Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И РЕГИОНА'

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / NATIONAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC SECURITY STRUCTURE / FINANCIAL SECURITY / FINANCIAL SYSTEM / FINANCIAL PUBLIC POLICY / FINANCIAL POLICY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митина Ирина Александровна, Зубарев Сергей Владимирович, Савон Игорь Витальевич

Статья посвящена проблеме достижения финансовой безопасности макроэкономического и регионального уровня, выступающей в качестве структурной составляющей системы экономической безопасности. Сущность категории «экономическая безопасность» тесным образом связана с понятиями «устойчивость» и «развитие», так как чем более устойчива социально-экономическая система, соотношение ее производственного и финансово-банковского секторов, показывающих свое поступательное развитие, тем жизнеспособнее экономика, а, следовательно, и оценка ее безопасности, является действительно высокой. В тоже время категория «экономическая безопасность» является внутренне неоднородной и ведущее значение в ее структуре принадлежит финансовой безопасности. В свою очередь, достижение необходимого уровня финансовой безопасности экономики любого иерархического уровня подразумевает реализацию на практике активной, поступательной и целенаправленной финансовой политики. В статье охарактеризованы особенности осуществления финансовой политики макроэкономического и регионального уровня, определяются их цели, задачи и значение для поступательного развития, как национальной экономики в целом, так и экономики отдельных регионов. Авторами статьи сделан вывод, что дальнейшее экономическое развитие детерминируется существующими проблемами в области финансовой безопасности, и предложена классификация таких проблем. В статье определены существующие условия достижения необходимого уровня финансовой безопасности, как на уровне государства, так и на уровне региона посредством целенаправленного анализа и реализации финансовой политики, ориентированной на решение основных финансово-экономических проблем с учетом определяющих взаимосвязей, имеющих место между всеми элементами финансовой системы. Особый акцент в статье сделан на характеристике региональной финансовой политики как основы финансовой безопасности региона и рассмотрен алгоритм формирования ее концепции, а также названы возможности ее практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митина Ирина Александровна, Зубарев Сергей Владимирович, Савон Игорь Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL POLICY AS A BASIS FOR ACHIEVING FINANCIAL SECURITY OF THE STATE AND THE REGION

The article is devoted to the problem of achieving financial security at the macroeconomic and regional level, which acts as a structural component of the economic security system. The essence of the category “economic security” is closely related to the concepts of “sustainability” and “development”, since the more stable the socio-economic system, the ratio of its production and financial and banking sectors, showing their progressive development, the more viable the economy, and therefore , and its safety rating is really high. At the same time, the category of “economic security” is internally heterogeneous and the leading value in its structure belongs to financial security. In turn, achieving the necessary level of financial security of the economy of any hierarchical level implies the implementation in practice of an active, progressive and focused financial policy. The article describes the features of the implementation of financial policies at the macroeconomic and regional level, defines their goals, objectives and significance for the progressive development of both the national economy as a whole and the economy of individual regions. The authors of the article concluded that further economic development is determined by existing problems in the field of financial security, and a classification of such problems is proposed. The article defines the existing conditions for achieving the required level of financial security, both at the state level and at the regional level through a focused analysis and implementation of financial policies aimed at solving the main financial and economic problems, taking into account the determining relationships that exist between all elements of the financial system. Particular emphasis in the article is placed on the characterization of regional financial policy as the basis of the financial security of the region and the algorithm for the formation of its concept is considered, and the possibilities of its practical implementation are named.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И РЕГИОНА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №1, Том 12 / 2020, No 1, Vol 12 https://esj.today/issue-1-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/53ECVN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Митина И. А., Зубарев С.В., Савон И.В. Финансовая политика в качестве основы достижения финансовой безопасности государства и региона // Вестник Евразийской науки, 2020 №1, https://esj.today/PDF/53ECVN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Mitina I.A., Zybarev S.V., Savon I.V. (2020). Financial policy as a basis for achieving financial security of the state and the region. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(12). Available at: https://esj.today/PDF/53ECVN120.pdf (in Russian)

УДК 336.02 ГРНТИ 06.73.07

Митина Ирина Александровна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Ростов-на-Дону, Россия Доцент кафедры «Государственное, муниципальное управление и экономическая безопасность»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: mirinayao31@yandex.ru

