Научная статья на тему 'Финансовая грамотность населения как средство обеспечения финансовой безопасности в правовом государстве'

Финансовая грамотность населения как средство обеспечения финансовой безопасности в правовом государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / FINANCIAL LITERACY OF PEOPLE / FINANCIAL SECURITY OF A STATE / PROVISION OF FINANCIAL SECURITY OF A STATE / MEANS OF PROVISION OF FINANCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долматова Надежда Геннадиевна

Угрозы финансовой безопасности государства возникают в связи с низким уровнем финансовой грамотности населения. Рассмотрен институт финансовой грамотности населения как средство обеспечения финансовой безопасности в правовом государстве. Установлена взаимосвязь между повышением уровня финансовой грамотности населения страны, обеспечением финансовой безопасности государства и реализацией на практике ценностей правового государства. Обосновывается необходимость правового регулирования механизма повышения финансовой грамотности населения. Рассматриваются ценности правового государства и финансово-правовые средства обеспечения финансовой безопасности государства. Отмечается, что ценности правового государства и ценности либерализма аналогичны. Указывается на то, что деятельность по повышению финансовой грамотности населения страны и процесс обеспечения состояния защищённости финансовой системы государства от внутренних и внешних угроз способствуют реализации в государстве демократических процедур, признанию и соблюдению прав и свобод человека и гражданина, верховенству права, выполнению органами государственной власти и местного самоуправления своих обязательств перед населением в сфере социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL LITERACY OF PEOPLE AS A MEANS OF PROVIDING FINANCIAL SECURITY IN THE RULE OF LAW STATE

Threats to financial security of a state appear in connection with a low level of financial literacy of people. The article views the institute of financial literacy of people as a means of financial security in a rule-of-law state. It shows the connection between the rise of the level of financial literacy of people and provision of a state's financial security and realization of values of a rule-of-law state in practice. It gives grounds to the necessity of legal regulation of the mechanism of financial literacy of people. The article states that the values of a rule-of-law state and liberalism are the same. It shows that the activity, aimed at increasing financial literacy of people, and the process of building a state financial system, secured from inner and outer threats, helps to implement democratic procedures in the state, observe rights and freedoms of people and citizens, the supremacy of law, performance of obligations towards people in the sphere of social welfare by the authorities and local government bodies.

Текст научной работы на тему «Финансовая грамотность населения как средство обеспечения финансовой безопасности в правовом государстве»

15. Rossiiskaya gazeta 2014, August 20.

16. Rossiiskaya gazeta, 2013, April 24.

17. Sobranie zakonodatel'stva RF fCode of Laws of the Russian Federation), 2003, No 23, art. 2197.

18. Sobranie zakonodatel'stva RF fCode of Laws of the Russian Federation), 2001, No 53 (ch.II), art. 5185.

19. Sobranie zakonodatel'stva RF fCode of Laws of the Russian Federation), 2011, No 49 (ch.I), art. 7020.

20. ALS «ConsultantPlus» (date of the application 10.09.2015).

21. Sobranie zakonodatel'stva RF, 1995 (Code of Laws of the Russian Federation), No 15, art. 1269.

22. Rossiiskaya gazeta, 2011, May 24.

23. Smirnov A.P. Sootnoshenie ponyatii «okhrana prav» i «zashchita prav» (Ratio of the Concepts "Protection" and "Rights Protection"), Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. No 331, 2010.

24. SZ Sobranie zakonodatel'stva RF (Code of Laws of the Russian Federation) 2001. No 26. art. 2581.

25. Sobranie zakonodatel'stva RF (Code of Laws of the Russian Federation). 2013. No 23. art. 2878.

26. Folomeeva N.M., Shurygina I.I, Novikova N.A, Chekineva T.V. Opyt primeneniya biograficheskogo metoda v is-sledovanii problem narkomanii (The Experience of Using the Biographical Method in the Study of Problems of Drug Addiction), Narkomaniya kakforma deviantnogopovedeniya. Pod obshch. red. M.E. Pozdnyakovoi. M., 1997.

27. Shinkevich V.E. Opyt ispol'zovaniya sotsiologicheskikh issledovanii pri monitoringe narkosituatsii v molodezhnoi srede (na primere Krasnoyarskogo kraya) [Experience of the Use of Sociological Research in Monitoring the Drug Situation in the Youth Environment (on the example of Krasnoyarsk Krai)], Antinarkoticheskaya bezopasnost', 1 (1), 2013.

