Научная статья на тему 'Этапы интеграции стран АСЕАН в единое экономическое сообщество'

Этапы интеграции стран АСЕАН в единое экономическое сообщество Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11166
1225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ПРОГРЕСС ИНТЕГРАЦИИ / ASEAN / SOUTH-EAST ASIA / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арунова Лианелла Владимировна

Арунова Л.В. в своей статье рассматривает прогресс интеграции стран Юго-Восточной Азии и Восточной Азии. Автор подчеркивает роль АСЕАН в этом процессе. Факторами развития Ассоциации являются многомиллионное население, а также агрегированное ВВП почти 1,5 млрд. долл. США и темпы роста выше, чем в среднем в мире. Сегодня АСЕАН, которая была создана в 1967 году в качестве инструмента регионального диалога и сотрудничества, является центром интеграции в Азиатско Тихоокеанском регионе и его роль возрастает в мировой торговле и финансах, а также в решении экономических проблем. Опыт стран региона может быть использован для мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leanella Arunova in her paper considers the progress in integration of South-East Asia and East Asia. The author underlines the role of ASEAN in this process. The Association with its population of many millions, with its aggregated GDP of almost $ 1.5 billion and growth rates higher than average in the world is the factor of development. Today ASEAN which was set up in 1967 as an instrument of regional dialogue and cooperation is the center of integration in Asia Pacific region and its role is growing in the world commerce and finances as well as in the management of economic problems. Experience of the countries of the region could be of use for the global economy.

Текст научной работы на тему «Этапы интеграции стран АСЕАН в единое экономическое сообщество»

© Арунова Л.В.

ИВ РАН

ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН АСЕАН В ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Стремительно изменяющаяся экономическая ситуация в мире в послевоенный период для некоторых государств ЮгоВосточной Азии продемонстрировала, что наступил момент для регионального сотрудничества, в противном случае будущее региона оставалось сомнительным. Региону была необходима перестройка, и, действуя вместе, государства имели возможность добиться больших успехов, нежели в одиночку. Существенная задача состояла в том, чтобы создать структуру регионального диалога и сотрудничества.

В августе 1967 г. министры иностранных дел пяти государств: Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда, - провели заседание в Бангкоке, Таиланд, и подписали Бангкокскую Декларацию, на основании которой была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Формирование АСЕАН было вызвано необходимостью военнополитической стабилизации в Юго-Восточной Азии, а не стало проявлением экономической логики. В дальнейшем (к середине 70-х гг.) политический фактор содействовал интеграционному взаимодействию в экономической сфере, в отличие от ЕС, где экономическая интеграция стимулировала политическое со-трудничество.1 В соответствии с Декларацией, целями организации являются: ускорение экономического развития стран, социального прогресса и культурного развития в регионе, а также установление мира и стабильности через приверженность принципам Устава ООН. Таким образом, была обусловлена открытость Ассоциации для участия всем государствам ЮгоВосточной Азии (ЮВА), согласившимся следовать принципам и целям организации. Это провозгласило АСЕАН как организацию, представляющую коллективное желание стран ЮВА связать себя вместе в дружбе и сотрудничестве и, через совместные усилия и жертвы, безопасные для их народов и для будущих поколений, добиться мира, свободы и процветания. К

концу XX века к Ассоциации присоединились еще несколько государств. Таким образом, в настоящее время в АСЕАН насчитывается 10 государств-членов, а высшим органом АСЕАН являются саммиты глав государств и правительств стран-членов АСЕАН и партнеров по диалогу.

На протяжении всей истории существования АСЕАН вплоть до настоящего момента было проведено 17 официальных и 4 неофициальных встречи на высшем уровне. Встречи АСЕАН, начиная с 2001 года, являются ежегодными. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону: 1. лидеры стран АСЕАН проводят внутриорганизационную встречу; 2. проводят совместную конференцию с иностранными министрами Регионального Форума АСЕАН; 3. проводят встречу со странами-партнерами по АСЕ-АН+3 (Китаем, Японией и Республикой Корея); 4. отдельная встреча проходит между лидерами стран АСЕАН и еще двумя странами-партнерами Австралией и Новой Зеландией; 5. с 2002 года - отдельные саммиты АСЕАН-Индия.

