ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ КАК ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
М.В. РОМАНОВА, кандидат экономических наук
Становление рынка на каждом этапе требует адекватных ему структур. Новые формы организации не могут быть созданы только волевыми решениями. Они объективно вызревают в недрах прежних отношений. Устойчивость формирующей среды рыночных структур (банков, промышленных предприятий, финансовых учреждений) может быть обеспечена, прежде всего и главным образом, на основе оформления этой среды в некие экономические структуры.
В современной экономике с огромным количеством сложнейших хозяйственных технологических и финансовых связей между ее участниками фиксируется значительное сокращение числа компаний (как финансовых, так и нефинансовых), функционирующих в абсолютно автономном режиме. В той или иной степени на постоянной или краткосрочной основе предприятия банки, финансовые учреждения сбиваются в альянсы, объединяются в пулы, группы, концерны, консорциумы, конгломераты, холдинги и тому подобное.
Хотя практика создания интегрированных структур в нашей стране незначительна, все же можно утверждать, что наметились следующие основные направления объединения предприятий: объединение акционированных промышленных, сервисных, сбытовых, торговых предприятий, финансово-кредитных учреждений в рамках акционерного общества открытого типа (акционерное общество ФПГ "Уральские заводы"), являющегося, по сути дела, "нежестким" объединением типа ассоциации. В результате распыленности пакета акций и отсутствия вертикальной системы управления в данных ФПГ могут возникнуть трудности с проведением единой научно-технической политики, а также с обеспечением выполнения государственного оборонного заказа и реализацией федеральных программ. С целью повышения устойчивости этих ФПГ необходимо, чтобы их участники заключили долгосрочное соглашение с головной организацией;
объединение акционированных предприятий по типу холдинговой компании, когда контрольные пакеты акций дочерних компаний находятся в головной компании. Данное объединение более приемлемо с точки зрения выполнения работ для государственных нужд; объединение федеральных казенных и унитарных предприятий с акционированными предприятиями по двум указанным выше направлениям в составе ФПГ, когда согласно действующему законодательству казенные и унитарные предприятия могут принимать участие в ФПГ в качестве соучредителей, что вызывает негативное отношение к ним со стороны остальных участников. Чтобы стать участниками ФПГ, эти предприятия предварительно должны быть преобразованы в акционерные общества. Например, в акционерные общества со 100% акций, находящимися в федеральной собственности.
В разных структурах можно наблюдать самую различную степень экономической свободы и различные подходы к регулированию поведения участников, но наибольшую долю освоения разных рыночных ниш занимают финансово-промышлен-ные группы. Они являются наиболее жизнеспособными и динамичными структурами для реализации инновационных проектов в силу своей относительно большей экономической свободы, меньшей зависимости от внешних и прочих условий.
На Западе финансово-промышленные группы известны достаточно давно. В России и в иных странах, отходящих от концепции построения коммунистического общества, их появление только начинает укладываться в схему институциональных преобразований и оформляться как национальные приоритеты.
Залоговые аукционы и Федеральный закон от 27 октября 1995 года "О финансово-промышленных группах" стали основой для преодоления колоссальных трудностей, что повысило эффективность деятельности промышленных предпри-
ятий и удержало их на плаву в существующих условиях. Формирование финансово-промышлен-ных групп с помощью банков не преследует цели создания финансово-промышленной олигархии, это - средство разрешения противоречий между устаревшими методами управления производством и новыми условиями хозяйствования, востребованными рыночными принцами менеджмента. Позитивным примером успешного взаимодействия банков, государства и предприятий может служить деятельность групп "Интеророс" и "Менатеп", которые, выиграв залоговые аукционы, в рамках своих управляющих компаний взяли на себя ответственность за эффективность деятельности объединенных в их составе промышленных предприятий.
В ФПГ реализуется такая структура, которая позволяет аккумулировать финансовые ресурсы с целью проведения инвестиций в промышленность и максимизации консолидированной прибыли Всех участников группы. Характерной чертой данных объединений является интеграция входящих в них звеньев не только через консолидацию финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику. Одним из обязательных признаков ФПГ является наличие общей стратегии. Важным принципом ее деятельности является добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников. Структура финансово-промышленных групп позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем в других объединениях типа концернов.
