Научная статья на тему 'Финансовая политика организации, ее виды, инструменты формирования и реализации'

Финансовая политика организации, ее виды, инструменты формирования и реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6553
1102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров А.С.

В статье систематизировано и расширено определение финансовой политики как части экономической политики, направленной на обоснование и выбор эффективных вариантов развития финансово-экономических процессов, сформулированы ее цель, задачи, виды и инструменты. Формирование финансовой политики организации следует связывать с выбором критериев, методов, моделей и инструментов управления финансово-экономическими процессами в соответствии с целями и условиями осуществления последних. Относительно полную совокупность видов финансовой политики удается представить, классифицировав их по таким признакам, как элементы объекта управления и виды деятельности организации. Систематизация состава финансовых инструментов позволяет выделить группы, предназначенные для привлечения, перераспределения финансовых ресурсов, а также обеспечения обязательств и предупреждения риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая политика организации, ее виды, инструменты формирования и реализации»

Финансовый менеджмент

финансовая политика организации, ее виды, инструменты формирования

и реализации

А.С. мАкАРоВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового менеджмента Нижегородского филиала Государственного университета

Высшая школа экономики

В настоящее время термин «политика» (греч. роШка — государственные или общественные дела) приобрел общесистемное значение и его использование связывается с определением целей, задач, видов и способов деятельности в сфере государственной власти, общественной жизни и управлении хозяйствующими субъектами. В общем смысле политика трактуется как образ действий, направленных на достижение чего-либо. Политика организации учеными представляется в качестве части системы управления и средства достижения равновесия между предприятием и окружающей средой в процессе функционирования субъекта. Политика—это совокупность законов предприятия, определяющих пропорции развития внутри и вне него и устанавливающих ценности, нормы и идеалы, обязательные в деятельности предприятия.

Совокупность мер в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта продуктов труда рассматривается в качестве экономической политики. В содержании экономической политики как государства, так и организации практически все авторы выделяют финансовую политику.

В специальной литературе представлены различные определения финансовой политики организации, которые, по мнению автора, следует подразделить на сформулированные с различных позиций управления: идеологии и целевых установок, принципов и норм, технологии принятия и состава управленческих решений. В первом аспекте финансовая политика рассматривается в качестве финансовой идеологии организации, системы взглядов, целевых установок и способов адаптации и развития финансов компании для достижения ее целей, заключается в постановке

целей и задач финансового управления, в определении и использовании средств ее реализации [10, 11]. Во втором аспекте финансовая политика представляется совокупностью норм и условий управления денежным капиталом, системой экономических отношений в бизнесе, принципов управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта и нормативных уровней показателей финансово-экономического развития [6]. В третьем аспекте финансовая политика организации выражает совокупность мероприятий (решений) по использованию финансов для осуществления организацией функций и задач, качественно определенного направления развития, установления системы взаимоотношений организации во внутренней и внешней среде [11,12].

Финансовая политика организации относительно денежных отношений организации представляется как политика «в узком смысле». С позиций финансовых отношений в целом финансовая политика рассматривается «в широком смысле».

Финансовая политика организации подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Первая направлена на финансовые отношения и процессы внутри организации, вторая — предполагает использование возможностей финансового рынка для развития организации. По фактору времени различаются такие виды финансовой политики, как долгосрочная и краткосрочная. Краткосрочная финансовая политика организации направлена на решение текущих финансовых проблем, позволяет улучшить финансовое состояние фирмы и повысить ее финансовую устойчивость в короткие сроки.

Автором настоящей статьи финансовая политика организации рассматривается как часть эко-

номической политики хозяйствующего субъекта, которая определяет целевые установки, условия и варианты развития финансово-экономических процессов, задачи, критерии, методы и модели управления финансами организации, инструменты реализации управленческих решений на различных стадиях функционирования субъекта. В настоящее время в специальной литературе неоднозначно определены цели и задачи финансовой политики организации, а также цели и задачи ее разработки.

