Научная статья на тему 'Финансирование кластерных проектов: потенциал негосударственных финансовых ресурсов территории'

Финансирование кластерных проектов: потенциал негосударственных финансовых ресурсов территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОМАСШТАБНЫХ УЧАСТНИКОВ КЛАСТЕРА / SOURCES OF FUNDING / CLUSTER INITIATIVES / NON-STATE FUNDING / THE FORMS OF INTERACTION OF DIFFERENT SCALES OF CLUSTER MEMBERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каплина А. В.

В статье «Финансирование кластерных проектов: потенциал негосударственных финансовых ресурсов территории» рассматриваются возможности и конкретные формы финансовой поддержки кластерных инициатив из негосударственных источников и предлагается алгоритм принятия решения о финансировании проекта создания кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article Funding cluster projects: the potential of non-financial resources of the area considers the opportunities and specific forms of financial support cluster initiatives from non-governmental sources and proposes an algorithm for deciding on the financing of the project to create the cluster.

Текст научной работы на тему «Финансирование кластерных проектов: потенциал негосударственных финансовых ресурсов территории»

Каплина А.В.

кандидат экономических наук, доцент, докторант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

E-mail: [email protected].

ФИНАНСИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНЫХ ПРОЕКТОВ: ПОТЕНЦИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ТЕРРИТОРИИ

В статье «Финансирование кластерных проектов: потенциал

негосударственных финансовых ресурсов территории» рассматриваются возможности и конкретные формы финансовой поддержки кластерных инициатив из негосударственных источников и предлагается алгоритм принятия решения о финансировании проекта создания кластера.

Ключевые слова: источники финансирования; кластерные инициативы; негосударственное финансирование; формы взаимодействия разномасштабных участников кластера.

Как показывает накопленный опыт кластеризации в нашей стране, в настоящее время вовлечение частного бизнеса в финансирование кластерных инициатив в регионах обеспечивается регулирующим воздействием органов государственной власти, направленным на формирование благоприятных условий функционирования кластера, и проявляется в следующем:

снижение издержек производства посредством установления льготного налогового режима,

снижение налогооблагаемой базы;

стимулирование сбыта продукции кластера, в том числе через систему государственного заказа;

развитие специальной инфраструктуры, проведение мероприятий, обеспечивающих деловое сотрудничество и развитие партнерских отношений;

создание институциональных условий для привлечения иностранных инвесторов к финансированию кластерных проектов [1].

Тем не менее анализ уровня инновационной активности предприятий и организаций в российских регионах остается довольно низким. Несмотря на реализуемую кластерную политику, практически во всех субъектах с 2002 года наблюдается снижение удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Исключение составляет Поволжский федеральный округ с положительной динамикой данного показателя (доля инновационно активных предприятий увеличилась с 10,1% в 2000 году до 12,3%), а также Дальневосточный федеральный округ, где рост доли инновационно активных предприятий вырос с 6,3% в 2000 году до 8,6%. В Северо-Западном федеральном округе положительная динамика данного показателя наблюдалась до 2006 года. Несколько улучшилась ситуация в Уральском федеральном округе, где с 2008 года наметилась положительная тенденция в повышении инновационной активности предприятий (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика инновационной активности организаций в регионах Российской Федерации1

Безусловно, процессы кластеризации будут способствовать повышению эффективности деятельности предприятий региона и снижению доли убыточных организаций. Для многих предприятий именно функционирование в структуре кластера позволит обеспечить их выживаемость за счет модернизации устаревших фондов. Однако формирование кластера только на основе использования финансового потенциала малого и среднего бизнеса не представляется рациональным, поскольку инновационная направленность кластерных образований предполагает крупные капиталовложения, которыми малый и средний бизнес не располагает. В связи с этим ключевым фактором, обеспечивающим формирование высокоэффективных кластеров, является наличие в его структуре инвестиционного лидера, в роли которого может выступать крупный бизнес. В этом случае средние и малые фирмы, находящиеся в структуре кластера, будут проявлять большую инновационную активность по сравнению с самостоятельным функционированием, что обусловлено в определенной мере постоянным давлением со стороны ядра кластера. Кроме того, малый бизнес получает импульс к инновационному развитию в процессе обслуживания крупного производства, используя его технологии, оборудование, комплектующие [2]. Таким образом, ядро кластера, представленное крупными предприятиями, позволяет сформировать стержень кластера, определяя инновационную стратегию его развития, включая взаимодействие с научно-исследовательскими организациями. Например, типичный японский кластер предполагает наличие связей между ядром кластера (крупным предприятием) и небольшими фирмами в форме отношений субподряда [3].

