Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирпа Ангелина Сергеевна, Мельникова Виктория Анатольевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью обращения к вопросам стимулирования инновационной деятельности в условиях новых политических и экономических вызовов. По итогам 2021 г. Россия заняла 45-е место в глобальном рейтинге инноваций, составляемом ежегодно Всемирной организацией интеллектуальной собственности, что не соответствует ее инновационному потенциалу. Само исследование показывает, что по количеству специалистов с высшим образованием Россия занимает 18 место, по качеству человеческого капитала и науки удерживает позиции на 29-м месте. Существенную отрицательную роль в приведенном рейтинге играет индекс государственного регулирования инновационной деятельности и как следствие - уровень развития рынка. Дана оценка развитию приоритетных направлений финансово-правовой политики в области поддержки перспективных инновационных предприятий. Отмечено, что в их перечень входят инновационные научно-технологические центры, промышленные и технопарки, инновационные центры, территории с особых экономическим режимом, позволяющие пользоваться льготными условиями и преференциями. В статье приведен анализ современной финансово-правовой политики государства в области инновационной деятельности, обобщены результаты реализации государственных стратегий и программ, проанализированы предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования инноваций. Определено, что в структуре финансово-правовой политики в области развития инновационной деятельности можно выделить бюджетную и налоговую политику. Обосновано, что эффективность развития инноваций напрямую зависит от мер налоговой поддержки и совершенствования налогового законодательства. Отмечено, что существенную роль в развитии инноваций играет кооперация высших учебных заведений и компаний, поэтому необходимо четкое правовое регулирование данного направления. Сделан вывод о необходимости уделять особое внимание развитию финансово-правовой политики в отношении субъектов инновационной деятельности, объединяющих образование, науку, производство, бизнес и государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND LEGAL POLICY OF RUSSIA IN THE FIELD OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

The relevance of the article is due to the need to address the issues of stimulating innovation in the face of new political and economic challenges. At the end of 2021, Russia took 45th place in the global innovation rating compiled annually by the World Intellectual Property Organization, which does not correspond to its innovative potential. The study itself shows that in terms of the number of specialists with higher education, Russia ranks 18th, and in terms of the quality of human capital and science, it holds positions in 29th place. A signiicant negative role in the above rating is played by the index of state regulation of innovation activity and, as a result, the level of market development. An assessment is made of the development of priority areas of inancial and legal policy in the ield of supporting promising innovative enterprises. It was noted that their list includes innovative scientiic and technological centers, industrial and technology parks, innovation centers, territories with a special economic regime that allow them to enjoy preferential terms and preferences. The article analyzes the modern inancial and legal policy of the state in the ield of innovation, summarizes the results of the implementation of state strategies and programs, analyzes proposals for improving the inancial and legal regulation of innovation. It is determined that in the structure of the inancial and legal policy in the ield of development of innovation activity, one can single out budget and tax policy. It is substantiated that the eficiency of innovation development directly depends on tax support measures and improvement of tax legislation. It is noted that the cooperation of higher educational institutions and companies plays a signiicant role in the development of innovations, therefore, a clear legal regulation of this area is necessary. It is concluded that it is necessary to pay special attention to the development of inancial and legal policy in relation to the subjects of innovation, which combine education, science, production, business and the state.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ LEGAL SCIENCES

L®_®_

УДК 347.73

http://doi.Org/10.37493/2409-1030.2022.3.13

А. С. Кирпа, В. А. Мельникова

ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность статьи обусловлена необходимостью обращения к вопросам стимулирования инновационной деятельности в условиях новых политических и экономических вызовов.

По итогам 2021 г. Россия заняла 45-е место в глобальном рейтинге инноваций, составляемом ежегодно Всемирной организацией интеллектуальной собственности, что не соответствует ее инновационному потенциалу. Само исследование показывает, что по количеству специалистов с высшим образованием Россия занимает 18 место, по качеству человеческого капитала и науки удерживает позиции на 29-м месте. Существенную отрицательную роль в приведенном рейтинге играет индекс государственного регулирования инновационной деятельности и как следствие - уровень развития рынка. Дана оценка развитию приоритетных направлений финансово-правовой политики в области поддержки перспективных инновационных предприятий. Отмечено, что в их перечень входят инновационные научно-технологические центры, промышленные и технопарки, инновационные центры, территории с особых экономическим режимом, позволяющие пользоваться льготными условиями и преференциями.

