Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИИ'

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
46
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
корпорация / финансы / финансовая политика / бизнес / управление / Corporation / Finance / final policy / business / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маллаева А. А., Рябичева О. И.

В статье рассматривается такая организационно-правовая структура, как корпорация. Деятельность корпорации полностью зависит от состояния финансов. Успех в деятельности корпорации определяется финансовой политикой, в которой уделяется внимание финансовым отношениям. Финансовая политика - одна из главных сфер управленческой деятельности в структуре корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL POLICY OF THE CORPORATION

The article considers such organizational and legal structure as a Corporation. The activity of the Corporation is completely dependent on the state of Finance. The success of the Corporation is determined by the financial policy, which pays attention to financial relations. Financial policy is one of the main spheres of managerial activity in the structure of the Corporation.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИИ»

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.

3. Атоян А.Д. Конфликтология: Конспект лекций. - М.: Приор, 2010. - 64 с.

4. Волков Б.С., Волкова Н.Д. Конфликтология: Учебное пособие для вузов Изд. 3-е, испр., доп. - М.: Академический проект, 2007. - 399 с.

5. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2009. - 216 с.

6. Голубь В.Ф. Лукашева Г.С. Островский Э.В. Ратников В.П. Конфликтология: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 511 с.

УДК 336.02

Маллаева А.А. студент 3 курса экономический факультет научный руководитель: Рябичева О.И., к. э.н.

доцент

кафедра «Финансы и страхование» Дагестанский государственный университет

Россия, г. Махачкала ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИИ

Аннотация:

В статье рассматривается такая организационно-правовая структура, как корпорация. Деятельность корпорации полностью зависит от состояния финансов. Успех в деятельности корпорации определяется финансовой политикой, в которой уделяется внимание финансовым отношениям. Финансовая политика — одна из главных сфер управленческой деятельности в структуре корпорации.

Ключевые слова: корпорация, финансы, финансовая политика, бизнес,управление.

Mallaeva A. A. student

3rd year, faculty of Economics Dagestan state University Russia, Makhachkala Supervisor: Ryabicheva O. I. Ph. D., associate Professor of Finance and insurance»

Dagestan state University Russia, Makhachkala FINANCIAL POLICY OF THE CORPORATION Annotation:

The article considers such organizational and legal structure as a Corporation. The activity of the Corporation is completely dependent on the state of Finance. The success of the Corporation is determined by the financial policy,

which pays attention to financial relations. Financial policy is one of the main spheres of managerial activity in the structure of the Corporation.

Keywords: Corporation, Finance, final policy, business,management.

Со второй половины 20 века эволюция мирового хозяйства связывается с постепенным развитием экономики промышленно развитых стран. Основной тенденцией ее развития стала интернационализация хозяйственной жизни. Гигантский круговорот движения капитала, товаров, людей и, конечно, информации подразделяют динамику этого периода времени (середина 20 — начала 21 века).

В настоящее время экономическая ситуации в России стала благоприятной основой для зарождения и функционирования новых организационных форм хозяйствования. Однако, ситуация такова, что без слияния слияния производства и финансовых капиталов предприятиям все труднее выдержать требования постоянно усиливающейся конкуренции. Поэтому объективно складывается тенденция укрупнения хозяйствующих субъектов и их естественного отбора с целью приспособления к окружающей среде. В нашей стране в последнее время также наблюдается широкое развитие интеграционных процессов, появляются различные виды и формы корпоративных структур. На сегодняшний день главной организационно-правовой формой крупного бизнеса является корпорация. Появление корпораций в российской экономике — результат реакции адаптивного характера горизонтально и вертикально взаимосвязанных подразделений на введение рыночных отношений.

Так что же такое корпорация? В Гражданском кодексе Российской Федерации мы можем найти следующее определение: «корпорациями (или по-другому в соответствии с законодательством РФ - корпоративными юридическими лицами) являются коммерческие или некоммерческие организации, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ». Однако, многие ученые говорят о том, что в российском законодательстве понятие «корпорация» трактуется весьма неоднозначно. Мы же остановимся на определении, которое дается в Кратком экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна: «Корпорация -широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. [1, С.355] Таким образом, основным отличием корпорации от других хозяйствующих субъектов является наличие долевой собственности при ее образовании и возможность привлечения профессиональных управляющих — менеджеров.

