Научная статья на тему 'Финансовая система: жизнь после кризиса'

Финансовая система: жизнь после кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ / РЕФИНАНСИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / ЦЕНТРОБАНК / ТОРМОЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / FINANCIAL CRISIS / BANKING SECTOR / SUBSIDIARY RESPONSIBILITY AND LIABILITY OF MANAGEMENT / BANKING SYSTEM REFINANCE / CENTRAL BANK / ECONOMIC SLOWDOWN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жарковская Елена Павловна

В статье рассмотрены ситуация в банковском секторе после кризиса 2008-2009 гг. и меры органов законодательной власти Российской Федерации и Банка России по видам изменений в действующем законодательстве с целью регулирования банковской системы для недопущения в перспективе кризисных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial system: post-crisis life

The article considers the situation in the banking sector after the 2008-2009 crisis and measures taken by the Russian Federation legislative authorities and the Bank of Russia concerning types of applicable legislation amendments aimed at regulating the banking system in order to prevent crises in the future.

Текст научной работы на тему «Финансовая система: жизнь после кризиса»

Финансы — стратегия развития

Финансовая система: жизнь после кризиса

Е.П. Жарковская

В статье рассмотрены ситуация в банковском секторе после кризиса 2008-2009 гг. и меры органов законодательной власти Российской Федерации и Банка России по видам изменений в действующем законодательстве с целью регулирования банковской системы для недопущения в перспективе кризисных ситуаций.

Ключевые слова: финансовый кризис, банковский сектор, субсидиарная ответственность руководителей, рефинансирование банковской системы, Центробанк, торможение экономики.

В результате финансового кризиса 2008-2009 гг. стало очевидно, что риски финансовой системы в целом не могут быть устранены посредством совокупности традиционных мер макроэкономической политики и пруденциальных мер, направленных на отдельные финансовые институты. Реализация экстренных мер денежно-кредитной политики и существенные бюджетные расходы на спасение финансовой системы обусловили необходимость реформирования финансового регулирования посредством расширения регулятивного периметра, ужесточения регулирования и надзора, а также введения макропруденциальных мер. На национальном уровне страны стали модернизировать системы финансового надзора и регулирования.

В 2009 г. российский банковский сектор функционировал в условиях глобального кризиса, продолжающего оказывать негативное влияние на динамику производства, финансовое состояние в большинстве отраслей экономики, безработицу, бизнес кредитных организаций и динамику основных показателей их деятельности. Одновременно основными характеристиками коммерческой деятельности кредитных организаций стали рост консерватизма при выдаче новых кредитов и значительные отчисления в резервы в связи со снижением качества активов.

На этом фоне резко снизилась рентабельность банковского бизнеса. Кризис обнажил и ряд серьезных внутренних проблем, преодоление которых позволяет быстрее вернуться к «стандартному» режиму функционирования банков. Основными среди этих проблем являются: неудовлетворительное в значительном числе случаев состояние корпоративного управления банками и, как следствие, слабые системы управления рисками. Это проявлялось в том числе в:

• гипертрофированной ориентации деятельности банка на обслуживание бизнеса владельца (владельцев) кредитной организации;

• неоправданно агрессивной коммерческой политике менеджмента и владельцев в погоне за прибылью либо за увеличением долей рынка в ущерб финансовой устойчивости кредитной организации;

• низкой диверсификации (повышенная концентрация) рисков на объекты инвестиций, эмитентов ценных бумаг, экономически связанных заемщиков, отдельные отрасли (подотрасли), сегменты рынка (строительство, оптово-розничная торговля, фондовый рынок), зачастую в обход действующих нормативных требований и рекомендаций Банка России по ограничению рисков;

• масштабном использовании банками манипулятивных схем, приводивших к существенной недостоверности учета и отчетности, в целях сокрытия реальной ситуации с уровнем рисков, т.е. непрозрачности деятельности для банковского надзора;

• недостаточном уровне ответственности владельцев и топ-менеджеров за принимаемые решения, транспорентность деятельности и качество информации о финансовом состоянии банков.

С 2009 г. постепенно стали намечаться признаки стабилизации в реальном секторе экономики, что привело к замедлению темпов прироста просроченной задолженности.

Посткризисное восстановление экономики во многом зависело от эффективности взаимодействия банков и их клиентов-организаций, а также населения, прежде всего в сфере кредитования с учетом качественного управления рисками.

