Научная статья на тему 'Финансовая преступность как явление'

Финансовая преступность как явление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2370
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хафизова Л. С.

В статье рассмотрено развитие представлений о финансовой преступности в отечественном правоведении, предложена собственная формулировка понятия финансовой преступности. Детально анализируются причины и условия финансовых преступлений, общие тенденции и их особенности в современной России, а также предпринята попытка систематизации предложенных российскими правоведами классификаций финансовых преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хафизова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая преступность как явление»

Л.С. Хафизова

кандидат юридических наук, преподаватель КЮИ МВД России

ФИНАНСОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ

В статье рассмотрено развитие представлений о финансовой преступности в отечественном правоведении, предложена собственная формулировка понятия финансовой преступности. Детально анализируются причины и условия финансовых преступлений, общие тенденции и их особенности в современной России, а также предпринята попытка систематизации предложенных российскими правоведами классификаций финансовых

преступлений.

В современных условиях для России огромное значение имеет формирование надежного и эффективного механизма функционирования финансовой системы как ведущего элемента регулирования всех сторон экономической жизни государства. Развитие этой системы отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм

хозяйственной деятельности,

экономической обособленностью и равноправием их субъектов,

внешнеэкономическими связями. При этом распределение общественного продукта и национального дохода происходит в

денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночных механизмов определяет перспективы

расширения и углубления товарноденежных отношений в Российской

Федерации [1].

Специфичность экономического развития современной России заключается еще и в том, что функционирование финансовых институтов, равно как и движение

финансовых потоков, в недостаточной

степени ограждены от мошеннических посягательств. В этой связи необходимо говорить не только о защите

государственных бюджетных интересов, но и об обеспечении защиты финансов частных лиц и коммерческих структур. Мировой экономический кризис, разразившийся в 2008 году, ещё раз наглядно показал практическую важность конституционно-правовой защиты

негосударственных финансовых интересов. Последовательная политика российского правительства позволила предотвратить возможный обвал банковской системы [2]. Однако очень важна повседневная, систематическая работа по защите финансовой сферы от преступных посягательств. Криминальные явления в этой сфере представляют особую опасность для общества из-за ее места в экономической системе государства. Сосредоточение в ней денежных ресурсов делает эту сферу особенно привлекательной для противоправной деятельности. Установление контроля над денежной сферой позволяет криминальным кругам осуществить «внедрение» и в другие звенья экономической системы, получить конечный результат - денежный капитал.

Масштабы преступных деяний в финансовой сфере нагляднее всего видны на примере высокоразвитых экономик. По данным Интерпола, доходы

организованной преступности в

финансовой сфере превышают доходы от

всех преступлений в сфере экономики и вышли на второе место после наркобизнеса. В США финансовые мошенничества и «беловоротничковая» преступность

признаны глобальной опасностью [3].

Одной из задач государства в области финансов является налаживание

результативно действующего финансового контроля, который «является, с одной стороны, частью общегосударственного контроля, с другой - важным элементом механизма управления финансовой сферой. Назначение финансового контроля -

содействие успешной реализации финансовой политики, эффективному

использованию финансовых ресурсов государства» [4].

Исходя из важности и значимости

финансов, российское законодательство предусматривает уголовную

ответственность за преступные деяния в этой сфере. Правовые нормы, обеспечивающие охрану финансовых интересов, содержатся, главным образом, в разделе VIII Уголовного кодекса РФ «Преступления в сфере экономики».

Наряду с традиционно караемыми преступлениями в финансовой сфере УК РФ предусмотрел установление запретов на ряд таких видов общественно опасных действий в сфере финансовых отношений, как легализация (отмывание) денежных средств, полученных противозаконным путем; получение кредита путем обмана; злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии); изготовление или сбыт поддельных кредитных, расчетных карт и иных платежных документов, а также другие экономические преступления, дополнительным объектом которых выступают или могут выступать финансовые интересы юридических и физических лиц (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;

лжепредпринимательство; незаконное

получение информации, составляющей коммерческую тайну; неправомерные действия при банкротстве, злостное банкротство; фиктивное банкротство; коммерческий подкуп) [5].

Расследование преступлений в финансовой сфере сопряжено со

значительными трудностями. Это связано, прежде всего, с тем, что существуют негативные тенденции в структуре и динамике преступлений, совершаемых в финансовой сфере, которые вытекают из повышенной общественной опасности таких деяний. Как правило, дела этой категории являются многоэпизодными, отличаются разветвленной сетью преступных связей не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом. Часто применяются изощренные финансовые схемы с использованием новейших

электронных технологий. Обвиняемыми по

таким делам могут быть десятки человек [6].