Несмотря на ряд заявок на получение партнерского статуса в АСЕАН, расширять систему диалогов АСЕАН считает нецелесообразным. Действует временный мораторий на предоставление другим государствам статуса партнера по диалогу с Ассоциацией. Пока принято решение сосредоточиться на совершенствовании механизма «постминистерских конференций», в частности, в формате «10+1» (диалог АСЕАН с каждым отдельным партнером).

Руководящим и Координирующим органом выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Ежегодно проходят совещания министров финансов, экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём. Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.4

Юридической базой взаимоотношений стран Ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согласие-2») 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года - Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года - Россия и Южная Корея, в июле 2005 года - Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. - Австралия. Что же касается США, то в феврале 2009 года во время своего визита в Индонезию госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о намерении в ближайшем будущем присоединиться к Договору5.

В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. В ходе 13-го саммита в Сингапуре Устав был подписан лидерами Ассоциации. Его принятие положило начало новому этапу эволюции АСЕАН и ее трансформации в полноценную региональную организацию. В декабре 2008 г. Устав официально вступил в силу. 6

В течение последних десятилетий Ассоциация успешно решала стоящие перед ней задачи, такие как: развитие АСЕАН как региональной организации; решение проблем обеспечения региональной стабильности, связанных с Индокитайским конфликтом, наплывом беженцев; страны-участницы учились сотрудничать и развивать свою идентичность в региональном и международном плане. Продолжительное существование организации и солидарность внутри нее являются значительным достижением, принимая во внимание разный уровень развития стран, входящих в эту организацию, а также колоссальные различия в размере территорий и численности населения. Сегодня АСЕАН с ее многомиллионным населением, совокупным ВВП, достигающим почти 1,5 трлн. долл. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, является центром интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском Регионе (АТР).

Таблица 1

Макроэкономические показатели стран АСЕАН (2009 г.)

Страна Площадь, тыс.кв.км Население, млн.чел. ВВП, млрд.долл.

Бруней 5,765 0,41 14,147

Вьетнам 331,051 86,02 96,317

Индонезия 1860,36 231,37 546,527

Камбоджа 181,035 14,96 10,368

Лаос 236,8 5,92 5,579

Малайзия 330,252 28,31 193,108

Мьянма 676,577 59,53 24,973

Сингапур 0,71 4,99 182,702

Таиланд 513,12 66,90 264,323

Филиппины 300,0 92,23 161,358

АСЕАН-10 4435,67 590,64 1499,402

Источник: ASEAN Statistics: Selected basic ASEAN indicators (as of July 2010). http://www.aseansec.org/stat/Table1.pdf

В ходе саммитов АСЕАН были рассмотрены такие вопросы, как развитие сотрудничества и взаимопомощи в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях.

Первый саммит был проведен в феврале 1976 года на о-ве Бали, Индонезия. На этой встрече АСЕАН выразила готовность развивать плодотворные отношения и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами региона. Лидерами стран-членов Ассоциации был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. В Договоре были обозначены основополагающие принципы взаимоотношений государств в рамках АСЕАН: 1. Взаимное уважение к независимости, суверенитету,

территориальной целостности, равноправию и национальной самобытности всех народов; 2. Право каждого государства на невмешательство извне; 3. Урегулирование разногласий и споров мирными путями; 4. Отказ от угроз или применения силы; 5. Эффективное взаимодействие между государ-

7

ствами-членами.

В ходе последующих саммитов было принято много важных решений, соответствующих принципам, обозначенным в Договоре о дружбе и сотрудничестве в ЮВА.

