УДК 336.74:316.334.3
Джалал Мир Абдул Каюм,
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой финансов и кредита,
Институт экономики и управления (структурное подразделение),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Додонов Сергей Владимирович,
кандидат экономических наук, доцент,
проректор по развитию приоритетных проектов,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Додонова Мария Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита,
Институт экономики и управления (структурное подразделение),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Бунчук Николай Александрович,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов и кредита,
Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.
Djalal Mir Abdul Kaum,
Doctor of Economics, Professor,
Head of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
VI. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Dodonov Sergey Vladimirovich,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Vice-Rector for Development of Priority Projects,
VI. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Dodonova Mariia Vladimirovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
VI. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Bunchuk Nikolay Aleksandrovich,
Ph.D. in Economics,
Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Institute of Economics and Management (structural subdivision), VI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЛИЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА
FINANCIAL LITERACY ASA DETERMINANT OF PERSONAL FINANCIAL SECURITY IN THE CONDITIONS OF MARKET DEVELOPMENT
В работе рассматриваются основные виды финансового мошенничества в отношении населения. Разнообразие приемов работы и широкое распространение финансовых мошенников представляют большую угрозу для финансовой безопасности граждан, поэтому осведомленность населения относительно актуальных мошеннических схем в сфере финансов должна быть на высоком уровне. Рассмотрены основные признаки наиболее популярных среди мошенников схем
13
и предложены наиболее действенные способы предотвращения и борьбы с незаконными действиями в сфере личных финансов.
Помимо этого, в современном мире для широкого круга людей доступно большое количество финансовых инструментов, в связи с чем обоснована необходимость повышения уровня осведомленности населения в особенностях функционирования тех или иных финансовых механизмах, что позволит повысить эффективность действий населения в сфере финансов, обоснованность принимаемых ими решений в отношении распоряжения личными средствами, а также защищенности от попадания в нелегальные и мошеннические схемы. Таким образом обозначена высокая значимость финансовой грамотности как основы финансовой безопасности большой части населения.
Ключевые слова: финансовый рынок, финансовой мошенничество, финансовая грамотность, финансовая безопасность.
The article considers the main types of financial fraud in relation to the people. A variety of methods of work and the widespread occurrence of financial fraudsters pose a great threat to the financial security of people, therefore, the awareness of the population about current fraudulent schemes in the field of finance should be at a high level. The main signs of the most popular schemes among scammers are considered and the most effective ways to prevent and combat illegal actions in the field of personal finance are proposed.
In addition, in the modern world a wide range of people have access to a large number of financial instruments, which justifies the need to increase the level of awareness of the population about the functioning of certain financial mechanisms, which will increase the efficiency of the population's actions in the field of finance, the validity of their decisions in in relation to the disposition of personal funds as well as protection against getting into illegal and fraudulent schemes. Thus, the high importance of financial literacy as the basis for the financial security of a large part of the population is indicated.
Keywords: financial market, financial fraud, financial literacy, financial security.
ВВЕДЕНИЕ
Личная финансовая безопасность рассматривает довольно широкий круг вопросов — начиная с защиты от финансового мошенничества и до стратегий страхования финансовых рисков.
Современный ритм жизни регулярно сталкивает нас с ситуациями, требующих выбора, принятия решений, в том числе и по финансовым вопросам. Если по неосмотрительности, незнанию, или какой-то излишней доверчивости люди принимают неправильное решение, то есть останавливают свой выбор на услугах тех финансовых агентов, которые предлагают далеко не самые лучшие варианты, или же поверхностно знакомятся с условиями договора и не понимают характера и особенностей предстоящих взаимоотношений с финансовым учреждением — это может привести к достаточно сложным финансовым ситуациям. Это и есть общее понятие нашей финансовой безопасности.
В настоящее время все чаще наблюдается случаи финансового обмана населения, злоупотребления человеческим доверием, что уже может быть квалифицировано, как само мошенничество. В юридических терминах — это совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана и злоупотребления доверием или иными манипуляциями. Целью мошенника всегда является — лишение людей их денежных средств, а, соответственно, это обогащение нечестным путем за счет обычных людей. Безусловно, есть целый инструментарий, который посвящен правовым аспектам этой проблемы, есть достаточно много юридических практик и норм.
Но в реальности, необходимо сосредоточиться на том, как застраховаться от возможных негативных последствий финансового мошенничества ужена бытовом уровне. Поскольку, гораздо важнее понимать, как максимально снизить риск попадания в неприятные ситуации и свести общение с потенциально возможными мошенниками к минимуму, чем знать как в дальнейшем будут разбираться с мошенниками правоохранительные органы, какие есть нормы уголовного права и как они применяются. Поэтому необходимо рассмотреть более подробно отдельные аспекты финансового мошенничества, такие как, например, финансовые пирамиды, кражи с помощью средств мобильной связи, интернет-технологий.
В тоже время финансовая грамотность, а как следствие, финансовая безопасность, являются базовой составляющей развития инструментов финансового рынка. Иными словами, формирование финансовой грамотности населения, обеспечивающей его личную финансовую безопасность, будет способствовать формированию новых и развитию существующих финансовых рынков, вовлечению населения в процесс инвестирования, оживлению экономики без чрезмерного государственного регулирования финансовой сферы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью исследования является изучение способов улучшения финансовой безопасности населения путем повышения уровня финансовой грамотности и осведомленности относительно способов финансового мошенничества с целью формирования устойчивой базы развития финансовой сферы государства и региона.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Актуальность изучения вопросов финансовой грамотности подтверждается усилиями со стороны государства и учреждений банковской сферы в направлении вовлечения в изучение этих вопросов всех слоев населения: детей и молодежи. В связи с тем, что действия мошенников все больше приобретают направленность на более молодое поколение, исходя из ее интересов. Схемы, которые, возможно, не работают на взрослую аудиторию в силу каких-либо психологических особенностей, успешно реализуются в целях финансового обмана среди молодежи.