В диссертационной работе О. В. Веретеннико-вой основной целью финансовой политики определено укрепление конкурентоспособности хозяйствующего субъекта при обеспечении заданного уровня рентабельности, ликвидности и платежеспособности, повышение инвестиционной привлекательности и, соответственно, стоимости бизнеса.

Основными целями финансовой политики организации в учебном пособии под ред. проф. В. А. Слепова названы:

1) максимизация прибыли;

2) оптимизация структуры капитала компании и обеспечение ее финансовой устойчивости;

3) достижение информационной прозрачности финансово-экономического состояния организации для собственников, инвесторов, кредиторов;

4) обеспечение инвестиционной привлекательности организации;

5) создание эффективного механизма управления организацией на основе диагностики финансового состояния, выбора стратегических целей деятельности компании и поиска путей их достижения;

6) повышение уровня капитализации компании;

7) повышение конкурентоспособности и усиление позиции фирмы на рынке.

Формулировками, аналогичными приведенным в п. 1) — 5), в методических указаниях по реформированию предприятий [9, п. 3 разд. IV] выражены задачи разработки финансовой политики организации, к которым отнесено также определение предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Наряду с задачами разработки финансовой политики в специальной литературе названы задачи финансовой политики, такие как: обеспечение источниками финансирования производства; недопущение убытков и увеличение массы прибыли; выбор направлений и оптимизация структуры производства; минимизация финансовых рисков; рациональное вложение финансовых потоков, полученной

прибыли; поиск резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости организации; минимизация расходов; рост объемов производства и реализации и т. д. Цель финансовой политики организации, по нашему мнению, состоит в оптимизации управления финансами хозяйствующего субъекта, его финансовыми ресурсами, доходами, расходами и финансовыми результатами.

Авторами научных публикаций представлены определения целей не только финансовой политики организации, но и ее формирования (разработки). Цель разработки финансовой политики организации, по мнению О. В. Веретенниковой, заключается в установлении принципов и условий ее формирования, а также показателей, позволяющих оценить ее реализацию.

Ключевой целью разработки финансовой политики организации, в интерпретации В. А. Щербакова и Е. А. Приходько, является создание рациональной системы управления финансовымиресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач ее деятельности, оптимизация решений финансирования и инвестирования. Согласно Методическим указаниям по реформированию предприятий [9, п. 2 разд. IV] целью разработки финансовой политики предприятия признается построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей деятельности хозяйствующего субъекта.

Последнее определение цели формирования финансовой политики организации охватывает в качестве объекта систему управления финансами в целом и не ограничивается финансовыми ресурсами. В этом определении, по нашему мнению, корректно раскрыто соотношение целей разработки финансовой политики организации и целей деятельности хозяйствующего субъекта.

С позиций взаимосвязей между финансовым менеджментом и финансовой политикой организации управление финансами представляется в качестве процесса реализации финансовой политики организации. Разработка финансовой политики и ее реализация на основе соответствующих методов, финансовых инструментов и практических приемов относится к финансовому менеджменту, содержание и основная целевая установка которого — максимизация богатства владельцев фирмы с помощью рациональной финансовой политики [10].

Изложенное выше позволяет заключить, что формирование финансовой политики организации

связано с выбором критериев, методов, моделей и инструментов управления финансово-экономическими процессами в соответствии с целями и ус-

ловиями осуществления последних. Критерии управления финансово-экономическими процессами и составляющими их элементами предназначены для определения и оценки последствий альтернативных вариантов решений. Отметим, что наряду с критериями управления в специальной литературе выделяются используемые при формировании и анализе финансовой политики организации критерии оценки ее эффективности — целесообразности, обоснованности, оптимальности. Метод трактуется как прием, способ воздействия субъекта управления на объекты для достижения поставленной цели. Принятие управленческих решений базируется на использовании не только критериев и методов управления, но и предполагает наличие моделей, описывающих функционирование хозяйствующего субъекта. Понятие «инструмент» происходит от латинского «т&гитепШт» — орудие и рассматривается в качестве орудия человеческого труда или исполнительного механизма машины, средств управления, реализации управленческих решений, достижения цели. Использование финансовых инструментов способствует достижению преимущественно финансовых целей предпринимательской деятельности организации.

