ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА НАПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИИ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
УДК 658.15:665.7
Виталий Юрьевич Зайцев
Аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел. 8-960-538-44-79, Эл. почта: vitalij-yar@yandex.ru
Юрий Иванович Федчишин,
к.э.н., профессор, Ярославский филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
В статье определена сущность, роль и особенности финансовой, налоговой и инвестиционной политики корпораций нефтегазового комплекса, специфика формирования финансовых ресурсов нефтяных компаний и управления денежными потоками. Указаны проблемы и недостатки нефтяной отрасли.
Кпючевые слова: корпорация, финансы корпораций, финансовые ресурсы, финансовая политика, денежные потоки, налоговая политика, инвестиционная политика.
Vitaly Yu. Zaitsev,
Post-graduate student,
Moscow State University of Economics,
Statistics and Informatics (MESI),
Tel.: 8-960-538-44-79,
E-mail: vitalij-yar@yandex.ru
Yurii I. Fedchishin,
Doctorate in Economics, Professor, Yaroslavl branch of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
FEATURES AND SPECIFICITY OF THE DIRECTIONS OF FINANCIAL DEVELOPMENT OF CORPORATIONS IN THE OIL AND GAS COMPLEX
The essence, the role and features of finance, taxation and investment policies of the corporations in the oil and gas complex are considered in the article as well as the specifics of the formation of financial resources of the oil companies and cash flow management. Problems and shortcomings of the oil industry are listed.
Keywords: corporation, corporate finance, financial resources, financial policy, cash flows, taxation policy, investment policy.
1. Введение
Тема специфики финансов корпораций и финансового механизма, управления финансами корпораций, специфики управления отраслевыми корпоративными финансами российскими учеными исследована недостаточно. Поэтому имеется необходимость в разработке и научном обосновании положений и рекомендаций по организации системы управления финансами крупных отраслевых структур, в частности корпораций нефтегазового комплекса Российской Федерации.
Корпорация является главной организационно-правовой формой крупного бизнеса. К основным преимуществам корпорации относятся: возможность привлечения дополнительного капитала при помощи выпуска ценных бумаг и их реализации на фондовом рынке; создание дочерних и зависимых компаний; разделение власти между законодательными, исполнительными и контрольно-ревизионными органами.
Специфика деятельности корпорации заключается в том, что она включает в себя не только финансовое направление (привлечение ресурсов, инвестирование, внутреннюю организацию учета, внутренний финансовый контроль), но и производственное направление деятельности (производство, инновации).
В современном нефтяном бизнесе, в том числе и в России, преобладают вертикально интегрированные нефтяные компании. В их состав входят не только поставщики сырья, материалов и комплектующих изделий, но и транспортные, торговые, финансовые фирмы. Бесспорно, в этом есть свои преимущества. Например, уменьшается риск нарушения контрактов или срыва поставок. Вертикально интегрированные нефтяные корпорации, которым принадлежат трубопроводы, нефтеперегонные заводы, автозаправочные станции являются монополистами в большинстве регионов России.
Развитие корпораций зависит от правильно организованной финансовой деятельности. Финансы корпораций представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов [1, с. 281] . Денежные отношения охватывают все сферы деятельности корпорации. Это приобретение сырья, материалов, топлива, оборудования, выплата заработной платы персоналу, продажа товаров и услуг на рынке, получение и погашение кредитов, расчеты за банковские услуги, выплата дивидендов по акциям и процентов по облигациям, уплата налоговых платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и т.д. Следует отметить, что финансы корпораций каждой отрасли имеют свои существенные особенности, обусловленные технико-экономической спецификой отрасли. Так, например, компании нефтегазовой отрасли имеют сложную организационную и финансовую структуру, для них характерны масштабность деятельности, территориальная расположенность, необходимость проведения большого объема геологических и технических мероприятий и т.д.
