УДК 336.6 ББК 65.261.91 М 74
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
(Рецензирована)
Мокропуло Анастасия Александровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (938) 405 32 40, e-mail: [email protected].
Аннотация. Проведение политики импортозамещения сдерживается рядом факторов, к основным из которых относится финансовая нестабильность, низкий производственный потенциал предприятий, неблагоприятная внешнеполитическая среда. Для активизации внедрения государственной политики импортозамещения неопходимо переориентироваться на повышение эффективности. В свою очередь критерием эффективности в современных условиях может выступить финансовое обеспечение, финансовые инструменты, спроси и предложение на импортозамещение, конкурентоспобность продукции, качество жизни и прочее. В целях повышения эффективности государственной политики импортозамещения необходимо внедрить систему институциональных преобразований, обеспечить макроэкономическую стабильность, повысить производственный потенциал страны, обеспечить продовольственную и, в целом экономическую безопасность, снизить конъюнктурные колебания.
Ключевые слова: промышленное предприятие, государственная политика импортозамещения, капитал, конкурентоспобность, инвестиционная привлекательность, промышленная политика, риск, банк, санкции, кредитование, качество жизни.
PROBLEMS OF STATE POLICY FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES IMPORT SUBSTITUTION
Mokropulo Anastasia Aleksandrovna,
candidate of economic sciences, associate professor of Department of finance and credit of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (938) 405 32 40, e-mail: [email protected]
Summary. Carrying out the import substitution policy is constrained by several factors, the main of which include financial instability, low production capacity of enterprises, unfavorable foreign policy Wednesday. To enable the implementation of the state policy of import substitution neophodimo reoriented to increase the efficiency. In turn, the effectiveness criterion in modern conditions may make financial provision, financial instruments, supply and demand for import substitution, product competitiveness, quality of life and so on. In order to improve the effectiveness of state policy of import substitution is necessary to introduce a system of institutional reforms to ensure macroeconomic stability, to increase the productive capacity of the country to ensure food and economic security in general, to reduce market fluctuations.
Keywords: industrial enterprise, public policy of importzamehenie, capital, konkurentosposobnost, investment attractiveness, industrial politics, risk, bank, approvals, crediting, quality of life.
Одним из перспективных направлений развития экономики России является государственная политика импортозамещения, которая неразрывно связана с формированием и реализаций импортозамещающей модели промышленной политики
государства. Активное проведение политики импортозамещения сдерживается рядом факторов, к основным из которых относится финансовая нестабильность, низкий производственный потенциал предприятий, неблагоприятная внешне-
политическая среда. Для активизации внедрения государственной политики импортозамещения не-опходимо переориентироваться на повышение эффективности. В свою очередь критерием эффективности в современных условиях может выступить финансовое обеспечение, финансовые инструменты, спроси и предложение на импортозамещение, конкурентоспобность продукции, качество жизни и прочее. В целях повышения эффективности государственной политики импортозамещения необходимо внедрить систему институциональных преобразований, обеспечить макроэкономическую стабильность, повысить производственный потенциал страны, обеспечить продовольственную и, в целом экономическую безопасность, снизить конъюнктурные колебания.
Развитие системы банковского кредитования в России является одним из перспективных направлений экономической стабильности страны. В современных условиях хозяйствования, в условиях внешнеэкономической напряженности, санкций со стороны Запада многие субъекты экономики находятся в условиях неопределённости, подвержены неблагоприятным колебаниям валют. Следует также отметить резкое повышение цен на товары, в том числе и на продовольственные, на услуги, снижений курса национальной валюты, ограничения на внешнюю торговлю.
Безусловно, что приоритетным направлением в решении этих вопросов должна стать государственная политика импортозамещения, но в основе ее реализации лежит грамотная и эффективная система банковского кредитования. Именно кредит становится основным двигателем и индикатором всего рынка ссудных капиталов, поскольку временно свободные денежные средства государства, регионов, отраслей, предприятий, организаций и населения аккумулируются в кредитные потоки и перенаправляются субъектам хозяйствования на принципах срочности, платности, возвратности и риска.
