Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1079
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
финансовая грамотность / экономическая культура / экономическое отношение / благополучие жизни / доверие к экономике.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокорев А. С., Закарян М. С.

Настоящая статья рассматривает одно из актуальных проблем в экономической сфере деятельности, которая заключается в формировании и повышении финансовой грамотности и экономической культуры населения. В данной работе авторами было принято решение обозначить основные цели, такие как определение и установление сути финансовой грамотности и экономической культуры, меры, повышающие образование в экономической сфере, а также факторы, влияющие на них. В процессе изучения текущей проблемы утверждается позиция зависимости роста экономических отношений страны от финансовой грамотности населения. Авторы предлагают рассматривать тот факт, что финансовая грамотность помогает людям принять правильное решение при работе с финансами, следовательно, повышается уровень жизни населения. Основываясь на этом факте, авторами и было сделано вышеупомянутое утверждение. В статье авторы разбирают четыре основных факторов, которые, по их мнению, оказывают больше всего влияния на формирование и повышение знаний и навыков в экономике. Так же проведены работы по изучению национальных стратегий и программ по улучшения финансовой грамотности и экономической культуры школьников, студентов, людей всех возрастов в целом. С учетом выводов, было предложено наилучшее решение, по мнению авторов, для формирования у будущего поколения финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ»

КОКОРЕВ Александр Сергеевич,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры истории и экономической теории, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, e-mail: [email protected]

ЗАКАРЯН Маис Смбатович,

студент факультета «Землеустройство», Государственный университет по землеустройству, г. Москва, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. Настоящая статья рассматривает одно из актуальных проблем в экономической сфере деятельности, которая заключается в формировании и повышении финансовой грамотности и экономической культуры населения. В данной работе авторами было принято решение обозначить основные цели, такие как определение и установление сути финансовой грамотности и экономической культуры, меры, повышающие образование в экономической сфере, а также факторы, влияющие на них. В процессе изучения текущей проблемы утверждается позиция зависимости роста экономических отношений страны от финансовой грамотности населения. Авторы предлагают рассматривать тот факт, что финансовая грамотность помогает людям принять правильное решение при работе с финансами, следовательно, повышается уровень жизни населения. Основываясь на этом факте, авторами и было сделано вышеупомянутое утверждение. В статье авторы разбирают четыре основных факторов, которые, по их мнению, оказывают больше всего влияния на формирование и повышение знаний и навыков в экономике. Так же проведены работы по изучению национальных стратегий и программ по улучшения финансовой грамотности и экономической культуры школьников, студентов, людей всех возрастов в целом. С учетом выводов, было предложено наилучшее решение, по мнению авторов, для формирования у будущего поколения финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическая культура, экономическое отношение, благополучие жизни, доверие к экономике.

KOKOREV Alexander Sergeevich,

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of History and Economic Theory, Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia Moscow

ZAKARYAN Mais Smbatovich,

student of the Faculty of Land Management, State University of Land Management,

Moscow

FORMATION OF FINANCIAL LITERACY AND ECONOMIC CULTURE

OF THE POPULATION

Annotation. This article considers one of the urgent problems in the economic sphere of activity, which is the formation and improvement of financial literacy and economic culture of the population. In this paper, the author decided to identify the main goals, such as defining and establishing the essence of financial literacy and economic culture, measures that increase education in the econom-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-210-214 NIION: 2018-0076-4/22-611 MOSURED: 77/27-023-2022-4-810

ic sphere, as well as factors influencing them. In the process of studying the current problem, the position of the dependence of the growth of the country's economic relations on the financial literacy of the population is affirmed. The author proposes to consider the fact that financial literacy helps people make the right decision when working with finances, therefore, the standard of living of the population increases. Based on this fact, the above statement was made by the author. In the article, the author analyzes four main factors that, in his opinion, have the most influence on the formation and improvement of knowledge and skills in the economy. The author also carried out work on the study of national strategies and programs to improve the financial literacy and economic culture of schoolchildren, students, people of all ages in general. And taking into account the conclusions, the best solution was proposed, according to the author, for the formation of financial literacy among the future generation.

