ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ РЕСУРСОВ РЕГИОНА
Ю.В. Косачев
Обсуждается роль вертикально интегрированных фи-нансово-промышленных структур в освоении ресурсов региона, подчеркивается значение банковского участия в акционерном капитале промышленности региона. Рассматриваются вопросы согласования деятельности компании с региональными органами административного управления, обосновывается возможность введения балансирующей льготной ставки платежей по налогу на прибыль банка. В качестве примера численное значение балансирующей ставки рассчитывается с использованием динамической модели эффективности.
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ возможности КРУПНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР ПРИ ОСВОЕНИИ РЕСУРСОВ РЕГИОНА
Одна из наиболее острых современных проблем большинства российских регионов заключается в отсутствии достаточного количества инвестиций, необходимых для достижения целей развития региона, освоения его ресурсов, реализации социально-экономических региональных программ в условиях дефицитности бюджетов всех уровней.
Основные причины инвестиционного спада во всех регионах определяются высокими налогами на предпринимательский доход, высокой ценой кредитных ресурсов, значительными долгами предприятий, ограниченностью бюджетных средств, неуверенностью инвесторов в экономическом будущем, значи-
тельными инвестиционными рисками (Гран-берг, 2003).
В то же время, региональный аспект является чрезвычайно важным в анализе структуры возможных точек промышленного роста (Мезоэкономика переходного периода, 2001). Это обусловлено тем, что именно на уровне региональных систем все основные факторы социально-экономического развития, включая производственные, природно-экологические, ресурсные, социальные и другие, образуют единый комплекс. Любой проект реализуется на вполне конкретной территории, при этом успех проекта во многом обусловлен поддержкой со стороны региональных властей.
Преодоление инвестиционного кризиса в регионах возможно путем осуществления структурных преобразований в экономике регионов. При этом возглавить активные структурные преобразования должны наиболее успешные, так называемые «опорные» регионы (Проблемы развития экономических регионов, 1999). Такие регионы обладают потенциалом высокотехнологичной обрабатывающей промышленности, развитой производственной инфраструктурой, кадровым, научным и образовательным потенциалом, имеют сложившиеся внешнеторговые связи и вполне могут стать генераторами и распространителями нововведений. В работе (Комплексные рекомендации..., 1999) предлагается на региональном уровне осуществлять мероприятия по поддержке групп предприятий, образующих единые «вертикальные» технологические цепочки с хорошими перспективами сбыта конечной продукции на внутреннем или внешнем рынках.
Можно рассчитывать на то, что образование региональных финансово-промышленных корпоративных структур как объединений экономически взаимосвязанных и взаимозаинтересованных производственных, кредитно-финансовых, торговых и других предприятий и организаций, приспособленных к деятельности в условиях соответствующих рынков, позволит упростить инвестирование в региональную экономику, осуществить устойчи-
вое эффективное развитие как рассматриваемых интегрированных систем, так и самого региона.
Идеи создания региональных интегрированных корпоративных групп достаточно широко развиваются в отечественной экономической литературе. Так, в работе (Зайцев, Агурбаш, 2001) рассматриваются методические основы создания и эффективного функционирования региональных финансово-про-мышленных групп, определяется их место в системе факторов развития экономики региона на примере Астраханской области. В работе (Седов, Гринкевич, 1988) определяется важная роль финансово-кредитной организации (банка) при создании региональной финансово-промышленной группы, обосновывается необходимость согласования его интересов с социально-экономической политикой, проводимой администрацией региона.