Дата поступления: 12.01.2016 Received: 12.01.2016

ФИНАНСОВОЕ И БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО. БАНКОВСКОЕ И ВАЛЮТНОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

УДК 347.73

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

ДОЛМАТОВА Надежда Геннадиевна

аспирант 3-го года обучения Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа. Россия. E-mail: zdolmatova1@yandex.ru

Угрозы финансовой безопасности государства возникают в связи с низким уровнем финансовой грамотности населения. Рассмотрен институт финансовой грамотности населения как средство обеспечения финансовой безопасности в правовом государстве. Установлена взаимосвязь между повышением уровня финансовой грамотности населения страны, обеспечением финансовой безопасности государства и реализацией на практике ценностей правового государства. Обосновывается необходимость правового регулирования механизма повышения финансовой грамотности населения. Рассматриваются ценности правового государства и финансово -правовые средства обеспечения финансовой безопасности государства. Отмечается, что ценности правового государства и ценности либерализма аналогичны. Указывается на то, что деятельность по повышению финансовой грамотности населения страны и процесс обеспечения состояния защищённости финансовой системы государства от внутренних и внешних угроз способствуют реализации в государстве демократических процедур, признанию и соблюдению прав и свобод человека и гражданина, верховенству права, выполнению органами государственной власти и местного самоуправления своих обязательств перед населением в сфере социального обеспечения.

FINANCIAL LITERACY OF PEOPLE AS A MEANS OF PROVIDING FINANCIAL SECURITY IN THE RULE OF LAW STATE

DOLMATOVA Nadezhda Gennadievna

3rd year Postgraduate student of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa. Russia E-mail: zdolmatova1@yandex.ru

Threats to financial security of a state appear in connection with a low level of financial literacy of people. The article views the institute of financial literacy of people as a means of financial security in a rule-of-law state. It shows the connection between the rise of the level of financial literacy of people and provision of a state's financial security and realization of values of a rule-of-law state in practice. It gives grounds to the necessity of legal regulation of the mechanism of financial literacy of people. The article states that the values of a rule-of-law state and liberalism are the same. It shows that the activity, aimed at increasing financial literacy of people, and the process of building a state financial system, secured from inner and outer threats, helps to implement democratic procedures in the state, observe rights and freedoms of people and citizens, the supremacy of law, performance of obligations towards people in the sphere of social welfare by the authorities and local government bodies.

Ключевые слова: финансовая грамотность населения, финансовая безопасность государства, обеспечение финансовой безопасности государства, средства обеспечения финансовой безопасности государства, правовое государство.

Key words: financial literacy of people, financial security of a state, provision of financial security of a state, means of provision of financial security

Целью настоящей работы является анализ взаимосвязи финансовой грамотности населения, обеспечения финансовой безопасности государства и реализации ценностей правового государства, выявление недостатков правового регулирования механизма повышения уровня финансовой грамотности населения, формулировка предложений по совершенствованию правового регулирования повышения финансовой грамотности населения. При исследовании использовались системный, диалектический, формально-логический методы.

Деятельность государства направлена на защиту и охрану интересов личности и общества. Также, осуществляя свои функции, государство защищает собственные интересы. Интересы личности, общества и государства связаны с различными объектами. Объектами, с которыми связаны различные интересы личности, общества и государства являются: природа, производство, информация, товары, работы, услуги, вещи, финансовая система, бюджетная система, денежная система, банковская система и др. При охране и защите интересов личности, общества и государства, необходимо обеспечивать безопасность тех объектов, с которыми они связаны. Безопасность является важным состоянием для правового государства. Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1, ст. 1]. В Конституции Российской Федерации указывается на политический режим, территориальное устройство и форму правления государства. Представляет интерес то, на что указывает в тексте Конституции Российской Федерации слово «правовое». Допустимо исходить из того, что термин «правовое государство» означает государство, в котором все субъекты правоотношений обязаны следовать принципу верховенства права. Впрочем, в науке продолжается исследование термина «правовое государство» и формируются различные мнения на понимание сущности правового государства.

Так, В.С. Нерсесянц, говоря о правовом государстве, имеет в виду «конституционно оформленное либерально-демократическое правовое государство» [7, с. 79]. Таким образом, правовое государство должно быть регламентировано Конституцией. Политическим режимом, при котором возможно формирование правового государства, является демократия. Разумеется, при таких политических режимах, как авторитаризм и тоталитаризм, построение правового государства не представляется возможным. Одним из признаков, присущих правовому государству, указанных В.С. Нерсесянцем, является либерализм. В правовом государстве признаются и соблюдаются ценности либерализма. Ценности либерализма соответствуют ценностям правового государства.