Key words: Financial literacy, economic culture, economic attitude, well-being of life, confidence in the economy.

Сегодня стала актуальной проблема формирования и повышения финансовой грамотности. В условиях развития финансовых услуг, с возникновением новых и сложных для понимания экономических инструментов поднимается вопрос о личной финансовой безопасности, т.е. возрастает роль фактора экономического благополучия [1; 9]. Следовательно, повышается значимость финансовой грамотности и развития экономической культуры.

Целью настоящей статьи является определение терминов «финансовая грамотность» и «экономическая культура», установление их сущности, выявление факторов, влияющих на их формирование и повышение, а также рассмотрение мер, задача которых заключается в решении выше указанных проблем.

Для осуществления поставленных задач авторами было предложено разобраться в основных понятиях по отдельности. Экономическую культуру можно рассмотреть как систему мышлений, знаний, навыков личностей или группы людей в экономической деятельности, так и саму историю развития экономических отношений. А финансовую грамотность идентифицировать, как способность личности принимать решения в области финансов. При принятии решений в этой сфере люди часто действуют, не принимая во внимание некоторые нюансы, что чаще всего приводит к ухудшению финансового положения, следовательно, снижается уровень благополучия населения, что негативно сказывается и на выстраивание рыночных отношений в государстве [2; 8]. Понятие финансовая грамотность заключается не только в принятии решений в сфере финансовой деятельности, но и является основой формирования ключевых понятий экономической культуры.

Таким образом, финансовая грамотность -это способность принимать верные решения и совершать эффективные действия в области управления финансами. Так же было определено, что экономика государства напрямую зависит от финансовой грамотности населения. Как подчер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

кнул министр финансов РФ А.Г. Силуанов, «финансовая грамотность - важнейшая составляющая экономического успеха страны» [3].

Как выяснилось ранее, рост экономики государства зависит от финансовой грамотности населения, и многие страны, осознавая всю серьезность проблемы слабой образованности населения в сфере экономической деятельности, стали формировать национальные стратегии и программы для повышения грамотности в данной области. Так, распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации на 2017-2023 годы (далее - Стратегия). Целью настоящей Стратегии является создание базовых знаний и умений в сфере финансовой грамотной деятельности, как необходимое условие экономического благополучия населения, а также устойчивое развитие экономики государства. На данный момент реализация Стратегии происходит на втором этапе, которая подразумевает собой осуществление целей и задач [4; 8].

По исследованиям Института Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) в 2020 г. за период 2017-2020 гг., а также аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) за 2019 и 2021 гг., авторами была сформулирована диаграмма 1, показывающая индекс населения с высоким уровнем финансовой грамотности за последние 5 лет [5; 6; 7]. Из диаграммы видно, что уровень финансовой грамотности населения вырос всего на 3%. Несомненно, к улучшению результатов привела настоящая Стратегия, которая оказала влияние на финансово-грамотное поведение населения. По мнению авторов, для улучшения результата следует активно вкладываться в этом направлении, утверждать новые законопроекты по формированию экономической культуры, привлечь больше людей к изучению финансовой деятельности для их же настоящего и будущего экономического благополучия.

Диаграмма 1. Индекс уровня финансовой грамотности населения за 2017 - 2021 гг.

Так же не стоить забывать про программы обучения школьников. Так, начиная свою школьную жизнь и по окончании общеобразовательного учреждения, будучи взрослыми, они вполне понимают уже всю важность рационального использования своих бюджетов. 5 июля 2021 г. по приказу Министерства просвещения РФ, с участием Банка России (распоряжение от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), для повышения и закрепления финансовой грамотности школьников был разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Данный стандарт вступит в силу и станет обязательным с 1 сентября 2022 г. Задачей ФГОС является распределение между учебными предметами, такими как математика, окружающий мир, география, информатика и др., базовых умений и навыков в сфере финансов. После получения аттестата об основном общем образовании каждый может спокойно выбрать свою будущую профессию, не беспокоясь о собственном развитии в экономической сфере, т.к. по данному направлению продолжают обучать практически во всех средних и высших учебных заведениях.