Органы законодательной власти Российской Федерации совместно с Банком России на основе анализа кризиса и его последствий вносят изменения в действующее законодательство с целью регулирования отношений кредитора и заемщика для достижения разумного компромисса сторон и совершенствования института банкротства, усовершенствования законодательства о залоге в части процедуры принудительного обращения взыскания на предмет залога и его реализации, упрощения процедуры реорганизации банков в форме слияния и присоединения. В сфере работы с ценными бумагами предлагается упростить процедуру регистрации ценных бумаг и усовершенствовать правовые условия секьюритизации активов кредитных организаций и, что особенно важно, повысить прозрачность структуры собственности кредитных организаций.

В целях обеспечения полномочий Банка России, необходимых для повышения качества банковского надзора и регулирования, необходимо создать правовые условия по установлению требований к ответственности и применению мер воздействия к руководящим органам банка в области управления рисками:

• закрепить возможность привлечения к субсидиарной ответственности руководителей, членов совета директоров, учредителей банка и других лиц, имевших право давать обязательные для исполнения указания банку, если банкротство банка возникло в результате действия указанных лиц. Ввести максимальный размер кредитного риска на связанное с банком лицо;

• законодательно закрепить возможности применения действующей системы непосредственного вмешательства государства в деятельность проблемных банков и финансирования мер по предупреждению банкротства кредитных организаций с участием Банка России и государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (ГК АСВ) на постоянной основе с целью сохранения как элемента поддержания системной устойчивости и доверия к банковскому сектору не только в период финансового кризиса, но и при стабильной экономической ситуации;

• предоставить Банку России возможность устанавливать специальный режим применения мер воздействия к кредитным организациям, реализующим планы мер по финансовому оздоровлению частными инвесторами без привлечения средств государства, а также уточнение правовой базы и механизмов оперативной передачи имущества и обязательств проблемных банков в здоровый банк;

• продолжить работу по:

подготовке необходимых условий для внедрения положений документа Базельского комитета по банковскому надзору, ориентированных на современную финансовую практику и экономико-математические методы;

дальнейшему совершенствованию отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями с целью ее транспарентности;

повышению эффективности деятельности Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ).

Именно такие задачи были поставлены перед банковской системой России после рассмотрения результатов кризиса 2008 г. Рассмотрим сегодняшнее состояние банковской системы России.

Портфель кредитов юридическим лицам по итогам 2012 г. вырос на 12,7%, в то время как рост портфеля кредитов физическим лицам составил около 40%. Наряду с этим портфель необеспеченных кредитов увеличился более чем на 50%, что соответственно увеличивает кредитный риск.

Одной из причин такого состояния явилась недооценка рисков при выдаче кредитов. Кредитные организации часто выдают кредиты без достаточной оценки заемщиков, без залогов. Такая ситуация касается не только физических лиц, но и порой юридических с очень большими суммами к взысканию. Однако коммерческие банки считают, что время «аттракциона неслыханной щедрости» прошло. В течение последних нескольких лет банки стали более взвешенно подходить к вопросу выдачи необеспеченных кредитов, особенно на значительные по размеру суммы (более 500 тыс. руб.). Практика крупных беззалоговых кредитов уходит в прошлое и оставляет на этом поле в основном сегмент POS-кредитования.

Существует целый набор параметров, которые используются банками при проверке платежеспособности. Например, при выдаче кредита физическому лицу банки обычно учитывают в своей модели оценки и возможность

потери клиентом работы и даже временной интервал, в течение которого человек сможет найти новую работу по заявленной в анкете специальности. Было бы ошибочно говорить о том, что банки раздают без оглядки огромные суммы направо и налево. Потратить чуть больше ресурсов на оценку риска и предложить клиенту кредит, реально соответствующий его финансовому положению, чтобы потом не тратить время на возврат денег, так считают эксперты банков. В этом состоит и социальная ответственность банка: подробно консультируя клиента и объясняя ему, почему банк не может предоставить ему слишком большой кредит, банк может предостеречь клиента от финансовых проблем в будущем.

Между тем долги россиян перед кредитными организациями, в частности физических лиц, растут. При этом быстрее всего растет просрочка по так называемым пластиковым займам (по данным Национального бюро кредитных историй, НБКИ). За 2012 г. этот показатель увеличился в 4 раза. Так, если в конце 2011 г. просрочка по кредитам составляла всего 17,06%, то к концу 2012 г. этот показатель увеличился до 71,91%. Вместе с тем сократилась просрочка по ипотечным займам - с 50,17 до 36,24%, меньше по автокредитам - с 22,16 до 17,78%, еще меньше по потребительским кредитам - с 31,60 до 31,07%.

Рост долгов граждан РФ перед кредитно-финансовыми учреждениями эксперты главным образом объясняют колоссальной закредитованностью наряду с низкими доходами.