Эффективность расследования

преступлений в финансовой сфере зависит от ряда причин: от конкретных

обстоятельств дела, от знаний и умений следователя, проводящего расследование и т.д. В то же время немаловажное значение имеют и теоретические разработки.

Отсутствие общепринятых понятий и

категорий затрудняет проведение единой политики в области борьбы с преступлениями в финансовой сфере. В первую очередь, на наш взгляд, это касается таких понятий, как «финансовое расследование», «финансовое

преступление», «финансовое

мошенничество».

Данные понятия в последнее время часто используются как в зарубежной, так и российской правоприменительной практике.

Так, полицейские подразделения, созданные для расследования финансовых преступлений и преступлений «белых воротничков», в том числе отмывания

незаконных доходов, часто называют

группами финансовых расследований. Термин «финансовые расследования» активно применяется и в лексиконе

международных организаций, созданных для борьбы с отмыванием денег, таких как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Рабочая группа стран Карибского бассейна по осуществлению финансовых мер против отмывания денег и в ряде других.

В Республике Беларусь, например,

вопросами налоговых и финансовых преступлений занимается Департамент

финансовых расследований Комитета

государственного контроля Республики Беларусь [7].

В деятельности международных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов

преступным путем принимает участие и Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации [8].

В последнее время активизируется международное сотрудничество в рамках ФАТФ, в частности, в форме экспертных ревизий. Росфинмониторинг способствует работе экспертов ФАТФ в более чем ста государственных и коммерческих организациях, от которых зависит финансовая дисциплина в стране. О степени значимости активного финансового контроля в сегодняшних условиях

российской действительности наглядно говорит и тот факт, что Указом Президента РФ существенно повышен статус Федеральной службы по финансовому мониторингу. Она подчиняется не Министерству финансов, как было, а непосредственно Правительству РФ [9].

В документах ФАТФ отмечается, что отмывание преступных доходов и финансирование терроризма представляют собой два типа финансовых преступлений с разрушительными эффектами, которые скрываются за обычными финансовыми транзакциями. В обоих случаях для отмывания преступных доходов и поддержки террористической деятельности преступники используют несовершенства легальной финансовой системы.

В апреле 2005 года состоялся XI Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, основной темой которого явилось: «Взаимодействие и

ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия». На конгрессе рассматривались вопросы сотрудничества в борьбе с транснациональной

организованной преступностью,

коррупцией, терроризмом,

наркопреступностью, киберпреступностью, противодействие экономическим и финансовым преступлениям [10].

В промышленно развитых странах, несмотря на всю серьезность и масштабность дел, связанных с финансовым мошенничеством, их последствия можно ограничить, учитывая как масштабы экономики стран, в которых они имеют место, так и способность соответствующих стран создавать

надлежащие регулирующие механизмы для предупреждения новых инцидентов. В развивающихся же странах

долговременные последствия

экономической и финансовой преступности оказываются значительно более

серьезными. В силу слабой нормативной базы, ограниченного потенциала органов управления и низкого профессионального уровня работников правоохранительных органов, многие развивающиеся страны особенно уязвимы с этой стороны.

В широком смысле термин «экономическая и финансовая

преступность» означает любые

ненасильственные преступления, которые причиняют финансовый ущерб, хотя иногда этот ущерб может быть скрытым или не восприниматься обществом как таковой. Такие преступления охватывают широкий спектр противоправных деяний. Тем не менее, в действующем российском уголовном законодательстве не дается определения понятия «экономических преступлений» или «преступлений в сфере экономики». Еще в 1981 году Комитет министров Совета Европы определил, как экономические преступления, 16 правонарушений: от правонарушений,

связанных с деятельностью картелей, до экологических преступлений

(рекомендация №R(81) 12). Большая часть из этих правонарушений вполне обоснованно может быть отнесена к категории «экономической и финансовой преступности» [11].

Задача криминологического

концептуального осмысления

экономических и финансовых

преступлений осложняется и

стремительным развитием технологий, которые открывают новые возможности для совершения таких преступлений. Технический прогресс и, прежде всего,

развитие сети Интернет оказывают значительное влияние на общий уровень экономической и финансовой

преступности. Одновременно эти факторы осложняют анализ масштабов

преступлений, подпадающих под широкое понятие «экономическая и финансовая преступность» [12].

Для выяснения сущностного содержания понятия финансовой преступности необходимо определить характерные черты объекта, в данном случае, финансовых отношений.

Финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают между предприятиями; между

предприятиями и вышестоящими организациями при создании и распределении фондов денежных средств; внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов; между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов; между государством и гражданами при внесении ими налогов и иных платежей; между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств и др.

Непосредственно деньги, обслуживающие финансовые отношения, образуют финансовые ресурсы. С одной стороны, финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, с другой стороны, финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме в различных сферах и уровнях расширенного воспроизводства. Отсюда, собственно, и вытекает разнообразие норм права, регулирующих финансовые отношения.

Процессы обращения денег за рамками правового поля приводят к определенным нарушениям в финансовой сфере, которые рассматриваются как финансовые нарушения или финансовые преступления. Движение денег, характеризующееся как общественно опасное деяние,

предусмотренное уголовным законом, является финансовым преступлением и регулируется нормами Уголовного кодекса

РФ. Ответственность же за финансовые нарушения, не являющиеся преступлением, предусматривается Налоговым кодексом, Таможенным кодексом, Бюджетным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, валютным

законодательством и иными правовыми актами.

В этой связи, по мнению Н.А. Пименова, предметом расследования в финансовой сфере являются «финансовые нарушения». Аргументы в пользу такого подхода следующие: во-первых, данный термин

охватывает всё многообразие форм финансовых отношений, во-вторых, он несет в себе все характерные признаки посягательства на отношения по формированию, распределению,

перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений. Корреляция выявленных нарушений и степени их общественной опасности (правонарушение или

преступление), а также норм права, регулирующих конкретное финансовое нарушение, является прерогативой субъектов, проводящих данное

расследование [13]. Весьма близким по своей сути к этому определению стала формулировка А.В. Петровским понятия кредитно-финансовой преступности, под которой «понимаются преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие правильное

функционирование кредитно-финансовой системы, в соответствии с нормами административного и гражданского права, в состав которой входят: банки, кредитные организации, предприятия,

государственные, иные организации, распределяющие денежно-валютные

средства и участвующие в формировании финансовой системы страны, а также граждане и индивидуальные

предприниматели» [14].

В криминологической литературе, особенно после вступления с 1 января 1997 года в силу Уголовного кодекса РФ, предлагались и иные классификации. Например, Л. Д. Гаухман и С. В. Максимов преступления, посягающие на

общественные отношения,

обеспечивающие интересы хозяйства в сфере финансов, разделили на следующие группы:

1 . Преступления, посягающие на сферу финансов в части формирования бюджета от сбора налогов (налоговые преступления).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Преступления, посягающие на сферу финансов в части формирования бюджета от сбора налогов от валютных операций или получения прибыли от использования хранимой в уполномоченных банках РФ иностранной валюты (преступления в сфере валютного регулирования).

3. Преступления, посягающие на сферу финансов в части формирования бюджета от добычи золота, других драгоценных металлов, драгоценных камней, иных полезных ископаемых и янтаря.

4. Преступления, посягающие на сферу финансов в части формирования бюджета от продажи знаков почтовой оплаты и проездных билетов [15]. Представляется, что привязка всей системы классификации финансовых преступлений исключительно к бюджету в современных условиях рыночного хозяйства неоправданна и является своеобразным эхом советского этапа развития криминологических представлений.

Б.В. Яцеленко в разделе учебника по Уголовному праву предлагает в качестве критерия классификации выделять конкретные общественные отношения, складывающиеся в процессе

функционирования определенной

финансовой системы: 1) преступления в денежно-кредитной сфере (ст. 176, 177, 181, 185-187 УК РФ); 2) преступления в сфере финансовой деятельности государства (ст. 186, 189-194, 198, 199 УК РФ) [16].

Примером иного подхода представляется весьма дробная классификация,

представленная в ещё одном учебнике по Уголовному праву, где Б.М. Леонтьев строит систему преступлений по сферам совершения, выделяя соответственно: 1)

преступления в банковской деятельности (ст.169-177, 183 УК РФ); 2) преступления, связанные с банкротством (ст. 195-197 УК РФ); 3) преступления в сфере обращения денег, ценных бумаг и иных платежных документов (ст. 185-187 УК РФ); 4)

преступления в сфере таможенного регулирования (ст. 188-190 УК РФ); 5) преступления в сфере валютного регулирования (ст. 191-193 УК РФ); 6) преступления в сфере налоговых и иных платежей (ст. 194, 198, 199 УК РФ) [17].

