Научная статья на тему 'Финансово-правовой базис формирования, распределения и использования ресурсов для Российской наноиндустрии'

Финансово-правовой базис формирования, распределения и использования ресурсов для Российской наноиндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ИННОВАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / НАНОИНДУСТРИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Д.В.

В статье обосновывается, что для построения конкурентоспособной национальной инновационной экономики, включая наноиндустрию, необходимо разработать и принять комплексный нормативный правовой акт, в котором необходимо систематизировать действующие нормы и закрепить финансово-правовые механизмы, стимулирующие использование результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-правовой базис формирования, распределения и использования ресурсов для Российской наноиндустрии»

УДК 336.226

ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НАНОИНДУСТРИИ

Д. В. НОВИКОВ,

аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: goncharova.sofia@gmail.com Российский государственный торгово-экономический университет

В статье обосновывается, что для построения конкурентоспособной национальной инновационной экономики, включая наноиндустрию, необходимо разработать и принять комплексный нормативный правовой акт, в котором необходимо систематизировать действующие нормы и закрепить финансово-правовые механизмы, стимулирующие использование результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Ключевые слова: нормативная база, инновации, инфраструктура, обеспечение, развитие, наноиндустрия, регулирование.

Российская деловая практика активно демонстрирует становление наноиндустрии в нашей стране, которое сопровождается созданием инновационной инфраструктуры. Государство в настоящее время уделяет большое внимание развитию научной и научно-технической деятельности, стимулированию субъектов предпринимательской среды при использовании ими результатов таких видов деятельности. Различные комплексные механизмы позволяют создавать соответствующие благоприятные условия для субъектов инновационной деятельности вообще и для наноиндустрии, в частности, также позволяют увеличить финансирование прикладных исследований, опытных производств и коммерциализацию научно-технических разработок.

Проблемы институционального оформления новой экономики. По мнению автора, законодательное закрепление механизмов финансового регулирования инновационной деятельности гарантирует

государству поэтапное и стабильное развитие наноиндустрии как одной из приоритетных сфер новой экономики России. Однако реалии законотворческого процесса свидетельствуют об отсутствии на федеральном уровне единого, консолидирующего нормативно-правового акта «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», который мог бы стать основой для развития инновационной деятельности и повышения инновационной активности в стране. Заметим, что статистические данные подтверждают крайне низкий уровень инновационной активности отечественных товаропроизводителей. Так, в 2008 г. удельный вес предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, составил 9,2 %, а доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции составила всего лишь 5,5 % [7].

Принятие нормативных документов, регулирующих этот вид деятельности на уровне субъектов Российской Федерации, что фрагментарно имеет место, способно дестабилизировать развитие такого нового направления в сфере экономики, как коммерциализация научных достижений. Поэтому как на региональном, так и на федеральном уровне должен существовать четкий законодательный порядок по финансово-правовому регулированию наноиндустрии в России. В данном контексте следует подчеркнуть необходимость принятия законодательства, способствующего развитию не только инноваций, но и формированию финансово-правовых механизмов, позволяющих их реализовать

на практике, и стимулирующих бизнес применять их в своей деятельности.

Проблема содержательного совершенствования и систематизации законодательного массива, регулирующего финансово-правовые аспекты реализации инновационной деятельности, затрагивается многими учеными и специалистами.

Например, О. В. Гутников считает, что одним из важных направлений работы по правовому стимулированию инноваций является разработка качественной нормативной базы, регулирующей основные понятия и виды государственной поддержки инновационной деятельности [2]. Он также полагает, что актуальным является создание юридического понятийного аппарата, связанного с инновациями и инновационной деятельностью, который позволит эффективно применять различные льготы и преференции, стимулирующие развитие инновационной деятельности. Кроме того, им предлагается принятие специального федерального закона о государственной поддержке инновационной деятельности, в котором будут установлены базовые юридические понятия инновационной деятельности, основные формы государственной поддержки инновационной деятельности, модель правового регулирования инновационной деятельности. При этом, по мнению автора, данный закон не призван регулировать инновационные отношения во всех сферах деятельности. Так, в нем должны быть установлены лишь базовые принципы государственной поддержки и правового регулирования инновационной деятельности. Что касается действия закона об инновационной деятельности применительно к конкретным сферам экономики, то это должно регулироваться специальным отраслевым законодательством [9].