Наиболее популярные среди финансовых мошенников виды противоправных действий:
• мошенничество с банковскими и платежными картами;
14
• финансовое мошенничество в сети Интернет;
• мошенничество с использованием мобильной связи;
• организация финансовые пирамиды (рис. 1).
Рис. 1. Разновидности и признаки финансового мошенничества в отношении физических лиц (Составлено авторами)
Финансовое мошенничество — это естественный и, можно сказать, неотъемлемый элемент финансового рынка. Его нужно воспринимать как имеющиеся зло от которого необходимо застраховаться. Очевидно, победить его невозможно, нет ни одной страны, которая бы полностью решила эту проблему. Существует достаточно много наработанных механизмов, позволяющих свести риски от ловушек в общении с недобросовестными лицами, которые привлекают денежные средства.
В данном случае надо четко себе представлять, что основа действий мошенников — это психология людей, это так или иначе желание людей сберечь свои денежные средства и максимально их приумножить. Различные виды мошенничества будут неизбежно возникать и дальше, будут модифицироваться и потому нужно, просто, выработать определенную линию поведения, знать определенные правила.
В экономическом смысле, финансовая пирамида — эта такая схема, которая предполагает получение выгод участниками этой пирамиды, при чем в условиях финансовой пирамиды получение выгод для дальнейшего их распределения между участниками, возможно исключительно через привлечение средств в виде взносов от новых участников пирамиды. Справедливо будет отметить, что такая схема является изначально мошеннической. Любая, даже самая традиционная и «честная» компания не застрахована от того, чтобы превратиться в финансовую пирамиду. В результате переоценки доходности компании ее руководством, может возникнуть дисбаланс между размерами получаемой прибыли и привлекаемых заемных средств, в следствие чего, для собственных средств может стать недостаточно для погашения текущих кредитов, взносов инвесторов, выплат акционерам. И тогда компании приходится прибегать к новым займам для погашения текущих долгов. И рано или поздно в случае подобного финансового управления, суммы долговых выплат существенно превысят размеры собственных поступлений, и компании не останется другого выхода, кроме как объявить себя банкротом, что, по сути, аналогично процессу развала финансовой пирамиды.
Разновидностей и типов финансовых пирамид существует большое множество, однако принято выделять два основных их вида:
• многоуровневая пирамида;
• пирамида Понци.
Суть многоуровневой пирамиды состоит в том, что каждый новый ее участник осуществляет определенный вступительный взнос, который впоследствии распределяется между тем участником, который привлек в пирамиду новичка (обозначим его широкораспространенным термином «спонсор») и теми участниками, которые в свое время привлекли этого спонсора и т. д. по цепочке привлечений в пирамиду до ее основателя. Таким образом, чтобы получать доход от участия в пирамиде, новичку надо пригласить новых участников и
15
мотивировать их в свою очередь приглашать новых участников тоже. В результате каждый уровень финансовой пирамиды получает свою часть от взносов новичка. Однако подобная схема финансовых взаимоотношений не всегда является финансовой пирамидой. Крупные сетевые компании, такие как Avon, Oriflame, Amway и т.п. используют в своем бизнесе такую «пирамидальную структуру», а от мошеннических схем их отличает то, что денежные средства они получают не в виде взносов участников, а от продажи своей брендовой продукции.
Финансовая пирамида Понци получила свое название благодаря человеку, который впервые организовал такой вид финансового мошенничества — Чарльзу Понци. Мошенническая схема Понци основывалась на привлечении средств инвесторов под обязательства выплаты полуторакратного размера взноса через 90 дней. Пирамида Понци развалилась примерно через год с момента начала деятельности, после того, как в результате судебной проверки счетов компании выяснилось, что задолженность компании практически в два раза превышала собственные средства.
Тем не менее, такой принцип построения финансовой пирамиды продолжает быть актуальным и в настоящее время, прежде всего благодаря своей простоте. Под видом осуществления сделок на финансовом рынке в пирамиду привлекаются все новые и новые участники, которые теперь не осуществляют вступительные взносы, а инвестируют свои средства с целью получения оговоренного размера прибыли. По схеме Понци, поступления от новых инвесторов использовались для погашения обязательств перед инвесторами «верхних уровней» пирамиды и получения прибыли самим организатором этой мошеннической схемы. Кроме сбора подобных «инвестиций» компания, организованная по схеме пирамиды Понци, не занимается никакой другой деятельностью и не располагает никакими другими средствами, кроме тех, что были собраны с инвесторов. Таким образом, компания не располагает достаточным объемом средств для погашения обязательств перед всеми инвесторами и рано или поздно разваливается, как и любая другая финансовая пирамида.
Для того, чтобы не стать участником финансовой пирамиды необходимо научиться различать основные ее признаки;
• обязательное осуществление крупных денежных вложений;
• гарантия быстрого возврата вложенных средств с учетом нетрадиционно высокого процента;
• необходимость привлечения новых участников в компанию и принуждение вложения их денежных средств;
• позиционирование концепта компании как чего-то нового;
• нестандартные и подозрительные схемы работы компании;
• отсутствие официального офиса или его явное несоответствие заявленным масштабам и перспективам компании.
