Научная статья на тему 'Концепция вывода региона из депрессивного состояния'

Концепция вывода региона из депрессивного состояния Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА / ДОТАЦИЯ / НАЛОГИ / ПРИРОДНАЯ РЕНТА / КОНЦЕПЦИЯ / СОСТОЯНИЕ ДЕПРЕССИВНОСТИ / СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталев Е. Ю., Боташева А. С. -х

В статье рассмотрены ключевые направления развития региона, построена антидепрессионная концепция его социально-экономического подъема, обоснованы пути ее реализации. Сделан вывод, что предлагаемая концепция позволит создать целостную систему стратегического планирования и управления, максимально учитывая особенности социального и экономического развития регионов, объединяя интересы всех субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция вывода региона из депрессивного состояния»

34 (127) - 2011

СОЦИАЛЬНАЯСФЕРА

УДК 332.142.2

концепция вывода региона из депрессивного состояния*

е.ю. хрусталев,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi.rssi.ru

центральный экономико-математический институт Российской академии наук

а.с.-х. боташева,

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин E-mail: amiika_79@mail.ru

Пятигорский государственный лингвистический университет

В статье рассмотрены ключевые направления развития региона, построена антидепрессионная концепция его социально-экономического подъема, обоснованы пути ее реализации. Сделан вывод, что предлагаемая концепция позволит создать целостную систему стратегического планирования и управления, максимально учитывая особенности социального и экономического развития регионов, объединяя интересы всех субъектов РФ.

Ключевые слова: регион, республика, дотация, налоги, природная рента, концепция, состояние де-прессивности, стратегия, программа, развитие.

Обязательным условием для выхода из кризисной ситуации и дальнейшего развития депрессивного региона являются правильно построенная региональная учетная политика и стратегия управления в социально-экономических областях [1, 6, 7, 8, 15, 19]. На федеральном уровне в качестве основных принципов эффективного построения региональной политики можно определить следующие: формирование единого экономического пространства; обеспечение едиными минимальными стандартами и равной социальной защитой права граждан независимо от их экономических возможностей; ликви-

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 11-06-00348-а).

дация всех условий поляризации развития регионов в социально-экономическом плане; предотвращение загрязнения окружающей среды; учет особенностей отдельных регионов.

Методология регионального развития РФ находит отражение во многих федеральных законах, целевых социально-экономических региональных программах регионов России, утверждаемых в Российской Федерации и имеющих статус национальных. Так, в рамках государственного прогнозирования и программ социально-экономического развития РФ [16] предложена следующая структура программ федерального значения: оценка результатов за предыдущий период социально-экономического развития РФ; финансовые основы подготовленной для принятия программы; внешнеэкономическая деятельность; экологическая политика; макроэкономическая политика; институциональные преобразования; структурная инвестиционная политика; аграрная политика; региональная политика. В документах кроме стратегических аспектов, которые имеют концептуальный характер, должны присутствовать конкретные количественные показатели, согласно которым предстоит оценивать промежуточную и конечную реализацию принятой программы.

Программирование и прогнозирование. В основном региональные программы имеют те же са-

мые разделы и выстроены методически аналогично федеральным, но учитывают специфические особенности географии и производства конкретного региона. В региональных программах необходимо прежде всего объективно оценить состояние и тенденции развития профильного производства, правильно определяя задачи и цели принимаемого документа.

В агропромышленном регионе такими целями являются: создание высокоэффективного продовольственного комплекса; улучшение локального обеспечения продуктами питания; межрегиональные и социальные программы сельских поселений и в целом населения.

К основным задачам таких программ относятся: образование рынка продукции сельского хозяйства и продовольствия в целом; проведение структурной политики сельскохозяйственного производства, в частности повышение плодородия почв, а также широкое внедрение новых современных технологий в агропромышленном комплексе; развитие обслуживающей и перерабатывающей инфраструктуры; улучшение экологических параметров; совершенствование механизмов государственной поддержки; решение социальных проблем сельских поселений и их территорий.

Следует оценить реальные возможности конкретной сельскохозяйственной отрасли, а в случае необходимости оперативно внести поправки на ввоз/вывоз запланированной к производству продукции. Ввиду детерминированности комплекса мер по созданию и планированию перерабатывающих структур, инфраструктурных и других вспомогательных организаций данный расчет имеет исключительно важное значение. При этом, имея в виду импортно-экспортные показатели, необходимо учитывать систему таких факторов, как транспортные расходы, стабильность и своевременность поступления продовольствия и другой продукции на местный рынок, занятость трудовых региональных ресурсов, качество местной продукции и социальные аспекты, которые специфичны для местного населения.

Наиболее эффективными и приемлемыми программами считаются целевые программы, узконаправленные на развитие отрасли и производства конкретного вида товарных продуктовых позиций. В агропромышленном комплексе такие программы, как правило, носят индикативный характер. Их вклад в общефедеральные программы необязательный и носит добровольный характер.

Целевые программы обычно формируют отраслевой и территориальный подходы, но в их разработке все чаще используется функциональный принцип. Программы данного вида в основном направлены на увеличение необходимого производства и/или дефицитного продукта, товарной позиции; на модернизацию и развитие комплекса предприятий перерабатывающей промышленности для наилучшей переработки и повышения качества произведенного продукта, а также расширения ассортимента; на разработку целостной системы мероприятий по формированию рыночной инфраструктуры, которая включает в себя создание фирменной и кооперативной торговых сетей, а также содействует организации локальных и межрегиональных рынков. При разработке целевых программ целесообразно использовать методы социально-экономического прогнозирования [2, 3].

