Научная статья на тему 'Анализ моделей формирования кластерных структур в системе региональной экономики: управленческий аспект'

Анализ моделей формирования кластерных структур в системе региональной экономики: управленческий аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / МОДЕЛИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРНЫМИ ИНИЦИАТИВАМИ В РЕГИОНЕ / CLUSTER INITIATIVES / CLUSTERING MODEL / THE MANAGEMENT OF CLUSTER INITIATIVES IN THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каплина А. В.

В статье на основе обобщения мировой практики региональной кластеризации осуществляется моделирование кластерных инициатив в границах региона с акцентом на методологию управления их реализацией в рамках системно-интеграционной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of summarizing the global practice of regional clustering is performed simulations of cluster initiatives within the boundaries of the region with an emphasis on management methodology implementation in the framework of the system-integration theory.

Текст научной работы на тему «Анализ моделей формирования кластерных структур в системе региональной экономики: управленческий аспект»

А. В. Каплина

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ СТРУКТУР В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье на основе обобщения мировой практики региональной кластеризации осуществляется моделирование кластерных инициатив в границах региона с акцентом на методологию управления их реализацией в рамках системно-интеграционной теории.

Ключевые слова

Кластерные инициативы, модели кластеризации, процесс управления кластерными инициативами в регионе.

A. V. Kaplina

ANALYSIS OF THE MODELS OF FORMATION OF CLUSTER STRUCTURES IN THE REGIONAL ECONOMY: ADMINISTRATIVE ASPECT

Annotation

On the basis of summarizing the global practice of regional clustering is performed simulations of cluster initiatives within the boundaries of the region with an emphasis on management methodology implementation in the framework of the system-integration theory.

Keywords

Cluster initiatives, clustering model, the management of cluster initiatives in the region.

2013 № 4 (44) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Ретроспективный срез анализа эволюции формообразования региональных кластеров позволяет систематизировать и обобщить возможные модели проявления и развития кластерных инициатив, различающиеся по ряду критериев. Это, прежде всего, инициаторы создания кластеров, целевые установки, положенные в основу формирования такого типа ассоциированной деятельности в системе региональной экономики, источник (источники) финансирования процесса кластеризации и др.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что для развивающихся экономик чаще всего характерна дирижистская модель региональной кластеризации, где инициатором выступают органы государственной власти, которые посредством реализации целевых программ, включающих меры прямого и косвенного воздействия, обеспечивают институциональные условия для реализации кластерного проекта в конкретной отрасли на кон-

кретной территории. В рамках данной модели выделяют два уровня реализации кластерной политики (рис. 1). На верхнем уровне реализуются крупные федеральные и межрегиональные проекты, имеющие государственное значение и финансируемые преимущественно за счет средств государственного бюджета. Государство определяет стратегию развития кластера, обеспечивает мобилизацию и взаимную увязку факторов производственно-хозяйственной деятельности в границах кластера, формирует координационный совет. На нижнем уровне обеспечивается стимулирование кластерных инициатив со стороны бизнеса в определенных отраслях и сферах деятельности, исходя из соображений стратегических приоритетов отраслевой региональной политики, посредством использования различных механизмов льготного кредитования и налоговых льгот, формирования инфраструктуры развития кластеров.

Рисунок 1 — Дирижистская модель формирования кластерных инициатив

Другой моделью формирования кластерной инициативы является ее развитие «снизу-вверх» (рис. 2). В этом случае инициатором является бизнес, как правило, крупный. Малый и средний бизнес обычно играет в данном процессе пассивную роль, выражая готовность вхождения в структуру кластера. При такой модели финансирование кластера осуществляется за счет средств головного предприятия-инициатора, однако в случае стратегической значимости создаваемой кластерной структуры для региона или на-

родного хозяйства в целом возможна целевая государственная поддержка развития создаваемого кластера как на основе применения механизмов косвенного воздействия (финансово-кредитных, налоговых), так и на основе прямого выделения бюджетных средств. Для обеспечения инновационной направленности кластерной структуры в ее состав вовлекаются научно-исследовательские центры, вузы, обеспечивающие распространение новых знаний, технологий и инноваций.

Стратегические интересы развития бизнеса

Стратегические приоритеты развития национальной экономики

1 Г 1 г

Органы государственной

власти

Бюджетные средства

Инфраструктура развития кластеров

X

Финансовые институты развития

Кластерный проект

Рисунок 2 — Модель формирования кластерных инициатив

«снизу-вверх»

В последние годы находит также распространение смешанная модель формирования кластерных инициатив (рис. 3), которая заключается в том, что государство организует конкурс на оказание финансовой поддержки инициаторов создания кластерного объединения в регионе, устанавливая отраслевые приоритеты, требования к структуре формируемого кластера, к соблюдению экологических нормативов и т. п. Одно-

временно для бизнеса остается достаточно широкое пространство для проявления инициативы. Как правило, в рамках данной модели кластерные инициативы реализуются в форме государственно-частного партнерства, сочетая как инфраструктурные и социально значимые проекты, так и проекты инновационного развития промышленности региона.

