Научная статья на тему 'Финансовая интеграция в Азии: АСЕАН плюс …?'

Финансовая интеграция в Азии: АСЕАН плюс …? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3194
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ASEAN+3" / "ASEAN+6" / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / "АСЕАН+3" / "АСЕАН+6" / ИНТЕГРАЦИЯ / ФИНАНСЫ / EASTERN ASIA / SOUTH-EAST ASIA / INTEGRATION / FINANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Осипова Мария Григорьевна

Статья посвящена процессу финансовой интеграции в Восточной и в Юго-Восточной Азии, в частности, в настоящее время в рамках "АСЕАН +3" и "АСЕАН + 6". Особое внимание уделяется особенностям механизма интеграции в регионе Восточной Азии в сфере финансов. Автор также делает прогнозы относительно будущего развития, тенденций и перспектив интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article devotes to the problem of financial inte-gration process in Eastern Asia and in South-East Asia in particular, which is under way in the framework of ASEAN +3 and ASEAN + 6. Special attention is paid to the specific features of East Asian integration mechanism in the sphere of finance. The author also makes the predictions as to the future development of the trends and prospects of integration processes.

Текст научной работы на тему «Финансовая интеграция в Азии: АСЕАН плюс …?»

© Осипова М.Г.

ИВ РАН

ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В АЗИИ:

АСЕАН ПЛЮС....?

Кризис 2008 года явился отражением изменений в структуре мирового хозяйства. На этот раз он разразился не на периферии (как десять лет назад), а в самом центре мирового капиталистического хозяйства, затронув страны Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии по касательной. В последнее, посткризисное десятилетие интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии претерпели значительные изменения. С одной стороны они были обусловлены преодолением кризисных последствий, с другой - необходимостью построения системы интеграционных предпосылок, способной защитить не только национальные экономики, но и всю интеграционную группировку в целом, от проникновения негативных кризисных последствий. Ядром новой интеграционной системы явилась структура стран-членов АСЕАН.

Восточноазиатская интеграция самым коренным образом отличается от интеграции в Западной Европе и представляется европейским аналитикам нежизнеспособной. Однако тенденции, которые мы наблюдаем в последнее десятилетие, свидетельствуют об обратном: реальный интеграционный процесс не только уверенно набирает силу, он уже сложился в некую особую модель, способную «влиять» на мировое хозяйство.

К числу факторов, способствующих интеграции стран Восточной и Юго-Восточной Азии следует, в первую очередь, отнести показатели динамичного экономического роста в странах региона. По итогам 2008 года темпы роста ВВП составили в Восточной Азии - 6,9 %, а в ЮгоВосточной - 5,4%. Наиболее динамичные темпы роста отмечались в Китае, Вьетнаме, Гонконге и Лаосе — более 7%.

Другим фактором, способствующим развитию интеграции явилась высокая степень торговой, технологической и инвестиционной взаимозависимости на региональном уровне. Доля внутрирегионального экспорта в совокупном экспорте Восточной Азии возросла с 35% в 1980 г. до 58,7% в 2008 г. При этом, в ряде стран, испытывающих нехватку рабочей силы, в том числе квалифицированной (в Японии, Сингапуре, Малайзии) эта проблема решается за счет импорта трудовых ресурсов из стран, где наблюдается их переизбыток (Индия, КНР. Филиппины).

Тенденция к реструктуризации национальных экономик, с учетом высокого уровня развития информационных технологий, присущая всем странам в регионе, также способствует развитию интеграционных процессов.

В результате кризисов 1997-1998 гг. и 2007-2008 гг. обострились и выявились очень многие проблемы, разрешение которых оказалось невозможным вне финансовой интеграции. В последнее десятилетие для стран Юго-Восточной Азии характерна совершенно иная интеграционная политика в сфере финансов. Главное ее отличие от прежней - это вовлечение новых стран Южной и Восточной Азии: финансовая интеграция больше не замыкается на одном только регионе Юго-Восточной Азии. Такое расширение интеграционных процессов в финансовой сфере проявляется созданием новых организационных структур, таких как «АСЕАН+3» (Япония, Китай и Республика Корея); или «АСЕАН+6»(к ним ещё добавляются Индия, Австралия, Новая Зеландия). Данные структуры наделены полномочиями вмешательства в сферу валютного и финансового управления. Те страны, которые не испытали на себе кризисного воздействия конца прошлого века (например, Индия) сконцентрировали свои усилия в области торговли и промышленного производства в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Высшим органом новой интеграционной структуры являются ежегодные встречи на высшем уровне глав государств и правительств стран-участниц. В конце декабря 2005 года в Куала-Лумпур состоялся первый Восточноазиатский Саммит, по итогам которого были приняты Декларация и принципиальные решения о формировании Восточноазиатского сообщества к 2020 году в составе 16 государств. В Куала-Лумпурской декларации записано, что ежегодные встречи на высшем уровне глав государств и правительств должны стать высшим форумом, предполагающим диалог стран-участниц по проблемам, представляющим общие интересы. Особое внимание на настоящем этапе развития приобретает сфера финансового сотрудничества. Развитие интеграционных тенденций в Восточной и Юго-Восточной Азии, предполагает также формирование зоны свободной торговли и единого энергетического сообщества.