2. Финансовая политика
Организация финансов корпорации строится на определенных принципах. К общим принципам, которые связаны с хозяйственной деятельностью корпорации, относят хозяйственную самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование, материальную заинтересованность, материальную ответственность, обеспечение финансовыми резервами. Среди частных принципов выделяют плановость, финансовое соотношение сроков, гибкость, минимизацию финансовых издержек, рациональность, финансовую устойчивость. По нашему мнению организация финансов корпораций нефтегазового комплекса должна быть построена еще и на таких принципах, как сбалансированная система стимулов, рационализация налогового режима, нормализация всех видов задолженности [2, с.340].
Реализация всех этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики корпорации с учетом специфики ее деятельности. Финансовая политика направлена на построение эффективной системы управления финансами. К основным целям финансовой политики корпорации следует отнести:
максимизацию прибыли, оптимизацию структуры капитала компании, обеспечение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, создание эффективного механизма управления предприятием. Определение финансовой политики, как общей финансовой идеологии предприятия, необходимой для достижения выбранной экономической цели, дали Слепов В.А. и Громова Е.И. [3, с.18]. Однако существуют и другие подходы к ее определению: финансовая политика это система взглядов собственников, инвесторов и руководства корпорации на достижение тактических и стратегических целей финансово-экономической деятельности в интересах извлечения максимальной прибыли и иного положительного эффекта [4, с. 21]. Следует понимать, что финансовая политика компании должна быть гибкой, и при различных изменениях существующей ситуации должна своевременно корректироваться. Реализация финансовой политики корпорации осуществляется последовательно, в несколько этапов: 1) определение стратегических направлений развития; 2) планирование деятельности; 3) разработка оптимальных схем управления капиталом, активами, финансовыми потоками, ценами, издержками; 4) осуществление контроля.
Существует множество способов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, позволяющих компании развиваться. Но у предприятий нефтегазового комплекса при формировании фондов финансовых ресурсов существуют свои особенности. Так, например, у нефтеперерабатывающих предприятий (в частности ОАО «Славнефть - Ярославнеф-теоргсинтез») такая специфика складывается из целого ряда факторов:
1. Стоимость «процессинга» (цены переработки 1тонны нефти), являющегося основным источником формирования денежных средств, оговаривается в договоре на поставку и переработку и является достаточно «консервативным» показателем.
2. Большая стоимость основных фондов, и, следовательно:
а) большая доля амортизационных отчислений в структуре затрат в себестоимости продукции, в том числе за счет ускоренной амортизации основных фондов, функционирующих в агрессивных средах и использования лизинга;
б) необходимость больших инвести-
ций (привлечение сторонних инвесторов, отвлечение большой части прибыли на создание фондов развития, погашения кредитов и т.д.) при проведении модернизации производства, строительстве новых установок и комплексов.
3. Большая энергоемкость производства - так же большая доля стоимости энергоносителей в структуре затрат при формировании себестоимости продукции.
4. Отсутствие собственного сырья для производства - как следствие отсутствие затрат на его приобретение, что дает возможность не формировать резервные фонды для компенсации колебаний рыночной стоимости нефти. В то же время отсутствие собственного сырья, собственной продукции не позволяет получить дополнительную прибыль от изменения цен на конечный продукт (бензины, дизельные топлива, мазуты и т.д.)
5. Отсутствие ощутимых затрат при переходе выработки с одного вида продукции на другой в пределах технологических возможностей.
6. Перечень выпускаемой продукции подвержен сезонным колебаниям, и, следовательно, зависит от объемов поступающего сырья (например «съем светлых» продуктов составляет около 60%. Это означает, что с 1тонны нефти в результате технологического процесса вырабатывается до 60% светлых нефтепродуктов). Это дает наибольшую рентабельность и прибыль при минимальных объемах переработки. Но в осеннее - зимний период рынку нужны темные нефтепродукты (например, мазут), выпуск которых малорентабелен, и, значит, прибыль зависит от объемов переработки нефти.
7. Технологически необходимо содержать большое количество вспомогательных и обслуживающих производств. Некоторые из них (например, транспортный цех) в состоянии окупить затраты на свое содержание за счет оказания услуг сторонним организациям, и даже принести некоторую прибыль, но большинство являются затратными (например, очистные сооружения).
8. Заинтересованность наиболее крупных акционеров (например, ОАО «НТК «Славнефть») в развитии и совершенствовании производства и как следствие выделение льготных кредитов и займов.