Ценности правового государства служат ориентирами при его становлении. В качестве ценностей правового государства Ф.М. Раянов выделяет: признание государствообразующего народа источником власти; признание прав и свобод человека; верховенство права в обществе; функционирование в режиме разделения властей; также правовое государство является либеральным и социальным по содержанию деятельности [9, с. 74.]. Исходя из ценностей правового государства, выделенных учёным Ф.М. Раяновым, следует, что демократия является ценностью правового государства. Одной из важнейших ценностей правового государства является признание и соблюдение прав и свобод человека. Соблюдение прав и свобод человека должно быть основной целью в деятельности государства. Безусловно правовое государство характеризуется верховенством права. Верховенство права означает, что личность, общество и государство в своей деятельности обязуются руководствоваться правом. В процессе становления, функционирования и развития правового государства важным представляется разделение властей. Государственные органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти обеспечивают практическую реализацию ценностей правового государства. Перечисленные ценности, присущие правовому государству свидетельствуют о том, что правовое государство действительно существует как либеральное по содержанию своей деятельности, поскольку данные ценности являются либеральными. Правовое государство всегда социальное, так как социальное обеспечение, которое осуществляется государственными органами служит реализации соблюдения прав и свобод человека, как одной из основных ценностей правового государства.

Для формирования правового государства важным представляется обеспечение безопасности различных объектов, имеющих большое значение для жизнедеятельности личности и общества и функционирования государства. Субъекты правоотношений испытывают потребность в безопасности необходимых им объектов. В обеспечении безопасности нуждается финансовая сфера. Финансовая сторона деятельности государства наиболее уязвима перед угрозами. Финансовая система государства подвержена как угрозам, возникающим в результате кризисных явлений в экономике, так и - в результате нарушений финансового законодательства. В правовом государстве обеспечение безопасно-

сти финансовой системы (финансовой безопасности) реализуется путём использования средств обеспечения финансовой безопасности. Средства обеспечения финансовой безопасности носят правовой и неправовой характер. К средствам обеспечения финансовой безопасности, имеющим неправовой характер, относятся организационные и экономические средства. Правовые средства обеспечения финансовой безопасности занимают особое место в правовом государстве, в связи с тем, что безопасность финансовой системы государства обеспечивается посредством реализации ценностей правового государства, главным образом, посредством верховенства права. В целях создания правового государства и обеспечения финансовой безопасности государства, реализация ценностей правового государства должна быть обязательной для органов государственной власти и органов власти местного самоуправления и населения.

Финансовая безопасность государства представляет собой положение защищённости финансовой системы государства, которое обеспечивается специально уполномоченными органами государственной власти, в процессе осуществления ими финансовой деятельности, достигается в порядке и с использованием средств, установленных нормативными правовыми актами. Обеспечение финансовой безопасности государства невозможно без финансово грамотного населения страны. Предполагается, что институт финансовой грамотности должен включать в себя государственную программу по повышению финансовой грамотности населения, учебные курсы повышения финансовой грамотности населения, проведение специальных мероприятий с целью повышения финансовой грамотности населения. В настоящее время отсутствует единое понимание категории «финансовая грамотность». Финансовую грамотность понимают, как «достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения» [12]. Сама по себе финансовая грамотность не может выступать как уровень знаний, так как Абсолютную финансовую грамотность достичь невозможно. Возможно лишь повышать уровни финансовой грамотности. Также о финансовой грамотности говорят, как о «способности физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения» [5, с. 3]. Представляется, что под финансовой грамотностью населения допустимо понимать способность физических лиц оценивать финансовую ситуацию и принимать эффективные решения в отношении личных финансов, основываясь на информации, полученной из надёжных источников. Население должно быть способно разумно оценивать, как личное финансовое положение, так и процессы, происходящие в финансовой сфере государства в целом. «Финансовая грамотность населения Российской Федерации находится на неудовлетворительно низком уровне, что является одной из причин отсутствия в России класса долгосрочных инвесторов, влечет за собой проблемы финансовой безопасности граждан России, угрозы для стабильности финансовой системы, и, в конечном счете, отрицательно сказывается на темпах роста благосостояния населения России» [4]. Низкий уровень финансовой грамотности населения отрицательно влияет не только на финансовую безопасность граждан, но и государства.

