УДК 502;338.2
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Чубарец О.В.
ECONOMIC AND FINANCIAL BASIS FOR THE ORGANIZATION OF ENVIRONMENTAL INSURANCE IN THE RUSSIAN REGIONS
Chubarets O.V.
Chubarets O.V. - Candidate of Economic Sciences, Director of The Center for Development of Additional Education of the Orel branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected]
The article examines the key issues of environmental insurance system in the Russian regions. The urgency of seeking the extra budgetary funding of environmental activities is pointed out. The organizational model of implementation of environmental security in the region is presented. In order to modify the current system of environmental charges with the introduction of environmental insurance the model of the insurance rate is proposed, which is calculated on the basis of certain damage caused to the environment specific contaminants and the degree of environmental and economic hazards of the substance. A scheme for evaluating the effectiveness of the results from the introduction of environmental insurance in a particular region with the two spheres of influence - public and corporate - is developed.
Keywords: environmental activities, environmental insurance, budget costs, system of environmental charges, insurance rate, effectiveness of environmental insurance.
Бюджетные и внебюджетные источники финансирования природоохранных мероприятий в России сегодня крайне ограниченны. В таких условиях поиск дополнительных средств для покрытия все возрастающих экологических расходов общества становится одной из важнейших задач ученых и специалистов в данной области. Важнейшее значение сегодня имеет формирование новых механизмов ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды, адекватных новым экономическим отношениям.
В последние годы сформировалось довольно устойчивое направление эколого-экономических исследований - экологическое страхование. Есть основания полагать, что оно может стать одним из инструментов усиления экологического контроля и привлечения негосударственных инвестиций в охрану окружающей природной среды.
В большинстве регионов России на сегодняшний день практика экологического
страхования отсутствует, тогда как целый ряд факторов, среди которых наиболее значимыми являются низкие показатели экологической безопасности региона, большое количество потенциально опасных объектов и ограниченность регионального бюджета, делают необходимым формирование и развитие системы экологического страхования.
Однако следует признать тот факт, что без серьезной финансовой базы природоохранной деятельности на федеральном уровне развивать систему экологического страхования в нашей стране будет весьма затруднительно. В развитых странах уровень расходов на охрану окружающей среды приближен к социально обязательным и экономически разумным пределам - 3-5% ВВП. В России же это соотношение гораздо ниже, хотя в 2014 году оно приблизилось к этим нормам. Однако следует иметь в виду, что все предыдущие годы природоохранные расходы федерального бюджета были недопустимо малы для государства, в котором к
CENTRAL RUSSIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES
экологически неблагополучным территориям относится существенная часть пространства страны.
Вот почему не теряет своей актуальности тема развития экологического страхования, которое, как и торговля лицензиями на загрязнение, является одним из перспективных источников финансирования природоохранной деятельности, не претендующих на средства государственного бюджета1.
В основе проведения операций экологического страхования лежит несколько основополагающих принципов:
- экострахование распространяется на случайное (непреднамеренное) загрязнение окружающей среды, а также на эффекты, проявляющиеся неожиданно, но обусловленные длительным воздействием вредных веществ на реципиентов;
- в страховое экологическое поле включаются источники повышенной опасности, функционирование которых может привести к аварийному загрязнению окружающей среды. Их идентификация осуществляется в процессе экологического аудирования;
- тарифные ставки страховых взносов по экологическому страхованию устанавливаются на единой методологической базе по нормативно-методическим документам, признаваемым страховщиком и страхователем и имеющим юридическую силу при разрешении гражданско-правовых коллизий, связанных с загрязнением окружающей среды;
- страховые взносы по экострахованию включаются в себестоимость продукции либо уплачиваются в счет уже действующих платежей за загрязнение.
Первоочередной задачей при формировании системы экологического страхования в регионах в настоящее время является создание организационного механизма его проведения и разработка конкретных нормативно-методических документов на основе комплексного программного подхода. Программа организации системы экологического страхования в регионе должна состоять из двух этапов:
1 Романова ТВ., Кулакова ТА. Теоретико-методические основы устойчивого эколого-экономиче-ского развития // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 2. С. 247-248.
