Научная статья на тему 'Финансовая грамотность населения в свете современных тенденций развития образования'

Финансовая грамотность населения в свете современных тенденций развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1356
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахназарян Г. Э.

В статье акцентируется внимание на принципиальном изменении традиционных взглядов на грамотность, важнейшим аспектом которой становится финансовая грамотность, и систему образования в целом. Автор отмечает, что, несмотря на определенные различия в организации процесса обучения в разных странах, можно говорить об определенных тенденциях, характерных для абсолютного большинства развитых стран и учитываемых при реформировании системы образования во всем цивилизованном мире. На основе анализа мирового опыта предлагаются меры по формированию финансовой грамотности населения России, как в традиционной системе образования, так и в системе неформального и информального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая грамотность населения в свете современных тенденций развития образования»

Личные финансы

финансовая грамотность населения в свете современных тенденций развития образования

г.э. шахназарян,

старший научный сотрудник нИФИ Академии бюджета и казначейства Минфина россии

Происходящие стремительные изменения в технике и технологии, осознание безграничности познавательного процесса уже в середине прошлого века в развитых странах Запада вызвали необходимость пересмотра традиционных взглядов на грамотность и систему образования в целом. В наше время грамотность, будучи существенной частью жизни современных обществ, во многом определяет само качество жизни, открывая доступ к получению более качественного образования, работы, услуг. Все это в полной мере относится и к финансовой грамотности, которая является непременным атрибутом грамотности в современном представлении, ибо в наше время вся жизнь неизбежно пронизана финансовыми отношениями. Поэтому неудивительно, что в существенно расширившееся понятие грамотности включается наряду с профессиональными и функциональными знаниями и навыками владение широким спектром экономических, в первую очередь финансовых понятий и категорий.

Основными факторами, оказавшими влияние на отмеченные изменения, явились:

1. Высокие темпы развития научно-технического прогресса, которые способствовали быстрому обесценению полученных в процессе профессионального обучения знаний.

2. Недостаточная реализация заложенного в человеке потенциала в системе традиционных учебных заведений в силу ориентации на некий средний уровень.

3. Все возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий в экономике и жизни, требующих навыков работы с информацией.

4. Охват финансовыми отношениями всех сторон жизнедеятельности человека. Так, вовлечение в процесс инвестирования все более широких масс населения в результате развития финансового рынка потребовало создания системы защиты интересов инвесторов, включающей также меры по повышению финансовой грамотности.

5. Имеющиеся риски при осуществлении любой хозяйственной, в том числе и инвестиционной, деятельности потребовали усиления направленности педагогической деятельности на воспитание особых психологических качеств личности, повышающих ее устойчивость и позволяющих принимать эффективные решения в стрессовых ситуациях, успешно адаптироваться в условиях быстроизменяющейся действительности.

6. Сложившаяся в развитых странах демографическая ситуация, вызвавшая, с одной стороны, увеличение возраста «активной хозяйственной деятельности», с другой, возрастающую потребность в познавательной деятельности, осмыслении полученного практического опыта.

7. Расширение рамок интеграции, значительно усилившее мобильность рабочей силы в современных условиях и потребовавшее усиления адаптационных способностей к освоению новых видов деятельности, привыканию к новым условиям труда.

Экономические знания в современном мире играют всевозрастающую роль, они позволяют осмысливать, анализировать поступающую из разных источников информацию для принятия взвешенных и эффективных решений, легче адаптироваться в новых условиях, предоставляют большую свободу действий и, как следствие, повышают конкурентоспособность индивида.

В наше время несмотря на имеющиеся различия, связанные с национальными традициями отдельных стран, происходит активное сближение образовательных систем в развитых странах по следующим направлениям:

• приоритетное финансирование объектов образования в результате осознания значимости фактора грамотности в обеспечении дальнейшего экономического роста;

• усиленное развитие массового, а не элитарного образования;

• демократизация самого образовательного процесса, все большее приближение его к потребностям и возможностям конкретной личности обучаемого;

• активное внедрение новейших информационных технологий;

• признание необходимости и практическое внедрение концепции непрерывного образования.

Все эти факторы в совокупности породили совершенно новое видение места, роли и задач каждой ступени образования, которое несмотря на определенные различия в организации процесса обучения в разных странах, выразилось в четких тенденциях, характерных для абсолютного большинства развитых стран и учитываемых при реформировании системы образования во всем цивилизованном мире.