Органы государственной власти

Идея формирования кластера

Кластерный Л~ проект

Конкурс на получение бюджетных средств

Кластерная инициатива -ж-*

Готовность вхождения в кластер

Бизнес

Рисунок 3 — Смешанная модель формирования кластерных инициатив

Проведение эффективной кластерной политики должно основываться на четком выделении направлений финансирования кластерных инициатив, что предполагает необходимость конкретизации экономического содержания категории «управление кластерными инициативами». Представляется целесообразным методологию управления формированием и развитием кластерных инициатив развивать в рамках системно-интеграционной теории [1], в соответствии с которой экономическое содержание процесса управления кластерной инициативой можно представить в виде совокупности следующих организационных, контрактационных, гармонизационных и трансформационно-

инновационных компонент (действий), выступающих катализатором образования инновационных кластерных проектов (рис. 4):

- маркетинговые исследования перспектив кластерного объединения;

- страхование рисков инвестирования кластерной инициативы;

- информационно-консалтинговая и методическая поддержка;

- формирование сети взаимодействий;

- привлечение инвестиций для реализации кластерного проекта;

- стратегии инновационного развития региона.

Рисунок 4 — Экономическое содержание управления развитием кластерной инициативы

Кластерная инициатива

i ipti влечет te t meant i tin ti для ре am tsatjt и ¡ кластерного проекта

форм tpoeam ie cénit i ф

взаимодействий

страхован i te pi tcK¿e инвестирования!

информационно-конса.ит тгоеая ti метод! iческая; юодержка.

маркепп тговые t te еле до cant tя i tepa leKHit te кластерного объед( мет i

Ключевым компонентом управления кластерной инициативой является проведение маркетинговых исследований перспектив кластерного объединения субъектов региональной экономики. На данном этапе предполагается проведение оценки конкурентоспособности действующих в регионе предприятий с точки зрения эффективности их вхождения в кластер, оценки институциональных условий развития кластерных структур на данной территории, а также потенциальных возможностей создания межрегиональных кластеров и их конкурентных преимуществ. Для проведения таких исследований возможно использование инструментария SWOT и PEST анализа, которые являются общепринятыми методологическими подходами в теории управления при моделировании параметров функционирования системы и оценки ее конкурентных позиций. В части структуры и содержания аналитического отчета следует ориентироваться на Методические материалы по разработке программы развития инновационного территориального кла-стера[2]. При проведении анализа необходимо учитывать, что конкурентные преимущества должны оцениваться не только для каждого субъекта кластера,

но и для всей кластерной структуры как системы. При этом основная цель данных маркетинговых исследований будет состоять в выделении некоторых ключевых «точек роста», развитие которых обеспечит модернизацию и инновационную направленность развития региона в целом.

Информационно-консалтинговая и методическая поддержка кластерных инициатив предполагает создание единого информационного пространства, как объединяющего участников кластера, так и обеспечивающего внешние связи с общественными институтами, органами государственной власти и др., включая помощь участия в тендерах, конкурсах, грантовых программах. Важным принципом формирования системы информационной и методической поддержки является ее ориентированность на оперативное и наиболее полное предоставление информации об изменениях конкурентной и правовой среды. Развитая информационная среда позволяет не только снизить формальные барьеры для реализации кластерных инициатив в результате облегчения движения потоков информации, но и сформировать систему гибкого перераспределения ресурсов в сектора, наи-

более необходимые для развития кластера [3]. Приоритетное значение информационной составляющей в управлении функционированием и развитием кластерных структур в регионе определяет необходимость решения проблемы информационного обеспечения принимаемых управленческих решений, с одной стороны, в кластере как относительно обособленной системе, с другой, — в границах подсистемы более высокого порядка — региона. Причем важно заметить, что эти два аспекта являются органически взаимосвязанными и взаимосогласованными. Тем более что бурное развитие процессов кластеризации в разных регионах России и стремление потенциальных участников кластеров к активному вовлечению в процессы ассоциированного предпринимательства в составе ведущих (по производственному, инвестиционному и инновационному потенциалу) объединений данного типа в границах их территориальной локализации становится все более сложной и полиаспектной задачей. Положительность решения этой задачи, чтобы быть убедительной как для самой кластерной структуры, так и для ее будущих участников, определяется качеством, полнотой, объективностью, своевременностью и корректностью информационного обеспечения. Последнее объясняется также необходимостью учета при принятии такого рода управленческих решений большого количества политических, экономических, социальных, юридических и других информационно «наполненных» факторов, формирующих своего рода экономико-институциональную инфраструктуру кластерной организации производства в конкретном регионе.

