Научная статья на тему 'Финансово-кредитные факторы экологизации экономики'

Финансово-кредитные факторы экологизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупина Н.Н.

Финансовый механизм управления охраной окружающей среды и экологической безопасностью является составной частью экономического механизма управления рациональным природопользованием в России и представляет собой совокупность форм организации финансово-экономических отношений, способов образования целевых фондов финансовых ресурсов и их использования в целях достижения необходимых естественных условий жизнедеятельности в соответствии с национальной экологической доктриной, конституционным правом граждан на качественную среду обитания, расширением социальной потребности в экологической полезности блага и ответственности бизнеса за ее воспроизводство, усилением международных обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитные факторы экологизации экономики»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Н.Н. КРУПИНА,

кандидат химических наук, доцент Уральский государственный экономический университет

Главным направлением экономических реформ на ближайшие годы становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на технико-технологическое промышленное обновление, создание благоприятных условий функционирования малого и среднего бизнеса, обеспечение высоких темпов экономического роста, повышение результативности и эффективности отраслевого производства, а также улучшение на этой основе инвестиционной привлекательности территорий. Управление экономикой с учетом требований экологической безопасности соответствует президентской и правительственной стратегии социально-экономического развития России. Основу цивилизованной модели «движения вперед» составляет принцип сбалансированной экономики, когда государство, общество, бизнес признают необходимость учета экологических ограничений экономического роста и консолидированно обеспечивают гармонизацию отношений с природной средой [1]. По определению Всемирного банка, устойчивое развитие есть управление совокупным капиталом общества в интересах сохранения и преумножения человеческих возможностей. Это управление не может быть стихийным, не должно усугублять существующих социально-экономических диспропорций, порождать новых проблем и экологических рисков. Недостаточно признать равноправность социальных, экономических и экологических интересов общества, необходимо последовательно формировать и развивать систему общественно-государственного протекционизма, поддержки и партнерства в отношении цивилизованных экологически достаточных товаропроизводителей-природопользователей.

Прибыль остается существенным законным мотивационным фактором бизнеса, но ужесточение требований экологизации производства и

продукта в переходной экономике усложняет ее получение в условиях конкуренции, так как внедряемые наукоемкие инновации должны в первую очередь обеспечивать опережающее рост объема выпуска экологическое улучшение [2]. Соотношение выручки и затрат неизбежно и объективно меняется таким образом, что ожидаемый финансовый результат законопослушных экологически достаточных субъектов хозяйствования снижается из-за проявления спросовых ограничений. Одновременно усложняются задачи производственного и финансового менеджмента, сбыта экологически лучшего продукта, маркетинга, интеграции в рыночную инфраструктуру. Остро встает вопрос об источниках, методах, формах и финансировании экологически значимых нововведений. Как справедливо отмечают авторы [1], собственники, чьи интересы в условиях рыночной конкуренции не учтены, могут приспосабливаться и бездействовать в вопросах обеспечения достаточного качества среды обитания. Они предпочитают заменять эффективную природоохранную деятельность и рациональное природопользование компенсационными платежами и штрафами (далеко не соизмеримыми с реальными объемами экологического ущерба) [3].

В рамках переходной экономики обеспечить эколого-социальную ориентацию отраслевого производства в масштабах национальной экономики можно только нелиберальными методами: «провалы рынка» в решении задачи экологических экстерналий относятся к классическим проблемам рыночной экономики [4]. Поэтому правомерна постановка вопроса об активизации стимулирующих экологизацию экономики институциональных инструментов, в том числе в сфере монетарной политики. Финансовый механизм управления охраной окружающей среды и экологической безопасностью является составной частью экономического механизма управления

рациональным природопользованием в России и представляет собой совокупность форм организации финансово-экономических отношений, способов образования целевых фондов финансовых ресурсов и их использования в целях достижения необходимых естественных условий жизнедеятельности в соответствии с национальной экологической доктриной, конституционным правом граждан на качественную среду обитания, расширением социальной потребности в экологической полезности блага и ответственности бизнеса за ее воспроизводство, усилением международных обязательств.