Экономические отношения, возникающие в процессе кредитования, регламентированы различными нормами права, которые учитывают территориальные, отраслевые и финансовые особенности. Как указано выше кредитное отношения строятся на ряде основных принципов, также к ним можно отнести обеспеченность и целевое использование. (1)
Как правило, кредиты коммерческие банки выдают строго на определенные цели. Если этот принцип не выполняется, нарушается вся система кредитования, а, следовательно, возможно использование различных ограничительных и запретительных мер.
Проанализируем основные показатели банковского кредитования в России в 2015 году. За 12 месяце 2015 года объемы банковских активов увеличились с 77,7 до 79,0 трлн.руб., то есть на 1,67%. Объем совокупного кредитования экономике вырос с 40,9 до 43,0 трлн.руб. (на 5,13%). Вклады населения выросли с 18,6 до 21,5 трлн.руб. (на 15,59%). Анализируя структуру кредитов, можно отметить, что объем банковского кредитования предприятиям вырос на 9,4%, в то время как кредитование населения напротив сократилось на 5,9%. В течении 2016 года рос объем просроченной задолженности (на 11,2%), причем наибольшее количество неплатежей приходится, по-прежнему, на юридические лица.
Минимальные резервные требования коммерческих банков увеличивались в течении всего года. Система межбанковского кредитования также отмечает активизацию, здесь рост составил 13,4%. Объем ценных бумаг вырос на 16%, в том числе долговые на 13%. Депозиты и средства на счетах организаций выросли на 7,2%. объем рефинансирования ЦБ РФ снизился на 17,4%, а объем депозитов государства, размещенных в коммерческих банках вырос на 8,2%.
Далее проанализируем общее состояние кредитных организаций в 2013-2015 годах. В 2015 году совокупная прибыль коммерческих банков составила 265 трлн.руб., что 729 трлн.руб. меньше, чем в 2013 году.
Неблагоприятные для России внешнеэкономические санкции со стороны Европы и США ограничили доступ к сетевым информационным технологиям, мировым финансовым рынкам и, следовательно, к валютному финансированию. Прошло более года с тех пор и Россия активно включилась в процесс замещения импортных товаров отечественными аналогами. В целях реализации данного направления была создана Правительственная комиссия по импортозамещению. К основным задачам этой комиссии можно отнести создание условий для развития отечественного производства, особенно это касается пищевой, легкой, химической промышленности, машиностроения, фармацевтики и т.д. Большинство отраслей народного хозяйства активно включились в процесс активизации импортозамещения (пищевая и перерабатывающая промышленность), но значительных результатов пока не достигли. Мировое экономическое сообщество также относится к активной политике критично. Это объясняется тем, что политика импортозамещения по сути искажает принципы рыночной экономики, свободной конкуренции и инвестиционной деятельности. Тем не менее, при всех своих недостатках полити-
ка импортозамещения во многих странах доказала свою состоятельность. Примером может служить промышленная политика, реализуемая в странах Латинской Америки. В этих странах переформатировалась структура экономики, появились новые отрасли. В выборе отраслей приоритет отдавался в сторону импотозамещения исходя из политических причин. При этом такие критерии эффективности, как максимизация прибыли, снижение затрат производства, минимизация рисков, конкурентоспособность продукции считались второстепенными факторами.
В России на данном этапе развития складывается аналогичная ситуация. Главная задача российских промышленников переориентировать производство на активное импортозамещение, чтобы снизить влияние макроэкономических индикаторов, геополитических факторов, внешнеэкономических санкций и пр.
Начиная с конца 2014 года, часть зарубежных компаний уходит с российского рынка в связи с потерями от колебаний иностранной валюты относительно рубля, а также в связи с высокими политическими рисками. В настоящий момент наблюдается сокращение объемов иностранных инвестиций, нарушений целостности цепочек добавленной стоимости. Помимо общего ухудшения макроэкономической ситуации, в стране наблюдается снижение кредитного и инвестиционного рейтинга. Отток иностранных инвестиций из страны приводит к снижению конкурентоспособности внутренних российских компаний из-за отсутствия сопутствующих товаров, технологий, снижения стимулов к повышению качества и в целом конкурентоспособности российской промышленности.