Большинство исследователей проблем кластеризации национальной экономики отмечают в качестве наиболее важного сдерживающего фактора развития кластерных инициатив наличие разрыва между потенциальными звень-

ями кластера: образования, науки, бизнеса, институтами развития, государственными органами. Отсутствие взаимосвязи научно-исследовательских организаций, институтов с конкретными промышленными предприятиями является серьезной причиной, сдерживающей развитие инновационных кластеров. Поэтому следующим необходимым компонентом управления кластерной инициативой является формирование сети взаимодействий, обеспечивающей минимизацию трансакционных издержек на каждом этапе реализации кластерной инициативы и ее трансформации в кластерный проект. Значимость данного этапа подчеркивает Д. Тис, отмечая, что реализация инновационных проектов предполагает наличие тесных контактов между различными ресурсно-обеспечивающими подсистемами [4]. Именно эффективность взаимодействия субъектов кластерных образований друг с другом, а также с общественными институтами, а не эффективность функционирования каждого элемента в отдельности, определяет результативность кластера, положительный синергетиче-ский эффект кластерного образования. В соответствии с этим данные взаимодействия должны обеспечивать доступ:

а) к современным качественным технологиям осуществления производственно-хозяйственной деятельности;

б) к трудовым ресурсам;

в) к информационным ресурсам

и др.

Реализация этого этапа развития кластерной инициативы обычно основывается на использовании методологии проектного менеджмента, в соответствии с которым целевыми ориентирами является формирование устойчивых связей с интеллектуальными и финансовыми инвесторами. В результате целеориентированных взаимодействий участников кластера формируется его стратегия и разрабатывается пилотный проект.

Еще одним необходимым условием развития кластерных инициатив является привлечение инвестиций для реализации кластерных проектов. В этом аспекте роль органов государственной власти территории преимущественно заключается в создании условий эффективной среды для деятельности участников кластера, активно поощряющих частных инвесторов к финансированию кластерных инициатив. Кроме того, финансирование кластерных инициатив может осуществляться из средств федерального и регионального бюджетов. При этом, в соответствии с концепцией «тройной спирали», представляется важным обеспечить приоритетную государственную поддержку тех инициатив, которые предполагают активное взаимодействие науки, бизнеса и государства. Среди возможных направлений, стимулирующих приток инвестиций в кластерные проекты региона, можно выделить следующие:

• реализация программ государственно-частного партнерства;

• формирование особых экономических зон на территории региона;

• применение налоговых механизмов (льготы, преференции) для участников кластера.

Формирование кластерных структур требует принципиальных изменений в практике организации и ведения бизнеса, что касается, в первую очередь, распределения рисков инвестирования. Достаточно большое количество входящих в структуру кластера хозяйствующих структур, имеющих разнообразный спектр деятельности, порождает трудности при учете и оценке данных рисков как для кластера в целом, так и отдельно для каждого его субъекта. Реализация кластерных инициатив сопровождается рисками, которые могут привести к тому, что инициатива остановится на уровне декларирования целей. Как правило, в научной литературе выделяют риски, обусловленные:

- недостаточно развитой сетью взаимодействий, пренебрежением внешними связями, что определяется как эффект замкнутости;

- снижением уровня конкуренции в результате интегрирования хозяйствующих субъектов и налаживания партнерских отношений;

- уязвимостью хозяйствующих субъектов входящих в кластер, их зависимость от деятельности головного предприятия;

- проявлением синдрома самодостаточности, когда кластер не в состоянии распознать новые тенденции или изменения внешней среды [5].

Как справедливо отмечает В.А. Наумов, создание кластерного образования не является инвестиционным проектом в традиционном смысле [6]. Кроме того, кластер, как правило, ориентирован на реализацию инновационных проектов, что предполагает использование соответствующих методологических подходов, раскрывающих особенности инвестиционных рисков. В настоящее время риски инвестирования кластерных инициатив в основном несет венчурный сектор. Остальные инвесторы (банковская сфера, фонды, корпоративные структуры и т.п.) подключаются к финансированию кластера тогда, когда он уже сформирован и осуществляет развитие новых технологий, создание новых предприятий и т.п. В связи с этим возрастает роль региональных и муниципальных органов власти. Учитывая, что наибольшая потребность в финансовых ресурсах существует на начальных стадиях развития кластера, для привлечения участия финансово-кредитных учреждений в кластерных инициативах властные структуры могут взять на себя следующие функции: разработка системы гарантий и компенсаций процентных ставок по кредитам, предоставляемым компаниям-инициаторам кластера; расширение сферы использования механизмов государственно-

частного партнерства в качестве обязательного условия финансирования кластерного проекта и др.

