БАНКОВСКОЕ ДЕЛО Юдина И.Н.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», Финансовый университет при Правительстве РФ, Барнаульский филиал E-mail: ijudina@yandex.ru
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ: РАЗВИТИЕ ОТ КРИЗИСА ДО КРИЗИСА
В работе представлен аналитический обзор развития банковской системы России за период с 2008 г. и по настоящее время. За этот период она испытала два кризиса в 2008-2009 гг. и последний кризис в 2014-2015 гг. Проанализированы ключевые показатели состояния банковской системы в кризисные периоды и в период восстановления, а также остающиеся уязвимые места в настоящее время, которые мешают ей быстро восстановиться и представляют риск ее дальнейшего ослабления. Анализ проведен по таким ключевым показателям, как темпы роста активов, собственного капитала, качество кредитного портфеля и финансовые результаты.
Ключевые слова: банковская система, банковский кризис, финансовый результат банков, санация банков, докапи-тализация.
Yudina I.N.
BANK SYSTEM OF RUSSIA: DEVELOPMENT FROM CRISIS TO CRISIS
This paper provides an analytical review of the development of Russia's banking system since 2008. During this period it encountered two crises in 2008-2009 and the latest crisis in 2014-2015. The analysis focuses on the key indicators of the state of the banking system during the crises' period and the period of its recovery, and also the remaining critical areas, which hinder its rapid development and can possibly add to its further slackening. The analysis was based on
key indicators such as the growth rates of assets and net worth, loan-portfolio quality and financial results.
Keywords: bank system, bank crisis, financial result of banks, sanitation of banks, recapitalization.
На рисунке 1 представлена динамика ключевых показателей развития банковского сектора РФ за период с 2008 г. по 2015 г. включительно. По ней четко выявляются два цикла: цикл сжатия (т.е. замедления темпов роста) и цикл расширения (ускорение темпов роста). Первая значительная рецессия в экономике за этот период случилась в 2008-2009 гг. Считается, что это была вторая волна мирового финансового кризиса, который начался в США с ипотечного кризиса в 2007 г. На банковской системе России это отразилось замедлением темпов роста активов и кредитов: прирост активов замедлился с 39% в 2008 г. до 5% в 2009 г.
За этот же период кредиты замерли примерно на нулевой отметке (в 2009 г. +0,3%). Заметно высоким в 2008-2009 гг. оставался прирост собственных средств и прирост вкладов населения (пиковый показатель + 31,2% был достигнут в 2010 г.). Это объясняется тем, что в период кризиса растут различные риски, прежде всего, кредитные и банки наращивают капитал на покрытие этих рисков. Норматив достаточности собственных средств (капитала) к 1.01.2010 г. достиг максимального за весь период значения - 20,9%.
Меняется также поведение населения - оно предпочитает больше сберегать, вкладывая свои средства в банки под влиянием возросших ставок по депозитам и повышения суммы страхового возмеще-ния1. Так, в 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по рублевым депозитам до года выросла до 10,4% по сравнению с 7,6% годом ранее2.
1 Для банков, в которых страховой случай наступил после 1 октября 2008 г., максимальная сумма возмещения по вкладам составляла 700 тыс. руб.
2 Информацию о процентных ставках см. на сайте ЦБР в разделе «Статистика». URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=int_rat
Рисунок 1 - Темп роста ключевых показателей банковского сектора РФ,
% к аналогичному периоду прошлого года Источник: рассчитано автором на основе Обзора банковского сектора РФ (интернет-версия) за разные годы [1]
Финансовый результат (совокупная прибыль) по банковской системе за два года (2008-2009 гг.) сократился в 2,5 раза, а количество убыточных кредитных организаций возросло с 11 до 120 ед. Этот период можно характеризовать как масштабный банковский кризис, поскольку согласно общепринятому определению: «Банковский кризис - стремительное и масштабное ухудшение качества банковских активов под влиянием неблагоприятных факторов макроэкономического, институционального и регулятивного характера» [2]. В частности, его признаками являются:
- напряжение на межбанковском рынке (резкий рост ставок межбанковского рынка по сравнению со ставкой рефинансирования);
- предоставление банком дополнительной ликвидности от Банка России;
- абсолютный отток по одному из источников фондирования (обязательства перед нерезидентами, депозиты населения, средства организаций);
- резкое сокращение прибыли организаций по сравнению с аналогичными показателями за предыдущий период.