Зубарев Сергей Владимирович

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Ростовский филиал, Ростов-на-Дону, Россия Заведующий кафедрой «Таможенных операций и таможенного контроля»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: svzubr@mail.ru

Савон Игорь Витальевич

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Ростов-на-Дону, Россия Профессор кафедры «Государственное, муниципальное управление и экономическая безопасность»

Доктор экономических наук, профессор E-mail: isavon@mail.ru

Финансовая политика в качестве основы достижения финансовой безопасности государства и региона

Аннотация. Статья посвящена проблеме достижения финансовой безопасности макроэкономического и регионального уровня, выступающей в качестве структурной составляющей системы экономической безопасности.

Сущность категории «экономическая безопасность» тесным образом связана с понятиями «устойчивость» и «развитие», так как чем более устойчива социально-экономическая система, соотношение ее производственного и финансово-банковского секторов, показывающих свое поступательное развитие, тем жизнеспособнее экономика, а, следовательно, и оценка ее безопасности, является действительно высокой. В тоже время категория «экономическая безопасность» является внутренне неоднородной и ведущее значение в ее структуре принадлежит финансовой безопасности. В свою очередь, достижение необходимого уровня финансовой безопасности экономики любого иерархического уровня подразумевает реализацию на практике активной, поступательной и целенаправленной финансовой политики.

В статье охарактеризованы особенности осуществления финансовой политики макроэкономического и регионального уровня, определяются их цели, задачи и значение для поступательного развития, как национальной экономики в целом, так и экономики отдельных регионов. Авторами статьи сделан вывод, что дальнейшее экономическое развитие детерминируется существующими проблемами в области финансовой безопасности, и предложена классификация таких проблем.

В статье определены существующие условия достижения необходимого уровня финансовой безопасности, как на уровне государства, так и на уровне региона посредством целенаправленного анализа и реализации финансовой политики, ориентированной на решение основных финансово-экономических проблем с учетом определяющих взаимосвязей, имеющих место между всеми элементами финансовой системы.

Особый акцент в статье сделан на характеристике региональной финансовой политики как основы финансовой безопасности региона и рассмотрен алгоритм формирования ее концепции, а также названы возможности ее практической реализации.

Ключевые слова: национальная безопасность; экономическая безопасность; структура экономической безопасности; финансовая безопасность; финансовая система; финансовая государственная политика; финансовая политика региона

Настоящий этап развития национальной экономики, характеризующийся нестабильностью ее современного состояния, требует постоянного внимания государства к проблеме достижения определенного уровня финансовой безопасности как структурного элемента безопасности экономической. Целью данного исследования является обоснование использования в качестве важнейшего инструмента достижения необходимого уровня финансовой безопасности как на макроуровне, так и на уровне отдельных регионов реализуемой на практике политики финансового характера.

Экономическая безопасность: категориальная и структурная характеристика

Понятие «экономическая безопасность» прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства. Данная экономическая категория допускает весьма широкую интерпретацию и является синтетической категорией политэкономии и политологии, тесно связанной с категориями экономической зависимости и независимости, стабильности и уязвимости, экономического давления и экономического суверенитета [1].

Система экономической безопасности призвана обеспечить материальные условия для достижения общих целей национальной безопасности и защиты жизненно важных интересов страны. И в тоже время государственная безопасность выступает в качестве условия и предпосылки экономической безопасности страны. Подсистема экономических интересов, в свою очередь, позволяет сформировать основу всей системы национальной безопасности государства, в которой можно выделить собственно экономическую безопасность и экономические компоненты других составляющих национальной безопасности, такие как: военная, экологическая, продовольственная, информационная, социальная, энергетическая и криминальная (рисунок 1).

Все эти виды национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, но все же базисом национальной безопасности выступает безопасность экономическая.

Сущность экономической безопасности тесным образом связана с понятиями «устойчивость» и «развитие». Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее структурных элементов, существующих между ними горизонтальных и вертикальных связей, а также способность выдерживать внешние и внутренние нагрузки. Нарушение параметров и связей между разными компонентами экономической системы ведет к ее дестабилизации и выступает в качестве сигнала перехода такого рода системы от безопасного состояния к опасному. Если же экономическая система не показывает своей готовности к развитию, то наблюдается резкое сокращение ее возможности к выживанию и снижается ее приспособляемость и сопротивляемость как внутренним, так и внешним угрозам.