1. Разработка системы экологического страхования. Здесь главное внимание должно уделяться созданию научных, организационных, экономических и правовых основ реализации Программы.
2. Внедрение системы экологического страхования. Этот этап предусматривает экспериментальную отработку на региональном уровне ее механизмов.
Специфика экологического страхования заключается в том, что в нем страховая база определения страховых выплат (страховой тариф) представляет собой экономическую оценку последствий загрязнения окружающей среды.
Вместе с тем практический опыт внедрения системы экологического страхования показывает, что расчеты ставок страхового платежа в 1,5-2 раза выше тарифных ставок по страхованию ответственности.
Ясно, что такие платежи для страхователей неприемлемы. Величина рассчитанных тарифных ставок значительно превосходит применяемые ныне по другим видам страхования, в том числе и страхования ответственности. Для реализации принципов экострахования необходимо найти способы их снижения.
Для этого в целях недопущения роста нагрузки на предприятия мы предлагаем модифицировать действующую систему экологических платежей с учетом внедрения экологического страхования.
В основе определения базы платежей за загрязнение лежат принципы нормирования вредного воздействия на окружающую среду и санкционирования экологически вредной деятельности путем выдачи разрешений и лицензий уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
Однако современные экологические платежи настолько малы, что предприятиям более выгодно платить экологические платежи и штрафы, чем проводить природоохранные мероприятия. Редкая и недостаточная индексация ставок платежей с использованием индексов, намного отстающих от темпов роста цен, приводит к инфляционному обесценению выплат за загрязнение природных ресурсов. Помимо невыполнения экологическими платежами
© СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 2 (38) 2015 г.
функции возмещения затрат на охрану окружающей природной среды российская система платности природопользования имеет ряд других существенных недостатков. Так, например, сложившаяся за последние годы в нашей стране система платежей за загрязнение атмосферы, водных источников и размещение отходов хозяйственной деятельности чрезвычайно сложна и включает сотни ставок платежей (такой детализации ставок не существует нигде в мире). Кроме того, декларируемый природополь-зователями уровень загрязнения окружающей среды существенно отличается от фактического в силу различных причин. В их числе - стремление природопользователей избежать ответственности за нарушения установленных для них нормативов (лимитов) воздействия на окружающую среду.
Нами предлагается в качестве норматива платы за загрязнение окружающей среды использовать страховой тариф, рассчитанный на основе удельного ущерба, причиненного окружающей среде конкретным загрязняющим веществом, и степени эколого-экономической опасности этого вещества:
ТС=р хК^ х У5И(пт )хК^и (1)
где ТС - базовый страховой тариф на 1 единицу приведенной массы загрязняющих веществ;
р - вероятность наступления страхового случая (возникновение необходимости компенсации вреда, причиненного выбросами, сбросами, превышающими установленные лимиты);
Кту - коэффициент тяжести ущерба;
Ууд(т1п) - эколого-экономическая оценка удельного ущерба от загрязнения среды 1 единицей приведенной массы загрязняющего вещества.
Копасн - коэффициент повышения степени эколого-экономической опасности загрязняющих веществ2.
Введение системы обязательного экологического страхования в регионе позволит увеличить финансирование превентивных мероприятий по охране окружающей среды, а также мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Эффективность результатов от внедрения экологического страхования в регионе может быть оценена по двум составляющим: общественной и корпоративной.
Общественная эффективность экологического страхования проявляется:
1. В гарантии населению возмещения ущерба жизни, здоровья и имуществу в результате аварии на потенциально опасном объекте (социальная эффективность): „„ СКВ,
э° = -
' У , (2)
где СКВэс - сумма страховых компенсационных выплат населению;
У - фактические затраты граждан на ликвидацию причиненного ущерба.
2. С позиции снижения нагрузки на бюджет по финансированию мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий на предприятии - источнике повышенной экологической опасности (бюджетная эффективность):
лте...
э: =-
с®,
АРБ„.