Своеобразная система преступлений в сфере экономической деятельности, где в основу положен способ совершения

деяний, предложена Г.П. Новоселовым и Т.Ю. Погосян. В связи с этим выделяется использование монопольного положения на рынке (ст. 178, 179 УК РФ); злоупотребления при выпуске ценных бумаг, кредитных, расчетных карт или иных платежных документов (ст. 185-187 УК РФ); нарушение прав участника внешнеэкономической деятельности (ст. 188-190 УК РФ);

незаконное обращение с валютными ценностями (ст. 191-193 УК РФ); путем уклонения от имущественных обязательств [18].

Н. Н. Афанасьев подразделяет

преступления по виду посягательств на общественные отношения: 1) кредитно-

финансовую деятельность государства и хозяйствующих субъектов (ст. 176, 177, 185-187 УК РФ); 2) монополию государственного регулирования в определенных сферах общественных

отношений (ст. 181, 191, 192 УК РФ); 3) перемещение ценностей через таможенную границу (ст. 181, 191, 192 УК РФ); 4) порядок исчисления и уплаты налогов и иных платежей (ст. 194, 198, 199 УК РФ); 5) процедуру банкротства (ст. 195-197 УК РФ) [19].

Видным российским криминологом, профессором Б.В. Волженкиным была предложена следующая система

классификации преступлений в сфере

экономической деятельности: 1.

Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и

экономической деятельности (ст. 171-175 УК РФ). 2. Преступления против интересов кредиторов (ст. 176, 177, 195-197 УК РФ).

3. Преступления, связанные с проявлениями монополизма и

недобросовестной конкуренции (ст. 178180, 182-184 УК РФ). 4. Преступления,

нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг (186, 187 УК РФ). 5.Преступления против установленного порядка

внешнеэкономической деятельности -«таможенные преступления» (ст.188-190, 194 УК РФ). 6. Преступления против установленного порядка обращения валюты (ст.191-193 УК РФ). 7. Преступления против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды -«налоговые преступления» (ст. 198, 199 УК РФ) [20]. Но эта систематизация более высокого уровня, где финансовые преступления являются одной из составных частей.

Существуют и классификации, построенные на систематизации элементов финансовой преступности, например финансовых мошеннических деяний. Основой систематизации, предложенной Т.Л. Цен-новой, служит способ совершения преступления. С учетом данного критерия она выделяет четыре основных типа мошенничеств:

1. Рыночные мошенничества: банковские

мошенничества; мошенничества на

фондовом рынке; мошенничества при приватизации предприятий; мошенничества при продаже предприятий; мошенничества в риэлторской деятельности;

мошенничества при производстве

факторинговых операций; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство.

2. Мошенничества, связанные с невыполнением взятых обязательств: продажа (поставка) некачественного (бракованного) товара; недопоставка товаров (при условии, что платеж уже был осуществлен); проведение заведомо убыточных лотерей, азартных игр; создание коммерческих организаций с целью привлечения денежных средств населения (по типу АО «МММ», «Властелина» и др.); продажа туристических виз, путевок; мошенничества, связанные с предоплатой товара (лицо не выполняет условия договора и удерживает полученные денежные суммы); завладение партнерским кредитом.

3. Мошенничества, связанные с использованием документов, дающих право

на приобретение либо получение имущества: хищения, совершаемые путем подделки ценных бумаг, используемых в качестве средства расчета (чеки, векселя, иные документы); фальсификация документов залога; мошенничества,

связанные с использованием поддельных доверительных писем, дистрибьюторских

договоров, лицензий, фальшивых

удостоверений.

4. Мошенничества с использованием сводных документов бухгалтерского учета (бухгалтерские мошенничества): хищения, связанные с фальсификацией счетов-

фактур; хищения, связанные с фальсификацией расходных товарнотранспортных накладных; хищения, связанные с подделкой кассовых ордеров в целях покрытия недостачи по кассе; хищения, связанные с фальсификацией документов авансового отчета; хищения товаров (денежных средств, акций, облигаций) путем полного либо частичного их неоприходования; хищения,

совершаемые путем составления актов на выпуск бракованной продукции; хищения, совершаемые путем составления фиктивных документов на оказание консалтинговых либо маркетинговых услуг; мошенничества, связанные с

фальсификацией записей в балансе,

журналах-ордерах; фальсификация записей в синтетических и аналитических счетах; составление документов, отражающих

оплату труда несуществующих работников; фальсификация часов переработки [21].

Базовое определение этого явления -коммерческое мошенничество,

предложенное Т.Л. Ценовой, нам

представляется неполным, узким, т.к. не все мошеннические действия могут быть

соотнесены с коммерцией, тогда как все

мошеннические преступления наносят финансовый ущерб, который всегда можно оценить соответствующим образом. Поэтому мы считаем более точной другую формулировку - «финансовое

мошенничество».