Любая корпоративная структура, занимающаяся производственно-хозяйственной деятельностью, ставит перед собой цели и задачи. Если мы

говорим о коммерческой организации, то главной целью для нее является максимизация прибыли при минимизации затрат, а также оптимизация финансовых потоков, рост объемов производства, обеспечение конкурентных преимуществ на рынке.

Очевидно, что успешное функционирование корпорации, ее развитие, достижение намеченных результатов зависит от правильно организованной финансовой деятельности, грамотного финансового обеспечения производственного процесса, способов мобилизации капитала, вариантов использования финансовых ресурсов. То есть деятельность корпорации полностью зависит от состояния ее финансов, а финансовые отношения в структуре корпораций являются одной из главных сфер управленческой деятельности. [2,С. 39]

Определение финансов корпораций в разных учебниках даются по-разному. Так, в учебно-методическом пособии под редакцией Авдеевой В.И и соавторов дается следующее определение: «Финансы корпораций - это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств корпораций и их распределения и использования. [3, С.10] Романовский М.В. считает, что «финансы корпораций - это относительно самостоятельная сфера финансов, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формирования и использования капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций и выражается в виде различных денежных потоков» [2, с. 21].

Сущность понятия «финансы корпораций раскрывается через функции, которые они выполняют. Так, к ним относят распределительную, контрольную, стимулирующую и воспроизводственную функции. Распределительная функция осуществляется при помощи движения денежных потоков в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, эта функция задает предпосылки бесперебойного свершения кругооборота ресурсов; контрольная функция реализуется посредством внешнего и внутреннего (внутрифирменного) контроля; стимулирующая функция позволяет предприятиям стимулировать развитие приоритетных направлений деятельности; воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства.

Основной задачей корпоративных финансов является финансовое обеспечение деятельности организации. Однако эта задача не может быть выполнена без построения системы управления финансами корпорации. А для того, чтобы эта система была эффективной, необходимо проведение грамотной финансовой политики. То есть, если перед корпорацией стоит определенная цель (а она всегда имеется и не одна — получение прибыли, минимизация убытков и т.д.), то для ее достижения необходимо придерживаться определенной тактики и стратегии, и если учесть, что на

сегодняшний день все корпорации участвуют в процессе кругооборота и оборота денежных средств, то необходимо наличие этих тактики и стратегии в финансовом аспект в том числе. При этом финансовая политика корпорации и политика по управлению финансами — это не одно и то же. Первое нельзя рассматривать как «чистые» финансы, так как финансовая политика затрагивает и определяет глубинные вопросы поиска, возникновения, формирования, распределения, перераспределения, использования источника.

Финансовая политика корпорации - это система взглядов ее собственников, инвесторов и руководства на достижение тактических и стратегических целей финансово-экономической деятельности в интересах извлечения максимальной прибыли и иного положительного эффекта через систему способов и форм, методов, рычагов и инструментов экономического воздействия. [2, С.43]

Финансовая политика всегда связана с с распределением и перераспределением финансовых, бюджетных, кредитных ресурсов. Основой финансовой политики является четкое определение единой концепции развития компании, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Но, к сожалению, на сегодняшний день в большинстве предприятий принятие управленческих решений происходит в виде реакции на текущие проблемы.

Финансовая политика компании подразумевает разделение финансовой стратегии на отдельные элементы управления финансовой деятельностью. Примерами таких элементов могут служить: учетная политика; ценовая политика; дивидендная политика; налоговая политика; политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью; политика управления рисками, инвестициями; политика в области контрактных расчетов и других платежей, и т.д. В каждом из этих элементов должен содержаться набор инструкций, в которых поясняется как проводить те или иные процедуры и каким образом отражать их в финансовом учете.