Следовательно, государство при помощи использования национальных стратегий и программ формирования и повышения финансовой

грамотности оказывает услугу населению для улучшения их экономического благополучия, что приводит к росту и развитию рыночных отношений государства.

По мнению авторов, для повышения финансовой грамотности населения необходимо развивать экономическую культуру в семье. Часто родители не затрагивают тему финансов при присутствии детей, но с детства необходимо прививать экономические ценности ребенку, т.е. формировать у ребенка экономическое сознание с ранних лет. Такое воспитание поможет ребенку сформировать знания, мышления в сфере финансов, стремление изучать и постигать суть рыночных отношений, развивать предпринимательские особенности, которые будут совершенствоваться с каждым годом. Таким образом, в семье образуется некая экономическая культура, которая будет повышаться с каждым поколением.

Факторы, оказывающие влияние на формирование и повышение финансовой грамотности и экономической культуры

Первый фактор заключается в экономической культуре семьи. Большинство людей при вступлении в брак не осознают всю серьезность экономических возможностей и опасностей, что часто представляется опасностью из-за неграмотного распоряжения семейным бюджетом. Подобное поведение приводит к ухудшению жизни насе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

ления, следовательно, отрицательно сказывается на развитии экономических отношений в государстве.

Вторым фактором является развитие единой финансовой инфраструктуры. Определенный уровень финансовой грамотности, к каким бы целям не стремились люди, будь это собственное экономическое благополучие либо же помощь конкретному предприятию, приводит к повышению уровню жизни населения, а также к стабильному развитию экономики в обществе и в государстве в целом. В этом и заключается единство финансовой инфраструктуры, представляющее собой тесную взаимосвязь между благополучием населения и ростом экономических отношений страны.

Третьим фактором является доступность информации. Для эффективного пользования информацией по направлению финансовой грамотности, необходимо привлечь все виды средств передачи информации, к таким относятся: телевидение, газеты, социальные сети, различные центры поддержки по вопросам, связанным с финансами, чтобы каждый человек смог получить знания через удобное для себя средство получения информации. К тому же данная информация должна содержать в себе максимально интересующиеся населению сведения, а также возможность применить полученные знания. Например, грамотное распоряжение бюджетом. Таким образом, в зависимости от практичности и передачи информации с помощью различных средств, повышается процент населения, заинтересованных в получении знаний в области финансов.

Четвертым фактором выступает использование и применение полученных знаний на практике. Насколько бы грустно не было, но, к сожалению, большая часть населения России не рискует применять свои знания в области финансов для повышения благополучия жизни, причиной могут служить как отсутствие экономических услуг, так и частичное или полное отсутствие уверенности в ведении государством экономических отношений, т.е. присутствует недоверие к экономике страны. Несомненно, данный фактор актуален не только в России, но и во всех странах мира. По мнению авторов, повышение применения знаний во благо экономики является проблемой, урегулирование которой есть одна из важнейших задач, т.к. от доверия населения к экономике страны зависит само развитие экономических отношений государства.

Вышеперечисленные факторы, с точки зрения авторов, являются основными факторами, оказывающими влияние на формирование и повышение финансовой грамотности и экономи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

ческой культуры. Таким образом, урегулирование и стабильная поддержка данных факторов значительно увеличит финансовую грамотность и экономическую культуру населения, что приведёт к росту экономики в целом.

Подводя итоги вышесказанному, можно смело утвердить актуальность выбранной авторами проблемы и дать ясное определение понятия «финансовая грамотность». Финансовая грамотность - это совокупность знаний и навыков, приобретенных человеком в процессе ведения деятельности в экономической области, которые ведут к повышению уровня благополучия и качества жизни как личной, так и общества. А экономическую культуру определить как фактор формирования и повышения финансовой культуры населения. Формирование финансовой грамотности и экономической культуры зависит от образования и воспитания в сфере финансов, от ведения государством рыночных отношений, от доступности экономических информаций и услуг. Чем эффективнее ведет экономическое отношение государство, тем выше доверие к экономике страны, следовательно, выше и благосостояние, и уровень жизни населения.

