© Осипова М.Г.
ИВ РАН
ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В АЗИИ:
АСЕАН ПЛЮС....?
Кризис 2008 года явился отражением изменений в структуре мирового хозяйства. На этот раз он разразился не на периферии (как десять лет назад), а в самом центре мирового капиталистического хозяйства, затронув страны Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии по касательной. В последнее, посткризисное десятилетие интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии претерпели значительные изменения. С одной стороны они были обусловлены преодолением кризисных последствий, с другой - необходимостью построения системы интеграционных предпосылок, способной защитить не только национальные экономики, но и всю интеграционную группировку в целом, от проникновения негативных кризисных последствий. Ядром новой интеграционной системы явилась структура стран-членов АСЕАН.
Восточноазиатская интеграция самым коренным образом отличается от интеграции в Западной Европе и представляется европейским аналитикам нежизнеспособной. Однако тенденции, которые мы наблюдаем в последнее десятилетие, свидетельствуют об обратном: реальный интеграционный процесс не только уверенно набирает силу, он уже сложился в некую особую модель, способную «влиять» на мировое хозяйство.
К числу факторов, способствующих интеграции стран Восточной и Юго-Восточной Азии следует, в первую очередь, отнести показатели динамичного экономического роста в странах региона. По итогам 2008 года темпы роста ВВП составили в Восточной Азии - 6,9 %, а в ЮгоВосточной - 5,4%. Наиболее динамичные темпы роста отмечались в Китае, Вьетнаме, Гонконге и Лаосе — более 7%.
Другим фактором, способствующим развитию интеграции явилась высокая степень торговой, технологической и инвестиционной взаимозависимости на региональном уровне. Доля внутрирегионального экспорта в совокупном экспорте Восточной Азии возросла с 35% в 1980 г. до 58,7% в 2008 г. При этом, в ряде стран, испытывающих нехватку рабочей силы, в том числе квалифицированной (в Японии, Сингапуре, Малайзии) эта проблема решается за счет импорта трудовых ресурсов из стран, где наблюдается их переизбыток (Индия, КНР. Филиппины).
Тенденция к реструктуризации национальных экономик, с учетом высокого уровня развития информационных технологий, присущая всем странам в регионе, также способствует развитию интеграционных процессов.
В результате кризисов 1997-1998 гг. и 2007-2008 гг. обострились и выявились очень многие проблемы, разрешение которых оказалось невозможным вне финансовой интеграции. В последнее десятилетие для стран Юго-Восточной Азии характерна совершенно иная интеграционная политика в сфере финансов. Главное ее отличие от прежней - это вовлечение новых стран Южной и Восточной Азии: финансовая интеграция больше не замыкается на одном только регионе Юго-Восточной Азии. Такое расширение интеграционных процессов в финансовой сфере проявляется созданием новых организационных структур, таких как «АСЕАН+3» (Япония, Китай и Республика Корея); или «АСЕАН+6»(к ним ещё добавляются Индия, Австралия, Новая Зеландия). Данные структуры наделены полномочиями вмешательства в сферу валютного и финансового управления. Те страны, которые не испытали на себе кризисного воздействия конца прошлого века (например, Индия) сконцентрировали свои усилия в области торговли и промышленного производства в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.
Высшим органом новой интеграционной структуры являются ежегодные встречи на высшем уровне глав государств и правительств стран-участниц. В конце декабря 2005 года в Куала-Лумпур состоялся первый Восточноазиатский Саммит, по итогам которого были приняты Декларация и принципиальные решения о формировании Восточноазиатского сообщества к 2020 году в составе 16 государств. В Куала-Лумпурской декларации записано, что ежегодные встречи на высшем уровне глав государств и правительств должны стать высшим форумом, предполагающим диалог стран-участниц по проблемам, представляющим общие интересы. Особое внимание на настоящем этапе развития приобретает сфера финансового сотрудничества. Развитие интеграционных тенденций в Восточной и Юго-Восточной Азии, предполагает также формирование зоны свободной торговли и единого энергетического сообщества.
Тенденция к интеграции азиатских стран без участия США является своего рода политическим феноменом. Те, кто выступают за азиатскую обособленность, видят в этом процессе некий прообраз будущего «Азиатского сообщества», способного если не вполне точно, то как-то отдаленно повторить опыт «Европейского Экономического Сообщества». Китай и Япония разошлись в своих мнениях по поводу американского вмешательства в азиатскую интеграцию. Японский лидер на последней встрече на высшем уровне дал совершенно однозначно понять другим присутствующим на встрече лидерам, что считает невозможным такое обособление от американского влияния. Но это в сфере политики, где иногда все определяет воля того или иного лидера. Другое дело -экономика, а в особенности такая ее сфера как финансовая, которая подчиняется совершенно иным законам экономического развития. Стремле-
ние стран в организационных рамках АСЕАН+3 или АСЕАН+6 объединять свои финансовые системы в АКЮ (Asian Currency Unit) или в АВЕ(Азиатскую Валютную Единицу) будет подчинено именно объективным законам, а не политическим решениям. Перевод расчетов в АВЕ, на данном переломном этапе развития всей финансовой системы в целом, мог бы стать своевременным решением. Впрочем, достижение этой цели возможно в отдаленном будущем, ее можно было бы даже назвать утопической, не случись в 2008 году столь мощного, каскадного и разрушительного финансового кризиса.