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

- анализ финансово-экономического состояния предприятия;

- разработка учетной и налоговой политики;

- выработка кредитной политики предприятия;

- управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

- управление издержками, включая выбор амортизационной и дивидендной политики. [4]

Финансовая политика должна учитывать различные варианты в управлении финансами для реализации поставленных целей и выполнения задач. В случае если финансовая политика отсутствует, то действия руководствующего состава и персонала становятся недальновидными.

Соответственно компания становится очень сильно зависимой от вероятностных событий. От того как построена и реализована данная политика зависят не только цели руководства, но это также характеризует умение планомерно определять и осуществлять задачи, поставленные заинтересованными сторонами управления производственных и финансовых процессов. При несоблюдении теряются динамичность, стабильность, финансовая устойчивость в работе корпорации. [5, С.78]

Сегодня, все корпорации действуют в условиях рыночной конкуренции, причем здесь речь идет не только о конкурентной борьбе между различными корпорациями, но и о «соревновании» спроса и предложения, т. е. финансовая политика корпорации неразрывно связана с рыночным равновесием. Для того, чтобы обеспечить прочную позицию на рынке, корпорации, точнее ее руководству, необходимо проводить максимальную гибкую ценовую политику, что позволит не только удержать позиции на рынке, но и увеличить объемы продаж, вместе с ними и прибыль, и как следствие, улучшить финансовое положение. В политике ценообразования (одной из составляющих финансовой политики корпорации) особое внимание нужно уделить спросу покупателей, так как цена находится в прямой зависимости от спроса: чем выше спрос на товар, тем выше цену мы можем назначить. При этом важно помнить о том, что конкуренты «не дремлют», т. е. идентичный товар может появится на рынке довольно скоро, к тому же если мы не производим товары народного потребления (товары первой необходимости), то спрос постепенно угасает, для избежание чего необходимо вносить новшества или проводить достаточно мощную маркетинговую политику. Финансовая политика компании в целом также должна быть гибкой, должна своевременно реагировать на изменения, происходящие в экономике.

Выделяют три типа финансовой политики (рис.1)

Типы финансовой политики

И

консервативная умеренная агрессивная

Методы и стиль принятия управленческих финансовых решений ориентирован на достижение высоких финансовых результатов вне зависимости от сопровождающих финансовых рисков

Методы и стиль принятия управленческих финансовых решений ориентирован на достижение среднеотраслевых финансовых результатов при сопровождении средней степени риска

Методы и стиль принятия управленческих финансовых решений ориентирован на минимизацию рисков. При этом достигается достаточный уровень финансовой безопасности, но

ожидаются низкие результаты

Рис.1. Типы финансовой политики

Каждая из перечисленных типов финансовой политики компании имеет свои преимущества и недостатки. Компания сама должна определится, какой из этих типов для нее наиболее приемлем. При профессиональном подходе к принятию такого управленческого решения можно, отталкиваясь от сложившихся, устоявшихся типов, создать свой, подходящий именно этой корпорации метод принятия управленческих решений.

Таким образом, успешное функционирование корпораций напрямую зависит от правильно организованной их финансово-экономической деятельности. Финансовая политика компании должна быть гибкой, должна быстро и эффективно реагировать на изменения, при этом исходить не из ситуации «произошло — начинаем решать», а исходя из предварительно составленных прогнозов.

Использованные источники:

1. Краткий экономичесий словарь под редакцией А.Н.Азрилияна.- 4-е изд.доп. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 1088 с.

2. Зайцев В.Ю., Федчишин Ю.И. Финансы корпорации: теоретический и методологический аспект //Экономика, статистика и информатика. - 2015. -№5. - С. 39-45.

3. Корпоративные финансы: Учебно-методическое пособие // В.И.Авдеева, В.К.Крутиков, О.И.Костина, Губернаторова Н.Н. - К., 2016. - 10 с.

4. https://studfiles.net/preview/4269572/ (дата обращения:6.05.2018)

5. Литвинова В.С., Федотова Е.Б. Моделирование финансовой политики корпорации на основе вычислимых моделей общего равновесия /Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - №12. - С. 73-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.