В статье приведен анализ современной финансово-правовой политики государства в области инновационной деятельности, обобщены результаты реализации государственных стратегий и программ, проанализированы предложения по совершенствованию финан-

сово-правового регулирования инноваций. Определено, что в структуре финансово-правовой политики в области развития инновационной деятельности можно выделить бюджетную и налоговую политику. Обосновано, что эффективность развития инноваций напрямую зависит от мер налоговой поддержки и совершенствования налогового законодательства. Отмечено, что существенную роль в развитии инноваций играет кооперация высших учебных заведений и компаний, поэтому необходимо четкое правовое регулирование данного направления.

Сделан вывод о необходимости уделять особое внимание развитию финансово-правовой политики в отношении субъектов инновационной деятельности, объединяющих образование, науку, производство, бизнес и государство.

Ключевые слова: финансы, финансовое право, правовая политика, финансово-правовая политика, инновации, инновационная деятельность, субъекты инновационной деятельности, налоговая политика, налоговые льготы, налоговое стимулирование, бюджетная политика.

Для цитирования: Кирпа А. С., Мельникова В. А. Финансово-правовая политика России в области поддержки и развития инновационной деятельности // Гуманитарные и юридические исследования. 2022. Т. 9 (3). С. 472-478. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.3.13

Angelina S. Kirpa Viktoriya A. Melnikova

FINANCIAL AND LEGAL POLICY OF RUSSIA IN THE FIELD OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

The relevance of the article is due to the need to address the issues of stimulating innovation in the face of new political and economic challenges.

At the end of 2021, Russia took 45th place in the global innovation rating compiled annually by the World Intellectual Property Organization, which does not correspond to its innovative potential. The study itself shows that in terms of the number of specialists with higher education, Russia ranks 18th, and in terms of the quality of human capital and science, it holds positions in 29th place. A significant

negative role in the above rating is played by the index of state regulation of innovation activity and, as a result, the level of market development. An assessment is made of the development of priority areas of financial and legal policy in the field of supporting promising innovative enterprises. It was noted that their list includes innovative scientific and technological centers, industrial and technology parks, innovation centers, territories with a special economic regime that allow them to enjoy preferential terms and preferences.

The article analyzes the modern financial and legal policy of the state in the field of innovation, summarizes the results of the implementation of state strategies and programs, analyzes proposals for improving the financial and legal regulation of innovation. It is determined that in the structure of the financial and legal policy in the field of development of innovation activity, one can single out budget and tax policy. It is substantiated that the efficiency of innovation development directly depends on tax support measures and improvement of tax legislation. It is noted that the cooperation of higher educational institutions and companies plays a significant role in the development of innovations, therefore, a clear legal regulation of this area is necessary.

Экономическое развитие современного государства напрямую связано с проводимой политикой в области инновационной и инвестиционной деятельности, направленной на благоприятное и устойчивое функционирование субъектов такой деятельности, применение ими новых технологий, наукоемких разработок, способных конкурировать на рынке с зарубежными аналогами.

Существенную роль в стимулировании развития в области инноваций играет эффективность финансовой системы и проводимой в Российской Федерации финансово-правовой (финансовой) политики. Само определение финансовой политики законодательно не установлено. Как справедливо отмечает С.М. Миронова, более корректно говорить о финансово-правовой политике, а не о финансовой политике (такую формулировку можно встретить в законодательстве), так как именно финансово-правовая политика как часть правовой политики при помощи правовых средств позволяет решать задачи по осуществлению финансовой деятельности [2].

Финансово-правовая политика является частью государственной политики, основными элементами которой являются:

• определение приоритетов развития общества;

• разработка стратегии социально-экономического развития;

• принятие политически значимых решений;

• мониторинг, оценка и контроль достижения обозначенных целей в результате финансовой деятельности государства.

Современные экономические и политические вызовы в корне изменяют существующую стратегию развития и побуждают ускорять темпы роста. Экономика наряду с технологической трансформацией претерпевает геополитическую напряженность. Государство ставит перед собой задачу создания условий не только для быстрого восстановления экономики, но и для обеспечения национальной безопасности.

Ориентирами развития нормативно-правовой базы традиционно служат определенные государственные программы, концепции и стратегии. Положения таких документов находят отражение

It is concluded that it is necessary to pay special attention to the development of financial and legal policy in relation to the subjects of innovation, which combine education, science, production, business and the state.