В целом же понятие финансовой преступности может быть сформулировано следующим образом это — совокупность преступлений, непосредственно связанных

с посягательством на отношения по формированию, распределению,

перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений.

Необходимым элементом успешного модернизационного развития России является масштабное и оперативное сопровождение экономических процессов уголовно -

правовым обеспечением. Поэтому

принципиально важным является

выстраивание всех элементов финансовой системы с точки зрения надежного и эффективного противодействия преступным посягательствам.

В этой связи следует подчеркнуть, что «финансовая безопасность должна предполагать такое развитие финансовых отношений и процессов, при котором создавались бы приемлемые условия и необходимые ресурсы для расширенного воспроизводства экономики и

стабильности, сохранения целостности и единства финансовой системы» [22].

Анализ российского уголовного законодательства, призванного

обеспечивать охрану финансовых интересов государства, общества, граждан, показывает, что оно нуждается в постоянном совершенствовании в связи с непрерывным видоизменением традиционных сфер финансового оборота и возникновением новых явлений в экономике. Велением времени является и международное сотрудничество в борьбе с финансовой преступностью, в связи с тем что она приобрела транснациональный характер.

Следует учитывать и то обстоятельство, что борьба с финансовыми

правонарушениями регламентируется

уголовным, налоговым, бюджетным, таможенным кодексами и другими правовыми актами, а стыки в законодательстве неизбежно порождают проблемы в правоприменительной практике.

Важным элементом изучения финансовых преступлений и выработки мер по их выявлению, пресечению и профилактике является их криминологическая

классификация, но единой и общепринятой классификации до сих пор не создано.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ.

2. Алимбеков Т.Ф. Конституционно-правовые нормы как основа гарантии прав и законных интересов вкладчиков банка в условиях финансового кризиса // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - № 1 (65). - С. 36-39.

3. Есипов В.М. Теневая экономика: учебное пособие. - 2-е изд. - М., 1998. - С.59.

4. Козлов С.С., Галкин Д.В. Финансовый контроль как необходимый элемент механизма обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2006. -№ 6. - С. 219.

5. Багрецов С.А., Львов В.М., Ткачев Н.И. Методики и модели оценки вероятности мошенничества в бизнесе. - Тверь, 2005; Сергеев В.И. Обман в договорном праве // Юрист. - М., 2002. - № 10. - С. 41-46.

6. Топорков А.Н. Распространенные способы группового мошенничества в современных условиях // Вестник Ставропольского университета. - Ставрополь, 2000. - Вып. 3. - С 37-41.

7. Хилюта В. В. Криминалистические проблемы расследования мошенничества в сфере банковской деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Минск, 2004.

8. Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307 // СЗ РФ. - 2004. - №26. - ст.2676; Российская газета. - № 136. - 2004.

9. См.: Российская газета. - 2007. - 26 сентября.

10. Экономические и финансовые преступления: вызовы устойчивому развитию // Материалы Одиннадцатого Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. А/ШОТ.203/7. - Бангкок, 2005.

11. Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия: сборник научных трудов; под ред. Н.А. Лопашенко. -Саратов, 2005. - С. 41-47.

12. Кругликов Л.Л., Лапшин В.Ф. К вопросу о понятии финансовой преступности // Российский криминологический взгляд. - 2009. - № 2. - С. 302-308.

13. Пименов Н.А. Финансовые расследования: основные подходы // Вестник Финансовой академии: Финансовые расследования.- М., 2003. - Вып. 1(25). - С. 58-61.

14. Петровский А.В. Понятие и составы кредитно-финансовой преступности // Вестник СевКав ГТУ. -2004. Серия «Право». - №. 1 (6).

15. Гаухман Л. Д. Хозяйственные преступления. - М., 1995. - С. 10; Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. - М., 1996. - С. 199.

16. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред. А. И. Рарога. - М., 1997. С. 143 - 146.

17. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под общей ред. Г. Н. Борзенкова и В. С. Комиссарова. - М., 1997. - С. 247 - 248.

18. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. И.Я. Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. - М., 1997.

19. Уголовное право. Особенная часть / под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова.- М., 1998. -С. 290-291.

20. Волженкин Б. В. Экономические преступления. - СПб., 1999. С. 57-58

21. Ценова Т.Л. Понятие, состав и виды коммерческого мошенничества // Российский судья. -2004.-№ 4. -С. 30-31.

22. Константинов Г.А. Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации: вопросы теории и методологии // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2006. - № 6. - С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.