Говоря о методологии социально-экономического прогнозирования, необходимо рассмотреть и уточнить определения таких понятий, как «прогноз», «системы прогнозирования», «виды прогнозов» и «этапность прогнозов». По мнению авторов, характеристику вероятностной перспективы развития производства, социально-экономических сфер и процессов на будущий период (кратко-, средне- и долгосрочный), которая представляется в описательной или математической форме, можно определить как прогноз.

Данное определение в общем можно отнести и к прогнозам любой отрасли, но интегрированность понятия «прогноз» обусловлена полифакторным влиянием множества характеристик и при этом вызывает необходимость существования нескольких вариантов составленного прогноза. К числу факторов такого рода относятся принятые к исполнению реформы и политика, направленность бюджетов на необходимый прогнозируемый период при сохранении имеющихся или введенных новых экономических механизмов.

Прогнозы целесообразно подразделять на комплексные (общие) — вероятностные прогнозы развития социально-экономических отношений и частные прогнозы, которые включают в себя проекты развития по выбранным регионам, отраслям и сферам деятельности. Отметим, что методические рекомендации при составлении прогнозов (и общих, и частных) почти не отличаются друг от друга.

Основы построения программы долгосрочного развития. Проведенный анализ формирования

программ развития на достаточно длинную перспективу (свыше 10 лет) позволяет выявить следующие основополагающие принципы [9], соблюдение которых должно обеспечивать реалистичность и объективность намеченного курса действий:

1) системный подход к развитию региона, который исследуется как целостный объект. В рамках данного подхода анализ современного состояния, выявление назревших проблем и их решение осуществляются для региона, интерпретируемого как организованное множество элементов (взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, а также взаимодополняющих друг друга).

Такими элементами с ресурсных позиций являются: население, природные богатства, материальное производство, образовательный и научно-технический потенциал, сферы социального и производственного обслуживания, система коммуникаций и экологические системы.

С функциональных позиций в качестве обязательных элементов выступают: рыночные отношения, государственное регулирование, система нормативного и законодательного обеспечения, формы управления и собственности, социальная защита, финансово-денежная система и внешнеэкономическая деятельность. Все уровни властных и экономических отношений воздействуют на территориальное развитие: общефедеральный, региональный, муниципальный.

Предметом анализа и изучения являются горизонтальные цепи связей — внешние (межрегиональные), внутренние (между районами, городами, зонами всего региона). Только целевая ориентация и упорядоченность всех видов связей и деятельности обеспечивают необходимую целостность и единство региона;

2) определение приоритетных направлений развития региона. Выбор тех видов деятельности и звеньев в регионе, чье опережающее развитие способно повлиять на рост и восстановление множества других секторов хозяйства является весьма важным условием решения задачи оптимизации и сроков решения поставленной задачи. Приоритетами такого рода могут быть разработка природных ресурсов или применение новых высоких технологий, увеличение числа рабочих мест, расширение производства, замещение импорта продуктов питания и т.п.

Выбор направлений зависит непосредственно от специфических особенностей региона: экономи-

ческих, природных, социальных и т.д. Реально — это научно-ресурсно-технологический (в широком смысле) потенциал потребительского спроса;

3) точное распределение полномочий и функций между федеральными и региональными органами управления. Основным условием разработки и претворения в жизнь целевых установок является долговременное закрепление за регионом и Федерацией системы полномочий, функций и ответственности, особенно в вопросах разграничения объектов государственной собственности на федеральных, региональных и муниципальных уровнях, а также касательно налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений в федеральный, региональный, местные бюджеты.

При этом необходимо постоянно учитывать специфические условия, особенности регионов для того, чтобы выбирать адекватные ситуации формы преобразований и определять их необходимые темпы. Целесообразно использовать гибкие формы делегирования полномочий, учитывая, что регионы могут получать полномочия и функции в управлении объектами федеральной собственности, а также могут быть наделены теми полномочиями и функциями, которые будут соответствовать возможностям и потребностям регионов;

4) применение программного метода для реализации выявленных направлений развития. Долгосрочные планы, разрабатываемые на основе целевых программ, позволяют довести запланированные мероприятия до конкретных результатов (объемов, качества и сроков выполнения отдельных этапов плана во всех областях деятельности).

Разработка и реализация планов и программ должны подкрепляться инвестиционной региональной политикой, нацеленной на структурные преобразования, предлагающие выход из кризисной ситуации и обеспечивающие устойчивый экономический рост;

5) эффективное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов при достижении целей социально-экономического развития региона. Государственные органы с помощью финансово-экономических и организационных методов разрабатывают и инициируют стратегию развития региона, привлекают для реализации весь имеющийся производственный, ресурсный и трудовой потенциал.

По мнению авторов, ресурсы, имеющиеся в РФ, следовало бы направлять на формирование средне-

го звена управления, поскольку и из мирового опыта следует, что выполнение предпринимательских функций связано и с реализацией задач долгосрочного развития производства. В период плановой экономики предприятия этими функциями, как правило, не обладали, поэтому они тем более не готовы к самостоятельному функционированию в условиях рынка.

