Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ'

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая социализация / педагогическое образование / экономическая культура / студенческая молодежь / финансовая грамотность / экономическое воспитание / economic socialization / pedagogical education / economic culture / student youth / financial literacy / economic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лохтина Татьяна Николаевна, Метелица Виктория Ивановна

Статья посвящена проблеме укрепления финансовой грамотности молодежи. Реформирование образования актуализирует задачу подготовки школьников к жизни и работе. В новой социально-экономической реальности эти требования быстро меняются. Возрастает значимость решения задачи повышения уровня финансовой грамотности. В работе исследована задача развития социализации обучающихся вследствие укрепления их финансовой грамотности. В исследовании доказана необходимость укрепления их финансовой грамотности. В работе обоснован общественный интерес к анализируемой проблеме. Подчеркнута неразрывная связь влияния семьи и образовательной организации на социализацию личности. Вскрыты причины растущего внимания к экономической социализации молодежи в период социально-экономической трансформации. Уточнены параметры экономической социализации и ее формы. Дан анализ нормативных положений, доказывающих необходимость работы по подготовке педагогов в соответствии с целевыми установками модернизации образования. Экономическая социализация молодежи показана как процесс и как результат включения обучающихся в социально-экономическое взаимодействие. Представлены характерные особенности будущих современных педагогов. Требования, закрепленные в ФГОС для выпускников педвузов указывают на необходимость активизации работы по укреплению финансовой грамотности. Задачи, стоящие перед системой образования, определяют требования к параметрам выпускника университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лохтина Татьяна Николаевна, Метелица Виктория Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of strengthening financial literacy of young people. Education reform actualizes the task of preparing schoolchildren for life and work. In the new socio-economic reality, these requirements are changing rapidly. The importance of solving the problem of increasing the level of financial literacy is increasing. The paper examines the task of developing the socialization of students due to the strengthening of their financial literacy. The study proves the need to strengthen their financial literacy. The paper substantiates public interest in the analyzed problem. The inseparable connection between the influence of the family and the educational organization on the socialization of the individual is emphasized. The reasons for the growing attention to the economic socialization of young people in the period of socio-economic transformation are revealed. The parameters of economic socialization and its forms are clarified. The analysis of the regulations proving the need to work on the training of teachers in accordance with the target settings of modernization of education is given. The economic socialization of youth is shown as a process and as a result of the inclusion of students in socio-economic interaction. The characteristic features of future modern teachers are presented. The requirements set out in the Federal State Educational Standard for graduates of pedagogical universities indicate the need to intensify work to strengthen financial literacy. The tasks facing the education system determine the requirements for the parameters of a university graduate.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ»

Педагогика

УДК 378.6:336.7

кандидат экономических наук, доцент Лохтина Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет (г. Иркутск); кандидат экономических наук, доцент Метелица Виктория Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет (г. Иркутск)

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ

СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме укрепления финансовой грамотности молодежи. Реформирование образования актуализирует задачу подготовки школьников к жизни и работе. В новой социально-экономической реальности эти требования быстро меняются. Возрастает значимость решения задачи повышения уровня финансовой грамотности. В работе исследована задача развития социализации обучающихся вследствие укрепления их финансовой грамотности. В исследовании доказана необходимость укрепления их финансовой грамотности. В работе обоснован общественный интерес к анализируемой проблеме. Подчеркнута неразрывная связь влияния семьи и образовательной организации на социализацию личности. Вскрыты причины растущего внимания к экономической социализации молодежи в период социально-экономической трансформации. Уточнены параметры экономической социализации и ее формы. Дан анализ нормативных положений, доказывающих необходимость работы по подготовке педагогов в соответствии с целевыми установками модернизации образования. Экономическая социализация молодежи показана как процесс и как результат включения обучающихся в социально-экономическое взаимодействие. Представлены характерные особенности будущих современных педагогов. Требования, закрепленные в ФГОС для выпускников педвузов указывают на необходимость активизации работы по укреплению финансовой грамотности. Задачи, стоящие перед системой образования, определяют требования к параметрам выпускника университета.

Ключевые слова: экономическая социализация, педагогическое образование, экономическая культура, студенческая молодежь, финансовая грамотность, экономическое воспитание.

