Научная статья на тему 'Интеграционные модели формирования восточноазиатского сообщества'

Интеграционные модели формирования восточноазиатского сообщества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2705
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АСЕАН / ВАЭС / ASEAN+1 / ASEAN+3 / ASEAN+6 / ВАС / АСЕАН+1 / АСЕАН+3 / АСЕАН+6 / РСЕП / EAST ASIA / ECONOMIC INTEGRATION / ASEAN / EAS / EAEC / RCEP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна

В статье рассмотрена история эволюции интеграционных тенденций в Восточной Азии начиная с 1960-х гг. Дана характеристика диалоговых механизмов как АСЕАН+3 иВосточноазиатский саммит, целям их создания и принятым решениям, в рамках которых инициирован проект Восточноазиатского сообщества. Моделями его формирования былиназваны АСЕАН+1, АСЕАН+3 и АСЕАН+6. Реальные результаты только в рамках АСЕ-АН+1 на основе подписания соглашений о зоне свободной торговли между АСЕАН, с одной стороны, и их партнерами по диалогу - Японией, Республикой Корея, Китаем, Индией,Австралией и Новой Зеландией. Эти зоны в целом функционируют. Модели АСЕАН+3и АСЕАН+6 трансформировались в проект Регионального комплексного соглашения обэкономическом партнерстве (РСЕП), переговоры по подписанию которого продолжаются. Намечено сформировать Восточноазиатское сообщество в формате зоны свободной торговли в 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration models of East Asian community formation

The article deals with the history of the evolution of integration trends in East Asia since the 1960 s. The characteristics, objectives of creation and decision-making of ASEAN + 3 and the East Asia Summit are given. The project of an East Asian Community was initiated within the framework of these dialogue mechanisms and ASEAN + 1, ASEAN + 3 and ASEAN + 6 were proclaimed the models of its formation. Within the ASEAN + 1, the signing of free trade area agreements between ASEAN, on the one hand, and their dialogue partners Japan, South Korea, China, India, Australia and New Zealand, on the other hand, was achieved. These zones are generally operative within customs free trade regime. Models of ASEAN + 3 and ASEAN +6 have transformed into a project of Regional Comprehensive Economic Partnership Agreement(RCEP), with the negotiations on its signing being in progress. It is planned to form an East Asian community in the form of a free trade zone in 2015.

Текст научной работы на тему «Интеграционные модели формирования восточноазиатского сообщества»

Интеграционные модели формирования Восточноазиатского сообщества

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ТЕН- Г.М. Костюнина ДЕНЦИЙ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Восточная Азия вступила на путь развития интеграционных процессов гораздо позднее других регионов мира (не считая Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН, созданной во удк 339.924 (5) второй половине 1960-х годов). ББК 65.5

Впервые идея формирования зоны свободной торговли была К-727 предложена японским экономистом К.Кодзима в 1965 г. по модели зоны свободной торговли. Но она реализовалась лишь в неправительственных региональных экономических организациях, как Тихоокеанский экономический совет (ТЭС) и Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС).

С начала 1980-х гг. премьер-министр Малайзии М.Махатхир выступал за «азианизацию Азии», провозгласив политику «на Восток» (Look East), согласно которой азиатские развивающиеся страны должны принять японскую модель экономического развития, а Япония - стать центром регионального экономического сотрудничества. В 1990 г. он разработал план Восточ-ноазиатской экономической группировки, в основе которого -включение Гонконга, Индонезии, Китая, Малайзии, Республики Корея, Сингапура, Тайваня, Таиланда, Филиппин, Японии, т.е. только стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Проект вызвал неоднозначные отклики в регионе и за его пределами -главным оппонентом стали США, а также Индонезия (в АСЕАН не было единого мнения по этому поводу). Главной причиной отказа от предложения М.Махатхира называлась возможность раздела Тихоокеанского бассейна на две части в политическом и в экономическом плане (чуть позже японские предприниматели заявили, что это НАФТА разделяет Тихий океан). Вместо Вос-точноазиатской экономической группировки был сформирован Восточноазиатский экономический совет (ВАЭС).

Проект Восточноазиатской экономической группировки получил второе рождение спустя десять лет - президент Филиппин предложил сформировать Северовосточноазиатской зоны свободной торговли (СВАЗСТ) в составе Японии, Республики Корея и Китая; (2) объединения СВАЗСТ с АСЕАН в общерегиональную зону свободной торговли. Возрождение проекта во

5 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

33 Q

многом связано с последствиями азиатского финансового кризиса (1997-1998 гг.), когда стало ясно, что АТЭС не может ни противостоять новым финансовым потрясениям, ни предложить конкретные проекты по ликвидации их последствий.

Если в 2000 г. функционировало 3 зоны свободной торговли в регионе, то в 2013 г. - 146, а общее количество соглашений и проектов равно 332. В расчете на одно государство Азии показатель плотности интеграционных объединений составляет 3,4 (для сравнения в Америке - 2,2)1.

Таким образом, к началу второго десятилетия XXI века Восточная Азия добилась немалых успехов в экономической интеграции благодаря росту количества интеграционных соглашений. Большинство соглашений отличаются глубокой интеграцией, в том числе включают нормы содействия торговле, либерализации услуг и инвестиций, гармонизации технических стандартов и правил и развития экономического сотрудничества.

Региональным интеграционным центром является АСЕАН - как объединение, прошедшее путь от зоны преференциальной торговли к зоне свободной торговли и продолжающемуся формированию АСЕАНовского сообщества как экономического, политического и социокультурного к концу 2015 г. В разрезе по странам лидерами по количеству подписанных соглашений выступают Сингапур - 37 и Республика Корея - 32 соглашения.