Эти изменения выразились в первую очередь в смене подходов и приоритетов в организации процесса обучения на всех его этапах. В частности, они серьезно коснулись процесса обучения в рамках средней школы, важнейшую роль которой в формировании базовых знаний и навыков трудно переоценить.

Принципиальным моментом, на наш взгляд, является перенесение акцента с чисто образовательных на психологические факторы в воспитании учащихся, призванные усилить адаптационные способности человека в условиях современности. Это выражается:

• в приближении процесса преподавания базовых дисциплин, составляющих основу школьного образования, к современной действительности, понятной и интересной учащимся (с учетом возрастных особенностей каждой категории);

• в предоставлении большего выбора форм и программ обучения;

• в использовании методов обучения, направленных на развитие способности к самостоятель-

ной деятельности, раскрытие познавательных способностей личности, развитие позитивного отношения к процессу познания и формирование потребности обучения в течение всей жизни;

• в усилении внимания к овладению навыками поиска необходимой информации, в том числе с помощью современной информационной техники;

• в обучении эффективным методам сбора и анализа данных, построения на этой основе научно обоснованных выводов и прогнозов;

• в воспитании таких психологических качеств личности, которые позволяют оценивать и принимать риски, критически анализировать возникающую ситуацию, находить эффективные решения, работать в команде, что требует умения согласовывать свои интересы с интересами других участников, а также аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Уже преподавание в школе предполагает развитие самостоятельных образовательных навыков учащихся. Согласно рекомендациям ведущих исследовательских педагогических центров около половины учебного времени отводится на обязательное для всех образовательное ядро, в которое входят в разных странах различные базовые предметы. Другая половина учебного времени занята предметами для самообразования. Это может быть также обучение по специально подобранным курсам или модулям-программам, где обязательные для изучения дисциплины соединяются с программами самообразования (как, например, в Германии). В настоящее время на интегрированные программы отведено от 15 до 30 % учебного времени. Задача интегрированной образовательной программы — органически связать основные базовые явления и факты из различных областей науки, дать навыки и умения самообразования, развивать способность бесстрессовой адаптации к социальным и научно-техническим изменениям. Самостоятельное обучение обычно завершается аттестацией полученных результатов по изучаемой программе1. Таким образом, функция средней школы наряду с преподаванием «базовых» дисциплин в необходимом объеме включает все в более возрастающей степени формирование личности, для которой непрерывное обучение является осознанной потребностью и необходимостью. «Цель общеобра-

1 Баранников А. В. Зарубежный опыт организации самообра-

зования в рамках школы // Мир образования — образование

в мире. 2002. № 2.

зовательной школы в современном понимании — заложить основы знаний, необходимых для продуктивной деятельности, знаний, позволяющих без боязни смотреть в будущее, развивать способности, делать разумный выбор, брать на себя ответственность, уметь оценивать последствия своих действий с учетом общепринятых этических норм»2.

Многолетний опыт экономического образования в США показал оправданность раннего знакомства детей с базовыми экономическими понятиями с постепенным расширением кругозора за счет добавления в дальнейшем «новых» и углублением уже знакомых категорий в старших классах. При этом основная масса учащихся не перегружается избыточными знаниями по экономике, представляющими интерес только для специализирующихся в этой области. К выпускному классу накопленный багаж знаний позволяет учащимся свободно ориентироваться в окружающей их действительности, тем самым реализуется поставленная перед экономическим образованием задача3.

Немаловажное значение придается формированию поведенческих навыков, культуры деловой коммуникации, способности отстаивать свои интересы и права без нарушения прав других, умения вести переговоры, работать в команде, принимать на себя риски и правильно оценивать шансы на успех. К категории обобщающих умений и навыков экономической подготовки современная американская школа относит умение планировать, выдвигать новые идеи, искать пути рациональной организации производственного процесса, выявлять его экономическую целесообразность. Несомненно, важным является обучение школьников в рамках курса по личным финансам навыкам пользования кредитками, умения оценивать и выбирать схемы медицинского страхования, рассчитывать налоги, анализировать необходимость и целесообразность взятия кредита. Следует отметить, что эффективность указанной подготовки возрастает в условиях повсеместной пропаганды возможностей достижения благополучия за счет труда и развития финансовых и трудовых навыков. Результатом реализации отмеченных подходов к школьному обучению является высокая доля финансово грамотных подростков в США.