Серьезным испытанием для АСЕАН стал экономический кризис в Азии 1997-1998 годов, заставивший страны Ассоциации реформировать и реструктурировать свою экономику. Экономики стран АСЕАН очень быстро восстановились после азиатского кризиса. Этому быстрому пикообразному восстановлению способствовал развитый экспорт стран-членов. Однако МВФ в своем докладе World Economic Outlook обратил внимание на существование тревожных признаков: новые экономические условия повысили стоимость акций; в некоторых странах резко увеличилась стоимость собственности; проблемы могли вызвать и резкое изменение цены активов. В докладе было указано на то, что кризис в Азии сделал экономику стран региона более открытой, вскрыл необходимость повышения эффективности корпоративного управления, вновь привлек внимание к проблемам глобализации и к необходимости внимательно относиться к поддержанию конкурентоспособности.

1-2 декабря 1997 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялось Совещание министров финансов стран АСЕАН, на котором была дана оценка кризисной ситуации, сложившейся в регионе ЮВА, и были заслушаны доклады и предложения по преодолению кризиса каждой страной-членом Ассоциации. На совещании министры пришли к единому мнению, предложив общие пути решения проблем для всех заинтересованных сторон. Эти меры включали в себя следующее: сохранение последовательной, твердой и продуманной финансовой политики, укрепление гибкого валютного курса, четкий контроль как за фондовым рынком, так и за эффективным распределением источников капиталов, усиление информационной политики, более успешное руководство частным сектором и др. Для сниже-

ния зависимости от американского доллара, к которому привязаны все валюты стран АСЕАН, были выдвинуты и реализованы многие инициативы по созданию специализированных институциональных структур, к примеру, Азиатского кредитного фонда.9

14-16 декабря 1997 года в Куала-Лумпуре прошла 2-я неофициальная встреча на высшем уровне. В этой встрече Лаос и Мьянма впервые принимали участие в качестве официальных членов Ассоциации. Важно отметить обсуждение «видения АСЕАН в 2020 г.». Было сказано, что приблизилось наступление 21 века, и возникла необходимость создания программы на ближайшие два десятилетия на основе текущей ситуации в регионе и мире. Согласно этому «видению», АСЕАН в 2020 г. будет Зоной мира, свободы и нейтралитета, а также более тесной станет экономическая интеграция среди государств-членов Ассоциации. Также на этой встрече главы государств-членов Ассоциации обратились к США, Японии и ЕС с просьбой об оказании экстренной помощи в преодолении валютнофинансового кризиса.10

15-16 декабря 1998 года 6-й саммит АСЕАН состоялся во вьетнамской столице Ханой. На саммите был принят ряд документов, включая "Ханойскую декларацию" и "Ханойскую программу действий", направленных на преодоление кризиса, развитие экономики стран АСЕАН, а также на содействие укреплению сотрудничества стран АСЕАН в экономической и политической областях и в сфере безопасности.11

С 27 по 28 ноября 1999 г. в Маниле состоялся очередной неофициальный саммит, 3-й по счету. На этом саммите было высказано намерение сотрудничать и вести более активный диалог между АСЕАН и государствами Северо-Восточной

Азии, чтобы весь Восточноазиатский регион достиг более вы-

12

сокого уровня интеграции и сотрудничества. Страны АСЕАН и партнеры по диалогу пришли к выводу, что азиатский финансовый кризис в основном преодолен, регион ждет процветание, залогом которого станет создание азиатского «общего рынка» и введение в обращение единой азиатской валюты. Как сказал на саммите премьер-министр Таиланда Сурин Питсуван, "кризис стал для нас сигналом, оповестившим, что мы не можем боль-

ше жить в изоляции". Поэтому страны АСЕАН приветствуют подключение к созданию нового регионального образования

13

партнеров по диалогу - Китая, Южной Кореи и Японии.