Тенденция к интеграции азиатских стран без участия США является своего рода политическим феноменом. Те, кто выступают за азиатскую обособленность, видят в этом процессе некий прообраз будущего «Азиатского сообщества», способного если не вполне точно, то как-то отдаленно повторить опыт «Европейского Экономического Сообщества». Китай и Япония разошлись в своих мнениях по поводу американского вмешательства в азиатскую интеграцию. Японский лидер на последней встрече на высшем уровне дал совершенно однозначно понять другим присутствующим на встрече лидерам, что считает невозможным такое обособление от американского влияния. Но это в сфере политики, где иногда все определяет воля того или иного лидера. Другое дело -экономика, а в особенности такая ее сфера как финансовая, которая подчиняется совершенно иным законам экономического развития. Стремле-

ние стран в организационных рамках АСЕАН+3 или АСЕАН+6 объединять свои финансовые системы в АКЮ (Asian Currency Unit) или в АВЕ(Азиатскую Валютную Единицу) будет подчинено именно объективным законам, а не политическим решениям. Перевод расчетов в АВЕ, на данном переломном этапе развития всей финансовой системы в целом, мог бы стать своевременным решением. Впрочем, достижение этой цели возможно в отдаленном будущем, ее можно было бы даже назвать утопической, не случись в 2008 году столь мощного, каскадного и разрушительного финансового кризиса.

С азиатского финансового кризиса в конце прошлого века началось становление новой эры финансовой интеграции. Кризис способствовал дискредитации как иностранных советников в сфере финансов, так и всего Международного Валютного Фонда в целом. Во многих странах региона были увеличены объемы обязательных банковских резервов, что способствовало приданию банковской системе большей устойчивости. Резко вырос рынок облигаций. В 2001 году, под эгидой Азиатского Банка Развития, была начата программа развития азиатского облигационного рынка.

Начиная с 2002 года, интеграционные процессы в финансовой сфере происходят в соответствии с инициативой Чингмай, включающей

общерегиональную систему защиты от возможных финансовых потряС* Т/* с» 1 о о

сений. К ней относятся расширение сферы действия своп-соглашений в АСЕАН на страны Ассоциации, не участвующие в них ранее, а также увеличение совокупной финансовой поддержки с 200 млн.долл. до 1 млрд. долл. Параллельно этому стала формироваться сеть двусторонних своп-соглашений в рамках АСЕАН+3. Всего к 2008 году заключено 16 двусторонних своп-соглашений на общую сумму в 36,5 млрд. долл. С апреля 2004 года действует Общий фонд в 100 млрд. долл. за счет отчисления всех стран на случай кризиса неплатежеспособности. Доля Японии в этом фонде составляет 40%, а остальные 60% приходятся на такие страны, как Республика Корея, Китай, Таиланд Малайзия, Филиппины, Индонезия и Сингапур.

Усилению финансовой интеграции способствуют такие организационные структуры как АСЕАН+3 или АСЕАН+6. Они наделены реальной властью и способны не только принимать волевые решения, но и претворять их в жизнь, чему способствует их организационная структура, построенная по иерархическому принципу Главная задача этих интеграционных объединений на настоящем этапе развития - нераспространение кризисных процессов на финансовые системы стран-участниц. При этом особое значение приобретает серия двусторонних соглашений в сфере валютного законодательства, способствующей взаимопомощи в кризисных условиях. «Инициатива Чинг-Май» предполагает в случае кризиса или просто сильных валютных потрясений вы-

делять определенную финансовую поддержку пострадавшим странам. В мае 2008 года, во время ежегодного собрания Азиатского Банка Развития, министры финансов «АСЕАН+3» решили подкрепить этот договор выделением суммы в 80 млрд. долл. в фонд поддержки. Это очень важное решение, ускоряющее создание Азиатского Валютного Фонда. Созданию Азиатского Фонда во многом препятствует политика Международного Валютного Фонда, определяемая США. В любом случае необходимо укреплять механизм, контролирующий распределение финансовых средств на уровне АСЕАН+3, а также исполнять инициативы «Чинг-Май», что позволяет несколько дистанцироваться от всемогущего Международного Валютного Фонда.

Другим важнейшим решением встречи на высшем уровне в октябре 2009 года, стало постановление об ускоренном развитии финансовых рынков в странах-участницах интеграционного блока «АСЕАН+16». Трудно переоценить такое важное событие как создание рынка азиатских облигационных займов в национальной валюте, главной целью которого является диверсификация финансовых ресурсов, сокращение сильной зависимости от банков, более всего подверженным кризисным воздействиям.

В интеграционное поле вовлекаются малые и средние страны Юго-Восточной Азии плюс такие государства как Япония, Китай, Индия, Республика Корея, Австралия и Новая Зеландия. В качестве главного дезинтегрирующего фактора следует назвать такой объективный показатель как очень сильная экономическая дифференциация стран, различия в религиозных и культурных традициях, политические разногласия, территориальные споры, социальные различия и многое другое. Безусловно, что фактор экономической, политической, религиозной и культурной разнородности в странах региона как препятствовал, так и впредь будет тормозить интеграционные процессы, но форсмажорные обстоятельства, разразившиеся в прошлом году в центре мирового хозяйства, задали вектор сильнейшему толчку интеграции в финансовой сфере.

Итак, говорить о создании Азиатского Валютного Фонда пока несколько преждевременно. Впрочем, любые политические интриги оказываются разрушенными непредсказуемостью финансовых катаклизмов. Истекший год явился тому наглядным подтверждением.

И последнее о чем хотелось бы сказать: о возможности нашего российского участия в интеграционной структуре «АСЕАН+». Препятствия, которые имеют политический оттенок, могут быть в ближайшие месяцы преодолены путем переговоров на высшем уровне России со странами региона, а экономические выгоды присоединения нашего государства к блоку «АСЕАН плюс» как для России, так и для стран-

участниц интеграционного сообщества трудно переоценить и исключить такую перспективу поворота финансовой интеграции в нашу сторону нельзя.

Список литературы

1. «Vers une Communauté Asiatique» Bruno Jetin, P.2008.

2. «Les progres de l’integration financiere en Asie ». P.2007.

3.Revue de la stabilite financiere. P.№8 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.