Именно с такими собственниками («урезанными» в возможностях в развитии) страна вошла в эпоху приватизации. В итоге было приватизировано имущество вместо самих предприятий, а это привело к спаду производства и расцвету спекуляции имущественными правами. Задачи стратегического планирования были подменены задачами смены собственности, что явилось крупной ошибкой либеральных реформаторов.

Именно ошибочностью выбранного курса можно объяснить единственный способ борьбы с инфляцией, при котором были приняты методы финансовой макроэкономической стабилизации за счет уменьшения государственных расходов, получения займов и кредитов от международных валютных организаций, увеличения налогов и расширения рынка ценных бумаг. Из-за этого стало невозможным устранение первоисточников инфляции в РФ, которыми являлись, во-первых, отсталость производства (технологическая с высокими показателями трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости), а во-вторых, монополизм.

Именно эти две причины и вызывают неизбежный спад производства и рост цен. В итоге за каждый процент сокращения инфляции российская экономика расплачивается 4% спада производства, что приводит к необходимости новой компенсации потерь, которая увеличивает дефицит бюджета и порождает новый виток инфляции. Этот порочный круг невозможно разорвать чисто монетаристскими методами. Монополизм и технологическая отсталость компенсируется переносом основного налогового бремени с обрабатывающих отраслей народного хозяйства на природоэксплуатирующие отрасли. Если бы в то время цены на изделия перерабатывающей промышленности были снижены хотя бы на четверть, то конкурентоспособность российской экономики существенно повысилась. При этом стимулы к повышению цен если бы не исчезли вовсе, то значительно ослабли, а при одновременном стимулировании роста производства инфляция реально пошла бы на убыль.

Для обновления общества и экономики необходима прогрессивная налоговая реформа, основой которой могут стать возможности природно-ресурсного потенциала, т.е. рента от эффективного его использования. Российская Федерация за счет этой ренты покрыла бы основную часть бюджетных расходов, что позволило бы отказаться от непосильного обложения капитала и труда. Именно снижение ставки таких налогов, как НДФЛ, НДС, ЕСН помогло бы улучшить отечественный инвестиционный климат, создало бы благоприятные условия для иностранных инвестиций, организовало мощную систему социальных трансфертов;

6) регулирование природной ренты. Одной из главных причин неравенства в обществе и роста социальной несправедливости представляется частное присвоение природной ренты [10, 11, 13]. Для устранения этих негативов необходимо всем владельцам, пользующимся природными ресурсами и землей, получать доход, пропорциональный их вкладу. А доход, который является результатом использования национального богатства, обязан принадлежать всем российским гражданам. В данном вопросе необходимо быть «государственниками», в противном случае не будет равенства, социальной справедливости и гуманизма [4], не будет стимулов к эффективному высокопроизводительному труду. В связи с этим было бы целесообразно отменить частную собственность на природные ресурсы и землю, и узаконить владение ими на принципах долгосрочной аренды.

Рационализация государственных расходов. Необходимо также изменить отношение к государственным расходам, разумные объемы которых могут быть одним из направлений преодоления кризисных явлений. Должны вводиться социально-экономические ограничения, в рамках которых расходы не могут напрямую зависеть от доходов, поступающих в бюджет. Рента от использования стратегических природных ресурсов, эксплуатации единой энергетической системы, магистральных трубопроводов, использования воздушного бассейна и т.д. должна стать главным источником доходной части бюджета РФ. А доходы региональных, местных бюджетов необходимо формировать за счет аренды городских территорий, земельного налога, имущества юридических и физических лиц и т.д.

Следует предусмотреть эффективное использование созданного на федеральном уровне резервного фонда финансовой помощи территориям,

главным образом для поддержки дотационных и депрессивных регионов. Основными источниками средств для этого фонда являются отчисления от экологических налогов, ренты, размещения валютных ресурсов Банка России и др.

Настало время для решения проблемы реструктуризации внутреннего долга населению. При этом государственная задолженность должна быть ликвидирована посредством активов банков (в основном Сбербанка России) за счет оформления долгосрочных договоров аренды земли под дачные участки, субсидирования строительства жилья и т.д. Финансовые активы населения в сберегательных банках целесообразно использовать для создания ощутимого противовеса долговым обязательствам, реализовать которые можно, продавая товары в рассрочку, выдавая займы на строительство и т.п.

Акцент в планировании промышленной государственной политики должен быть сделан на создание среднего недостающего звена в структуре экономики, т.е. на организацию финансово-промышленных групп (ФПГ). Для этого необходимо снять все ограничения, выстроенные на пути создания эффективных ФПГ, используя для этой цели трансфертные цены, гибкую систему налогов, формы акционирования и т.д.

В существующей ситуации важны так называемые ценообразующие налоги, которые не вызывают механического увеличения затрат, автоматического перекладывания дополнительных издержек на предприятия смежных отраслей и, в конечном итоге, на потребителя. Только в этом случае остается возможность заморозить инфляцию. Из макроэкономических расчетов следует, что в условиях монополизированной, технически отсталой экономики налоги, прямо или косвенно связанные с заработной платой, также как и НДС, способствуют росту цен, что вызывает резкое усиление инфляции и спад производства. Те же расчеты показывают, что обложение прибыли и введение рентной системы налогообложения не вызывают заметного роста инфляции и цен.