Annotation. The article is devoted to the problem of strengthening financial literacy of young people. Education reform actualizes the task of preparing schoolchildren for life and work. In the new socio-economic reality, these requirements are changing rapidly. The importance of solving the problem of increasing the level of financial literacy is increasing. The paper examines the task of developing the socialization of students due to the strengthening of their financial literacy. The study proves the need to strengthen their financial literacy. The paper substantiates public interest in the analyzed problem. The inseparable connection between the influence of the family and the educational organization on the socialization of the individual is emphasized. The reasons for the growing attention to the economic socialization of young people in the period of socio-economic transformation are revealed. The parameters of economic socialization and its forms are clarified. The analysis of the regulations proving the need to work on the training of teachers in accordance with the target settings of modernization of education is given. The economic socialization of youth is shown as a process and as a result of the inclusion of students in socio-economic interaction. The characteristic features of future modern teachers are presented. The requirements set out in the Federal State Educational Standard for graduates of pedagogical universities indicate the need to intensify work to strengthen financial literacy. The tasks facing the education system determine the requirements for the parameters of a university graduate.

Key words: economic socialization, pedagogical education, economic culture, student youth, financial literacy, economic education.

Введение. Для современного образования проблема социализации личности обучающихся, их успешного включения в сложившуюся социальную систему представляется чрезвычайно актуальной. Важно не только учить и воспитывать, передавать молодежи накопленные знания и социальный опыт, в условиях интернализации культуры и образования необходимо овладевая новыми качествами, не утратить собственные наработанные профессиональные стандарты [3]. Обеспечение развития экономики страны в условиях острейших политических, научно-технологических и прочих вызовов возможно только в условиях реформирования образования, направленного на подготовку компетентных, креативных, мотивированных и социально ответственных специалистов. Авторитетный российский педагог К.Д. Ушинский утверждал: «перемена века требует, чтобы и образование юношества переменило свое направление», показывая роль образования в подготовке молодежи к активному участию в общественной жизни [9, С. 232].

Разнонаправленные процессы, происходящие в России и окружающем мире, вызывают возрастающую потребность экономической социализации молодежи и повышения общей финансовой грамотности. Научно-технические и технологические изменения, расширение конкуренции, усиление влияния информатизации и цифровизации на социально-экономическую динамику оказывают влияние на требования, предъявляемые работодателями к принимаемым работникам, и, следовательно, система образования вынуждена своевременно считывать это сигналы, выпуская на рынок труда специалистов с соответствующими характеристиками [3, 5].

Цель исследования - анализ возможностей ВУЗа и перспектив по осуществлению экономической социализации будущих учителей и развитию их финансовой грамотности и экономической культуры, необходимой в профессиональной работе учителя.

Изложение основного материала статьи. В Российской Федерации распоряжением Правительства в 2017 г. утверждена стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 гг. Дефиниция «финансовая грамотность» подразумевает необходимый уровень знаний и навыков в области финансовых манипуляций, обеспечивающий контроль динамики рыночной конъюнктуры и выработку рациональных экономических моделей поведения. Достижение целесообразного уровня финансовой грамотности и готовность к последующему самообразованию и взвешенному подходу к выработке экономических решений способствуют обеспечению повышения благосостояния участников хозяйственной деятельности.

В документе обосновывается непосредственная связь повышения уровня и качества жизни граждан страны с обеспечением условий экономической социализации и формирования финансово грамотного поведения населения страны.

Перед высшей школой, как важнейшим социальным институтом на данном этапе общественного развития, стоят задачи не просто обеспечить передачу и накопление информации, формирование и закрепление культуры взаимодействия обучающимся, а сформировать навыки грамотного финансового поведения, способствующего личностной профессионализации, социализации и готовности адаптироваться к динамично меняющейся реальности.