Кроме того, финансовые пирамиды довольно часто использую агрессивный многоуровневый маркетинг, чтобы привлечь максимальное количество участников. Однако не все финансовые организации с такими признаками финансовые пирамиды. Но, в то же время, нужно опасаться такой компании, поскольку признаки универсальны и свидетельствуют о высокой рисковости вложения средств. Порядка 40 процентов людей согласны связываться с финансовыми пирамидами, но они осознано идут на этот риск, потому что предлагаемые перспективы получения доходов преобладают над потенциальными рисками. Более того, очевидно, что становясь участниками пирамиды люди становятся выгодоприобретателями наравне с мошенниками, которые ее организовали, но это уже вопрос моральных принципов.
Чтобы не стать жертвой финансовой пирамиды, населению необходимо придерживаться следующих принципов:
• не доверять назойливой и массовой рекламе легких и быстрых способов обогащения;
• не доверять компаниям, которые предлагают доходность вложений многократно превышающую действующую ставку банковского депозита;
• не доверять непрозрачным сверхприбыльным схемам;
• не доверять схемам, которые не предоставляют информацию о возможных рисках или обещают безрис-ковость вложений;
• не доверять компаниям, предлагающим участие в зарубежных проектах;
• не доверять компаниям, скрывающим информацию о легальности ведения деятельности в правовом поле Российской Федерации (например, отсутствие необходимых разрешений и лицензий);
• не доверять компаниям, требующих привлечения друзей и родственников в качестве новых участников.
В настоящее время в интернет среде и среде мобильных приложений достаточную активность проявляют
компании, которые выдают свою деятельность за дилинговую, прикрывая свою спекулятивную деятельность игрой на специализированных платформах (например, Forex). Как правило такие дилинговые компании, как и все мошенники в сфере финансов обещают неадекватно высокие заработки, приводят примеры успеха других клиентов, а в случае неудач в торгах, навязывают платные обучающие курсы от якобы успешных трейдеров. Доход таких компаний зачастую абсолютно не связан с тем, получит ли их клиент выгоду от сделок, а связан только с инструментами кредитования сделок клиентов, т.е. с применением так называемого кредитного плеча. Кредитное плечо — это брокерская услуга, которая представляет собой заем в виде денежных средств или ценных бумаг, предоставляемых трейдеру для заключения сделки. Размер займа может превышать сумму трейдерского депозита в 10, 20, 100 и более раз. По аналогии с законом физики кредитное плечо, как рычаг, дает возможность трейдеру заключать сделки, которые были бы ему не под силу с одними только собственными средствами.
16
Совершение операций на бирже с использованием кредитного плеча называется маржинальной торговлей. Она представляет собой заключение сделок купли-продажи с использованием заемных средств, выдаваемых под залог определенной суммы, которая называется маржой. Другими словами, чтобы воспользоваться услугой кредитного плеча, на депозите обязательно нужно иметь минимальную сумму (устанавливается брокером), которая и будет залогом. Обычно кредитное плечо не является кредитом в привычном понимании этого слова, никакие проценты за пользование не начисляются. Средства не поступают на счет трейдера, они сразу идут в сделку. Если сделка убыточная, то при уменьшении личных средств трейдера до определенной критической цифры она закрывается. При переносе позиций сделки на следующие сутки со счета снимается плата в размере разницы процентных ставок по кредиту и депозиту — так называемый своп, который можно считать аналогом платы за использование кредитного плеча.
Размер кредитного плеча—это отношение величины собственных средств трейдера к сумме займа (1:100, 1:1000). Например, если этот показатель равен 1:100, значит, будет предоставлена сумма займа, в 100 раз превышающую депозит инвестора. Однако необходимо помнить, что кредитное плечо является не только инструментом успешной торговли, оно может стать причиной убытка. Так, например, при плече 1:100 ухудшение рыночной ситуации всего на 1 % приведет к полной потере собственных средств трейдера.
Недобросовестные дилинговые компании могут так же прибегать и к техническим видам мошенничества со своими клиентами: совершение несанкционированных манипуляций со счетом клиента, организованные технические сбои и т. д. Центральный банк России и другие контролирующие органы ведут постоянную работу по регулируют деятельность таких компаний и пресекают деятельность мошенников. В то же время, люди должны осознавать, что все риски, связанные с таким ненадежным сотрудничеством, ложатся исключительно на них самих, а минимизация этих рисков основывается на базовых финансовых знаниях и достаточном уровне осмотрительности при выборе инструментов для вложения своих средств.
Другая существенная группа взаимодействий с мошенниками не требует приятия решений, вообще. Такие взаимодействия возникают в процессе выполнения определенных ежедневных рутинных действий: покупки в интернет-магазинах, оплата счетов, ответы на телефонные звонки. Наиболее распространенный вид—телефонные звонки и смс-сообщения, получаемые якобы от банков и финансовых учреждений. Такие звонки и сообщения могут приходить даже с номера, который идентифицируется, как номер банка. Но нужно четко понимать, что значение имеет также и содержание сообщений: неожиданные подарки и призы, различные акционные предложения. Скорее всего такое неожиданное везение содержит в себе угрозу личным финансам.
Банковская карта — это наиболее удобный и достаточно популярный инструмент проведения повседневных расчетов. Наиболее распространенными являются два вида карт:
• дебетовые — позволяющие управлять собственными средствами держателя карты, размещенными на личном банковском счете;
• кредитные — позволяющие использовать средства банка на условиях возврата, под определенный процент и в пределах установленного лимита без заключения дополнительных соглашений и договоров.
