Научная статья на тему 'Финансовая поддержка зеленой экономики как главный тренд устойчивого развития'

Финансовая поддержка зеленой экономики как главный тренд устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
зелёная экономика / индекс зелёного роста / ресурсоэффективность / зелёные инвестиции / зелёное финансирование / зелёные проекты и другие

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиянова Наргиза Эсанбоевна

В статье рассмотрены основные понятия и современные определения зелёной экономики, исследованы основные основные направления пути финансовой поддержки зелёной экономики как главный тренд нового развития в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая поддержка зеленой экономики как главный тренд устойчивого развития»

Финансовая поддержка зеленой экономики как главный

тренд устойчивого развития

Жиянова Наргиза Эсанбоевна nargiza_omad@mail.ru ТФИ

Аннотация: В статье рассмотрены основные понятия и современные определения зелёной экономики, исследованы основные основные направления пути финансовой поддержки зелёной экономики как главный тренд нового развития в современных условиях.

Ключевые слова: зелёная экономика, индекс зелёного роста, ресурсо-эффективность, зелёные инвестиции, зелёное финансирование, зелёные проекты и другие

Financial support for the green economy as the main sustainable development trend

Zhiyanova Nargiza Esanboevna nargiza_omad@mail.ru

TFI

Abstract: The article discusses the basic concepts and modern definitions of the green economy, explores the main main directions of the way of financial support for the green economy as the main trend of new development in modern conditions.

Keywords: green economy, green growth index, resource efficiency, green investments, green financing, green projects and others

До настоящего времени не сложилось общепринятое определение «зеленой» экономики, но согласно широко используемому толкованию, сформулированному специалистами ЮНЕП, под «зеленой» экономикой подразумевают хозяйственную деятельность, повышающую благосостояние людей, обеспечивающую социальную справедливость и при этом существенно снижающую риски для окружающей среды и обеднение природы.1

Под "зеленой" экономикой понимается экономика, направленная на

1 ЮНЕП. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. Обобщающий доклад для представителей властных структур. Найроби: ЮНЕП. 2011. 12.04.2017. URL: http://www.unepcom.ru/wdownloads/ger_synthesis_ru.pdf.

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 1227 [ЕЗ^^^И

снижение экологических рисков, эффективное использование ресурсов и устойчивое развитие без ущерба для окружающей среды.

Официальные документы разных государств, которыми определяется «зеленая» экономика, акцентируют внимание на различных аспектах ее миссии в социально-экономическом развитии: для развитых стран приоритетом является конкуренция, сохранение рабочих мест; для развивающихся стран - устойчивое развитие, борьба с бедностью, вопросы справедливости и участия граждан; для стран группы БРИКС - эффективность использования ресурсов. Но показательно, что собственно экологические проблемы, прежде всего экологические лимиты развития, не фигурируют в определениях «зеленой» экономики в документах ни одной из перечисленных групп стран.

Таким образом доказывается, что главное в «зеленой» экономике - не

проблемы экологии, а проблемы экономического развития и социальной

2

политики. 2

"Зеленая " экономика состоит из таких секторов, как возобновляемая энергия, зеленые здания и сооружения, устойчивый транспорт, водные и земельные ресурсы, а также управление твердыми бытовыми отходами.

государственные инвестиции и расходы (оптимизация затрат в областях, стимулирующих «зеленую» экономику);

использование экологических налогов и других рыночных инструментов, минимизирующих внешнее воздействие на окружающую среду и компенсирующих слабость рынка;

аА

реформирование экологически вредных бюджетных субсидий (ограничение государственной поддержки отраслей, истощающих природный капитал);

Л

улучшение законодательного регулирования

развитие международного сотрудничества в сфере

экологии н ресурсопользования.

Рис.1. Пять ключевых направлений государства по зелёной экономике Успешному переходу к «зеленой» экономике способствует ряд мер, принимаемых странами на национальном и международном уровне. К числу наиболее важных относят внутренние финансовые меры, принимаемые отдельно взятой страной, а также международное сотрудничество через торговлю, финансы, инфраструктуру рынка. В общем виде благоприятное воздействие сводится к пяти ключевым направлениям, в рамках которых правительства стран

2 UNEP. Глобальный «зеленый» курс. Доклад. http://greenlogic.by/content/files/GREENTRANSPORT/UNEP90_RUS.pdf.

2009.

12.04.2017.

URL:

могут достигать наибольшего успеха в краткосрочной и среднесрочной перспективе с целью введения инновационных и трансформационных изменений, развивая деятельность по «зеленой» экономике в различных отраслях.

Данное представление о модели финансирования «зеленого» роста и поддерживающих ее основах складывалось постепенно, в процессе накопления странами опыта и развития сотрудничества.

Во всем мире сохраняется существенный дефицит средств, направляемых на развитие инфраструктуры, в том числе на зелёную экономику. По данным Всемирного банка и Global Infrastructure Hub , его объемы на период 2021-2040 годов оцениваются в $ 13 трлн. За один лишь 2020-й год мировая нехватка инвестиций в инфраструктуру превысит $ 500 млрд.3

Согласно Индексу "зеленого" роста, такие страны, как Швеция, Дания, Чехия и Германия, имеют самые высокие показатели "зеленого" роста.

Узбекистан занимает 33-е место среди стран Азии. Если показатели "социального охвата" (Social inclusion) и "защиты естественного капитала" (Natural capital protection) в данном индексе будут выше, то в направлении "эффективного и устойчивого использования ресурсов" (Efficient and sustainable resource use), "зеленых" экономических возможностей (Green economic opportunities) есть возможность дальнейшего улучшения.4

В стране реализуются комплексные меры, направленные на углубление структурных преобразований, модернизацию и диверсификацию базовых отраслей экономики и сбалансированное социально-экономическое развитие территорий.

По постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 октября 2019 года № ПП-4477 отмечены следующие задачи по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику:

повышение энергоэффективности экономики и рациональное потребление природных ресурсов путем технологической модернизации и развития финансовых механизмов;

включение в приоритетные направления государственных инвестиций и расходов «зеленых» критериев, основанных на передовых международных стандартах;

содействие в реализации пилотных проектов по направлениям перехода к «зеленой» экономике посредством развития механизмов государственного стимулирования, государственно-частного партнерства и активизации

3 Global Infrastructure Hub — официально созданный «Группой двадцати» аналитический центр в сфере инфраструктуры. Подробнее см.: gihub.org

4 https://vnews.uz/?page_id=524/mineconomy-uz/

сотрудничества с международными финансовыми институтами и другие.

В результате осуществляемых практических мер по развитию "зеленой" экономики в рамках настоящей Стратегии будет обеспечено значительное улучшение роли страны в Индексе "зеленого" роста и ее достойный вклад в сохранение глобальной "зеленой" экосистемы.

Изучение зарубежного опыта демонстрирует, что движение стран по пути устойчивого развития требует и от государства, и от бизнеса проведения ответственной политики. Правила, устанавливаемые на глобальном уровне, таковы, что главным в этом процессе является правительство страны, которое добровольно принимает обязательство по реформированию национальной экономики. Правительством Узбекистана разработана национальная стратегия развития, соответствующие программы и планы, посредством реализации которых осуществляется стимулирование развития «зеленых» секторов экономики и дестимулирование деятельности в секторах, не относящихся к «зеленым».

Поскольку предполагается, что основным источником финансирования перехода к «зеленой» экономике должны стать не бюджетные ресурсы, а ресурсы бизнеса, то задачей государства является не финансирование, а регулирование и информирование, когда при помощи инструментов государственного регулирования бизнесу создаются благоприятные условия для внедрения «зеленых» технологий и развития «зеленых» производств и неблагоприятные условия для поддержания функционирования и развития технологий и производств, не относящихся к «зеленым». Цель подобных действий - изменить направление движения капитала. Перенаправить капитал из экономических секторов, негативно влияющих на окружающую среду, в секторы, обеспечивающие на национальном уровне более устойчивое (не приводящее к кризисам) производство и потребление.

Выводы и предложения

Среди основных направлений развития зеленой экономики в Республике Узбекистан, на которые необходимо обратить внимание прежде всего, можно выделить:

- Создание законодательной базы в области «зеленой» экономики. На сегодняшний день в Узбекистане отсутствует четкая законодательной базы в сфере зеленой экономики. Дальнейшее развитие природоохранного законодательства и применение наиболее успешных практик в экологических вопросах имеют жизненно важное значение для перехода к устойчивому развитию.

- Развивать привлечения инвестиций, направленных на компании или проекты, приверженные сохранению природных ресурсов, продвижению чистых

источников энергии и экологически ответственной практике.

- Государственная поддержка должна стимулировать перемещение частного капитала из неустойчивых производств в «зеленые», необходимо формировать национальный механизм финансирования «зеленых» инвестиций приводящими к устойчивому развитию страны.

Использованная литература

1. Конституция Республики Узбекистан. - Т.: Узбекистан, 2012.

2. Закон Республики Узбекистан от 25 мая 2000 года № 69-II «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (новая редакция).

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 года № УП-60 «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы».

4. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. Ташкент, 29 декабря 2020 года (www.president.uz).

5. Жиянова Н. Э. Управление государственными финансами: Учебник./ - Т.: "ЩТИСОД-МОЛИЯ", 2019. - 444 с.;

6. Екимова, К.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / К.В. Екимова, Т.В. Шубина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 375 c.

7. Жиянова Н.Э. Особенности управления капиталом в повышении коммерческой деятельности предприятий - Экономика и предпринимательство, 2018 , 1(90)

8. Жиянова Н.Э., Таджибекова Д.Б. Пути совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов субъектов бизнеса в современных условиях// SCIENCE AND EDUCATION, 2 (5), (2021г.) https://openscience.uz/index.Php /sciedu/article/view/1505. Б.1060-1068.

9. И. А. Яковлев, Л. С. Кабир Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как элемент национальной стратегии финансирования устойчивого развития- Финансовый журнал / Financial Journal №3 2018 https://www.nifi.ru/

10. Жиянова Н.Э., Азимжонова М.Цифровая трансформация банков как путь к устойчивому развитию экономики// "Science and Education" Scientific Journal Vol. 2 2021. № 11, 1186-1197.

11. Жиянова Н.Э., Управление финансовыми рисками предприятия в современных условиях //«ИНТЕРНАУКА» Научный журнал №16(145) Май 2020 Часть 2. Б.82-84

12. www.gov.uz - (Правительственный порта Республики Узбекистан).

13. www.mf.uz - (Министерство финансов Республики Узбекистан).

14. www.soliq.uz-(Официальный сайт Налогового Комитета Республики Узбекистан.)

15. www.lex.uz - (Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан).

16. www.uza.uz - (Национальное информационное агентство Узбекистана).

17. www.stat.uz - (Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике).

18. https://vnews.uz/?page_id=524/mineconomy-uz/

19. ЮНЕП. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. Обобщающий доклад для представителей властных структур. Найроби: ЮНЕП. 2011. 12.04.2017. URL: http://www.unepcom.ru/wdownloads/ger_synthesis_ru.pdf.

20. UNEP. Глобальный «зеленый» курс. Доклад. 2009. 12.04.2017. URL: http://greenlogic.by/content/files/GREENTRANSPORT/UNEP90_RUS.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.