Каплина А.В.
кандидат экономических наук, доцент, докторант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРНЫМИ ИНИЦИАТИВАМИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: источники финансирования; кластерные инициативы; многоуровневое управление процессами кластеризации; финансовый потенциал региона.
В статье «Финансовая составляющая процесса управления кластерными инициативами в системе региональной экономики» предлагается дифференциация источников и направлений финансирования кластерных инициатив в рамках многоуровневого механизма управления созданием региональных кластеров.
Модернизационные векторы развития региональных экономик, определяемые в последние годы тенденциями глобализации и инно-визации, в качестве одного из источников внутреннего роста и развития предполагают создание конкурентоспособных в глобальном аспекте, объединенных общими целями групп компаний или региональных кластеров. В контексте социально-экономических детерминантов региональной системы потенциал кластера как сложноструктурированного образования ма-
териализуется под воздействием рыночно-институциональной и воспроизводственной специфики региона, природно-экологического, эко-лого-экономического, финансово-экономического, демографического, этно- и социокультурного, человеческого (интеллектуального), геоэкономического и других элементов совокупного потенциала региона. При этом очевидно, что формирование механизмов их активизации и наиболее полного использования для достижения стратегических целей мезоэкономических систем определяется главными компонентами, в том числе финансовым потенциалом региона как одним из важнейших источников финансирования кластерных инициатив, под которыми автором понимается совокупность идей и конкретных проектов по созданию кластерной структуры в регионе с уточнением ее целей, интегрированных в целевой вектор социально-экономического развития территории, ресурсного потенциала и мотивов для участников кластера. Поэтому практическая реализация кластерных инициатив, с одной стороны, напрямую зависит от накопленного в регионе финансового потенциала, с другой - способствует увеличению объемных и качественных характеристик - совокупного потенциала региона.
В соответствии с этим стимулирование и поддержка кластерных инициатив, развитие кластеров как ведущих субъектов мезоэкономики в ряде регионов страны предусматривается государственными и реги-
ональными планами и программами, являющимися частью экономической политики соответствующего уровня. Необходимость обеспечения стратегической направленности кластерных объединений на инновационное развитие, постоянную мобильность производственных процессов предполагает осуществление управленческих воздействий. Для развития системы управления кластерными инициативами на региональном уровне представляется целесообразным формирование региональных институтов развития кластеров - организационных структур, обеспечивающих координацию ресурсных потоков (материальных, финансовых, информационных, трудовых) в направлении содействия реализации кластерных инициатив (рис. 1). При этом управление кластерными инициативами (совокупность управляющих воздействий со стороны менеджмента участников кластера и органов государственной власти региона на кластерные инициативы с целью их практической реализации) направлено не только на поддержание инвестиционных проектов устойчиво функционирующих кластерных образований, а также потенциальных кластеров, представленных интенсивно развивающимися группами взаимодействующих предприятий, но и на «латентные кластерные структуры» с еще не устоявшейся системой внутрипроизводственных взаимодействий. При этом управ-
ляющей подсистемой будут высту-
35
пать центры кластерного развития , а управляемой - кластерные инициативы, возникающие как со стороны органов государственной власти, так и бизнес-структур. Управляющая подсистема включает в себя следующие центры: маркетингово-аналитический, информационно-консалтинговый, координационных взаимодействий, финансовой поддержки.
Задачи ориентирования кластерных инициатив на использование результатов современных научных исследований, разработок, осуществление трансферта новых знаний обусловливают возможность создания отдельных центров (маркетингово-
аналитический, информационно-консалтинговый и др.) на базе научно-исследовательских институтов и федеральных университетов, что особенно ценно для расширения и углубления партнерских взаимоотношений между наукой, образовательными учреждениями и бизнесом, развития информационного обмена между ними.