В дальнейшем под интеграцией будем понимать организационно-экономическое слияние двух или нескольких элементов в единое целое, приобретающее по сравнению с арифметическим сложением частей более высокое качество, называемое синергетическим эффектом. В рыночной экономике интеграция обусловлена, прежде всего, стремлением к укреплению конкурентоспособности продукции, и в частности - к обеспечивающему рост конкурентоспособности снижению издержек производства. Появление синергизма как кумулятивного положительного эффекта, повышающего совокупные результаты различных бизнес-единиц корпорации по сравнению с суммарным уровнем эффективности каждой из них в отдельности, является одним из главных преимуществ крупного интегрированного бизнеса. Преимуществом интегрированной структуры является также большой финансовый потенциал, дополнительным источником которого могут стать внутренние ресурсы крупной компании.
Конкурентные преимущества интегрированных групп проявляются при внедрении в производство новаций (научно-технических достижений), при этом корпорации имеют
возможности осваивать производство и продвигаться на рынки новой продукции в значительных масштабах и в сжатые сроки. Кроме того, в интегрированных структурах снижается негативное воздействие рисков. Структурные преобразования на основе интеграции предприятий оказываются наиболее эффективными для регионов, на территории которых имеются крупные месторождения углеводородов, металлов или других полезных ископаемых, освоение которых требует крупных капитальных вложений.
Наконец, следует отметить, что в настоящее время структурная реорганизация, заключающаяся в образовании крупных (в т.ч. межотраслевых) корпораций, являющихся основой расширенного воспроизводства, является характерным явлением всех экономически развитых стран. Этим конгломератам оказывается необходимая поддержка со стороны государств, использующих для этих целей весь арсенал методов прямого и косвенного регулирования. При образовании интегрированных структур хозяйственные контакты из вертикальной плоскости (регион - центр, предприятие - министерство) переводятся преимущественно в горизонтальную: государство может взять на себя роль арбитра в сложных случаях, а основные хозяйственные проблемы решаются в переговорах представителей территории и представителей компании. Важно также отметить, что взаимодействие и переговоры региональных администраций и руководства корпораций (при их независимости в принятии ими хозяйственных решений) способствуют рационализации схемы размещения производства, что создает необходимые условия для общеэкономического роста.
При таких условиях появляется возможность мобилизации и аккумулирования финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития региона.
Очевидно, что только согласование интересов всех потенциальных участников создания и функционирования подобных структур позволит обеспечить их действительно
эффективное саморазвитие. Побудительными мотивами к интеграции региональных предприятий являются:
позиций государства - возможность обеспечения более высокого уровня эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики;
позиций региональных органов управления ~ возможность решения социальных и других проблем регионального уровня, наполнения доходов региональных бюджетов, формирования и осуществления в регионе целенаправленной структурной и научно-технической политики;
позиций производственных предприятий - возможность устойчивого эффективного развития в составе интегрированных структур.
Региональные органы управления, как правило, поддерживают расширение производства, так как это способствует созданию новых рабочих мест, увеличивает доходы в местный бюджет, доходы населения. Учитывая достаточно высокую долю платежей крупных добывающих компаний в региональные бюджеты, можно говорить о серьезной обоюдной заинтересованности в сотрудничестве добывающих компаний и регионов.
Однако для сравнительно небольших компаний эти отношения могут быть более сложными. Обычно конфликты интересов возникают по вопросам налоговой политики и трансфертных цен (т.е. внутренних цен корпорации), от уровня которых зависят размеры налоговых отчислений. Для устранения конфликтов необходимы разработка и принятие компромиссных решений, устраивающих обе стороны. Региональные органы управления в качестве стимулирующих мер по обеспечению заинтересованности входящих в состав интегрированных структур предприятий могут, например, предоставлять льготы по ставкам налогов на прибыль, зачисляемых в региональные бюджеты.
В целом образование региональных интегрированных структур, включающих в свой состав производственные, кредитно-финансовые торгово-сбытовые, научно-инновацион-
ные и другие предприятия, позволяет упростить инвестирование в развитие региональной экономики, обеспечить снижение производственных издержек, осуществить устойчивое эффективное развитие как интегрированных структур, так и региона.
2. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Значение участия корпоративного банка в акционерном капитале промышленности региона
Стратегические интересы интегрированных компаний диктуют их руководству настоятельную необходимость установления долгосрочного делового сотрудничества с региональными органами управления (а не просто взаимодействия при решении текущих вопросов). Однако, при всем разнообразии ситуаций, отношения корпораций с региональными администрациями являются, как правило, чрезвычайно сложными и противоречивыми. Определение общего поля интересов является важнейшей составляющей политики крупных региональных интегрированных структур. Что касается регионов, то основные приоритеты в их отношениях с крупными интегрированными компаниями заключаются, прежде всего, в динамичном социально-экономическом развитии региона, его стабильности, экологической безопасности.
Необходимость в договорных отношениях в первую очередь, как уже говорилось, относится к регионам, имеющим солидные запасы полезных ископаемых. Не всегда региональные власти устраивает политика корпора-
ций в вопросах реализации региональных целевых программ, в свою очередь, корпоративные структуры часто не устраивает налоговая политика в регионе. Особенно это касается кредитно-финансовых организаций в составе корпораций - банков, инвестиционных компаний, страховых фондов и др.
Можно отметить, что отечественные кредитные организации до сих пор не играют в регионах должной роли в системе обеспечения расширенного воспроизводства экономики, разрыв между банковской системой и реальным сектором все еще сохраняется. Основной финансовый капитал концентрируется в немногих крупных городах, отсасывая финансовые ресурсы из реального сектора экономики регионов. Именно в этих условиях важным является создание региональных финансово-промышленных структур, стимулирующих инвестиционную активность в регионе, расширение участия банков в акционерном капитале промышленности региона.
В то же время при высокой ставке регионального налога на прибыль участие в региональной корпоративной структуре становится для банка менее привлекательным. Тогда банк может заняться альтернативными видами деятельности, вследствие чего регион недополучит необходимые ему доходы. Администрации регионов в такой ситуации могут и должны стимулировать создание финансово-промышленных структур и участие в них банков.
В соответствии с существующим законодательством регионам предоставляются права в области установления территориальных ставок налога на прибыль с учетом своих местных задач и условий. Этот налог выполняет, помимо прочих функций, функцию стимулирования. Чрезмерная ставка налога на прибыль подрывает стимулы к увеличению объемов производства, расширению номенклатуры выпускаемой продукции. И, наоборот, с уменьшением ставки налога растет чистая прибыль хозяйствующих субъектов, но уменьшается доход регионального бюджета. Однако даже при некоторой малой ставке налога на прибыль, доход бюджета может увели-
читься за счет вовлечения в производство других эффективных предприятий, роста объемов производства. В конечном итоге выбор рационального уровня ставки налога на прибыль состоит в нахождении компромисса между требованиями по обеспечению доходами регионального бюджета и условиями быстрого и устойчивого развития отрасли производства.
В этом контексте предоставление льгот по ставкам налога на прибыль банка может стимулировать его вхождение в состав региональной финансово-промышленной структуры и заинтересованность в организации ее эффективной деятельности. Основной вопрос при этом заключается в обосновании такой балансирующей льготной ставки платежей по налогу на прибыль банка, при которой региональный бюджет не потеряет слишком много доходов, а банку будет выгодно кредитовать производственный сектор в этом регионе, а не иные сферы деятельности. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Допустим, что максимальный гарантированный доход, который может иметь банк при его работе в составе региональной интегрированной структуры в течение некоторого периода времени А? составит величину при ставке регионального налога на его прибыль Если за этот же период банк имеет возможность получить максимальный гарантированный доход /0 > но не в группе, а при независимой альтернативной деятельности, то можно оценить изменение ставки налога на его прибыль таким образом, чтобы выполнялось условие:
где б)5 = - Д9^.
Если существует ограничение Д0, меньше которого региональная ставка налога на прибыль банка быть не может, то балансирующая процентная ставка налога на прибыль банка определяется из условия: = шах {(е^-деа Д0}.