Финансово-кредитные механизмы, мотивирующие в краткосрочном периоде желание собственника ограничить частную инициативу и бизнес-активность с учетом экологических нормативов и стандартов, может быть определена как создание условий для приоритетного и оперативного доступа к дешевым и длинным обеспеченным страховой защитой деньгам, а именно — к кредитам, займам, ссудам в объемах, сроках и по цене (процентной ставке), соответствующим (пропорционально льготируемым) целям, масштабам и эффектам конкретных субъектов хозяйствования (природопользователей), а также обеспечения возможности полноценного банковского адресного обслуживания природоохранных хозяйственно -расчетных операций.

Наиболее жестко лимитирует прибыльность операций товаропроизводителей процентная ставка (г), характер влияния которой иллюстрируется моделью, приведенной на рис. 1. В условиях нарастающей конкуренции и ограниченных собственных финансовых ресурсов предприятие сегодня (в трансформационный период) не может инвестировать природоохранную деятельность в социально востребованных объемах. Изъятие дополнительной части производственного ресурса на решение экологических задач означает потерю части емкости рынка. Привлекаемые заемные средства также не могут обеспечить сохранения достигнутого объема выпуска, если их цена будет соответствовать действующей цене кредита. В отсутствие жесткого административного принуждения рыночные мотивы экологического кредитования не формируются. Общеизвестно, что активное инвестирование реального сектора экономики становится возможным, когда норма ожидаемой прибыли превышает удвоенный банковский процент (п=2г) или, по крайней мере, размер процентов за определенный период не превышает объема прибыли от реализации продукции за этот

же период. Следовательно, чтобы экологическое кредитование заинтересовало товаропроизводителя, цена «зеленого» кредита должна быть невысокой.

Часть А Часть В

г, %

Производственная товарная функция

Производственная природоохранная функция

Рис. 1. Соотношение процентной ставки и функций предприятия

Предположим, что цена коммерческого кредита в экономике составляет гд, производственная функция предприятия — Qфт, а предложение соответственно описывается кривой S. При этом формируется предельный, или критический, объем загрязнения Qфэ Перед предприятием и экономикой стоит сложная задача; во-первых, обеспечивать экономический рост, наращивать объем товарного предложения, не допускать резкого повышения цен (экономическое выживание, реализация интересов потребителей и собственников), во-вторых, сохранять рабочие места и налоговый потенциал производства (интересы государства и общества), в-третьих, существенно и незамедлительно сокращать объем антропогенной нагрузки за счет направления части ресурсов в наукоемкую и высокотехнологичную природоохранную деятельность (социально-биологическое выживание нации). Балансирование интересов может быть достигнуто оптимизацией механизма финансово-экономического протекционизма, поддержки и партнерства в отношении законопослушных экологически самодостаточных товаропроизводителей. Если на рынке лучших технологий процент по целевым экологическим кредитам сократится, то спрос на «зеленые» деньги возрастет, а в комплексе с другими инструментами поддержки (ускоренная амортизация, страховые ресурсы, налоговые льготы, ценовые надбавки) будет обеспечен рост производственно-природоохранной функции Qэ в краткосрочном периоде. Предложение продукта не изменится (в отдельных ситуациях даже несколько увеличивается), однако для удержания спроса предприятие вынуждено контролировать себес-

тоимость и цену, обязательно обеспечивая покрытие дополнительных эксплуатационных затрат в сфере средозащиты и выполнение финансовых обязательств. Это возможно при выполнении двух условий: процедура экологического кредитования предусматривает возможность включения кредитных процентов в цену продукта в минимальной доле, и дополнительная нагрузка частично переносится на носителей процентной политики (низкие ставки и продолжительные сроки кредитования), т. е. банки. Грамотная процентная политика способствует сдерживанию возможных негативных последствий: известно, что при низких процентных ставках предложение товара эластично по фактору процентной ставки, так как ориентировано в очень значительной степени на кредит [3].