Кардинальные изменения в подходах к школьному образованию повлекли за собой внедрение новых форм и методов подачи учебного материала.

2 Терюкова Т. Развитие экономических знаний школьников // Экономика в школе. 2000. № 2.

3 Там же.

Повсеместно наметился все больший отход от строго предметного обучения к модульному, позволяющему комбинировать различные области науки, использовать в процессе обучения более гибкие, систематически корректируемые программы и курсы. Так, в Японии в 1-м и 2-м классах старшей средней школы изучают синтетический курс «Жизненный опыт», в программу старшей средней школы включен обязательный предмет «Современное общество», объединяющий учебный материал из различных областей знания4. Активно используются такие программы в США, где обучение по модулям «Домашняя экономика», «Изучение бизнеса», «Ремесло, дизайн, технология» происходит в течение 10-12 недель при нагрузке 2-3 часа в неделю. Во Франции в рамках курса «Счет и его практическое применение» содержание задач тесно связано с практикой, в разделе программы «Коммерческая деятельность» учащиеся знакомятся с основными законодательными требованиями и ограничениями, процедурой купли-продажи, оформления коммерческой документации т. п. Аналогичным образом изучаются такие актуальные для учащихся темы, как «Расчеты стоимости проезда различными видами транспорта», «Смета на постройку дома», «Расходы семьи на питание и содержание жилища» и др.5.

Широкое распространение в процессе обучения получили «деловые игры», позволяющие «погрузить» учащихся в реальную ситуацию, наметить пути наиболее эффективного выхода из нее. Подобным образом формируются такие качества, как самостоятельность в постановке целей и принятии решений, умение отстаивать свою точку зрения, строить отношения и работать в команде. Так, в Германии популярны такие деловые игры, как «Биржа», в ходе которой учащиеся знакомятся с различными видами ценных бумаг, правилами их обращения. Деловая игра «Тренировочная фирма» способствует формированию навыков и понятий предпринимательской деятельности.

В ряде стран в целях расширения экономических знаний и навыков допускается (а порой и стимулируется) создание при образовательных учреждениях производственных предприятий, школьных фирм (например, в Германии имеется четыре вида таких фирм), фирм-филиалов (в Великобритании), ученических кооперативов (в Польше).

Важнейшее значение в современном образовательном процессе придается развитию навыков

4 Боярчук Ю. В. Общеобразовательная школа современной Японии // Пущино, 1996.

5 Вульфсон Б.Л. Школа современной Франции. М., 1970.

работы на компьютере, умению воспринимать и анализировать текстовую, количественную и графическую информацию с привлечением различных источников (таких как учебники, компьютерные программы, технологические характеристики к инструкции и т. п.)6.

Огромная роль в пропаганде знаний придается СМИ. Так, в США в 1990-х годах учебные программы транслировали до 200 телестанций, более 700 студий предлагали учебные передачи по системе кабельного телевидения. Английская телекомпания Би-Би-Си выходит с учебными программами объемом более 400 часов ежегодно и охватывает практически все школы Великобритании. Во Франции государственные станции с 1970-х гг. ведут систематические образовательные передачи: учебные — по воскресеньям и вторникам, профори-ентационные — по средам. Японское телевидение по пяти телевизионным каналам предлагает самые разнообразные образовательные передачи, предназначенные детям всех возрастов и транслируемые в самое рейтинговое время (с 17 до 20 ч)7.

Конечно, все эти изменения в различных странах стараются вводить с непременным учетом национальных традиций. Так, в Японии центральной задачей обучения является воспитание гражданина. С учетом этого наряду с воспитанием навыков самостоятельности принципиальное значение придается формированию норм поведения, образа жизни, основанных на уважении интересов других людей, способности воспринимать проблемы группы как свои личные.

Высшую школу в меньшей степени затронули произошедшие изменения. Ее место по-прежнему определяется задачей подготовки специалистов в определенной области. Новшества здесь, видимо, могут быть связаны лишь с изменением взгляда на специальное образование. В общих чертах это выражается в том, что вуз перестает восприниматься как завершающее звено образовательного процесса (если абстрагироваться от различного рода способов повышения существующей квалификации, которые не всегда оказываются эффективными), это — некий необходимый промежуточный этап. Учитывая все возрастающую мобильность рабочей силы в наши дни, не исключается возможность не только профессионального роста в рамках данной специализации, но и довольно кардинального

6 Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994.