35 Для формирования центров кластерного развития с 2010 года Министерство экономического развития РФ выделяет субсидии. Так, на создание данных центров в 7 регионах России в 2010 году было выделено 160 млн руб. из федерального бюджета и в пределах 50-60 млн руб. -из региональных бюджетов. Например, в СКФО с этой целью формируется Северо -Кавказский инжиниринговый центр. [http:/www.kavkaz-uzel.ru]
Маркетингово -аналитический центр
• определение перспективных отраслей для формирования кластеров;
• оценка потенциала формирующих кластер структур;
• оценка перспектив формирования кластера, возможностей и угроз его существования;
• оценка влияния кластера на экономический потенциал региона
Информационно-консалтинговый центр
• компьютеризация и информатизация управленческих процедур совместной деятельности науки и производства;
• информационно-консалтинговая поддержка формирования и развития фран-чайзинговых и субконт-рактных отношений, аутсор-синга между участниками кластера;
• создание системы защиты интеллектуальной собственности;
• формирование и поддержка информационного пространства кластера
т.
Центр координационных взаимодействий
• создание институциональных условий для совместной деятельности участников кластера;
• обеспечение концентрации ресурсов на стратегически значимых направлениях развития кластера;
• развитие механизмов технологического трансферта
1
Центр финансовой поддержки
1 выбор модели предоставления финансовых услуг; >аккумулирование финансовых ресурсов на основе формирования фондов;
> распределение средств фонда на конкурсной основе 1 разработка механизмов привлечения инвесторов для реализации кластерных инициатив в регионе;
>формирование системы страхования рисков инвестирования кластерных инициатив
Рисунок 1 - Система управления кластерными инициативами в системе региональной экономики
Каждое направление кластерной инициативы предполагает необходимость использования определенных механизмов их функционального обеспечения финансовыми ресурсами. Несмотря на несомненную значимость данного вопроса, в отечественной литературе наибольшее внимание уделяется стадии реализации кластерного проекта в части привлечения инвестиций для финансирования внутрипроизводственных взаимодействий (формирование фондов, реализация специализированных программ, предоставление налоговых льгот и т.д.), в то время как проблемы финансового обеспечения развития кластерных инициатив и доведения их до реального кластерного проекта практически не затрагиваются. По мнению автора, сущность процесса финансирования кластерных инициатив, зачастую определяемого в современной литературе как достартовое финансирование кластерного проекта, выражается в ресурсном обеспечении организационно-информационных функций, необходимых для формирования кластера реального сектора экономики. То есть финансовые потоки на данном этапе выполняют обслуживающую роль в инициировании процессов кластерообразования, что проявляется в развитии соответствующей инфраструктуры - совокупности экономических субъектов и механизмов, обеспечивающих создание условий для формирования и развития кластерных инициатив и выступающих катализатором образования кластеров.
В настоящее время кластеризация на уровне региональных экономик рассматривается как одно из основных условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и перехода ее на инновационное развитие. Учитывая, что российская экономика формировалась вне рыночных условий, для эффективной реализации кластерной политики в России необходима реализация мер регулятивного характера. Это предполагает усиление роли государства в поддержке кластерных инициатив. Как отмечает М. Портер, законодательная и исполнительная ветви власти, правящая и оппозиционные партии - все должны вовлекаться в происходящие процессы кластерообразования. Инициативы кластера должны мотивироваться стремлением достичь результатов; они должны направляться академическими институтами, интеллектуальными центрами или правительственными агентствами, которые способны видеть исследование в полном объеме [1]. Следует отметить, что современная ситуация характеризуется усилением роли региональных властей в формировании условий и предпосылок развития «кластерного движения». Прежде всего речь идет о финансировании образовательных программ, инвестициях в развитие транспортной, энергетической и производственной инфраструктуры с учетом задач кластерообразования. При этом регионы самостоятельно разрабатывают механизмы и инструменты стимулирования кластерных инициатив, привлечения частных инвестиций,
налаживания взаимодействий между бизнесом и наукой.
В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации предлагается осуществление следующих механизмов, обеспечивающих финансирование мероприятий по развитию кластеров [2]:
- предоставление субсидий субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусматривающих поддержку малого предпринимательства, предусмотренных региональными программами;
- формирование особых экономических зон технико-внедренческого, промышлен-но-производственного, ту-ристско-рекреационного и портового типа;
- строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры в наукоградах за счет средств федерального бюджета;
- создание институтов развития, в числе которых «Инвестиционный фонд Российской Федерации», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
В то же время анализ имеющегося опыта реализации кластерных инициатив в российских регионах (Саратовская область, Республика Татарстан, Томская область и др.)