Таким образом, чем более устойчива социально-экономическая система, соотношение ее производственного и финансово-банковского секторов, показывающих свое поступательное развитие, тем жизнеспособнее экономика, а, следовательно, и оценка ее безопасности, будет действительно высокой [2].

Рисунок 1. Система национальной безопасности государства (рисунок автора)

Категория «экономическая безопасность» также является внутренне не однородной, и в ее структуре выделяются следующие виды безопасности, а именно: финансовая, инвестиционная, интеллектуальная, инновационная, информационная, ценовая, валютная безопасность, безопасность кредитно-банковской системы, фондового рынка, внешнеэкономической деятельности, безопасность материальных сфер экономики (рисунок 2).

Следует отметить, что в данной структуре на первое место выходит такой элемент как финансовая безопасность. Финансовая безопасность представляет собой такое состояние институтов финансового характера и финансов определенного иерархического уровня экономики, при котором обеспечивается ее социально направленное и гармоничное развитие, формируются необходимые и достаточные финансовые условия и экономический потенциал для сохранения целостности и единства финансовой системы [3].

Рисунок 2. Структура категории «Экономическая безопасность» (рисунок автора)

Под системой финансовой безопасности, в свою очередь, предполагается создание таких условий функционирования финансовой системы экономики, при которых:

• во-первых, безопасно функционируют все элементы финансово-экономического механизма;

• во-вторых, предельно мала возможность перенаправления финансовых потоков в незаконные области их использования;

• в-третьих, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами;

• в-четвертых, активно используются современные финансово-программные инструменты;

• в-пятых, устойчиво осуществляют свою деятельность финансовые институты.

Достижение необходимого уровня финансовой безопасности экономики любого иерархического уровня подразумевает реализацию на практике активной, поступательной и целенаправленной финансовой политики, представляющей собой в самом широком смысле совокупность целенаправленных действий в сфере финансовых отношений, осуществляемых в каждом звене и на каждом уровне финансовой системы [4].

Финансовая политика: содержание и уровни реализации

Содержание финансовой политики является многогранным процессом и может быть представлено как единство трех составных частей, таких как:

• выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

• определение основных приоритетов использования финансов на текущий период и на перспективу;

• осуществление практических действий для достижения поставленных целей.

При этом приоритетное значение имеет реализация и разработка финансовой политики государства, главной целью которой выступает повышение уровня общественного благосостояния посредством оптимального распределения валового внутреннего продукта между отраслями национальной экономики, социальными группами населения и отдельными территориями.

Сущность финансовой политики государства проявляется в сочетании соответствующих средств, с помощью которых решаются поставленные задачи, и достигаются конкретные цели развития национальной экономики.

Цели и содержание финансовой политики государства определяются ее следующими основными задачами, такими как:

• обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

• рациональное использование и распределение финансовых ресурсов;

• организация стимулирования и регулирования финансовыми методами социальных и экономических процессов в стране;

• разработка и развитие финансового механизма в соответствии с изменяющимися экономическими и социальными приоритетами.

Основным вектором государственной финансовой политики выступает обеспечение в стране экономического роста посредством механизма финансового воздействия на спрос и предложение, инвестиции и сбережения. Финансовая политика макроуровня непременно имеет конкретное направление, а ее реализация всегда связана с нахождением компромисса между реальными возможностями и определенными потребностями.

Значение государственной финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная государственная политика финансового характера:

• стимулирует рациональное размещение производительных сил по территории страны и рост производства;

• повышает заинтересованность регионов в использовании местных ресурсов и развитии хозяйства;

• способствует развитию экономических связей со всеми странами мира и укреплению их;

• приводит к повышению материального и культурного уровня населения страны или региона.

Финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства и имеет свое конкретное содержание, объекты, методы и формы регулирования. Важной составной часть макроэкономической финансовой политики выступает формирование финансового механизма, посредством которого происходит осуществление в области финансов деятельности государства.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на соответствии ее интересам общества и большинства структурирующих его социальных групп. Принимаются во внимание и достигнутые результаты, вытекающих из поставленных на определенном этапе развития целей и задач. Результативность финансовой политики макроуровня зависит во многом и от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов

различных слоев общества, а также от объективных возможностей государства использовать всесторонние факторы воздействия на ход реализации финансовой политики.

