осуществлять финансирование инноваций и/или технического перевооружения без ущерба для социальной функции, например, для заработной платы всего персонала. В этой ситуации рисковое финансирование является сегодня одним из важнейших инструментов реализации инновационных проектов и должно служить приоритетным направлением государственного и интеграционного регулирования с использованием широкого комплекса мер как косвенного, так и прямого воздействия.
Косвенное регулирование необходимо сконцентрировать на формировании благоприятных условий для рискового финансирования [15]. Для этого нужно активно использовать инструменты налоговой политики, банковского законодательства, законодательства о защите прав интеллектуальной собственности, о государственной поддержке и правилах конкуренции.
Государственное участие в поддержке рисковых инвестиций может заключаться в разработке специальных программ предоставления гарантий, которые можно условно разделить на две категории - горизонтальные и целевые. Первые предназначены для широкого круга компаний, включая мелкие и средние предприятия обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Вторые, напротив, концентрируются на ограниченном числе фирм, представляющих,
главным образом, вновь образуемые компании и инновационные предприятия. Еще одной формой являются гарантии на активы, предусматривающие возмещение потерь, связанных с инвестициями в акционерный капитал. Этот вид гарантий нацелен на поддержку финансирования активов малых новых и вновь создаваемых инновационных компаний при содействии фондов рискового капитала.
На базе существующих российских компаний, имеющих международный опыт работы на рынках высокотехнологичной продукции, целесообразно создать крупные инновационно-маркетинговые центры для продвижения российской продукции. Эти центры вместе с государственными органами, курирующими внешнеэкономическую деятельность, должны разработать механизмы обеспечения более широкого присутствия такой продукции на мировых рынках, включая меры государственного лоббирования.
Основные усилия отечественных компаний следует направить на расширение не только внутреннего российского рынка, но и рынков стран СНГ, и на увеличение их доли на этих рынках за счет производства конкурентоспособных продукции и услуг.
Государство в лице федеральной власти должно содействовать целесообразному присоединению к процессу создания глобальных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимают Европейская бизнес-сеть (European Business Network - EBN) и сеть инновационных центров (Innovation Relay Centers - IRC). Переход к инновационному типу роста - глобальный процесс, и он влияет на формирование потенциала роста в России, на его качество, устойчивость и возможность ускорения в той мере, в какой и как Россия встроена в мирохозяйственные связи и их инновационные контуры.
Заключение. Становление в России инновационного рынка, одного из ключевых элементов в механизме развития интенсивных отраслей народного хозяйства, обеспечивающего необходимый стране устойчивый экономический рост, должно поддерживаться квалифицированным научно-техническим, технологическим и финансовым менеджментом. Появление новой сферы - инновационной предпринимательской деятельности, ее существенное расширение на рыночной законодательной и хозяйственной основе делает востребованной интеграцию промышленных и финансовых структур, а также соответствующих специалистов-менеджеров новой формации. Им необходимо не только обладать науч-
ными и инженерными знаниями, уметь применить отечественный и зарубежный опыт, накопленный в области востребованных самоокупаемых инноваций, знать и даже предвидеть потребительские свойства новшеств, владеть методами их маркетинга в условиях конкуренции. Главное - они должны уметь выполнить квалифицированное технико-экономическое обоснование коммерческой эффективности инновационного проекта, дать оценку его технико-технологической реализуемости, адекватную конкретным производственным и финансово-экономическим условиям каждого гипотетического потребителя новшества. Выполненное исследование убедительно подтверждает существование синер-гетического эффекта процесса реорганизации, при котором взаимодополнение различных ресурсов объединяемых предприятий приводит к совокупному результату, превышающему сумму результатов разрозненных предприятий.