В рамках проблемы определения сущности инновационной деятельности следует отметить, что Л. А. Трахтенгерц считает, что характерной чертой инновационного развития в России в настоящее время является то, что государство — основной инвестор интеллектуальной деятельности. Поэтому, по мнению этого автора, актуальной является проблема ложного понимания публичных (государственных) интересов [2].

Изучая проблемные аспекты регулирования отношений, связанных с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР), Л. А. Трахтенгерц приходит к выводу, что действовавшая до недавнего времени практика закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности за государством не оправдала себя. По мнению указанного автора, в законодательстве

РФ применяются диспозитивные нормы, но пре-зюмируется закрепление права за разработчиком, учитывая, что от его деятельности во многом зависит судьба результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим автор считает недопустимым императивное закрепление в подзаконных нормативных правовых актах исключительных прав на охраноспособные объекты за государственным заказчиком как пример ложного понимания публичных интересов.

Предлагая механизмы управления инновационным развитием социально-экономических систем, С. В. Булгаков выделяет формирование благоприятной правовой среды для финансовых инструментов [1].

Как видим, активное обращение различных авторов к проблеме правового регулирования инновационной деятельности в РФ доказывает важность разрешения существующих проблем в рамках исследуемого вопроса. Значение комплексного финансово-правового регулирования инновационной деятельности в РФ велико и потому, что оно способно обеспечить эффективное осуществление полного инновационного цикла «фундаментальные исследования — прикладные исследования — разработки — освоение и тиражирование инновационной продукции». Существующие пробелы отечественного законодательства создают разрывы в приведенной цепи, затрудняя реализацию государственной инновационной политики. Таким образом, наноиндустрия как одна из сфер народного хозяйства нуждается в соответствующем законодательном обеспечении.

В настоящее время в России действует целый ряд федеральных законов в области регулирования и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. Среди основных федеральных законов, регулирующих и стимулирующих научную, научно-техническую и инновационную деятельность, можно отметить Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ, Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и др.

В табл. 1 представлены основные нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне и

Таблица 1

Финансово-правовое обеспечение формирования, распределения и использования ресурсов для отечественной наноиндустрии

Проблемы финансово-правового регулирования Нормативный правовой документ

Правовое обеспечение организационного и финансового стимулирования инновационной деятельности Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Федеральный Закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О государственной корпорации «Ростехно-логии». Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-Ф3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-Ф3. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 20.12.2007 № 904 «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий» и др.

Правовое обеспечение развития территорий инновационного развития Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». Федеральный закон 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах»

Правовое обеспечение деятельности центров разработки и реализации наукоемких технологий Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-Ф3 «О Российской корпорации нанотехнологий». Указ Президента РФ от 22.06.1993 № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации». Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 716 «О федеральных университетах». Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 № 651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и др.

Правовое обеспечение охраны объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ. Федеральный закон от 25.12.2008 № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии». Федеральный закон от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных». Указ Президента РФ от 22.07.1998 № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности». Постановление Правительства РФ от 17.11.2005 № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности». Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2001 № 1607-р «Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности» и др.

регулирующие различные аспекты функционирования инновационной деятельности в России.

Анализ отечественного законодательного регулирования тех или иных вопросов инноваций, несмотря на наличие целого ряда федеральных законов, свидетельствует об отсутствии специального закона об инновационной деятельности, что, в свою очередь, является одним из факторов, замедляющих ее развитие. В качестве правовой основы для разработки федерального закона об инновационной деятельности в России, автор считает целесообразным использование норм «Модельного закона об инновационной деятельности», принятого постановлением от 16.11.2006 № 27-16 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников стран СНГ в Санкт-Петербурге. Этот закон был принят для

гармонизации законодательства государств — участников СНГ в области инновационной деятельности. Кроме того, он направлен на повышение конкурентоспособности национальных экономик стран СНГ за счет применения научно-технических достижений, новых технологий и результатов научно-технической деятельности.