Изменение ситуации в сфере процентной политики, соответствующее стратегической линии на достижение экономического роста (удвоение ВВП), предполагает доведение процентной ставки до нормального умеренно позитивного уровня. Процентная политика дополняется валютным регулированием и валютным контролем, в частности это касается активизации операций на рынке зарубежных технологий, оптимизации транспортных и таможенных издержек, привлечения иностранных инвесторов. Меры в сфере монетарной политики могут и должны сыграть инициирующую роль в экологизации российской экономики. Выполняя функции мобилизации, распределения и оптимизации финансовых средств, они призваны обеспечить воспроизводственный процесс в отношении ассимиляционного потенциала окружающей среды как основополагающего условия поддержания ее качества. Методы перераспределения национального дохода должны быть адекватны уровню эколого-экономического состояния территорий, финансовой стабильности предприятий, степени готовности и мотивации рыночных агентов к устойчивому развитию. Объективная сторона финансового механизма проявляется через действие экономических законов, субъективная — через решения и действия институциональных органов. В финансовом механизме особое место занимает блок кредитных отношений, который определяет уровень общей инвестиционной и инновационной активности экономики. Он включает взаимосвязанные элементы: финансово-кредитное регулирование; формы, методы, принципы и условия кредитований; организацию финансового контроля. Для целей экологизации всех сфер об-

щественной жизни особое значение приобретает механизм целевого бюджетного кредитования: государственные региональные займы и государственные региональные кредиты. Он позволяет сбалансировать объективно противоречивые экологические и экономические интересы бизнеса и преодолеть экологические ограничения (барьеры) экономического роста путем целенаправленного изменения объемов. Структуры и темпов роста инвестиций в сопряженные операционную и природоохранную сферы современного производства. Экологическое кредитование может стимулировать развитие банковских консорциумов — временное объединение финансово-кредитных институтов в целях финансирования (кредитования) крупномасштабных национальных экономических программ и распределение рисков между участниками в соответствии с долей их участия в проекте (сделке). При этом ЦБ РФ выполняет роль ведущего менеджера (банка-менеджера), а текущие операции проводят банки-агенты. Последние осуществляют выплату ссуд, расчет процентов, контроль за их оплатой и информационное обслуживание.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что стабильность денежного рынка неразрывно связана со стабильностью банковской системы и эффективностью банковского надзора и регулирования, возлагаемого на Банк России. Финансовые экологические правоотношения вытекают из конституционных, гражданско-процессуальных, международных, информационных отношений и отражают административно-организационные, финансово-экономические методы государственного управления экономикой и охраной природной среды, координации интересов (выгод) субъектов рынка. Экологическое кредитование рассматривается в развитых экономиках как особая стратегическая деятельность, обеспечивающая непрерывность воспроизводства и развития ассимиляционного потенциала, биоресурсной продуктивности, природопользования и минимизацию экологических рисков. Экологическое улучшение должно опираться не только на инновационные технологии, но и новые подходы в организации движения финансовых ресурсов — от «ростовщического» к мотивирующему кредитованию.

Основой функционирования банков как финансовых институтов является перераспределение, т. е. аккумулирование временно свободных денежных средств населения, государства, предприятий и представление субъектам хозяйствова-

ния возможности осуществлять долгосрочные вложения в обновление, расширение, модернизацию производственных мощностей, освоение новых бизнес-продуктов, что является базой экономического роста. Но этот рост будет губительным без учета экологического фактора, без оптимизации нагрузки на среду обитания и жизнедеятельности [3, 5]. В последние десятилетия рассмотрение проблемы «качества жизни» связывают прежде всего с развитием окружающей среды. Решение экологических проблем должно обеспечивать не только охрану окружающей среды, но и способность сохранения и развития ее таким образом, чтобы формировались условия, достаточные для жизнедеятельности человека, его совершенствования как общественного, сознательного, творческого и ценностного существа [5]. Не восприятие экологических барьеров развития приводит к тому, что биосферный рекреационный потенциал, на котором держится общественное производство, а следовательно, обеспечивается и первооснова финансовых отношений, сокращается и даже уничтожается перспектива развития.