Среди полученных и изложенных научных результатов можно отметить следующие:
- интеграция групп предприятий и банков означает не только укрепление общей маркетинговой позиции на рынке, но и консолидацию их промышленного, научно-технического, технологического, кадрового, финансового, интеллектуального и потребительского потенциалов (капиталов) на основе единства стратегических целей их функционирования и системы управления ими, учета интересов каждого предприятия, соблюдения правил корпоративного поведения, распределения ответственности;
- основные причины, побуждающие предприятия осуществлять интеграционные трансформации, классифицированы в три группы. Эти действия предпринимаются, во-первых, для приобретения определенных преимуществ и выгод от усиления финансового, научно-технологического и кадрового потенциала, снижения издержек, расширения рыночных ниш, улучшения менеджмента, в том числе и путем более рационального распределения полномочий в иерархической системе управления, и т. д. Во-вторых, для превентивной защиты от негативных изменений на рынках, от усиления противостояния конкурентным преимуществам соперников по бизнесу в рамках пересекающихся рыночных ниш, от угроз нежелательных поглощений. В-третьих, для расширения области (сферы) и, соответственно, многообразия альтернатив и
возможных вариантов принятия стратегических решений, обновления и диверсификации видов деятельности и продукции;
- интеграция производств в крупные финансово-промышленные структуры позволяет получать экономический эффект благодаря действию комплекса факторов: концентрации ресурсов на важнейших направлениях расширенного воспроизводства, больших возможностей по отстаиванию своих интересов на зарубежных рынках, улучшения качества менеджмента (управленческих технологий и кадрового состава) на каждом предприятии объединения;
- для оптимизации процессов интеграции предприятий в финансово-промышленные группы исследован, усовершенствован и представлен в форме для практического использования модельный и экономико-математический инструментарий;
- цели управляющей компании, осуществляющей контроль за собственностью, заключаются главным образом в повышении эффективности совокупного потенциала предприятий, в максимизации эффекта их консолидированных активов в определенные периоды времени, в завоевании и укреплении рейтинговой позиции на своем сегменте рынка. Дополнительно могут быть поставлены и другие цели: увеличение рыночной капитализации объединения предприятий, улучшение структуры человеческого и/или потребительского капитала, повышение рейтинга кредитной надежности, улучшение адаптивных свойств и реакций предприятий на управляющие воздействия и др.;
- надежность и устойчивость функционирования научно-технологического механизма развития во многом обусловлены четкой работой финансовой системы. Государство путем использования финансово-кредитных рычагов способно оказать существенное влияние на темпы и направления хозяйствования. Государственные финансы, наряду с корпоративными ресурсами, имеют большое значение в регулировании экономики, стимулировании экономического роста и реализации социальных программ.
Список литературы
1. Бендиков М.А., Хрусталев О. Е. Об инновационном развитии наукоемких производств России // Материалы Международной научно-практической
конференции «Разработка, оценка эффективности и реализации инвестиционных и инновационных проектов». Ташкент: IQTISOD-MOLIYA, 2006.
2. Бендиков М.А., Фролов И. Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. М.: Наука, 2007.
3. Дементьев В. Е. Интеграция предприятий и экономическое развитие. М.: ЦЭМИ РАН, 1998.
4. Дементьев В. Е. Финансовые и имущественные основания стратегических преимуществ ФПГ. М.: ЦЭМИ РАН, 1998.
5. Егорова Н. Е., Смулов А. М. Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование. М.: Дело, 2002.
6. Ларин С. Н., Хрусталев Е. Ю. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32.
7. Макаров Ю. Н., Хрусталев Е. Ю. Финансово-экономические механизмы согласования корпоративных интересов субъектов интегрированных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 37.
8. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2010.
9. Омельченко А. Н., Хрусталев Е. Ю. Концептуальная модель кредитно-инвестиционного потенциала банковской системы России // Деньги и кредит. 2011. № 4.
10. Рудцкая Е. Р., Хрусталев Е. Ю. Интеграционная методология инновационного развития наукоемких производств // Инновации. 2008. № 8.
11. Хрусталев Е. Ю. Методологические и теоретические основы гипертекстовой технологии моделирования экономических систем // Концепции. 2010. № 1-2.
12. Хрусталев О. Е. Модели и инструментарий формирования интегрированных структур в наукоемком производственном комплексе. М.: МЭСИ, 2008.
13. Хрусталев О. Е. Финансовый анализ состояния наукоемких предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 32.
14. Хрусталев О. Е. Финансовые методы согласования экономических интересов участников инвестиционных проектов // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3.
15. Хрусталев О. Е., Хрусталев Ю. Е. Инструментальные методы оценки реализуемости наукоемкого инвестиционного проекта // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 27.
16. Цветков В. А. Корпоративный бизнес: теория и практика. СПб: Нестор-История, 2011.
17. Цветков В. А. Корпоративные структуры в рыночной экономике. М.: ИПР РАН, ГУУ, 2004.
проблемы и решения
9