Необходимость выработки специальной системы мер в области финансовой безопасности, обусловлена рядом существующих на настоящий момент крупных проблем в финансовой сфере, к которым необходимо отнести следующие:

• функционирование финансово-кредитной системы не направлено на обеспечение расширенного воспроизводства;

• финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой;

• финансово-банковская система базируется на смешенной организации денежного обращения (рублево-долларововой), что способствует оттоку капитала из страны и долларизации обращения;

• не отличается полнотой и взаимоувязанностью система внешнеторгового, валютного, таможенного и налогового государственного регулирования;

• при наличие макроэкономического финансового регулирования практически отсутствует научно-обоснованная промышленная, инновационная и научно-техническая политики, что снижает уровень стабильности экономического роста;

• не отработаны в полной мере критерии государственного регулирования финансовых и товарных рынков, способствующие устойчивому развитию экономики.

Современная ситуация, складывающаяся в экономике России, свидетельствует о том, что существующие угрозы финансовой безопасности государства имеют ярко выраженную региональную окраску [5]. Угрозы финансового характера напрямую связаны с развитием экономики отдельных регионов, а их последствия оказывают влияние также и на другие территориальные субъекты. Как следствие, в своем значительном объеме безопасность государства финансового характера складывается из финансовой безопасности отдельных территориальных субъектов Российской Федерации, а финансовая безопасность каждого региона, входящего в состав федерации в определенной мере зависит от общего состояния финансовой сферы государства в целом.

Финансовая политика, осуществляемая отдельными регионами, является важной составной частью финансовой политики макроуровня. Финансы субъекта Российской Федерации составляют экономическую основу его государственной власти наряду с принадлежащей ему собственностью и имуществом, находящимся в государственной собственности, использование которого служит удовлетворению потребностей региона.

Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации выдвигает в качестве базовой цели региональной экономической политики обеспечение социальной и экономической трансформации субъектов РФ и сокращение существующих различий в состоянии их экономики, социальной сферы и качестве жизни населения. Важнейшим механизмом решения этих задач выступает региональная финансовая политика, определяющая направления использования финансовых ресурсов для функционального развития регионов в целом, а также отдельных отраслей и сфер, структурирующих их экономику, как следствие, формирование региональной финансовой политики должно основываться на правильном понимании региона, учитывать его существенные свойства и характеристики [6].

Выявление и решение проблем формирования и реализации финансовой политики регионального уровня, отражающих особенности экономического развития отдельных

субъектов Российской Федерации, способствует преодолению нестабильного состояния экономического развития, характерного для настоящего временного момента.

В качестве главной цели региональной финансовой политики выступает обеспечение экономического роста в регионе за счет стабилизации и дальнейшего развития производства, а соблюдение единства экономического пространства страны является, в свою очередь, главным условием реализации финансовой политики региона. Обеспечение единого экономического пространства определяется общностью денежной, налоговой, финансово-бюджетной систем и скоординированным развитием институциональных финансово-экономических структур.

Региональная финансовая политика во многом зависит от производственной специализации экономики региона, системы территориального разделения труда и обеспечивается следующими методами, такими как:

• создание условий для привлечения финансовых ресурсов иностранных и российских инвесторов к развитию производств, в которых заинтересована российская экономика в регионы с низким уровнем развития;

• финансирование модернизации структуры хозяйства индустриально развитых районов;

• привлечение инвестиций регионов Российской Федерации и иностранных государств в развитие общероссийской инфраструктуры и включение ее в систему мировых коммуникаций;

• осуществление государственного регулирующего воздействия на цены продукции естественных монополий, позволяющих выравнивать условия предпринимательской деятельности в различных районах.

Таким образом, финансовая политика регионов призвана обеспечить целостность экономической стратегии развития Российской Федерации и устойчивость государства [7].

Формы и инструменты реализации финансовой политики регионального уровня

Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают осуществление и разработка федеральных целевых программ экономического и социального развития отдельных регионов, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.

Наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием основными формами реализации региональной финансовой политики выступают:

• участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием контрактной и конкурсной систем их реализации;

• размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

• финансовая поддержка развития высоких технологий и наукоемких производств;

• создание финансовых условий для формирования технополисов и свободных экономических зон в регионах, которые имеют развитую инфраструктуру и высокий кадровый и научный потенциал;

• финансовое содействие среднему и малому бизнесу. Страница 7 из 11

Вестник Евразийской науки 2020, №1, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 1, Vol 12 https://esj.today

Формирование и реализация региональной финансовой политики основывается на достаточно широкой законодательной базе, которая определяется спецификой федеративного государственного устройства Российской Федерации [8]. Весь перечень документов, регламентирующих проведение региональной финансовой политики, можно разделить по двум критериям:

• по уровню власти, разрабатывающему документ;

• по срокам действия документа (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

Обобщение документов, определяющих проведение региональной финансовой политики, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Комплекс документов, регламентирующих процесс проведения региональной финансовой политики

Временной ^-.диапазон Уровень^\^ документа Документы долгосрочного характера Документы среднесрочного характера Документы краткосрочного характера

Документы федерального уровня Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, ФЗ «Об инвестиционной деятельности», Стратегия развития государства Бюджетное послание Президента РФ, ФЗ о федеральном бюджете Бюджетное послание Президента РФ, ФЗ о федеральном бюджете

Документы уровня федерального округа Стратегия развития федерального округа

Документы регионального уровня Стратегия развития региона, стратегия развития муниципальных образований региона, региональные законы, регулирующие инвестиционную деятельность Программа социально-экономического развития региона, Бюджетное послание главы региона, закон о региональном бюджете, Концепция региональной финансовой политики Бюджетное послание главы региона, закон о региональном бюджете, региональные законы о льготах, налоговых ставках

Документы местного уровня Постановление о местном бюджете, акты о льготах, налоговых ставках

Составлено автором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между охарактеризованными в представленной таблице программными документами должна отслеживаться взаимозависимость и взаимосвязь, предопределяющая реализацию и формирование политики финансового характера как комплексного вида политики. Документом же, непосредственно регулирующим проведение финансовой политики, должна выступать Концепция региональной финансовой политики, включающая в себя следующие блоки, а именно:

1. Анализ формирования и реализации финансовой политики региона в предыдущих периодах.

2. Постановка цели и задач финансовой политики субъекта федерации в плановом периоде в целом и в разрезе отдельных видов политики.

3. Выявление приоритетных направлений региональной политики финансового характера и определение взаимосвязи между этими направлениями.

4. Обоснование возможностей и характеристика инструментов реализации финансовой политики [9].

Алгоритм формирования Концепции финансовой политики регионального уровня в виде схемы отражен на рисунке 3.

1.Формирование концепции региональной финансовой политики

2.Прогноз потребности в финансовых ресурсах исходя из целей и задач региональной финансовой

Начало этапа реализации региональной финансовой политики

Оптимизация параметров отдельных видов региональной финансовой политики

З.Прогноз обеспеченности

региональными финансовыми ресурсами

4. Сравнительный анализ потребности и обеспеченности финансовыми ресурсами

Потребность удовлетворена

Рисунок 3. Алгоритм формирования Концепции региональной финансовой политики (рисунок автора)

Следует также отметить, что в качестве факторов, детерминирующих процесс формирования и реализации финансовой политики на уровне региона, могут выступать такие как:

• имеющиеся конкурентные преимущества региона;

• отработка процесса управления инвестиционной привлекательностью региона;

• формирование финансовой инфраструктуры инвестиционного характера посредством осуществления взаимодействия с российскими и международными венчурными фондами и коммерческими банками [10];

• развитие в регионе государственно-частного партнерства;

• поддержка на уровне региональной экономики инновационных видов финансовой деятельности;

• рациональное управление финансовыми ресурсами;

• обеспечение устойчивости регионального бюджета и его сбалансированности в долгосрочной перспективе;

• модернизация бюджетного процесса посредством использования на практике программно-целевого подхода;

• экономический интерес субъектов и объектов политического процесса регионального уровня.

Анализ факторов, влияющих на формирование финансовой политики регионального уровня, позволяет определить направления, перспективы, способы и формы процесса реализации финансовой политики региона в условиях нестабильной экономической ситуации, что, в конечном счете, содействует росту уровня финансовой безопасности регионального формата.