С 22 по 25 ноября 2000 года в Сингапуре прошел 4-й неофициальный саммит. В ходе этой встречи лидеры стран-участниц приняли решение о запуске «Инициативы интеграции АСЕАН» (ИАИ) с целью сократить разрыв в развитии стран-членов и стимулировать конкурентоспособность АСЕАН как региона. Главный упор планировалось делать на образование, развитие способностей и повышение квалификации рабочих.14

5-6 ноября 2001 года в брунейской столице Бандар-Сери-Бегаван прошел 7-й саммит АСЕАН и 5-й саммит АСЕАН+3. Лидеры 10 членов АСЕАН рассмотрели и приняли промежуточный доклад по "Ханойской программе действий" и определили приоритетные проекты сотрудничества по ускорению интеграции региона АСЕАН, развитию информационных и коммуникационных технологий и освоению трудовых ресурсов. С коллегами из Китая, Японии и Кореи обсуждались многие серьезные вопросы, как, например ускорение интеграционных процессов в АСЕАН, уменьшение разницы в развитии государств-членов Ассоциации, а также борьба с терроризмом в мире.15

4-5 ноября 2002 года 8-й саммит АСЕАН состоялся в камбоджийской столице Пномпень. Лидеры государств Ассоциации провели глубокое и широкое обсуждение проблем интеграции АСЕАН, борьбы с терроризмом и других региональных и международных вопросов, представляющих общий интерес, достигли единства мнений и подписали Соглашение о развитии туризма в рамках АСЕАН.16

7-8 октября 2003 года 9-й саммит АСЕАН был созван на индонезийском острове Бали. Саммит принял "Декларацию о сообществе членов АСЕАН", направленную на создание организации аналогичной Евросоюзу, а также решение о развитии АСЕАН в направлении формирования сообщества с более тесными отношениями между его членами. Лидеры государств-членов Ассоциации подписали вторую декларацию согласия, известную как «Балийское согласие-2», в которой было обозначено взаимное стремление к созданию более тесной экономи-

ческой интеграции к 2020 году. Согласно декларации, Сообщество АСЕАН должно было следовать трем направлениям, а именно - взаимодействие в области политики и безопасности, экономическое, а также социо-культурное сотрудничество,- для обеспечения долговременного мира, стабильности и экономического процветания в регионе. Также, планировалось создать в регионе к 2020 году зону свободной торговли. Более того, главы государств АСЕАН обсуждали формирование сообщества по безопасности наряду с экономическим сообществом, хоть

17

и без формального военного союза.

29-30 ноября 2004 года 10-й саммит АСЕАН прошел в лаосской столице Вьентьян. На нем были подписаны "Вьентьянская программа действий" и "Рамочное соглашение АСЕАН об интеграции в приоритетных секторах", приняты "Программа действий в рамках социально-культурного сообщества АСЕАН" и "Программа действий сообщества АСЕАН по вопросам безопасности". На саммите также было принято решение о разработке "Устава АСЕАН" в целях содействия строительству

18

механизмов организации.

12 декабря 2005 года 11-й саммит АСЕАН состоялся в малазийской столице Куала-Лумпур. Саммит принял "Куала-Лумпурскую" декларацию о разработке Устава Ассоциации в целях ускорения строительства сообщества АСЕАН.

С 9 по 15 января 2007 года в филиппинском городе Себу прошел 12-й саммит, на котором был определен план по разработке Устава АСЕАН, подписана "Себуанская декларация". Также было принято решение о создании высшей специальной группы, отвечающей за разработку Устава Ассоциации, о завершении строительства сообщества АСЕАН на 5 лет раньше срока. Кроме того, был подписан ряд документов, включая "Конвенцию АСЕАН о борьбе с терроризмом". В ходе саммита участники пришли к соглашению: 1. Содействовать социальноэкономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов; 2. Противостоять террористическим вызовам; активно содействовать освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия; 3. Развивать энергетическую кооперацию в рамках АСЕАН, включая создание единой энергосистемы и строительство Транс-АСЕАНского газопровода. 19