В современных экономических условиях, характеризующихся процессами глобализации национальной экономики, задачи обеспечения конкурентоспособности отечественного бизнеса обусловливают необходимость стратегической направленности процессов кластерообразования на реализацию инновационных проектов. Г. П. Беляков и Э. В. Степанова подчеркивают, что для инновационного развития территорий является более предпочтительной именно кластерная модель, поскольку она обладает следующими преимуществами:

- обеспечение концентрации разрозненного промышленного и научно-технического потенциала на основных направлениях стратегического развития кластера;

- оптимизация затрат на НИОКР за счет единой направленности производственной и товарной стратегии кластера;

- создание условий для государственного регулирования, путем привлечения государственных средств;

- привлечение инвестиций к финансированию коммерчески эффективных НИОКР и создания на этой базе производств;

- использование франчайзинго-вых отношений, аутсорсинга, субконтрактных отношений между участниками кластера [7].

Таким образом, процесс принятия решения, связанного с определением наиболее эффективного варианта инновационной активности кластерной компании, условно представлен в виде совокупности пяти взаимосвязанных этапов, в совокупности формирующих условия для эффективной реализации инновационно ориентированной кластерной инициативы в системе региональной экономики. Автоматизация каждого этапа с

применением современных информационных технологий позволяет существенно повысить качество процесса принятия решений, направленных на формирование эффективной и продуктивной структуры регионального кластера.

Библиографический список

1. Клейнер, Г. Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории [Электронный ресурс] / Г. Б. Клейнер, Р. М. Качалов, Н. Б. Нагрудная // Отраслевые рынки. — 2008. — № 5-6 (18). — Режим доступа : http://www.kleiner.ru/arpab/klaster.html.

2. Методические материалы по разработке программы развития инновационного территориального кластера [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.economy.gov.ru/minec/ асйуку^есйо^/тпоуайо^/роШю/ёос20 120319_001?presentationtemplate=docHT MLTemplate3&presentationtemplateid=58e.

3. Михеев, А. А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки [Текст] / А. А. Михеев // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 3.

4. Чезборо, Г. У. Организационные формы инноваций: когда виртуальная корпорация эффективна? [Текст] / Г. У. Чезборо, Д. Дж. Тис // Российский журнал менеджмента. — 2003. — № 1.

5. Шим, Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат [Текст] / Дж. Шим, Дж. Сигел. — М. : Филинъ, 2000.

6. Наумов, В. А. Экономическая эффективность формирования кластера в нефтегазовом регионе [Электронный ресурс] / В. А. Наумов // Нефтегазовое дело. — Режим доступа : http://www.ogbus.ru.

7. Беляков, Г. П. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике [Электронный ресурс] / Г. П. Беляков, Э. В. Степанова // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 4 (40). — Режим доступа : http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3777.

Bibliographie list

1. Kleiner, G. B. Synthesis of Cluster Strategies Based on System-Integration Theory [Electronic resource] / G. B. Kleiner, R. M. Katchalov, N. B. Nagrudnaya // Branch Markets. — 2008. — № 5-6 (18). — Mode of access: http://www.kleiner.ru/arpab/klaster.html.

2. Methodological Materials for Innovative Development Program Territorial Cluster [Electronic resource], — Mode of access : http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/secti ons/innovati ons/politic/doc2012 0319 001 ?presentationtemplate=docHTML Template3&presentationtemplateid=58e.

3. Mikheev, A. A. Development of Clusters in Regional Economic Systems: Advantages, Problems and Support [Text] // Problems of the Modern Economy. — 2008. — №3.

4. Chezboro, G. U. Organizational Forms of Innovation: When the Virtual Corporation Effective? [Text] / G. U. Chezboro, D. J. Teece // Russian Management Journal. — 2003. — № 1.

5. Shim, J. Methods of Cost Management and Cost Analysis [Text] / J. Shim, J. Siegel. — M. : Philin, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Naumov, V. A. Economic Efficiency of Cluster Formation in the Oil and Gas Region [Electronic resource] / V. A. Naumov // Oil and Gas Business. — Mode of access : http://www.ogbus.ru.

7. Belyakov, G. P. Problems of Modernization and Transition to an Innovative Economy [Electronic resource] / G. P. Belyakov, E. V. Staphanova // Problems of the Modern Economy. — 2011. — № 4 (40). — Mode of access : http://www.m-economy .ru/art.php?nArtId=3 777.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.