Способов мошенничества с использованием банковских карт достаточно большое количество: от хищения самой карты до использования специальных технических средств или хакерских программ. Мошенники постоянно совершенствуют способы и механизмы своей работы, поэтому необходимо быть в курсе актуальных приемов мошенничества и соблюдать соответствующие правила финансовой безопасности.
Скимминг — прием мошенничества, который предполагает использование специальных технических средств на банкоматы, которые позволяют злоумышленникам завладеть информацией о карте. Мошенниками могут быть использованы специальные считывающие устройства — скиммеры, накладные клавиатуры или миникамеры, устанавливающиеся для определения ПИН-кода. С их помощью мошенники получают всю необходимую информацию о карте и банковском счете человека, могут создать дубликат карты и незаконно снять чужие средства.
Траппинг (помощь прохожего) — прием мошенников, который основывается инсценировке застревания карты в банкомате. Когда человек вставляет свою карту в специально подготовленный аппарат, он не может ни выполнить транзакцию, ни забрать карту. В это время появляется якобы случайный прохожий, который под видом помощи пытается заставить человека ввести свой ПИН-код еще раз и подсмотреть его. После ухода жертвы от банкомата злоумышленник достает карту и используя полученный ПИН-код снимает средства жертвы.
Отдельно стоит выделить магазинные мошенничества, когда мошенниками являются недобросовестные работники магазинов и организаций сферы услуг. Продавцы, официанты, работники пунктов выдачи доставки, работники гостиниц и т.п. под видом проведения оплаты забирают у жертвы карту и незаметно используют ручной скиммер для считывания нужной информации.
Фишинг — еще один способ получить мошенникам нужную информацию о карте, только уже непосредственно от ее держателя. При фишинге имеют место быть рассылки на электронные почты, смс, звонки от якобы работников банка или роботизированной службы общения (автоответчик) с сообщением о проводимых банком изменениях в системе безопасности и последующим сбором информации о карте, о картодержа-теле, ПИН-коде, проверочном коде CVV и т. д. При этом могут использоваться поддельные интернет-сайты или технологии, позволяющие мошенником создавать видимость звонка с официального банковского номера. В качестве причин звонка так же могут быть просьбы подтвердить перевод крупной суммы денежных средств или получение кредита, о чем держатель карты не знает и находясь в шоковом состоянии сообщает всю необходимую мошенникам информацию под видом уточнения данных.
17
Мошенники, безусловно, постоянно актуализируют свои схемы. И сейчас, довольно часто можно наблюдать такую ситуацию, когда они выступают в роли, одновременно, и самого телефонного мошенника, и сотрудника банка, который перезванивает и сообщает о том, что на счете отмечена активность и просит назвать цифры с оборотной стороны карты. В этом случае, нужно понимать, что снова «работает» схема, поскольку банковский работник никогда не будет спрашивать о цифрах СУУ-кода. Единственно правильной стратегией действий в этом случае будет не выполнять действий, на которых настаивают мошенники и прекратить общение.
Обращаясь на сайт банковского или финансового учреждения необходимо учитывать, что такие сайты должны содержать, как минимум, двухфакторную систему идентификации. Мошенники довольно часто прибегают к созданию фейковых страниц, с которых получают информацию о счетах пользователей и в дальнейшем используют ее самостоятельно. Аналогичная история довольно часто наблюдается при работе с банкоматами: мошенник устанавливают клавиатуры для ввода данных или видеокамеры для фиксации информации. Эти способы уже довольно устаревшие, но все же стоит использовать преимущественно банкоматы и терминалы, установленные непосредственно в отделениях банков. Наиболее небезопасны с точки зрения риска утечки информации банкоматы, установленные в крупных торговых центрах, где постоянно наблюдается большой поток людей.
Такие виды мошенничества могут быть легко предотвращены, однако нужно помнить о всем известных рекомендациях и, главное, применять их на практике: никому не сообщать паролей от банковских карт и телефонов, кодов, которые приходят на телефон от финансовых учреждений, мобильных кошельков; не передавать свои гаджеты для осуществления каких-либо операций незнакомым лицам по каким-либо их срочным и неотложным просьбам, всегда осознанно подходить к ответам на звонки и смс, касающиеся использования ваших денежных средств. Довольно действенным способом страхования риска несанкционированного распоряжения денежными ресурсами является подключение смс-сообщений о движении денег на счете. Пароли, которые устанавливаются для работы с личными денежными средствами должны быть сложными, их необходимо регулярно изменять, это также позволить снизить риск.
Мошенничество в интернете включает в себя все существующие виды обмана, придуманные человечеством за всю историю его существования. Этот перечень обширен, поскольку мошенники по максимуму используют все преимущества интернет-коммуникаций: массовый охват, возможность выбора целевой группы, оперативность. В качестве наиболее популярных схем обмана в интернете можно выделить:
• покупка товаров по предоплате в неизвестных интернет-магазинах, в т. ч. требование продавцом перечисления некой суммы аванса, в качестве брони будущей покупки;
• ложные письма от платежных систем или государственных органов с сообщением о необходимости срочной оплаты штрафы и с предложением скачивания вложенных файлов для уточнения и сверки данных;
• обещание крупных вознаграждений при условии предварительной оплаты агентских, юридических расходов, пошлин, таможенных сборов и т. п.