Из числа основных факторов, содействующих динамике интеграционных инициатив в Восточной Азии, можно выделить: динамичный экономический рост в государствах региона; высокий уровень экономической взаимозависимости; показательный эффект успешности интеграционных процессов в Европе и Северной Америке; последствия азиатского финансового кризиса конца 1990-х годов; сложности торговой либерализации на многостороннем уровне в рамках ВТО. Углубление внутрирегиональной экономической взаимозависимости в Восточной Азии происходит одновременно с интеграцией региона в глобальную экономику.

По многочисленным экспертным оценкам, сложившийся уровень торгово-по-литического сотрудничества в Восточной Азии соответствует уровню Евросоюза в начале 1980-х годов; сотрудничество динамично развивается, причем более быстрыми темпами в отличие от Европы или Северной Америки. При этом сохраняется важное «но» - глубина интеграционных соглашений (охват сфер взаимного сотрудничества) в Восточной Азии несомненно ниже, чем в Европе или Северной Америке. Восточная Азия значительно отстает от ЕС по уровню развития межгосударственного сотрудничества и региональных институтов. Если европейские государства отличаются однородностью, то восточноазиатские страны, напротив, разнородностью по историческим, политическим, экономическим, культурологическим факторам и национальным приоритетам. Именно это является основным

1 Searight A. Asian Regionalism: New Challenges, New Visions. Pedestrian Progress, 2010.-P.10.

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2015

барьером на пути формирования новых региональных институтов, консолидации стран региона, интенсификации сотрудничества и интеграционных тенденций в Восточной Азии. Опыт Евросоюза доказывает важность политических, социальных и культурологических факторов, их преобладающей роли в наведении мостов между разными государствами региона.

Современные региональные интеграционные инициативы сталкиваются с немалыми проблемами, включая т.н. эффект спагетти со стороны многочисленных двусторонних зон свободной торговли и обострение конкуренции со стороны китайских товаров. Что касается многостороннего сотрудничества, то есть незначительный прогресс в рамках Форума региональной безопасности АСЕАН (АРФ), но не на многостороннем уровне.

Финансовый кризис 2008-2009 гг. придал определенные контуры азиатского регионализма. Кризис в меньшей степени сказался на банковской системе стран ВА, которая не участвует в рискованных финансовых проектах. Но его влияние не могло не проявиться по каналам торговли. Так, если азиатский экспорт возрос на более чем 30%, то реальный ВВП снизился на более чем 8% в Японии и 7% в развивающихся странах региона (не считая Китая, Индии и Индонезии)2.

Сокращение объема экспорта Восточной Азии в меньшей степени можно объяснить особенностями структуры экспорта, 2/3 которой составляют полуфабрикаты, большинство из них собирается в Китае и затем вывозится за пределы региона. Сохраняется высокой зависимость от рынка сбыта США и глобальных рынков сбыта, что и проявилось в ходе кризиса 2008-2009 гг.

Между восточноазиатскими государствами нет единства мнений по вопросу либерализации торговли. Проблема связана с необходимостью увеличения внутреннего спроса. Последний проще стимулировать на основе расширения сети интеграционных соглашений. В таких условиях еще более возрастает значение проектов в рамках АСЕАН+, постепенное сокращение зависимости от американского и европейского рынков сбыта.

В итоге, можно сказать, что Восточная Азия постепенно отходит от экономической зависимости от стран ЕС и США и все в большей степени концентрируется на формировании внутрирегиональной зоны свободной торговли. Но пока это -интеграционный проект формирования Восточноазиатского экономического сообщества (ВАЭС) к 2020 г., что было решено в рамках Восточноазиатского саммита (ВАС). В создании внутрирегиональной зоны свободной торговли заинтересованы многие страны региона, прежде всего Япония, предложившая сформировать Восточноазиатскую зону свободной торговли в составе 15 стран. Реализация идеи могла бы быть осуществлена до 2010 г. На этой дате настаивала Япония, которая стремилась завершить ее до либерализации в АТЭС, а значит, сместить акцент на региональное сотрудничество.

2 Urata Sh.Japan's New Trade Policy from GATT and the WTO to FTAs. 2010-E-P.8.

5 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

ДИАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ АСЕАН+3

После азиатского финансового кризиса 1997-98 гг. был создан диалоговый механизм АСЕАН+3 (1999 г.), получивший институциональное оформление в 2008 г. в рамках трехстороннего саммита стран Северо-Восточной Азии. В его состав входят 10 стран АСЕАН, Япония, Китай и Республика Корея. Цель состоит в расширении взаимного экономического сотрудничества, формировании зоны свободной торговли, решении вопросов безопасности и экологии. Истоки создания АСЕАН+3 берут начало с 1990 г., когда по инициативе М.Махатхира был создан Форум Восточноазиатского экономического сотрудничества, но его становление как региональной организации не произошло (состоялось несколько саммитов). Именно АСЕАН+3 стал начальным этапом зарождения восточноазиатского регионализма. Свою лепту внес и азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг., последствия которого подтвердили необходимость расширения финансового сотрудничества, усиления региональной солидарности и повышения его роли в международных отношениях.

Первый саммит лидеров стран АСЕАН и 3 стран Северо-Восточной Азии прошел в 1997 г. в Куала-Лумпуре, а окончательное оформление произошло в 1999 г., когда и был создан АСЕАН+3. Основной акцент был сделан на развитии финансового сотрудничества в рамках Чиангмайской инициативы и Инициативы по азиатским рынкам облигаций (2002 г.). Каковы этапы формирования диалогового механизма АСЕАН+3 (см. таблицу1)?