В России до сих пор нет ни одного специализированного банковского учреждения с социально-экологической ориентацией, хотя законы общественного развития и мировые нормы предполагают непосредственное участие сберегательного сектора экономики в обеспечении реализации «коммерчески непривлекательных» национальных социально значимых программ. Автор исходит из того, что в особо сложный и ответственный трансформационный период переход к устойчивому развитию и экологическому предпринимательству, созидающую и системообразующую функцию в сфере финансово-кредитных отношений должен взять на себя институциональный субъект — Банк России. Последний полностью открыт к законам и нормативным актам, связан жесткой солидарной ответственностью по обязательствам в проведении государственной политики, имеет устойчивое позитивное общественное мнение и деловую репутацию, возможность проведения квалифицированного аудита. Навязать общественную и государственную волю в проведении менее выгодных коммерческих кредитных операций другим финансово-кредитным организациям просто незаконно и невозможно. Препятствием для развития масштабного экологического кредитования выступают макроэкономические факторы — высокая учетная ставка и ставка рефинансирования, устойчивые инфляционные

ожидания, малочисленность первоклассных заемщиков, а также то, что продекларированный экономический механизм природопользования пока не вписывается в действующий закон о банках и банковской деятельности, нацеливающий кредитные организации на извлечение прибыли от проводимых операций.

Банку России по силам созидательная функция в отношении экологически ориентированного государственного и частного предпринимательства. Действуя в интересах государства и всего населения, опираясь на федеральные средства, усиливая кооперацию со страховыми, инвестиционными и другими финансовыми институтами, сближаясь с политическими и общественными элитами, он может инициировать и довести до успеха «экологический прорыв экономики», повысить надежность бизнеса, приблизить его к международным стандартам, расширить клиентскую, партнерскую, информационную базу.

С 1997 г. сформировалась инициированная Банком России система мониторинга финансового состояния российских предприятий. Для стимулирования производственных капиталовложений во многих регионах банки помогают централизовать и модернизировать всю инвестиционную инфраструктуру: проводится ревизия и инвентаризация активов, источников доходов, диагностируется структура товаропотоков, формируются подходы к оценке показателей деловой активности заемщиков, прогнозированию рыночной конъюнктуры, координируются элементы налоговой, промышленной, земельной политики, создаются центры содействия бизнесу. Результаты мониторинга используются для оценки тенденций объемов собственного капитала, обеспеченности оборотными средствами, изменения спроса на заемные ресурсы, уровня самофинансирования текущей хозяйственной деятельности, возможностей инвестирования капитала в расширение и модернизацию производства, изменения объема денежных средств как результат движения фондов. Результаты комплексного анализа регулярно представляются Комитету по денежно-кредитной политике и основным департаментам Банка России. Таким образом, сегодня в стране нет ни одного институционального органа, который имел бы наиболее полную, оперативную и достаточно достоверную информацию о финансовом состоянии субъектов хозяйствования, кроме Банка России. Статус, масштабы, характер деятельности, взаимоотношения с властными органами

превращают его в политическую силу, способную содействовать масштабной экологизации общественного производства. Как лицо публичного права он наделен обязанностями, выполнение которых необходимо для достижения общественных целей: инициировать, разрабатывать и осуществлять протекционистскую денежно-кредитную политику, устанавливать количественные ограничения денежной массы, нормативы обязательных резервов и рефинансирования, процентные ставки по собственным операциям, оперативно получать статистические и отчетные данные, участвовать в подготовке правительственных аналитических прогнозов, проведении регистрации, лицензирования, аудирования кредитных организаций. В практической работе по экологизации остро востребованными остаются следующие банковские услуги:

1. Целевые долгосрочные льготные кредиты, экологическое проектное кредитование.

2. Лизинг природоохранного оборудования, лучших технологий, средств контроля.

3. Посредлничество в организации федеральной биржи отходов.

4. Вексельная форма финансирования экологических программ.

5. Привлечение финансово-промышленных групп.

6. Финансовое бизнес-консультирование и аудирование.

7. Долгосрочное банковское обслуживание.