Способы защиты от интернет-мошенничества:
• осторожное обращение с письмами от платежных систем, электронных кошельков, государственных органов, которые содержат ссылки для перехода. Такие ссылки необходимо проверять до того, как по ним переходить, а в случае неуверенности, необходимо уточнить всю информацию с помощью официального сайта организации или по официальному номеру телефона;
• использование для покупок в интернете отдельной банковской карты, денежные средства на которую переводятся непосредственно перед покупкой и в нужном для покупки количестве;
• введение паролей и кодов доступа исключительно на страницах платежных процессов;
• игнорирование сообщения о подарках, выигрышах, приеме на удаленную работу и т. п., которые требуют регистрационных взносов или других перечислений в виде гарантии;
• игнорирование просьб от друзей и знакомых в социальных сетях о займе денежных средств.
Для страхования риска потери денег, имеет смысл использовать несколько счетов/карт. На той, что используется для таких расчетов, хранить необходимую и достаточную сумму, а для накоплений использовать другой счет/карту. Если банковской картой пользуется ребенок, то смс-оповещение по операциям на ней нужно установить на телефон взрослого. Да, и саму карту сейчас можно привязать к родительскому счету, установив на ней лимит расходов.
Помимо настороженности относительно активности финансовых мошенников при активном использовании банковских карт для повседневных расчетов необходимо соблюдать базовые правила финансового поведения:
• не превышать установленный банком лимит кредитования, что в противном случае может обернуться штрафами, дополнительными комиссиями и блокировкой карты;
• своевременное погашение кредитов и процентов за пользование ими, что убережет от штрафов и улучшит кредитную историю заемщика;
• не допускать блокировки, утраты или поломки карты, что может повлечь потери как времени, так и средств на перевыпуск карты;
• в случае использования автоматических платежей по картам с возможностью овердрафта, не снимать средства полностью, поскольку при отсутствии денег на счету банк выполнит платеж за счет кредитных средств;
• поддержание актуальной информации о своих регистрационных данных, контактах и сведений о месте работы;
18
• при использовании карты за границей, необходимо учитывать курсовую разницу, поскольку при расчетах за границей картой, привязанной к рублевому счету, банкоматы и платежные терминалы будут использовать один курс, а российский банк спишет деньги со счета, применяя другой, и может возникнуть нежелательный «технический овердрафт».
Развитие финансовых инструментов в экономике страны привело к широкому разнообразию продуктов и услуг, особенностью которых является простота доступа к сервисам. Эксперты утверждают — для того, чтобы люди были успешными и конкурентоспособными в управлении своими финансами, необходимо комплексное понимание, определяемое как финансовая грамотность.
Chen, H., Volpe, R. [3] определяют финансовую грамотность как знания для управления финансами в принятии финансовых решений. Отсутствие финансовой грамотности увеличивает риск экономического субъекта к росту долгов, связанный с более высокими кредитными расходами и менее вероятностным планированием будущего. Hilgert и другие [9] и Cude и др. [4] кроме того, утверждают, что знания о том, как управлять финансами и о технике инвестирования уже являются обязательными и их нельзя игнорировать как ранее. В тоже время уровень финансовой грамотности становится одновременно фактором повышения эффективности и качества финансовых сервисов.
Финансовые проблемы — это не только функция низкого дохода, но также и результат ошибок в управлении финансами, более того, в исследование Garman и др. [5], обосновал, что неудачные финансовые решения могут повлиять на производительность труда на рабочем месте.
Формирование и развитие финансовой грамотности, очевидно, в значительной степени лежит в области поведенческих финансов — относительно новой области экономики. Поведенческие финансы происходят из области психологии, поскольку очевидно, что люди не могут принимать решения без влияния психологических условий, и предполагается, что люди имеют ограничение рациональности. Результаты многих эмпирических исследований, основанные на психологии, усиливают сомнения в концепции традиционных финансов и теориях, которые стали основой традиционных финансов.
Есть две психологические теории, которые лежат в основе поведенческих финансов, это эвристическая теория и теория перспектив. Эвристическая теория объясняет, как инвесторы принимают финансовые решения в условиях неопределенности. Теория перспектив объясняет, как инвесторы принимают решения в условиях определенного риска. Поведенческие финансы являются частью финансовой дисциплины, которая исследует связь между поведением человека и финансовой системой. Gitman, L. [6] утверждает, что индивидуальное финансовое поведение — это способ, которым люди управляют источниками средств (денег), которые будут использоваться для финансирования, определения оборотного капитала и решение о выходе на пенсию.
В связи с концепцией поведенческих финансов, Hilgert и другие [9] утверждают, что финансовое поведение человека можно наблюдать в том, насколько хорош человек в управлении сбережениями и другими расходами.
Центральная теория поведенческих финансов — теория перспектив, которая объясняет, как инвесторы оценивают потенциал потерь и выгод по отношению к контрольной точке. Здоровое финансовое поведение демонстрируется эффективным финансовым планированием, управлением и контролем. Грамотность в управлении личными финансами тесно связана с умением и знаниями концепций в финансовой грамотности. Таким образом, финансовая грамотность затрагивает практически все аспекты, связанные с планированием и расходованием денег, в том числе индивидуальное финансовое поведение.
Orton, L. [13] утверждает, что финансовая грамотность стала обязательной в жизни и является полезным инструментом в принятие обоснованных финансовых решений. Установлено, что низкие финансовые знания водят к созданию неверных финансовых планов. Необходимо понимание в обществе финансовых услуг, предлагаемых учреждениями. Стратегии грамотности основывается на трех основных элементах: обратная связь (личная финансовая грамотность, концепция поведенческих финансов, оценка финансовой грамотности, стратегия и концепция результата, теория и эффективности постановка целей и мотивации); укрепление инфраструктуры в финансовой грамотности; развитие доступных финансовых продуктов и услуг.