Финансовая политика выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и
тактических задач корпорации [4, с. 21]. Стратегическими задачами развития нефтяной отрасли Российской Федерации являются: поддержание необходимого уровня добычи нефти; реализация проектов в сфере нефтепереработки и транспортировки нефтепродуктов; стабильное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты, и обеспечение мирового спроса; инновационное обновление отрасли; переход к новым технологиям переработки топлива; улучшение качественных характеристик выпускаемой продукции; совершенствование механизмов налогообложения.
Эффективная финансовая политика является одним из главных факторов экономического подъема корпораций. Она должна быть направлена на оптимальное аккумулирование и распределение всех финансовых средств компании.
3. Денежные потоки
Одним из важных направлений финансовой деятельности компании является управление денежными потоками. Оно включает в себя следующие этапы: расчет времени и обращения денежных средств (финансовый цикл); анализ денежных потоков; учет движения денежных средств; разработку плана движения денежных средств; определение оптимального уровня денежных средств.
Нефтегазовые корпорации управляют денежными потоками с помощью платежных систем. Платежные системы должны обеспечивать эффективное управление всеми видами платежей компании (поступлений и расходов) по наличным денежным средствам, векселям, зачетам; четкое разделение операционных и инвестиционных потоков; высокую платежеспособность и кредитоспособность; рентабельность и ликвидность; оперативность и достоверность; управление на основе прогноза денежных средств. Для этого нефтяным компаниям необходимо использовать различные методы. Например, осуществлять реструктуризацию клиентской базы для определения платежеспособности и надежности клиентов; контролировать оборачиваемость дебиторской задолженности; увеличивать объем нераспределенной прибыли путем наращивания собственного капитала; снижать запасы, уменьшая тем самым оборотные активы; использовать методы стимулирования своевременной опла-
ты, предоставляя покупателям скидки за сокращение сроков расчета; использовать факторинг в качестве формы финансирования текущих потребностей компаний; оптимизировать кредитную и заемную политику, увеличивая долю долгосрочных заимствований. То есть, платежная система нефтяных компаний должна оптимизировать оборачиваемость финансовых средств, сокращая период оборота дебиторской задолженности и увеличивая период оплаты кредиторской задолженности.
Управление денежными средствами корпораций осуществляется с помощью прогнозирования денежного потока. Но недостатком нефтяных компаний является невозможность достоверного прогнозирования финансово-экономических показателей, отношений с поставщиками, клиентами. Руководство нефтегазового комплекса не может достоверно спрогнозировать влияние всех будущих событий, связанных с развитием ситуации в нефтяной и газовой промышленности и в экономике в целом, на будущее финансовое положение комплекса и результаты его деятельности. Существующее российское налоговое, валютное и таможенное законодательство подвержено частым изменениям. Цены на нефть подвержены влиянию внешних факторов, которые компания не может контролировать. К таким факторам относятся: уровень спроса на нефть, связанный с экономическими условиями на мировых рынках; уровень запасов в отрасли; квоты на добычу, устанавливаемые Организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК); повреждения и перебои, вызываемые погодными условиями; цены на конкурирующие виды топлива; перебои в региональных поставках, которые могут быть вызваны общественными беспорядками, военными конфликтами, политической неопределенностью. Корпорация не имеет возможности с достаточной точностью оценить воздействие на ее финансовое положение дальнейшего роста нестабильности валют. Возникают трудности и в составлении точного прогноза поступлений от продаж в кредит с учетом предполагаемого роста дебиторской задолженности. Потому что, в нефтегазовых корпорациях (и в этом заключается еще одна особенность нефтяных компаний) основная доля продаж осуществляется в кредит, то есть поступления от реализации продукции происходят обычно в течение 30 дней, а то и позже. В резуль-
тате этого появляется просроченная дебиторская задолженность, которая и уменьшает реальные поступления. Это в свою очередь приводит к ограничению расходов и увеличению кредиторской задолженности. Поэтому для нефтяных компаний имеет большое значение эффективное управление дебиторской задолженностью. Для этого в предприятиях нефтегазового комплекса необходимо ввести автоматизированную систему учета и контроля счетов дебиторов; систематически осуществлять мониторинг должников и при непогашенных долгах прекращать поставки продукции; реструктуризировать клиентскую базу и отобрать платежеспособных покупателей; использовать систему ценовых скидок за сокращение сроков расчета.