В мировой практике основными действенными формами экологического кредитования являются лизинг (аренда) природоохранного оборудования и технологий и проектное инвестирование. Использование лизинговых отношений минимизирует первоначальные денежные вложения, делает лучшие технологии доступными, открывает возможность ускоренной амортизации природоохранного капитала с отнесением затрат на себестоимость продукции и последующей оптимизации налогообложения. Определяющие факторы предпочтительности объектов лизинга в экологической сфере — прогрессивность, специализация, производительность, ресурсосбережение, оптимальные габариты, масса, занимаемые площади, структура рабочего цикла, возможность механизации и автоматизации, внедрения инструментального контроля и мониторинга, улучшение условий ремонта и обслуживания, сокращения затрат на транспортировку, страхование, учет. Для активного развития отношений экоориентирован-

ного лизинга целесообразно выполнение следующих условий: четкое определение выгодных условий кредитования; оформление развивающегося рыночного, а не дотационного характера аренды; воспроизводящегося в любом регионе России; реальное обеспечение возврата лизинговых платежей; определение гарантийно-залоговой базы с привлечением бюджетных ресурсов, объектов региональной собственности и федеральных гарантий. Необходимо учитывать международный опыт и адаптировать его к специфическим российским макроэкономическим условиям и законодательной базе, обеспечивать доступность лучших технологий прежде всего регио-нобразующим предприятиям, находящимся на экодепрессивных территориях и имеющих ограниченные ресурсы. Темпы и масштабы кредитования должны определяться объективной экологической и социально-экономической ситуацией с учетом платежеспособности и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Организующая и координирующая роль институциональных структур и Банка России проявляется в создании механизмов активизации и стимулирования инвестиционной деятельности сети финансово-кредитных организаций на рынке технологий. Эффективное позиционирование Банка России не только на внутренних, но и международных рынках определяется и тем статусом, который он занимает в решении глобальных общественных задач, к которым, несомненно, относится перевод экономики на устойчивое развитие через организацию широкомасштабного долгосрочного экологического кредитования. Сегодня эта сфера деятельности остается относительно небольшой, но потенциал и готовность банковской системы не вызывают сомнения. Участники XIV Международного банковского конгресса (МБК — 2005), оценив динамику и перспективы развития банковской системы России, состояние делового климата, налоговых условий и перспективы развития банковского сектора, указали на дальнейшее повышение его роли в экономическом развитии страны [6].

Экологическое кредитование как цивилизованная форма реализации важнейших публичных интересов, инструмент «болезненного», но неизбежного процесса интернализации экстерналий имеет многократное значение в силу того, что с его помощью реализуются значимые цели. • Экономические. Оказывается воздействие на темпы и структуру общественного воспроиз-

водственного процесса, направления и приоритеты роста и развития.

• Финансовые. Формируются целевые денежные средства исключительно для решения вопросов экологизации экономики.

• Мотивационные. Создаются условия развития собственнической мотивации и инициативного самостоятельного перехода к экос-балансированной бизнес-деятельности, как результата осознания товаропроизводителем коммерческих и финансово-экономических выгод, интеграции социально-общественных и государственных интересов, мер внешнего принуждения, конъюнктуры рынка.

• Политические. Реализуются продекларированные общенациональные и государственные задачи, определяющие экологическую безопасность, рост качества и уровня жизни, внедряются международные экологические стандарты качества природной среды, растут авторитет и статус государства.

• Социальные. Любые экологические эффекты имеют социальную направленность, а экологическая безопасность есть важнейший признак социального государства, необходимое условие его существования и поступательного развития.

Проектное инвестированиепредставляетсобой систему более развитых организационно-правовых и расчетно-финансовых отношений, действий и взаимодействий, обеспечивающих целевое финансирование природоохранных мероприятий в приемлемые сроки с удовлетворительным уровнем прибыльности и достижением более значимых социально-экономических и коммерческих эффектов и стабильного экологического улучшения (так называемое экологическое предпринимательство) [7]. Инвестиционная привлекательность проектов, взаимоувязанных с действующей системой жестких ограничений в сфере природопользования, высока либо для государства как заказчика, либо для социально ответственного инвестора, которые в традиционной оценке проекта в первую очередь выявляют возможности реального экологического улучшения при балансировании показателей надежности и доходности.

Экологические инвестиционные проекты, как правило, не носят ярко выраженного коммерческого характера и поэтому имеют относительно длительные сроки окупаемости. Для их оценки особенно важно иметь достоверную информацию и прогнозную оценку темпов инфляции, уровня

налогообложения, номинальной ставки процента. Если расходы и доходы в последующие периоды предпринимательской деятельности в значительной степени зависят от изменения цен (спрос эластичный), то целесообразно определить реальные денежные потоки.