В составе финансовой политики организации выделяются: дивидендная, инвестиционная, кредитная, налоговая, ценовая политики, политика управления оборотными активами, кредиторской задолженностью, текущей ликвидностью и платежеспособностью, политика формирования и распределения прибыли и др. Некоторые авторы [5] инвестиционную, эмиссионную, дивидендную политики наряду с финансовой рассматривают в качестве самостоятельных элементов в системе управления финансами предприятия в связи с большим спектром вопросов реализации этих звеньев системы управления финансами. При этом отмечается, что дивидендная, эмиссионная, инвестиционная политики, а также управление портфелем ценных бумаг могут рассматриваться и как составные части общей финансовой политики организации.

В методических указаниях по реформированию предприятий и в других источниках специальной литературы [9,11 и др.] выделены не виды финансовой политики организации, а направления ее разработки, в составе которых названы политики: кредитная, амортизационная, дивидендная, управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью, издержками.

Анализ состава и определений видов финансовой политики организации дает основания за-

ключить, что в настоящее время не установлены критерии выделения ее видов. Структура и содержание определений неоднородны, отражают либо цель соответствующего вида финансовой политики организации, либо управленческие решения по реализации элементов финансовой политики (система мер, система действий, комплекс решений), или процессы формирования (выбора) решений, а также сочетания названных признаков. К примеру, различными авторами идентично трактуется назначение дивидендной политики, направленной на установление пропорций в распределении чистой прибыли между реинвестированием и использованием; ее формирование связывается с понятиями «решения», «выбор», «механизм». Некоторые виды финансовой политики организации, такие как политики управления оборотным капиталом (в том числе запасами), кредиторской задолженностью, политика инвестиционная, формирования и распределения прибыли и связанная с ней дивидендная политика, соответствуют элементам финансово-экономических процессов деятельности организации, к которым относятся активы, источники финансирования, финансовые результаты, хозяйственные операции, их совокупности. Однако названным критериям не отвечают налоговая и ценовая политики. Некоторыми учеными [6] ценовая политика относится к сфере маркетинга, а не финансов.

Определения инвестиционной политики организации раскрывают направления инвестирования (капитальные, финансовые вложения, инновационные инвестиции), отражают связанные с инвестированием решения (выбор принципов слияния, поглощения или выкупа; эффективных форм инвестирования; источников финансирования инвестиций; критериев эффективности инвестиций).

Кредитная политика в представлении ряда авторов обусловливается отношениями с покупателями, управлением дебиторской задолженностью покупателей и относится к политике управления оборотными активами организации наряду с управлением запасами, денежными средствами, краткосрочными финансовыми вложениями. Другими авторами кредитная политика рассматривается также в связи с привлечением заемных источников финансирования в составе политики управления пассивами организации. В некоторых источниках специальной литературы проблемы управления источниками финансирования оборотных активов относятся к политике управления текущими активами. Таким образом, отсутствует четкость в определении понятия и назначения кредитной политики организации.

Выделение политики управления текущей ликвидностью и платежеспособностью организации в трактовке О. В. Веретенниковой, а также политики организации в расчетных операциях в интерпретации В. А. Чернова, на наш взгляд, порождает дублирование с содержанием политики управления денежными средствами.

В определении политики формирования прибыли выделены политики управления доходами и расходами, которые целесообразно рассматривать в качестве самостоятельных видов финансовой политики организации. Объединение налоговой и дивидендной политик в составе политики распределения прибыли между государством, собственниками и менеджерами приводит к дублированию содержания различных видов финансовой политики. Налоговые платежи обусловлены не только показателями прибыли, в связи с чем необоснованно налоговую политику относить к политике формирования и распределения прибыли.