Объединившись в ФПГ, ее участники получают возможность гибко сосуществовать в ее рамках, оставаясь при этом самостоятельными экономическими субъектами. В современных условиях появление такого рода финансовых групп, безусловно, цивилизует обращение денежного капитала, оживляет рыночную конъюнктуру, дает реальный эффект в виде отдачи от инвестированных с их помощью средств.
При этом наиболее характерными путями образования ФПГ являются:
разделение фирм на несколько самостоятельных компаний;
отпочкование подразделений от материнской компании с целью избежания организационного разбухания;
слияние и поглощение компаний с контрольным пакетом акций у головной фирмы; группирование, опирающееся на банки; которые финансируют деятельность компании и при этом ее контролируют; объединение фирм на основе контрактов об управлении, трансферте технологий, долгосрочной закупки комплектующих.
Учитывая крайнюю узость современного финансового рынка, деятельность финансовых объединений не может расцениваться как монополистическая; с этой стороны они не представляют угрозы для формирования нормальной конкурентной рыночной среды. Напротив, необходимо поощрение их создания: в современном рыночном пространстве места хватит самым разнообразным предпринимательским объединениям. Их деятельность объективно формирует смешанную экономику, поскольку в группе могут участвовать и государственные предприятия (не надо путать с казенными). Их стартовое участие наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных и учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период переструктурирования экономических отношений.
В конгломератах типа ФПГ существует объективная возможность оптимально сочетать те функции, которые порознь выполняют финансовые компании - субъекты финансового рынка. Все они осуществляют и аккумуляцию сбережений, и их перелив в инвестиции. Различие между ними состоит в объеме и значимости той или иной функции в структуре их деятельности. Так, накопителями в большей степени являются пенсионные, страховые и сберегательные институты ("финансовые бассейны"); каналами перераспределения ресурсов в наибольшей степени являются банки; наконец, обязательства долевого и долгового характера обслуживают агенты фондового рынка через оборот ценных бумаг, которыми ныне опосредуются многие операции между участниками промышленных, торговых, транспортных и прочих экономических связей.
В экономических объединениях типа ФПГ возникает великолепная возможность эффективно использовать и сочетать преимущества оперирования ее участниками денежными ресурсами разной длины.
Так, пенсионные фонды и страховые компании традиционно работают с "длинными деньгами", инвестиционные компании также могут оставаться в целом агентами рынка длинных денег, поскольку они, по определению, являются не рискующими институциональными инвесторами, а стало быть, не инвестируют в краткосрочные денежные инструменты, практически не спекулируют на рынке МБК, опционов, фьючерсов.
Банки сочетают деятельность на рынке ссудных капиталов и на рынке "коротких денег", в том числе межбанковских кредитов, валюты, векселей, межбанковских сертификатов.
В то же время такие структуры, как фондовый "магазин", инвестиционный дилер, функционирующие как самостоятельные члены группы или как дочерние компании головного банка ФПГ, заняты почти исключительно на рынке коротких денег.
Таким образом в рамках ФПГ появляется возможность оперативно формировать пулы денежных ресурсов, составленные из разных источников, быстро покрывать возможные риски на одном секторе рынка прибылями от деятельности на другом, эффективно управлять потоками капиталов, используя самые разнообразные финансовые инструменты.
Итак, чтобы объединить преимущества, которыми обладают разные агенты финансового рынка, логично собрать их с помощью финансового центра с преимущественным обслуживанием разнообразных партнеров по бизнесу.
Роль универсального банка заключается в выполнении им функций финансового ядра группы, лидера финансовой структуры (так же, как и в финансовых группах, - в виде головного банка либо одного (или нескольких) дочерних банков).
Особая экономическая роль универсального банка как главного финансового агента при осуществлении основных операций ФПГ подтверждается масштабами банковских операций. По опубликованным данным ФКЦБ РФ, биржевая стоимость банковских активов в тысяче крупнейших ФПГ мира составляет 1,4 трлн долларов, что в 2 раза превышает показатели следующей за банковской индустрией системы телекоммуникаций. В то же время за счет создания ФПГ, обладающих высокими технологиями со значительным экспортным потенциалом (авиакосмическая и лазерная техника, судостроение, космические услуги и др.) может быть обеспечен подъем как в области промышленного производства, так и в области накопления капитала.