Таким образом, основной полученный здесь вывод состоит в необходимости изменения основ налогообложения в РФ, в частности, следует существенно снизить величину налогов на добавленную стоимость и на заработную плату. Учитывая адаптационные свойства предприятий, можно предложить механизм поэтапного перехода.

На первом этапе необходимо ввести налог на прибыль и на различные его модификации. По пред-

варительным расчетам, налог на прибыль может достигать 45—55%.

На втором этапе необходимо ввести отчисления от прибыли в бюджет, что является эффективной формой обложения прибыли. Действительно, платежи такого рода не подрывают заинтересованность производителей в прибыли и одновременно позволяют распределять налоговую нагрузку согласно реальным возможностям предприятий. Этот вариант особо привлекателен для природоэксплуа-тирующих отраслей, в которых условия производства весьма индивидуальны.

На третьем этапе налоговой реформы, используя систему фиксированных платежей, можно подготовить базу для перехода к новому виду налогообложения — рентному. В этом случае потребности бюджета полностью удовлетворялись бы за счет ренты с ресурсов, которые в действительности создают основной объем прибыли. Сельское хозяйство и предприятия перерабатывающей промышленности оказались бы в условиях «налогового рая», что помогло бы им не только выжить, но и развиваться и повышать конкурентоспособность отечественной продукции.

Особое внимание необходимо уделять налогу на имущество юридических и физических лиц. Разумно увеличивая налоги такого рода, можно существенно уменьшить налоговое бремя на фонд текущего потребления.

Значимую роль в бюджетной системе доходов обязан занять налог на доходы от приватизации государственной собственности. Рассуждения о том, что все средства целесообразно оставить в распоряжении новых владельцев приватизируемых предприятий, которые могут направить их на техническое перевооружение, не выдерживают никакой критики, так как собственники не торопятся тратить уже свои финансовые средства на модернизацию.

Огромную помощь российским производителям должно оказывать и таможенное налогообложение. Разумный протекционизм способен поднимать рентабельность производства, не нанося ущерба борьбе с внутренним монополизмом. Определенный антимонопольный эффект достигается от импорта при равномерном распределении его между товарами различных видов. Учитывая российские возможности можно сформулировать следующее правило для ввозных пошлин: если по группе товаров (или по товару) импорт превышает 10% внутреннего производства, то пошлину следует повышать, если нет — снижать.

Реальной может стать ситуация, когда после введения новых импортных пошлин в первый момент внутренние цены резко увеличатся. Действительно, между долговременным и кратковременным эффектами может возникнуть противоречие. Но вскоре за счет снижения инфляционного темпа цены будут становиться более низкими. Выбирая направления, следует отдавать предпочтение такой импортно-экспортной политике, которая отвечает требованиям стратегии эффективного долгосрочного развития. Только такая политика имеет право называться антиинфляционной.

Кроме налогов современный макроэкономический антиинфляционный механизм включает в себя и хорошо продуманную систему дотаций. Многие считают, что дотации — это вычет из бюджета, и всегда при этом наблюдается рост инфляции, но это утверждение не всегда справедливо и верно. Все зависит от типа дотационного механизма и методологии его функционирования. Проведенные расчеты подтверждают, что при соответствующем сочетании рентных налогов и дотаций можно преодолеть монополистическую инфляцию и спад производства. Но запустить такой механизм можно только в рамках рыночной идеологии и без регулирования доходов и цен. Общий объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций на выравнивание обеспеченности на очередной финансовый год и на плановый период просчитывается в порядке, установленном Правительством РФ.

Макроэкономические исследования показывают, что наиболее адекватным решением задачи борьбы с инфляцией и спадом производства является система прямого дотирования продукции, которая реализуется производителями. В этом случае государство предоставляет им дополнительные средства, которые пропорциональны объемам реализованной продукции. При этом цена продукции возрастает для производителей, а для потребителей цена может остаться неизменной. Дотационный механизм такого вида позволит добиться высокой загрузки производственных мощностей предприятий и тем самым обеспечит сбалансированность региональных бюджетов. А высокорентабельные производители являются и хорошими налогопла-

тельщиками: они обеспечивают высокие рентные доходы в бюджет, причем их общая сумма, как подтверждают расчеты, оказывается достаточной для покрытия всех бюджетных расходов, в том числе и дотационных. При этом такие производители могут взаимодействовать с бюджетом по итоговым показателям, т.е. получать или платить разницу между дотациями и налогами. Важно лишь то, что налог можно платить в задаваемой сумме, а дотация исчисляется исключительно в прямой пропорции к реализуемой продукции. Это и побуждает к увеличению объемов продаж, а не только прибыли. Такие условия задаются для того, чтобы повышать цены стало невыгодно.

Предлагаемые специфические налогово-дотационные механизмы представляют собой максимально эффективный способ преодоления монополистической инфляции в природоэксплуа-тирующих отраслях и создания благоприятных условий для функционирования региональной экономики.