Key words: finance, financial law, legal policy, financial and legal policy, innovation, innovation activity, subjects of innovation activity, tax policy, tax incentives, tax incentives, budget policy

For citation: Kirpa A. S., Melnikova V. A. Financial and legal policy of Russia in the field of support and development of innovative activity // Humanities and law research. 2022. V. 9 (3). P. 472-478. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.3.13

в принятии нормативно-правовых актов, направленных на реализацию стратегических задач, поставленных перед государственными органами.

Программные документы призваны определять цель и основные задачи финансово-правовой политики государства.

Само понятие финансово-правовой политики широкое. Виды финансово-правовой политики выделяют в зависимости от тех финансовых правоотношений, которые входят в предмет финансового права.

Законодатель, раскрывая полномочия Правительства Российской Федерации, отделяет финансовую, налоговую, бюджетную, кредитную и денежную политику друг от друга.

В теории, как правило, выделяют виды финансово-правовой политики в зависимости от структуры системы финансового права. Так, Е. В. Покачалова выделяет бюджетно-правовую, налогово-правовую, правовую денежно-кредитную, государственно-долговую правовую, валютную правовую политику [3].

Исходя из структуры финансовой деятельности субъектов инновационной деятельности, финансово-правовую политику в области развития инновационной деятельности можно охарактеризовать по нескольким направлениям:

1) еовершенствование налоговой политики в сфере регулирования инновационных процессов;

2) бюджетно-правовая политика, проводимая государством с целью финансирования инновационной деятельности.

Содержательно оба вида можно рассматривать с учетом специфики субъектов инновационной деятельности.

Рассмотрим основные направления финансово-правовой политики в отношении субъектов инновационной деятельности, заложенные в соответствующих стратегиях, концепциях и государственных программах за период с 2008 г по настоящее время.

Своеобразным фундаментом современной финансово-правовой политики должна была стать концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г,

ставившая перед государством задачу перехода к инновационному типу экономики [4]. Данная концепция была разработана и принята в 2008 г и предусматривала перечень стратегических ориентиров долгосрочного социально-экономического развития, а также этапы инновационного развития, включающие в себя распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств. Однако глобальный финансовый кризис еще на начальном этапе поставил под сомнение реализацию основных положений концепции. Это привело к разработке Стратегии 2020, так и не утвержденной Правительством. Следовательно, концепция долгосрочного социально-экономического развития осталась формально действующей, что позволило экспертам использовать ее как ориентир достижения поставленных целей в экономическом развитии страны, в том числе в инновационной сфере.

Немаловажным документом, влияющим на финансово-правовую политику в России, стала Стратегия инновационного развития до 2020 г. (далее - Стратегия) [5].

Реализация стратегии закрепляла следующие принципы поддержки инновационной деятельности:

• создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного регулирования;

• координация бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.

Отличительной чертой стратегии являлось прямое указание на необходимость в оптимизации налоговой нагрузки субъектов инновационной деятельности, в частности в отношении работников предприятий и организаций, занимающихся инновациями, а также введение системы налоговых льгот, необходимых для развития инновационного бизнеса.

На первом этапе реализации стратегии предусматривался комплекс мер налогового, тарифного и таможенного регулирования, позволяющий повышать инвестиционную привлекательность высокотехнологических секторов экономики. Планировалось осуществить наращивание расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний. На указанном этапе реализации Стратегии предусматривалась апробация кластерных инициатив и формирование технологических платформ.

Особое внимание уделялось развитию сектора высшего образования, стимулированию научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов, их кооперации с передовыми

региональными и федеральными компаниями реального сектора экономики, расширению международной интеграции с ведущими международными научными организациями.

На втором этапе реализации Стратегии было предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований в развитие инноваций и увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной поддержки предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

Несмотря на то, что эксперты отмечают низкий уровень реализации Стратегии, стоит заметить, что некоторые пункты были достигнуты.

Крупные предприятия, как частные, так и государственные, инвестировали в разработку критически важных для них технологий. Частно-государственное партнерство в сфере инноваций стало продуктом реализации вышезназванной стратегии. Созданный в 2011 г. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) стал частью системы финансирования инновационных и инфраструктурных проектов.

