Научная статья на тему 'Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей как фактор развития их предпринимательского потенциала'

Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей как фактор развития их предпринимательского потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОЛИЗИНГ / АГРОСТРАХОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкарупа Екатерина Александровна

Возрастающее значение финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей обусловлено необходимостью постоянного поступления средств для финансирования их потребностей и ограниченными возможностями самофинансирования в результате относительно высокой капиталоемкости при относительно низком уровне рентабельности. Решение этих проблем создаст условия для расширения их предпринимательского потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей как фактор развития их предпринимательского потенциала»

Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей как фактор развития их предпринимательского потенциала1

Шкарупа Екатерина Александровна к.э.н., доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградский государственный университет

shkarupa volsu@mail.ru

Аннотация:

Возрастающее значение финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей обусловлено необходимостью постоянного поступления средств для финансирования их потребностей и ограниченными возможностями самофинансирования в результате относительно высокой капиталоемкости при относительно низком уровне рентабельности. Решение этих проблем создаст условия для расширения их предпринимательского потенциала

Ключевые слова: агролизинг, агрострахование, бюджетное финансирование, государственная поддержка, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг, кредитная кооперация, налогообложение, сельскохозяйственный товаропроизводитель, финансово-кредитная инфраструктура

Annotation: The increasing value of financial and credit support of agricultural producers is caused by need of continuous receipt of funds for financing of their requirements and limited opportunities of self-financing as a result of rather high capital intensity at rather low level of profitability. The solution of these problems will create conditions for expansion of their enterprise potential

Keywords: agroleasing, agroinsurance, the budgetary financing, the state support, State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2008-2012, credit cooperation, the taxation, an agricultural producer, financial and credit infrastructure

1 исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта «Потенциал финансов населения региона как инновационный фактор сбалансированного регионального развития (на примере Волгоградской области)» № 14-12-34026 а/В

Большинство крестьянских (фермерских) хозяйств, крупных и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей имеют убытки, являются некредитоспособными, что не позволяет им осуществлять расширенное воспроизводство и модернизацию на основе инноваций, без чего в современных условиях невозможно производить конкурентоспособную продукцию. В контексте их развития важную роль играют факторы экономического компонента. Они включают в себя:

- доступность необходимых для предпринимательства ресурсов;

- формирование оптимальной системы налогообложения;

- финансово-кредитная поддержка предпринимательства;

- формирование оптимальной структуры предпринимательского сектора [6,С.84].

Каждый из отмеченных факторов имеет важное значение для создания благоприятных условий для развития предпринимательства, в том числе и в такой сфере как сельское хозяйство.

Сельскохозяйственное производство имеет специфические особенности, которые существенным образом отличают его от всех других видов экономической деятельности. Главную специфику определяет то, что сельскохозяйственное производство связано с биологическими и природными процессами, находясь при этом в прямой зависимости от климатических условий, вовлеченности в производство человека, земли, растений, животных.

Природно-климатические условия оказывают существенное влияние на биологический цикл развития живых организмов, определяют продуктивность растений и животных, дифференциацию себестоимости и рентабельности продукции, а в конечном итоге - доходность сельскохозяйственных предприятий и кругооборот финансовых ресурсов. В свою очередь, сезонность и цикличность производства требуют концентрации материально-денежных ресурсов по периодам года, в связи с разрывом во времени между осуществленными расходами и полученными

доходами.

Указанные особенности определяют необходимость создания условий для постоянного финансирования сельскохозяйственного производства, предоставления заемных средств, что требует соответствующего уровня функционирования и развития финансово-кредитной инфраструктуры.

Широкое применение термина «финансово-кредитная инфраструктура сельского хозяйства» вызывает необходимость системной классификации ее элементов, наибольшую трудность при проведении которой представляет обоснованность определения грани рассматриваемой системы и ее основных элементов. Специфика формирования элементов финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства определяет наличие ее базовых подсистем: финансовой и кредитной.

Особенностью финансовой подсистемы финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства являются отношения между ее субъектами по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих создание условий для финансовой поддержки развития сельского хозяйства; кредитная подсистема обеспечивает аккумуляцию временно свободных денежных средств и их перераспределение в соответствии с потребностями сельскохозяйственных товаропроизводителей, обусловленными специфическими особенностями сельскохозяйственного производства.

Кредитная подсистема финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства позволяет преодолевать сезонность и неравномерность распределения финансовых средств в течении года в связи с весенними и осенними циклами сельскохозяйственного производства [5,С.21]. К финансовой подсистеме финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства отнесем бюджетное финансирование, налогообложение, страхование. Кредитная подсистема финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства включает в себя кредитование банковскими и парабанковскими организациями, агролизинг.

