Рис. 7. Диаграмма изменения уровня несоответствий продукции компании за рассматриваемый период
Применение этого метода, не требуя больших затрат, позволяет с заданной степенью точности и достоверности судить о состоянии исследуемых явлений (объектов, процессов) в системе качества, прогнозировать и регулировать проблемы на всех этапах жизненного цикла продукции и на основе этого вырабаты-
вать оптимальные управленческие решения.
Внедрение статистических методов должно быть направлено, прежде всего, на создание гарантий непрерывности процесса обеспечения качества в соответствии с требованиями потребителя.
Статья поступила 30.03.2015 г.
Библиографический список
1. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 Статистические методы. М.: Экономика, 1988. 215 с.
Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских 9001 [Электронный ресурс]. URL: tsog.ru (12.01.2015). компаниях. М.: Новости, 2003. 432 с.
2. Исикава К. Японские методы управления качеством.
УДК 330.142.211
К ВОПРОСУ О СТИМУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Л
© И.А. Кузнецова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Предметом исследования в данной статье выступает инновационная деятельность и методы ее стимулирования в России. Для этого выявляются актуальные проблемы формирования инвестиционных ресурсов для внедрения инноваций, анализируются возможные пути совершенствования правового и экономического регулирования инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего бизнеса. Особое место уделяется механизмам налогового стимулирования инновационной деятельности в России.
Ключевые слова: инновационная деятельность; государственная поддержка инноваций; методы стимулирования инновационной деятельности; бюджетно-налоговая политика; денежно-кредитная политика; налоговые льготы.
TO INNOVATION INCENTIVE IN RUSSIA: CURRENT KEY ISSUES AND IMPROVEMENT METHODS I.A. Kuznetsova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
In order to study innovation and its incentive methods in Russia the author identifies the relevant problems of forming investment resources for innovation introduction, analyzes possible ways to improve legal and economic regulation of innovative activity, including that for small and medium-sized businesses. A special attention is paid to the mechanisms of tax incentives for innovation in Russia.
Keywords: innovation; government support of innovation; innovation incentives; fiscal policy; monetary policy; tax incentives.
1 Кузнецова Ирина Александровна, аспирант кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89041591031, e-mail: [email protected]
Kuznetsova Irina, Postgraduate of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89041591031, e-mail: [email protected]
1814-3520
ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101 ) 2015
223
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития России является формирование экономики инновационного типа. На протяжении последнего десятилетия были приняты достаточно весомые для инновационного развития страны программные документы: «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.» (2005 г.), «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г.» (2006 г.), «Стратегия инновационного развития России до 2020 г.» (2010 г.), а также другие законодательные и нормативно-правовые акты в этой области.
Вместе с тем специфика сложившейся ситуации заключается в том, что Россия по-прежнему не обладает достаточным уровнем инвестиционного потенциала для реализации научных достижений в производстве и других сферах деятельности. На сегодняшний день российские предприятия обладают низкой восприимчивостью бизнеса к инновациям технологического характера.
На первом этапе реализации стратегических документов (2006-2007 гг.) почти треть важнейших показателей оказались ниже уровня, предусмотренного инерционным сценарием развития науки и инноваций. На втором этапе реализации стратегий (2008-2010 гг.) средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40%.
Результаты внедрения мероприятий, предусмотренных инерционным сценарием инновационного развития страны, свидетельствуют о том, что большинство параметров не достигли намеченного уровня, а отдельные ключевые индикаторы продемонстрировали негативную динамику [1].
Анализ статистических данных показал, что Россия значительно отстает по показателям уровня развития малого и среднего бизнеса от многих стран. Например, доля этих предприятий в ВВП - 21%, доля занятых от общей численности - 23,4%, доля от общего количества предприятий - 40%. Доминирующее положение у предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей, - 45,8% и недвижимостью -18,6%. Лишь 0,8% малых и средних предприятий в России являются инновационными [6].
Итак, что касается результатов инновационного развития в России прежде всего малых и средних предприятий, то проведенные в этой области исследования свидетельствуют о том, что за истекший период не удалось кардинально увеличить их инновационную активность и эффективность работы, повысить уровень коммерциализации научных разработок, обеспечить достаточным объемом инвестиционных ресурсов и др. [2].
Основными причинами, сдерживающими формирование инвестиционных ресурсов для отечественных предприятий, являются отсутствие четкой нормативной базы, недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами (прежде всего субъектов малого и среднего бизнеса), высокие риски инновационной деятельности, рост налогового бремени, теневой экономики и т.д. В этой связи следует повышать инновационную
активность бизнеса путем создания благоприятного инновационного климата, включающего создание условий для развития и устранение барьеров, препятствующих этому. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и совершенствование механизмов прямого и косвенного государственного регулирования экономической деятельности.