В 2014 г. была утверждена государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее - Программа), срок реализации которой был продлен в 2020 г. В 2021 г. в Программу внесены изменения. В новой редакции отмечено, что несмотря на свою направленность на развитие экономики и инновационной сферы, Программа сыграла роль в финансовом обеспечении реализации мероприятий по минимизации кризисных явлений в экономике.

В 2021 г. в рамках Программы осуществляются дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.

Реализация мероприятий Программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов в развитии инновационной деятельности:

1) созданы новые особые экономические зоны и обеспечено их развитие, включая увеличение объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест;

2) институтами инновационного развития (федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, унитарная некоммерческая организация Фонд инфраструктурных и образовательных программ) осуществлена поддержка инновационных компаний.

3) принятзаконотехнологическихдолинах, предполагающий создание инновационных научно-технологических центров, являющихся

частью единой инновационной экосистемы, которая позволит приблизить разработки учёных к реальным запросам экономики и стимулировать развитие технологий. Созданы инновационные научно-технологические центры «Инновационный научно-технологический центр МГУ «Воробьевы горы», «Инновационный научно-технологический центр «Сириус», «Долина Менделеева», «Русский», «Инновационный научно-технологический центр «Композитная долина». В 2022 г создан Инновационный научно-технологический центр «Балтийская долина -Хьюмантек», реализуемый по инициативе Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.

В новой редакции программы (2021 г) обозначена цель «Ускорение технологического развития экономики», для достижения которой в структуру госпрограммы включено направление «Поддержка инновационных компаний», в рамках которого предполагается реализация мероприятий по стимулированию инноваций, обеспечению правовой охраны и коммерциализации прав на интеллектуальную собственность.

В качестве приоритетных направлений финансово-правовой политики следует выделить поддержку перспективных инновационных предприятий. Для этого создаются ранее упомянутые инновационные научно-технологические центры, промышленные и технопарки, позволяющие пользоваться льготными условиями и преференциями.

Особенностью инновационного процесса, является его присутствие во всех сферах и отраслях: от 1Т-технологий до медицины. Не может существовать единого государственного органа, занимающегося инновационным развитием. Как справедливо отмечает академик Наталья Иванова, доктор экономических наук, профессор, руководитель научного направления «Наука и инновации» Института мировой экономики и международных отношений РАН: «Инновационное развитие - интегрированный результат, производная от развития науки и технологий, рынков и институтов, сочетания монополии и конкуренции».

Именно поэтому различные государственные программы в отдельных отраслях так или иначе затрагивают вопрос создания льготных (как правило налоговых) условий, государственного финансирования и стимулирования инновационного развития.

Стоит обратить внимание на бюджетно-право-вую политику, проводимую государством с целью финансирования инновационной деятельности.

Сложившиеся условия на мировой арене обуславливают необходимость финансовых вложений в развитие инновационной инфраструктуры и поддержку кадрового потенциала с целью создания экономики, не зависящей от экспорта энергоресурсов.

Финансовое обеспечение может проходить в форме субсидий, грантов, кредитов, гарантий и реализации целевых программ.

Можно выделить четыре направления реализации финансового обеспечения инновационных субъектов:

1) финансирование фундаментальных или прикладных исследований - Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);

2) технопарки, инкубаторы и прочие институты. Так, в настоящий момент увеличено количество регионов, которые могут получать федеральные субсидии на создание промышленных парков и технопарков, предусмотренные государственной программой «Экономическое развитие и инновационная экономика».

3) прямое финансирование инновационных компаний («Сколково», РВК, ВЭБ);

4) финансирование компаний, развивающих сотрудничество между наукой и производством. Так, в 2010 г. были приняты Постановление Правительства Российской Федерации № 218 от 09.04.2010 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий» и Постановление Правительства Российской Федерации № 219 от 09.04.2010 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», призванные развивать инфраструктуру вузов и поддерживать их кооперацию производственных предприятий с целью стимулирования использования научного и инновационного потенциала высших учебных заведений, так как в настоящий момент сложно представить развитие инноваций без участия вузов.

Как правило, финансирование инновационной деятельности происходит как из средств федерального, так и регионального бюджета.

Однако даже большие объемы бюджетного финансирования не могут коренным образом изменить развитие инновационных процессов, так как как как правило финансирование инновационные проектов носит периодический характер. Поэтому особое внимание стоит уделить развитию налоговой политики, включающей в себя реализацию мер налогового стимулирования субъектов инновационной деятельности.