4. Налоговая политика
Весомую долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов составляют налоговые платежи. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. И с этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогообложения. В своей практической деятельности компании используют различные методы минимизации налогов. Среди них: выбор учетной политики; снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств; применение налоговых льгот и прочих налоговых освобождений; использование амортизационной премии как инструмента оптимизации налогообложения; использование возможностей налогообложения при слияниях (поглощениях) компаний; применение оффшоров; использование налоговых преимуществ лизинга при приобретении холдингом основных средств; использование резервов инвестиционного характера с учетом опыта их льготного налогообложения; иные схемы минимизации налогового бремени [7, с.103].
До недавнего времени одним из самых популярных способов оптимизации налогообложения у нефтяных корпораций было использование внутрикорпоративных (так называемых трансфертных) цен при расчетах между своими подразделениями: компании продавали нефть своим дочерним подразделениям в пять-шесть раз дешевле рыночной цены и, следовательно, выплачивали меньше налогов. Другим спо-
собом минимизации налоговых платежей являлось перераспределение доходов в пользу компаний, зарегистрированных в регионах со льготным налогообложением. Но с 1 января 2004 г. в России почти не осталось таких регионов, так называемых «внутренних оффшоров».
Особенностью, а вернее даже сказать основным недостатком отечественных нефтегазовых корпораций является то, что финансовые результаты их деятельности в значительной степени зависят от изменений налоговой системы страны. Существующая система налогообложения препятствует эффективной деятельности нефтяных компаний.
Основными налогами, выплачиваемыми нефтегазовыми корпорациями являются налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортная пошлина и налог на прибыль. Действующее налогообложение основано на объемах. Так, налог на добычу полезных ископаемых взимается со всего объема добычи, а экспортная пошлина - с объема экспорта. В настоящее время Россия является единственной страной, не использующей в налоговой практике нефтегазового комплекса показатели, характеризующие особенности месторождений полезных ископаемых при их добыче. Такое налогообложение не стимулирует проведения геологоразведочных работ, разработки трудно извлекаемых запасов месторождений, углубления переработки сырья. В современных условиях налоговая политика нефтегазовой отрасли должна совершенствоваться в направлениях обеспечения эффективности хозяйственной деятельности нефтегазового комплекса и стимулирования применяемых технологий геологоразведки, нефтедобычи и газодобычи.
Для этого, прежде всего, следует обеспечить необходимый уровень рентабельности нефтегазового комплекса. Ведь деятельность компаний должна приносить доход. Но прибыль, которую получают нефтегазовые корпорации, содержит в себе ренту. И государство, поскольку оно является собственником природных ресурсов, изымает часть прибыли в свою пользу в виде рентного дохода. Поэтому при решении проблемы этого направления налоговой политики, необходимо оптимизировать распределение прибыли между предприятиями нефтегазового комплекса, получившими эту прибыль, и государ-
ством.
В направлении стимулирования технического и технологического перевооружения нефтегазовых компаний целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении налоговых льгот и о формировании эффективной системы дифференциации налоговой нагрузки в зависимости от технико-экономических условий эксплуатации конкретных месторождений. Льготные условия налогообложения следовало бы применять не в отдельных географических районах страны и не к объемам добытой нефти, как это делается сейчас, а к среднему уровню затрат на добычу одной тонны нефти и на всей территории Российской Федерации. То есть, чем больше будут средние затраты у корпорации при добыче нефти, тем должна быть меньше налоговая нагрузка, и наоборот. Необходимо ввести новую методику исчисления ставки налога на добычу полезных ископаемых путем применения целой системы корректирующих дифференцированных коэффициентов.