В ряде публикаций [9, 10, 12 и др.] учетная, а в некоторых случаях и договорная политика, рассматриваются в качестве составной части финансовой политики организации. По нашему мнению, отнесение к финансовой политике способов организации и ведения учета влечет за собой ограничение универсального организационно-методического назначения учетной политики в финансовом, управленческом учете и налогообложении. Назначение договоров не ограничивается целями реализации финансовой политики организации.

Для систематизации видов финансовой политики организации, обоснования связанных с их формированием задач целесообразно исходить из структуры финансово-экономических процессов, состава их элементов, являющихся объектами финансового менеджмента и финансовой политики. Отметим, что в специальной литературе объекты финансового управления и финансовой политики представляются неоднозначно. К объектам управления финансами организации относятся финансовые ресурсы, источники финансовых ресурсов и финансовые отношения [10]. В качестве объектов финансовой политики организации рассматриваются не только финансовые ресурсы, но и хозяйственная система, ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами,

денежный оборот хозяйствующего субъекта, характеризующий направления поступления и выплат денежных средств, их источники [12]. Основным объектом финансовой политики организации признаются финансовые потоки, которые разделяются по трем видам деятельности:

1) текущей;

2) инвестиционной;

3) финансовой [11].

Согласно представленной на рис. 1 структуре финансово-экономических процессов, составу и взаимосвязям их элементов финансовая политика организации охватывает такие ее виды, как политика управления финансовыми ресурсами (активами и пассивами), финансовыми результатами (доходами (расходами), прибылями (убытками), стоимостью бизнеса), хозяйственными операциями, их совокупностями, отражающими финансовые отношения по видам деятельности организации. Следует отметить, что движением финансовых ресурсов, формированием финансовых результатов, изменением стоимости бизнеса сопровождаются операции не только текущей (операционной, производственной), инвестиционной деятельности и финансовой деятельности организации, но и процессов снабжения, сбыта и других предметных аспектов функционирования хозяйствующих субъектов.

В табл. 1 отражены виды финансовой политики организации, направленные на управление финансовыми ресурсами и финансовыми результатами в процессах деятельности организации. Для сокращения объема таблицы некоторые источники финансирования и финансовые результаты представлены укрупненно. Идентификаторы в клетках таблицы, повторяющие порядковые номера строк и столбцов, соответствуют видам финансовой политики организации.

Рис. 1. Состав и взаимосвязи элементов финансово-экономических процессов деятельности организации

Таблица 1

Виды финансовой политики организации

Политика управления финансовыми ресурсами и финансовыми результа-

Финансовые тами

ресурсы и финансовые по видам деятельности организации:

результаты инвестици- снабжен- производ- сбытовой иннова- финансовой

онной ческой ственной ционной и пр.

А 1 2 3 4 5 6

100.Финансовые ресурсы 1001 1002 1003 1004 1005 1006

110.Внеоборотные активы 1101 1102 1103 1104 1105 1106

111.Основные средства 1111 1112 1113 1114 1115 1116

112.Нематериаль-ные активы 1121 1122 1123 1124 1125 1126

113.Доходные вложения в материальные 1131 1132 1133 1134 1135 1136

ценности

114.Вложения во внеоборотные активы 1141 1142 1143 1144 1145 1146

115.Прочие внеоборотные активы 1151 1152 1153 1154 1155 1156

120.0боротные активы 1201 1202 1203 1204 1205 1206

121.Материально-производственные запасы 1211 1212 1213 1214 1215 1216

122.Незавершенное производство 1221 1222 1223 1224 1225 1226

123.Дебиторская задолженность 1231 1232 1233 1234 1235 1236

124.Денежные средства 1241 1242 1243 1244 1245 1246

125.Финансовые вложения 1251 1252 1253 1254 1255 1256

126.Прочие оборотные активы 1261 1262 1263 1264 1265 1266

130.Собственный капитал 1301 1302 1303 1304 1305 1306

140.3аемные средства 1401 1402 1403 1404 1405 1406

200.Финансовые результаты 2001 2002 2003 2004 2005 2006

210.Доходы 2101 2102 2103 2104 2105 2106

220.Расходы 2201 2202 2203 2204 2205 2206

230.Прибыли (убытки) 2301 2302 2303 2304 2305 2306

240.Стоимость бизнеса 2401 2402 2403 2404 2405 2406

К примеру, кодовое обозначение 1101 соответствует финансовой политике управления внеоборотными активами в инвестиционной деятельности.

