Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задорина Мария Андреевна

Статья посвящена вопросам обеспечения личной экономической безопасности. Сформулированы предложения по повышению финансово-правовой грамотности населения. Автор приходит к выводу о необходимости обновления федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в целях формирования экономического мышления и основ правового мышления у граждан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задорина Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND LEGAL LITERACY OF THE POPULATION AS A MEANS OF ENSURING PERSONAL ECONOMIC SECURITY

The article is devoted to the issues of ensuring personal economic security. Proposals for improving the financial and legal literacy of the population are formulated. The author comes to the conclusion that it is necessary to update the 20 federal state educational standards of secondary vocational education in order to form economic thinking and the foundations of legal thinking among citizens.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 331.104

Задорина Мария Андреевна

Уральский государственный экономический университет

Россия, Екатеринбург zadorina ma@usue.ru

Zadorina Mariia Andreevna

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor Ural State University of Economics

Russia, Yekaterinburg

ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: статья посвящена вопросам обеспечения личной экономической безопасности. Сформулированы предложения по повышению финансово-правовой грамотности населения. Автор приходит к выводу о необходимости обновления федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в целях формирования экономического мышления и основ правового мышления у граждан. Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая культура, экономическое мышление, экономический менталитет, финансово-правовая грамотность.

FINANCIAL AND LEGAL LITERACY OF THE POPULATION AS A MEANS OF ENSURING PERSONAL ECONOMIC SECURITY

Annotation: the article is devoted to the issues of ensuring personal economic security. Proposals for improving the financial and legal literacy of the population are formulated. The author comes to the conclusion that it is necessary to update the

fédéral state educational standards of secondary vocational éducation in order to form economic thinking and the foundations of legal thinking among citizens. Key words: economic security, economic culture, economic thinking, economic mentality, financial and legal literacy.

В настоящее время во многих странах наблюдается спад экономического развития. Сложившаяся ситуация является последствием пандемии коронавируса COVID-19 и последовавшего вслед за этим кризиса в сфере обращения товаров, работ и услуг. В результате этих событий многие компании обанкротились и закрылись, во многих фирмах произошло сокращение штата и доходов сотрудников, огромное количество людей осталось без работы. В частности, если на конец 2019 года в России уровень безработицы составлял 4,6%, то к концу 2020 года этот показатель был равен 5,9% [6]. Население не было готово к таким событиям, многие граждане были вынуждены обратиться не только в государственные органы за поддержкой в виде пособия по безработице, но и в финансовые организации за получением различного рода кредитных продуктов. Так, например, уровень долговой нагрузки российского населения по всем видам кредитов и займов на начало 2021 года достиг максимального за последние девять лет значения и равнялся 11,7 % [5]. Рост закредитованности в совокупности с падением доходов населения негативно отражается на благосостоянии граждан. В связи с этим вопросы формирования и повышения финансово-правовой грамотности населения в целях обеспечения личной экономической безопасности становятся особенно актуальными.

Следует отметить, что экономическая безопасность личности представляет собой «состояние жизнедеятельности человека, характеризующееся наличием взаимосвязанных правовой, социальной и экономической защищённостей, движением в системе устойчивого социального и личностного развития и гарантирования условий защиты жизненных интересов» [1, с. 102].

По мнению И. И. Ледяйкиной и А. Б. Берендеевой в структуре экономической безопасности личности следует выделить финансовую, экологическую, транспортную, информационную безопасность личности, а также ее безопасность в качестве потребителя благ и услуг [2].

Вместе с тем, по верному утверждению О. Н. Пряжниковой, «экономическую безопасность личности можно рассматривать как составляющий элемент прав человека» в контексте личностного развития и достоинства личности [4, с. 85]. Действительно, экономическая безопасность личности позволяет ей реализовывать свой потенциал, использовать свои способности и возможности для поддержания и улучшения уровня своего благосостояния.

Тем не менее, независимо от того, с какой стороны рассматривать экономическую безопасность применительно к личности и какие элементы выделять в ее структуре, основополагающим фактором личной экономической безопасности, как подчеркивает А. С. Прудникова, выступает экономический менталитет [3].

