Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ'

ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / управление / анализ / финансовый результат / прибыль / убыток / рентабельность / деловая активность / себестоимость / efficiency / management / analysis / financial result / profit / loss / profitability / business activity / cost price

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А. Довлетмурзаева, Л.З. Абдокова

Цель создания любого предприятия – это обеспечение его непрерывного функционирования, роста, и совершенствования. А для обеспечения совершенствования необходимо выяснить с чего начинать этот процесс. И именно диагностика, позволяющая четко определить текущее состояние предприятия, является начальной, отправной точкой данного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта приковывает внимание широкого круга участников рынка, заинтересованных в его результатах. При этом возрастает значение оценки эффективности предприятия. Владельцы проводят финансовую диагностику предприятия для увеличения рентабельности капитала и обеспечения стабильного финансового положения. Внешние пользователи информации изучают финансовую отчетность с целью минимизации рисков по кредитам и депозитам, поставщики – для своевременного поступления платежей, налоговые органы – для выполнения плана поступлений в бюджет. Можно сказать, что ни одно управленческое решение не может быть принято без экономического обоснования, что усиливает роль финансового анализа в деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL DIAGNOSTICS OF THE ENTERPRISE AS A TOOL FOR MAKING MANAGEMENT DECISIONS

The purpose of creating any enterprise is to ensure its continuous functioning, growth, and improvement. And to ensure improvement, you need to figure out where to start the process. And it is the diagnostics, which makes it possible to clearly determine the current state of the enterprise, that is the initial, starting point of this process. In modern economic conditions, the activities of each economic entity attracts the attention of a wide range of market participants interested in its results. At the same time, the importance of assessing the effectiveness of the enterprise increases. The owners carry out financial diagnostics of the enterprise to increase the return on capital and ensure a stable financial position. External users of information study financial statements in order to minimize risks on loans and deposits, suppliers – for timely receipt of payments, tax authorities – to fulfill the budget revenues plan. We can say that no management decision can be made without an economic justification, which enhances the role of financial analysis in the activities of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

Естественно-гуманитарные исследования № 38 (6), 2021_177

coronavirus/telehealth. html.

20. Bringing Health Care to the Patient: An Overview of the Use of Telemedicine in OECD Countries. OECD Health Working Paper No. 116. Directorate for Employment, Labour and Social Affairs Health Committee. 2020. 103 p.

21. Mehta, S.; Botelho, R.; Fernandez, F.; Perin, M.; Dusilek, C.; Cardoso, R., et al. TCT-393 Latin America Tele-medicine Infarct Network (LATIN) - Telemedicine + STEMI systems of care to hugely expand access to AMI care in emerging countries. J Am College Cardiol. - 2017. № 70 (18). P. 161. doi: 10.1016/j.jacc.2017.09.490.

22. Is COVID-19 the Push e-Health Needed? BN Americas. 2020 [Electronic Resource] // Access Mode: https://www.bnamericas.com/en/features/is-covid-19-the-push-e-health-needed.

23. Sheremetyeva, A. Doctor on the Remote / Kommersant. Business Guide. No. 230. 2020. P. 24.

24. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 18.11.2020 No. 600 (ed. of 14.01.2021) "On Approval of Methods for Calculating Target Indicators of the National Development Goal of the Russian Federation "Digital Transformation".

25. Federal Law of 21.11.2011 No. 323-FZ "On the Basics of Public Health Protection in the Russian Federation".

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-177-180

М.А. Довлетмурзаева - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», m. dovletm urzaeva@chesu.ru,

M.A. Dovletmurzaeva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, FSBEI HE "Chechen State University named after A.A. Kadyrov";

Л.З. Абдокова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», hutova75@mail.ru,

L.Z. Abdokova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, FSBEI HE "North Caucasian State Academy".

ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ FINANCIAL DIAGNOSTICS OF THE ENTERPRISE AS A TOOL FOR MAKING MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация. Цель создания любого предприятия - это обеспечение его непрерывного функционирования, роста, и совершенствования. А для обеспечения совершенствования необходимо выяснить с чего начинать этот процесс. И именно диагностика, позволяющая четко определить текущее состояние предприятия, является начальной, отправной точкой данного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта приковывает внимание широкого круга участников рынка, заинтересованных в его результатах. При этом возрастает значение оценки эффективности предприятия. Владельцы проводят финансовую диагностику предприятия для увеличения рентабельности капитала и обеспечения стабильного финансового положения. Внешние пользователи информации изучают финансовую отчетность с целью минимизации рисков по кредитам и депозитам, поставщики - для своевременного поступления платежей, налоговые органы -для выполнения плана поступлений в бюджет. Можно сказать, что ни одно управленческое решение не может быть принято без экономического обоснования, что усиливает роль финансового анализа в деятельности предприятия.

Abstract. The purpose of creating any enterprise is to ensure its continuous functioning, growth, and improvement. And to ensure improvement, you need to figure out where to start the process. And it is the diagnostics, which makes it possible to clearly determine the current state of the enterprise, that is the initial, starting point of this process. In modern economic conditions, the activities of each economic entity attracts the attention of a wide range of market participants interested in its results. At the same time, the importance of assessing the effectiveness of the enterprise increases. The owners carry out financial diagnostics of the enterprise to increase the return on capital and ensure a stable financial position. External users of information study financial statements in order to minimize risks on loans and deposits, suppliers - for timely receipt of payments, tax authorities - to fulfill the budget revenues plan. We can say that no management decision can be made without an economic justification, which enhances the role of financial analysis in the activities of the enterprise.

Ключевые слова: эффективность, управление, анализ, финансовый результат, прибыль, убыток, рентабельность, деловая активность, себестоимость.

Keywords: efficiency, management, analysis, financial result, profit, loss, profitabüity, business activity, cost price.

Любому хозяйствующему субъекту необходимо постоянно диагностировать свое финансовое состояние. Это позволит постоянно отслеживать процессы финансово-хозяйственной деятельности, в которых участвует предприятие, выявлять проблемы и использовать различные рычаги, позволяющие снизить негативное влияние тех или иных факторов, а также постоянно искать резервы для увеличения финансовых результатов деятельности предприятия.

При оценке финансовых результатов рассчитывают прибыль (либо убыток, если отрицательный финансовый результат), а так же обобщающий показатель результативности деятельности предприятия - рентабельность.

В буквальном смысле под словом «рента» подразумевают показатель прибыльности или доходности, т.е. сколько предприятие заработало за определенный период. Следовательно, говоря о рентабельности, имеют в виду совершенно определенную ситуацию - превышение доходной части предприятия над расходной.[5]

Прибыль от продаж - это показатель, характеризующий эффективность деятельности любой компании. Он чрезвычайно важен как для внутренних пользователей, например, для руководства компании, так и для инвесторов. На основании этого показателя бизнес-менеджеры принимают управленческие решения, а инвесторы, в свою очередь, оценивают перспективы компании с точки зрения возможных инвестиций. Фактически, прибыль от продаж - это сумма денег, которая останется в распоряжении компании, если из всех доходов, полученных компанией, вычесть себестоимость продукции и коммерческие управленческие расходы, приходящиеся на соответствующий временной интервал.

Таблица 1 - Анализ уровня рентабельности производства и реализации продукции

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение, тыс.руб. Темп роста, %

20/18 20/19 20/18 20/19

1 .Прибыль от продаж , тыс.руб. 27 111 32 847 21 865 -5246 -10 982 80,6 66,6

2.Себестоимость продукции, тыс.руб. 467949 475340 468418 469 -6922 100,1 98,5

З.Рентабельность реализации продукции, % 5,5 6,5 4,5 -1 -2 81,8 69,2

4.Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб. 90583,5 89941 89362 1221,5 -579 98,7 99,3

5.Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб. 213726 231634, 5 257538 43812 25903,5 120,5 111,2

6.Чистая прибыль, тыс. руб. 13945 17950 18368 4423 418 131,7 102

7.Рентабельность производства по чистой прибыли, % 2,8 3,5 3,7 0,9 0,2 132,1 105,7

По данным таблицы 1 прибыль от продаж в отчетном году уменьшилась на 6,6 % в сравнении с базисным и составила 21 865 тыс.руб, это сообщает о том, что поток денежных средств, поступающих на предприятие, иссякает. Причин уменьшения может быть множество: кризис, увеличение стоимости сырья и материалов, уменьшение спроса и т.д.