Таблица 1

Решения, в рамках диалогового механизма АСЕАН+3

Решение Место принятия Дата принятия

Решение о создании диалогового механизма Куала-Лумпур 1997

Формирование Группы Восточноазиатского видения по разработке перспектив интеграции Ханой 1998

Согласие на формирование Восточноазиатского саммита. Выдвинуты две идеи: (1) развитие институциональной связи между ЮВА и СВА; (2) создание Группы исследований по оценке перспектив ВАЗСТ и инвестиционной зоны в ВА. Началось развитие финансового сотрудничества в рамках Чиангмайской инициативы. Предложено создать Группу экспертов по ЗСТ АСЕАН-Китай. Сингапур 2000

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2015

Решение Место принятия Дата принятия

Утверждение рекомендаций по созданию ВАЗСТ. Сделано предложение о ЗСТ АСЕАН-Китай в течение 10 лет. Премьер-министр Японии выдвинул идею экономического партнерства Япония-АСЕАН как ответ на формирование ЗСТ АСЕАН-Китай. Подписание соглашение об экономическом партнерстве Япония-Сингапур как соглашения «новой эры». Утверждены рекомендации по углублению интеграции в ВА. Пномпень 2002

Решение Китая об ускорении формирования ЗСТ с АСЕАН Вьентьян 2004

Источник: Составлено на основе данных: K.Wee Lin. The ASEAN Way of Economic Integration in East Asia. National Sun Yat-sen University, Taiwan, October, 2012. - Р. 10-11.

В целом, АСЕАН+3 представляет собой наиболее развитый диалоговый механизм в регионе Восточной Азии по содействию сотрудничеству и интеграции. Сотрудничество ведется в более чем в 20 сферах, главным образом, в финансовой сфере. Основной недостаток механизма кроется в его слабой институционализа-ции, отсутствии технического органа (секретариата), хотя структурный орган секретариата АСЕАН занимается этими вопросами.

ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ САММИТ: ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Диалоговый механизм АСЕАН+3 инициировал формирование Восточноазиат-ского саммита. В 2005г. состоялся первый Восточноазиатский саммит (ВАС, East Asia Summit, EAS) в столице Малайзии, г.Куала-Лумпур в составе 16 государств - АСЕАН-10, Японии, Китая, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии и Индии. Статус наблюдателя получила Российская Федерация. С 2011 г. состав ВАС расширился до 18 государств благодаря присоединению Российской Федерации и США, делегации которых впервые приняли участие в очередном саммите ВАС в ноябре 2011 г.

ВАС - многосторонний институт, основанный на принципе консенсуса, но пока слабо институционализированный (не имеет собственного секретариата, его функции выполняет секретариат АСЕАН). По сути, он является диалоговым механизмом по решению стратегических вопросов (именно так было записано в итоговых документа первого саммита в 2005 г. в Куала-Лумпуре). Стратегический интерес связан с формированием Восточноазиатского экономического сообщества (ВАЭС) к 2020 г. В настоящее время повестка дня ВАС расширена за счет вопросов энергетического сотрудничества, торговли и изменения климата.

5 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

37 Q

Критериями членства в ВАС является наличие статуса партнера по диалогу с АСЕАН, подписание Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, тесное сотрудничество со странами АСЕАН.

В Куала-Лумпурской Декларации, принятой по итогам первого саммита (2005 г.), определена необходимость (1) проведения диалога по проблемам экономического, стратегического и политического характера, представляющим общий интерес; (2) развития взаимного сотрудничества, (3) содействия финансовой стабильности, энергетической безопасности, экономической интеграции и экономическому росту, (4) сокращения бедности, (5) сокращения разрыва в уровнях экономического развития стран региона.

Основные инструменты достижения перечисленных целей ВАС: развитие инфраструктуры, передача технологий и управленческих навыков, оказание гуманитарной помощи, проведение либерализации, расширение торгового и инвестиционного сотрудничества.

Одним из основных рассматриваемых вопросов ВАС-2006 стало предложение Японии по соглашению о сближении экономического партнерства в Восточной Азии (Инициатива Никаи, или Соглашение о сближении экономического партнерства). Поддержали эту концепцию Индонезия, Новая Зеландия и Индия, тогда как КНР, Республика Корея и Австралия выразили скепсис. Удалось достичь консенсус в отношении проведения исследовательской работы по Соглашению и подготовке соответствующего доклада к следующему саммиту. На III саммите (2007 г.) главными стали вопросы торгового сотрудничества в регионе в контексте формирования общерегиональной зоны свободной торговли (а именно: обсуждение результатов исследования о целесообразности Соглашения о сближении экономического партнерства, одобрение ускоренной процедуры заключения соглашений о зоне свободной торговли по формуле АСЕАН+1). На следующих саммитах также дискутировались вопросы регионального экономического и финансового сотрудничества и активизации интеграционных процессов.

На YI саммите (2011 г.) была достигнута договоренность о начале переговоров по заключению Регионального соглашения о комплексном экономическом партнерстве (Regional Comprehensive Economic Partnership) в составе 16 государств (не считая США и России). В ходе YII Восточноазиатского саммита было объявлено о начале (20 ноября 2012 г.) трехсторонних переговоров между тремя странами Северо-Восточной Азии (Япония, Китай и Республика Корея) по подписанию соглашения о зоне свободной торговли. Намечено создать Северовосточнозиатскую зону свободной торговли (СВАЗСТ) к концу 2015 г. В некоторых странах Восточной Азии формирование зоны свободной торговли в Северо-Восточной Азии рассматривается в качестве альтернативы Транстихоокеанскому стратегическому экономическому партнерству (ТПП), переговоры о подписании нового соглашения в рамках которого продолжаются3.