Роль налоговой политики в поддержке инновационной деятельности в первую очередь заключается в создании условий для спроса на продукты инновационной деятельности и привлекательной инвестиционной деятельности, так как именно налоговые льготы и преференции могут

заинтересовать потенциальных инвесторов. Также государство не должно препятствовать деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ.

Отмечается, что в налоговой политике в области инноваций необходимо говорить не только о налоговых льготах, но и о других мерах поддержки субъектов инновационной деятельности. Необходимо корректировать систему налогообложения, изменять налоговое администрирование в целом.

Законодательство зарубежных стран содержит нормы, позволяющие инновационным компаниям применять специальный режим ускоренной амортизации, налоговые каникулы. Во многих странах компаниям предоставляют льготы по освобождению от уплаты налогов или уменьшения их ставки.

В России законодатель дифференцирует размер и виды льгот в зависимости от статуса субъекта. Рассмотрим на примере отдельных субъектов инновационной деятельности.

Одним из самых распространенных и закрепившихся субъектов инновационной деятельности выступают малые инновационные предприятия, появившиеся в стране в 2009 г. с принятием Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Цель создания малых инновационных предприятий заключалась в формировании привлекательных условий для коммерциализации инновационной деятельности вузов.

Для деятельности малых инновационных предприятий предусмотрен ряд налоговых льгот, которые в совокупности с региональными преференциями создают привлекательные условия для развития инновационной деятельности. В частности, к таковых относятся следующие льготы:

• использование упрощенной системы налогообложения;

• пониженный тариф страховых взносов.

Одним из эффективных форматов инновационной инфраструктуры стало создание территорий со специальным режимом предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания различных зон-территорий при определенных условиях, резиденты которых претендуют на льготный режим налогообложения. К числу таковых можно отнести территории субъектов Российской Федерации, реализующих региональные инвестиционные проекты, а также на территории которых созданы: 1) особые экономические зоны; 2) зоны

территориального развития; 3) территории опережающего социально-экономического развития; 4) свободные экономические зоны. [6]

Относительно новым, но положительно развивающимся субъектом инновационной деятельности являются ранее упомянутые инновационные научно-технологические центры. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Инновационные научно-технологические центры — это часть территории субъекта либо субъектов Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый правовой режим осуществления деятельности и создается необходимая инфраструктура в целях создания в том числе благоприятных условий для реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.

В 2019 г. вступили в силу изменения налогового законодательства, закрепившие предоставление налоговых преференций для лиц, получивших статус участника проекта, осуществляющего деятельность на территории инновационного научно-технологического центра:

• освобождение от уплаты налога на прибыль организаций до достижения годового объема выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в размере 1 миллиарда рублей, либо на срок 10 лет;

• освобождение в течение 10 лет от уплаты налога на добавленную стоимость;

• освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций для участников проекта, а также для фондов, управляющих компаний и их дочерних обществ;

• освобождение от земельного налога организаций, признаваемых фондами в соответствии с законодательством, в отношении земельных участков, расположенных на территории инновационного научно-технологического центра;

• применение в течение 10 лет пониженных тарифов страховых взносов:

• освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на работу, выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию, выдачу или продление виз иностранным гражданам, заключившим с указанными организациями трудовой или гражданско-правовой договор.

Предоставляя такой обширный перечень льгот, законодатель исходил из обоснованной целесообразности их объема, чтобы не допустить переток участников из таких проектов, как инновационный центр «Сколково», являющегося также традиционным субъектом инновационной

деятельности. Цель деятельности инновационного центра заключается в поддержке технологического предпринимательства в России и коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. Резидент Сколково может пользоваться льготой по налогу на имущество и льготой по уплате страховых взносов на любой системе налогообложения: как на общей системе налогообложения, так и на упрощенной системе налогообложения, по уплате налога на добавленную стоимость, при соблюдении ряда условий.

Однако достигнутые результаты также имеют свои издержки и проблемы. Так, особый правовой статус и низкая прозрачность институтов развития на фоне больших объемов государственного финансирования стали почвой для неэффективного расходования средств.