В настоящее время разработан проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». В рамках исследуемого вопроса представляет интерес то, что в пояснительной записке к проекту этого закона отмечается, что существующий спектр различных нормативно-правовых актов, регулирующих в настоящее время сферу инноваций, имеет локальный, фрагментарный характер. Кроме того, они слабо увязаны между собой, отдельные нормы изложены недостаточно

четко, не стимулируют использования достижений научно-технического прогресса в развитии отечественного производства, защиту отечественного товаропроизводителя и потребителя [5].

Следовательно, принятие основополагающего законодательного акта позволит регулировать правовые, экономические и организационные отношения между субъектами инновационной деятельности в Российской Федерации, а также определить основы формирования и реализации государственной инновационной политики, отвечающей потребностям общества.

Переход отечественной экономики на инновационный путь развития предполагает не только эффективное функционирование финансово-правовой базы, но и актуализацию проблем организационно-управленческого характера. На рисунке

представлена структура механизма финансово-правового регулирования инновационной деятельности в РФ на федеральном уровне.

Анализ структуры государственных исполнительных и законодательных органов власти федерального уровня свидетельствует об их многообразии и разветвленности. Однако, как показывает практика, в настоящее время инновационная политика России фактически проводится на уровне субъектов РФ, которые активно принимают законы, регулирующие ее реализацию. Так, в отдельных субъектах РФ такие законы уже действуют, например:

- закон г. Москвы от 07.07.2004 № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве», в котором под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на

Структура механизма финансово-правового регулирования инновационной деятельности в РФ: а — исполнительная власть; б — законодательная власть

внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, на новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем или внешнем рынках [3];

- закон Республики Адыгея от 28.12.2007 № 145 «Об инновационной деятельности в Республике Адыгея»;

- закон Республики Башкортостан от 28.12.2006 № 400-3 «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан»;

- закон Республики Бурятия от 21.12.2006 № 2028-Ш «Об инновационной деятельности в Республике Бурятия»;

- закон Томской области от 04.09.2008 № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области» и др.

В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Министерства образования и науки РФ от 15.02.2006, протокол № 1), Московская и Томская области являются субъектами Федерации с высоким научным потенциалом, в которых реализовывались пилотные проекты по формированию региональных инновационных систем.

В перечисленных законах субъектов РФ содержатся определения инновации и инновационной деятельности. Однако они не являются универсальными и ограничиваются сферой и территорией действия соответствующего акта.

Автор полагает, что одной из причин недостаточной эффективности действующей государственной инновационной политики является слабость ее институциональной финансово-правовой базы. Сложившаяся ситуация характеризуется отсутствием понимания важности науки, применения на практике научных знаний как фактора повышения конкурентоспособности нашей страны и реальных механизмов ее реализации.

Зарубежный опыт государственного регулирования инноваций. Зарубежная практика свидетельствует об активном стимулировании государством ведения инновационной деятельности. Например, законодательством Франции предусматривается стимулирование изобретательства и новаторства. Кроме того, для независимых новаторов предусматриваются дополнительные налоговые льготы в размере 30—40 %. Для мелких и средних фирм французское страховое общество предложило два новых вида контракта, разработанные патентным

ведомством Франции и агентством ANVAR (Национальное агентство по использованию научных исследований). Первым из этих контрактов предусматривается страхование от различных видов риска, возникающего при реализации инноваций. Вторым гарантируется лицам, подавшим заявление на патентование или получившим патент, выплата судебных издержек, связанных с юридической защитой их прав в случае контрафакции. В соответствии с Законом Франции от 23 декабря 1985 г. № 85-1376 научные исследования и технологическое развитие признаются общенациональными приоритетными задачами [4].