3 Участвуют США, Австралия, Перу, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Бруней, Новая Зеландия, Чили, Канада, Мексика и Япония.

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2015

МОДЕЛЬ СОГЛАШЕНИЙ О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ АСЕАН+1

Один из путей поддержания экономического роста АСЕАН - развитие внутрирегиональной торговли. АСЕАН находится на 9-м месте в мире по объему ВВП, что позволяет получать преимущества от эффекта либерализации торговли. Финансовый кризис 2008-2009 гг. негативно сказался на азиатских экономиках и их экспорте, прежде всего в странах с наиболее открытой экономикой, как Сингапур, Малайзия и Таиланд. Опыт АСЕАН подтверждает риски высокой зависимости от внерегионального экспорта и динамики экономического роста. Чтобы сохранить экспортоориентированную модель развития, необходимо активно развивать экономические связи с развитыми государствами. Таким образом, торговля выступает стимулом роста спроса и экономического развития. С этой точки зрения важным представляется факт подписания соглашений о зоне свободной торговли со странами Восточной Азии, а также юга Тихоокеанского бассейна и Южной Азии, входящих в Восточноазиатский саммит.

АСЕАН является центром экономической интеграции в Восточной Азии. В течение 2004-2010 гг. были подписаны соглашения с основными торговыми партнерами по модели АСЕАН+1.

Если рассматривать в хронологическом порядке, то первое соглашение о зоне свободной торговли было подписано в 2004 г. АСЕАН с Китаем (ASEAN-China FTA, ACFTA) как соглашение о торговле товарами, которое в силе с июля 2005 г. Оно предусматривает ликвидацию таможенных пошлин на 90% товаров взаимной торговли к 2010 г. и для стран Индокитая к 2015 г. В отношении чувствительной продукции - к 2018 г. и 2020 г. соответственно.

По состоянию на 1 января 2010 г. устранены таможенные пошлины на 6682 тарифных позиции в 17 отраслях, в том числе 12 отраслях промышленности и 5 отраслях сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности и морского транспорта.

В соглашении содержатся нормы по принципу взаимного признания, формированию механизма разрешения споров. С июля 2007 г. вступило в силу соглашение о торговле услугами, которое предоставляет национальный режим услугам и поставщикам услуг, и с февраля 2010 г. - инвестиционное соглашение, призванное сформировать прозрачное пространство взаимных инвестиций и либерализовать инвестиционный климат стран-участниц.

Торговая взаимозависимость АСЕАН и КНР невысока вследствие географической направленности китайского экспорта на внерегиональные рынки. На долю КНР приходится 14% совокупного товарооборота АСЕАН в 2013 г., по сравнению с 2000 г. этот показатель вырос (4,3%), КНР является главным торговым партнером стран Ассоциации. В абсолютном выражении совокупный товарооборот повысился с 32,3 млрд долл. в 2000 г. до 350,5 млрд долл. в 2013 г., или в 10,9 раза4.

4 ASEAN Community In Figures. - Special Edition. A Closer Look at Trade Performance and Dependency and Investment. ASEAN Secretariat, Singapore, 2014. - P.10-11.

5 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

Объем китайских ПЗИ в экономику АСЕАН возрос с 143 млн долл. до 8644 млн долл. за 2000-2013 гг., а доля Китая в совокупных ПЗИ, привлеченных в Ассоциацию - с 0,7% до 7,1% соответственно. По этому показателю КНР уступает ЕС и Японии, занимая 3-е место, и опережает США5.

Зона свободной торговли функционирует с января 2010 г. и является самой крупной по численности населения из числа интеграционных соглашений, подписанных странами Ассоциации, и занимает 3-е место по объему товарооборота.

Самой полномасштабной зоной свободной торговли в Восточной Азии является соглашение АСЕАН с Австралией и Новой Зеландией, подписанное в 2009 г. (ААНЗФТА (ASEAN-Australia-New Zealand FTA, AANZFTA), которое в силе с 2010г. для Австралии, Новой Зеландии и 7 стран АСЕАН (Брунея, Вьетнама, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин). Оно нацелено на либерализацию и содействие торговле товарами, прогрессивную либерализацию торговли услугами, содействие инвестициям на основе повышения благоприятности инвестиционного климата, предоставление специального и дифференцированного режима странам Ассоциации, главным образом АСЕАН-4.

В торговле товарами предусмотрена ликвидация таможенных пошлин, взаимное признание в отношении доступа на рынки, общие правила происхождения товаров, регулирование таможенных процедур, есть нормы по электронной коммерции.

90% товарных позиций было либерализовано к началу 2013 г. для более экономически развитых стран АСЕАН. Дата устранения таможенных пошлин дифференцирована от 2009 г. для Сингапура до 2025 г. для Индонезии.

Формирование ЗСТ стимулирует рост взаимных экономических связей. Так, совокупный товарооборот увеличился с 21,8 млрд долл. до 77,8 млрд долл. за 20002013 гг., а доля Австралии и Новой Зеландии во внешней торговле Ассоциации - с 2,6% до 3,1% соответственно6. По этому показателю Австралия и Новая Зеландия уступают всем другим партнерам АСЕАН по диалогу, подписавшим соглашения о зоне свободной торговле. Объем инвестиций из Австралии и Новой Зеландии в экономику стран АСЕАН возрос с 349 млн долл. до 2248 млн долл., а доля Австралии и Новой Зеландии в совокупных ПЗИ в АСЕАН - с 1,6% до 1,8%7.