7 Джуринский А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.

изменения самой специализации. Все это необходимо учитывать при построении образовательного процесса в рамках высшей школы.

Пересмотр взглядов на систему образования в целом принципиально изменил видение системы экономического образования взрослых. В условиях быстрых экономических и социальных преобразований первостепенное значение приобретает процесс приобщения широких масс к культуре и образованию, более полное раскрытие и совершенствование творческого потенциала личности.

Именно взрослые в первую очередь ощутили на себе негативное воздействие консервативной традиционной системы образования, не соответствующей все возрастающим требованиям современной действительности. Неудивительно, что основными функциями образования взрослых на сегодняшний день наряду с просветительской признаются трансформационная, компенсаторно-адаптивная, коммуникативная, реабилитационная и терапевтическая.

Образование взрослых отличается многообразием форм и методов организации образовательного процесса, всемерным стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека. Наряду с формальным образованием, под которым понимается обучение в рамках традиционных учебных заведений по определенным учебным планам и завершающегося получением соответствующего документа, подтверждающего уровень квалификации специалиста, выделяют неформальное и информальное образование.

Сеть неформального образования состоит из множества не связанных друг с другом объединений, не имеющих прямых связей с системой традиционного образования и функционирующих в рамках любой организации. Они объединяют группы людей в целях получения знаний по интересующей их проблеме, обмена идеями, решения практических задач. Система неформального образования взрослых не только постоянно развивается и расширяется, но и оказывает воздействие на традиционную систему образования, которая, подстраиваясь под потребности общества, обогащается более гибкими формами и методами обучения, тем самым постепенно стирая грань между этими двумя формами.

В наши дни усиливается роль непрерывного образования как формы организации досуга, причем по мере роста средней продолжительности жизни и увеличения свободного времени возрастает значение информального образования как

наиболее интегрированного в повседневную жизнь. Здесь речь идет о форме организации образования взрослых вне рамок педагогически организованного процесса, предполагающего самостоятельный выбор программ, места и времени обучения. Ин-формальное образование осуществляется в процессе повседневной деятельности и в наибольшей степени связано с развитием творческих и познавательных способностей личности8. Огромную помощь в развитии данной формы обучения играют библиотеки, которые обеспечивают население бесплатными печатными, аудио- и видеоматериалами, оказывают посильную помощь через специально подготовленных сотрудников.

Большое распространение получили такие формы неформального и информального образования, как открытый университет (Корея), «Университет без стен» (США), «Университет по воздуху» (Япония), «Национальный центр дистанционного обучения» (Франция), «Институт обучения на расстоянии» (Германия) и т. д. Интересен опыт Японии, где с начала 1980-х гг. функционирует «Университет в эфире», когда в рамках обучения в определенные часы утром и вечером по телевидению и радио транслируются лекции. При этом дополнительно в специальных учебных центрах, созданных в каждой префектуре, проводятся консультации по интересующим население вопросам9. Долгое время европейским лидером в делах, касающихся образования, считали Швецию, располагающую широкой сетью непрерывного образования, доступного широким слоям населения (не это ли дало толчок экономическому развитию страны в наши дни?). Здесь считают, что обучение может осуществляться в любой общественной организации, будь то библиотеки, музеи, театры, культурные центры, спортивные учреждения, молодежные клубы и т. д.

Огромное значение в развитии всех форм образования в современном мире играет дистанционное (дистантное) образование — форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Оно характеризуется: • гибкостью (возможность самостоятельно определять время, место, темп занятий);

8 Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования в США // Под. ред. Кларина М. В. // М., 1994.

9 Вульфсон Б. П. Стратегия образования на Западе на пороге

21 века. М., 1999.

• модульностью (возможность выбора курсов —

модулей);

• широтой охвата аудитории (как по источникам

информации, так и по кругу обучающихся);

• относительной экономичностью;

• технологичностью;

• социальным равноправием;

• интернациональностью.