Великобритания характеризуется, с одной стороны, отсутствием системы централизованного регулирования инновационной деятельности, с другой — наличием разработанного механизма взаимодействия, позволяющего осуществлять координацию на государственном уровне.

В США начиная с 1980-х гг. уделяется особое внимание развитию инновационного сектора. Законодательство этой страны содержит множество нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность. Так, например, в соответствии с законом о развитии инноваций в малом бизнесе (Small Bussiness Innovation Development Act of 1982, Public Law 97-219) малый бизнес является двигателем экономического роста. Этот закон обязывает федеральные агентства США выделять ассигнования малому бизнесу на проведение НИОКР [4].

Закон о процедурах патентования в университетах и малом бизнесе (University and Small Business Patent Procedure Act of 1980), целью которого было реформирование государственной патентной политики, установил право университетам и малому бизнесу, заключившим контракт с каким-либо федеральным ведомством на проведение НИ-ОКР за счет федеральных ассигнований, самим патентовать изобретения, полученные в рамках выполнения этих работ. Также этим законом предоставляется право федеральному ведомству, финансировавшему НИОКР, представлять эксклюзивную лицензию в качестве гаранта на разработанную ими технологию частным фирмам.

В соответствии с Законом Бай-Доула (Bayh-Dole Act of 1980, Public Law 96-517) университетам, некоммерческим организациям и малым предприятиям были предоставлены права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства. Кроме того, организации, получившие финансирование за счет федерального бюджета, получили возможность выбора в

отношении патентообладателя. Закон Бай-Доула коренным образом изменил взаимодействие между правительством, университетом и частным сектором в части передачи прав собственности и поощрения лицензирования федеральных изобретений частному сектору. Этот закон является существенной составляющей правительственной политики в области коммерциализации инноваций США.

Благодаря закону о технологических инновациях Стивенсона — Уайдлера (Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980, Public Law 96-480) была создана благоприятная среда для развития взаимовыгодной кооперации между частным и государственным секторами экономики [4].

Перспективы инновационных институтов России. Приведенный опыт государственного регулирования инновационной деятельности во Франции, Великобритании и США свидетельствует о политике децентрализации регулирования, основой эффективного применения которой является наличие развитых рыночных механизмов и мотивация субъектов бизнеса. В России применение стратегии децентрализованного регулирования вполне возможно, несмотря на неразвитость рыночных механизмов. Однако в настоящее время реализация стратегии активного государственного вмешательства в экономику является предпочтительной, особенно в рамках финансово-правового регулирования формирования, распределения и использования ресурсов для наноиндустрии. В табл. 2 приведены данные по финансированию отдельных направлений инновационного развития РФ.

Поскольку в табл. 2 объем финансирования приведен в процентах к ВВП, то для полноты представления о величинах денежных поступлений приведем данные по динамике ВВП РФ. Так, в III квартале 2010 г., по оценке Росстата, ВВП РФ вырос в

Таблица 2

Финансовые параметры реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., % к ВВП

Показатель 2010 2012 2020

Внутренние затраты на иссле- 1,32 1,4-1,6 2,4

дования и разработки (оценка)

Государственные расходы 0,88 0,9 1,1

исследования на исследования (оценка)

и разработки гражданского

назначения

Внутренние затраты на обра- 4,8* 5,5-5,7 6,5-7

зование

Государственные расходы на 4* 5,5-6

образование

* — Данные на 2008 г.

годовом исчислении на 2,7 %, во II квартале 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — на 5,2 %, что совпало с предыдущей оценкой Росстата. В I квартале 2010 г. ВВП РФ увеличился на 2,9 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Согласно прогнозу Минэкономразвития, ВВП страны в 2010 г. может вырасти на 3,8 %, в 2011 — на 4,2 %, в 2012 г. - на 3,9 %, в 2013 г. - на 4,5 % [8].