1 Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011.

Как правило, применяемые в регионах финансовые механизмы определяют экономическую заинтересованность предприятий к созданию кластерных структур, обусловленную наличием следующих факторов:

ограниченность собственных ресурсов, которые могут быть направлены на модернизацию и инновационное развитие производственной деятельности;

возможность снижения рисков предпринимательской деятельности в результате их распределения между участниками кластера;

перспективы привлечения дополнительных инвестиций в бизнес; снижение издержек за счет расширения масштабов производства и в результате эффекта специализации (экономия, возникающая в результате неделимости производства и технологической экономии при сосредоточении материальных и трудовых ресурсов на конкретном виде деятельности);

возможности повышения стабильности и развития хозяйственной деятельности.

С одной стороны, убыточные предприятия и предприятия с низкими показателями финансовой эффективности не представляют интереса для крупного бизнеса в качестве потенциального партнера в структуре кластера в силу следующих причин:

отсутствие гарантий получения постоянных положительных денежных потоков;

нежелание брать на себя дополнительные риски функционирования; отсутствие экономических стимулов к интеграции в рамках кластера с малоэффективным и неэффективным бизнесом.

Одновременно определенные предпосылки к интеграции крупного бизнеса с малым, даже при невысокой его эффективности, существуют. В частности, речь идет о низкой стоимости факторов производства, позволяющей приобретать продукцию малых предприятий на выгодных условиях, возможности расширения рынков сбыта, апробирования новых

технологий и др. Причем эффективность данной интеграции во многом определяется интенсивностью связей между бизнес-структурами, включая возможность доступа малых предприятий к нематериальным активам (патентам, лицензиям и т.п.) крупных компаний, наличие долговременных контрактов взаимодействия и т.д.

В структуре затрат на развитие кластерной инициативы можно выделить затраты на создание кластера (обеспечение организационных взаимодействий, координация деятельности, разработка и согласование необходимой документации и т.п.), затраты на развитие инфраструктуры кластера и поддержание ее функционирования и затраты на реализацию конкретного проекта кластера. При этом отличительной особенностью данных вложений является то, что их цель заключается не в максимизации прибыли, а в увеличении стоимости кластерной структуры посредством создания и развития конкурентного высокотехнологичного бизнеса.

Источниками финансирования кластерных инициатив на уровне предприятия являются:

собственные средства, к которым относится прибыль и амортизационные отчисления;

привлеченные средства, полученные от продажи акций, целевые поступления;

заемные средства.

Как правило, собственных средств предприятия является недостаточно для реализации кластерной инициативы. Анализ структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал свидетельствует о том, что для регионов, отличающихся невысокими показателями социально-экономического развития, основным источником является привлеченные средства коммерческих банков, а также бюджетные средства (рис. 2).

Ростовская область Волгоградская область Астраханская область

■ Собственные средства

Краснодарский край

■ Привлеченные средства

Республика Калмыкия Адыгея

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рисунок 2. Структура источников финансирования инвестиций в

л

основные фонды в регионах ЮФО

Так, по данным Госкомстата, в 2010 году в ЮФО только в Волгоградской области собственные средства в структуре источников инвестиций занимают более 50%, в то время как, например, в Республике Адыгея и Астраханской области доля собственный средств не достигает 20%.

Как отмечают Е.Б. Ленчук и Г.А. Власкин, вхождение в кластер способствует росту внимания к предприятию со стороны финансовых агентств [4]. Однако представляется целесообразным обратить внимание на наличие проблемы привлечения заемных источников для финансирования первого этапа реализации кластерных инициатив, обусловленной тем, что в отличие от инвестиционных проектов модернизации, имеющих определенную предысторию, реализация инновационного кластерного проекта начинается с нуля, при этом предполагая значительные денежные средства при высоком уровне финансового риска. Целевое финансирование со стороны государства также ориентировано на поддержку развития зрелых кластеров, доказавших свою состоятельность. С этой точки зрения сразу же возникает лимитирующий фактор реализации кластерной политики, связанный с проблемой недостаточности финансовых ресурсов в масштабах

2 Составлено по данным: Инвестиции в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011.

отдельного предприятия как для осуществления кластерной инициативы, так и для эффективной реализации целей инновационно и социально ориентированного кластера.