Дистанционное образование играет ведущую

роль в развитии как национального, так и транснационального образования. Об этом свидетельствует то внимание, которое во многих, особенно развитых странах, уделяется его развитию. В США по программам дистанционного образования занимаются более 1 млн студентов (не считая учащихся систем послевузовского образования, повышения квалификации и переквалификации). Начиная с 1989 г., для этих целей работает система публичного телевещания (PBS-TV). В программах обучения и переобучения взрослых принимают участие около 1 500 университетов и колледжей США. Учебные телевизионные программы координируются Министерством образования США, транслируются по сети 200 телестанций, по четырем образовательным каналам национального телевидения, выходят из более чем 700 студий, ретранслируются через спутниковые системы10.

Произошедшие изменения затронули и такую бурно развивающуюся страну, как Китай, где формированию системы дистанционного обучения, равно как и непрерывному образованию в целом уделяется особое внимание. Здесь в целях информатизации образования создается покрывающая всю страну телекоммуникационная сеть обучения, создан единый центр.

В 1976 г. Университет дистантного обучения открыт в Германии (г. Гаген), европейский проект «Межнациональная кооперация в дистантном образовании» охватывает 11 стран Центральной и Восточной Европы. В Чехии в середине 1990-х гг. была создана Ассоциация университетского дистантного образования, открыт Народный центр дистантного образования в Праге, выполняющий информационную, координирующую и представительскую функции в данной области.

В среднем до 45 % взрослого населения стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) принимали участие в различных образовательных программах. В Германии участие

10 КолоколовА. С, Кроль В. М, Сотникова Е. Д. Перспективные телевизионные формы дистанционного обучения // Инновации в образовании. 2003. № 2.

немецких университетов в программах образования для взрослых поощряется специальными правительственными грантами. Разрабатываются и апробируются различные программы обучения и переподготовки для пожилых людей. Законодательство многих земель в большинстве случаев гарантирует полное сохранение заработка посещающим курсы дополнительного образования в рабочее время.

Большие возможности для реализации идеи непрерывного образования предоставляет использование электронной почты, проведение теле- и видеоконференций, тематических конференций позволяет средствами Интернета не только качественно и быстро распространять информацию, но и строить интерактивное обучение через обеспечение виртуального общения обучающихся с преподавателями и специалистами, а также друг с другом.

Открытый университет Великобритании за 25 лет существования накопил большой опыт дистанционного образования, что позволяет ему претендовать на ведущее место в распространении высшего и продолженного образования в Европе, обучение по его программам проводится в 21 стране.

В нашей стране западную схему дистанционного образования с 1992 г. реализует Международный центр дистанционного образования в г. Жуковском, однако, к сожалению, пока она не получила широкого распространения.

Как показывает практика, задача повышения грамотности в большинстве стран мира решается совместными усилиями государства и бизнеса при координирующей роли правительства. В масштабах страны аудиовизуальное обучение координирует в США Министерство образования. Во Франции Национальный центр аудиовизуального обучения существует с середины 1960-х гг., в 1979 г. при Министерстве образования создана группа, координирующая оснащение средствами телевидения учебных заведений страны.

В Японии Министерство образования, науки и культуры разрабатывает единые национальные стандарты и жесткие учебные планы. Согласованием политики в области дистанционного образования в мировом масштабе занимаются сразу несколько организаций — Международный консорциум по дистанционному образованию, Европейская и Международная ассоциации дистанционного образования, Международная ассоциация университетов при ЮНЕСКО.

Международный опыт и здравый смысл говорят о необходимости широкого участия государства

во всех формах обучения (образования населения). Здесь интересы частного бизнеса, направленные на повышение заинтересованности и информированности населения о возможности инвестирования средств в предлагаемые финансовые продукты, переплетаются с интересами государства в экономическом росте и повышении благосостояния трудящихся. Но именно государство должно в целях обеспечения финансовой стабильности обеспечивать законодательные рамки хозяйственной деятельности субъектов и служить гарантом их исполнения, обеспечивать социальную и правовую защиту граждан от злоупотреблений в этой сфере. Правительство, предпринимая усилия по снижению рисков, связанных с ведением хозяйственной деятельности, инвестированием средств населением в финансовые инструменты, принятием решений в сфере пенсионного обеспечения и страхования, тем самым создает базу для стабильности и экономического роста в стране. Несомненно, речь здесь идет лишь о рисках, связанных с несовершенством законодательной системы или с нарушениями в соблюдении действующего законодательства.