С 18 по 22 ноября 2007 года в Сингапуре был проведен 13-й саммит АСЕАН, приуроченный к 40-летию Ассоциации. Во время встречи обсуждались вопросы: энергетики, экологии, изменения климата и устойчивого развития. Был принят ряд важных документов, в том числе "Устав АСЕАН" и "Декларация о плане создания Сообщества АСЕАН". В ходе саммита был подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН к 2015 г. Документом был предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости. 20

В феврале 2009 года 14-й саммит АСЕАН состоялся в таиландском городе Хуахин. Была подписана "Декларация о разработке плана дорожной карты по строительству Сообщества АСЕАН в 2009-2015 гг.",а также планы АСЕАН по политике и безопасности, экономике и культуре и ряд других документов, имеющих стратегическое значение для развития Ассоциации, а также для построения ее сообщества.21

С 23 по 25 октября 2009 года в г. Хуахин, Таиланд, прошел 15-й саммит АСЕАН и ряд саммитов АСЕАН и стран-партнеров по диалогу. Лидеры 10 стран АСЕАН и 6 стран-партнеров по диалогу (КНР, Японии, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии и Индии) собрались для обсуждения таких важных вопросов, как финансовый кризис, продовольственная и энергетическая безопасность, климатические изменения, борьба со стихийными бедствиями и строительство Сообщества АСЕАН.

При обсуждении вопросов строительства Сообщества АСЕАН руководители 10 стран-членов Ассоциации рассмотрели ситуацию с реализацией Устава, который служит юридической основой организации, и приветствовали работу комиссии постоянных представителей и создание 3 советов при Ассоциации. Для содействия строительству сообщества участники саммита приняли Декларацию о создании межправительственной комиссии АСЕАН по правам человека и опубликовали заявление об укреплении сотрудничества в области образования в рамках Ассоциации.

По вопросу преодоления климатических изменений руководители стран-членов АСЕАН опубликовали заявление, подтвердив общую позицию Ассоциации по проблеме изменения климата. Она заключается в том, что стороны Рамочной конвенции ООН об изменении климата должны на основе равенства, согласно принципу "общей, но дифференцированной ответственности", охранять климатическую систему, исходя из реального положения и возможностей разных стран.

Что касается стихийных бедствий, которые часто происходили в последние годы в Юго-Восточной Азии, то участники саммита выразили намерение усилить борьбу с ними за счет сотрудничества внутри АСЕАН и сотрудничества между ассоциацией и ее странами-партнерами по диалогу.

В вопросах преодоления финансового кризиса и обеспечения стабильности экономики руководители 10 стран-членов АСЕАН подчеркнули необходимость продолжать реализовывать планы по внутриэкономическому стимулированию для обеспечения устойчивого роста экономики. Они поддержали заявление о реформировании международных финансовых структур, принятое на прошедшем в сентябре в американском городе Питтсбург саммите "Группы 20", полагая, что реформирование должно отражать мнение экономических субъектов с нарождающимися рынками и развивающихся стран. Они единодушно согласились с тем, что руководители председательствующих в АСЕАН стран и генсек Ассоциации должны принимать участие в саммитах "Группы 20". Они приветствовали завершение АСЕАН в этом году переговоров с 6 странами-партнерами по диалогу по соглашениям о свободной торговле и соглашениям по всестороннему экономическому партнерству, считая, что эти документы будут содействовать торговле и инвестиционной деятельности в регионе.

На 12-й встрече руководителей Китая и АСЕАН премьер Г оссовета КНР Вэнь Цзябао отметил, что перед лицом сурового вызова со стороны международного финансового кризиса Китай и АСЕАН поддерживают друг друга, укрепляют сотрудничество, общими усилиями отражая вызовы и содействуя совместному развитию. Для дальнейшего продвижения двустороннего сотрудничества он предложил: выявлять роль зоны свобод-

ной торговли между Китаем и АСЕАН; ускорять строительство капитальных объектов; наращивать сотрудничество в сельском хозяйстве и между деревнями; содействовать поступательному развитию; активизировать общественные и культурные контакты; продвигать многоуровневое региональное сотрудничество.