Получая льготу в виде балансирующей ставки налоговых отчислений на прибыль, направляемых в региональный бюджет, банк с большей заинтересованностью будет отно-
ситься к вопросу своего вхождения в состав региональной финансово-промышленной корпоративной группы. Регион же в этом случае получит необходимые ему финансовые средства для своего социально-экономического развития. При необходимости аналогичные балансирующие ставки отчислений по налогу на прибыль, направляемых в региональный бюджет, можно вводить и для других предприятий - участников региональной финансово-промышленной корпоративной структуры.
2.2. Пример численного расчета балансирующей льготной ставки регионального налога на прибыль банка
Для примера численного расчета возможной льготной ставки регионального налога на прибыль банка воспользуемся динамической моделью простейшей условной финан-сово-промышленной корпоративной структуры, состоящей из предприятия А - производителя продукции, предприятия В - потребителя этой продукции в вертикально интегрированной цепи, а также банка Б (рис.1).
Математический аппарат оценки экономической эффективности для подобной модели при деятельности ее участников на заданном интервале времени (от момента до Т), без учета налоговых отчислений на прибыль
предприятий, представлен в работе (Косачев, 2004). Показано, что гарантированная накапливаемая дисконтированная прибыль участников к моменту Т будет максимальной, если выполняется инвестиционная программа совместного вложения участниками группы финансовых средств в снижение удельных затрат производителя корпоративной продукции. Кроме того, необходимо введение трансфертных внутригрупповых цен на продукцию А и банковские кредиты Б. Выполнение этих условий позволяет реализовать механизм вертикальной интеграции и обеспечивает максимальную эффективность и устойчивость структуры.
В качестве основных участников инвестиционной программы рассматриваются банк Б, выделяющий производителю в момент времени t кредит K(t) под процент х, который ниже рыночного, и сам производитель А, вкладывающий в момент t свою текущую прибыль V(t) в мероприятия, обеспечивающие снижение средних затрат. Оптимальная программа инвестирования производителя показана на рис. 2.
Инвестиционная программа содержит четыре этапа (i = 1, 2, 3, 4), характеризующихся различным поведением участников. Так, на первом этапе (от t0 до t(*) банк Б выделяет целевые кредиты производителю для снижения его удельных затрат, производитель А на эти же цели направляет свою прибыль. На втором этапе (от i0* до ) банк прекращает кредитовать производителя и расходует свободные средства на приобретение акций предприятия В, производитель продолжает вкладывать прибыль в мероприятия, обеспечивающие
Реинвестирование прибыли
Кредитование
Рынок продукта
Рис. 1. Условная схема взаимодействия вертикально интегрированных предприятий А, В и банка Б
Рис. 2. Этапы оптимальной программы совместного инвестирования производителя участниками группы
снижение своих средних затрат. На третьем этапе (от t] до t*) банк вновь кредитует А, производитель свою прибыль накапливает. Наконец, на четвертом этапе (от t* до Т) оба участника свою прибыль накапливают. Реализация такой программы приводит к наилучшим результатам деятельности рассматриваемой группы на интервале [?0, 7].
Моменты переключения программы i0*, и t* рассчитываются исходя из требования максимизации гарантированных накапливаемых доходов участников к моменту Т. С учетом ставок регионального налога на прибыль банка 9(f и на прибыль предприятия-производителя 0^, эти моменты можно рассчитать по формулам:
__цп tB'Gjx) и, ^е'ед-ц,
(|;-е0*)—-J-
8 tjG(x)
to=(' fe-ee'^ee'M ' (1)
{_т 1 ln е08 БС(х) 1 е0 0s G(x)-|i0'
где 05 = 1 - 0(f, дА = 1 - е^,
е = х £0 = т(1 - £,) а0 q<Jqb
q0 = со - а0 > 0, qx = (о - а0 х > 0.