Соглашение о зоне свободной торговли между АСЕАН и Республикой Корея (ASEAN-Korea FTA, AKFTA) действует с июня 2007 г. (для Таиланда с 2009г. после подписания Протокола о присоединении). В соответствии с нормами соглашения, таможенные пошлины были ликвидированы в отношении 90% товаров взаимной торговли к 2010 г., на другие товары (чувствительные и высокочувствительные)

5 ASEAN Community In Figures. - Special Edition. A Closer Look at Trade Performance and Dependency and Investment. ASEAN Secretariat, Singapore, 2014. - P.86-87.

6 ASEAN-Australia-New Zealand Free Trade Agreement. Fact sheet.DFAT, 2009.-P.5

7 ASEAN Community In Figures. - Special Edition. A Closer Look at Trade Performance and Dependency and Investment. ASEAN Secretariat, Singapore, 2014. - P.86-87.

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2015

они снижены на 20% к 2012 г. и на 0-5% к 2016 г., еще 40 товарных позиций исключены из либерализационных списков. Соглашение также регулирует вопросы доступа на рынки на основе принципа взаимного признания, таможенные процедуры, правила страны происхождения товара, механизм разрешения взаимных споров.

В 2009 г. в дополнение к основному соглашению подписано два других соглашения - по услугам и инвестициям - между АСЕАН и Республикой Корея.

Реализация соглашения о зоне свободной торговли стимулировала рост взаимного сотрудничества. Так, объем взаимной торговли возрос с 29,6 млрд долл. в 2000 г. до 135,0 млрд долл. в 2013 г., или в 4,4 раза, тогда как удельный вес Республики Корея в торговле АСЕАН - с 3,9% до 5,4% соответственно8. Объем южнокорейских прямых инвестиций в АСЕАН увеличился с -49 млн долл. до 3516 млн долл., а доля - с 0,2% до 2,9% за 2000-2013 гг.9.

В 2009г. вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между АСЕАН и Японией (ASEAN-Japan FTA, AJFTA), подписанное еще в 2003г. Его цели - прогрессивная либерализация и содействие торговле товарами и услугами; повышение инвестиционных возможностей и ужесточение защиты прав инвесторов и их инвестиций, укрепление экономического сотрудничества, сокращение разрыва в уровнях экономического развития и расширение взаимной торговли товарами и инвестиций. С даты вступления в силу Соглашения были ликвидированы таможенные пошлины на 91% товаров взаимной торговли. В нем также определены вопросы правил происхождения товаров, взаимного признания, механизма разрешения споров. В соглашении регулируются вопросы экономического сотрудничества, в том числе содействия развитию инфраструктуры и оказание технической помощи в сферах регулирования торговых процедур, предпринимательского климата, прав интеллектуальной собственности, энергетики, ИКТ, развития человеческих ресурсов, малых и средних предприятий, туризма, транспорта и логистики, сельского, лесного и рыбного хозяйства, экологии и конкурентной политики.

За 2000-2013 гг. совокупный товарооборот вырос с 116,2 млрд долл. до 240,9 млрд долл., или в 2,3 раза. Удельный вес Японии в асеановской торговле снизился с 15,3% до 9,6% соответственно10. Причина связана с более медленными темпами прироста совокупного товарооборота между АСЕАН и Японией по сравнению с другими партнерами Ассоциации. По этому показателю Япония уступает Китаю. Объем японских ПЗИ в экономику стран Ассоциации возрос с 551 млн долл. до 22 904 млн долл. за 2000-2013 гг., или в 27,3 раза. Удельный вес Японии в совокупных

8 ASEAN Community In Figures. - Special Edition. A Closer Look at Trade Performance and Dependency and Investment. ASEAN Secretariat, Singapore, 2014. - P.10-11.

9 ASEAN Community In Figures. - Special Edition. A Closer Look at Trade Performance and Dependency and Investment. ASEAN Secretariat, Singapore, 2014. - P.86-87.

10 ASEAN Community In Figures. - Special Edition. A Closer Look at Trade Performance and Dependency and Investment. ASEAN Secretariat, Singapore, 2014. - P.10-11.

5 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

капиталовложениях в АСЕАН увеличился с 2,5% до 18,7%. По этому показателю Япония уступает только странам ЕС, являющимися основными инвесторами в асе-ановскую экономику11.

С июня 2010 г. действует соглашение о зоне свободной торговле АСЕАН-Индия (ASEAN-India FTA, AIFTA) пока в усеченном составе для Индии, Сингапура, Малайзии, Таиланда, Вьетнама и Брунея. Предусмотрена ликвидация пошлин на 80% товаров взаимной торговли к 2013 г. и 2016 г. (для Филиппин - к 2018 г.). Исключение касается чувствительных и высокочувствительных товаров, в отношении которых ставки сократятся на 25-50% к концу 2019 г. и до 5% к 2016 г. соответственно.

Данное соглашение охватывает только торговлю товарами. В течение 10 лет стороны должны устранить пошлины на 94% товаров взаимной торговли. Предусмотрено создание механизма разрешения споров.

Растут взаимные торговые и инвестиционные связи. Совокупный товарооборот АСЕАН с Индией вырос с 9,7 млрд долл до 67,9 млрд долл, или в 7,4 раза за 20002013 гг. Доля Индии в асеановской торговле увеличилась с 1,3% до 2,7%12. Индийские ПЗИ в экономику АСЕАН увеличились с 81 млн долл. до 1317 млн долл. за 2000-2013 гг., при этом доля Индии в совокупных ПЗИ, вложенных в экономику АСЕАН увеличилась с 0,4% до 1,1%13.