Привлечение средств коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений для финансирования кластерных инициатив осложняется тем, что они осуществляют проектное финансирование, то есть предполагается, что инвестиции будут направлены на реализацию некоторого проекта, имеющего целью получение определенных доходов. Особенностью финансовой поддержки кластерных инициатив является то, что данные инвестиции не являются реальными и не могут быть рассмотрены как инвестиционный кредит, поскольку их цель - информационно-организационная поддержка процессов кластерообразования. С точки зрения инвестора, данные инвестиции являются наиболее рискованными, поскольку очень затруднительно определить жизнеспособность кластерной инициативы и рассчитать ее коммерческую значимость. Следовательно, банк не имеет экономических стимулов к так называемому «достартовому финансированию».

Анализ исследований, посвященных данной проблематике, позволяет сделать вывод о том, что интеграция разномасштабных субъектов бизнеса обеспечивает создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на цели модернизации и инновационного развития. Поскольку вопросы выбора наиболее рациональной формы взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса в структуре кластера являются достаточно изученными в современной экономической литературе, автором не ставится задача проведения глубокого анализа преимуществ и недостатков, а также сферы применения отдельных форм. Обратим внимание на большую их вариативность и возможность применения при определении источников финансирования мероприятий, связанных с формированием и развитием деятельности кластера. Наиболее часто встречаются следующие формы взаимодействия, отражающие формальные связи и отношения, возникающие

в рамках кластерной модели сотрудничества и формирующие сферу реализации инновационных идей на базе отношений кооперации и специализации:

субконтрактинг - учитывая, что предприятия, входящие в структуру кластера, представляют собой часть общей предпринимательской сети, предполагается возможность налаживания горизонтального сотрудничества с субподрядчиками на основе общности применяемых технологий. Одним из важнейших результатов такого взаимодействия хозяйствующих субъектов является снижение трансакционных издержек и увеличение экстернального эффекта;

аутсорсинг - предполагает передачу части операций с небольшой добавленной стоимостью крупной компанией фирмам-субподрядчикам, что способствует делокализации деятельности и создает преимущества кластеру в том случае, когда производство продукции осуществляется в регионах с более дешевой и относительно квалифицированной рабочей силой;

франчайзинг - преимущество данной формы взаимодействия заключается в возможности совместить финансовый капитал и нематериальные активы крупных компаний с предпринимательской инициативой малого бизнеса. Кроме того, франчайзинг обеспечивает стимулирование процессов диффузии инноваций от центров роста на периферию в сочетании со снижением величины инвестиционных рисков;

лизинг - несмотря на возможность снизить налоговую нагрузку предприятия при приобретении основных средств в форме лизинга, в настоящее время лизинг не получил большого распространения в регионах России. Так, по показателю общей стоимости договоров финансового лизинга в 2010 году 85% приходится на Центральный федеральный округ, причем 91,6% в округе приходится на долю г. Москвы (рис. 3);

ГКФП Плл УФП ГФП ЛФП

Рисунок 3. Доля субъектов РФ по показателю общей стоимости

-5

договоров финансового лизинга

стратегические альянсы - форма взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках кластерного образования, ориентированная на достижение долгосрочных коммерческих целей в результате объединения стратегических ресурсов независимых компаний. Поскольку стратегические альянсы формируются не по географическому принципу, то их можно рассматривать как кластеры межрегионального значения, создаваемые для получения конкурентных преимуществ на основе осуществления инноваций;

факторинг - позволяет финансировать оборотный капитал предприятия, а также обеспечить покрытие кредитного, инфляционного и других рисков. Использование договора факторинга в рамках взаимодействия субъектов кластера позволяет на основе ускорения оборота капитала повысить долю его производительной части, а следовательно, способствует увеличению доходности;

льготное кредитование. В силу объективных условий финансовые потоки малых предприятий отличаются нестабильностью, что затрудняет возможности получения ими кредита. Вступление в партнерские отношения при функционировании предприятий в рамках кластера позволяет им

3 Составлено по данным: Инвестиции в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011.

применять механизмы взаимного кредитования на льготных условиях. Именно формирование культуры взаимного доверия и взаимопонимания является одним из важнейших результатов взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках кластера [5]. В целом можно сказать о том, что практика предоставления кредитов предприятиями является достаточно развитой;

венчурное финансирование, представленное формальными (фонды венчурного капитала, специальные подразделения коммерческих банков, государственные инвестиционные программы) и неформальными («бизнес-ангелы») секторами. В финансировании кластерных инициатив преобладающую роль играет неформальный сектор, в то время как формальный проявляет свою активность на стадии реализации проектов модернизации и инновационного развития уже положительно зарекомендовавших себя компаний. При формировании кластера особое значение может иметь создание внутреннего венчура, основной задачей которого будет финансирование инновационных разработок. Принимая во внимание то, что в структуру кластера могут входить научно -исследовательские институты, значимость венчурного финансирования проектов инновационного развития еще более увеличивается. В этой связи представляется целесообразным формирование внутреннего венчурного пространства со специально разработанными критериями финансирования на конкурсной основе инновационных разработок, что позволит обеспечить интеграцию ресурсов кластера в направлении создания и реализации эффективных научно-исследовательских проектов. Поскольку в настоящее время объектами венчурного инвестирования являются преимущественно крупные компании, а также совместные предприятия, где в качестве соинвестора выступают иностранные партнеры, то развитие венчурного предпринимательства является одной из основных проблем реализации кластерной политики. Как отмечает исполнительный директор Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования А. Никконен, фонды