Потребкредитование - это механизм преодоления разрыва между желаемым уровнем жизни населения и его действительными доходами. Его используют многие страны. Тревогу вызывает структура кредитного портфеля. Если в большинстве развитых государств на потребкредитование приходится 20-25% общей задолженности граждан, а все остальное - это ипотека, то в России доля потребительских ссуд занимает более половины кредитного портфеля населения, т.е. люди, по сути, начинают жить в долг.

Второй тревожный момент - это ставки по потребительским кредитам. Они, по нашим наблюдениям, могут быть чрезвычайно высоки. Гражданам, кстати, об этом часто не говорят, обращая их внимание на низкую сумму ежемесячного платежа, или же информацию о комиссиях пишут в договоре мелким шрифтом. В итоге полная стоимость необеспеченного потребкреди-та, т.е. с учетом всех платежей и комиссий, может доходить до 40-50% и выше. Бюджет среднестатистической семьи такой кредитной нагрузки просто не выдерживает.

У банков на Западе норма прибыли в 2 раза ниже, чем у российских, потому и кредиты там дешевле. По данным бюро кредитных историй Equifax, за последние четыре года в России значительно сократилось количество заемщиков, у которых нет кредитной истории. Так, если в 2008 г. таковых было большинство (57%), то к концу 2012 г. их осталось 32%. Более того, специалисты Equifax отмечают, что в нашей стране растет количество заемщиков, за которыми числится больше одного кредита.

Если в 2008 г. средний заемщик обслуживал 1,23 кредита, то на сегодняшний день этот показатель достиг 1,38. При этом средняя долговая нагрузка на россиян выросла с 20 до 70 тыс. руб. Между тем зарплаты за тот же период увеличились всего лишь с 12 до 27 тыс. руб. Подобные темпы роста с учетом незначительных темпов роста доходов населения и ограниченности ресурсной базы банковской системы следует признать критическими и создающими угрозу финансовой стабильности. Чрезвычайно высокие темпы роста потребительского кредитования в РФ, достигшие в 2011-2012 гг. 40-45%, вызывают серьезные опасения в экспертном сообществе.

Свои опасения по поводу бума потребительского кредитования в России неоднократно высказывал и Центробанк. По этой причине регулятором было принято решение ужесточить регулирование этого сегмента. В частности, с 1 марта текущего года Центральный банк в 2 раза повысил ставку резервирования по необеспеченным потребительским кредитам. Раньше по непро-сроченным потребительским кредитам финансовые институты были обязаны резервировать 1% их объема, если же просрочка не превышала 30 дней, то в резерв шло 3%.

Еще одним нововведением для банков станет введение с 1 июля повышенных коэффициентов риска по потребительским кредитам при расчете достаточности капитала финансового института. Так, при эффективных ставках по рублевым ссудам в диапазоне 25-35% годовых коэффициент риска будет равен 1,1, при 35-45% - 1,4, при 45-60% - 1,7, более 60% годовых - 2. ЦБ рассчитывает, что грядущее «закручивание гаек» на рынке потребительского кредитования снизит темпы роста рынка до 30%.

Банки не спешат урегулировать споры с должниками с помощью правовых механизмов, например, процедуры медиации, а прибегают к услугам коллекторов, которые зачастую действуют грубо, прибегая к угрозам. В последнее время вновь участились обращения граждан в Роспотребнадзор с жалобами на противоправные действия со стороны коллекторских агентств, незаконный характер деятельности которых не раз отмечала не только Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, но и Генеральная прокуратура.

Наряду с увеличением объемов потребительского кредитования следует отметить, что Россия может себе позволить повысить объем задолженности населения. Так, в России коэффициент соотношения задолженности населения с уровнем ВВП составляет около 10-12%, тогда как в развивающейся экономике Турции, к примеру, этот показатель составляет 20%, а в Чешской Республике - 30%. В России кредитные карты оформляют менее одного из пяти россиян, а большинство кредитов выдаются на короткие сроки под высокие процентные ставки.

Задача новой индустриализации России совершенно нетривиальна еще и потому, что она потребует решительного преобразования укоренившейся в стране модели устройства денежного хозяйства, политики Центрального банка

и бюджетной политики. Нынешняя конфигурация денежной политики не соответствует задачам, стоящим перед экономикой. Предложение денег сжимается, дефицит ликвидности в банковском секторе становится хроническим. За 9 месяцев 2012 г. денежная масса (агрегат М2) выросла всего на 0,7%. Динамика денежного предложения напоминает кризисный 2009 г., однако тогда сокращались производство и инвестиции, действительно «съеживался» спрос на деньги. В настоящее время наблюдается ситуация искусственного денежного голода, спровоцированная неоправданно жесткой бюджетной политикой.