Институт финансовой грамотности населения входит в систему обеспечения финансовой безопасности государства. Обеспечение финансовой безопасности по-разному понимается различными авторами. С точки зрения В.Н. Медведева и О.Е. Томазовой, обеспечением финансовой безопасности является «деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и интересов» [6, с. 100]. Обеспечение финансовой безопасности направлено на защиту ценностей правового государства. Защищённое состояние финансовой системы способствует реализации прав и свобод человека и гражданина и позволяет государству выполнять взятые на себя социальные обязательства перед населением. С другой точки зрения, под обеспечением финансовой безопасности понимается «система специфических мер, отличных от общих мер управления финансами, направленных, прежде всего, на укрепление финансовой дисциплины в основе которой лежит исполнение закрепленных в законодательстве прав и обязанностей участников финансовых правоотношений» [10, с. 80]. Обеспечение финансовой безопасности выражается через реализацию субъектов финансовых правоотношений прав и обязанностей, урегулированных нормами финансового права.

В любом случае, в процессе обеспечения финансовой безопасности государства, используются специальные средства. Для обеспечения финансовой безопасности государства используются средства обеспечения национальной безопасности, так как финансовая безопасность является составной частью национальной безопасности. Средствами обеспечения национальной безопасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» являются технологии, технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, в том числе телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению [3, П. 6]. Особое значение для обеспечения финансовой безопасности государства имеют правовые средства. Правовые средства обеспечения финансовой безопасности государства служат основой для

161

применения иных видов средств обеспечения финансовой безопасности. О.А. Сафонов в процессе исследования экономической безопасности разработал определение «финансово-правовых средств обеспечения экономической безопасности». По его мнению, финансово-правовые средства обеспечения экономической безопасности допустимо понимать, как «способы воздействия на субъекты финансовых правоотношений в целях исключения и нейтрализации угроз экономической безопасности в виде дозволений и запретов, выраженных в нормах финансового права, которые регулируют общественные отношения по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств» [11, с. 86].

О.А. Сафонов считает, что противостоять угрозам экономической безопасности возможно посредством следования дозволениям и соблюдения запретов, закреплённых в нормативных правовых актах, регулирующих финансовую деятельность государства. Понимание финансово-правовых средств обеспечения экономической безопасности, предложенное О.А. Сафоновым, представляется возможным распространить на правовые средства обеспечения финансовой безопасности государства, поскольку финансовая безопасность является составной частью экономической безопасности.

По мнению Н.А. Саттаровой правовыми средствами в системе мер финансовой безопасности следует считать «правовые акты, которые используются уполномоченными органами государственной (муниципальной) власти для обеспечения финансовой безопасности» [10, с. 80]. Таким образом, правовыми средствами обеспечения финансовой безопасности государства выступают нормы финансового права, содержащие дозволения, ограничения и запреты в сфере финансовой деятельности государства.

Закрепление повышения уровня финансовой грамотности в качестве правового средства обеспечения финансовой безопасности государства будет способствовать снижению количества финансовых нарушений. Зачастую именно низкий уровень финансовой грамотности населения является причиной совершения преступлений и правонарушений в сфере финансов. Граждане, не обладая необходимой правовой информацией, принимают участие в различных незаконных схемах, приводящих к созданию угроз финансовой безопасности государства. В последнее время распространённым нарушением финансового законодательства является неуплата налогов посредством обналичивания денежных средств через зарплатные карты. Как отмечает А. Новоженов суть обналичивания состоит в создании предприятием фиктивных затрат с целью получения необоснованной налоговой выгоды [8, с. 2]. Для подобных нарушений часто используются зарплатные карты физических лиц, например, работающих студентов или пенсионеров. Согласие граждан участвовать в нелегальных схемах свидетельствует о низком уровне финансовой грамотности. Обналиченные денежные средства пополняют доходы предприятий, нарушающих законодательство. Различные незаконные способы обналичивания денежных средств приводят к снижению уровня собираемости налогов, что, в свою очередь, оказывает отрицательное воздействие на формирование бюджета и в целом негативно отражается на финансовой системе государства.