Кризисный этап развития банковской системы также характеризуется масштабной поддержкой со стороны государства. Совокупный объем господдержки банковского сектора составил на 1 марта 2009 г. 3,8 трлн рублей (13,8% его пассивов). Однако у многих банков зависимость от денег государства была гораздо выше и является критической. Образовалась целая группа банков-зомби, деятельность которых поддерживается преимущественно за счет государственных средств [3]. Эти средства в основном представлялись в виде без залоговых краткосрочных кредитов (сроком до года) либо субординированных кредитов сроками на 5-10 лет.
Государство потратило на санацию банков более 130 млрд рублей. По словам А. Турбанова, из 132,8 млрд рублей более 100 млрд. рублей - кредиты ЦБ РФ [4]. Напомним, что право спасать российские банки от банкротства Агентство по страхованию вкладов (АСВ) получило в конце октября 2008 года. При этом госкорпорации было представлено из бюджета 200 млрд рублей. Эту сумму АСВ могло потратить на рекапитализацию испытыва-
ющих сложности кредитных организаций1. Агентство вместе с Центробанком имеет право войти в капитал «проблемного» банка и назначить в него свою администрацию. Кроме финансового оздоровления, АСВ занимается поиском инвесторов для пострадавших кредитных организаций.
И наконец, рассмотрим еще одну особенность банковских кризисов - это ухудшение качества активов, в частности, качества кредитного портфеля. Обычно накануне кризисов наблюдаются кредитные бумы (когда темпы роста кредитов в несколько раз превышают темпы роста ВВП) и банки отличает агрессивное кредитование, в т.ч. необеспеченное. Как показано на рисунке 1, в 2009 г. произошло резкое кредитное сжатие (нулевой прирост) по сравнению с +34,3% прироста в 2008 г. Ив 2010 г. наблюдалось лишь умеренное восстановление банковского кредитования (+12,1%). На этом фоне просроченная задолженность росла высокими темпами за период 2008-2010 гг.: она по абсолютным показателям выросла почти в 5,5 раза, а по относительным (в %) - по всему кредитному портфелю - почти в 4 раза (рис. 2).
Последствия финансового кризиса для типичных универсальных банков страны:
1. В силу приоритета поддержания ликвидности наблюдается сужение баланса и уменьшение активов, приносящих доход: ограничение кредитования приводит к переходу от стадии бурного роста активов банков к фазе нулевого роста или даже погашения кредитных портфелей.
2. В период турбулентности фондовых, валютных рынков и роста недоверия на рынке МБК альтернативные инструменты размещения являются высокорискованными. Банки несут значительные убытки от отрицательной переоценки ценных бумаг.
3. В следующих фазах кризиса не исключается рост числа дефолтов корпоративных заемщиков по кредитам и облигацион-
1 В 2009 г. под управлением АСВ проводилась санация 15 банков, в том числе «Банка24.ру», банка ВЕФК и других кредитных организаций. Стоит отметить, что ВЕФК получил от АСВ кредит на сумму 40 млрд рублей до 2013 года. Эта сумма стала рекордной для АСВ.
ным займам, как следствие - ухудшение качество кредитного портфеля и рост расходов на создание резервов на возможные потери.
4. Объективные ограничения размещения усугубляются общим удорожанием пассивов и увеличением процентных расходов и снижением процентной маржи.
Все это ведет к снижению доходной базы, уменьшению объемов операций и возникновению внеплановых убытков/расходов и вынуждает банки опережающими темпами снижать свои операционные расходы.
К концу 2009 г. ситуация в банковском секторе относительно стабилизировалась, удалось избежать проблем с ликвидностью и достижения критического уровня «плохих долгов». Благодаря под-держкие Банком России были ликвидированы значительные перекосы между активами и пассивами банков (риск несбалансированной ликвидности):
- расширен ломбардный список ценных бумаг, представляемых в залог под централизованные кредиты Банка России;
- для получения кредитов Банка России использовались кредитные рейтинги от российских рейтинговых агентств;
- использовались инструменты беззалогового кредитования.