инвестируют проекты от 30 млн руб., венчурные фонды - от 1 до 10 млн руб., в то время как проекты до 1 млн руб. инвестировать некому.

В последнее время в ресурсном обеспечении процесса развития кластерных инициатив набирают вес деловые сообщества в форме некоммерческих организаций. Их роль проявляется прежде всего в том, что они становятся субъектом права для инициирования законодательных реформ по поддержке кластеров, для регулирования взаимосвязей по привлечению инвестиций (в том числе зарубежных) в развитие кластеров, установлении и расширении межрегиональных и международных торгово-экономических связей. Так, инициатором формирования кластера, как показывает зарубежный опыт, могут выступать промышленные ассоциации. Подчеркивая роль ассоциаций в реализации кластерной политики, Г.А. Яшева отмечает, что они способствуют повышению конкурентоспособности кластера за счет углубления связей между его субъектами, а также укрепления взаимодействия с местными органами управления и правительством страны по вопросам совершенствования законодательства, оказывают помощь в разработке

национальной/региональной стратегии конкурентоспособности посредством предоставления информации об уровне конкуренции, требованиях покупателей, новых рыночных возможностях и др.[6]

Таким образом, успешное финансирование процессов развития кластерных инициатив со стороны негосударственного сектора экономики включает решение следующих вопросов:

определение состава и структуры участников кластера; выбор формы взаимодействия субъектов в рамках кластера; определение величины затрат, обусловленных формированием кластера для каждого участника кластера;

оценка возможности получения доступа к различным источникам получения финансовых ресурсов, включая бюджетные;

определение источника(ов) покрытия затрат, связанных с формированием кластера, включая затраты на технологическое перевооружение и обновление производственной деятельности;

финансирование кластерной инициативы, мониторинг и оценка эффективности использования финансовых ресурсов.

В общем виде алгоритм принятия решения о финансировании кластерной инициативы представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. Схема принятия решения о финансировании кластерной инициативы

Как показывает анализ, формы вовлечения финансового потенциала негосударственного сектора экономики в развитие кластерных инициатив достаточно разнообразны. Существенную роль в повышении эффективности реализации данного потенциала играет их комплексное использование в рамках единой стратегии, что позволит обеспечить получение мультипликативного и синергетического эффектов при концентрации ресурсов в направлении инновационного развития. Однако в условиях институциональных ограничений, обусловленных отсутствием исторических условий развития кластеров, национальный бизнес испытывает дефицит собственных средств для финансирования инновационных разработок. В наиболее затруднительном положении находится российский малый бизнес, потенциал которого для реализации кластерных инициатив является недостаточным в силу невысоких показателей развития.

В то же время вовлечение потенциала малого бизнеса в структуру региональных кластеров позволяет обеспечить не только формирование его конкурентных преимуществ и инновационно ориентированной траектории развития в результате доступа к нематериальным активам крупного бизнеса, но и повышение финансового потенциала региона в целом. Соответственно, для возмещения пробелов в системе финансирования кластерных инициатив необходимо как создание специальной инфраструктуры, так и привлечение финансовых ресурсов государства, в том числе в форме государственно-частного партнерства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России // Экономический портал. http://institutiones.com/strategies/1979-klasternyj-podxod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiya-rossii.html.

2. Чернова О.А. Методология и инструментарий формирования инновационно ориентированной стратегии сбалансированного регионального развития. - Таганрог, 2010. - С. 123.

3. Помитов С.А. Опыт создания кластерных структур // Информационный сайт по экономике. - EKportal. - htth://ekportal.ru/page-id-1910.html/

4. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран // Экономический портал. -http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_174.html.

5. Abdelkader Sid Ahmed The Arab world: The role of regional production systems in catch-up and convergence// Development on the Ground. Clusters, Networks and Regions in Emerging Economies. Edited by Allen J. Scott and Gioacchino Garofoli (edt). - Routledge, 2007. - С. 65.

6. Яшева Г.А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования // Госуправление в XXI веке: традиции и инновации. - М.: МГУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.