На 12-м саммите "АСЕАН-Япония" японский премьер-министр Юкио Хатояма и руководители стран-членов АСЕАН обсуждали главным образом международный финансовый кризис, борьбу со стихийными бедствиями, энергетическое сотрудничество, климатические изменения и строительство Восточноазиатского сообщества. Глава японского правительства подчеркнул особое значение перспективной концепции о создании Восточноазиатского сообщества, подтвердив, что Япония будет поддерживать, как и прежде, строительство сообщества АСЕАН.

На 12-м заседании руководителей Республики Корея и АСЕАН президент государства Ли Мен Бак и руководители стран-членов АСЕАН обсудили перспективы сотрудничества в образовании, охране окружающей среды и свободной торговле с тем, чтобы поднять двусторонние связи на уровень стратегического сотрудничества и партнерства.

Достигнутые на 15-м саммите АСЕАН и ряде саммитах АСЕАН и стран-партнеров по диалогу результаты свидетельствуют об укреплении тенденции к сотрудничеству и развитию в

22

Юго-Восточной Азии и всей Восточной Азии.

С 8 по 9 апреля 2010 г. в Ханое состоялся 16-й саммит АСЕАН. На нем были приняты Совместное заявление об экономическом восстановлении и постепенном развитии и Совместное заявление о противодействии климатическим изменениям. Все члены АСЕАН выразили намерение повысить в дальнейшем эффективность, реализовать достигнутые соглашения и активно содействовать претворению Устава АСЕАН в жизнь.

Руководители стран-членов АСЕАН решили принять практические меры по активному содействию реализации плана "дорожной карты" по интеграции АСЕАН и достичь цели создания Сообщества АСЕАН к 2015 году. Что касается политики в сфере региональной экономики, то страны АСЕАН решили продолжать проводить действующую макроэкономиче-

скую политику до того момента, пока не укрепится тенденция экономического возрождения, наряду с этим усилить контроль над региональной экономикой и повысить способность преду-

23

преждения об экономическом и финансовом рисках.

На переговорах министров финансов 8 апреля с рекомендациями государствам АСЕАН выступил заместитель директора-распорядителя МВФ. Правительствам этих стран было рекомендовано учитывать нестабильность внешних рынков, контролировать темпы роста иностранных инвестиций в краткосрочной перспективе и ориентироваться на повышение внутреннего спроса. По оценкам МВФ, экономический рост в странах АСЕАН по итогам 2010 года составит в среднем 5,5%. Для сравнения, темпы роста экономики развитых стран не превысят 2,5%.24

С 28 по 30 октября 2010 года во вьетнамской столице состоялся 17-й саммит. В рамках этого мероприятия прошел ряд двухсторонних встреч АСЕАН с диалоговыми партнерами, в том числе Второй саммит Россия - АСЕАН. Во время встреч руководителей стран АСЕАН был рассмотрен прогресс, достигнутый в процессе интеграции Ассоциации, и определены направления работы по созданию экономического сообщества, сообщества политической безопасности и социально-

культурного сообщества. Также было принято решение пригласить Россию и США присоединиться к Восточноазиатскому саммиту в 2011 году, таким образом, создав новый формат «10

25

+ 8».