Для реализации изложенных идей прежде всего, необходимо поменять точку зрения на роль государственных расходов. Традиционно считается, что экономия бюджетных средств приводит к снижению инфляции, но при этом забывается об ущербе, который наносится реальному производителю. В «бюджетной сфере» от низких заработков и пенсий сокращается, например, масштаб жилищного и дорожного строительства, а от этого страдает и экономика в целом. Дефицит бюджета, сокращающий государственные расходы, оборачивается депрессией производства. И наоборот, увеличение госрасходов становится крайне желательным, так как именно оно позволяет использовать все мощности в производстве и поднять уровень жизни населения.

Компенсирование расходов бюджета — первоочередная задача, решение которой обеспечивает жизненно необходимые потребности общества и реализует ключевые программы структурных преобразований, которые выполняются независимо от поступающих доходов. В условиях мощной инфляции сложно спрогнозировать точную величину расходов. Чтобы покончить с произволом в сфере государственного регулирования, необходимо расходную часть бюджета утверждать в неизменных ценах и при этом ежеквартально устанавливать соответствующий коэффициент индексации. В технологии формирования доходной части бюджета также необходимо внести прогрессивные изменения.

Главными наполнителями доходной части должны стать рентные поступления, доходы от приватизации находящегося в собственности государства имущества и доходы от внешнеэкономической деятельности.

Чтобы достичь наилучших социально-экономических результатов, управление в РФ должно быть переориентировано на решение задач, дающих наиболее значимые результаты. Так, в предлагаемой налоговой системе планируется сконцентрировать внимание на следующих основных категориях налогов: рентные, экологические, на имущество от приватизации и внешнеэкономической деятельности. При этом должны быть определены бюджетные доли различных властных структур всех уровней, исключено поощрение сепаратистских тенденций со стороны отдельных субъектов РФ, повышена заинтересованность региональных и местных органов управления в эффективности их труда. Экономическая политика, которая базируется на применении земельной ренты, и накопленный опыт стран, богатых ресурсами, подтверждают существование объективного подхода к разделению рентного дохода. Часть собранной ренты можно направлять в региональные фонды на финансирование расходов, предназначенных для преодоления трудностей переходного и кризисного периодов, и частично сохранять для нужд будущих поколений.

Концептуальный поход к методологии наполнения бюджетов можно изложить следующим образом:

1) федеральный уровень:

— рента от промышленного использования природных ресурсов стратегического назначения (газ, нефть, руды, драгоценные металлы и т.д.) согласно специальному перечню, который утверждается федеральными органами законодательной власти;

— доходы от использования федеральной собственности, т.е. дивиденды по обязательствам, акциям, доходы от приватизации и т.д.;

— доходы от функционирования единой энергетической системы;

— доходы от размещенных за границей валютных запасов Банка России;

— доходы от использования территориального воздушного бассейна;

— налог на вывоз за границу капитала;

— доходы от выпуска ценных государственных бумаг;

— прибыль от казенных предприятий;

— доходы от продажи государственного имущества и использования его за границей;

— некоторая часть налогов экологического характера;

2) региональный уровень:

— земельный налог;

— налогообложение прибыли региональных предприятий;

— доходы от собственности, использованной на региональном уровне;

— налог от операций с ценными бумагами;

— часть арендной платы за использование территорий городского типа;

— часть налогов экологического характера;

3) местный уровень:

— доходы от имущества юридических и физических лиц;

— арендная плата за использование территорий городского типа;

— налог от операций с ценными бумагами;

— доходы от приватизации собственности муниципального уровня;

— часть дохода от природной ренты;

— обложение прибыли предприятий и организаций местного уровня;

— другие налоги местного значения.

Роль монополий в экономическом развитии. Для формирования правильной экономической политики необходимо учитывать достоинства и недостатки монополизированных производств. При этом следует научиться правильно решать следующие основные проблемы, заключающиеся:

— в необходимости построения механизмов, препятствующих отрицательным последствиям монополизации;

— в умении формировать эффективные вертикально интегрированные производственные структуры.

Борьбу с монополистическими эффектами можно организовать следующими двумя основными методами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) введением налога на имущество, который учитывает перемены рыночной ценности производственного объекта на данный момент. Форма собственности (титул собственника) не должна служить основанием для получения сверхдохода от принадлежащего имущества. Именно поэтому все, что выступает в виде сверхнормативного или рентного дохода, необходимо распределять между

обществом или государством и собственником. Собственник, в свою очередь, должен получать доход не выше процентной ставки по долгосрочным кредитам в банке. Форма собственности при такой постановке дела не должна иметь принципиального значения. Доход, который является результатом предпринимательской деятельности, должен закономерно принадлежать всем субъектам, осуществляющим эту деятельность;

2) практической реализацией ценовой конкуренции, сутью которой является регулирование цен не только организационно-экономическими, но и административными методами. При этом могут учитываться мировые цены на конкурирующие товары, что предоставляет потребителю возможность свободного выбора отечественного или импортного товара по ценам рыночного равновесия. Но это может произойти только в условиях открытого рыночного пространства. Отсюда следует, что можно допускать селективное открытие только тех секторов экономики, в которых проявляются элементы монополизма. Эту функцию можно было бы возложить на Комитет по антимонопольной политике.

При этом государство одновременно должно проводить протекционистскую политику по отношению к перспективным производствам, которые поставляют на внешний и внутренний рынки новую конкурентоспособную продукцию и для производства которой необходима временная финансово-экономическая поддержка.