Таким образом, соглашения о зонах свободной торговли, подписанные АСЕАН с отдельными странами Восточноазиатского саммита, вступили в силу. Ликвидированы таможенные пошлины на подавляющую часть товаров (в объеме 80-90% товарных позиций). Все соглашения регулируют либерализацию торговли товарами, что касается других сегментов формируемых общих рынков, то здесь имеются различия. Вопросы либерализации торговли услугами отсутствуют в рамках зоны свободной торговли АСЕАН и Японии, АСЕАН и Индии; инвестиционное регулирование не предусмотрено в соглашениях АСЕАН с Республикой Корея, Японией и Индией. Мобильность физических лиц и упрощение формальностей в отношении перемещения лиц из одной страны в другую страну, а также политика по правам интеллектуальной собственности определена условиями только одного соглашения о зоне свободной торговли - ААНЗФТА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно теории интеграции, чем больше совокупный ВВП интеграционного объединения, тем больший объем преимуществ оно предоставляет своим членам. По численности населения и объему ВВП выделяется зона свободной торговли АСЕАН-КНР, значит, она окажет наибольший эффект на экономику участвующих государств.

11 ASEAN Community In Figures. - Special Edition. A Closer Look at Trade Performance and Dependency and Investment. ASEAN Secretariat, Singapore, 2014. - P.86-87.

12 ASEAN Community In Figures. - Special Edition. A Closer Look at Trade Performance and Dependency and Investment. ASEAN Secretariat, Singapore, 2014. - P.10-11.

13 ASEAN Community In Figures. - Special Edition. A Closer Look at Trade Performance and Dependency and Investment. ASEAN Secretariat, Singapore, 2014. - P.86-87.

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2015

Важность географической близости связана с более низкими транспортными издержками. К АСЕАН более близко расположена КНР в отличие от Японии или Республики Корея, что предоставляет конкурентные преимущества перед двумя другими зонами свободной торговли. Наиболее развит морской и воздушный транспорт.

Еще один важный фактор, определяющий преимущества создания того или иного объединения - объем торговли на момент формирования зоны свободной торговли. Если страны имели существенный объем взаимной торговли, то они получают наибольшие преимущества от устранения барьеров. Как показывают данные нижеприводимой таблицы 2, наиболее высокий объем взаимного экспорта в зонах свободной торговли АСЕАН и Китая и АСЕАН и Япония, на долю взаимного экспорта приходится 11,7% и 11,4% совокупного экспорта стран соответственно.

Таблица 2

Объем взаимного экспорта зон свободной торговли с участием АСЕАН в 2013 г.,

млрд долл. и %

Взаимный экспорт, млрд долл. Доля взаимного экспорта в совокупном экспорте, %

АСЕАН-КНР 350,5 14,0

АСЕАН-Япония 240,9 9,6

АСЕАН-РК 135,0 5,4

АСЕАН-Австралия и Новая Зеландия 77,8 3,1

АСЕАН-Индия 67,9 2,7

Источник: Составлено на основе ASEAN Community In Figures. - Special Edition. A Closer Look at Trade Performance and Dependency and Investment. ASEAN Secretariat, Singapore, 2014. - P.11.

Другой важный фактор - взаимодополняемость структур экономики. Эффект создания торговли растет по мере повышения конкурентоспособности экономик и взаимодополняемости. Все зоны имеют более или менее схожие экономические структуры.

МОДЕЛИ АСЕАН+3 И АСЕАН+6

В апреле 2006 г. Япония предложила подписать соглашение о Восточноазиат-ском экономическом партнерстве (или Комплексное экономическое партнерство стран Восточной Азии - Comprehensive Economic Partnership for East Asia, CE-PEA), получившее название Инициативы Никаи. Суть предложения: формирование азиатского аналога ОЭСР в формате зоны свободной торговли. Данное предложение вызвало неоднозначную реакцию среди государств-партнеров Японии по ВАС. Если Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Индия, руководство АСЕАН его

5 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

поддержали, то Китай, Республика Корея и отдельные страны АСЕАН проявили сдержанность.

До 2012 г. в Восточной Азии активно дискутировались два интеграционных проекта - АСЕАН+3 и АСЕАН+6.

Модель АСЕАН+3 предполагает создание Восточноазиатской зоны свободной торговли (East Asia Free Trade Agreement, EAFTA) в составе 10 государств АСЕАН, Японии, Китая и Республики Корея на основе поэтапного подписания соглашений между АСЕАН и отдельными странами Северо-Восточной Азии (АСЕАН+1, которые уже подписаны и вступили в силу) и подписания общего соглашения об интеграции. Согласно General Equilibrium Model (GEM), экономический эффект реализации такого сценария для стран АСЕАН равен 0,15% п.п. прироста ВВП и 0,44% п.п. прироста благосостояния в среднем ежегодно (см. таблицу 3).

Таблица 3

Экономический эффект создания зоны свободной торговли в Восточной Азии согласно General Equilibrium Model (GEM), в %

Страна Рост ВВП, % Рост благосостояния,% Рост благосостояния, млн долл

АСЕАН 0,15 0,44 3010

Китай 0,53 0,04 674

Япония 1,51 0,25 9850

Республика Корея 2,76 0,91 5442

Источник: Estrada G.,Park D., Park I., Park S. ASEAN's Free Trade Agreements with the People's Republic of China, Japan and the Republic of Korea: A Quantitative and Qualitative Analysis. Asian Developmеnt Bank WP #75 March 2011.-P. 19.

Что касается эффекта для отдельных стран, то наибольший объем преимуществ от прироста ВВП и благосостояния населения получат Республика Корея и Япония.

Модель АСЕАН+6 предполагает подписание соглашения о сближении экономического сотрудничества в Восточной Азии (Closer Economic Partnership in East Asia, CEPEA) в целях создания зоны свободной торговли среди 16 государств-участниц Восточноазиатского саммита. Данная модель исходит из подписания отдельных соглашений между АСЕАН и шестью другими странами ВАС на первом этапе, а на втором - подписание общерегионального интеграционного соглашения.