Здесь приняты следующие обозначения: \ - коэффициент, характеризующий внутреннюю цену продажи продукции А вертикально взаимодействующему с ним предприятию В, 0 < Е, < 1, ^ = const;
а0 - доля акционерной собственности предприятия В, которой постоянно владеет банк, а0 = const;
а> - доля дополнительно приобретаемой банком собственности В (имея свободный финансовый ресурс W, банк на разных этапах программы направляет его либо на кредитование производителя А, либо на приобретение части собственности потребителя В);
(Iq, - коэффициенты дисконтирования соответственно банка и производителя, ц0) = const;
С(х) - функция, характеризующая темп роста доходов производителя А при вложении в снижение его затрат финансового ресурса х, С{х) = dg(x)/dx. Функция g(x(t)) определяет прибыль производителя в момент ? в зависимости от количества ресурса х((), направляемого в этот момент на мероприятия, обеспечивающие снижение его удельных затрат; функция g(x(t)) зависит также от вида функции удельных затрат с(х( 0, у( ()), где у (С) - объем производимой в момент ? продукции.
При выполнении участниками корпоративной структуры инвестиционной программы банк получит к моменту Т максимальный гарантированный доход, который составит величину:
Л = 0 5 {(1 - [« оО + А' + Ч о44 ] +
+хЖ^3}=(1-бО-/0. (2)
где Л = (1 - $)[ а0(1 + х) ^ + + х Ш £
О кон ^ нач
К=- — ''- '<""" )> 0, X= X '„+ X к№
И-о
нач(^ К0Н) — время начала (окончания) /-го этапа инвестиционной программы, / = 1, ... , 4.
Выражение (2) определяет достаточно сложную зависимость критерия эффективности банка./() от ставки налога 0^, так как значения этого параметра входят, помимо прочего, в пределы интегрирования дисконтированной функции дохода на каждом г'-м этапе инвестиционной программы. Однако, функции ¡¡{В^) можно считать практически не зависящими от изменения величины аргумента 0^ относительно некоторого его постоянного значения (Косачев, 2004). Другими словами, при замене неизвестного 0^ на какое-то его постоянное значение 0о погрешность в оценке времени будет мала, и при проведении дальнейших расчетов этой погрешностью можно пренебречь. Тогда зависимость (2) можно рассматривать как линейную относительно ставки 0^.
Для нашего условного расчета зададимся следующей исходной информацией. Предполагается, что А - это предприятие, осуществляющее в регионе разработку месторождения и добывающее некоторое сырье. Рыночная цена каждой единицы добываемого продукта р0 равна 2 усл. ед. Торговля со смежным в вертикальной цепи предприятием-потребителем В осуществляется по внутренней трансфертной цене рх < р^. Изменение внутренней цены относительно рыночной характеризуется коэффициентом = 0,4. Предприятие В -акционерное общество, осуществляет продвижение корпоративной продукции на внешние (относительно рассматриваемой группы) рынки, накапливая свою прибыль за счет разности цен. Деятельность группы рассматривается в условиях равновесного рынка корпоративной продукции.
Функция удельных затрат производителя имеет вид:
с(х,у) = (е-ах+Ь)у?+£
где а = 0,005, b = 0,05, ß = 0,1, Р = 5 усл. ед.
Первое слагаемое в функции с(х, у) характеризует переменные затраты на выпуск единицы продукции, Р - постоянные затраты. Такая функция удельных затрат является характерной для предприятий и отраслей, деятельность которых связана с освоением природных ресурсов. Дело в том, что для увеличения (или сохранения на том же уровне) объема добычи приходится переходить к эксплуатации более трудных месторождений, например, с более сложными геологическими условиями, или приходится увеличивать затраты на извлечение из недр полезного ископаемого по мере истощения его основных запасов.