Участники саммита приняли комплексный план взаимных связей и взаимных обменов АСЕАН и другие документы, реализация которых станет гарантом строительства Сообщества АСЕАН в намеченный срок - к 2015 году: Декларация АСЕАН, нацеленная на освоение людских ресурсов и повышение квалификации трудящихся, Ханойская декларация, нацеленная на улучшение благосостояния женщин и детей в регионе, и др. Комплексный план включает в себя более 700 проектов и планов. Ассоциация рассчитывает, что ее члены и страны-партнеры по диалогу примут активное участие в этих проектах и планах путем инвестирования и продвинут взаимные связи и взаимные обмены внутри АСЕАН и между Ассоциацией и ее

партнерами по диалогу. Руководители организации также решили создать комиссию по координации взаимных связей и взаимных обменов АСЕАН в целях координации и контроля над процессом реализации этого документа.26

Премьер-министр Вьетнама, председательствующего в АСЕАН, Нгуен Тан Зунг на церемонии закрытия сказал, что Ассоциация зарекомендовала себя в качестве основной движущей силы в развитии диалога и сотрудничества на благо мира, безопасности и развития в регионе. Ей также удалось связать и гармонизировать интересы своих партнеров. В настоящее время заметно, что АСЕАН занимает ведущую позицию в разви-

27

тии динамичной региональной архитектуры. Он заметил, что успешное проведение последних двух саммитов АСЕАН и сконцентрированные усилия на всех уровнях в течение всего 2010 года под лозунгом «К Сообществу АСЕАН: от общего видения к конкретным действиям» привели к значительным достижениям и немало способствовали реализации планов построения Сообщества АСЕАН к 2015 году. 28

Можно с уверенностью заявить, что проведение вышеуказанных встреч на высшем уровне будет способствовать усилению интеграционных процессов в ЮВВА, а также придаст новый стимул сотрудничеству между странами региона.

Необходимо заметить, что Азиатско-Тихоокеанский регион претендует на роль серьезного партнера в системе международных экономических отношений. Сурин Питсуван, генеральный секретарь организации, недавно высказал свое мнение, что АСЕАН и Восточная Азия «должны стать локомотивом восстановления мировой экономики». 29 Принимая во внимание все вышесказанное, можно смело утверждать, что данный регион уже стал этим "локомотивом". В настоящее время в странах-членах АСЕАН наблюдается серьезный подъем экономики и оживление экономической деятельности, которое обусловлено двумя факторами: экспортом и высоким внутренним спросом. В совокупности создается впечатление, что в азиатском регионе происходят ключевые перемены, и что они будут влиять на остальной мир. Показательным также является то, чего регион достиг за последние десятилетия: доля стран азиатского региона с формирующимся рынком в мировой торговле удвоилась, а

их доля в мировом ВВП утроилась только за прошлые два десятилетия. Кроме того, созданные странами Восточной, ЮгоВосточной и Южной Азии усиленные основы политики и более прочные институты, в особенности за прошедшее десятилетие, выдержали испытание экономического спада и служат прочным фундаментом на будущее. Основываясь на этом фундаменте, странам азиатского региона необходимо будет продолжить проведение реформ, направленных на решение трудных задач, которые по-прежнему стоят перед регионом как на ближайшую, так и более долгосрочную перспективу.

Время азиатского региона наступает. Его роль в мировой экономике продолжает расти как в мировой торговле и финансах, так и в экономическом развитии, и она будет только возрастать. Странами региона накоплен богатый опыт — это опыт стран, сталкивающихся с различными трудностями на отдельных этапах развития. И глобализирующаяся экономика вбирает в себя и этот богатый, накопленный в странах Восточной, Юго-

30

Восточной и Южной Азии, опыт развития.

1 Костюнина Г.М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)// Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006; стр. 227-228.

The Founding of ASEAN, http: // www.aseansec.org/7071.htm

ASEAN Summit, http:// www.aseansec.org/20100.htm

4 Департамент Информации и Печати МИД РФ, http://www.extech.ru/rrscce/bio/asean_info.doc

5 «США готовы к сотрудничеству со странами АСЕАН», http://www.lenta.kz/world/?article=127346

6 About ASEAN: overview; http://www.aseansec.org/about_ASEAN.html

Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia, Indonesia, 24 February 1976; http://www.aseansec.org/5047.htm

Статья "Проблемы и задачи, стоящие перед АСЕАН в 21 веке”, 15.05.2000 г.; Причины успеха Сингапура: 13 статей г-на Марка Хонга Тат Сун, посла Республики Сингапур в России и на Украине; Москва, июнь 2000 г., стр. 57-69.