Сначала модели АСЕАН+3 и АСЕАН+6 считались альтернативными, но впоследствии (после принятия решения на саммите АСЕАН в 2009 г.) они были признаны взаимодополняющими и постепенно расширяющими членский состав (т.е. переход от АСЕАН+1 к АСЕАН+3 и к АСЕАН+6).

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2015

В целом, в предполагаемом соглашении следует исходить из успешной мировой практики, а именно: не только из торговой либерализации (что характерно для классического определения зоны свободной торговли), но и инвестиционной либерализации, содействия торговле в рамках сокращения транзакционных издержек, активизации взаимных экономических связей в разных областях, т.е. пойти по пути формирования широкоформатной модели зоны свободной торговли (т.н. модели НАФТА или НАФТА+).

По оценкам, формирование Восточноазиатской зоны свободной торговли по модели АСЕАН+3 будет стимулировать прирост совокупного ВВП стран-участниц на 1,2% п.п. в среднем ежегодно, при этом большего эффекта достигнут страны АСЕАН - рост составит 3,6% п.п., тогда как для трех стран Северо-Восточной Азии - 0,9% п.п. в среднем ежегодно14.

АСЕАН+6 может сформировать интеграционное объединение, на долю которого придется 26% мирового ВВП и 49,6% населения мира (3 млрд человек). Торговая либерализация в 16 странах будет содействовать ежегодному приросту их совокупного ВВП на 1,3% п.п., а в странах АСЕАН - на 3,83% п.п.

Рассмотренные модели АСЕАН+3 и АСЕАН+6 взаимосвязаны и предполагают на первом этапе формирование Восточноазиатской зоны свободной торговли в составе 13 (АСЕАН+3) государств, на втором этапе - подписание соглашения о сближении экономического партнерства между 16 государствами (АСЕАН+6) ВАС в целях создания Восточноазиатского экономического сообщества.

По моделям АСЕАН+3 и АСЕАН+6 велись переговоры по проблемам страны происхождения товара, таможенной классификации, таможенных процедур, экономического сотрудничества. Эти нормы различны в отдельных странах, что требует их гармонизации.

По оценке ВАС (о чем было заявлено на втором саммите в Себу в 2007г.), ведущей концепцией считалась модель АСЕАН+3. Но и она, как и другая модель формирования Восточноазиатской зоны свободной торговли, не имеет в качестве основы политику объединения региона Восточной Азии. Такая политика проводилась в Европе в первые послевоенные годы, когда была настоятельная необходимость подъема европейских экономик, пострадавших от фашистской агрессии. По мнению известных экономистов А.Танака и А.Фукушима, между финансовыми (в рамках Чиангмайской инициативы) и торговыми инициативами отсутствует координация, поэтому в Восточной Азии наблюдается регионализация без политики регионализма15.

14 Kawai M., Wignaraya G. Asian FTA's: Trends and Challenges. ADBI Working Paper Series. #144 August 2009.-P.4.

15 См. Fukushima A. (2006). Japan's Perspective on East Asian Regionalism. CSIS WP. November, 2006. Tanaka A. (2006). Prospects for East Asia Community. In Challenges to Trilateral Cooperation: The Trilateral Commission. Tokyo Plenary Meeting 2006. April 22-26.

5 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

В 2009 г. на встрече министров экономики АСЕАН была подтверждена решимость создать крупнейшую в мире зону свободной торговли на поэтапной основе:

□ на первом этапе подписать соглашения и создать зоны свободной торговли между АСЕАН и отдельными странами Восточной Азии, а также Австралией, Новой Зеландией и Индией, а также завершить формирование АСЕАНовских сообществ к 2015 г.;

□ на втором этапе образовать Восточноазиатскую зону свободной торговли в рамках АСЕАН+3;

□ на третьем этапе сформировать Восточноазиатское сообщество в рамках АСЕАН+6 на основе соглашения о сближении экономического партнерства.

Хотя в ВА были разработаны модели формирования ВАЭС, но принять конкретного решения на саммитах не удавалось. Вопрос только обсуждался, хотя и были решения о проведении исследования о целесообразности ВАЭС, рекомендация АСЕАН по ускорению создания АСЕАНовского Сообщества и переноса даты создания с 2020 г. на 2015 г. (что зафиксировано в соответствующем документе АСЕАН).

Создание ВАС де-факто завершило противоречие между вопросами об основных интеграционных объединениях и институтах в регионе. А именно: торговые и инвестиционные вопросы решает ВАС; финансовые и региональные вопросы -диалоговый механизм АСЕАН+3; развития региональной инфраструктуры - АСЕАН.

Формирование региональной зоны свободной торговли в Восточной Азии -среднесрочная или долгосрочная перспектива. Соглашения АСЕАН+1 с Китаем, Японией и Республикой Корея подписаны и действуют, но между самими тремя государствами СВА подобного соглашения нет. Переговоры о создании Северо-Восточноазиатской зоны свободной торговли начались в 2013 г. Такое соглашение могло бы стать первым шагом на пути формирования Восточноазиатской зоны свободной торговли. По данному вопросу консенсуса долго не было: если Китай выступал за ВАЗСТ, то Япония - за Соглашение о сближении экономического партнерства.

ПРОЕКТ СОГЛАШЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПАРТНЕРСТВЕ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Модели АСЕАН+3 и АСЕАН+6 эволюционировали в проект Соглашения о региональном комплексном экономическом партнерстве, РСЕП (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP).