Идеи экономической социализации вызывали растущий научный интерес западных исследователей с середины прошлого века. В российской научной среде вопросы экономической социализации стали активно обсуждать на рубеже XX и XXI веков, в условиях смены хозяйственного порядка и становления регулируемой рыночной экономики. При плановой, директивной, административно-командной модели общественного устройства в системе высшего образования последовательно осуществлялась работа по экономическому воспитанию студенчества, но кардинальная смена экономической модели потребовала от организаторов образовательного процесса и педагогов серьезных изменений, направленных на подготовку студентов к работе и активной жизни в новых социально-экономических условиях. Экономическая социализация подростков неразрывно связана с взрослением, сопровождаемым социальной динамикой. Это принятие и накопление экономического опыта, выработка коммуникационной модели и как следствие, формирование рационального экономического поведения.

Экономическая социализация необходима для обучающихся, поскольку она способствует формированию качеств делового человека, адаптированного к рыночной динамике, к конкуренции на рынке труда, помогает устанавливать жизненные цели, грамотно ранжировать приоритеты, выстраивать профессиональную карьеру, и, следовательно, опосредованно способствует повышению финансовой безопасности гражданина и общества в целом.

Экономическая социализация более результативно формируется в условиях согласования запланированного изучения и неформального освоения молодежью основ финансовой грамотности, которую современные исследователи рассматривают как один из значимых предикторов экономической социализации. Важнейшие аспекты финансовой грамотности исследуют представители различных научных направлений: экономисты, педагоги, социологи, психологи и прочие [2].

Вопросы, касающиеся правильного финансового поведения и необходимой экономической социализации детей, впервые затрагиваются в семье. Семья формирует у детей систему знаний о домашнем хозяйстве и его взаимодействии с окружающим пространством, об основных экономических действиях, которые оказывают влияние на благополучие семьи. Финансовая грамотность для детей - это условие понимания экономических процессов, в которых участвует семья и формирование осознанного отношения к учебе, выбору профессии, труду, деньгам в будущем. Именно в семье дети получают первоначальное представление о деньгах, расходах, источниках доходов, возможностях накопления и сбережения, что служит базисом финансовой грамотности.

К первостепенным задачам семейного воспитания в финансово-экономических аспектах относятся, прежде всего, формирование уважительного отношения к труду и его результатам, навыков рационального хозяйствования, ответственного отношения к материальным ресурсам семьи. По мнению исследователей в последние десятилетия в нашей стране наблюдается снижение социализирующей роли семьи. В период фиксируемых социальных трансформаций семья как социальный институт не всегда успешно адаптируется к происходящим переменам.

Следовательно, накопление знаний в вопросах финансов и экономическая социализация должны быть продолжены в образовательных организациях. Азы финансовой грамотности дети усваивают в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных организациях. В рамках школьного образования освоение финансовой грамотности осуществляется на уроках обществознания, математики, литературы, географии, истории и других предметов, а также во внеурочной деятельности. Усвоение основ финансовой грамотности способствует пониманию организации экономической жизни общества, овладению экономическими терминами, приобретению навыков работы с экономической информацией, позволяющих выполнять необходимые финансовые расчеты. Крайне важно способствовать приобретению практических навыков грамотного финансового поведения современных школьников, накоплению собственного опыта использования полученных экономических знаний. Сохраняется существенная проблема школы - недостаточная связь получаемых обучающимися знаний с реальной жизненной практикой, школа не всегда «поспевает» за динамикой современной жизни. Цель развития финансовой грамотности - формирование у подростков экономически обоснованного поведения, опирающегося на понимание действующих рыночных механизмов, влияния конкуренции на процессы ценообразования, и, главное, взаимосвязи уровня образования, перспективной и привлекательной трудовой деятельности и желаемого уровня доходов. Сочетание иждивенчества и инфантильности - нередко фиксируемая проблема в среде современной молодежи. Ответственное отношение к формированию собственного бюджета и продуманное распоряжение финансовыми средствами, накопление, инвестирование или рациональное потребление следует последовательно воспитывать с детства.

Сложнее с развитием навыков экономической социализации, ее осуществление может быть возложено на социальных педагогов, кураторов, классных руководителей, воспитателей и пр. И возрастает роль учителей-предметников, способствующих закреплению накопленных знаний. Процесс экономической социализации для достижения результатов должен быть непрерывным и согласованным с процессом формирования финансовой грамотности школьников. Практикоориентированность развития финансовой грамотности способствует применению обучающимися полученных знаний, следовательно, выступает своеобразным инструментом экономической социализации. На успешность социализации оказывают влияние объективные факторы: социально-экономическая ситуация в стране, семья и ближайшее окружение, референтные группы, СМИ, информационные и компьютерные технологии. Могут повлиять и субъективные детерминанты, такие как личностные особенности, мотивация и потребности, жизненные, в том числе профессиональные планы, коммуникативные и организаторские способности учеников.