Аналогично формируются наименования иных видов финансовой политики организации. Строки рассматриваемой таблицы характеризуют содержание финансовой политики организации по видам финансовых ресурсов и финансовых результатов; столбцы раскрывают содержание финансовой политики организации по направлениям деятельности организации. Разукрупнение финансовых ресурсов и финансовых результатов согласно их классификации, а также раскрытие структуры процессов деятельности организации позволят конкретизировать виды финансовой политики.

Изложенный выше подход к систематизации разновидностей финансовой политики организации позволяет обосновать целесообразность выделения предлагаемых в специальной литературе [11 и др.] разновидностей финансовой политики в управлении операционной, финансовой деятельностью, операциями с ценными бумагами, человеческими ресурсами и др. Вместе с тем финансовая политика в расчетных операциях, налоговая и ценовая не соответствуют представленным на рис. 1 объектам финансово-эко-

номических процессов. Системы и формы расчетов, налоговую систему и ценообразование наряду с оценкой следует отнести не к видам финансовой политики организации, а к инструментам ее формирования и реализации. Это позволит дифференцировать функциональную и обеспечивающую (инструментальную) структуры финансовой политики.

Задачами разработки финансовой политики организации является выбор критериев, методов, моделей и инструментов управления финансовыми ресурсами и финансовыми результатами деятельности организации как в целом, так и по видам.

Для формирования и реализации финансовой политики организации используются финансовые инструменты. В табл. 2 приведен состав финансовых инструментов в представлении различных авторов, а также согласно нормативным актам.

Финансовые инструменты по назначению целесообразно классифицировать на группы, характеризующие средства привлечения, перераспределения финансовых ресурсов, обеспечения выполнения обязательств и предупреждения риска (рис. 2).

Группы финансовых инструментов взаимосвязаны между собой:

• оценка и ценообразование, формы расчетов, налоговая система как инструменты перераспределения ресурсов используются при реализации различных вариантов привлечения ресурсов;

• выделенные способы обеспечения исполнения обязательств и предупреждения риска применимы к инструментам как привлечения, так и перераспределения ресурсов.

Финансовые инст

К примеру, в фундаментальной работе Р. Брейли и С. Майерса «Принципы корпоративных финансов» рассматриваются риски различных способов привлечения ресурсов: портфелей казначейских векселей, долгосрочных облигаций правительства, корпоративных облигаций и обыкновенных акций, портфелей ценных бумаг, кредитов и займов. Потоки денежных средств испытывают влияние непредска-

Таблица 2

генты организации

Финансовые инструменты Источники специальной литературы:

1 2 3 7 11

1. Первичные финансовые инструменты

1.1. Собственные акции (обыкновенные и привилегированные) + +

1.2. Облигации: + + +

• необеспеченные с фондом погашения +

• субординированные необеспеченные +

• конвертируемые субординированные необеспеченные +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• евроконвертируемые +

• промышленного развития +

2. Производные финансовые инструменты (деривативы) +

2.1. Финансовые опционы, варранты + + +

2.2. Фьючерсы + +

2.3. Форвардные контракты + +

2.4. Свопы + +

2.4.1. Процентные свопы +

2.4.2. Валютные свопы +

2.4.3. Кредитные свопы +

3. Финансовые инструменты денежного рынка

3.1. Векселя +

3.2. Банковские депозиты и депозитные сертификаты +

3.3. Кредиты и займы: + + + +

• необеспеченные

• обеспеченные

• кредитная линия (револьверный кредит)