Проанализируем специфику денежного предложения в стране подробнее.

Как известно, оно формируется активными операциями Центрального банка трех основных типов. Во-первых, это операции с резервными активами; во-вторых - это операции с сектором госуправления и, наконец, - операции по предоставлению ликвидности коммерческим банкам, т.е. рефинансирование банковской системы. Посмотрим, как складывалось денежное предложение в нынешнем году.

За два неполных посткризисных года бюджет вытащил из экономики 3,8 трлн руб. За 10 месяцев 2012 г. вклад операций ЦБ с иностранной валютой в денежное предложение был положительным - прирост резервов составил 21,2 млрд долл., в том числе 7,7 млрд - чистые покупки валюты на внутреннем рынке, что эквивалентно выпуску в обращение 0,6 трлн руб.

Сектор государственного управления выступал по отношению к ЦБ РФ не как заемщик, а как кредитор. Так, за 10 месяцев 2012 г. профицит федерального бюджета составил 717 млрд руб., но средства, отложенные на банковские счета правительства, выросли гораздо больше из-за дополнительно привлеченных займов на внутреннем и внешнем рынках. По оценкам ЦСИ ИЭП им. Е.Т. Гайдара, увеличение остатков только по счетам федеральных органов власти в Банке России составило с начала года более 2 трлн руб. С учетом средств субъектов РФ объем средств госорганов в Банке России увеличился за 10 месяцев на 2,6 трлн, а за неполные 2 последних года эта величина возрастает до 3,8 трлн руб. Эта астрономическая сумма (вся денежная масса России - 24,5 трлн руб.) была выведена из текущего экономического оборота. Наша бюджетная система не участвует в формировании денежного предложения.

В Америке картина полностью противоположная. Основной канал эмиссии ФРС - покупки облигаций собственного правительства, облигаций федеральных агентств, а также разнообразных облигаций, обеспеченных активами, включая ипотечные. США не боятся монетизировать госдолг, а мы боимся.

Для компенсации оттока денег на счета органов государственного управления Банку России приходится наращивать рефинансирование банковской системы. За 10 месяцев 2012 г. требования Банка России к кредитным организациям увеличились на 1,4 трлн руб. Тем не менее суммарное изменение резервных денег по итогам 10 месяцев 2012 г. все равно вышло отрицательным (!)- широкая денежная база сократилась на 0,6 трлн руб. (6,9%).

Странно, что в ситуации рукотворного дефицита ликвидности экономика вообще умудряется расти, пусть нынешними, крайне скромными темпами. Даже с учетом традиционного всплеска бюджетных расходов в конце года трудно предположить, что все 2,6 трлн руб. уйдут за пару месяцев на счета бюджетополучателей. Скорее, правительство в очередной раз пополнит резервный фонд.

Пример абсурдности нынешней модели бюджетной политики дает 2011 г. По его итогам профицит федерального бюджета составил 431 млрд руб. Одновременно Минфин занял на внутреннем и внешнем рынках (за вычетом погашений) 987 млрд руб. Куда же пошли эти внушительные средства? 1 трлн 93 млрд руб. составил прирост прочих счетов Минфина в ЦБ, который в начале 2012 г. перекочевал в резервный фонд, и 402 млрд руб. составил прирост депозитов Минфина в коммерческих банках.

Итак, мы одной рукой убираем деньги из экономики (расходуем не все доходы и еще занимаем), а другой - точечно и платно вбрасываем их, борясь с дефицитом ликвидности. А все «излишки» направляем в резервный фонд, средства которого размещаются на счета в первоклассные западные банки и вкладываются в облигации казначейства США со средней доходностью 2,66% годовых в долларах США, тогда как рыночные займы, привлекаемые Минфином для формирования резервного фонда, обходятся ему в 7-8% годовых в рублях и в 3,25-5,63% - в долларах. И при этом российский Минфин гордится своей работой и заручается поддержкой руководства страны для ее продолжения.

Нехватка денег в экономике в значительной степени объясняет их дороговизну. Есть и отягчающие обстоятельства. В своей процентной политике Банк России ориентируется преимущественно на темпы инфляции. Задачи поддержания экономического роста и занятости являются побочными. Большинство центробанков стран 07 удерживают сегодня свои базовые ставки на уровне ниже инфляции, Банк России - наоборот, существенно выше.