Представленные данные свидетельствуют о тенденции к увеличению объемов финансирования направлений инновационного развития РФ. Кроме того, в Федеральном законе от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» среди основных приоритетов бюджетного финансирования указывается на концентрацию ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию отечественной экономики и ее технологическое развитие. Доходы федерального бюджета на 2011 г. запланированы в сумме 8 844,6 млрд руб. (из них нефтегазовые доходы составят 4 090 млрд руб.). Расходы бюджета определены в объеме 10 658,6 млрд руб. Таким образом, дефицит федерального бюджета на 2011 г. установлен на уровне 1 814,0 млрд руб. и будет покрыт за счет средств Резервного фонда, а также средств, поступающих от приватизации федерального имущества и государственных заимствований.

Рассматривая финансовые ресурсы для российской наноиндустрии, представляется важным принятие в декабре 2010 г. Наблюдательным советом Российской корпорации нанотехнологий решения о размещении трех выпусков облигаций на сумму 33 млрд руб. Первый выпуск неконвертируемых процентных документарных облигаций на предъявителя серии 01 с обязательным централизованным хранением состоит из 8 млн облигаций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. со сроком погашения на 2 548-й день с даты начала размещения их по открытой подписке. Второй выпуск серии 02 состоит из 10 млн облигаций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. со сроком погашения на 2 548-й день с даты начала размещения. Выпуск серии 03 - 15 млн облигаций номинальной стоимостью 1 тыс. руб., срок погашения — на 2 548-й день с даты начала размещения. Цена размещения ценных бумаг составила 100 % от номинала [8].

Полученные от размещения облигаций средства будут направлены на финансирование инвестиционных проектов корпорации. Российская корпорация нанотехнологий, основанная в 2007 г. для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, призвана стимулировать рост

российской наноиндустрии до уровня выпуска продукции на 900 млрд руб. в год к 2015 г. При этом объем продаж нанопродукции предприятиями, в которые инвестирует данная корпорация, должен составить не менее 300 млрд руб. в год.

В рамках реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматриваются определенные приоритеты в финансировании науки, образования и поддержки инновационной деятельности. Место наноиндустрии в российской инновационной экономике XXI в. представляется ключевым, центральным. В силу этого основные усилия как государства, так и корпоративных субъектов в финансовом обеспечении инновационного сектора воспринимаются, прежде всего, как усилия в финансировании создания и развития наноиндустрии. В табл. 3 представлена структура формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в сфере наноиндустрии.

Структура формирования, распред ресурсов в сфе]

Анализ отечественной финансово-правовой базы формирования, распределения и использования ресурсов для инновационной деятельности и для наноиндустрии свидетельствует о ее разрозненности и несовершенстве. Главным образом, это связано с отсутствием основополагающего законодательного акта, регулирующего инновационное развитие экономики России.

Принятие соответствующего закона позволит повысить результативность научной, научно-технической и инновационной деятельности в нашей стране в целом, а также достичь макроэкономической стабильности. Кроме того, это будет способствовать росту национальной конкурентоспособности. Наряду с принятием Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» , А. В. Тодосейчук предлагает внести следующие изменения в действующее законодательство [6].

Во-первых, необходимо внести поправки в Федеральный конституционный закон от 17.12.1997

Таблица 3

1ения и использования финансовых наноиндустрии

Направления финансового обеспечения Мероприятия

Поэтапное увеличение объемов бюджетного финансирования расходов на научные исследования, образование и поддержку инноваций до уровня, характерного для стран ОЭСР Разработка комплекса мероприятий для достижения экономикой страны необходимого уровня конкурентоспособности.