Механизм бюджетного финансирования предполагает государственное финансирование программ, которое осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямая бюджетная поддержка - безвозвратное финансирование, которое может осуществляться в следующих формах: предоставление дотаций на продукцию; компенсация отдельных видов затрат; финансирование капитальных вложений; мероприятия по улучшению земель и др. Прямая государственная бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства обеспечивается с помощью различных форм, предоставляющие собой способы воздействия на субъекты рынка.

Спектр применяемых форм государственной бюджетной поддержки постоянно расширяется. Так, формы государственной бюджетной поддержки сельского хозяйства можно классифицировать по нескольким направлениям: выделение дотаций; предоставление субсидий; компенсации; субвенции.

На 1 января 2014 г. государственная поддержка сельскохозяйственного производства и социального развития села из федерального бюджета профинансирована в объеме 197,8 млрд руб., что на 44% больше финансирования предшествующего года Фактическое финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы, в 2013 г. было лучше, чем в предыдущие годы [4].

В целом мероприятия по животноводству финансируются лучше, чем по растениеводству. Впервые в 2013 г. основные субсидии по растениеводству были предоставлены в рамках так называемой несвязанной поддержки на 1 га. Эта мера считается менее искажающей рынок, ее давно применяют в странах Европейского союза. Поддержка ресурсов в растениеводстве сокращена до минимума по специфическим видам посевов (виноградники, многолетние плодово-ягодные насаждения, приобретение элитных семян, их доставка на Север и т.п.

Наиболее массированная поддержка осуществляется по субсидированию кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Бюджет мероприятий по частичному возмещению процентной ставки по всем видам кредитов и займов составил в 2013 г. 38% всех предоставленных средств. Эта тенденция прослеживалась и при реализации первой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы.

Косвенные методы в большей степени относятся к методам кредитного регулирования сельского хозяйства, используемые государством, и включают централизованное банковское льготное кредитование, предоставление ссуд, инвестиционный бюджетный кредит, налоговый кредит и др. каждый из них реализуется посредством использования специфических кредитных инструментов.

Следующим элементом финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства в контексте финансовой подсистемы является налогообложение.

В настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право выбора: оставаться на общем режиме налогообложения или перейти на специальные налоговые режимы. Исключением является единый налог на вмененный доход.

Считаем, что важнейшей особенностью сельскохозяйственного производства, которую должна учитывать налоговая система, но которую не учитывает единый сельскохозяйственный налог, является сезонность производства и несовпадение по времени пиков осуществления затрат и получения доходов. Эта особенность аграрного сектора и неадекватность налоговой системы приводят к неуклонному накоплению у сельхозпроизводителей долгов по штрафам и пеням, несмотря на их многократные списания и реструктуризации. В развитых странах налоги на сельское хозяйство уплачиваются в режиме индивидуальных подоходных налогов - по итогам года с рассрочкой внесения платежа в 3 мес. На наш взгляд, подобный режим уплаты налогов даст существенно больший

позитивный эффект в данной сфере экономики РФ

Общей чертой в налогообложении сельского хозяйства России и развитых стран следует признать льготный способ налогообложения отрасли, который в развитых странах, в отличие от России, носит дифференцированный характер. Данный принцип должен лежать и в основе современного механизма налогообложения российских

сельскохозяйственных товаропроизводителей, делая основной упор на необходимость сочетания уровня развития сельскохозяйственного производства и размера налогообложения.

Следующим элементом финансовой подсистемы финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства является страхование.

Однако относительно этого элемента возникают вопросы об отнесении этой сферы к той или иной подсистеме.

Поскольку страховой рынок аккумулирует денежные средства, являющиеся частью национального дохода, в определенных фондах для дальнейшего перераспределения, отнесем эту сферу к финансовой подсистеме финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства.

Это можно подтвердить следующим: страховые компании уплачивают установленные налоги и сборы (направляют часть аккумулированных денежных средств в бюджеты различных уровней), ресурсы иных организаций и физических лиц могут и должны направляться на страхование от неблагоприятных событий, ресурсы страховых компаний должны инвестироваться и приносить доход.

Если посмотреть с другой точки зрения, то страхованию характерны и свойства кредита: так страховщику передаются денежные средства в виде страховой премии, а затем они возвращаются к страхователю при наступлении страхового случая.