Повышению уровня финансовой грамотности может способствовать участие граждан в общественном финансовом контроле. В настоящее время с целью взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти существует Общественная палата Российской Федерации. Среди задач Общественной палаты Российской Федерации п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № Э2-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» предусмотрено осуществление общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [2]. Общественный контроль, осуществляемый Общественной палатой, распространяется также и на контроль в области финансов. Общественная палата организует слушания по различным вопросам. Привлечение граждан к участию в общественном финансовом контроле способно существенно повысить уровень финансовой грамотности населения. В то же время участие финансово грамотного населения в общественном финансовом контроле приведёт к более эффективному обеспечению финансовой безопасности государства.

Финансовая грамотность населения является средством обеспечения финансовой безопасности государства. В настоящее время финансовую грамотность населения невозможно отнести к правовым средствам обеспечения финансовой безопасности государства, так как отсутствует чёткий правовой механизм повышения финансовой грамотности населения. Низкий уровень финансовой грамотности населения является угрозой финансовой безопасности государства. Финансовая безграмотность населения приводит к повышению рисков в финансовой сфере, что негативно сказывается на финансовой безопасности государства. Низкий уровень финансовой грамотности населения влечёт за собой безответственное распоряжение личными финансами со стороны физических лиц, отрицательную динамику собираемости налогов и наполняемости бюджетов различных уровней. При повышении уровня финансовой грамотности населения, происходят обратные процессы и обеспечивается финансовая безопасность государства посредством укрепления финансовой системы. Необходимо чёткое правовое регулирование повышения финансовой грамотности населения. Требуется взаимодействие госу-

162

дарства, учебных заведений и средств массовой информации по повышению уровня финансовой грамотности населения с целью обеспечения финансовой безопасности государства. Необходима политическая воля государства для составления, утверждения и внедрения в учебные курсы различного уровня образования программ повышения финансовой грамотности населения.

Таким образом, финансовая грамотность может стать правовым средством обеспечения финансовой безопасности государства. В учебных заведениях следует уделять большее внимание финансовому образованию. Реализация просветительской функции средств массовой информации должна выражаться в проведении передач с участием юристов, экономистов, финансовых консультантов и других специалистов в финансовой сфере, которые способны разъяснять населению последствия экономических процессов, происходящих в мире. Повышение уровня финансовой грамотности населения должно служить предпосылкой формирования полноценного института общественного финансового контроля.

Повышение уровня финансовой грамотности населения положительно воздействует на обеспечение финансовой безопасности государства. Обеспечение финансовой безопасности связано со становлением правового государства. Финансовая грамотность населения должна быть ценностью правового государства также, как и общий уровень знаний населения. Обеспечение финансовой безопасности способствует реализации ценностей правового государства. В свою очередь, одной из задач правового государства является обеспечение финансовой безопасности. Эффективное функционирование правового государства возможно лишь при наличии защищённого состояния финансовой системы. При защищённом состоянии финансовой системы в правовом государстве существует больше возможностей реализовывать его ценности. В правовом государстве воплощаются либеральные ценности. Практическая реализация либеральных ценностей в правовом государстве осуществляется посредством финансовых ресурсов. Организация демократических процедур, таких как выборы и референдумы, социальное обеспечение населения, соблюдение прав и свобод человека требуют финансирования. Финансирование процедур, необходимых для реализации ценностей правового государства, возможно только при защищённой финансовой системе. Финансовая безопасность эффективно обеспечивается в государстве, где соблюдается разделение властей. Взаимодействие государственных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти способствует обеспечению финансовой безопасности в правовом государстве посредством правового регулирования механизма обеспечения финансовой безопасности, исполнения законодательно установленных дозволений, ограничений и запретов в процессе осуществления публичной финансовой деятельности, рассмотрения и разрешения судебных споров в сфере финансовых правоотношений. Финансовая безопасность государства обеспечивается посредством повышения финансовой грамотности населения, что способствует следованию принципу верховенства права и соблюдению иных ценностей правового государства.

Библиографические ссылки

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.

2. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями): Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 15. Ст. 1277.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009. № 537. П. 6: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.

4. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043 -р.

5. Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. ЦИПСиР. 2012. 112с.

6. Медведев В.Н., Томазова О.Е. Модернизация Российского государства и государственный финансовый контроль // Государство и право. 2011. № 2.

7. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2000. 256 с.

8. Новоженов А. Пойманы с обналиченным: ответственность участников серых схем // Экономические преступления. 2009. № 3.

9. Раянов Ф.М. Проблемы формирования правового государства в России // Экономика и управление. № 4 (78). 2007.

10. Саттарова Н.А. О финансовой безопасности // Российская юстиция. 2015. № 4.