• прочие

3.4. Банковские акцепты +

3.5. Переуступка прав +

3.6. Соглашение о продаже с обратной покупкой +

4. Финансовые инструменты, рассматриваемые на международ-

ном уровне

4.1. Таможенные тарифы +

4.2. Мировые валюты +

4.3. Международные инструменты фондового рынка +

4.4. Международные резервные и другие финансовые фонды +

4.5. Международные инструменты денежного рынка: +

• евродолларовые и долларовые депозиты

• депозитные сертификаты

• кредиты

5. Прочие

5.1. Аренда, лизинг + +

5.2. Франчайзинг +

5.3. Финансовый мониторинг +

5.4. Страхование, хеджирование финансовых рисков + +

5.5. Залог +

5.6. Формы расчетов +

5.7. Налоговая система +

1. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ

1.1. Оценка, ценообразование;

1.2. Формы расчетов и виды денег;

1.3. Налоговая система;

1.4. Прочие.

2. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РЕСУРСОВ

2.1. Формы

кредитования

3. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РИСКОВ:

3.1. Страхование и хеджирование;

3.2. Залог;

3.3. Траст;

3.4. Гарантийныеобязательства;

3.6. Резервирование;

3.7. Прочие

2.3. Арендные отношения:

2.3.1. Текущая аренда;

2.3.2. Лизинг;

2.3.3. Франчайзинг;

2.4. Прочие

ких решений (операционный рычаг, финансовый рычаг) [1,11].

Выбор вариантов учетной и договорной политики оказывает влияние на значения показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, бухгалтерской и налоговой отчетности, на решения в области управления финансовыми ресурсами и финансовыми результатами в различных сферах деятельности. Однако назначение выбора вариантов организации и ведения бухгалтерского и налогового учета, способов договорных отношений не исчерпывается формированием финансовой политики организации, что дает основания учетную и договорную политики рассматривать не только в качестве самостоятельных элементов управления, но и признать инструментами формирования финансовой политики организации.

Литература

Рис. 2. Состав и взаимосвязи финансовых инструментов

зуемых изменений цен продажи, налоговых ставок и других переменных. Некоторые риски можно хеджировать, используя опционы, фьючерсы, форвардные контракты, свопы и другие финансовые инструменты. В рассматриваемой работе раскрываются некоторые взаимосвязи финансовых решений и финансовых инструментов, в частности влияние системы налогообложения и способов начисления налоговой амортизации на потоки денежных средств и показатели приведенной стоимости [4].

Воздействие финансовых инструментов на финансовый механизм организации, осуществляемое в ходе формирования и реализации финансовой политики организации, осуществляется, в частности, через финансовые рычаги (средства воздействия). К последним целесообразно отнести нормы амортизационных отчислений, ставки финансовых санкций, цены продукции и ресурсов, арендная плата, ставки процентов, дивидендов, дисконтов, валютные курсы, таможенные пошлины, тарифные ставки и оклады, ставки налогов и льгот и др. Некоторыми авторами финансовые рычаги интерпретируются не только как средства воздействия управляющей системы на деятельность организации, но и в качестве финансовых показателей — критериев анализа (прибыль, доход), способов и приемов принятия управленчес-

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы и статистика, 1994. Бобылева А. З. Финансовые управленческие технологии: Учебник. - М.: Инфра-М, 2004. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А. Н. Аз-рилияна, — М.: «Институт новой экономики», 1999. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997.

Бурцев В. В. Управленческий аудит финансовой политики организации / Аудиторские ведомости. 2000. № 6. С. 22 — 34.

Веретенникова О. Б. Финансовая политика хозяйствующих субъектов [Электронный ресурс]: Дис.... д-ра экон. наук: 08.00.10. — М.: РГБ, 2005. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1999. Лихачева О. Н, Щуров С. А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. И. Я. Лукасевича. — М.: Вузовский учебник, 2007.

Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций). Приказ Минэкономики России от 01.10.1997 № 118.

Слепов В. А., Громова Е. И., Кери И. Т. Финансовая политика компании: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. А. Слепова. — М.: Экономистъ, 2005. Чернов В. А. Финансовая политика организации: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М. И. Баканова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Щербаков В. А., Приходько Е. А. Краткосрочная финансовая политика. — М.: КНОРУС, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.