Otoritas Jasa [14] определяет финансовую грамотность как уровень знаний, навыков и уверенности, связанных с финансовыми учреждениями и их продуктами и услугами.
Сложным аспектом в изучении финансовой грамотности является возможность ее оценки. Так, исследование финансовой грамотности Zait and Bertea [17] определяет порядок ее оценки в пяти измерениях, а именно:
• знание финансовых концепций и продуктов (переменная финансового знания);
• общение о финансовых процессах (переменная финансового общения);
• умение использовать знания для принятия необходимых финансовых решений (переменная финансовых способностей);
• применение различных финансовых инструментов (поведенческая финансовая переменная);
• уверенность в принятых ранее решениях и действиях (переменная финансовой уверенности).
Измерение уровня индивидуальной финансовой грамотности важно для получения оценки, которая предоставляет информацию в интегративной форме.
Stahl, M., Harrell, A. [16] применили поведенческий подход модели принятия, чтобы проверить, как теория ожиданий влияет на принятие индивидуальных решений. Они обнаружили, что мотивационные процессы принятия решений являются аддитивными. Это означает, что мотивация может быть значительной, несмотря на небольшую надежду на успех, если ценность или полезность результата велики. Теория мотивации утверждает,
19
что измерение финансовой грамотности будет влиять на финансовое поведение. Но в долгосрочной перспективе взаимосвязь этих явлений до настоящего времени не может быть с высокой точностью подтверждена.
Другой подход основан на религиозном понимание, Renneboog и Spaenjers [15] рассмотрели отношения между религией и принятием финансовых решений. Они обнаружили, что верующие люди в большей степени склонны экономить и инвестировать лишь небольшие суммы в рискованные активы.
Hilary, G., Hui, K.W. [8] обнаружили положительную связь между индивидуальной религиозностью и неприятием риска. Исследователи также нашли, что страны с более высоким уровнем религиозности показывают более низкий риск инвестирования.
Bandura, A. [1] исследовал такое понятие, как самоэффективность — индивидуальные генеративные способности: которые включают когнитивные, социальные и эмоциональные. В контексте финансовой грамотности, эта теория связана с тем, как люди управляют своей способностью понимать финансовые продукты и услуги, которые всегда динамичны. На самоэффективность влияют различные факторы: опыт мастерства, опыт моделирования, словесное убеждение, а также физиологическое и аффективное состояние.
Мастерство опыта — это опыт успеха в контексте финансового менеджмента — форма хорошей финансовой грамотности. Опыт в повышении самоэффективности приведет к уверенности в использовании финансовых продуктов и услуг.
Физические лица не могут просто полагаться на опыт успеха, как источник информации о своих возможностях. Моделирование успеха в управлении финансами будет мотивировать людей достигать хорошей производительности.
Устное убеждение служит средством укрепления уверенность в способности личности достичь цели. В этом контексте образование и социализация важны в повышении финансовой грамотности. Исследования Chambliss, C.A., Murray, E.J. [2] показали успех словесного убеждения в положительном влиянии на людей для улучшения их уверенности в своих достижениях.
Информация об индивидуальных способностях в значительной степени выводится из соматических, являющихся продолжением физиологических и аффективных. Индивидуальные соматические показатели высоко релевантны в физическом здоровье, и способности справиться со стрессом. Стресс, безусловно, может снизить самоэффективность человека. Если уровень индивидуального стресса низок, самоэффективность будет высокой, и наоборот, чем выше стресс, тем самоэффективность будет ниже.
Кроме того, Bandura, A. [1] описывает психологический процесс самоэффективности как воздействие на функции человека: когнитивные, позволяя людям прогнозировать текущие события, которые могут повлиять на будущее; мотивационные — оптимистическое мышление, которое утверждает возможность выполнения запланированного; способность эффективно и естественно определить эмоциональные переживания человека; выборочные — умение выбирать поведение и подходящую среду.
Mitchell, T.R. [12] определил, что мотивация является решающим фактором для понимания различных аспектов, связанных с продуктами и услугами финансовой индустрии. Некоторые исследования рассматривают связь мотивации и финансовой грамотности, например, Hogarth, J.M., Angelov, C.E. [10], нашли связь бедности семей с низкой суммой сбережений и низкой мотивацией (силой воли) в реализации чего-либо. Кроме того, Mandell, L., Klein, S. [11] обнаружили, что мотивационные переменные значительно улучшают навыки финансовой грамотности.
Мотивационный подход может изменить поведение людей в управлении финансами и, в конечном итоге, повысить финансовую грамотность (грамотность). Понятие мотивации используется для описания направления, величины (уровень усилий) и продолжительности (или постоянство) поведения.
Теория постановки целей является формой теории мотивации. Основная концепция заключается в том, что человек, который способен понять цель организации, осознанно влияет на ее поведение. Иными словами, понимание цели влияет как на поведение индивида, так и на действия организации.
Постановка целей — это познавательный процесс, он состоит из: приверженности цели—уровня усилий, предпринятых для достижения цели; специфичность цели — количественного уровня точности ясность этих целей; принятие цели — определение процесса достижения целей; сложность цели — уровень квалификации или уровень достижения.
Heck, Z.K.R. [7] в своем исследовании указывает, что есть девять частных финансового поведения. Первые четыре определены как «планирование поведения», а остальные пять, как «реализация поведения»:
1) постановка финансовых целей;
2) точная оценка затрат;
3) оценка доходов соответствующим образом;
4) планирование и составление личного бюджета;
5) изучение альтернатив;
6) адаптация к чрезвычайным ситуациям и способность принимать финансовые решения в них;
7) соблюдение сроков;
8) достижение финансовых целей;
9) успешная реализация плана расходов.