Не только крупные, но и средние банки активно участвуют в формировании крупных объединений типа ФПГ. Сейчас трудно найти успешно развивающийся банк, в чью стратегию не входило бы участие в формировании таких экономических группировок. Средним банкам с этой целью больше свойственно объединяться в банковскую группу, работа которой координируется на основе совместно созданных корпоративных управляющих компаний без обязательной передачи в их распоряжение контрольных пакетов акций.
Использование на первоначальном этапе однотипных финансовых схем приводит к тому, что создаются новые механизмы регулирования финансовых потоков. При значительном числе участников ФПГ данные механизмы все в большей степени подчиняются макроэкономическим закономерностям, которые могут для отдельной финансово-промышленной группы носить некоторые специфические признаки в зависимости от сложившихся внутренних правил взаимоотношений именно данной ФПГ. Налоговое законодательство любой страны, где экономика строится на рыночных принципах, стараются сформировать таким образом, чтобы при составлении финансовых схем ми-
нимизация была возможна только при включении в нее банков. Это позволяет уменьшить расходы государства по целому ряду направлений собственной деятельности, в том числе для организации противодействия криминальным элементам или при расходах на налоговые службы.
Формирование инвестиционного портфеля банка с привлечением под инновационные проекты долгосрочных инвестиционных ресурсов в качестве важнейшего первоначального этапа предполагает оценку доходности финансируемых инновационных проектов. Создается база данных по инвестиционным проектам, производится анализ инвестиционной привлекательности отраслей и регионов - потенциальных потребителей ресурсов, оценка реальной стоимости предприятий для возможных вложений банка в акции и паи. Подобные банки занимаются также изучением внутреннего и внешнего рынка, коммерческого использования разработок и нововведений, объединения различных предприятий, институтов и организаций для проведения крупных научных разработок.
На российском рынке опробуются различные схемы инвестиций в рамках ФПГ с участием банка. Прежде всего, это кредитование незавершенного производства научных исследований и разработок, выполняемых научными организациями по договорам с заинтересованными заказчиками, оплачивающими работы лишь после их полного завершения и приемки заказчиком. В этом случае исполнители вынуждены прибегать к кредиту вследствие явного недостатка у них собственных оборотных средств, за счет которых можно было бы проводить работы. Условия такого кредитования достаточно жесткие. Это объясняется следующими факторами:
рисковый характер кредитов, связанных с возможностью недостижения поставленных задач, отказом заказчика принимать работу и отсутствием у научной организации средств на возврат кредита; здесь ключевую роль играет вопрос о распределении между исполнителем и заказчиком рисков, сопровождающих любое инновационное финансирование; длительные, как правило, сроки кредитования, необходимые для проведения солидных инновационных (исследовательских) проектов; высокие размеры процентных ставок, которые в силу двух предыдущих факторов будут, очевидно, превышать средний уровень; отсутствие у банков такого рода кредитования.
В рассмотренной операции процедура выдачи кредита является более простой, чем в двух других, связанных с проектным кредитованием и отличающихся между собой ролью, которая принадлежит при этом собственно банку. Во-первых, речь идет о том, что банк может выступать в роли органа, уполномоченного заказчиками проекта конт-
ролировать ход и качество работ, отвечать за целевое и эффективное использование целевых средств. Роль банка заключается не в том, чтобы самому кредитовать исследования и разработки по созданию сложной наукоемкой продукции, а в том, чтобы выступать в качестве промежуточного звена между государством (в лице ведомства или специализированного фонда, впрочем, это может быть и любой другой негосударственный источник), выделяющим финансовые средства под эти работы, и организацией, проводящей их. Предоставление средств будет осуществляться под конкретную программу работ, причем их экспертиза, подтверждающая целесообразность вложения капитала, будет проводиться экспертами банка или привлекаемыми им на договорной основе специалистами. Данная схема подразумевает получение банком комиссионного вознаграждения за свои услуги (например, в виде определенного процента от объема финансирования). Вместе с тем в дальнейшем банк может приобрести за счет своих собственных ресурсов профинансированные с его технической помощью инновационные проекты (как бы выкупая их у государства, стимулировавшего выполнение работ, принявшего на себя сопряженные с ними риски и теперь стремящегося вернуть деньги, в том числе и для вложения их в другие проекты). При этом банк преследует цели самостоятельного размещения их на производстве, участия в организации под эти проекты акционерных обществ (сам проект может выступать в качестве вклада банка), товариществ (в том числе, имеющих статус малых предприятий) и т.д.