Таким образом, сегодня ключевым приоритетом государственной политики становится развитие высокотехнологических компаний, ко-

торые имеют особое значение в стратегически важных отраслях экономики. В целях формирования благоприятных условий осуществления инновационной деятельности государство продолжает создавать различные форматы инновационной инфраструктуры. Промышленная инфраструктура особых экономических зон подходит для крупных производственных предприятий, институты развития и государственные фонды по поддержке инноваций («Сколково», РВК, ВЭБ) служат площадкой для развития технологических стартапов, инновационные научно-технологические центры выполняют функции по ускоренной коммерциализации и внедрения в реальный сектор наукоемких проектов. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание развитию финансово-правовой политики в отношении субъектов инновационной деятельности, объединяющих образование, науку, производство, бизнес и государство.

Источники и литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Егорова А. А. Участие субъектов Российской Федерации в осуществлении инвестиционной деятельности: правовые аспекты: дисс... канд. юр. наук. М., 2019. 233 с.

2. Миронова С. М. Влияние государственной финансово-правовой политики на муниципальные образования // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. №2. С. 44-53

3. Покачалова Е. В. Финансово-правовая политика России в сфере государственного долга в условиях глобализации экономики // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2005. Т.2. №34. С. 17.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/ (Дата обращения: 21.09.2022).

5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_123444/2f806c88991ebbad43cdaa1c63c2501dc94c14af/ (Дата обращения: 21.09.2022).

6. Смирнов Д. А. Особенности налогообложения на территориях со специальным режимом предпринимательской и инвестиционной деятельности // Развитие научных идей профессора Н.И. Химичевой в современной доктрине финансового права: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Саратов: СГЮА, 2020. С. 218.

References

1. Egorova A. A. Uchastie sub#ektov Rossijskoj Federacii v osushhestvlenii investicionnoj dejatel'nosti: pravovye aspekty (Participation of the subjects of the Russian Federation in the implementation of investment activities: legal aspects): thesis. Moscow, 2019. 233 p. (In Russian).

2. Mironova S. M. Vlijanie gosudarstvennoj finansovo-pravovoj politiki na municipal'nye obrazovanija (The impact of state financial and legal policy on municipalities) // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2020. Vol. 15. No. 2. P. 44-53. (In Russian).

3. Pokachalova E. V. Finansovo-pravovaja politika Rossii v sfere gosudarstvennogo dolga v uslovijah globalizacii jekonomiki (Financial and legal policy of Russia in the field of public debt in the context of economic globalization) // Juridicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. 2005. Vol.2. No. 34. P. 17. (In Russian).

4. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on September 28, 2018) "On the Concept of Long-Term SocioEconomic Development of the Russian Federation for the period up to 2020") URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/ (Accessed: 21.09.2022). (In Russian).

5. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r (red. ot 18.10.2018) «Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (Decree of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 No. 2227-r (as amended on October 18, 2018) "On approval of the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation for the period up to 2020") URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/2f806c 88991ebbad43cdaa1c63c2501dc94c14af/ (Accessed: 21.09.2022). (In Russian).

6. Smirnov D.A. Osobennosti nalogooblozhenija na territorijah so special'nym rezhimom predprinimatel'skoj i investicionnoj dejatel'nosti (Features of taxation in territories with a special regime of entrepreneurial and investment activities) // Razvitie nauchnyh idej professora N.I. Himichevoj v sovremennoj doktrine finansovogo prava: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov: SSLA publ., 2020. P. 218. (In Russian).

Сведения об авторах

Кирпа Ангелина Сергеевна - старший преподаватель кафедры административного и финансового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета / kirpa1994@yandex.ru

Адрес: 355017, д.1, ул. Пушкина, Ставрополь, Российская Федерация.

Мельникова Виктория Анатольевна - доцент кафедры административного и финансового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета / vik647696372008@yandex.ru

Адрес: 355017, д.1, ул. Пушкина, Ставрополь, Российская Федерация.

Information about the authors

Kirpa Angelina S. - Senior Lecturer, Chair of Administrative and Financial Law, Law Institute, North-Caucasus Federal University / kirpa1994@yandex.ru

The address: 355017, 1, Pushkina st., Stavropol, Russian Federation.

Melnikova Viktoriya A. - Associate Professor, Chair of Administrative and Financial Law, Law Institute North-Caucasus Federal University / vik647696372008@yandex.ru

The address: 355017, 1, Pushkina st., Stavropol, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.