Следующий показатель - себестоимость продукции. Себестоимость продукции - это затраты на единицу или партию изготовленного продукта (товара), выполненную работу, услугу и на их реализацию. Сюда входят, к примеру, траты на: Сырье и материалы. Топливо, электроэнергию. Содержание оборудования, инструменты. Упаковку и тару. Заработную плату работникам, страховые взносы за них, социальные отчисления, компенсации, стимулирования, рабочую униформу, спецодежду. Амортизацию. Производитель должен знать себестоимость, чтобы понимать, прибыльно ли предприятие. Если выручка от продажи покрывает издержки на производство и реализацию, а прибыли нет, значит нужно что-то менять. Например, снижать траты на создание товаров. О том, как это сделать, поговорим чуть позже. Еще себестоимость реализуемой продукции определяет ценовую политику компании и влияет на покупную цену. Не любая трата компании формирует себестоимость [4].

Существует формула расчета (калькуляции) себестоимости продукции:

Себестоимость = Стоимость производства товара + Расходы на продажу, (1)

Формула выглядит просто, но на практике ее придется сделать развернутой, чтобы получить точный результат. Для этого нужно сложить расходы на: Полуфабрикаты; Основные материалы; Со-

Естественно-гуманитарные исследования № 38 (6), 2021_179

путствующие материалы; Транспорт; Электроэнергию; Сбыт; Зарплату (+ надбавки); Амортизацию; Непроизводственные издержки; Заводские и цеховые нужды.

В 2020 году показатель себестоимости продукции увеличился на 0,98 % и составил 468 418 тыс. руб. рост себестоимости продукции на данном предприятии обусловлен в основном повышением цен на потребленные ресурсы.

Реализация готовой продукции - это заключительный этап движения продукции в организации. Он направлен на увеличение доходов, сокращение товарных остатков, и, при необходимом уровне рентабельности, обеспечивает организацию прибылью. В течении всего исследуемого периода, значение данного показателя уменьшается, так в отчетном году в сравнении с базисным рентабельность реализации продукции составила 4,5 %.

Рентабельность реализации продукции может рассчитываться с использованием ряда формул. Выбор конкретной из них обусловлен целями анализа.

Так, общая рентабельность от продаж ^по) рассчитывается следующим образом:

Япо = Пп / В, (2)

где

Пп - прибыль от продаж;

В - выручка от продаж.

А для определения чистой рентабельности от продаж вместо показателя прибыли от продажи в числителе используется значение чистой прибыли за период [3].

Естественно, при прочих равных условиях повышение цены реализации единицы продукции ведет к росту рентабельности продаж.

Рентабельность - один из важнейших показателей, которые могут показать эффективность работы компании, направить внимание на слабые места и дать возможность скорректировать действия во всех направлениях. Но обо всём по порядку.

Показатель высчитывается в виде числового коэффициента - чем выше число, тем больше рентабельность фирмы.

Основных причин высчитать рентабельность, кроме того, о чём мы уже упомянули, несколько:

• чтобы суметь спрогнозировать прибыль следующего периода;

• чтобы была возможность сравнить показатели с конкурентами;

• чтобы была возможность обосновать инвестиции. Особенно важно это, когда в сделке участвует третье лицо, которое вкладывает свои деньги с целью получить прибыль в будущем;

• чтобы определить реальную рыночную стоимость компании. Часто используется при подготовке к продаже.

Таблица 2 - Анализ рентабельности предприятия

Наименование показателя рентабельности,% 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение Темпы роста, %

20/18 20/19 20/18 20/19

Общая рентабельность 2,8 3,5 3,7 0,9 0,2 132,1 105,7

Рентабельность основной деятельности 2,9 3,8 3,9 1 0,1 134,5 102,6

Рентабельность оборота продаж 5,5 6,5 4,5 -1 -2 81,8 69,2

Рентабельность активов 4,3 5,3 5,1 0,8 -0,2 118,6 96,2

Рентабельность производственных фондов 15,3 19,9 20,5 5,2 0,6 133,9 103,01

Рентабельность основных фондов 16,5 18,9 21,9 5,4 3 132,7 115,9

Экономическая рентабельность 4,2 5,1 4,9 0,7 -0,2 116,7 96,1

Финансовая рентабельность 5,8 7,1 6,5 0,7 -0,6 112,1 91,5

В процессе построения и последующей реализации алгоритма развития компании, крайне важно проводить мониторинг эффективности затраченных ресурсов и конечного результата, на основании которых делать заключение о возможности дальнейшего продолжения деятельности.