Вторая специфическая ситуация возникает, когда банк, кредитуя какой-либо проект, выступает в качестве источника инвестиций. В принципе, данная ситуация имеет значительное сходство с предыдущей; их объединяет сама принципиальная сложность проектного кредитования (финансирования), требующего проведения глубокого анализа эффективности предполагаемых вложений капитала, основанного на ряде допущений и прогнозов, касающихся научно-технического, политического, юридического и др. рисков, сопровождающих работы, цен на сырье и материалы, требующиеся для их выполнения и т.д. Вместе с тем, если в рассмотренном выше случае банк выступает лишь своеобразным агентом по кредитованию и контролю, вкладывая деньги стороннего (внешнего) инвестора, то теперь он рискует собственными кредитными ресурсами.
Поведение банка в случае несоответствия полученных результатов ожидавшимся зависит от того, как распределяется между заинтересованными сторонами риск; тогда возможны либо залоговые требования или претензии к гарантам, либо прямые убытки банка от финансирования проекта, не оправдавшего надежд. Вместе с тем в последнем случае всегда есть возможность попытаться
доработать проект, но это связано с новыми дополнительными затратами в условиях явной неопределенности.
Таким образом, существуют следующие схемы участия банка в финансировании инновационных проектов:
• кредитование банком незавершенного производства НИОКР при наличии стороннего заказчика;
• выполнение банком функций координатора и кредитование им инновационного проекта от имени и за счет конкретного органа, являющегося владельцем денежных средств;
• кредитование банком инновационных проектов за счет своих собственных ресурсов либо на условиях возвратности и обеспеченности кредита (не принимая на себя сопутствующие риски), либо на условиях полного или частичного риска, допуская возможность неудачи проекта и его неокупаемости.
В плане управления целесообразным и безусловно экономически оправданным является курирование каждого инновационного проекта отдельным менеджером. По экспортной оценке, грамотное управление проектами позволяет экономить до 15 - 30% времени и до 20% финансовых средств. Собственно же управление проектом обходится всего в 2,5 - 7% от его стоимости. Банк может выступать соорганизатором инвестиционных конкурсов, причем доля победителя в финансировании проекта должна быть весомой не менее 20%.
Владея частью капитала клиента - члена группы, банк более, чем обычно, заинтересован в финансовом процветании партнеров по группе; "удлиняется", используются для прямого кредитования инвестиционных проектов. Для банка к тому же снижается риск невозврата кредитов, так как он кредитует преимущественно участников группы, обращающих свои деньги и ведущих расчеты через головной банк. Необходимо при этом добавить, что в этом случае банк имеет полную информацию по финансовому положениях дел. Так тесно переплетаются денежные потоки при осуществлении кредитных и инвестиционных операций банка.
ФПГ не является простым механическим составляющим ее звеньев. Она обзаводится особыми интересами. Сама прибыль не является целью ФПГ; она может быть таковой лишь для отдельных ее членов. Цель - не наращивание собственных капиталов, а возможность контроля и управления капиталами в интересах всей структуры, что позволяет устойчиво чувствовать в ее среде каждому отдельному ее участнику. Для участника группы появляются дополнительные возможности по расширению зоны своего влияния, экспансии, вовлечению в свой оборот новых партнеров, рост активов. Чем больше капиталов фирм контролируется группой, тем жизнеспособнее она в целом.