Прямое регулирование выражается в разработке законодательной базы, основой которой в настоящее время являются нормативно-правовые акты в области интеллектуальной собственности, бюджетного финансирования научно-исследовательской деятельности, заключения и выполнения государственных контрактов и заказов, субсидирования процентных ставок, предоставления гарантий и др.
К примеру, в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» было принято постановление Правительства РФ «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» в целях оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.
Важным документом, регламентирующим деятельность малых и средних предприятий, является Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Условия предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства определены Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Этим документом регламентирован порядок:
- предоставления государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса в субъектах РФ и создания соответствующей инфраструктуры;
- поддержки предприятий, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
- организации и развития системы кредитования;
- создания и развития инфраструктуры поддержки в научно-технической сфере;
- реализации иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены условия предоставления преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (на возмездной основе), которое при-
надлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Между тем многие аспекты правового регулирования инноваций и инвестиций требуют существенной доработки с учетом современной экономической ситуации, в частности, следует:
- определить порядок осуществления рискового (венчурного) финансирования перспективных инновационных проектов (с механизмом страхования и гарантирования венчурных вложений);
- законодательно закрепить мероприятия, позволяющие увеличить долю государственных и муниципальных заказов, размещаемых у субъектов малого предпринимательства с 20 до 35%;
- ввести в нормативно-правовые акты обязательность формирования общероссийских и региональных рейтингов оценки деятельности заказчиков при размещении государственных и муниципальных заказов у субъектов малого инновационного предпринимательства;
- закрепить обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную и инновационную деятельность, и решить вопрос об увеличении объема средств федерального бюджета, направляемых на субсидирование процентной ставки по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства;
- внести изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», касающиеся предоставления прав коммерческим банкам осуществлять инвестиции в активы малых и средних инновационных компаний.
Действенными мерами поддержки инновационной деятельности может быть не только система прямых (правовых) инструментов, но и косвенное (экономическое) воздействие, стимулирующее экономические субъекты к вовлечению результатов их интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
Однако взаимосвязь прямых и косвенных методов регулирования заключается в том, что применение инструментов экономической (денежно-кредитной и бюджетно-налоговой) политики в обязательном порядке требует законодательного закрепления инструментов их проведения.
В настоящее время денежно-кредитная политика Банка России характеризуется активным применением инструментов из арсенала политики «дорогих денег», например, практически трехкратным увеличением ключевой ставки до 17%. Банк России стремится снизить инфляцию до целевого уровня (5%), который был определен в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2015 г. и период 2016 и 2017 гг.».
Общеизвестно, что политика дорогих денег значительно снижает инвестиционную деловую активность субъектов экономики. Учитывая современную экономическую ситуацию и приоритеты денежно-кредитной политики Банка России, многие коммерческие банки
изменили свою кредитную политику путем существенного увеличения процентных ставок и ужесточения требований к платежеспособности заемщиков при одновременном уменьшении сроков и объемов кредитования.
Несмотря на рост в коммерческих банках процентных ставок по привлеченным депозитам, существенного увеличения их объемов не произойдет в связи с падением производства и снижением доходов населения. Данные обстоятельства негативно влияют на формирование долгосрочных внутренних инвестиционных ресурсов для инновационного развития.
Как показывает практика, косвенные методы, например, в виде налогового стимулирования, бюджетных дотаций компаниям, осваивающим новые виды продукции, могут быть более эффективными и значимыми. Наиболее важными механизмами налогового стимулирования выступают такие инструменты, как льготное налогообложение прибыли, инвестиционный налоговый кредит, применение метода ускоренной амортизации, налоговые каникулы и др.
Вместе с тем значимым недостатком налогового стимулирования является отсутствие четких приоритетов, связанных с применением налоговых льгот, поскольку в настоящее время, как правило, они распространяются на все отрасли, т. е. не отдается предпочтение развитию важнейших наукоемких направлений. Кроме того, многие льготы предоставляются субъектам в том случае, если они являются резидентами особых экономических зон. Другими словами, на практике эти стимулы носят лишь «точечный» характер.
Что касается совершенствования налогового стимулирования деятельности субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства, то оно заключается в корректировке законодательства и упрощении процедуры администрирования налогов и сборов, а именно:
- в совершенствовании механизмов таможенного регулирования в отношении российских инновационных предприятий;
- во введении дифференцированной шкалы тарифов страховых взносов для снижения налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, которые применяют специальные налоговые режимы.