В ряде случаев обществу по экономическим соображениям не выгодно разрушать монополии, поскольку для естественной монополии характерны наименьшие суммарные издержки, в том числе и при расширении масштабов производства. Поэтому к процессам расчленения естественных монополий надо подходить особо осторожно, поскольку порой этот путь приводит к увеличению затрат и росту цен.

Для повышения эффективности деятельности монопольно организованных отраслей экономики можно использовать механизм «открытых слушаний», в рамках которых обсуждаются вопросы планирования нового строительства, реконструкции производственных мощностей, установления цен, охраны окружающей среды и т.д. Вся информация, заявления и решения на таких заседаниях представляются только под присягой, как свидетельские показания, будто бы даваемые в суде. Общедоступ-

ность заседания и его открытость являются альтернативой традиционному рыночному механизму.

По слушаниям всю работу может организовать Институт общественной экспертизы, который имеет ряд уровней: федеральный, региональный и местный. На этих уровнях решается свой круг проблем, объектом общественных слушаний и экспертизы выступают монополии, соответствующего уровня иерархии.

Деятельность экспертизы как демократического вневедомственного органа должна регламентироваться устанавливаемыми законодательным образом требованиями и стандартами. Подобного рода практика работы энергетических общественных комиссий в США показала, что монополии могут формировать такие стратегии своей деятельности, которые оказываются выгодными как для потребителей, так и для производителей. Поэтому предлагаемый механизм представляется хорошей основой для выработки компромиссных решений.

Совершенствование финансового обеспечения процессов развития. Как известно, важнейшей причиной современного экономического кризиса является расстройство системы кредита и денежного обращения. Реальным решением проблемы является прекращение воспроизводства кредитной эмиссии на цели финансирования хозяйства. Но при этом Банк России в экстренных случаях мог бы кредитовать коммерческие банки, но только под высокие проценты. Данную процедуру необходимо осуществлять достаточно медленно, учитывая опасность возможных банкротств. Имеет смысл определить допустимый предел на объем кредитования, зависящий от суммы возвращаемых кредитов. Целесообразно также повысить эффективность выданных кредитов, используя их главным образом для реализации наукоемких или социально ориентированных инвестиционных проектов, при этом распределяя кредиты на основе аукциона. К аукционам следует допускать лишь банки, удовлетворяющие определенным требованиям по соотношению заемного и собственного капитала, которые соответствуют прочим пассивам и кредитам Банка России, а также доле в структуре активов просроченных кредитов и т.д.

Не исключается, что, проводя активную политику свертывания кредитной эмиссии, придется применять меры по реорганизации или национализации обанкротившихся банков, их поддержке со стороны государства. Кроме того, для повы-

шения ответственности Банка России за денежно-кредитный оборот и для укрепления платежеспособности экономических субъектов целесообразно ввести индексацию финансовых средств, т.е. ввести безналичные расчеты между юридическими лицами. Однако для существенного улучшения денежного обслуживания всех участников воспроизводственного процесса этих мер недостаточно. Можно также предложить для реализации ряд дополнительных организационных мероприятий:

1) можно ввести ограничения на использование амортизационных отчислений предприятия, согласно которым они должны расходоваться только по целевому назначению на капитальные вложения. Для этого необходимо ввести особые банковские счета исключительно под амортизационные отчисления, финансовые средства которых могут использоваться на конкретные цели.

При этом следует изменить порядок амортизации. На переходном этапе представляется целесообразным осуществлять периодическую индексацию амортизационных счетов. Амортизационные средства желательно формировать за счет части дополнительной прибыли, которая остается в распоряжении предприятий для достижения соответствующих целей. В отдельных случаях оправданным может считаться прямое покрытие капитальных вложений на модернизацию и реконструкцию производства за счет бюджетных средств, которые целевым назначением выделяются для реализации федеральной программы. Для этого в соответствующих бюджетных расходах целесообразно предусмотреть отдельную строку;

2) необходимо устранить ограничения реальных активов производственных предприятий инвестиционными фондами и банками, включая их контрольные пакеты акций. Одновременно следует ввести жесткий контроль за соблюдением валютного законодательства, которое будет разрешать покупку валюты исключительно для целей импорта и предусматривать полную репатриацию валютной выручки;

3) должны быть созданы дополнительные стимулы для расширения предложения и использования различных мер, поощряющих инвестиционную активность предприятий.

Управление национальной валютой. Стабилизация денежной и кредитной сфер зависит во многом от динамики изменения валютного курса рубля. Непредсказуемые и скачкообразные изме-

нения лихорадят финансовые рынки, в результате чего резко меняется эффективность импортных и экспортных операций, что приводит к неожиданным изменениям объемов внешней торговли, которые негативно влияют на состояние внутреннего рынка. Именно поэтому регулирование динамики курса рубля является одной из важнейших задач экономической политики. Решение этой задачи способствует повышению эффективности внешней торговли, созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, улучшению антиинфляционного регулирования и т.д. Для достижения перечисленных целей следует:

— создать систему контроля за движением курса рубля, позволяющую предотвратить резкие перепады в его динамике, вызывающие систематические валютные интервенции, стимулирующие инфляционные ожидания, подрывающие эффективность внешней торговли, снижающие конкурентоспособность основной части российской продукции;

— в целях повышения спроса на внутреннем рынке и расширения внешнего торгового оборота необходимо осуществлять конвертируемость рубля согласно текущим операциям, при этом укрепляя рубль и нормализуя условия деятельности иностранных предприятий на российском рынке;

— ввести реальный институт валютного контроля, цель и задачи которого — создание действенных механизмов, препятствующих вывозу капитала из РФ.