В 2011 г. на XIX саммите АСЕАН были утверждены Рамочные основы РСЕП, которые определили общие принципы по углублению участия АСЕАН в зонах свободной торговли с партнерами по диалогу. В августе 2012 г. на встрече министров экономик 16 стран приняли Руководящие принципы и утвердили цели переговоров по подписанию соглашения РСЕП.

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2015

Проект соглашения включает условия содействия торговле и инвестициям, повышение прозрачности, экономическое и техническое сотрудничество, защиту прав интеллектуальной собственности, конкурентную политику и механизм разрешения споров.

В конце января 2013 г. достигнута договоренность о дате проведения первого раунда переговоров по подписанию Соглашения о региональном комплексном экономическом партнерстве - май 2013 г. Определена его повестка дня: вопросы взаимной либерализации торговли товарами, услугами и инвестиций. Подготовкой к ранду занимались созданные в ноябре 2011 г. три рабочих группы.

В сфере торговли товарами планируется устранить таможенные пошлины и нетарифные барьеры на практически всю взаимную торговлю товарами в целях формирования зоны свободной торговли. Соглашение будет включать общие правила страны происхождения товаров, разработку региональных стандартов, гармонизацию лицензирования и таможенных процедур, общий подход к тестированию и оценке соответствия.

В торговле услугами намечено ликвидировать ограничения и дискриминационные меры с учетом обязательств стран-членов перед Генеральным соглашением по торговле услугами в рамках ВТО и обязательств в рамках зон свободной торговли АСЕАН с партнерами по диалогу.

В сфере инвестиций должен быть сформирован либеральный и конкурентный инвестиционный климат в регионе с учетом стимулирования притока инвестиций, содействия инвестициям, защиты прав и интересов инвесторов и либерализации допуска иностранных инвестиций из стран-партнеров.

Планируется сформировать зону свободной торговли в 2015 г. с совокупным ВВП в почти 20 трлн долл. и численностью населения с более чем 3 млрд человек. Зона свободной торговли, в основе которой лежит модель АСЕАН+6, станет самым крупным в мире региональным интеграционным объединением.

Стимулами в ее создании выступают динамичный экономический рост многих стран региона, прежде всего Китая и Индии, высокая экономическая и инвестиционная взаимозависимость. Но есть и немало проблем на пути формирования экономического сообщества в Восточной Азии: дифференциация уровней экономического развития и среднедушевых доходов, слаборазвитое межгосударственное сотрудничество, неразвитость финансовых и политических институтов, слабая координация их действий, разнородность исторических, политических, экономических и культурологических факторов и национальных приоритетов. Немало зависит и от завершения формирования Экономического сообщества АСЕАН в 2015 г. (дата перенесена с начала на конец 2015 г.).

Соглашение РСЕП станет альтернативой соглашению о Транстихоокеанском партнерстве. Ряд стран, участвующих в переговорах по РСЕП, одновременно являются членами переговорного процесса по ТИП: Япония, Республика Корея, Сингапур, Малайзия, Бруней, Вьетнам.

5 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

47 0

РСЕП исходит из признания АСЕАН в качестве центра экономической интеграции в АТР, оно будет открытым соглашением для присоединения третьих государств и построено на базе соглашений АСЕАН с партнерами по диалогу - Японией, Китаем, Республикой Корея, Австралией, Новой Зеландией и Индией.

Интеграционные тенденции в Восточной Азии не могут не затрагивать стратегические интересы России, являющейся одновременно и европейским и азиатским государством, а значит, географическую близость со странами Восточной Азии и высокую степень экономической взаимозависимости. Наша страна является полноправным членом Восточноазиатского саммита и имеет статус партнера по диалогу с АСЕАН. За 2000-2013 гг. доля стран Восточной Азии в российском экспорте увеличилась с 11,3% до 13,9% а в импорте - с 7,1% до 7,1% 22,7%. Невключение РФ в интеграционный проект ВАЭС может негативно сказаться на динамике наших торговых и инвестиционных связей со странами региона.

БИБЛИОГРАФИЯ:

ASEAN Economic Community Factsheet, ASEAN Secretariat, Singapore, 2013. - 4 p.

ASEAN-Australia-New Zealand Free Trade Agreement. Fact sheet. Canberra, DFAT, 2009.-6

р.

ASEAN Community In Figures. - Special Edition. A Closer Look at Trade Performance and Dependency and Investment. ASEAN Secretariat, Singapore, 2014. - 102 p.

ASEAN in Figures 2013. ASEAN Secretariat, Singapore, 2013. - 78 p.

Estrada G.,Park D., Park I., Park S. ASEAN's Free Trade Agreements with the People's Republic of China, Japan and the Republic of Korea: A Quantitative and Qualitative Analysis. Asian Developmеnt Bank WP #75 March 2011.-70 p.

Fukushima A. (2006).Japan's Perspective on East Asian Regionalism. CSIS WP. November, 2006. - 24 p.

Kawai M., Wignaraya G. Asian FTA's: Trends and Challenges. ADBI Working Paper Series. #144 August 2009.-40 p.

Searight A. Asian Regionalism: New Challenges, New Visions. Pedestrian Progress, 2010.-19

p.

Tanaka A. Prospects for East Asia Community. In Challenges to Trilateral Cooperation: The Trilateral Commission. Tokyo Plenary Meeting 2006. April 22-26. - 20 p.

Urata ShJapan's New Trade Policy from GATT and the WTO to FTAs. Waseda University, 2010-E-8. - 21 p.

Wee Lin K. The ASEAN Way of Economic Integration in East Asia. National Sun Yat-sen University, Taiwan, October, 2012. - 25 p.

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.