В будущем Министерство финансов РФ планирует заменить существующий налог на добычу полезных ископаемых новым налогом на дополнительный доход (НДД). Смысл этого налога в том, что облагаться им будет не нефть в момент ее добычи, как сейчас, а накопленная за время разработки месторождения прибыль, то есть разница между доходами и расходами за весь срок освоения участка. Ставка налога будет увеличиваться по мере роста добычи сырья, и снижаться при ее сокращении. Это будет более гибкая система налогообложения, так как максимум налоговой нагрузки придется на период интенсивной разработки.
Налоговые ставки и следует сделать гибкими, чтобы они были связаны с экономическими результатами деятельности предприятия в конкретных условиях, а не как сейчас - с динамикой цен на нефть и курсом доллара к рублю. Но в настоящее время вместо коренной перестройки системы налогообложения правительство Российской Федерации предпочитает ситуативную настройку.
С 1 октября 2011 года в нефтяной отрасли России введен новый налоговый режим «60-66-90». Новая система экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть посредством изменения формулы ее расчета.
Предельный коэффициент в формуле пошлины на экспорт нефти снижен с 65 до 60 %. Повышенный уровень пошлины на экспорт бензина 90 % от пошлины на нефть сохранен. А ставки экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты будут повышены до 66 %. Эксперты считают, что в краткосрочной перспективе новый режим налогообложения благоприятно скажется и на компаниях, занимающихся только разведкой и добычей, и на интегрированных компаниях, занимающихся разведкой, добычей и переработкой нефти. Но, вероятно, снижение экспортной пошлины со временем будет сопровождаться ростом налога на добычу полезных ископаемых, чтобы сохранить поступления в бюджет. Тем не менее, новый режим налогообложения направлен на увеличение прибыльности добывающего и развитие перерабатывающего сегмента. Целью этого нового налогового режима является стимулирование инвестиций в переработку и производство более сложных нефтепродуктов.
5. Инвестиционная политика
Еще одна особенность нефтегазовых корпораций заключается в том, что они для осуществления своей деятельности должны постоянно поддерживать определенный уровень инвестиций. Инвестиции необходимы на геологоразведочные работы, на строительство новых и реконструкцию действующих магистральных нефтепроводов, на реализацию инновационных проектов, на модернизацию нефтеперерабатывающего комплекса и т.д.
По данным обзора «Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность России 2010-2015 гг. Инвестиционные проекты и описание компаний» информационного агентства
«Г№ОПпе» объем инвестиций в основной капитал компаний нефтегазового комплекса России за последние десять лет увеличился почти в 12 раз [7]. Однако, в 2009 - 2010 гг. объем инвестиций в основной капитал нефтегазового сектора экономики резко сократился. Причины - уменьшение объема государственного финансирования развития добывающих отраслей, рост налоговой нагрузки, падение спроса на энергоносители в ключевых регионах сбыта российской нефти, сокращение частных инвестиций вследствие экономического кризиса.
На сегодняшний день в нефтяном секторе экономики наблюдается небла-
гоприятный инвестиционный климат. При всем многообразии трудностей, с которыми сталкивается отечественный нефтяной бизнес, основной его проблемой является инвестиционный дефицит.
С переходом нефтегазовой отрасли на самоокупаемость и самофинансирование резко сократился объем государственных инвестиций в отрасль. Государство не в состоянии обеспечить уровень инвестиций за счет бюджетных ассигнований. Нестабильность, низкая эффективность государственного регулирования нефтегазовым сектором в Российской Федерации, неопределенность на мировом рынке энергоносителей препятствует притоку инвестиций. Нефтяная отрасль становится малопривлекательной для потенциальных российских и иностранных инвесторов. В корпорациях нефтегазового комплекса наблюдается дефицит инвестиций, который особо сильно чувствуется в условиях прогрессирующего старения и высокой изношенности основных фондов.
Среди основных проблем, влияющих на инвестиционную привлекательность нефтяной отрасли, следует выделить следующие проблемы:
- высокая степень непрозрачности отношений нефтегазовых компаний и государственных органов власти;
- высокие эксплуатационные издержки, связанные со степенью износа основных фондов, применением устаревших технологий добычи и переработки нефти;
- высокие издержки развития производственной и транспортной инфраструктуры;
- слабая развитость рыночных механизмов ценообразования;
- фискально-ориентированная налоговая политика;
- высокая степень рисков и т.д.