Увеличение прибыли и максимизация ресурсов для инвестиций в рамках ФПГ обеспечивается не только за счет собственных капиталов группы, но также экстенсивным путем, то есть путем втя-
Рис. 1 Целевая программа реализации инновационных проектов внутри ФПГ
гивания в орбиту все новых участников (целевая программа реализации инновационных проектов внутри ФПГ представлена на рис. 1). Расширение базы ФПГ позволяет реализовать все новые и все более сложные финансовые схемы. Наиболее эффективные из них предполагают использование ценных бумаг. Являясь инструментами рынка капиталов, ценные бумаги обслуживают инвестиционный процесс, с их помощью в значительной
Целевая программа для финансово-промышленной группы
1. Цель: осуществление инновационных проектов, обеспечивающих определенную норму прибыли.
2. Стратегия.
2.1 Создание среды для удовлетворения общих интересов участников ФПГ и ведущих менеджеров. Формирование механизмов по принятию решений.
2.2 Формирование единых финансовых потоков на базе общих финансовых схем.
2.3 Создание устойчивых корпоративных и кооперативных связей основного рынка.
24 Создание внутреннего рынка и системы по замыканию финансовых и других ресурсов на удовлетво-
рение внутренних нужд. Обеспечение финансовой независимости и устойчивости.
25 Обеспечение постоянного сектора на товарных рынках России, СНГ и других стран.
2.6 Диверсификация деятельности и выход на новые рынки. Перспективные программы.
2.7 Формирование механизмов для создания инвестиционных ресурсов.
2.8 Формирование согласованной общественной и социальной политики. Минимизация зависимости от политических рисков.
2.9 Создание системы по удержанию эффективных менеджеров и ведущих специалистов во внутренней
структуре ФПГ.
2.10 Создание среды, способствующей наличию внутренней конкуренции.
3. Формирование политики перспективного развития.
3.1 Развитие инноваций и технологий, НИР и ОКР.
3.2 Техническая политика и развитие производства.
3.3 Изучение мировых рынков и анализ законодательства других стран. Прогнозы по переструктурирова-
нию рынков и, или включения предприятий данных регионов в структуру ФПГ.
3.4 Выход в новые сферы деятельности и захват смежных рынков.
3.5 Комплексный подход к сервису и поставкам. Привязывание покупателя к развивающимся в ФПГ
технологиям и стандартам.
3.6 Отслеживание инноваций в области управления и информационной деятельности.
3.7 Участие в государственных программах.
3.8 Участие в региональных программах.
4. Структура.
4.1 Координирующие и планирующие органы ФПГ. Порядок принятия решений.
4.2 Информационные и мозговые центры, группы аналитиков.
4.3 Финансовая группа.
4.3.1 Головной банк (финансовый холдинг), как основной центр управления финансовыми потоками.
4.3.2 Универсальные и специализированные банки.
4.3.3 Пул страховых компаний.
4.3.4 Пул пенсионных фондов.
4.3.5 Пул медицинских страховых компаний.
4.3.6 Пул инвестиционных компаний.
4.3.7 Ссудосберегательные кассы и другие финансовые институты, работающие со сбережениями граждан.
4.3.8 Центральный депозитарий группы.
4.3.9 Клиринговая палата.
4.3.10 Прочие финансовые компании.
4.4 Промышленная группа.
4.4.1 Холдинги для управления промышленными проектами.
4.4.2 Предприятия основного профиля.
4.4.3 Смежники - поставщики.
4.4.4 Смежники - покупатели.
4.4.5 Предприятия по развитию группы и выходу на неосвоенные рынки.
мере автоматически ресурсы направляются в области с наиболее высоким ожидаемым доходом.
Вместе с тем ими можно оформлять взаимные обязательства участников группы (в особенности бумагами краткосрочного, нефондового характера), не предлагая бумаги на открытый рынок, вне сферы влияния отдельной ФПГ.
У ФПГ есть участники, члены, но нет учредителей, нет консолидированного баланса, она не эми-
тирует собственные акции, а стало Г ыть, отсутствует совокупный акционерный капитал, не вып лачиваются единые дивиденды на акции. Участии ки ФПГ связаны общими экономическими интересами через осуществление эффективных финансовых схем (рис. 2), перекрестно владея акциями или отдавая их в траст финансовому ядру группы.