В результате, рублевая ликвидность банков хотя и опускалась до минимального уровня, системного кризиса ликвидности и коллапса платежной системы удалось избежать.
В 2010-2013 гг. произошло плавное наращивание активов и кредитов российскими банками. В 2011 г. даже был отмечен всплеск темпов роста банковского кредитования (+26%), хотя докризисных показателей достичь не удалось. На этом фоне произошло улучшение качества кредитного портфеля: просрочка снизилась с 5,1% в начале 2010 г. до 3,5% - в начале 2014 г.; причем такая же тенденция наблюдалась по кредитам юридических и физических лиц. Можно отметить еще одно положительное явление - улучшение финансовых показателей в целом по банковской системе: на фоне продолжающегося сокращения количества банков, пиковое значение валовой прибыли было достигнуто в 2012 г. (1011,9 млрд руб.).
2,1 1,3 5Д 2,2 0,97 6,1 3 7 3,2 ' 6,8 ■ 2008 2009
1 1 | ■ 2010
все кредиты кредиты кредиты физ. лицам
нефинансовым
организациям
Рисунок 2 - Удельный вес просроченной задолженности по кредитам, % (на 1.01) Источник: Обзор банковского сектора РФ за соответствующие годы [1]
Но тем не менее риски продолжали нарастать - об этом свидетельствует основной норматив достаточности капитала Н1, который показывал устойчивую тенденцию к снижению с 20,9% в 2010 г. (на 1.01) до 12,5% в 2015 г. (на 1.01). Риски были обусловлены, прежде всего, наращиванием розничного кредитного портфеля. Как видно на рисунке 3, темп прироста необеспеченных потребительских ссуд превышал все другие темпы роста на целый порядок: на пиковом значении в середине 2012 г. он показывал + 60,4% против +44,4% по всему портфелю физлицам. Дальнейшее замедление розничного кредитования было вызвано регулятивным ужесточением Банка России по необеспе-
ченному потребительскому кредитованию в 2013 г.
На фоне замедления темпов кредитования проблема «плохих» кредитов неизбежно будет обостряться в ближайшем будущем. И как показывают данные о качестве кредитного портфеля за период с 2014 г. по 2016 г. (на начало года), доля просрочки по кредитам физлиц за этот период выросла на 3,7 п.п. (с 4,4% до 8,1%).
Проблема плохих кредитов в 2015 г. у российских банков выходит на первый план в условиях абсолютного сокращения «розницы» (в 2015 г. за 12 месяцев на -5,7%).
В целом за период восстановления и роста активы по банковской системе росли быстрее, чем собственный капитал (рис. 4).
Рисунок 3 - Динамика активов и кредитов банковского сектора за 12 месяцев,% Источник: Банк России. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 г. URL: http://www.cbr.ru/publ/archive/root_get_blob.aspx?doc_id=9525
О -\-1-1-1-1-1-
2010 2011 2012 2013 2014 2015
активы Собственный капитал
Рисунок 4 - Темпы прироста активов и собственного капитала за год,% Источник: рассчитано автором по данным банковской статистики
Это неизбежно также усугубляет проблему недокапитализации российских банков, которая стоит очень остро в условиях ухудшения качества активов, наблюдаемого за весь период (доля ссуд проблемных и безнадежных за два года с 2014 г. по 2016 г. выросла с 6% до 8,3% от всего кредитного портфеля).
Собственный капитал банковской системы России в 2015 г. увеличился на 13,6% до уровня в 9,01 трлн. рублей. При этом рост капитала был вдвое выше прироста активов. В 2-3 кв. 2015 г. прирост капитала осуществлялся за счет средств АСВ и акционеров банков. Чтобы не допускать критической ситуации, ЦБ принимал меры по стабилизации финансового состояния банков. Докапитализация - это предоставление Банком России кредитным учреждениям субординированного займа. Он входит в состав дополнительных источников финансирования. Это означает, что в случае банкротства организации обязательства перед ЦБ будут исполняться в последнюю очередь.