Итак, полномасштабное формирование эффективной системы финансовой безопасности, как на уровне государства, так и на уровне отдельных его регионов, является не только важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности различных иерархических уровней, но и одновременно своеобразным двигателем экономики, как макро-так и мезоуровня. При этом основной акцент в процессе управления финансовой безопасностью должен быть сделан на целенаправленном анализе и реализации финансовой политики, ориентированной на решение основных финансово-экономических проблем с учетом определяющий взаимосвязей, имеющих место между всеми элементами финансовой системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Митина И.А. Инновационная составляющая экономической безопасности. -Экономические проблемы России и региона: Ученые зап. / РГЭУ «РИНХ». -Ростов н/Д, 2007. - 138 с.

2. Сербиновский Б.Ю., Россинская М.В., Тяглов С.Г. Экономическая безопасность региона. - Ростов н/Д: Из-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2002. - 136 с.

3. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности). - Монография. - Киров: ФГБОУ ВО«ВятГУ», 2015 -239 с.

4. Иванова Н.Г. Финансовая политика: вопросы методологии и современной Российской практики // Финансы: теория и практика. - 2014, - №1. - С. 64-73.

5. Зенченок С.В., Вартанова М.П. Обеспечение финансовой безопасности региона в условиях санкций и экономического кризиса // Экономика, предпринимательство и право. - 2019, - том 9. - №4. - с. 257-270.

6. Гринкевич Л.С. Современная региональная финансовая политика: содержание и принципы формирования // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2009, - №3(7), - С. 55-60.

7. Шевченоко И.В., Черненко А.Д. Современный генезис финансовой политики региона в обеспечении экономической безопасности государства // Экономика: теория и практика. - 2019, - №4 (56), - С. 3-9.

8. Колесова А.С. Финансовая политика субъекта Российской Федерации: цели, ресурсы и пути // Финансы. - 2013 - №9. - С. 17-23.

9. Митина И.А., Челышева Э.А. Финансовая политика региона и особенности ее реализации // Вестник Евразийской науки, - 2018, - №1. https://esj.today/PDF/51ECVN118.pdf (доступ свободный).

10. Савон И.В., Митина И.А., Maslova L. Процесс оздоровления инвестиционного комплекса и возможности его регулирования в региональном формате. - В сборнике: Управление и экономическая безопасность: страна, регион, предприятие. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2019. С. 58-63.

Mitina Irina Aleksandrovna

Rostov state university of economics, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: mirinayao31@yandex.ru

Zybarev Sergey Vladimirovich

Russian customs academy Rostov branch, Rostov-on-Don, Russia E-mail: svzubr@mail.ru

Savon Igor Vitalievich

Rostov state university of economics, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: isavon@mail.ru

Financial policy as a basis for achieving financial security of the state and the region

Abstract. The article is devoted to the problem of achieving financial security at the macroeconomic and regional level, which acts as a structural component of the economic security system.

The essence of the category "economic security" is closely related to the concepts of "sustainability" and "development", since the more stable the socio-economic system, the ratio of its production and financial and banking sectors, showing their progressive development, the more viable the economy, and therefore , and its safety rating is really high. At the same time, the category of "economic security" is internally heterogeneous and the leading value in its structure belongs to financial security. In turn, achieving the necessary level of financial security of the economy of any hierarchical level implies the implementation in practice of an active, progressive and focused financial policy.

The article describes the features of the implementation of financial policies at the macroeconomic and regional level, defines their goals, objectives and significance for the progressive development of both the national economy as a whole and the economy of individual regions. The authors of the article concluded that further economic development is determined by existing problems in the field of financial security, and a classification of such problems is proposed.

The article defines the existing conditions for achieving the required level of financial security, both at the state level and at the regional level through a focused analysis and implementation of financial policies aimed at solving the main financial and economic problems, taking into account the determining relationships that exist between all elements of the financial system.

Particular emphasis in the article is placed on the characterization of regional financial policy as the basis of the financial security of the region and the algorithm for the formation of its concept is considered, and the possibilities of its practical implementation are named.

Keywords: national security; economic security; economic security structure; financial security; financial system; financial public policy; financial policy of the region

53ECVN12G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.