(З)
где - изменение расходов бюд-
жета на природоохранные мероприятия с использованием системы экологического страхования и при ее отсутствии;
СВэс - суммарный объем страховых взносов по экологическому страхованию.
3. В увеличении объема средств страховых фондов, используемых на инвестиции в экологическую сферу (инвестиционная эффективность):
э; = ляр
(4)
2 Леонова О.В., Зубрицкая В.И., Садков В.Г. Методические рекомендации по внедрению в регионах страхования от чрезвычайных и неблагоприятных для благополучия населения экологических ситуаций: учебное пособие. - Орел:ОрелГТУ 2009 - с. 77-87
где АЙР - изменение объемов инвестиционных ресурсов страховых компаний;
Кэ - общая потребность экологического сектора в капиталовложениях.
Корпоративную эффективность внедрения системы экологического страхования
CENTRAL RUSSIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES
также можно определить по нескольким направлениям:
1. С учетом роста страховой защиты для предприятий - источников повышенной экологической опасности: СКВ
э: =
СВ , (5)
где СКВ - сумма страховых компенсационных выплат предприятию при наступлении страхового случая;
СВ - сумма страховых взносов предприятия по экологическому страхованию.
2. С позиций повышения коммерческой эффективности деятельности страховых компаний, осуществляющих экологическое страхование:
Э' =
я.
я , (6) где Пэс - прибыль страховой компании от осуществления экологического страхования;
Рэс - расходы страховщика на проведение экологического страхования.
3. В отношении компенсации материального ущерба предприятиям (третьим лицам) в результате наступления страхового случая:
СКЛп
V
, (7)
где СКВТЛ - сумма компенсационных выплат предприятиям, пострадавшим в результате аварии;
Утл - объем материального ущерба, причиненного предприятиям - третьим лицам3.
Таким образом, внедрение системы экологического страхования в регионе позволит значительно увеличить поступление денежных средств из внебюджетных источников на предотвращение и предупрежде-
3 Леонова О.В. Управление устойчивым развитием региона на инновационной основе с использованием систем экологического страхования: диссертация.... кандидата экономических наук: 08.00.05, 08.00.10 / Леонова О.В. - Орел, 2006
ние негативных последствии антропогенной деятельности; улучшить условия проживания населения, снизить риск заболеваний, обусловленных загрязнением окружающей природной среды, сохранить генетический фонд и обеспечить нормальные условия для жизни будущих поколений. Кроме того, лица, потерпевшие ущерб в результате аварии на потенциально опасном объекте, получат гарантии на возмещение ущерба жизни, здоровью и имуществу.
Библиография/References
Романова Т.В., Кулакова Т.А. Теоретико-методические основы устойчивого эко-лого-экономического развития // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 2. С.247-248
Леонова О.В., Зубрицкая В.И., Садков В.Г. Методические рекомендации по внедрению в регионах страхования от чрезвычайных и неблагоприятных для благополучия населения экологических ситуаций: учебное пособие. - Орел:ОрелГТУ, 2009 - с. 77-87
Леонова О.В. Управление устойчивым развитием региона на инновационной основе с использованием систем экологического страхования: дис..... канд. эконом. наук:
Орел, 2006
Romanova, T.V., Kulakova, TA.( 2014) Teoretiko-metodicheskie osnovy ustojchivogo jekologo-jekonomicheskogo razvitija // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. № 2. р.247-248(1п Russ.)
Leonova, O.V., Zubrickaja, V.l., Sadkov, V.G. (2009) Metodicheskie rekomendacii po vnedreniju v regionah strahovanija ot chrezvychajnyh i neblagoprijatnyh dlja blagopoluchija naselenija jekologicheskih situacij: uchebnoe posobie. - OrekOrelGTU,^. 77-87(In Russ.)
Leonova, O.V. (2006)Upravlenie ustojchivym razvitiem regiona na innovacionnoj osnove s ispol'zovaniem sistem jekologicheskogo
strahovanija: diss..... kandid. еkonom. nauk:
Orel.-24 р. (In Russ.)
© СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 2 (38) 2015 г.