Важным следствием этих мер по стабилизации денежной и кредитной сфер является вовлечение во внутрихозяйственный оборот значительных капиталов, в том числе иностранной валюты, депозитарные объемы которой превышают 20 млрд долл. Источником данных капиталов является эмиссия кредитов коммерческих банков на рефинансирование, которые затем ссужаются соответствующим структурам, занимающимся переводом денег в иностранную валюту и спекулирующим на валютных операциях.

Представления российских практиков о макроэкономической роли и функции кредита пока что остается достаточно упрощенными. Развитие всего спектра функций и видов кредита сдерживается вялой институциональной динамикой. Особо негативно на прогрессивных процессах сказывается отсутствие реального обеспечения кредитных долгосрочных сделок (обычно под залог недвижимости). Еще одним фундаментальным аспектом

сдерживания кредитной политики является задолженность населению в макробалансе пассивов и активов экономических агентов. Финансовыми активами населения являются депозиты в Сбербанке России и в других банках и облигации госзаймов. У населения нет эффективного противовеса этим активам и пассивам, например, в виде долговых обязательств, которые формируются с помощью займов на строительство жилья, покупку товаров и услуг в рассрочку и т.д. Недопустимо узкий спектр финансовых возможностей и вариантов макроэкономического развития, чрезмерное кредитование физических лиц существенно увеличивают темпы инфляции и тормозят ход рыночных преобразований экономики.

Промышленная политика. За последние годы выяснилось, что рыночные реформы, которые не подкреплены структурной и активной геополитикой, могут привести к потере страной уже имеющихся технологических позиций. Поэтому основной упор современными реформаторами делается на модернизацию промышленной политики.

В настоящее время в российской промышленности насчитывается около 30 тыс. мелких и средних предприятий, крупных же концернов — единицы. На долю последних приходится около 12% от общего объема промышленного производства. Другим структурным вариантом формирования промышленности могут служить США, в которых функционирует около 300 корпораций, которые выпускают половину всей национальной промышленной продукции.

Учитывая мировой опыт, следует основное внимание уделить формированию недостающих в структуре нашей экономики хозяйствующих субъектов среднего звена, которое олицетворяется крупными промышленными корпорациями или финансово-промышленными группами. В форме подобных структур промышленность РФ получила бы мощные производственные комплексы, которые смогли бы выдержать конкуренцию со стороны Запада, обеспечивая необходимые условия для перехода к открытой экономике.

Следует отметить, что это среднее производственное звено начало формироваться еще в конце 1980-х гг., но процесс создания был приостановлен спонтанной приватизацией и либерализацией, а также ошибочными действиями властей. Тогда реформаторы не сумели правильно оценить место и роль таких структур в общем механизме управления. Они

увидели в корпорациях лишь одну, негативную для рынка сторону, которая связана с представлением о монополизме, и поэтому возможность создания крупных промышленных структур, которые могли бы взять на себя решение задач согласования плановых и рыночных механизмов управления, была упущена.

В итоге курс приватизации в промышленности был направлен на создание внутренней конкуренции, что привело к разукрупнению, разрыву всех технологических связей и, в конечном итоге, к сниженной эффективности производства.

В настоящее время ФПГ восполняют недостающие механизмы перераспределения ресурсов, что благоприятствует межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции. Объединение технологически связанных предприятий, проектных и научных организаций в рамках ФПГ позволит создать условия для проведения эффективной инвестиционной и инновационной политики, а существенное улучшение инвестиционного климата способно уменьшить связанный с ФПГ и капиталовложениями риск неудачи при осуществлении крупных народнохозяйственных проектов. Наличие в ФПГ своего банка позволяет оперативно реагировать на перераспределение финансовых ресурсов и изменения промышленной конъюнктуры. Таким образом, ФПГ могут стать реальными и эффективными центрами планирования и развития производства [5, 12, 14, 18].

Формирование российских ФПГ осложняется рядом обстоятельств правового, организационного, концептуального и конъюнктурного характера, среди которых следует отметить следующие:

1) отсутствует единый порядок организации и государственной поддержки ФПГ, новые механизмы отлаживаются в условиях слабого взаимодействия инициаторов создания ФПГ с региональными и федеральными органами власти, государственная поддержка пока незначительна, а со стороны ведомств и министерств она практически отсутствует;

2) по-прежнему остается неудовлетворенной потребность в изменении и совершенствовании соответствующей нормативной базы, формирование которой тормозится:

— из-за наличия изъянов в нормативно-правовом обеспечении интеграционных процессов, которые нуждаются в совершенствовании законодательства о деятельности холдинговых компаний и их доверительном управлении, инвестиционных банков;

— из-за существования неоправданных ограничений на межкорпоративные связи, ослабляющих стимулы банковского и промышленного капитала к консолидации при реализации крупных инвестиционных проектов, а также затрудняющих согласование интересов потенциальных участников;

3) общая экономическая ситуация в стране оказывает двойственное влияние на эффективность формировании ФПГ. С одной стороны, разрыв прошлых хозяйственных связей, низкая договорная дисциплина побуждает к поиску других эффективных форм вертикальной и горизонтальной интеграции. С другой стороны, выгоды, получаемые банками от кредитования торгово-посреднических операций, сдерживают интеграцию банковского и промышленного капитала;

4) потребность в концептуальном обеспечении процессов группирования предприятий ощущается на всех уровнях хозяйственного управления. Существует насущная потребность в официальных рекомендациях по выбору организационной и хозяйственной структуры ФПГ, по определению ее состава, по методам формирования механизмов внутригрупповых взаимодействий, по получению государственной поддержки.