В декабре 2014 года Президент России подписал Закон № 448-ФЗ «О докапи-тализации банков» на общую сумму в 1 трлн руб. Законом декларируется уровень и порядок участия государства в этом процессе [5]. Такие кредиты могут выдаваться не напрямую, а через Агентство по страховым вкладам (АСВ) в виде облигаций федеральных займов (ОФЗ). Подобная схема использовалась при финансовом кризисе 2008 года. Кредиты будут предо-
ставляться не только через ОФЗ, но и обычными субординированными займами.
Новый банковский кризис: угроза или реальность? В 2014-2015 гг. произошло резкое ухудшение финансового положения банков. Так, по данным Обзора банковского сектора РФ, за эти два года финансовый результат по кредитным организациям сократился с 994 млрд руб. до 192 млрд руб. (т.е. более чем в 5 раз), а количество убыточных банков возросло в 2 раза [1]. Рейтинги кредитоспособности банков в основном снижались из-за падения их финансовой устойчивости. В группу низкого рейтинга С-Е (что фактически означает банк-банкрот) попало 16 банков (на октябрь 2015 г.) [6].
Состояние банковской системы практически находится на уровне 2009 года (или даже немного хуже), который также рассматривался как кризисный период, но тогда ситуация с достаточностью банковского капитала была гораздо лучше, а бюджет правительства, за счет которого оказывалась поддержка банкам, был с профицитом.
Почему же происходит развитие негативной тенденции (пока что без видимых признаков улучшения ситуации)? В первую очередь, это обусловлено продолжением нарастания кредитных рисков: сжатие кредитования сопровождалось заметным ухудшением качества кредитных портфелей. Наиболее высокими темпами доля просроченной задолженности росла в сегментах кредитования МСБ и необеспе-
ченнои рознице, наименьшими - в ипотеке и кредитовании крупного бизнеса (рис. 5).
Сегменты кредитования МСБ и необеспеченной розницы до конца года продолжали сокращаться - их портфели потеряли соответственно 11% и 13% своего
объема. Качество кредитного портфеля сейчас выглядит гораздо хуже, чем это было в предыдущий кризис, а условия рефинансирования просрочки более жесткие из-за высокой стоимости денег и продолжающейся рецессии в экономике в 2015 г.
о%
01.01 .2009 01 .01.2010 01.01 .201 1 01 .01 .2012 ОТ.01 .201 3 01 .01 .2014 01 .01.201 5 01 .01 .2016 01 .01.201 7
(оц.енка) (базовый сценарий))
-*- Просроченная задолженность по ипотечным кредитам.% -*- Просроченная задолженность по кредитам МСБ,%
Просроченная задолженность по кредитам крупному бизнесу,% Просроченная задолженность по кредитам ФЛ (кроне ипотеки), %
Рисунок 5 - Рост просроченной задолженности по кредитам,% от всего портфеля Источник: Эксперт РА (КАЕХ).Ц^: http://raexpert.ru/researches/banks/prognoz_2016/
14.0
1ЯО 13ьП
1 Ае-
8.3 -8гв- 8.2 8.4 7 1 в.о/'
/ /4.7 6.0 б.О
4.7 / 2 9 / 3.1 н 3.7 3.1 4.7 3.3
11' , ___—•—___ 2.1 1.5 1.3 1.8 2.0
^ •-----
Почему же ухудшается состояние банков в период кризиса? Проблемы у банков в периоды кризисов следующие:
1) Предприятия отказываются от инвестиций, уменьшается спрос на заемный капитал. Даже если у банка есть деньги, предположим, фирмы не хотят занимать эти деньги для реальных инвестиций даже при условии снижения процентной ставки (в ситуации неопределенности).
2) Банк не может воспользоваться рефинансированием в Центральном банке из-за отсутствия качественного залога. В качестве объектов залога ЦБ принимает лишь ограниченный список высоконадежных активов (за исключением политических случаев), а потому «мусорные» бумаги брать на баланс не будет.