С азиатского финансового кризиса в конце прошлого века началось становление новой эры финансовой интеграции. Кризис способствовал дискредитации как иностранных советников в сфере финансов, так и всего Международного Валютного Фонда в целом. Во многих странах региона были увеличены объемы обязательных банковских резервов, что способствовало приданию банковской системе большей устойчивости. Резко вырос рынок облигаций. В 2001 году, под эгидой Азиатского Банка Развития, была начата программа развития азиатского облигационного рынка.
Начиная с 2002 года, интеграционные процессы в финансовой сфере происходят в соответствии с инициативой Чингмай, включающей
общерегиональную систему защиты от возможных финансовых потряС* Т/* с» 1 о о
сений. К ней относятся расширение сферы действия своп-соглашений в АСЕАН на страны Ассоциации, не участвующие в них ранее, а также увеличение совокупной финансовой поддержки с 200 млн.долл. до 1 млрд. долл. Параллельно этому стала формироваться сеть двусторонних своп-соглашений в рамках АСЕАН+3. Всего к 2008 году заключено 16 двусторонних своп-соглашений на общую сумму в 36,5 млрд. долл. С апреля 2004 года действует Общий фонд в 100 млрд. долл. за счет отчисления всех стран на случай кризиса неплатежеспособности. Доля Японии в этом фонде составляет 40%, а остальные 60% приходятся на такие страны, как Республика Корея, Китай, Таиланд Малайзия, Филиппины, Индонезия и Сингапур.
Усилению финансовой интеграции способствуют такие организационные структуры как АСЕАН+3 или АСЕАН+6. Они наделены реальной властью и способны не только принимать волевые решения, но и претворять их в жизнь, чему способствует их организационная структура, построенная по иерархическому принципу Главная задача этих интеграционных объединений на настоящем этапе развития - нераспространение кризисных процессов на финансовые системы стран-участниц. При этом особое значение приобретает серия двусторонних соглашений в сфере валютного законодательства, способствующей взаимопомощи в кризисных условиях. «Инициатива Чинг-Май» предполагает в случае кризиса или просто сильных валютных потрясений вы-
делять определенную финансовую поддержку пострадавшим странам. В мае 2008 года, во время ежегодного собрания Азиатского Банка Развития, министры финансов «АСЕАН+3» решили подкрепить этот договор выделением суммы в 80 млрд. долл. в фонд поддержки. Это очень важное решение, ускоряющее создание Азиатского Валютного Фонда. Созданию Азиатского Фонда во многом препятствует политика Международного Валютного Фонда, определяемая США. В любом случае необходимо укреплять механизм, контролирующий распределение финансовых средств на уровне АСЕАН+3, а также исполнять инициативы «Чинг-Май», что позволяет несколько дистанцироваться от всемогущего Международного Валютного Фонда.
Другим важнейшим решением встречи на высшем уровне в октябре 2009 года, стало постановление об ускоренном развитии финансовых рынков в странах-участницах интеграционного блока «АСЕАН+16». Трудно переоценить такое важное событие как создание рынка азиатских облигационных займов в национальной валюте, главной целью которого является диверсификация финансовых ресурсов, сокращение сильной зависимости от банков, более всего подверженным кризисным воздействиям.
В интеграционное поле вовлекаются малые и средние страны Юго-Восточной Азии плюс такие государства как Япония, Китай, Индия, Республика Корея, Австралия и Новая Зеландия. В качестве главного дезинтегрирующего фактора следует назвать такой объективный показатель как очень сильная экономическая дифференциация стран, различия в религиозных и культурных традициях, политические разногласия, территориальные споры, социальные различия и многое другое. Безусловно, что фактор экономической, политической, религиозной и культурной разнородности в странах региона как препятствовал, так и впредь будет тормозить интеграционные процессы, но форсмажорные обстоятельства, разразившиеся в прошлом году в центре мирового хозяйства, задали вектор сильнейшему толчку интеграции в финансовой сфере.
Итак, говорить о создании Азиатского Валютного Фонда пока несколько преждевременно. Впрочем, любые политические интриги оказываются разрушенными непредсказуемостью финансовых катаклизмов. Истекший год явился тому наглядным подтверждением.
И последнее о чем хотелось бы сказать: о возможности нашего российского участия в интеграционной структуре «АСЕАН+». Препятствия, которые имеют политический оттенок, могут быть в ближайшие месяцы преодолены путем переговоров на высшем уровне России со странами региона, а экономические выгоды присоединения нашего государства к блоку «АСЕАН плюс» как для России, так и для стран-
участниц интеграционного сообщества трудно переоценить и исключить такую перспективу поворота финансовой интеграции в нашу сторону нельзя.
Список литературы
1. «Vers une Communauté Asiatique» Bruno Jetin, P.2008.
2. «Les progres de l’integration financiere en Asie ». P.2007.
3.Revue de la stabilite financiere. P.№8 2006.