Существует ряд ограничений на привлечение банков к процессу формирования финансово-промышленной группы, которые содержатся в Положении о финансово-промышленных группах и порядке их создания. Банку почти невозможно стать архитектором ФПГ, по своему усмотрению сгруппировать предприятия, при помощи соответствующей структуры обеспечить надежные финансово-производственные отношения. Чтобы изменить положение в российской промышленности, необходимо активное использование банковского капитала, который в состоянии финансировать необходимые структурные изменения, обеспечивающие эффективное сотрудничество в рамках инвестиционных проектов.

В заключение следует отметить, что самым эффективным способом поддержки отсталых и депрессивных регионов могла бы стать единая федеральная программа. Однако, несмотря на неоднократные намерения начать разработку и практическую реализацию такой программы, ее инициаторы неизменно сталкиваются с трудностями концептуального и методологического характера.

Для перехода к эффективно функционирующей рыночной экономике необходимы кардинальные

изменения методов стратегического управления регионом, новые подходы к разработке региональной политики и решению существующих социально-экономических проблем. Но стратегическое региональное управление в РФ еще не получило всестороннего и должного научного обоснования. По мнению авторов, главной причиной этого является отсутствие научно обоснованных концептуальных методов, приемов и способов организации на местах эффективной производственной деятельности.

Отечественный и мировой опыт убедительно свидетельствуют, что государство должно целенаправленно формировать рыночную среду, содействовать прогрессивной динамике с помощью всех присущих ему механизмов и методов стимулирования устойчивого экономического роста.

Предложенные меры по социальному и экономическому развитию депрессивного региона основаны на использовании полученных в ходе исследования следующих научно-практических результатов и заключаются:

— в перспективной концепции вывода региона из состояния депрессивности;

— в новых подходах к разработке экономической региональной политики, основанной на бюджетных и организационных новациях;

— в организации конкурентной среды в монопольных отраслях производства с помощью эффективной системы территориального управления.

Предлагаемая концепция позволит создать целостную систему стратегического планирования и управления, максимально учитывая особенности социального и экономического развития регионов, объединяя интересы всех субъектов РФ и не нанося ущерба национальным интересам страны. Создание и практическое применение предложенной концепции окажут положительное влияние на прогрессивное развитие российских регионов и страны в целом в условиях межрегиональной интеграции, интернационализации хозяйственной деятельности и возрастающей глобализации мировой экономики.

Список литературы

1. Боташева А.С.-Х., Хрусталев Е.Ю. Роль экологического туризма в развитии экономики региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 28.

2. Боташева А.С., Хрусталев Е.Ю. Стратегия развития дотационного региона (на примере

Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 34.

3. Боташева А.С.-Х., Хрусталев Е.Ю. Когнитивное моделирование процессов стратегического управления социально-экономическими системами / Сборник научных трудов. М.: МАОН. 2010.

4. Боташева А.С.-Х. Экономическая парадигма, основанная на гуманистических началах // Перспективы и возможности развития страны и региона. Пятигорск: ПГЛУ. 2010.

5. Дементьев В.Е. Российские финансово-промышленные группы: опыт интеграции сетевого типа // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. № 1.

6. Климанов В.В. Стратегическое и бюджетное планирование: проблемы координации // Губернский деловой журнал. 2010. № 10.

7. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: Теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: Либроком. 2009.

8. Лексин В. Федеративная Россия и ее региональная политика. М.: ИНФРА-М. 2008.

9. Ларина Н.И., Бауман Л.А. Региональная политика субъектов Федерации. Региональная политика в Европе: методическое пособие по спецкурсу. Вып. 1. Новосибирск: Изд-во НГУ. 1994.

10. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен. 2002.

11. Львов Д.С. Вернуть народу ренту. М.: Экс-мо, Алгоритм. 2004.

12. Лавринов Г.А., Хрусталев О.Е. Метод формирования интегрированных структур в наукоемком производственном комплексе // Прикладная эконометрика. 2008. № 1.

13. Малышев Б.С. Рента. Благовещенск: Изд-во АмГУ. 2005.

14. МакаровЮ.Н., Хрусталев Е.Ю. Финансово-экономические механизмы согласования корпоративных интересов субъектов интегрированных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 37.

15. ОрешинВ.П., ФетисовГ.Г. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М. 2007.

16. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ.

17. Рудцкая Е.Р., Хрусталев Е.Ю. Интеграционная методология инновационного развития наукоемких производств // Инновации. 2008. № 8.

18. Швецов А. Совершенствование региональной политики: концепции и практика. М.: КРА-САНД. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.