показывает, что большая часть кластерных инициатив остается нереализованной. Среди основных причин, сдерживающих процессы реализации кластерной политики, остаются неразвитость форм, технологий и инструментов финансового обеспечения процессов стимулирования кластерообразования, отсутствие механизмов методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки, недостаточная координация деятельности органов исполнительной власти различных уровней, органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики [2].
Для повышения эффективности управления кластерными инициативами, обеспечения целенаправленного и мотивированного стратегического планирования процессов кластерообразования в соответствии с многоуровневым подходом следует конкретизировать направления финансирования кластерных инициатив и распределить их по уровням управления.
Задачи федерального уровня управления заключаются в финансировании таких направлений развития кластерных инициатив, как формирование соответствующей нормативно-законодательной базы, включая вопросы защиты интеллектуальной собственности, создание институтов развития кластерных инициатив, разработка и реализация механизмов стимулирования кластерных инициатив (в том числе из бюджетных источников), развитие системы страхования рисков инвестирования. К задачам ресурсного обеспечения про-
цессов кластеризации на региональном уровне можно отнести следующие: финансирование направлений, повышающих уровень осведомленности субъектов региональной экономики о возможностях кластеризации и сетевого сотрудничества, проведение мониторинга развития кластерных инициатив, оценку их реализуемости, финансирование программ подготовки специалистов в области кластерообразования и т.д.
На муниципальном уровне управления к основным направлениям финансового обеспечения кластерных инициатив можно отнести следующие: проведение маркетинговых исследований по выявлению потенциальных кластеров; организация мероприятий, обеспечивающих контакты потенциальных участников кластера (круглые столы, выставки, рабочие встречи и т.п.); проведение мониторинга процессов развития кластерных инициатив, формирование информационной базы; софинан-сирование проектов развития инфраструктуры поддержки кластерообразования (технопарки, образовательные центры и др.); создание специальных органов проведения экспертизы и конкурсного отбора кластерных инициатив для финансирования (софинансирования) за счет бюджетных средств; обеспечение подготовки кадров в сфере управления процессами кластерообразования.
Кроме того, можно выделить микроуровень финансирования кластерных инициатив, который представлен участниками кластера. Роль данного уровня будет проявляться в финансировании направлений, обеспечивающих развитие кадрового по-
тенциала кластера, формировании единого информационного пространства кластера, организации проведения маркетинговых исследований рынка, формировании организационной структуры кластера и осуществлении координационных взаимодействий субъектов кластера и т.п. При этом одной из важных и сложных задач данного уровня является соблюдение баланса интересов потенциальных участников кластера на основе механизмов их эффективного взаимодействия, построенных на принципе согласования указанных интересов.
В целом направления финансирования отдельных этапов развития кластерных инициатив на каждом уровне управления их развитием представлены в таблице 1.
Таким образом, управление кластерными инициативами является неотъемлемым элементом формирования кластерной политики в регионе, эффективность которого в значительной степени определяется уровнем и целевой направленностью финансирования организационно-информационных, контрактационных, гармонизационных и транс-формационно-инновационных мероприятий, выступающих катализатором образования кластерных проектов. Как наглядно демонстрирует зарубежный опыт, эффективность реализации кластерной политики в значительной степени определяется разнообразием источников финансирования, форм и методов привлечения финансовых ресурсов36.
36 Исключение составляют Италия и Франция, где финансирование кластерных инициатив осуществляется только из средств государственного бюджета.