Список литературы:

[1] Аликперова Н.В. Формирование финансово грамотного поведения населения: риски и условия безопасности // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2020. - Т. 10.

- № 3. - С. 86-91.

[2] Бондарева С.А. Особенности персональной финансовой деятельности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - № 38. - С. 54-64.

[3] Определены приоритеты развития финансовой грамотности в 2022 году. [Электронный ресурс] // Банк России. 29.12.2021. - Режим доступа: https://cbr.ru/eng/press/event/?id=12588

[4] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 -2023 годы» // СЗ РФ. - 2017. - С. 25-30.

[5] Институт Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Измерение фонда уровня финансовой грамотности: 3 этап [Электронный ресурс] // Банк России. - 2020. - Режим доступа: http://cbr.ru/ analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_intro/

[6] Индекс финансовой грамотности россиян вырос: Минфин представил исследование знаний, навыков и установок населения в финансовой сфере [Электронный ресурс] // НАФИ. 20.05.2020.

- Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/indeks-

finansovoy-gramotnosti-rossiyan-vyros-minfin-predstavil-issledovanie-znaniy-navykov-i-ustanov/?

[7] «Без лишней скромности»: за 10 лет самооценка финансовой грамотности россиян выросла втрое [Электронный ресурс] // НАФИ. 27.12.2021. - Режим доступа: https://nafi.ru/ analytics/bez-lishney-skromnosti-za-10-let-samootsenka-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-vyrosla-vtroe/?

[8] Кокорев А.С. Факторы конкурентоспособности и финансовой устойчивости компании // Московский экономический журнал. - 2020. - № 9. - С. 56.

[9] Кокорев А.С. Экономика: учеб. пособие. -М.: Научный консультант, 2017. - 182 с.

Spisok literatury:

[1] Alikperova N.V. Formirovanie finansovo gramotnogo povedeniya naseleniya: riski i usloviya bezopasnosti // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. - 2020. - T. 10. - № 3. - S. 86-91.

[2] Bondareva S.A. Osobennosti personal'noj finansovoj deyatel'nosti // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. - 2014. - № 38. - S. 54-64.

[3] Opredeleny prioritety razvitiya finansovoj gramotnosti v 2022 godu. [Elektronnyj resurs] // Bank Rossii. 29.12.2021. - Rezhim dostupa: https://cbr.ru/ eng/press/event/?id=12588

[4] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25.09.2017 № 2039-r «Ob utverzhdenii Strategii povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2023 gody» // SZ RF. - 2017. - S. 25-30.

[5] Institut Fonda «Obshchestvennoe mnenie» (FOM). Izmerenie fonda urovnya finansovoj gramotnosti: 3 etap [Elektronnyj resurs] // Bank Rossii. - 2020. - Rezhim dostupa: http://cbr.ru/ analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_intro/

[6] Indeks finansovoj gramotnosti rossiyan vyros: Minfin predstavil issledovanie znanij, navykov i ustanovok naseleniya v finansovoj sfere [Elektronnyj resurs] // NAFI. 20.05.2020. - Rezhim dostupa: https://nafi.ru/analytics/indeks-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-vyros-minfin-predstavil-issledovanie-znaniy-navykov-i-ustanov/?

[7] «Bez lishnej skromnosti»: za 10 let samoocenka finansovoj gramotnosti rossiyan vyrosla vtroe [Elektronnyj resurs] // NAFI. 27.12.2021. -Rezhim dostupa: https://nafi.ru/analytics/bez-lishney-skromnosti-za-10-let-samootsenka-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-vyrosla-vtroe/?

[8] KokorevA.S. Faktory konkurentosposobnosti i finansovoj ustojchivosti kompanii // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. - 2020. - № 9. - S. 56.

[9] Kokorev A.S. Ekonomika: ucheb. posobie. -M.: Nauchnyj konsul'tant, 2017. - 182 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.