Формирование и реализация политики импор-тозамещения началась с утвержденного Плана антикризисных мероприятий (далее «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» утвержден распоряжением правительства РФ №98-9 от 27.01.2015 года). В соответствии с этим планом выделены приоритетные отрасли, которые заменят производство импортных товаров отечественными аналогами. Критерием отбора таких отраслей стала доля импортной продукции в общем объеме внутреннего рынка. К отраслям, переключенных на политику импортозамещения, отнесли машиностроительную, сельскохозяйственную, перерабатывающую, пищевую, легкую, медицинскую, фармацевтическую и металлургическую. План антикризисных мероприятий включает в себя дорожные карты, которые подробно описывают сами возможности импортозамещения, их формы, сроки реализации, объемы и т.д. В дорожных кар-
тах описано, что основная доля проектов начнет свою реализацию в 2016-2018 годах, часть проектов уже завершится к 2020 году, при этом по отдельным отраслям будет наблюдаться доля российских аналогов 40-60% против 75-100% (с превалирующей долей импортных товаров). (3)
Внедрение государственной политики импор-тозамещения сдерживается рядом факторов, то есть условиями и особенностями внедрения проектов импортозамещения. К основным из них относят:
1 Доступность финансовых ресурсов.
2 Формирование финансовой политики предприятия.
3 Наличие устойчивого спроса на импортоза-меняющую продукцию.
4 Снижение конкуренции на товарных рынках.
5 Сложности технологического процесса.
Рассмотрим вышеперечисленные проблемы
более подробно.
Доступность финансовых ресурсов. Доступность финансовых ресурсов - категория достаточно широкая и включает в себя различные аспекты функционирования российских предприятий. Доступность денежных ресурсов определяется не только объемами финансирования, необходимого для полного запуска проекта, но и определяется эффективностью их использования. Российские проекты импортозамещения требую высоких финансовых вложений, которые ограничены доступом на мировые финансовые рынки ссудных капиталов, объемами иностранных инвестиций, высокими процентными ставками. Для минимизации указанных факторов в Российской федерации создан Фонд развития промышленности.
Формирование финансовой стратегии импор-тозамещения. Целью формирования финансовой стратегии импортозамещения является определение эффективной системы финансового менеджмента, направленной на обеспечение и достижение стратегических и тактических целей и задач.
Цели индивидуальны и характерны для каждого отдельного хозяйствующего субъекта. Промышленные хозяйствующие субъекты в условиях неопределенности и существующей экономической политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования финансовых ресурсов, удовлетворения учредителей, оптимизации производственных затрат, повышения рыночной капитализации и объемов деятельности (выручки от реализации).
Следовательно, все эти направления стратегии импортозамещения, отраженные в финансовом, бухгалтерском и управленческом типах учета, поддаются управлению через механизм финансово-
го менеджмента, определенный мировой теорией и практикой, совокупность которых и определяет финансовое планирование импортозамещения. Характерной чертой современной российской действительности является то, что для большинства хозяйствующих субъектов характерна пассивная форма финансового менеджмента, т.е. разработка и принятие решений в области финансов в виде реакции на возникающие проблем. Такая форма финансового менеджмента порождает определенные проблемы в экономических отношениях, возникающих между: хозяйствующим субъектом и финансовыми ресурсами государства; между предприятиями, процентной ставкой и эффективностью деятельности; рентабельностью собственного производства и эффективностью рынка ссудных капиталов; интересами отделов и т.д. (2)
Одной из задач стратегии импортозамещения является переход к финансовому менеджменту на основе оценки уровня финансового состояния хозяйствующего субъекта с учетом формирования стратегических и тактических целей и задач политики импортозамещения, адекватных современным условиям, и поиска путей их реализации и достижения. Итоги деятельности хозяйствующего субъекта интересуют как внешних участников (в первую очередь инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей и производителей), так и внутренних (директоров предприятия, административно-управленческий персонал, рабочих).