Таблица 1 - Направления финансирования кластерных инициатив на разных уровнях управления
Направление Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень Микроуровень
Разработка нормативно-правовой основы развития кластерных инициатив, защиты интеллектуальной собственности +
Разработка информационно-методической документации, сопровождающей процессы кластерообразования
Развитие институтов, содействующих развитию кластерных инициатив +
Разработка механизмов стимулирования кластерных инициатив + +
Формирование инфраструктурного обеспечения кластерных взаимодействий + +
Мониторинг развития кластерных инициатив + +
Формирование информационной среды поддержки кластерных инициатив + + +
Разработка и реализация программ проведения маркетинговых исследований перспектив кластерообразования + + +
Формирование системы страхования рисков инвестирования кластерных инициатив + +
Реализация образовательных программ для развития кадрового потенциала кластера + + +
Формирование организационной структуры кластера +
Осуществление координационных взаимодействий участников кластера + +
Источниками финансирования кластерных инициатив могут выступать как государственные, так и частные финансы: средства инвестиционных фондов, финансово-кредитных организаций, финансово-
промышленных групп, отдельных предприятий, общественных организаций, физических лиц и т.д. В настоящее время большинство отечественных ученых придерживаются точки зрения, что государственное финансирование кластерных инициатив должно осуществляться только в рамках реализации важнейших народнохозяйственных, международных и региональных программ и проектов (биотехнологии, медицина, нанотех-нологии и т.п.), в то время как для финансирования локальных кластерных инициатив следует привлекать средства самих бизнес-участников кластера. Предполагается, что именно бизнес должен выступать инициатором создания кластера на основе разработки проектов и программ, для реализации которых необходима интеграция его участников.
В соответствии с российской моделью кластерные проекты должны вырастать из проектов крупного бизнеса и бюджетов этого бизнеса под проекты, в которые вовлекаются малые и средние предприятия [3]. Роль государства состоит в том, чтобы сформировать условия для создания и развития бизнеса, способного осуществлять научные исследования и разработки. В этом отношении можно сослаться на мнение К. Кетелса, который считает, что роль государства должна сводиться к снятию барьеров, мешающих эволюции кластеров, прежде всего
улучшая среду обитания бизнеса, создавая инфраструктуру, с целью дать возможность кластеру развиваться самостоятельно [4]. Многочисленные исследования подтверждают, что в процессе консолидации усилий и финансовых ресурсов в рамках кластера на создание и внедрение новых технологий субъекты бизнеса обеспечивают получение синергети-ческого и мультипликативного эффекта за счет использования следующих механизмов:
- затратно-распределительного
- обеспечивает снижение себестоимости продукции субъектов кластера в результате повышения эффективности системы поставок сырья и материалов, а также сбыта производимой продукции в результате использования преимуществ бренда;
- налогово-оптимизационного
- снижение налогового бремени за счет уменьшения уровня налогооблагаемой базы;
- кредитно-кооперационного -взаимное кредитование участников, в том числе входящими в его состав финансово-кредитными организациями.
Однако несмотря на безусловную экономическую выгоду от функционирования предприятия в рамках кластера, проводимые исследования отечественного и зарубежного опыта реализации кластерных инициатив показывают, что непосредственно бизнес выступает инициатором формирования кластера только в 27 случаях из 100, а финансирует кластерные инициативы в 18 случаях из 100 [5]. В Европейском Союзе бизнес участвует в финансировании кластерных программ только в 4 странах из 27 [6].
Сложность привлечения частных финансов обусловлена неразвитостью институциональной среды развития кластеров, слабой инфраструктурной поддержкой, а также отсутствием действенных механизмов, стимулирующих крупный, средний и бизнес к интеграции друг с другом и с научными и образовательными учреждениями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2002. -С. 274.
2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации // Сайт Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной
политике. - URL:
http: //www.komfed.ru/section_13 6/sect ion_139/669.html
3. Смирнова В.А., Аванян Э.А., Бузуртанова Е.С. «Голландская болезнь» и развивающиеся экономики // Вестник Института экономики РАН. 2009. Вып. 4.
4. Ketels C. Clusters of Innovation in Europe, in: Structural Change in Europe 3 // Innovative City and Business Regions. - Bollschweil: Hagbarth Publications, 2003.
5. The Cluster Initiative Green-book: New Findings on the Process of Cluster-Based Economic Development. - URL: http://www.ivorytower.se/greenbook/g eneral.html