Повышение эффективности бюджетных расходов на проведение исследовательских работ и высшее профессиональное образование 1. Увеличение доли расходов на прикладные исследования, осуществляемых на конкурсной основе, на условиях софинансирования со стороны бизнеса. 2. Повышение расчетных нормативов в сфере высшего профессионального образования. 3. Расширение объемов субсидирования процентных ставок и предоставление государственных гарантий по образовательным кредитам

Обеспечение значительного прироста средств, выделяемых на цели поддержки инновационной и внешнеэкономической активности предприятий, повышение производительности труда и формирование механизмов управления качеством, развитие механизмов непрерывного образования на предприятиях, поддержку соответствующей деятельности бизнес-ассоциаций 1. Увеличение объемов бюджетного финансирования, направляемого на соответствующие мероприятия в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализации государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, деятельности фонда содействия развития малого предпринимательства в научно-технической сфере. 2. Финансирование мер по поддержке инновационной деятельности предприятий в рамках Российского фонда технологического развития, по поддержке инновационных проектов частных компаний, реализуемых в рамках приоритетных направлений, одобренных комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. 3. Финансирование в достаточном объеме создания и функционирования инновационного центра «Сколково», инфраструктуры особых экономических зон технико-внедренческого типа и технопарков

Обеспечение дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011—2013 годах. Разработка комплекса мероприятий по дополнительной финансовой помощи субъектам РФ.

№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», дополнив ст. 14 положением о том, что Правительство РФ вырабатывает государственную инновационную политику и принимает меры по ее реализации.

Во-вторых, в Федеральный закон от 20.07.1995 № 115—ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» необходимо внести соответствующие изменения в части разработки прогнозов научно-инновационного развития страны, формирования на их основе приоритетных направлений инновационной деятельности, а также механизмов их реализации.

В-третьих, необходимо разработать Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части формирования и размещения заказов на разработку, освоение, производство и поставку инновационной продукции (работ, услуг).

В-четвертых, включить в Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» нормы, посвященные созданию централизованной государственной системы учета результатов научно-технической деятельности, полученных за счет бюджетных средств.

В-пятых, разработать Федеральные законы: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными за счет средств федерального бюджета»; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части государственного регулирования системы подготовки кадров, создающего правовую базу для организации подготовки кадров для инновационной экономики в рамках государственного и муниципального заказа и договоров о целевой контрактной подготовке [6].

На первоначальном этапе развития инновационной экономики России до 2020 г. указанные изменения и дополнения нормативных правовых актов, безусловно, дадут позитивный эффект. Также представляется, что на этом этапе в Бюджетный кодекс Российской Федерации должна быть внесе-

на новая отдельная глава «Финансовое обеспечение инновационного развития экономики».

Таким образом, в долгосрочной перспективе для построения конкурентоспособной национальной инновационной экономики вообще и наноиндуст-рии в частности необходимо разработать и принять комплексный нормативный правовой акт «Инновационный кодекс Российской Федерации». В кодексе необходимо систематизировать действующие нормы и закрепить финансово-правовые механизмы, которые будут стимулировать хозяйствующие субъекты использовать результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также активно производить конкурентоспособную наукоемкую продукцию, включая достижения нанотехнологий. Стратегия активного государственного регулирования инновационного развития экономики должна всесторонне этому способствовать, особенно в части финансового обеспечения развития инновационной деятельности.

Список литературы

1. Булгаков С. В. Государственные и муниципальные ресурсы управления инновационным развитием региона: материалы Всероссийской науч. -практ. конф. «Российский регион: управление инновационным развитием в условиях мирового финансового кризиса», 11—12 ноября 2010 г. Волгоград: ВАГС, 2010.

2. Волкова Н. С. Эффективность права и модернизация экономики // Журнал российского права, 2010. № 2.

3. Конюхова Т. В. К вопросу о проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» // Реформы и право, 2009. № 3.

4. Мамедов А. А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги, 2009. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». URL: hppt:// consultant. ru/doc56722.html.

6. Тодосийчук А. В. Законодательное обеспечение перехода российской экономики на инновационный путь развития: тезисы доклада на Всероссийском конгрессе «Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности 2010» URL: http://www naukakom.ru/activity/analytic/20.php

7. Федеральная служба государственной статистики — hppt://www.gks.ru.

8. URL: hppt://www.rbc.ru.

9. URL: hppt://www.strf.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.