Рентабельность предприятия - один из основных экономических показателей, который способен показать прибыльность фирмы от своей деятельности (или предпринимателя). Расчёт рентабельности покажет - насколько обоснованным и выгодным является проект, или направление деятельности [1].

В рамках рассматриваемого интервала, общая рентабельность предприятия увеличивается с каждым годом, в 2019 году она составила 3,5, что на 0,9 больше чем в предыдущий год. Далее в 2019

году произошло увеличение данного показателя на 5,7 %, и в отчетном году общая рентабельность составила 3,7 %.

Рентабельность основной деятельности - коэффициент равный отношению чистой прибыли (или убытка) к затратам или выручке.

Рассчитывается на основе себестоимости затрат и конечного уровня прибыли, в частности:

• стоимость растрат на уровне управленческого отдела;

• себестоимость по коммерческим растратам;

• стоимость созданной продукции, работ и услуг.

Рентабельность основной деятельности, формула расчета:

Род = Прп / З, (3)

где

З - расходы компании;

Ппр - доход, вырученный от реализации продукции.

В процессе расчета в учет не берется временной фактор.

Рентабельность основной деятельности так же имеет тенденцию к увеличению в 2019 г. данный показатель составлял 3,8 %, а в следующем увеличился на 2,6 %

Экономическая рентабельность показывает величину прибыли, которую получит предприятие (организация) на единицу стоимости капитала (всех видов ресурсов организации в денежном выражении, независимо от источников финансирования). То есть эффективность использования всего имущества предприятия.

Это общий показатель, показывающий сколько прибыли организация получает в расчете на единицу стоимости (на 1 рубль) своего имущества. Уровень экономической рентабельности определяет размер выплаты дивидендов собственникам. Значение данного показателя в отчетном году составляет 4,9 %, что в сравнении с базисным меньше на 0,96 %.

Уровень и динамика показателя Экономическая рентабельность - главный объект внимания менеджеров компаний. Он аккумулирует в себе:

• структуру и движение всех видов производственных и финансовых ресурсов организации,

• издержек производства и обращения,

• размеры, структуру и соответствие рыночному спросу продукции или работ (услуг) [2].

Экономическая рентабельность отражает достигнутый в компании баланс экономических интересов внутренних и внешних участников бизнеса.

Следующий показатель - финансовая рентабельность. Финансовая рентабельность показывает эффективность средств, инвестируемых в бизнес. Она является одним из основных параметров, используемых при определении прибыли. Значения данного показателя в 2020 году составляют 6,5, что на 0,91 % меньше чем в предыдущем, где данный показатель составлял 7,1.

Чем выше ее значение, тем больший доход приносят вложенные средства. При отрицательной финансовой рентабельности у инвесторов появляются поводы задуматься о целесообразности будущих инвестиций. Однако, следует отметить, что нежелательны и слишком большие показатели. Это может свидетельствовать о финансовой неустойчивости бизнеса.

Источники:

1. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердни-

кова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 224 с.

2. Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочаров. - М.: СПб: Питер, 2016. - 432 с.

3. Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2017. - 880 с.

4. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: Учебное пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ,

2018. - 639 с.

5. Шуляк, П.Н. Управление финансами/ Учебное пособие - М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2019.-752с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Berdnikova, T.B. Analysis and diagnostics of the financial and economic activities of the enterprise /

T.B. Berdnikov. - M .: INFRA-M, 2015 .- 224 p.

2. Bocharov, V.V. Complex financial analysis / V.V. Bocharov. - M .: SPb: Peter, 2016 . - 432 p.

3. Vasilyeva, L. S. Financial analysis / L. S. Vasilyeva, M.V. Petrovskaya. - M .: KnoRus, 2017 . - 880 p.

4. Selezneva, N.N. Financial analysis: Textbook / N.N. Selezneva, A.F. Ionova. - M .: UNITI, 2018 . - 639 p.

5. Shulyak, P.N. Financial Management / Textbook - M .: Publishing house. House "Dashkov and K", 2019.-752 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.