Самоэффективность — это вера в способности. Лица с высокой самооценкой меньше сомневаются в своих действиях. Люди с высоким уровнем самоэффективности уверены, что они могут управлять и планировать свои финансовые успехи лучше. Уверенность мотивирует их для оптимальной производительности.
20
Способность принимать взвешенные финансовые решения играет важную роль в способности людей управлять их финансовыми делами. Результаты финансовых решений имеют значительные последствия для финансовой безопасности человека безопасность и уровня его жизни. Человек с хорошим уровнем финансовой грамотности, вероятно, будет лучше управлять финансовыми делами, чем некто без этих навыков и знаний. Финансовые решения, основанные на недостатке понимания финансовых вопросов, могут привести к ряду отрицательных результатов, в том числе — более низкому уровню финансового благосостояния и слишком высокому уровню долга. Финансовая грамотность напрямую связана со способностью домашних хозяйств управлять долгами.
Финансовая грамотность включает ряд элементов, в том числе:
• базовые навыки счета, такие как умение вычислять норма прибыли на инвестиции, процентная ставка по долгам, и основные арифметические способности;
• понимание преимуществ и рисков, связанных с конкретными финансовыми решениями, включая расходы, займы, кредитное плечо и инвестирование;
• способность понимать основные финансовые концепции, включая компромисс между риском и доходностью, основные признаки различных видов инвестиций и другие финансовые продукты, преимущества диверсификации, и временная стоимость денег;
• способность знать, когда обращаться за профессиональным советом и что спросить, и умение понимать советы профессиональных консультантов.
Высокая финансовая грамотность позволит домохозяйствам выбирать лучшие варианты для управления долгом, обеспечит лучшее понимание риска компромиссов и риска концентрации в конкретной категории активов.
Многие страны разрабатывают стратегии для повышения уровня финансовой грамотности. Это включает переход от общих к более целевым программам, специфичным в разных группах общества; большее внимание молодым людям, особенно школьникам; появление согласованных на национальном уровне подходов к разработке и осуществлению программ, часто через координирующих органов.
В качестве инициатив повышения финансовой грамотности, например, можно рассматривать, в том числе:
• разработка учебных материалов для сопровождения финансовой информации о рисках для финансовых учреждений;
• поощрение рейтинговых агентств и финансовой индустрии для продвижения общественного понимания финансовых рисков, в том числе посредством собственного учебного материала;
• работа с деловыми новостями для повышения их понимания и поощрение к раскрытию информации о рисках в удобных для пользователя форматах;
• работа с группами потребителей для повышения понимания финансового риска и другие моментов инвестиционных решений и поощрение инвесторов к более широкому их использованию;
• интеграция программы финансовой грамотности в школьную программу, предоставление различных форм учебных материалов через общественные программы.
ВЫВОДЫ
Финансовая грамотность, очевидно, влияет на инвестиционные решения людей, включая компромиссы между риском и доходностью, а также на то, как распределяются ресурсы в личном хозяйстве. В свою очередь, это имеет значение для потенциального темпа роста и стабильности экономики.
Финансовая грамотность важна на нескольких уровнях: для благосостояния людей в управлении личными финансами; для финансовых учреждений и, следовательно, для финансовой стабильности; для распределения ресурсов в реальном секторе экономики и, следовательно, для формирования долгосрочного потенциала роста экономики.
В качестве инициатив повышения финансовой грамотности, например, можно рассматривать такие меры, как:
• разработка учебных материалов для сопровождения финансовой информации о рисках для финансовых учреждений;
• поощрение рейтинговых агентств и финансовой индустрии для продвижения общественного понимания финансовых рисков, в том числе посредством собственного учебного материала;
• работа с деловыми новостями для повышения их понимания и поощрение к раскрытию информации о рисках в удобных для пользователя форматах;
• работа с группами потребителей для повышения понимания финансового риска и другие моментов инвестиционных решений и поощрение инвесторов к более широкому их использованию;
• интеграция программы финансовой грамотности в школьную программу, предоставление различных форм учебных материалов через общественные программы.
Финансовая грамотность может оказать существенное влияние на надежность и эффективность финансовой системы. Можно ожидать, что финансово грамотная, хорошо информированная общественность окажет благотворное влияние на надежность и эффективность финансовой системы. Это может произойти несколькими способами:
• в той степени, в которой финансовая грамотность способствует более разумному управлению балансами домашних хозяйств, это может снизить кредитные риски для банков и других поставщиков кредитов;
21
• повышение финансовой грамотности может привести к увеличению обдуманного выбора инвестиций и других финансовых продуктов потребителями. В свою очередь, это, вероятно, усилит стимулы для финансовых учреждений инновационно реагировать на потребительский спрос, что приводит к более динамичному эффективному развитию финансовой системы;
• можно ожидать желания финансово грамотного общества укреплять рыночную дисциплину в сфере финансовых услуг, осуществляя более тщательное изучение рисков отдельных финансовых учреждений и их продуктов. В свою очередь, более сильная рыночная дисциплина может поощрять более осторожное управление рисками финансовых учреждений;
• хорошо обоснованные инвестиционные решения, основанные на высоком уровне финансовой грамотности представителей домохозяйств.