Таким образом, понимание данной аксиомы исторически неизбежно, недаром в наиболее развитых странах правительства активно включились в процесс образования взрослых. Так, в Великобритании совместными усилиями правительства, представителями бизнеса и добровольцами разработана и претворяется в жизнь Национальная стратегия поэтапного повышения финансовых возможностей всей нации. В рамках данной стратегии создаются условия для обеспечения доступа всего населения страны к высококачественным финансовым консультациям, возможности для получения им необходимых знаний для управления своими финансами. По примеру Великобритании стали проводить недели образования взрослых в национальном масштабе в Швейцарии, Словении, Бельгии, Австралии, Ю. Африке, Чехии, Финляндии, в 1999 г. совместно с ЮНЕСКО международный день образования взрослых прошел во всех странах Европы.

Законы об образовании взрослых приняты в США в 1966 г., в Великобритании — в 1969 г. В середине 1970-х гг. в Великобритании создан Национальный институт непрерывного образования взрослых, в 1984 г. во Франции принята комплексная программа поощрения борьбы с неграмотностью. В Японии в 1980-х гг. Национальный совет по реформе образования рекомендовал создать возможности для получения образования

каждому в любой момент его жизни, в июле 1988 г. при Министерстве образования, науки и культуры Японии образован специальный департамент по непрерывному образованию, преобразованный в 1990 г. в Национальный совет по непрерывному образованию и имеющий представительства в префектурах. Важнейшую роль в распространении знаний, издании журналов и коммуникационных программ играют 17 000 центров непрерывного образования при коммунах Японии 11. Вопросами образования взрослых занимаются Международный Совет по образованию взрослых, Международная ассоциация университетов «третьего возраста», Европейская ассоциация образования взрослых.

Во многих странах создаются некоммерческие организации в целях защиты интересов потребителей в отношениях с законодательными, административными органами и хозяйственными организациями. Их целью являются объективная оценка качества предоставляемых товаров и услуг и информирование широкой общественности о результатах проведенной работы, консультирование и правовая поддержка граждан в спорных ситуациях. Этим же целям служит публикация независимых рейтингов и оценок.

Несомненно, и опыт нашей страны, и мировой опыт свидетельствуют об усилении участия государства в образовательном процессе, при этом схема сотрудничества государства с бизнес-структурами различается по странам. Так, в Германии и Швеции финансирование из фондов компаний превышает государственное финансирование. Высшие народные школы в Финляндии в большинстве своем являются частными; в государственных — 55 % расходов несет государство, учащиеся оплачивают 20 %, остальное — средства от сдачи помещений в аренду и т. п.12.

В финансировании мероприятий по повышению финансовой грамотности населения государство также участвует наряду с частным сектором. Нередко обучение налоговому законодательству, налоговое просвещение и консультирование осуществляются за счет бюджета государства, при этом во многих странах либо непосредственно государство, либо профессиональные самоуправляемые организации контролируют данную сферу в целях ограничения доступа непрофессионалов и мошенников.

11 Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики // Спб, 2000. С. 37.

12 Воробьев Н. Е., Бессарабова И. С. Особенности системы образования в Финляндии // Педагогика. 2006. № 2.

Сложившаяся экономическая система в России настоятельно требует в рамках проведения реформы образования в целом предусмотреть меры по повышению финансовой грамотности населения. Это поможет преодолеть этап «дикого капитализма» в короткие сроки и с наименьшими потерями. Ведь очевидно, что грамотное население, обладающее знанием законов, имеющее возможность получить объективную информацию, консультацию специалистов, способно ускорить совершенствование нашей законодательной системы. Только в этом случае государство может рассчитывать на воспитание поколения законопослушных налогоплательщиков, способных принимать серьезные инвестиционные решения и нести ответственность, что в конечном счете создаст предпосылки для экономического роста.

Процесс повышения финансовой грамотности населения в России следует строить с учетом общемировых тенденций при непременном сохранении имеющихся в нашей системе образования достижений.