Отметим, что для страхования как формы кредита не характерны обязательные признаки кредитных отношений: возвратность, срочность, платность. То есть если не наступил страховой случай, то страховщик не

возвращает страхователю полученную от него премию. Признак возвратности здесь отсутствует.

Принцип срочности также отсутствует при заключении договора, поскольку неизвестно о сроках наступления страхового случая или об его отсутствии.

По договору страхования страховщик не оплачивает проценты за пользование денежными средствами, полученными от страхователя. Это подчеркивает принцип платности.

Сельскохозяйственное страхование является высоко рисковым видом страхования, поскольку напрямую зависит от природно-климатических условий. Ежегодно сельское хозяйство терпит убытки в результате стихийных бедствий особый вред приносят регулярно повторяющиеся засухи, ущерб бывает огромен и может поставить хозяйства на грань банкротства, поэтому так важно повышать роль страхования в сельском хозяйстве. Необходимо очистить страховое поле от нерадивых компаний, провести жесткую аттестацию страховых компаний и создать условия прозрачной конкурентности. Оставить только тех страховщиков, которые выполняют заявленные обязательства и уважают права своих клиентов.

Необходимо создание системы перестрахования в рамках объединения как тех страховщиков, которые осуществляют операции по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой, так и других крупных страховых компаний. Еще раз подчеркнем целесообразность создания государственной перестраховочной системы, которая примет на себя риски по договорам страхования, превышающим возможности страховщиков.

В Федеральном законе «О взаимном страховании» заложена возможность создания перестраховочного общества взаимного страхования.

Целостность кредитной подсистемы финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства состоит в том, что все составляющие ее структурные элементы выражают единую целевую функцию,

направленную на предоставление кредитных ресурсов.

Сезонность сельскохозяйственного производства обусловливает не совпадение динамики расходования и получения денежных средств; для поддержания постоянной платежеспособности требуется запас собственного оборотного капитала, а в случае его нехватки необходимы заемные средства. Без краткосрочного кредитования представляется невозможным нормальное функционирование сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Повышение доступности кредитных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям является одной из основных мер государственной финансовой поддержки, предусмотренных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Задача повышения доступности сельскохозяйственным товаропроизводителям кредитов решалась посредством механизма возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, К(Ф)Х и организациями, осуществляющими первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

В качестве институтов выступали специализированные кредитные организации финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства: ОАО «Россельхозбанк», сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и ОАО «Сбербанк России».

В 2012 г. снизились объемы привлеченных краткосрочных кредитов. Причинами стало: сокращение залоговой базы сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих пролонгированные кредиты, увеличение субсидирования по экономически значимым региональным программам, сокращение спроса из-за снижения объемов производства продукции растениеводства.

Следующим элементом кредитной подсистемы финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства является кредитование через механизм кредитной кооперации (далее - СКПК).

Сельская кредитная кооперация помогает в решении многих финансовых и социально-экономических проблем своих пайщиков, обладая определенным набором предлагаемых финансово-кредитных услуг; осуществляет преобразование социальных отношений на селе и всего способа производства в сельском хозяйстве; способствует формированию и стимулированию предпринимательства, развитию новых принципов формирования доходов; повышает финансовую устойчивость и уровень платежеспособности фермеров и других мелких предпринимателей; способствует оживлению и повышению финансовой активности населения и социально-экономическому развитию региона путем мобилизации сбережений местного населения.

Организация кредитных кооперативов нацелена на аккумулирование денежных средств индивидуальных инвесторов и создание мощного потока инвестиций в сельскохозяйственное производство [3,С.219].

Началом интенсивного развития СКПК в современной России является реализация ПНП «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2012 годы. Динамика численности зарегистрированных СПКК с 1996 г. по 2013 г. представлена на рисунке 1, который демонстрирует положительную динамику их развития.

СКПК удовлетворяют существенную часть потребности малых форм агробизнеса в заёмных средствах, занимая на этом рынке третье место после ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк России» [1].

Так, в ходе реализации ПНП «Развитие АПК» представители данных форм хозяйствования получили доступ к кредитам ОАО «Россельхозбанк», предоставивший также ряду кооперативов значительные средства в качестве взноса ассоциированного члена (710 млн. руб. за 2006-2009 гг.).

Количество СПКК, ед.

2500 2000 1500 1000 500 0

1996 2001 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

♦ Количество СПКК, ед.

Рисунок 1 - Динамика количества СПКК в РФ в 1996 - 2013гг.