9 Чан Хьеп "История АСЕАН в 1967-2000 годах", монография / Отв. ред. А.С. Протопопов. - М.: Изд-во РУДН, 2002 г., стр. 162-182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Press Statement of the 2nd ASEAN Informal Meeting of Heads of State/Government of the Member States of ASEAN, Kuala Lumpur, Malaysia,

15 December 1997; http://www.aseansec.org/1816.htm;

Asean Vision 2020, http://www.aseansec.org/5228.htm

11 6th ASEAN Summit 15-16 December 1998, Hanoi, Vietnam; http://www.aseansec.org/20124.htm

12 Chairman's Press Statement on ASEAN 3rd Informal Summit Manila, Philippines, 28 November 1999; http://www.aseansec.org/5300.htm

13

«Маниловский проект АСЕАН. Россию пригласят в азиатский "общий рынок”», газета «Коммерсантъ» №221 от 30.11.1999 г.; http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=231563

14 Press Statement by Chairman, 4th ASEAN Informal Summit, Singapore, 25 Nov 2000; http://www.aseansec.org/5310.htm

15 Press Statement by the Chairman of the 7th ASEAN Summit and the 5th ASEAN + 3 Summit, November 5, 2001, Bandar Seri Begawan; http://www.aseansec.org/5317.htm

16 Press Statement By The Chairman Of The 8th Asean Summit, The 6th Asean + 3 Summit And The Asean-China Summit, Phnom Penh, Cambodia, 4 November, 2002; http://www.aseansec.org/13188.htm

17 Press Statement By The Chairperson Of The 9th ASEAN Summit and the 7th ASEAN + 3 Summit, Bali, Indonesia, 7 October 2003; http://www.aseansec.org/15259.htm

18 Газета "Жэньминь жибао" он-лайн, http://russian.peopledaily.com.cn/31520/5280847.html

19Twelfth ASEAN Summit, Cebu, Philippines, 9-15 January 2007; http://www.aseansec.org/20144.htm

20 Thirteenth ASEAN Summit, Singapore, 18-22 November 2007; http://www.aseansec.org/22649.htm

21 Fourteenth ASEAN Summit, Thailand, 26 February - 1 March 2009; http://www.aseansec.org/22238.htm

22 ASEAN Bulletin (October 2009), http://www.aseansec.org/23112.htm#Article-20

23 Г азета "Жэньминь жибао" он-лайн; http://russian.people.com.cn/31520/6946181 .html

24

"МВФ назвал главные задачи экономического развития стран АСЕАН"; сайт "Налоги: международные новости и информация", http://www.taxationinfonews.ru/2010/04/

25

Агентство Синьхуа, Russian.News.Cn, http://russian.news.cn/world/2010-10/31/c_13583664.htm

26 Газета «Женьминь жибао» онлайн, http://russian.people.com.cn/31520/7183355.html

27 Remarks by H.E. Prime Minister Nguyen Tan Dung At the Closing Ceremony of the 17th ASEAN Summit and Related Summits, http://www.aseansec.org/25499.htm

28 World News Daily, http://www.wnd.su/news/world/98877-sammit-asean-stal-vazhnym-shagom-k-konkretnym-delam-premer-vetnama.html

29 "АСЕАН усилит меры по привлечению инвестиций"; сайт "Finance.ua", http://news.finance.Ua/ru/~/1/0/all/2010/02/28/188788

30

Финансы и Развитие: ежеквартальный журнал МВФ; июнь 2010, выпуск 47, номер 2; Ануп Сингх "Азия идет впереди", стр. 4-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.