Высокая стоимость привлечения ресурсов банками у ЦБ и на рынке, а также завышенная маржа определяют крайне высокий уровень процентных ставок по кредитам конечным заемщикам. По состоянию на конец 2012 г. диапазон ставок по корпоративным кредитам лучшим заемщикам из числа крупнейших составляет 9-14% годовых. Для компаний малого и среднего бизнеса характерный диапазон ставок - 18-22%. В ряде регионов страны некоторые банки предлагают ресурсы компаниям сектора МСБ по цене выше 30% годовых. Для сравнения: средняя ставка по кредитам МСБ в еврозоне (до 1 млн евро, срок до 1 года) в сентябре составляла 3,66% при уровне инфляции 2,6%.

Выход на рынок облигационных заимствований не является рабочей альтернативой дорогим банковским кредитам. Требования к эмитенту и процедура листинга фактически закрывают этот инструмент для малых и многих

средних компаний. Стоимость привлечения внешнего финансирования через выпуск бондов также существенно выше инфляции, а уровень реальной (с поправкой на инфляцию) процентной ставки по таким займам гораздо выше, чем в США. Реальная стоимость обслуживания займов для нефинансовых компаний в России существенно выше, чем в США (% годовых).

По совокупности всех обстоятельств уровень монетизации экономики России сегодня в два раза ниже, чем в еврозоне, втрое ниже, чем в Англии, и почти впятеро, чем в Японии. Основная задача, стоящая перед финансовым рынком, - расширить денежное предложение и насытить хозяйство длинными деньгами.

Длина денег в экономике сильно зависит от того, под инструменты какой длины они выпускаются сначала Центральным банком, а потом мультиплицируются коммерческими банками. Наш финансовый рынок испытывает колоссальный дефицит долговых ценных бумаг с длинным циклом жизни, т.е. облигаций, обеспеченных проектами или активами, - муниципальных, инфраструктурных, ипотечных. Если в США на рынке обращается обеспеченных активами облигаций на сумму, эквивалентную по номиналу 66% ВВП, то у нас - лишь на мизерные 0,2% ВВП. Столь же фантастический разрыв по емкости рынков субфедеральных облигаций - соответственно 24 и 0,6% ВВП. В Германии, стране с банкоцентричной финансовой системой, рынок ценных бумаг исторически менее развит, чем в США. Но даже здесь сектор банковских облигаций, обеспеченных ипотекой (НурМкекеп-р/апМпе/е), составляет 149 млрд евро, или 5,7% ВВП.

Расширяя рынки таких облигаций, мы сможем создать фундамент для преодоления дефицита длинных денег в экономике. Ведущими покупателями и маркетмейкерами новых сегментов облигационного рынка должны стать госбанки и институты развития.

Если в ближайшие годы государство в десятки раз не увеличит финансирование реального сектора, то с мечтой о новой индустриализации можно будет распрощаться навсегда.

В настоящее время Банк России пошел на смягчение денежно-кредитной политики в ситуации чрезвычайной неопределенности, дальнейшее снижение ставок возможно только в случае устойчивого замедления инфляции и после анализа других макроэкономических показателей. Необходимо четко выяснить, какие монетарные или структурные причины объясняют торможения экономики. Глава Центробанка сказал на съезде Ассоциации российских банков, что серьезно обеспокоен замедлением экономического роста, причинами затухания которого назвал плохую инфраструктуру, демографию, падение спроса на российские товары.

При принятии решения о ставках регулятор учитывает и влияние на валютный рынок. В настоящее время Центральный банк допустил некоторое ослабление рубля относительно валютной корзины. Экономисты восприняли снижение ставок по длинным кредитам ЦБ как переход к смягчению денеж-

но-кредитной политики, полагая, что регулятор может понизить ключевые ставки уже в мае из-за падения роста экономики.

В итоге современное состояние экономики в России находится в застойном периоде, уменьшилась производительность трудовых ресурсов. В таких трудных условиях наша страна особо нуждается в развитии экономики. Решить эту проблему можно только за счет промышленного сектора, на котором основано современное состояние экономики в России и который мы на сегодняшний день практически потеряли. Только развитие индустриального сектора способно обеспечить качественный и быстрый рост экономики в стране, ведь промышленность обеспечит высокие темпы прироста производительности труда. Кроме того, развитие промышленности положительно повлияет и на другие секторы и отрасли.

Литература

1. Банковское дело в Москве // http://www.bdm.ru

2. Сайт Центрального банка РФ // http://www.cbr.ru

3. Газета. Финансы // http://www.gazeta.ru/financial

4. Интернет-Финансы // http://www.ifin.ru

5. Банки и деловой мир // http://www.bdm.ru

6. http://www.comprice.ru

7. http://www.profile.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.