Механизм ценных бумаг дополняется другими формами переплетения экономических интересов
4.5 Сервисные предприятия.
4.5.1 Торговые предприятия (оптовики).
4.5.2 Торговые предприятия (розница).
4.5.3 Маркетинговые предприятия.
4.5.4 Консалтинговые и консультационные фирмы.
4.5.5 Средства коммуникации. Связь. Транспорт.
4.5.6 Сервисные службы промышленного профиля.
4.5.7 Центры подготовки кадров.
4.5.8 Социальный сервис.
4.5.9 Компании в сфере рекламы и общественных отношений.
5. Информационное обеспечение:
5.1 Внешнее.
5.1.1 Контакты с политическими движениями и партиями.
5.1.2 Контакты с мировой промышленной и финансовой элитой.
5.1.3 Контакты с государственными деятелями.
5.1.4 Связь и контакты со средствами массовой информации.
5.1.5 Контакты с администрацией на уровне регионов государства.
5.1.6 Участие в ассоциациях и пулах общероссийского и мирового значения.
5.1.7 Лоббирование.
5.1.8 Контакты с научной общественностью.
5.1.9 Оказание информационной поддержки и влияние на решения внешних компаний через консультативную и консалтинговую деятельность.
5.2 Внутреннее.
5.2.Шринципы сбора информации. Организация информационных потоков.
5.2.2 Внутренняя информация ФПГ.
5.2.3 Информация по развитию рынков. ^
5.2.4 Информация по состоянию и развитию разнообразных макроэкономических объединений.
5.2.5 Информация общегосударственного значения. Законодательная деятельность государства.
5.2.6 Направления аналитических исследований. Прогнозирование.
5.2.7 Планирование.
5.2.8 Отчетность.
6. Кадровое обеспечение.
6.1 Высший уровень управления. Обеспечение личных интересов через участие в капитале ключевых компаний и при работе в координирующих органах.
6.2 Средний менеджерский состав. Участие в капитале холдингов и отдельных компаний.
6.3 Создание системы по подготовке менеджеров для производств и компаний.
6.4 Подготовка специалистов.
6.5 Социальная политика.
6.6 Психологические аспекты при работе с кадрами, создание системы мотиваций.
7. Юридическое обеспечение и вопросы безопасности.
7.1 Базовые юридические документы.
7.2 Стандарты.
7.3 Прогнозирование изменений в законодательстве с целью выработки опережающих (по сравнению с другими экономическими объединениями) действий и повышения конкурентоспособности своих компаний.
7.4 Обеспечение документооборота, в том числе конфиденциальной информации. Порядок предоставления отчетов. Информационная безопасность.
7.5 Финансовая безопасность. Аудит.
7.6 Безопасность людей и материальных ценностей.
7.7 Структурная безопасность.
Головная организация
н
ш
2 с
3 х х о к
а <
«
о
X X X
«
о н и
ш
2 с
X 3 я я о к
я <
т о
X X 5
Выработка совместной стратегии деятельности на вторичном рынке ценных бумаг
' Инвестиционные компании
Промышленные предприятия -участники группы
Самостоятельная деятельность
ФОНДОВЫЙ Фактически сложившийся
ч
X
о
•е-
РЫНОК
Проектируемый
Рис. 2 Взаимодействие участников ФПГ на фондовом рынке
и участий: через вклады на депозиты банка группы, посредством вовлечения своих работников в орбиту внимания ссудосберегательных учреждений - тоже членов группы и пр. Привнеся ресурсы в группу, каждый член имеет право претендовать и на получение их от нее - например, путем продажи - своих акций или эмиссии облигаций, векселей и прочего оформления долговых обязательств перед другими участниками. Таким образом, движение ценных бумаг, обслуживающее внутренний оборот ФПГ, является своего рода механизмом запуска системы в действие, а в дальнейшем позволяет решать корпоративные задачи, сплачивает партнеров, как и в случае минимизации налогов, максимизации прибыли, диверсификации рисков.