В условиях инфляции, неопределенности и рискованности рыночной среды решение о бюджете инновационных инвестиций может приниматься на основе номинальных или реальных денежных потоков [7]. Если расходы и доходы в последующие периоды предпринимательской деятельности в значительной степени зависят от изменения цен (эластичный спрос), то целесообразно определить реальные денежные потоки и определиться со ставкой дисконтирования. Без учета налоговых выплат номинальная ставка процента определяется так: г = (1+&) (1+т) — 1, или г = &+т+&*т, где k — годовой темп инфляции, а т — реальная ставка процента. Реальная ставка процента составит: (г — &) / (1+&). Если ставка налога составляет величину п, то номинальная доходность уже составит /" = (1-я) * г. После уплаты

1 + /-(1-я) ,

налогов реальная доходность: м =-1-- -1.

р 1 + к

Несложные расчеты показывают, что при прогнозируемом темпе инфляции 12 % годовых, номинальной ставке банковского процента по кредитам 20 %, налоге на прибыль 24 % реальная ставка процента составит всего лишь 2,8 %. При льготировании налога на прибыль (сокращения ставки от 50 до 100 %) реальная доходность может увеличиться только до 7,1 %, и даже полное освобождение от налога не обеспечивает достаточной коммерческой эффективности и привлекательности проекта.

Реальная доходность проектов при льготировании налога на прибыль составит в %: льгота по налогу нет 50 75 100

налог на прибыль 24,0 12,0 6,0 0,0

реальная ставка (доходность) 2,8 5,0 6,7 7,1

Экологическому кредитованию необходимы комплексные меры государственной поддержки. Безусловно, только участие институциональных систем на переходном этапе развития экономики обеспечивает успех экологического проектного инвестирования и лизинга. Схема взаимодействия представлена на рис. 2. Государство, делегируя достаточные полномочия и ресурсы Банку России, формирует благоприятную нормативно-правовую и финансово-экономическую среду, оказывает

Льготное кредитование

ПРИРОДНАЯ СРЕДА

Ассимиляционный потенциал

ОГРАНИЧЕНИЯ

Льготное налогообложение

Целевые программы, проекты

Лизинг

ПРОЕКТ

Экологическое улучшение

Контроль

ГОСУДАРСТВО

Страхование, клиринг

РЫНОК

Экологически достаточный продукт

УСТОЙЧИВОЕ РАЗ

Информационный «коридор»

Качественная среда обитания

ВИТИЕ

ОБЩЕСТВО

Устойчивое потребительское предпочтение Внебюджетные фонды, поддержка

Рис. 2. Экологическое проектное инвестирование

товаропроизводителям-природопользователям прямую поддержку в форме частичного процентного покрытия, залогового обеспечения кредитов и займов, лизинга, информационного обслуживания, льготного налогообложения и т. п., а также обеспечивает механизмы принуждения к выполнению экологических обязательств. Общество, и прежде всего потребители, отвечают готовностью поддержать «рублем», усилением позитивного общественного мнения экологически достаточный продукт и производство, выступающие гарантами сохранения и поддержания качественной среды обитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малаховская М. В., Матюгина Э. Г. Институционали-зация экологических отношений: роль общественных движений в процессе гармонизации отношений общества и природы. — М.: Финансы и кредит, 2005. — № 28 (196). — С. 64-66.

2. Закон РФ «Об охране природной среды», январь 2003 г.

3. Бобылев С. Россия на пути антиустойчивого развития? — М.: Вопросы экономики, 2004. - № 2. - С. 43-54.

4. Долан Э. Дж, Линдсей Д. Е. Рынок: макроэкономическая модель. — Спб., 1992.

5. Д. Маркович. Социальная экология. — М.: Международная экономика, 2005. - № 7. - С. 87-93.

6. Рекомендации XIV Международного банковского конгресса (МБК-2005) . Банки. Регулирование. Экономика. - М. : Деньги и кредит, 2005. - № 8. - С. 5-10.

7. Инвестиции / Под ред. В. В. Ковалева. - М. : Проспект, 2004. - 440с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.