Как известно, финансово-правовая грамотность, правовое и экономическое мышление формируются не одномоментно, а в течение длительного времени, в процессе получения и усвоения знаний, умений и навыков в области права, экономики, финансов, денежного обращения и кредита. Важное значение для формирования финансово-правовой грамотности имеет образование.

Анализируя федеральные государственные образовательные стандарты

общего образования, можно прийти к выводу, что формирование

экономического мышления и основ правового мышления у обучающихся

происходит только в средней школе (10-11 классы) в результате освоения таких

предметов, как «Экономика» и «Право». Однако получение среднего общего

образования не является обязательным. Каждый ребенок может самостоятельно

решить, что ему делать после окончания 9 класса: продолжать обучение в

21

школе, пойти в колледж или вообще не учиться дальше нигде. В последнем случае гарантии того, что у ребенка будет сформировано экономическое мышление и основы правового мышления нет никакой. Однако есть ли такие гарантии при получении среднего профессионального образования? К сожалению, нет. Во-первых, далеко не каждый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предусматривает наличие такой дисциплины, как «Экономика», а также и сформированность экономического мышления в качестве одного из результатов освоения соответствующей образовательной программы. Яркий тому пример -федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения [8]. Во-вторых, далеко не каждый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предусматривает наличие такой дисциплины, как «Право», а также и сформированность основ правового мышления в качестве одного из результатов освоения соответствующей образовательной программы. В качестве примера можно привести федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) [7].

В связи с этим представляется необходимым скорректировать

федеральные государственные образовательные стандарты среднего

профессионального образования так, чтобы каждый из них независимо от

специальности и профессии предусматривал среди результатов освоения

образовательной программы среднего профессионального образования

формирование экономического мышления и основ правового мышления. Тем

самым удастся расширить численность молодежи, вовлеченной в процесс

формирования финансово-правовой грамотности населения. В дополнение, в

этот процесс необходимо вовлекать не только молодое, но и взрослое

22

население. В связи с этим службам занятости населения следовало бы организовать бесплатные курсы по повышению финансово-правовой грамотности для тех граждан, которые стоят на учете в качестве безработных. На данных курсах гражданам можно было бы рассказать о специфике различных финансовых инструментов, о процедуре банкротства физических лиц и т. д.

Подводя итог, следует отметить, что формирование финансово-правовой грамотности населения играет важную роль в обеспечении личной экономической безопасности. Имея базовые представления о правовых и экономических аспектах ведения личного хозяйства, предпринимательской и иной экономической деятельности, население бы в большей степени было готово к различного рода угрозам личной экономической безопасности. В связи с этим перед государством встает необходимость в формировании экономического мышления и основ правового мышления у населения. В качестве первого шага в данном направлении следует обновить федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, а также разработать и внедрить курсы по повышению финансово-правовой грамотности программ обучения для безработных.

1. Валько Д. В. Экономическая безопасность личности: сущность и структура / Д. В. Валько, Д. О. Климов // Управление в современных системах. 2018. № 4 (20). С. 98-103.

2. Ледяйкина, И. И. Экономическая безопасность личности / И. И. Ледяйкина, А. Б. Берендеева // Пожарная и аварийная безопасность. 2018. № 1 (8). С. 111-121.

3. Прудникова, А. С. Экономический менталитет как основной фактор личной экономической безопасности / А. С. Прудникова // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С. 176-178.

Список литературы

4. Пряжникова, О. Н. Экономическая безопасность в контексте личной безопасности / О. Н. Пряжникова // Экономические и социальные проблемы России. 2017. № 1. С. 84-97.

5. Россияне нагрузили себя долгами по максимуму // РБК. 26.03.2021. Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/03/29/605da4a99a79479a7912674f (дата обращения: 09.06.2021).

6. Уровень безработицы // ЕМИСС. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/57341 (дата обращения: 09.06.2021).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): утв. приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2018 г. № 832 // Официальный интернет-портал правовой информации. 27 февраля 2018 г. Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.06.2021).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения: утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 508 // Российская газета. 2014. 13 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.