Неотъемлемым элементом именно финансовых рынков является риск транзакционных сделок. Главным ценообразующим фактором на рынке капиталов, бесспорно, является спрос и предложение на ресурсы, определяющий цену денежных фондов; однако существенным образом, в прямо пропорциональной зависимости на цену привлечения и размещения денежных ресурсов влияет также и степень риска инвестиций в ценные бумаги или вкладов в банки. Это связано со значительной субъективной компонентной финансового рынка, психологическими оценками инвесторами будущих доходов, степени неопределенности ситуации, инфляционных ожиданий и пр.
И у людей, и у предприятий есть альтернативные варианты. Их выбор зависти от возможности в будущем быть благополучным в той или иной степени, а это в значительной мере является функцией риска. Больший риск инвестора (вкладчика) должен вознаграждаться в большей степени.
При этом следует учитывать, что мелкие вкладчики несут относительно большие риски, чем крупные институциональные инвесторы, если, например, они законодательно не поддержаны в первоочередном возврате вложенных паев при банкротстве компании. Более крупные вкладчики (особенно институциональные инвесторы) в ходе ликвидационной процедуры могут лучше себя юридически защитить, нанять профессиональных юристов, оплатить судебные издержки. Для мелких же вкладчиков риски могут быть просто несопоставимы с теми возможными приростами капитала, которые они хотели бы получить; в этом случае они просто откажутся доверять деньги различным финансовым компаниям, вследствие чего инвестиционный ресурс не будет пополняться. Поскольку сбережения мелких инвесторов доминируют в образовании общего финансового богатства, государство должно в первую очередь заботиться о снижении рисков для мелких вкладчиков, о сохранении и пополнении ими инвестиционных ресурсов.
Анализ опыта развития промышленности передовых стран свидетельствует, что экономика ориентируется на крупные национальные и транснациональные корпорации и ФПГ (которые пользуются государственной поддержкой, ориентируются на приоритет национальной стратегии развития, диверсифицируют свою деятельность путем использования промышленного, банковского, страхового капиталов, широко пользуются преимуществами рыночных условий хозяйствования, осуществляют связь входящих структур на основе использования перекрестного владения акциями), а также на мелкое и среднее предпринимательство (создающее конкурентную среду путем использо-
вания преимущества мелкого и среднего бизнеса, обеспечивающее производству гибкость и индивидуализацию).
Важнейшей причиной, побуждающей к организации ФПГ, является обеспечение ею относительной (по сравнению с автономным функционированием) дешевизны инвестиционных ресурсов, аккумулируемых в финансовых бассейнах и банках группы. Это позволяет поддерживать общую структуру в активном состоянии и является немаловажным фактором в конкурентной борьбе. ФПГ легко могут переструктурироваться в соответствии с требованиями динамичных изменений на разнообразных рынках при меньших структурных расходах по сравнению с иными экономическими объединениями подобных масштабов.
Для эффективной деятельности ФПГ с целью оздоровления экономики, осуществления ее структурной перестройки необходимо устранить наметившиеся негативные явления. С этой целью необходимо:
• создать необходимую методическую основу, регламентирующую формирование и функционирование ФПГ;
• не допускать перепрофилирования предприятий, входящих в ФПГ, основной профиль деятельности которых связан с производством продукции для государственных нужд или обеспечением безопасности России;
• не допускать при проведении аукционов скупку пакетов акций коммерческими структурами, не заинтересованными в инвестициях;
• регулярно осуществлять анализ деятельности ФПГ, выявлять положительные и отрицательные аспекты деятельности созданных ФПГ с целью учета опыта их работы при формировании последующих ФПГ;
• всемерно поощрять инициативу промышленных предприятий, отраслей и регионов в части создания ФПГ, способствующих сохранению и восстановлению научных, производственных и кооперативных связей между оборонными предприятиями и предприятиями различных отраслей промышленности России и стран СНГ;
• содействовать созданию на базе ведущих НИИ, КБ, предприятий в форме ФПГ научно-технических и научно-производственных центров по производству важнейших видов продукции, необходимой для нужд промышленности и государства;
• содействовать созданию ФПГ на базе высокотехнологичных предприятий с участием предприятий машиностроения, металлургической и химической промышленности;
• создать условия для привлечения иностранного капитала в формируемые ФПГ.