Преодолению дефицита инвестиций
в нефтегазовом комплексе может быть предложен целый ряд мер. Среди них:
- освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на ввозимое импортное оборудование для реконструкции и модернизации предприятий нефтегазового комплекса на срок его окупаемости при отсутствии конкурентоспособных российских аналогов;
-формирование системы экономического стимулирования производства экологически чистых моторных топлив и других нефтепродуктов;
- совершенствование системы нало-
гообложения, снижение уровня налогов;
- освобождение от налогообложения всей прибыли корпораций, идущей на рефинансирование инвестиций;
- предоставление государственных гарантий по инвестиционным займам компаний, не имеющих бюджетной задолженности, на основе заключения с ними долгосрочных договорных соглашений, обеспеченных активами компаний или поставками продукции, источниками получения которой являются эти инвестиционные займы;
- формирование механизма финансирования инвестиционных проектов, обеспечиваемого государственной долей прибыльной нефти (кредиты под гарантию международных финансовых организаций, облигационные займы);
- формирование государственного нефтяного резерва, определенная часть которого могла бы играть роль залогового фонда товара высокой ликвидности при организации финансирования инвестиционных проектов.
Таким образом, государство должно создать такие условия нефтегазовым корпорациям, чтобы они смогли сами обеспечить формирование собственных и привлечение заемных инвестиционных ресурсов, необходимых им для конкурентоспособного развития. Единственной возможностью привлечения прямых инвестиций в нефтяную отрасль на сегодняшний день является привлечение инвестиций от стратегических инвесторов на долгосрочной основе, то есть привлечение инвестиций на реализацию конкретного проекта. При этом возврат инвестиций обеспечивается за счет финансовых потоков, генерируемых самим проектом.
6. Заключение
Одним из главных факторов экономического развития корпорации является эффективная организация ее финансово-экономической деятельности. Финансы корпораций каждой отрасли имеют свои существенные особенности, обусловленные технико-экономической спецификой отрасли. Организация финансов корпорации строится на определенных принципах, которые реализуются при разработке финансовой политики. Финансовая политика компании должна быть гибкой, она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Эффективная финансовая политика должна быть направлена на оптимальное аккумулирование и распреде-
ление всех финансовых средств компании.
Важнейшим направлением деятельности корпораций является управление денежными потоками. Компании нефтегазового комплекса управляют денежными потоками с помощью платежных систем, которые должны оптимизировать оборачиваемость финансовых средств. Для нефтяных компаний имеет большое значение эффективное управление дебиторской задолженностью.
Финансовые результаты деятельности нефтяных компаний зависят от изменений налоговой системы страны. Основными налогами, которые отчисляют нефтегазовые корпорации, являются налог на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина и налог на прибыль.
Для осуществления деятельности компаниям нефтегазового комплекса необходим определенный уровень инвестиций. На сегодняшний день в нефтегазовом секторе наблюдается инвестиционный дефицит.
Компании нефтегазового комплекса являются сложными производственно-экономическими системами. Нефтегазовый комплекс имеет большое значение для развития экономики страны. Он формирует значительную долю ее консолидированного бюджета и валютных поступлений. В 2010 году 44 % доходов бюджета Российской Федерации и 20 % внутреннего валового продукта было сформировано нефтегазовой отраслью [7].
К сожалению, нефтяная отрасль на современном этапе отстает от мирового уровня в области качества продукции, используемых технологий, ресурсосбережения, экологии. Причины создавшегося положения кроются в недостатке инвестиций, в особенностях налогообложения, которое не обеспечивает необходимых стимулов повышения эффективности производства, в высокой степени износа основных фондов
Важными факторами увеличения эффективности деятельности нефтегазовых компаний могут стать рационализация налогового режима, оптимизация финансовых потоков, увеличение инвестиций в производство, диверсификация производства, инновационное обновление отрасли, улучшение корпоративного управления и другие аспекты.