По мнению специалистов, размер тарифов страховых взносов целесообразно устанавливать в зависимости от профиля основной деятельности налогоплательщика и используемого им налогового режима. Например, может быть снижен размер совокупного тарифа для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внедрение и вовлечение в гражданский оборот результатов научно-технической деятельности [7].
К проблемам налогового стимулирования инновационной деятельности в России можно отнести и другие аспекты:
Во-первых, при совершенствовании налогового механизма следует учитывать низкую чувствительность предприятий к незначительным налоговым льго-
1814-3520
ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015
225
там (например, снижение на 10-15%), поэтому нужны сильнодействующие экономические стимулы.
Во-вторых, проводимая налоговая и таможенная политика не стимулируют экспорт наукоемкой продукции отечественных товаропроизводителей и сдерживает иностранных инвесторов, желающих вкладывать средства в технологическое обновление российских и совместных предприятий.
В-третьих, не в полной мере определены права органов государственной власти регионов в проведении налоговой политики, направленной на стимулирование предприятий в обновлении производства, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
В-четвертых, в современных условиях для российских предприятий необходим специфический подход к разработке налоговых механизмов и налоговой политики. В частности, следует учитывать, что снижение налоговых ставок оказывает большее стимулирующее воздействие на инвестиционную активность в частном секторе (особенно для малых и средних предприятий) по сравнению с государственными предприятиями. Как следствие, наблюдается недостаточная заинтересованность бизнеса в использовании прибыли на цели капиталовложений.
Подводя предварительный итог, следует заметить, что налоговое стимулирование инновационной деятельности путем применения налоговых льгот носит противоречивый характер, например, применение налоговых льгот способствует потерям государственного бюджета за счет снижения налоговых отчислений от прибыли предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.
Применение налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности в России возможно тогда, когда вся система регулирования четко выстроена. На сегодняшний день использование налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности малоэффективно по следующим причинам:
- отсутствует комплексность в системе мер нало-
гового стимулирования;
- недостаточно льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности;
- практика применения налоговых льгот изучена не в полной мере;
- система налогового администрирования сильно забюрократизирована и др.
Необходим научно-обоснованный подход к практике применения налоговых льгот для решения данных проблем, так как бессистемное применение метода регулирования может привести к повышению налоговой нагрузки на бизнес, увеличению выпадающих доходов регионов, к росту теневой экономики. Необходима хорошо выстроенная налоговая система, позволяющая просчитывать эффективность применения налоговых льгот, без негативных последствий для бизнеса и экономики региона и страны.
Выходом из сложившейся ситуации может послужить создание комплексного подхода к формированию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в отношении предприятий инновационного типа. Для этого государство должно стимулировать научно-технический прогресс, начиная от фундаментальных исследований и до внедрения разработок в производство, с учетом ограниченности финансовых ресурсов и государственных приоритетов.
Таким образом, высокая инновационная активность экономики обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке, которое определяет национальные приоритеты и активно воздействует на процесс инновационного развития через систему инструментов экономического стимулирования. В свою очередь, система методов экономического стимулирования должна быть четко определена законодательно в соответствии с требованиями времени и способствовать активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности реальных секторов экономики.
Статья поступила 26.03.2015 г.
1. Титов Д. Инновационная стратегия новая. Грабли те же // Экономика и жизнь. 2011. № 2 (9368). С. 7-11.
2. Хохлова Г.И., Окладникова Д.Р. Специфические аспекты инновационно-инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса // Вестник ИрГТУ. 2013. № 5. С. 212-218.
3. В Совете Федерации обсудили развитие малого бизнеса в особых экономических зонах и технопарках, а также другие вопросы сферы МСП // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] URL: http://smb.gov.ru/content/news/federal/ general/ m,f,369687 (17.02.2012).
4. В России введут новые налоги [Электронный ресурс]: URL:
Библиографический список
http://www.kapital-rus.ru/artides/artide/16029/ (18.02.2015).
5. Инновационная Россия 2020: анализ состояния к стратегии развития // Бизнес-портал ELport.ru [Электронный ресурс]. URL: http://elport.ru/articles /inovatsionnaya_rossiya_ 2020_analiz_sostoyaniya_k_strategii_razvitiya (24.02.2015).
6. Малый и средний бизнес в России в 2010 году. Статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru /wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/ a94b9b804d57047cb2acf2bafc3a6fce (12.12.2014).
7. Развитие инноваций обсуждали в Совете Федерации // Особая экономическая зона «Дубна» [Электронный ресурс] URL: http://www.dubna-oez.ru/news/81.htm (16.02.2012).