По мнению специалистов, экономическая социализация выступает одновременно и как процесс овладения соответствующей поведенческой моделью, и как достигнутый результат [2, 3]. Приобретение молодыми людьми экономического опыта, накопление экономических знаний и формирование экономической культуры осуществляется как вследствие стихийного влияния окружающей среды, так и в результате целенаправленно осуществляемого процесса развития и саморазвития. Динамизм изменений в обществе, растущая неопределенность социальных процессов способствуют формированию новых черт и моделей поведения молодежи зачастую не благодаря, а вопреки действиям родителей, педагогов и воспитателей. Специалисты фиксируют рост влияния сверстников как носителей новой экономической культуры, присущей молодежи [1]. Отличительная черта «экономического человека» XXI века, по мнению значительной части молодежи - это ориентация на практическую целесообразность своих действий. И эти факторы необходимо учитывать современным педагогам и быть готовым к данной реальности, следовательно, подготовку необходимо начинать уже в вузе [8].

Представим организацию подготовки учителей к реализации задач финансовой социализации на примере Педагогического института ИГУ. В педвузе студенты рассматривают в теории механизмы функционирования современной рыночной экономики, на основании теории и собственного жизненного опыта оценивают последствия предлагаемых решений, строят алгоритмы рационального поведения в предлагаемых ситуациях. Важно не только повышать финансовую грамотность бакалавров, но и развивать методические навыки обучения других в будущем. Данные компетенции необходимы для эффективной самореализации в современных социально-экономических реалиях. Подготовка студентов предполагает не только овладение знаниями, но и готовность к активной профессиональной деятельности в новых общественно-политических и социально-экономических условиях [5].

Актуализируются требования к будущим педагогам. Министерством просвещения РФ в 2021 г. в социально-гуманитарном модуле в «ядре высшего педагогического образования» указана задача ВУЗа - формировать у обучающихся компетенции в области финансовой грамотности и ответственности за результаты собственного экономического поведения.

В 2021 г. утверждены изменения во ФГОС 3++ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Перемены затронули добавление категории (группы) универсальных компетенций «Экономическая культура, в т.ч. - финансовая грамотность» и универсальной компетенции выпускника: УК-9 - способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности, что должно повысить уровень экономической, в том числе, финансовой грамотности будущих учителей [10]. Для реализации изменений в учебные планы включена дисциплина Б1.0.10 - Экономическая культура и основы финансовой грамотности. Экономического образования в ВУЗе не только возможность дать студентам некоторый минимум знаний, умений и навыков, экономическое образование не самоцель, это средство успешной социализации для студентов, средство формирования экономической культуры, как основной части общей культуры человека [4, С. 66-70]. Осуществляя образовательный процесс в вузе, следует учитывать характерные особенности сегодняшних студентов [7]. Беседы и наблюдения за бакалаврами позволяют получить общие представления о студентах. В педагогическом институте среди обучающихся традиционно подавляющее большинство девушек, а среди будущих педагогов ДОУ и учителей начальной школы юношей, как правило, вообще нет. Значительная часть наших студентов - это выпускники удаленных сельских школ, многие из них не отличаются глубокой подготовкой и стремились поступить на бюджетные места, которые были наиболее доступны для них. Таким студентам необходима помощь в адаптации к новым для них жизненным условиям. Данные проведенных опросов и бесед с будущими педагогами показывают, что большинство испытывают финансовые трудности, многие из них начиная со 2 курса пытаются совмещать учебу и подработки, зачастую не связанные с будущей профессией педагога. При этом многие работающие студенты с трудом сдают сессию и не могут рассчитывать на стипендию. Среди студентов 4 и 5 курсов в каждой группе есть 3-6 человек, работающих в школе. Традиционно расходы связаны с оплатой продуктов питания, транспорта, проживания, и пр. Многие отмечают, что с гардеробом помогают родители, на организацию досуга расходы весьма скромные. Все опрошенные отмечают, что стараются хозяйствовать рационально, планируют относительно крупные покупки, соотносят цены и качество используемых благ. Перед совершением покупок сопоставляют различие цен при покупке в магазинах, или используя возможностей маркетплейса, с помощью современных коммерческих онлайн-платформ, представляющих продукты и услуги. Оценка знания современных инструментов экономического воспитания показала, что студенты отмечают важность применения технологий развития критического мышления, использования игровых методов, проблемного обучения и проектной деятельности в качестве наиболее результативных и важных для практического освоения. Оценку собственных познаний в финансово-экономической области студенты представили следующим образом: познания достаточны - 31%, не достаточны - 33% и затруднились с ответом 36%. Считают важным повышение профессиональных знаний в сфере финансовых знаний и задач экономической социализации 69% опрошенных. Для более глубокой оценки уровня финансовой грамотности будущих педагогов, их подготовленности к распространению экономических знаний и выполнения задач социализации школьников представляется целесообразным продолжать исследование и выработку приоритетных факторов повышения у студентов финансовой грамотности.