REFERENCES
1. Bandura, A. Self-efficacy / Albert Bandura [Electronic resource] // In V.S. Ramachaudran (Ed.), Encyclopedia of human behavior (1994, Vol. 4, Pp. 71-81). — New York: Academic Press; Reprinted in H. Friedman [Ed.], Encyclopedia of mental health. San Diego: Academic Press, 1998. — 15 р. —Access mode: www.uky.edu/~eushe2/Bandura/Bandura1994EHB.pdf (date of the application: 17-21.02.2020).
2. Chambliss C.A. Efficacy attribution, locus of control, and weight loss / C.A. Chambliss, E.J. Murray. [Electronic resource]. —Access mode: www.researchgate.net/publication/251801350_Health-Specific_Self-Efficacy_Scales (date ofthe application: 17-21.02.2020).
3. Chen H. An analysis of personal financial literacy among college students / H. Chen, R. Volpe. [Electronic resource]. — Access mode: www. scirp.org/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=2264867 (date of the application: 17-21.02.2020).
4. Cude, B.J. College Students and Financial Literacy: What They Know and What We Need to Learn / B.J. Cude, F.C. Lawrance, A.C. Lyons, K. Metzger, E. Lejeune, L. Marks, K. Machtmes [Electronic resource]. — Access mode: www.researchgate.net/publication/229048212_College_students_and_financial_literacy_What_they_know_and_what_we_need_ to_learn (date of the application: 17-21.02.2020).
5. Garman, E.T. The negative impact of employee poor personal finance behavior employees / E.T. Garman, I.E. Leech, J.E. Grable [Electronic resource]. — Access mode: www.researchgate.net/publication/253429682_The_Negative_Impact_Of_ Employee_Poor_Personal_Financial_Behaviors_On_Employers (date of the application: 17-21.02.2020).
6. Gitman, L. Principle of Finance / L. Gitman [Electronic resource]. — Access mode: www.coursehero.com/file/p3al4q1p/ Maka-kitapun-menjadi-tahu-bahwa-mengapa-ada-artis-olahragawan-ataupun-profesi/ (date of the application: 17-21.02.2020).
7. Heck, Z.K.R. The determinants of financial management behaviors among college students: Implications for consumer education / Z.K.R. Heck [Electronic resource]. — Access mode: www.researchgate.net/publication/318459296_Does_Students'_ Financial_Behaviour_Differ_Based_on_Their_Family_Income (date of the application: 17-21.02.2020).
8. Hilary, G. Does religion matter in corporate decision making in America? / G. Hilary, K.W. Hui. [Electronic resource]. — Access mode: www.researchgate.net/publication/46489706_Do_Religion_Matter_in_Corporate_Decision_Making_in_America (date of the application: 17-21.02.2020).
9. Hilgert, M. Household financial management: The connection between knowledge and behavior / M. Hilgert, J.M. Hogart, S.G. Beverly [Electronic resource]. —Access mode: www.scirp.org/reference/referencespapers.aspx?referenceid=2674366 (date of the application: 17-21.02.2020).
10. Hogarth, J.M. Can the Poor Save? Presented in Association for Financial Counseling and Planning Education / J.M. Hogarth, C.E. Angelov [Electronic resource]. — Access mode: www.researchgate.net/publication/271271126_Financial_ Counseling_Categorizing_Research_Papers_Published_in_Journal_of_Financial_Counseling_and_Planning (date of the application: 17-21.02.2020).
11. Mandell, L. Motivation and financial literacy / L. Mandell, S. Klein [Electronic resource]. — Access mode: www.researchgate.net/publication/252555470_Motivation_and_Financial_Literacy (date of the application: 17-21.02.2020).
12. Mitchell, T.R. Matching motivational strategies with organizational conteXts / T.R. Mitchell [Electronic resource]. — Access mode: www.researchgate.net/publication/274354988_Introduction_to_Special_Topic_Forum_The_Future_ of_Work_Motivation_Theory (date of the application: 17-21.02.2020).
13. Orton, L. Financial Literacy: Lesson from International Experience / L. Orton [Electronic resource]. — Access mode: www.coursehero.com/file/p7qens91/pernyataan-Naidoo-dan-Jano-2002-bahwa-telah-terjadi-perubahan-status-wanita/ (date of the application: 17-21.02.2020).
14. Otoritas Jasa Keuangan Kerangka Strategi Nasional Literasi Keuangan Indonesia [Electronic resource]. — Indonesia: FSA. — Access mode: wwwcoursehero.com/file/p181i2r2/Hal-ini-ditunjukkan-oleh-hasil-Survei-Nasional-Literasi-dan-Inklusi-Keuangan/ (date of the application: 17-21.02.2020).
15. Renneboog, L.D.R. Where Angels Fear to Trade: The Role of Religion in Household Finance / L.D.R. Renneboog, C. Spaenjers [Electronic resource]. — Access mode: ecgi.global/working-paper/where-angels-fear-trade-role-religion-household-finance (date of the application: 17-21.02.2020).
16. Stahl, M. Modeling effort decisions with behavioral decision theory: Toward an individual differences model of expectancy theory / M. Stahl, A. Harrell [Electronic resource]. — Access mode: www.coursehero.com/file/p3d4cfh/Stahl-M-Harrell-A-1981 -Modeling-effort-decisions-with-behavioral-decision/ (date of the application: 17-21.02.2020).
17. Zait, A. Financial literacy — Conceptual definition and proposed approach for a measurement instrument / A. Zait, P.E. Bertea [Electronic resource]. — Access mode: ideas.repec.org/a/dug/jaccma/y2014i3p37-42.html (date of the application: 17-21.02.2020).
Статья поступила в редакцию 11 марта 2020 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года
22