Литература
1. Зайцев В.Ю., Федчишин Ю.И. Корпоративные финансы в финансо-
вой системе страны. Молодежь. Образование. Экономика: Сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, студентов и аспирантов. 28 апреля 2011 г. Ярославль.- Т. 2/ Ярославский филиал МЭСИ; Под науч. ред. М.В. Макаровой.- Ярославль: издательство «Еще не поздно!», 2011. С. 281-284.
2. Зайцев В.Ю. Принципы организации финансов корпораций в современных условиях. Молодежь, Образование, Экономика: Сборник научных статей 11-й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, 27 апреля 2010г. Ярославль /Ярославский филиал МЭСИ; Под науч. ред. М.В. Макаровой. - Ярославль: Литера,2010. С. 340-342.
3. Слепов В.А., Громова Е.И. О взаимосвязи финансовой политики, стратегии и тактики. - Финансы. -2000. - №8. - С.18-22.
4. Бочаров В.В. Корпоративные финансы. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
5. Зайцев В.Ю. Финансы корпораций: экономическая сущность и специфика. Сборник научных статей 11-й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, студентов и аспирантов «Молодежь. Образование. Экономика», Ярославль: Литера. - 2010. С.337-339.
6. Зайцев В.Ю., Федчишин Ю.И. Особенности сущности финансов корпораций. Материалы VII Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь и экономика», - Ярославль, ВФЭИ ВУ - 2010. С 51-52.
7. Зайцев В.Ю., Федчишин Ю.И. Методы минимизации налоговых платежей и способы их использования в холдингах, осуществляющих производство, оптовую и розничную продажу. III Международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие российской экономики»: Сборник научных трудов. Часть 2. Круглый стол «Инновационное развитие экономики и проблемы совершенствования налоговой системы РФ» / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2010. С. 103-108.
8. Обзор «Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность России 2010-2015 гг. Инвестиционные проекты и описание компаний». Информационное агентство «INFOLine».
References
1. Zaitsev V.Y., Fedchishin Y.I. Corporate finance in the financial system of the country. Youth, Education, Economics: a Collection of scientific articles of the 12th all-Russian scientific-practical conference of young scientists, postgraduates and students, April 28, 2011. Yaroslavl.-T.2/Yaroslavl branch MESI; Under scientific editorship. M.V Makarova. - Yaroslavl: publishing house "Still not too late!", 2011. WITH. 281-284.
2. Zaitsev V.Y. Principles of the organization of corporate finance in modern conditions. Youth, Education, Economics: a Collection of scientific articles of the 11th all-Russian scientific-practical conference of young scientists, postgraduates and students, April 27, 2010. Yaroslavl /Yaroslavl branch MESI; Under scientific editorship.
M.VMakarova. - Yaroslavl: Letter, 2010. WITH. 340-342.
3. Slepov A., Gromova E. About the relationship of financial policy, strategy, and tactics. - Finance. -2000. - №8. - P.18-22.
4. Бочаров VVCorporate finance. -Spb.: Peter, 2008. - 272 p.
5. Zaitsev V.Y. Finance corporations: the economic essence and specificity. A collection of scientific articles of the 11th all-Russian scientific-practical conference of young scientists, students and postgraduate students "Young people. Education. Economy", Yaroslavl: Litera. -2010. WITH. P.337-339.
6. Zaitsev VY., Fedchishin Y.I. Features of essence of corporate finance. Materials of VII International scientific conference of young scientists, post-graduate students and students "Youth and the
economy", - Yaroslavl, B®3H WU. - 2010. WITH. P. 51-52.
7. Zaitsev V.Y., Fedchishin Y.I. Methods of minimization of tax payments and the ways of their use in holding companies, engaged in production, wholesale and retail sale. III International scientific-practical conference "Innovative development of Russian economy": Collection of scientific works. Part 2. Round table "Innovative development of the economy and the problems of improvement of tax system of RUSSIAN federation" /Moscow state university of economics, statistics and informatics. - M., 2010. WITH. 103 to 108.
8. Review of "Oil and Oil processing industry of Russia 2010-2015. Investment projects and a description of the companies". Information agency "INFOLine".