Выводы. Проводимые исследования выявляют у современных учителей дефицит профессиональной подготовки к осуществлению необходимой социализации подрастающего поколения. Качественная подготовленность педагогов в финансово-экономических вопросах является, на наш взгляд, решающим фактором в экономической социализации школьников. Следовательно, одна из важнейших задач педагогического коллектива университета - активизации процесса подготовки будущих учителей к осуществлению экономической социализации школьников [6].

Экономическая социализация молодежи способствует формированию качеств делового человека, адаптированного к рыночным реалиям, к конкуренции на рынке труда, помогает грамотно определять приоритеты и планировать свою профессиональную карьеру, и жизненные цели, следовательно, способствует повышению финансовой безопасности общества.

Литература:

1. Довгалёва, И.В. Финансовое поведение студентов вуза как показатель уровня социализации: сборник трудов конференции / И.В. Довгалёва // Социально-экономические процессы современного общества: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 дек. 2022 г.) / редкол.: Э.В. Фомин [и др.]. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - С. 367-370

2. Дробышева, Т.В. Формы экономической социализации личности: обоснование подхода / Т.В. Дробышева // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. -2019. - Т. 8, Вып. 2 (30). - С. 132-137

3. Истомина, О.Б. Современные тенденции трансформации института образования / О.Б. Истомина // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: материалы VI Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Иркутск, 22 апреля 2022 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ». - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2022. - 491 с. -1 электрон, опт. диск. - Загл. с этикетки диска. - С. 62-74

4. Лохтина, Т.Н. Формирование экономического мышления молодежи / Т.Н. Лохтина, В.И. Метелица // Финансовая экономика. - 2020. - № 2. - С. 66-70

5. Лохтина, Т.Н. Тенденции экономической социализации будущих педагогов / Т.Н. Лохтина, В.И. Метелица // Человек и общество в поиске новых смыслов: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию кафедры философии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова. - Улан-Удэ, 24 июня, 2022 г. - С. 105-111

6. Панфилова, А.О. Финансовая культура студенческой молодежи / А.О. Панфилова, К.А. Саввинова // Society and Security Insights. - 2022. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/finansovaya-kultu6. (дата обращения: 28.08.2023)

7. Петрищев, В.И. Экономическая социализация подрастающих поколений: кросс-культурный анализ (на материале России и зарубежных стран): монография / В.И. Петрищев, Т.П. Грасс. - Санкт-Петербург, 2020. - 164 с.

8. Тараданов, A.A. Предикторы успешной экономической социализации / A.A. Тараданов // Вестник Челябинского государственного университета. -2022. -№ 4 (462). - Вып. 76. - С. 131-141

9. Ушинский, К.Д. О камеральном образовании / К.Д. Ушинский // Собр. соч. - М.; Л., 1948. - Т.З.-С. 232.

10. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. №125 с измен, и допол. 26 ноября 2020г., 8 февраля 2021г.] [Электронный ресурс]. - https://base.garant.ru /71897864/53fö9421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/?#friends (дата обращения: 28.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.