Общая сумма займов, выданная СПКК России составила 2,7 миллиарда рублей, в том числе сельскохозяйственным потребительским кооперативам в размере 141,9 миллионов рублей, фермерским хозяйствам - 249,0 миллионов рублей, владельцам личных подсобных хозяйств - 472,7 миллионов рублей. Динамика объема выданных займов системой СПКК в Российской Федерации в 2005 - 2012гг представлена на рисунке 2.

8,0

0,0

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Объем займов, млрд.руб

Рисунок 2 - Динамика объема выданных займов системой СПКК в Российской Федерации в 2005 - 2012гг.

Развитие СКПК не отменяет кредитование коммерческими банками, но существенно его дополняет, при этом облегчает работу с сельскохозяйственными товаропроизводителями, преимущественно представителями малого агробизнеса и снижает риск невозврата кредита.

Следующим элементом кредитной подсистемы финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства является механизм агролизинга, необходимость развития которого обусловлена ограниченными финансовыми возможностями для приобретения сельскохозяйственной техники [9,С.128].

Экономическую сущность агролизинга наиболее полно позволяют раскрыть характерные особенности лизинга в аграрной сфере, связанные с вовлечением в производственный процесс естественно-биологических факторов. Своеобразие лизинга в сельском хозяйстве выражается прежде всего в том, что при традиционных формах лизинговых сделок объектом сделки могут выступать только движимое и недвижимое имущество, а при агролизинге наряду с ними - биологические объекты в виде племенного скота, элитных семян и др.

Сезонный характер производства и использования объектов агролизинга, особенности земли, территориальная разбросанность производственных объектов, предполагающая преобладание в качестве объектов агролизинга движимого имущества и преобладание естественно-биологических факторов увеличивает хозяйственный риск и зависимость результатов производства от объективных обстоятельств [9,С.128].

К основным направлениям развития агролизинга можно отнести следующие:

- в посткризисных условиях необходимо формировать и размещать государственный заказ на производство техники, поставляемой производителям сельхозпродукции по договорам федерального лизинга;

- предоставить возможность сельхозпроизводителям передавать продукцию сельского хозяйства в качестве лизинговых платежей по уже

заключенным договорам федерального лизинга по фиксированным ценам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на начало года, т.е. на условиях фьючерсных сделок;

- ограничить доступ зарубежной сельскохозяйственной техники на российский рынок;

- совершенствование нормативно-правовой базы агролизинга и ее агропромышленного направления [9,С.133]

Доступность рассмотренных элементов финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей будет способствовать не только их развитию, но расширению предпринимательского потенциала.

Библиографический список:

1. Концепция (проект) развития кооперации на селе на период до 2020 года / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации // Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов 20-21 марта 2013 г. - Санкт-Петербург: ЗАО «Экспофорум», 2013. - 63 с.

2. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2012 году и за период 2008-2012 года Государственной программы Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» URL: http://base. consultant.ru/

3. Попова, Л.В. Финансово-кредитный механизм воспроизводства капитала в агроформированиях: дисс....докт. экон. наук / Л.В.Попова. -Волгоград: [б.и.], 2009. - 362с.

4. Российская экономика в 2013 году: тенденции и перспективы / Институт экономической политики имени Гайдара Е.Т. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iep.ru/ru

5. Тимофеева, Г.В. Противоречия современного развития финансово -кредитной инфраструктуры АПК России / Г.В. Тимофеева // Финансы и кредит. - 2005. - № 26. -С.21

6. Шайхутдинова, Г.Ф. Компоненты предпринимательства: личностные, экономические, организационные / Г.Ф. Шайхутдинова // Вестник БИСТ-2011. -№3(11) (21). С.81-85

7. Шкарупа, Е.А. Институциональная структура финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства как элемента финансовой системы / Е.А. Шкарупа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2013. -№2 (23). - С.189-195

8. Шкарупа, Е.А. Механизм функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства / Е.А. Шкарупа // Региональная экономика: теория и практика. - 2013.- № 41 (320). - С. 58-63

9. Шкарупа, Е.А. Особенности агролизинга и направления его государственной поддержки / Е.А. Шкарупа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2012. -№2 (21). - С.128-133

10.Шкарупа, Е.А. Теоретико-методологические подходы к формированию и развитию финансово-кредитной инфраструктуры АПК / Е.А. Шкарупа // Региональная экономика: теория и практика. - 2012.- № 24(255). - С. 48-51

11.Шкарупа, Е.А. Финансово-кредитная инфраструктура аграрно-промышленного комплекса: сущность, состав, функции / Е.А. Шкарупа // Региональная экономика: теория и практика.- 2012. - №11(242). - С.52-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.