3) Основная проблема - качество активов. Если кредиты выданы под залог, который обесценивается, то банк получает дополнительные убытки. То же самое, если в портфеле ценных бумаг появляются «за-
висшие» бумаги (неликвидные). Часто бывает, что убытки настолько большие, что их не закрывает возможность снижения собственного акционерного капитала. Но никто формально в этом не сознается. Тогда получается, что банк существует только до тех пор, пока вкладчики не начинают выводить из него денег. Пусть даже и плавно. Такой банк, который хотя существует формально, на самом деле уже «мертв», и практически прекращает свою деятельность (у таких банков даже появилось название -«банки-зомби»). И даже в случае достаточности капитала его снижение через механизм предельно допустимого рычага (леве-реджа) приведет к тому, что нужно будет уменьшать количество выданных кредитов, отказывая надежным клиентам в пролонгации (потеря клиентов).
Все три фактора, влияющих на финансовую устойчивость банков, имеют место при ухудшении ситуации в экономике. С 2013 г. в нашей стране наблюдается за-
медление темпов роста экономики, которая в 2015 г. перешла в стадию длительной рецессии. Пока в экономике не начнется экономический рост и положительные ожидания о будущих перспективах у бизнеса, банковская система будет испытывать тяжелейший стресс.
Ситуацию в банковском секторе России можно образно описать как закрытый перелом: снаружи пока практически никаких признаков, которые свидетельствовали бы о кризисе, система застыла в предкризисном состоянии. Однако внутри развивается серьезный воспалительный процесс. Финансовые власти, пытающиеся бороться с ним, борются больше с симптомами -ведь главные недостатки российской финансовой системы находятся не на уровне банков с «черными дырами» в капитале, а на уровне структурных проблем в экономике, которые ведут к возникновению этих уязвимостей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Банк России. Обзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет-версия). URL: http://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst
2. Киселев В.Ю. Индикативный подход к определению банковских кризисов в России // Корпоративные финансы - №4 (28) - 2013. - C. 108. URL: https://cfjournal.hse.ru/data/2014/02/19/1330 883713/CFj28_p105-13_Kiselev.pdf
3. Осадчий М. Кладбище зомби-банков. URL: http://www.banki.ru/news/columnists/?id=81 55809 (дата обращения 13.03.2016).
4. Lenta.Ru. URL: http://kf-news.ru/russia/gosudarstvo-potratilo-na-sanaciyu-bankov-bolee-130-milliardov-rubley.html (дата обращения 13.03.2016).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на
плановый период 2015 и 2016 года» / Российская газета - Федеральный выпуск №6252 (276) (с изменениями и дополнениями № 448-ФЗ от 26.12.2014) URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d 527a5bfab4135b6df.pdf
6. Эксперт РА. Рейтинговое агентство. URL
http://www.raexpert.ru/researches/banks/bank system_risk2015/ (дата обращения 29.02.2016).
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Bank of Russia. The Review of Bank Sector of the Russian Federation (Internet version). URL: http://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst.
2. Kiselyov V.Ju. The indicative approach to definition of bank crises in Russia // The Corporate finance - N4 (28) - 2013. - C. 108. URL: https://cfjournal.hse.ru/data/2014/02/19/1330 883713/CFj28_p105-13_Kiselev.pdf
3. Osadchy M. Kladbishche of zombies-banks. URL: http://www.banki.ru/news/columnists/?id=81 55809 (Reference date13.03.2016).
4. Lenta.Ru. URL: http://kf-news.ru/russia/ gosudarstvo-potratilo-na-sanaciyu-bankov-bolee-130-milliardov-rubley.html (Reference date 13.03.2016).
5. The Federal Law of the Russian Federation from December, 2nd, 2013 N 349-FZ «About the Federal Budget for 2014 and for the Planned Period 2015 and 2016» / the Russian newspaper - Federal release №6252 (276). (With changes and additions № 448-ФЗ From 12/26/2014). URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d 527a5bfab4135b6df.pdf/
6. Expert РА. Rating agency. URL http://www.raexpert.ru/researches/banks/bank system_risk2015/ (Reference date 29.02.2016).