При включении экономических понятий в программу младшей школы следует исходить из признаваемой педагогами способности к восприятию абстрактных понятий при условии, что раскрытие их сущности опирается на знакомый ученикам опыт. По мере накопления практического экономического опыта, расширения кругозора в средней школе усвоение основных экономических идей следует связать с практической деятельностью учащихся (полученной, к примеру, в ходе осуществления временной работы, усвоенной из бесед в семье о банковских вкладах, процентах, других способах инвестирования средств). Для достижения поставленной цели следует использовать видеозаписи, компьютерные игры, требующие выбора, принятия решений, проведения расчетов. Представляется более разумным преподавание экономики осуществлять на междисциплинарной основе путем включения экономического материала в различные курсы на протяжении всех лет обучения. При изучении основ экономической и финансовой грамотности активно использовать межпредметные связи, а также активные методы работы с учащимися: дискуссии, ролевые игры, видеозаписи, компьютерные игры, требующие выбора, принятия решений, проведения расчетов, оценки рисков.

Так, весьма эффективным может быть решение в процессе изучения математики задач экономического содержания с учетом возрастных возмож-

ностей учащихся и изучаемого программного материала. Так, при изучении процентов, дробей имеет смысл построить задачи с расчетом доходности различных видов ценных бумаг, их курсовой стоимости на сравнении этих величин. Если при этом учащимся в рамках преподавания истории либо акцентировать внимание на этапах развития биржи, фондовых рынков, либо преподавать специальные модульные курсы по фондовому рынку, такие задачи будут представлять для них практический интерес. Точно также можно знакомить учащихся с деятельностью банковской, налоговой системы, системы страхования и пенсионного обеспечения. Следует популяризировать имеющийся положительный опыт нашей страны. Так, в школе № 30 г. Тамбова в рамках изучения предмета «Решение задач с экономическим содержанием на уроках математики» в целях формирования экономической культуры и грамотности учащихся знакомят с понятиями акции, дивидендов и бюджета (5 класс), торговли и обмена (6 класс), семейного бюджета (8 класс)13. При этом более глубокое изучение экономики можно осуществлять уже в рамках среднего специального или высшего образования.

Следует популяризировать работы Т. Л. Поповой, О. И. Меньшиковой, Л. В. Кнышовой, Г. М. Евменовой и др., дающих представление об экономике в занимательной форме, доступной младшим школьникам («Сказка о царице экономике, злодейке инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях», «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом», «Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике» и др.).

Более активно использовать в образовательной работе СМИ, Интернет, возможности дистанционного обучения. С этой целью необходимо создать государственный образовательный канал, качество транслируемых программ которого должно быть обеспечено через привлечение ведущих научно-исследовательских и образовательных центров, известных специалистов. Необходимо создавать такие образовательные программы и консультационные системы также на специальном образовательном сайте в Интернете, который должен быть доступен любой российской библиотеке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует разработать систему распространения

13 Горбунова О. Экономика на уроках математики // Народное образование. 2006, № 10.

обучающей информации. Большую роль в массовом обучении населения правилам вложения денежных средств могли бы сыграть обучающие игры по примеру игры «Начинающий инвестор», разработанной Благотворительным фондом содействия экономическому образованию молодежи (ФОРА). В целях популяризации финансовых знаний может быть разработана развивающая игра, транслируемая по образовательному каналу.

Большую роль может сыграть создание «горячей линии» для консультирования по вопросам продолженного образования, по актуальным вопросам законодательства в области финансов, возможно создание такой рубрики на образовательном канале.

Следует активнее использовать потенциал библиотек, для чего обеспечить их современной компьютерной техникой, создать специальные образовательные сайты, возможность доступа к фондам вузов и других образовательных учреждений. При соответствующей подготовке работников библиотек и с учетом той большой роли, которую традиционно выполняли библиотеки в жизни населения и в повышении грамотности в нашей стране, задача формирования финансовой грамотности могла бы быть решена в более короткие сроки и с наименьшими затратами.

Необходимо обеспечить постоянное общественное и государственное внимание к этой проблеме, активное привлечение бизнес-структур к финансированию этой работы при обеспечении контроля за объективностью и независимостью подготавливаемых программ, приводимых оценок и рекомендаций.

В развитых странах Запада осознали необычайную важность образования населения как в развитии экономики, так и в вопросах укрепления демократии. Образование взрослых не только укрепляет самосознание взрослых, способствует раскрытию творческого потенциала людей, но и помогает им эффективно защищать свои права, ведет к повышению уровня жизни. В большинстве развитых стран образование взрослых рассматривается как продуктивная инвестиция в развитие, один из инструментов интеграции общества, обеспечения его стабильности, что, бесспорно, особенно актуально для нашей страны на современном этапе ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.