Функция прибыли g(x(t)) при этой функции затрат имеет в каждый момент времени t значение
S
Ш)
Ро 1 + ß
i+ß -I
W Г 1 ß
,[е-«с )+ь] -Р.
а0 = 0,25, со = 0,2, W= 15 усл. ед., т = 15%, (¿0 = 0,2, ц, = 0,6, е^ = 15%, = 30%. Принимается также, что в результате альтернативной деятельности банка в течение планового периода его максимальный гарантированный доход может составить величину /0 = 2250 усл. ед. (Обоснование этой доходности должно производиться независимыми аудиторскими службами с учетом оценок самого банка.)
Определим максимальный гарантированный доход банка от его деятельности в составе рассматриваемой интегрированной структуры. Сначала, воспользовавшись (1), найдем в заданных условиях оптимальные значения параметров инвестиционной программы: íq = 0,4 года, = 1,95 года, t* = 3,5 года.
Теперь можем с учетом (2) определить значение Jo(®(f) на планируемом интервале [0; 5 лет] при ставке регионального налога на прибыль банка 6(f = 30%: J0(Qtf) = ^67 усл. ед. Из условия = Л> находим поправку к
ставке регионального налога на прибыль банка, при которой его доход на планируемом интервале будет не меньше /0:
Де„Л=
h ~ Л (ео )
Л
■100% = 10%.
Решение рассматриваемой задачи будем искать, считая известными следующие данные:
Таким образом, в качестве льготной балансирующей ставки рекомендуется принять:
е!£=ео-Ае £=20%.
Полученное значение можно рассматривать как компромиссное решение, при котором банк получает доход, в среднем, не ниже его возможного дохода при альтернативных формах деятельности, а регион гарантированно получит необходимые финансовые средства для своего социально-экономического развития.
Литература
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
Зайцев Б.Ф., Агурбаш И.Г., Ковалева H.H., Малютина O.A. Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. - М.: Экзамен, 2001.
Комплексные рекомендации по реализации региональной промышленной политики в условиях кризиса.-М.: УРСС, 1999.
Косачев Ю.В. Экономико-математические модели эффективности финансово-промышленных структур. - М.: Логос, 2004.
Мезоэкономика переходного периода / Под ред. Г.Б. Клейнера. - М.: Наука, 2001.
Проблемы развития экономических районов // Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы развития экономики / Под ред. Д.С. Львова. - М.: Экономика, 1999.
Седое В.Г., Гринкевич Л.Г. Стимулирование формирования региональных ФПГ // Финансы, 1998. №1.
ПРЕСТУПНОСТЬ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА
В. В. Лунеев
В статье исследуется «предкриминальная» и криминальная теневая экономика, причиняющая огромный вред стране. Около 90% ее остается не выявленной. К уголовной ответственности привлекаются в основном социально незащищенные правонарушители. Преступления нищеты и бедности легко попадают в жернова системы уголовной юстиции, а преступность власти и богатства почти незаметна в орбите правоохранительных органов.
Рукопись поступила в редакцию 15.09.2004 г. 1. ПРЕСТУПНОСТЬ
Главной угрозой современности после мировых войн и возможных глобальных катастроф становится транснациональная и национальная преступность. При этом, в отличие от войн и катастроф, преступность - явление не временное, не ограниченное территориально, а постоянно действующее, повседневное и повсеместное. Как и прежде, она продолжает расти быстрее, чем численность населения, мгновенно заполняя любые неконтролируемые или слабо контролируемые правом ниши. По данным обзоров ООН средний темп прироста преступности в мире достигает 5% в год при темпах прироста населения в 1-1,2%. Увеличивается общественная опасность преступности и причиняемый ею вред. Качественные изменения преступного поведения дрейфуют в сторону большей изощренности. Преступность все больше организуется, вооружается, коррумпируется, глобализируется, интеллектуализируется и особенно интенсивно «окорыствляется», т.е. корысть становится самым главным, доминирующим мо-