При формировании стратегии импортозаме-щения на производственном предприятии основными задачами формирования финансовой политики хозяйствующего субъекта являются:
- повышение прибыли хозяйствующего субъекта;
- увеличение рыночной капитализации бизнеса;
- изменение структуры и стоимости капитала хозяйствующего субъекта и обеспечение финансовой устойчивости;
- обеспечение информационной, управленческой и экономической прозрачности промышленного предприятий для учредителей бизнеса, инвесторов, государства, кредиторов и всех заинтересованных лиц;
- обеспечение ликвидности баланса и платежеспособности самого предприятия, повышение его инвестиционной привлекательности;
- оптимизация организационно-управленческого механизма управления
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- применение предприятием рыночных моделей привлечения финансовых средств.
Соответственно, в целях поддержания промышленных предприятий необходима реализация ряда мероприятий для совершенствования финансового менеджмента:
- оценка стоимости и структуры активов;
- обслуживание и изменение структуры задолженности по налоговым платежам;
- недопущение возникновения задолженности по оплате труда работников;
- недопущение бартерных расчетов;
- проведение комплексного финансового анализа предприятия, определение класса положения на рынке и разработка стратегии развития импор-тозамещения;
- изменение имущественного положения предприятия.
При формировании эффективной стратегии импортозамещения возникает проблема баланса интересов развития бизнеса, обеспечение необходимого уровня денежных средств для проведения политики импортозамещения и обеспечение высокой ликвидности и платежеспособности промышленного предприятия. (1)
К основным мероприятиям формирования стратегии импортозамещения предприятия относятся: комплексный технико-экономический и финансовый анализ предприятия; разработка эффективной ценовой, учетной, инвестиционной, дивидендной и налоговой политики; определение кредитной тактики предприятия; совершенствование системы управления оборотными и внеоборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью, управление прибылью и затратами, обоснование амортизационной политики.
Технико-экономический и финансовый анализ деятельности предприятия является первичным, так как именно он является той основой, на которой строится формирование стратегии импор-тозамещения предприятия. Оценка показателей экономического и финансового анализа строится на основании финансовой и бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед началом планового периода, то есть перед составлением отчетности, когда еще есть возможность поменять ряд статей баланса, при составлении пояснительной записки к годовому отчету. На основании результатов анализа финансового состояния осуществляется разработка основной доли стратегии импортозамещения промышленного предприятия, и от того, насколько комплексно он проведен, зависит эффективность принятия решений в области финансового менеджмента. Качество и объем финансового анализа зависит от ряда факторов, но к основным из них относятся применяемые методики, достоверность бухгалтерской
и финансовой отчетности, компетентность лица, принимающего решение в области финансового менеджмента.
Для обоснования достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности необходимо проводить аудит независимым экспертом. Итоги аудиторской проверки следует учитывать при проведении комплексного финансового и технико-экономического анализа предприятия.
Одновременно с этим необходимо постоянно контролировать квалификацию работников, ответственных за формирование стратегии импор-тозамещения, за принятие решений в области финансового менеджмента и при бюджетировании предприятия в целом и его структурных подразделений в частности, так и в других областях деятельности предприятия. Однако основное внимание следует уделить не столько методикам анализа, сколько способам обоснования его результатов и механизмам принятия управленческих решений.
ИСТОЧНИКИ:
1. Строгонова Е.И., Кушу С.О. Устойчивое развитие региональных экономических систем и крупных корпораций. // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №4-2 (57-2). - С. 326-329.
2. Ермоленко О.М., Мокропуло А.А. Формирование конкурентной банковской среды с учетом структурирования деятельности кредитной организации. // Экономика и предпринимательство. -2015. - №5-1 (58-1). - С. 1133-1138.
3. Ермоленко О.М. Инновации в коммерческих банках как процесс развития конкурентоспособности банковского сектора. // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №4-2 (57-2). - С. 753-756.