11. Сафонов О.А. Финансово-правовые средства обеспечения экономической безопасности: дис. ... канд. юрид. наук. М. 2007.

12. UR: https :www. banki.ru (дата обращения: 30.11.2015).

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popularvoting 12.12.1993), Collection of Legislation of the Russian Federation, 2009, No. 4, PT. 445.

2. Federal Law of April 4, 2005, No 32-FL "On the Public Chamber of the Russian Federation "(as amended), Collection of Legislation of the Russian Federation, 2005, No.15, PT. 1277.

3. On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020. Decree of the President of the Russian Federation from 12.05. 2009, No. 537, P. 6, Collection of Legislation of the Russian Legislation, 2009, No. 20, PT. 2444.

4. The Concept of the National Program of Improving Financial Literacy of the Population of the Russian Federation. Approved by Order of the Government of the Russian Federation of 17 November 2008, No. 1662, Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 29 December 2008, No. 2043 -R.

5. Zelentsova A.V., E.A. Blyskavka, Demigod.N. Improving Financial Literacy: International Experience and Russian Practice. Zipser, 2012,112 p. 6. Medvedev V.N., Tomazova O.E. Modernization of the Russian State and the State Financial Control, State and Law, 2011, No. 2. 7. Nersesyants V.S. Philosophy of Law. M., 2000, 256 p.

8. Novozhenov A. Caught with Cash-out: Responsibility of Participants of Grey Schemes, Economic crimes, 2009, No. 3.

9. Rayanov F.M. Problem of Formation of Rule of Law State in Russia, Economics and Management, No. 4 (78), 2007.

10. Sattarova N. A. On Financial Security, Russian Justice, 2015, No. 4.

11. Safonov O.A. Financial-legal Means of Ensuring Economic Security. Thesis of Candidate of Legal Sciences, M., 2007.

12.URL: https:www. banki.ru (accessed 30.11.2015).

Дата поступления: 16.01.2016 Received: 16.01.2016

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УДК 342.4

СОВРЕМЕННАЯ ПРОВЕРКА ПРИНЦИПОВ УСТАВА ООН: УКРАИНСКИЙ УЗЕЛ*

КУКСИН Иван Николаевич

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Россия. E-mail: proffKuk-1944@yandex.ru

В статье анализируются экстремистские события на Украине последнего времени, связанные с государственным переворотом в феврале 2014 г. дается правовая оценка и предпринимается попытка извлечь из них уроки для нашей страны. Автор, исходя из норм международных конвенций, обосновывает право России на уголовное преследование лиц за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, реабилитацию нацизма, факты терроризма, геноцида, применение запрещенных средств и методов ведения войны, наемничества, безвестных исчезновений, похищений и убийств людей, воспрепятствование журналистской деятельности на основе экстерриториального принципа действия уголовного закона в пространстве, который регламентируется международными договорами и предполагает осуществлять уголовное преследование, вне зависимости от места совершения преступления, тех лиц, которые представляют особую общественную опасность, а совершенные ими преступления создают угрозу глобальному миру и безопасности.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, Устав ООН, международный правопорядок, принципы и нормы международного права, Уголовный кодекс: РФ, ФРГ, Китая, Дании, вооруженный конфликт, экстерриториальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика.

MODERN VERIFICATION OF THE PRINCIPLES OF THE UN CHARTER: UKRAINIAN KNOT

KUKSIN Ivan Nikolaevich

Doctor of Sciences (Law), Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the State Autonomous Educational Institution of Moscow "Moscow City Pedagogical University", Moscow, Russia.

E-mail: proffKuk-1944@yandex.ru

The article analyzes last violent events in Ukraine, associated with the state coup in February 2014. The author gives them a legal assessment and tries to draw lessons from them for our country. On the basis of the norms of international conventions, the author justifies the right of Russia to criminal prosecution for public incitement to a war of aggression, the rehabilitation of Nazism, terrorism, genocide, the use of prohibited means and methods of warfare, mercenaries, obscure disappearances, kidnappings and killings, obstruction of journalistic activity based on the extraterritorial principle of the criminal law in space. This principle is regulated by international agreements and expects to prosecute, regardless of where the crime was committed, those persons who represent a special danger to the public, and their crimes pose a threat to global peace and security.

Key words: United Nations Organization, United Nations Charter, international law, principles and norms of international law, Criminal Code of the Russian Federation, Germany, China, Denmark, armed conflict, extraterritorial principle of the criminal law in space. Donetsk People's Republic, Lugansk People's Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.